Евангелие от Иоанна
Часть серии о |
Книги Новый Завет |
---|
Часть серии статей о |
Иоанн в Библии |
---|
Иоаннова литература |
Авторство |
Сопутствующая литература |
См. также |
Евангелие от Иоанна [а] ( Древнегреческий : Εὐαγγέλιον κατὰ Ἰωάννην , латинизированный : Euangélion katà Iōánnēn ) — четвертое из Нового Завета четырех канонических евангелий . Он содержит весьма схематичное описание служения Иисуса с семью «знамениями», кульминацией которых является воскрешение Лазаря (предвещающими воскресение Иисуса ), и семью беседами «Я есмь» (касающимися вопросов дебатов между церковью и синагогой в то время). состава) [3] кульминацией которого стало провозглашение Фомой воскресшего Иисуса «моим Господом и моим Богом». [4] В заключительных стихах Евангелия изложена его цель: «чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, вы имели жизнь во имя Его». [5] [6]
Иоанн достиг своей окончательной формы около 90–110 гг. [7] хотя он содержит признаки происхождения, относящиеся к 70 г. н. э., а возможно, и раньше. [8] Как и три других евангелия, оно анонимно, хотя нем назван неназванный « ученик, которого любил Иисус ». источником своих традиций в [9] [10] Скорее всего, оно возникло внутри « иоаннинской общины ». [11] [12] и – поскольку по стилю и содержанию они тесно связаны с тремя Иоанновыми посланиями – большинство ученых рассматривают эти четыре книги вместе с Книгой Откровения как единый корпус Иоанновой литературы , хотя и написанный не одним и тем же автором. [13]
Авторство
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Евангелие от Иоанна, как и все Евангелия, анонимно. [14] Иоанна 21:22 [15] упоминает ученика, которого любил Иисус , и Иоанна 21: 24–25. [16] говорит: «Это тот ученик, который свидетельствует о сем и написал это, и мы знаем, что свидетельство его истинно». [11] Раннехристианская традиция, впервые обнаруженная у Иринея ( ок. 130 – ок. 202 г. н.э.), отождествляла этого ученика с апостолом Иоанном , но большинство ученых отказались от этой гипотезы или придерживаются ее лишь незначительно; [17] Для этого вывода есть множество причин, включая, например, тот факт, что Евангелие написано на хорошем греческом языке и отражает сложную теологию, и поэтому маловероятно, что оно было работой простого рыбака. [18] Скорее, эти стихи подразумевают, что суть Евангелия опирается на свидетельство (возможно, письменное) «ученика, свидетельствующего», собранное, сохраненное и преобразованное сообществом последователей («мы» отрывка). и что один-единственный последователь («Я») переработал этот материал и, возможно, добавил последнюю главу и другие отрывки, чтобы создать окончательное Евангелие. [11] Большинство ученых оценивают окончательную форму текста примерно в 90–110 годах нашей эры. [7] Учитывая его сложную историю, возможно, было более одного места написания, и, хотя автор был знаком с еврейскими обычаями и традициями, их частые разъяснения их подразумевают, что они писали для смешанного еврейско-языческого или еврейского контекста за пределами Палестины . [ нужна ссылка ]
Автор, возможно, использовал «источник знамений» (сборник чудес) для глав 1–12, «источник страстей» для истории ареста и распятия Иисуса и «источник высказываний» для бесед, но эти гипотезы много обсуждаются. [19] Автор, похоже, знал какую-то версию Марка и Луки, поскольку Иоанн разделяет с ними некоторый словарный запас и группы событий, расположенных в том же порядке: [20] [21] но ключевые термины в этих евангелиях отсутствуют или почти отсутствуют, а это означает, что, если бы автор знал их, он мог бы свободно писать независимо. [21] Еврейские писания были важным источником. [22] с 14 прямыми цитатами (против 27 у Марка, 54 у Матфея, 24 у Луки), и их влияние значительно возрастает, когда включены аллюзии и отголоски, [23] но большинство прямых цитат Иоанна не совсем согласуются ни с одной известной версией еврейских писаний. [24] Недавние аргументы Ричарда Бокэма и других о том, что Джон сохраняет показания очевидцев, не получили всеобщего признания. [25] [26]
Место действия: дебаты в сообществе Иоаннов.
[ редактировать ]На протяжении большей части 20-го века ученые интерпретировали Евангелие от Иоанна в рамках парадигмы гипотетической « иоаннинской общины ». [27] это означает, что считалось, что он произошел от христианской общины конца I века, отлученной от еврейской синагоги (вероятно, имеется в виду еврейская община) [28] из-за своей веры в Иисуса как обещанного мессию. [29] Эта интерпретация, согласно которой сообщество рассматривалось как по существу сектантское и находящееся вне основного направления раннего христианства, все чаще подвергалась сомнению в первые десятилетия 21 века. [30] и в настоящее время ведутся серьезные споры по поводу социального, религиозного и исторического контекста Евангелия. [31] Тем не менее, иоанническая литература в целом (состоящая из Евангелия, трех Иоанновых посланий и Откровения) указывает на общину, отличающуюся от еврейской культуры, из которой она возникла, и одновременно культивирующую глубокую преданность Иисусу как окончательному откровению. Бога, с которым они находились в тесном контакте через Параклета . [32]
Структура и содержание
[ редактировать ]Большинство ученых видят в Евангелии от Иоанна четыре раздела: пролог (1:1–18); отчет о служении, часто называемый « Книгой знамений » (1:19–12:50); рассказ о последней ночи Иисуса со своими учениками, а также о страстях и воскресении, иногда называемый Книгой Славы. [33] или Книга Возвышения (13:1–20:31); [34] и заключение (20:30–31); к ним добавлен эпилог, который, по мнению большинства ученых, не был частью оригинального текста (глава 21). [33] Разногласия действительно существуют; некоторые ученые, в том числе Бокэм, утверждают, что 21-я глава Иоанна была частью оригинального труда. [35]
- Пролог сообщает читателям об истинной личности Иисуса, Слова Божьего, через которое был создан мир и который принял человеческий облик; [36] он пришел к иудеям и иудеи отвергли его, но «всем принявшим его (кругу верующих христиан), уверовавшим во имя его, он дал власть стать детьми Божиими». [37]
- Книга знамений (служение Иисуса): Иисус призывает своих учеников и начинает свое земное служение. [38] Он путешествует с места на место, информируя своих слушателей о Боге-Отце в долгих беседах, предлагая вечную жизнь всем, кто поверит, и совершая чудеса, доказывающие подлинность его учения, что создает напряженность в отношениях с религиозными властями (проявившуюся еще в 5 вв.). :17–18), которые решают, что его необходимо устранить. [38] [39]
- Книга Славы рассказывает о возвращении Иисуса к своему небесному отцу: в ней рассказывается, как он готовит своих учеников к жизни без своего физического присутствия и своей молитвы за себя и за них, за которой следуют его предательство, арест, суд, распятие и послевоскресение. выступления. [39]
- В заключении изложена цель Евангелия, которая заключается в том, чтобы «вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веря, вы могли иметь жизнь во имя Его». [5]
- В главе 21, дополнении, рассказывается о явлениях Иисуса после воскресения в Галилее, чудесном ловле рыбы , пророчестве о распятии Петра и судьбе любимого ученика . [5]
Структура весьма схематична: есть семь «знамений», кульминацией которых является воскрешение Лазаря (предвещающих воскресение Иисуса ), и семь высказываний и речей «Я есмь», кульминацией которых является провозглашение Фомой воскресшего Иисуса «Господом моим и моим Господом». Бог» (тот же титул, dominus et deus , на который претендовал император Домициан , указание на дату составления). [4]
Теология
[ редактировать ]христология
[ редактировать ]Ученые сходятся во мнении, что, хотя Евангелие от Иоанна явно рассматривает Иисуса как божество, оно столь же явно подчиняет его единому Богу. [41] По мнению Джеймса Данна , эта христология описывает не субординационистские отношения, а, скорее, авторитет и действительность «откровения» Отца Сына, преемственность между Отцом и Сыном. Данн считает, что это должно служить христологии Логоса. [42] в то время как другие (например, Эндрю Локи Джона ) видят в этом связь с темой воплощения . [43] Идея Троицы развивалась лишь медленно благодаря слиянию еврейского монотеизма и идеи мессии, греческих идей об отношениях между Богом, миром и Спасителем-посредником и египетской концепции трехчастной божественности. [44] Но хотя развитое учение о Троице не выражено явно в книгах, составляющих Новый Завет , Новый Завет обладает троичным пониманием Бога. [45] и содержит ряд тринитарных формул . [46] [47] «Высокая христология» Иоанна изображает Иисуса как божественного и предсуществовавшего, защищает его от заявлений евреев о том, что он «делает себя равным Богу». [48] [49] и открыто говорит о своей божественной роли и повторяет слова Яхве « Я Есть то, что Я Есть » семью « Я Есть ». собственными заявлениями [50] [б] есть такой акцент В то же время у Луки на физической непрерывности воскресшего тела Иисуса, когда Иисус говорит Фоме : «Положи свой палец сюда; посмотри на мои руки. Протяни свою руку и положи ее мне в бок. Перестань сомневаться и полагать." [58] [59]
Логотипы
[ редактировать ]В прологе Евангелие называет Иисуса Логосом или Словом. В древнегреческой философии термин «логос» означал принцип космического разума. [60] В этом смысле оно было похоже на еврейскую концепцию Мудрости , спутницы Бога и близкого помощника в творении. [61] Эллинистический еврейский философ Филон объединил эти две темы, когда описал Логос как Божьего создателя и посредника в материальном мире. По мнению Стивена Харриса , Евангелие адаптировало описание Логоса, данное Филоном, применив его к Иисусу, воплощению Логоса. [62]
Другая возможность состоит в том, что название «логос» основано на концепции божественного Слова, найденной в Таргумах (арамейский перевод/толкование, читаемое в синагоге после чтения Еврейских Писаний). В Таргумах (все они датируются первым веком, но свидетельствуют о сохранении раннего материала) концепция божественного Слова использовалась аналогично Филону, а именно для взаимодействия Бога с миром (начиная с творения) и особенно со своим народом. Израиль, например, был спасен из Египта действием «Слова Господня » , и и Филон, и Таргумы представляют Слово, проявленное между херувимами и Святым Святых. [63]
Крест
[ редактировать ]Изображение смерти Иисуса у Иоанна уникально среди всех Евангелий. Похоже, что он не опирается на виды теологии искупления, указывающие на заместительную жертву. [64] а скорее представляет смерть Иисуса как его прославление и возвращение к Отцу. Точно так же три «предсказания страстей» в синоптических Евангелиях [65] заменены тремя случаями, когда Иисус объясняет, как он будет превознесен или «вознесен». [66] Глагол «возвысился» ( древнегреческий : ὑψωθῆναι , hypsōthēnai ) отражает двусмысленность , действующую в теологии креста Иоанна, поскольку Иисус одновременно физически возносится над землей при распятии , но также, в то же время, превозносится и прославленный. [67]
Таинства
[ редактировать ]и как часто Ученые расходятся во мнениях относительно того, ссылается ли Иоанн на таинства , но современное мнение ученых состоит в том, что таких возможных упоминаний очень мало, и что если они существуют, то они ограничиваются крещением и Евхаристией . [68] нет установления Евхаристии Фактически, в рассказе Иоанна о Тайной вечере (оно заменено Иисусом, омывающим ноги своим ученикам), и нет текста Нового Завета, который однозначно связывал бы крещение с возрождением. [69]
Индивидуализм
[ редактировать ]По сравнению с синоптическими евангелиями Иоанн явно индивидуалистичен в том смысле, что в нем больше внимания уделяется отношению человека к Иисусу, чем корпоративной природе Церкви. [70] [71] Во многом это достигается за счет неизменно уникальной грамматической структуры различных афористических высказываний Иисуса. [70] [с] У Иоанна явно отсутствует акцент на переходе верующих в новую группу после их обращения. [70] и есть тема «личной взаимосвязи», то есть близких личных отношений между верующим и Иисусом, в которых верующий «пребывает» в Иисусе, а Иисус в верующем. [71] [70] [д] Индивидуалистические тенденции Иоанна могли бы породить реализованную эсхатологию, достигаемую на уровне отдельного верующего, но эта реализованная эсхатология призвана не заменить «ортодоксальные», футуристические эсхатологические ожидания, а быть «лишь [их] коррелятом». [72]
Иоанн Креститель
[ редактировать ]Рассказ Иоанна Крестителя отличается от рассказа синоптических евангелий. В этом Евангелии Иоанн не назван «Крестителем». [73] Служение Иоанна Крестителя совпадает со служением Иисуса ; его крещение Иисуса прямо не упоминается, но его свидетельство об Иисусе недвусмысленно. [73] Евангелист почти наверняка знал историю крещения Иисуса Иоанном и использовал ее в богословских целях. [74] Он подчиняет Иоанна Иисусу, возможно, в ответ на мнение членов секты Иоанна, которые считали движение Иисуса ответвлением своего собственного движения. [75]
В Евангелии от Иоанна Иисус и его ученики отправляются в Иудею в начале служения Иисуса, до того как Иоанн Креститель был заключен в тюрьму и казнен Иродом Антипой . Он возглавляет служение крещения, большее, чем собственное служение Иоанна. Семинар Иисуса оценил этот отчет как черный, не содержащий исторически достоверной информации. [76] По мнению библейских историков, присутствовавших на семинаре «Иисус», Иоанн, вероятно, имел большее присутствие в общественном сознании, чем Иисус. [77]
Гностицизм
[ редактировать ]В первой половине 20 века многие учёные, особенно Рудольф Бультман , утверждали, что Евангелие от Иоанна имеет общие элементы с гностицизмом . [75] Христианский гностицизм не получил полного развития до середины II века, поэтому протоправославные христиане II века сосредоточили много усилий на его изучении и опровержении. [78] Сказать, что Евангелие от Иоанна содержало элементы гностицизма, — значит предположить, что гностицизм развился до уровня, требующего от автора реакции на него. [79] Бультманн, например, утверждал, что первая тема Евангелия от Иоанна, существовавший ранее Логос, наряду с Иоанновой двойственностью света и тьмы, изначально были гностическими темами, которые перенял Иоанн. Другие ученые (например, Рэймонд Э. Браун ) утверждали, что существовавшая ранее тема Логоса возникает из более древних еврейских писаний в восьмой главе Книги Притчей и была полностью развита как тема эллинистического иудаизма Филоном Иудеем . [80] Обнаружение свитков Мертвого моря в Кумране подтвердило еврейскую природу этих концепций. [81] Эйприл Деконик предложила прочитать Иоанна 8:56 в поддержку гностического богословия. [82] но недавние исследования поставили под сомнение ее чтение. [83]
Гностики читали Иоанна, но интерпретировали его иначе, чем негностики. [84] Гностицизм учил, что спасение приходит от гнозиса , тайного знания, и гностики видели в Иисусе не спасителя, а открывателя знания. [85] Евангелие учит, что спасения можно достичь только через явленную мудрость, а именно веру в Иисуса (буквально веру в него ). [86] Представление Иоанна о сверхъестественном спасителе, обещавшем вернуться и забрать тех, кто верил в него, в небесное жилище, можно было бы вписать в гностические взгляды. [87] Было высказано предположение, что сходство между Евангелием от Иоанна и гностицизмом может происходить из общих корней в еврейской апокалиптической литературе . [88]
Сравнение с другими произведениями
[ редактировать ]Синоптические евангелия и литература Павла
[ редактировать ]Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических евангелий по подбору материала, богословской направленности, хронологии и литературному стилю, причем некоторые его неточности доходят до противоречий. [89] Ниже приведены некоторые примеры их различий только в одной области — в материале, который они включают в свои повествования: [90]
Материал, уникальный для синоптических евангелий. | Материал, уникальный для четвертого Евангелия |
---|---|
Сюжетные притчи | Символические дискурсы |
Логия и Крея | Диалоги и монологи |
Мессианская тайна | Откровенный мессианизм |
Саддукеи, старейшины, законники | « Евреи » |
Вечеря Господня | Омовение ног |
Евангелие Царства | Духовное возрождение |
Последовательная эсхатология Оливетского дискурса | Реализованная эсхатология прощального разговора |
Иоанн крестит Иисуса | Иоанн свидетельствует об Иисусе |
Экзорцизм демонов | Воскрешение Лазаря |
Аид и геенна | Никакого понятия и упоминания об аде. |
Рождество Иисуса | «Гимна Слову» Пролог |
Генеалогия Иисуса | « Единородный бог » |
Искушение Иисуса | Агнец Божий |
Нагорная проповедь | Семь деклараций «Я Есть» |
Преображение Иисуса | Обещание Параклета |
Вознесение Иисуса | Сомневающийся Томас |
У синоптиков служение Иисуса занимает один год, а у Иоанна — три, о чем свидетельствуют упоминания о трех Пасхах. События не все в одном и том же порядке: дата распятия другая, как и время помазания Иисуса в Вифании и очищения Храма , которое происходит в начале служения Иисуса, а не ближе к его концу. [91]
Многие события из Евангелия от Иоанна, такие как свадьба в Кане, встреча Иисуса с самаритянкой у колодца и воскрешение Лазаря , не имеют параллелей в синоптиках, и большинство ученых полагают, что автор почерпнул их из независимого источника под названием « Знаки Евангелия », речи Иисуса из второго источника «дискурса», [92] [21] и пролог из раннего гимна. [93] В Евангелии широко используются еврейские Священные Писания: [92] Иоанн цитирует их напрямую, ссылается на важные фигуры из них и использует их повествования в качестве основы для некоторых бесед. Автор также был знаком с нееврейскими источниками: например, Логос пролога (Слово, которое с Богом от начала творения) был заимствован как из еврейской концепции Госпожи Мудрости, так и из греческих философов Иоанна Глава 6 намекает не только на исход, но и на греко-римские мистические культы, а глава Иоанна 4 намекает на самаритянские мессианские верования. [94]
Иоанну не хватает сцен из синоптиков, таких как крещение Иисуса, [95] призвание Двенадцати, изгнание нечистой силы, притчи и Преображение. И наоборот, он включает сцены, которых нет в синоптиках, в том числе превращение Иисуса воды в вино на свадьбе в Кане, воскресение Лазаря, омовение ног своих учеников Иисусом и многочисленные посещения Иерусалима. [91]
В четвертом Евангелии мать Иисуса Мария упоминается в трех отрывках, но не упоминается по имени. [96] [97] Иоанн утверждает, что Иисус был известен как «сын Иосифа » в 6:42 . [98] Для Иоанна город происхождения Иисуса не имеет значения, поскольку он пришел из-за пределов этого мира, от Бога-Отца . [99]
Хотя Иоанн не упоминает прямо о крещении Иисуса, [95] [91] он цитирует описание Иоанна Крестителя сошествия Святого Духа в виде голубя , как это произошло при крещении Иисуса у синоптиков. [100] [101] Основные синоптические речи Иисуса отсутствуют, в том числе Нагорная проповедь и Елеонская речь . [102] и изгнание демонов не упоминается. [95] [103] Иоанн не перечисляет Двенадцать учеников и называет по крайней мере одного ученика, Нафанаила , имя которого не встречается в синоптиках. Томасу дается личность, выходящая за рамки простого имени, и его называют « Сомневающийся Томас ». [104]
Иисус отождествляется со Словом (« Логос »), а Слово отождествляется с теосом («бог» по-гречески); [105] Синоптики не делают такого отождествления. [106] У Марка Иисус призывает своих учеников хранить в тайне свою божественность, но у Иоанна он очень открыто обсуждает это, даже называя себя «Я ЕСМЬ» - титул, который Бог дает себе в Исходе при самооткровении Моисею . У синоптиков главной темой является Царство Божие и Царство Небесное (последнее конкретно у Матфея), тогда как тема Иоанна — Иисус как источник вечной жизни, а Царство упоминается лишь дважды. [91] [103] В отличие от синоптического ожидания Царства (используя термин parousia , что означает «пришествие»), Иоанн представляет более индивидуалистическую, реализованную эсхатологию . [107] [и]
У синоптиков цитаты Иисуса обычно даются в форме коротких, содержательных высказываний; у Иоанна часто приводятся более длинные цитаты. Словарный запас также отличается и наполнен богословским смыслом: у Иоанна Иисус творит не «чудеса», а «знамения», раскрывающие его божественную личность. [91] Большинство ученых считают, что Иоанн не содержит никаких притч . Скорее, он содержит метафорические истории или аллегории , такие как истории о Добром Пастыре и Истинной Лозе , в которых каждый элемент соответствует определенному человеку, группе или предмету. Другие ученые рассматривают такие истории, как женщина, рожающая ребенка. [109] или умирающее зерно [110] быть притчами. [ф]
По мнению синоптиков, арест Иисуса был реакцией на очищение храма; по словам Иоанна, оно было вызвано воскрешением Лазаря. [91] Фарисеи , изображаемые в синоптических евангелиях более единообразными законниками и настроенными против Иисуса , изображаются резко разделенными; они часто спорят. Некоторые, такие как Никодим , даже заходят так далеко, что хотя бы частично сочувствуют Иисусу. Считается, что это более точное историческое изображение фарисеев, которые сделали дебаты одним из принципов своей системы убеждений. [111]
Вместо общинного акцента в литературе Павла Иоанн подчеркивает личные отношения человека с Богом. [70]
Иоаннова литература
[ редактировать ]Евангелие от Иоанна и три послания Иоанна демонстрируют большое сходство в богословии и стиле; Книга Откровения также традиционно связана с ними, но отличается от Евангелия и посланий по стилю и даже теологии. [112] Письма были написаны позже Евангелия, и хотя Евангелие отражает разрыв между христианами-иоаннатами и иудейской синагогой, в письмах распадается сама община иоаннанов («Они вышли от нас, но не были от нас; ибо если бы они были из нас, то остались бы с нами, но вышли...» – 1 Иоанна 2:19). [113] Это отделение произошло из-за христологии , «познания Христа», или, точнее, понимания природы Христа, поскольку те, кто «выходил», не решались отождествлять Иисуса с Христом, преуменьшая значение земного служения и отрицая спасительное значение Смерть Иисуса на кресте. [114] Послания выступают против этой точки зрения, подчеркивая вечное существование Сына Божия, спасительную природу Его жизни и смерти и другие элементы евангельской «высокой» христологии. [114]
Историческая достоверность
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2021 г. ) |
Учение Иисуса в синоптиках сильно отличается от учения Иоанна. Начиная с XIX века ученые почти единогласно признали, что беседы Иоанна менее исторические, чем синоптические притчи, и, вероятно, были написаны для богословских целей. [115] Тем не менее, они в целом согласны с тем, что Иоанн не лишен исторической ценности. Некоторые потенциальные ценные моменты включают раннее происхождение некоторых Иоанновых материалов, топографические ссылки на Иерусалим и Иудею , распятие Иисуса, произошедшее перед праздником Опресноков, и его арест в саду , произошедший после сопутствующего обсуждения еврейских властей. [116] [117] [118]
Недавние ученые выступили за более благоприятную переоценку исторической ценности Евангелия от Иоанна и его важности для реконструкции исторического Иисуса на основе недавних археологических и литературных исследований. [119] [120]
Представительства
[ редактировать ]Евангелие изображалось в живых повествованиях и драматизировалось в постановках, сценках , пьесах и страстных пьесах , а также в кино. Самым последним подобным изображением является фильм 2014 года «Евангелие от Иоанна » режиссера Дэвида Бэтти, рассказанный Дэвидом Хэрвудом и Брайаном Коксом , с Сельвой Расалингам в роли Иисуса. [ нужно обновить ] Фильм 2003 года «Евангелие от Иоанна» был снят Филипом Сэвиллом и рассказан Кристофером Пламмером , с Генри Яном Кьюсиком в роли Иисуса.
Части Евангелия положены на музыку. Одним из таких сеттингов является силовой гимн Стива Уорнера «Иди и смотри», написанный к 20-летию Альянса католического образования и включающий лирические фрагменты, взятые из « Книги знамений» . Кроме того, некоторые композиторы сделали настройки Страстей , как они изображены в Евангелии, в первую очередь Иоганна Себастьяна Баха , «Страсти по Иоанну» хотя некоторые из его стихов взяты из Матфея .
См. также
[ редактировать ]- Авторство произведений Иоанна
- Хронология Иисуса
- Эгертонское Евангелие
- Прощальный разговор
- Теология свободной благодати
- Евангельская гармония
- Последнее Евангелие
- Список библейских стихов, не включенных в современные переводы
- Список Евангелий
- Реформатское христианство
- Текстовые варианты в Евангелии от Иоанна
Примечания
[ редактировать ]- ^ Книгу иногда называют Евангелием от Иоанна или просто Иоанном. [1] (что также является наиболее распространенной формой аббревиатуры). [2]
- ^ Заявления:
- «Я хлеб жизни » [51]
- «Я свет миру » [52]
- «Я ворота для овец» [53]
- «Я добрый пастырь » [54]
- «Я есть воскресение и жизнь» [55]
- «Я есть путь, истина и жизнь » [56]
- «Я истинная лоза ». [57]
- ^ Bauckham 2015a противопоставляет постоянное использование Джоном третьего лица единственного числа («Тот, кто...»; «Если кто-то...»; «Все, кто...»; «Кто бы...»; «Никто...» .») с альтернативными конструкциями третьего лица множественного числа, которые мог бы использовать автор («Те, кто...»; «Все те, кто...» и т. д.). Он также отмечает, что единственное исключение встречается в прологе, служащем повествовательной цели, тогда как более поздние афоризмы выполняют «параэнетическую функцию».
- ↑ См . Иоанна 6:56 , 10:14–15 , 10:38 и 14:10, 17, 20 и 23 .
- ^ Реализованная эсхатология — христианская эсхатологическая теория, популяризированная Ч. Х. Доддом (1884–1973). Он утверждает, что эсхатологические отрывки Нового Завета относятся не к будущим событиям, а к служению Иисуса и его вечному наследию. [108] Другими словами, он утверждает, что христианские эсхатологические ожидания уже осуществились или исполнились.
- ^ См. Циммерманн, 2015 , стр. 333–60.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Библия ESV Pew . Уитон, Иллинойс: Crossway. 2018. с. 886. ИСБН 978-1-4335-6343-0 . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года.
- ^ «Сокращения библейских книг» . Программное обеспечение Logos Bible . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Линдарс 1990 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уизерингтон 2004 , с. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эдвардс 2015 , с. 171.
- ^ Беркетт 2002 , с. 215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линкольн 2005 , с. 18.
- ^ Хендрикс 2007 , с. 147.
- ^ Красноватый 2011 , стр. 13.
- ^ Беркетт 2002 , с. 214.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Красноватый 2011 , с. 41.
- ^ Байнум 2012 , с. 15.
- ^ Харрис 2006 , с. 479.
- ^ О'Дэй 1998 , с. 381.
- ^ Иоанна 21:22
- ^ Иоанна 21: 24–25.
- ^ Линдарс, Эдвардс и Корт 2000 , стр. 41.
- ^ Келли 2012 , с. 115.
- ^ Красноватый 2011 , с. 187–188.
- ^ Линкольн 2005 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фредриксен 2008 , без страниц.
- ^ Валантасис, Блейл и Хо 2009 , стр. 14.
- ^ Ю Чуй Сян Лау 2010 , стр. 159.
- ^ Менкен 1996 , с. 11–13.
- ^ Ева 2016 , с. 135.
- ^ Портер и Фэй 2018 , с. 41.
- ^ Лэмб 2014 , с. 2.
- ^ Уртадо 2005 , с. 70.
- ^ Кёстенбергер 2006 , с. 72.
- ^ Лэмб 2014 , с. 2-3.
- ^ Байнум 2012 , с. 7,12.
- ^ Аттридж 2008 , с. 125.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Молони 1998 , с. 23.
- ^ Кёстенбергер 2015 , с. 168.
- ^ Бокэм 2008 , с. 126.
- ^ Аун 2003 , с. 245.
- ^ Аун 2003 , с. 246.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван дер Ватт 2008 , стр. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крузе 2004 , с. 17.
- ^ Орсини, Паскуале и Вилли Кларисс (2012). «Ранние рукописи Нового Завета и их даты: критика теологической палеографии» , в: Ephemerides Theologicae Lovanienses 88/4 (2012), стр. 443-474, стр. 470 : «...Таб. 1, 𝔓 52 , 125-175 гг. н.э., Орсини-Кларисса..."
- ^ Уртадо 2005 , с. 53.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. (2015). Ни еврей, ни грек: оспариваемая идентичность (Христианство в становлении, Том 3) (на арабском языке). Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 353. ИСБН 978-1-4674-4385-2 .
- ^ Локи, Эндрю. «Загадочная модель воплощения». Издательство Эшгейт, 2014, с. 28–30
- ^ Хиллар 2012 , стр. 132.
- ^ Уртадо 2010 , стр. 99–110.
- ^ Январь 2013 г. , с. 99.
- ^ Январь, архимандрит (9 марта 2013 г.) [2003]. «Элементы триадологии в Новом Завете». В Стюарте, Мелвилле Ю. (ред.). Троица: Диалог Восток/Запад . Том 24 исследований по философии и религии. Дордрехт: Springer Science & Business Media (опубликовано в 2013 г.). п. 100. ИСБН 978-94-017-0393-2 . Проверено 21 декабря 2021 г.
Тринитарные формулы можно найти в книгах Нового Завета, таких как 1 Петра 1:2; и 2 Кор. 13:13. Но формула, использованная Иоанном-провидцем, уникальна. Возможно, это показывает первоначальную адаптацию Иоанном двойственной формулы Павла.
- ^ Иоанна 5:18
- ^ Уртадо 2005 , с. 51.
- ^ Харрис 2006 , стр. 302–10.
- ^ 6:35
- ^ 8:12
- ^ 10:7
- ^ 10:11
- ^ 11:25
- ^ 14:6
- ^ 15:1
- ^ Куллманн 1965 , с. 11.
- ^ Иоанна 20:27
- ^ Грин 2004 , с. р37-.
- ^ Данн 2015 , с. 350-351.
- ^ Харрис 2006 , стр. 302–310.
- ^ Роннинг 2010 .
- ^ Марка 10:45 , Римлянам 3:25.
- ^ Марка 8:31 , Марка 9:31 , Марка 10:33–34 и гл.
- ^ Иоанна 3:14 , Иоанна 8:28 , Иоанна 12:32 .
- ^ Кысар 2007а , с. 49–54.
- ^ Бокхэм 2015b , с. 83–84.
- ^ Бокхэм 2015b , с. 89,94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бокэм 2015а .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Молд 1962 , с. 172.
- ^ Молд 1962 , с. 174.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кросс и Ливингстон 2005 .
- ^ Барретт 1978 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрис 2006 .
- ^ Фанк 1998 , стр. 365–440.
- ^ Фанк 1998 , с. 268.
- ^ Олсон 1999 , с. 36.
- ^ Кисар 2005 , стр. 88 и далее.
- ^ Браун 1997 .
- ^ Чарльзуорт 2010 , с. 42.
- ^ Деконик 2016 , стр. 13-.
- ^ Ллевелин, Робинсон и Васселл, 2018 , стр. 14–23.
- ^ Мост 2005 , стр. 121 и далее.
- ^ Скарсауне 2008 , стр. 247 и далее.
- ^ Линдарс 1990 , с. 62.
- ^ Браун 1997 , с. 375.
- ^ Ковач 1995 .
- ^ Бердж 2014 , стр. 236–237.
- ^ Кестенбергер 2013 , с. без разбивки на страницы
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бердж 2014 , стр. 236–37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнхарц 2017 , с. 168.
- ^ Перкинс 1993 , с. 109.
- ^ Рейнхарц 2017 , с. 171.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Funk & Hoover 1993 , стр. 1–30.
- ^ Уильямсон 2004 , с. 265.
- ^ Майклс 1971 , с. 733.
- ^ Иоанна 6:42
- ^ Фредриксен 2008 .
- ^ Занциг 1999 , с. 118.
- ^ Браун 1988 , стр. 25–27.
- ^ Пейджелс 2003 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томпсон 2006 , стр. 184.
- ^ Мост 2005 , с. 80.
- ^ Эрман 2005 .
- ^ Карсон 1991 , с. 117.
- ^ Молд 1962 , стр. 172–74.
- ^ Лэдд и Хагнер 1993 , с. 56.
- ^ Иоанна 16:21
- ^ Иоанна 12:24
- ^ Нойснер 2003 , с. 8.
- ^ Ван дер Ватт 2008 , стр. 1.
- ^ Молони 1998 , с. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уотсон 2014 , с. 112.
- ^ Сандерс 1995 , стр. 57, 70–71.
- ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 36–37.
- ^ Браун, Фитцмайер и Мерфи 1999 , стр. 815, 1274.
- ^ Браун 1994 .
- ^ Чарльзворт и Прушинский 2019 , стр. 1–3.
- ^ Бломберг 2023 , стр. 179 и далее.
Источники
[ редактировать ]- Атридж, Гарольд В. (2008). «Часть II: Движения Иисуса – Иоанново христианство» . В Митчелле, Маргарет М .; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Кембриджская история христианства, Том 1: Истоки до Константина . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 125–143. дои : 10.1017/CHOL9780521812399.008 . ISBN 978-1-139-05483-6 .
- Ауне, Дэвид Э. (2003). «Иоанн, Евангелие». Вестминстерский словарь Нового Завета и раннехристианской литературы и риторики . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21917-8 .
- Барретт, СК (1978). Евангелие от Иоанна: Введение с комментариями и примечаниями к греческому тексту (2-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-22180-5 .
- Бартон, Стивен К. (2008). Бокэм, Ричард ; Моссер, Карл (ред.). Евангелие от Иоанна и христианское богословие . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2717-3 .
- Бокэм, Ричард (2008). «Четвертое Евангелие как свидетельство любимого ученика» . В Бокэме, Ричард; Моссер, Карл (ред.). Евангелие от Иоанна и христианское богословие . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2717-3 .
- Бокэм, Ричард (2007). Свидетельство любимого ученика: повествование, история и богословие в Евангелии от Иоанна . Бейкер. ISBN 978-0-8010-3485-5 .
- Бокэм, Ричард (2015a). Евангелие славы: основные темы Иоаннова богословия . Гранд-Рапидс: Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-2708-9 .
- Бокэм, Ричард (2015b). «Таинства и Евангелие от Иоанна» . В Боерсме, Ганс; Леверинг, Мэтью (ред.). Оксфордский справочник по сакраментальному богословию . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-163418-5 .
- Блэк, К. Клифтон; Смит, Д. Муди; Спиви, Роберт А., ред. (2019) [1969]. «Иоанн: Евангелие славы Иисуса» . Анатомия Нового Завета (8-е изд.). Миннеаполис : Фортресс Пресс . стр. 129–156. дои : 10.2307/j.ctvcb5b9q.15 . ISBN 978-1-5064-5711-6 . OCLC 1082543536 . S2CID 242455133 .
- Бломберг, Крейг (2011). Историческая достоверность Евангелия от Иоанна . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-3871-4 .
- Бломберг, Крейг Л. (2023). Иисус-Очиститель: Евангелие от Иоанна и четвертый поиск исторического Иисуса . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4934-3996-6 .
- Бургель, Джонатан (2018). «Иоанна 4: 4–42: Определение образа жизни между евреями и самаритянами» . Журнал богословских исследований . 69 (1): 39–65. дои : 10.1093/jts/flx215 .
- Браун, Раймонд Э. (1966). Евангелие от Иоанна, Том 1 . Якорная библейская серия. Том. 29. Даблдей. ISBN 978-0-385-01517-2 .
- Браун, Раймонд Э. (1988). Евангелие и послания Иоанна: краткий комментарий . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-1283-5 .
- Браун, Раймонд Э. (1994). Смерть Мессии: от Гефсимании до могилы: комментарий к повествованиям о страстях в четырех Евангелиях . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-14009-5 .
- Браун, Раймонд Э. (1997). Введение в Новый Завет . Нью-Йорк: Якорная Библия. ISBN 0-385-24767-2 .
- Браун, Раймонд Э .; Фицмайер, Джозеф А .; Мерфи, Роланд Эдмунд (1999). Библейский комментарий Нового Иеронима . Прентис Холл. ISBN 978-0-13-859836-5 .
- Бердж, Гэри М. (2014). «Евангелие от Иоанна» . В Эвансе, Крейг А. (ред.). Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа . Рутледж. ISBN 978-1-317-72224-3 .
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7 .
- Байнум, У.М. Рэндольф (2012). Четвертое Евангелие и Священные Писания: разъяснение формы и значения цитирования Священных Писаний в Иоанна 19:37 . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-22843-6 .
- Карсон, Д.А. (1991). Комментарий к Новому Завету «Столп: Евангелие от Иоанна» . Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс.
- Карсон, Д.А.; Му, Дуглас Дж. (2009). Введение в Новый Завет . Христианское издательство ХарперКоллинз. ISBN 978-0-310-53955-1 .
- Чарльзворт, Джеймс Х. (2010). «Исторический Иисус в Четвертом Евангелии: смена парадигмы?» (PDF) . Журнал изучения исторического Иисуса . 8 (1): 3–46. дои : 10.1163/174551909X12607965419559 . ISSN 1476-8690 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 сентября 2020 г.
- Чарльзворт, Джеймс Х.; Прушинский, Джолион Г.Р., ред. (2019). Исследования Иисуса: Евангелие от Иоанна в исторических исследованиях . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-68135-5 .
- Чилтон, Брюс; Нойснер, Джейкоб (2006). Иудаизм в Новом Завете: практики и убеждения . Рутледж. ISBN 978-1-134-81497-8 .
- Комбс, Уильям В. (1987). «Наг-Хаммади, гностицизм и толкование Нового Завета» . Богословский журнал Благодати . 8 (2): 195–212. Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- Калпеппер, Р. Алан (2011). Евангелие и послания Иоанна . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-5005-2 .
- Кросс, Флорида ; Ливингстон, Элизабет А. , ред. (2005). «Иоанн, Евангелие от св.» . Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Куллманн, Оскар (1965). «Бессмертие души или воскресение мертвых». В Стендале, Кристер (ред.). Бессмертие и воскресение . Общество библейской литературы . стр. 9–53. ISBN 978-0020895206 .
- Деконик, апрель Д. (2016 г.). «Кто скрывается в Евангелии от Иоанна? Переосмысление Иоаннова богословия и корни гностицизма» . В Деконике, Эйприл Д.; Адамсон, Грант (ред.). Истории скрытого Бога: сокрытие и откровение в западных гностических, эзотерических и мистических традициях . Рутледж. ISBN 978-1-134-93599-4 .
- Дено, Адельберт (1992). «К-Логион Мф 11, 27 / Лк 10, 22 и Евангелие от Иоанна» . В Дено, Адельберт (ред.). Иоанн и синоптики . Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Том. 101. Издательство Левенского университета. стр. 113–47. ISBN 978-90-6186-498-1 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (1992). Вопрос антисемитизма в Новом Завете . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4498-9 .
- Эдвардс, Рут Б. (2015). Открытие Джона: содержание, интерпретация, прием . Открытие библейских текстов. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-7240-1 .
- Эрман, Барт Д. (1996). Православное искажение Священного Писания . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974628-6 .
- Эрман, Барт Д. (2005). Неверное цитирование Иисуса: история того, кто изменил Библию и почему . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-073817-4 .
- Эрман, Барт Д. (2009). Господи, прервано . ХарперУан. ISBN 978-0-06-117393-6 .
- Ева, Эрик (2016). Написание Евангелий: состав и память . СПКК. ISBN 978-0-281-07341-2 .
- Фредриксен, Паула (2008). От Иисуса ко Христу: Происхождение новозаветных изображений Иисуса . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-16410-7 .
- Фанк, Роберт Уолтер; Гувер, Рой В. (1993). Пять Евангелий: поиск подлинных слов Иисуса: новый перевод и комментарии . Макмиллан. ISBN 978-0-02-541949-0 – через семинар Иисуса .
- Фанк, Роберт Уолтер (1998). Деяния Иисуса: В поисках подлинных деяний Иисуса . ХарперСанФранциско. ISBN 978-0-06-062978-6 – через семинар Иисуса .
- Грин, Колин Джей Ди (2004). Христология в культурной перспективе: обозначение горизонтов . Издательство Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2792-0 .
- Харрис, Стивен Л. (2006). Понимание Библии (7-е изд.). МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-296548-3 .
- Хендрикс, Обри М. младший (2007). «Евангелие от Иоанна» . В Кугане, Майкл Д .; Бреттлер, Марк З .; Ньюсом, Кэрол А .; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия (3-е изд.). Пибоди, Массачусетс : Hendrickson Publishers, Inc. ISBN 978-1-59856-032-9 .
- Хилл, Чарльз Э. (2005). «Часть III: Доказательства существования Иоаннова корпуса». Иоанновский корпус в ранней церкви . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 447–464. дои : 10.1093/0199264589.003.0009 . ISBN 978-0-19-926458-2 . OCLC 475098055 .
- Хиллар, Мэриан (2012). От Логоса к Троице . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-50514-7 .
- Уртадо, Ларри В. (2005). «Как Иисус стал Богом? Подходы к преданности Иисусу в раннем христианстве» . Как же Иисус стал Богом? Исторические вопросы о самой ранней преданности Иисусу . Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Великобритания : Wm. Б. Эрдманс . стр. 13–55. ISBN 978-0-8028-2861-3 .
- Уртадо, Ларри (2010). Бог в теологии Нового Завета . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-1954-7 .
- Кинер, Крейг С. (2019). Христобиография: память, история и достоверность Евангелий . Эрдманс. ISBN 978-1-4674-5676-0 .
- Келли, Джозеф Ф. (2012). История и ересь: как исторические силы могут создавать доктринальные конфликты . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5999-1 .
- Кестенбергер, Андреас (2006). «Разрушение Храма и составление Четвертого Евангелия» . В Лиермане, Джон (ред.). Сложные взгляды на Евангелие от Иоанна . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149113-9 .
- Кестенбергер, Андреас (2013). Встреча с Джоном . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-4485-7 .
- Кестенбергер, Андреас Дж. (2015). Богословие Евангелия и посланий Иоанна: Слово, Христос, Сын Божий . Зондерван. ISBN 978-0-310-52326-0 .
- Ковач, Джудит Л. (1995). «Теперь будет изгнан правитель этого мира: смерть Иисуса как космическая битва в Иоанна 12: 20–36». Журнал библейской литературы . 114 (2): 227–47. дои : 10.2307/3266937 . JSTOR 3266937 .
- Круз, Колин Г. (2004). Евангелие от Иоанна: введение и комментарий . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2771-5 .
- Кисар, Роберт (2005). Путешествия с Иоанном: составление четвертого Евангелия . Издательство Университета Бэйлора. ISBN 978-1-932792-43-0 .
- Кисар, Роберт (2007a). Иоанн, Индивидуальное Евангелие . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 978-0-664-23056-2 .
- Кисар, Роберт (2007b). «Деисторизация Евангелия от Иоанна» . В Андерсоне, Пол Н.; Просто, Феликс; Тэтчер, Том (ред.). Иоанн, Иисус и история, Том 1: Критическая оценка критических взглядов . Серия симпозиумов Общества библейской литературы. Том. 44. Общество библейской литературы . ISBN 978-1-58983-293-0 .
- Лэдд, Джордж Элдон ; Хагнер, Дональд Альфред (1993). Богословие Нового Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-0680-5 .
- Лэмб, Дэвид А. (2014). Текст, контекст и сообщество Иоанна: социолингвистический анализ сочинений Иоанна . А&С Черный. ISBN 978-0-567-12966-6 .
- Линкольн, Эндрю Т. (2005). Евангелие от Святого Иоанна: Комментарии Блэка к Новому Завету . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4411-8822-9 .
- Линдарс, Варнава (1990). Джон . Путеводители по Новому Завету. Том. 4. А&С Черный. ISBN 978-1-85075-255-4 .
- Линдарс, Варнава; Эдвардс, Рут; Корт, Джон М. (2000). Иоаннова литература . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-081-4 .
- Ллевелин, Стивен Роберт; Робинсон, Александра; Васселл, Блейк Эдвард (2018). «Подразумевает ли Иоанн 8:44, что у дьявола есть отец?». Новый Завет . 60 (1): 14–23. дои : 10.1163/15685365-12341587 . ISSN 0048-1009 . S2CID 166084766 .
- Мартин, Дейл Б. (2012). История и литература Нового Завета . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-18219-4 .
- Менкен, MJJ (1996). Цитаты Ветхого Завета в четвертом Евангелии: исследования в текстовой форме . Издательство Питерс. ISBN 978-90-390-0181-3 .
- Мецгер, Брюс М .; Эрман, Барт Д. (1985). Текст Нового Завета . Риполь Классик. ISBN 978-5-88500-901-0 .
- Майклс, Дж. Рэмси (1971). «Подтверждение самооткровения Иисуса в Его страданиях и воскресении (18:1–21:25)». Евангелие от Иоанна . Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-2330-4 .
- Молони, Фрэнсис Дж. (1998). Евангелие от Иоанна . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5806-2 .
- Мост, Гленн В. (2005). Сомневающийся Томас . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01914-0 .
- Мул, CFD (июль 1962 г.). «Индивидуализм четвертого Евангелия». Новый Завет . 5 (2/3): 171–90. дои : 10.2307/1560025 . JSTOR 1560025 .
- Нойснер, Джейкоб (2003). Приглашение к Талмуду: обучающая книга . Исследования Южной Флориды по истории иудаизма. Том. 169. Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-59244-155-6 .
- О'Дей, Гейл Р. (1998). "Джон". В Ньюсоме, Кэрол Энн; Ринг, Шэрон Х. (ред.). Женский библейский комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25781-1 .
- Олсон, Роджер Э. (1999). История христианского богословия: двадцать веков традиций и реформ . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN 978-0-8308-1505-0 .
- Онг, Хьюсон Т. (2015). «Евангелие от конкретной общины, но для всех христиан: понимание Иоанновой общины как «сообщества практики» ». В Портере, Стэнли Э .; Онг, Хьюсон Т. (ред.). Происхождение Евангелия от Иоанна . Иоаннинские исследования. Том. 2. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 101–123. дои : 10.1163/9789004303164_007 . ISBN 978-90-04-30316-4 . ISSN 2214-2800 .
- Пейджелс, Элейн (2003). За пределами веры: Тайное Евангелие от Фомы . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-375-50156-8 .
- Художник Джон (2010). «Иоаннинская литература: Евангелие и письма Иоанна». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл . стр. 344–372. дои : 10.1002/9781444318937.ch20 . ISBN 978-1-4443-1893-7 .
- Перкинс, Фем (1993). Гностицизм и Новый Завет . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1597-1 .
- Портер, Стэнли Э. (2015). Иоанн, его Евангелие и Иисус: в поисках голоса Иоанна . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-7170-1 .
- Портер, Стэнли Э.; Фэй, Рон С. (2018). "Введение". В Портере, Стэнли Э.; Фэй, Рон С. (ред.). Евангелие от Иоанна в современной интерпретации . Крегель академик. ISBN 978-0-8254-4510-1 .
- Реддиш, Митчелл Г. (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN 978-1-4267-5008-3 .
- Рейнхартц, Адель (2013). «Формирование новой идентичности: Иоаннова риторика и аудитория четвертого Евангелия» . Ин Кранс, Ян; Лиетарт Пеерболте, LJ; Смит, Питер-Бен; Цвип, Ари В. (ред.). Павел, Иоанн и апокалиптическая эсхатология: исследования в честь Мартинуса К. де Бура . Novum Testum: Добавки . Том. 149. Лейден : Издательство Brill . стр. 123–134. дои : 10.1163/9789004250369_009 . ISBN 978-90-04-25026-0 . ISSN 0167-9732 . S2CID 171267332 .
- Рейнхарц, Адель (2017). «Евангелие от Иоанна» . В Левине, Эми-Джилл; Бреттлер, Марк З. (ред.). Еврейский Новый Завет с аннотациями (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-046185-0 .
- Роннинг, Джон Л. (2010). Еврейские таргумы и теология логоса Иоанна . Хендриксон. ISBN 978-1-59856-306-1 .
- Сандерс, EP (1995). Историческая личность Иисуса . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0-14-192822-7 .
- Старший, Дональд (1991). Страсти Иисуса в Евангелии от Иоанна . Серия «Страсти Иисуса». Том. 4. Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5462-0 .
- Скарсауне, Оскар (2008). В тени храма: еврейское влияние на раннее христианство . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-2670-4 .
- Тайссен, Герд ; Мерц, Аннет (1998) [1996]. Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0863-8 .
- Томпсон, Марианна Мэй (2006). «Евангелие от Иоанна» . В Бартоне, Стивен С. (ред.). Кембриджский компаньон Евангелий . Кембриджские спутники религии. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80766-1 .
- Такетт, Кристофер М. (2003). «Введение в Евангелие». В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Валантасис, Ричард; Блейл, Дуглас К.; Хо, Деннис К. (2009). Евангелия и христианская жизнь в истории и практике . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-7069-6 .
- Ван ден Брук, Рулоф ; Вермасерен, Маартен Йозеф (1981). Исследования гностицизма и эллинистических религий . Предварительные этюды по восточным религиям в Римской империи. Том. 91. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-06376-1 .
- Ван дер Ватт, январь (2008). Введение в Иоанново Евангелие и послания . Блумсбери. ISBN 978-0-567-52174-3 .
- Уотсон, Дуэйн (2014). «Христология» . В Эвансе, Крейг (ред.). Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа . Рутледж. ISBN 978-1-317-72224-3 .
- Уильямсон, Ламар младший (2004). Проповедь Евангелия от Иоанна: провозглашая живое слово . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22533-9 .
- Уизерингтон, Бен (2004). Новозаветная история . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2765-4 .
- Ю Чуй Сян Лау, Тереза (2010). «Евангелия и Ветхий Завет». В Хардинге, Марк; Ноббс, Аланна (ред.). Содержание и установка евангельской традиции . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3318-1 .
- Занциг, Томас (1999). Иисус истории, Христос веры . Пресса Сент-Мэри. ISBN 978-0-88489-530-5 .
- Циммерманн, Рубен (2015). Загадка притч Иисуса: методы и интерпретация . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-1-4514-6532-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Онлайн-переводы Евангелия от Иоанна:
- Более 200 версий на более чем 70 языках на Bible Gateway.
- Дэвид Роберт Палмер, Перевод с греческого
- Текст Евангелия с текстовыми вариантами
- Текст Евангелия Эгертона ; сравнить с Евангелием от Иоанна
- Онлайн-версия Книги Иоанна, KJV