Гнозис
![]() |
Часть серии о |
Эзотерика |
---|
![]() |
Гнозис — общее греческое существительное, обозначающее знание ( γνῶσις , гносис , f.). [1] [2] Этот термин использовался в различных эллинистических религиях и философиях греко -римского мира . [1] [3] [4] [5] Оно наиболее известно своим применением в гностицизме . [1] где оно означает духовное знание или понимание истинной природы человечества как божественной, ведущее к освобождению божественной искры внутри человечества от ограничений земного существования. [3] [4] [5] [6] [7]
Этимология
[ редактировать ]Гнозис — греческое существительное женского рода, означающее «знание» или «осознание». [8] Он часто используется для личного знания по сравнению с интеллектуальным знанием (εἴδειν eídein ), как во французском connaître по сравнению с savoir , португальском conhecer по сравнению с saber , испанском conocer по сравнению с saber , итальянском conoscere по сравнению с sapere , немецком kennen скорее чем wissen или новогреческое γνωρίζω по сравнению с ξέρω. [9]
Родственный термин — прилагательное gnostikos , «познавательный». [10] достаточно распространенное прилагательное в классическом греческом языке. [11] Эти термины, похоже, не указывают на какой-либо мистический, эзотерический или скрытый смысл в произведениях Платона , а вместо этого выражают своего рода высший интеллект и способности, аналогичные таланту. [12]
Платон Государственный деятель 258e
— Незнакомец: Итак, разделите всю науку на два искусства, назвав одно практическим ( praktikos ), а другое чисто интеллектуальным ( gnostikos ).Сократ Младший: Предположим, что вся наука едина и что это две ее формы. [13]
В эллинистическую эпоху этот термин стал ассоциироваться с мистериальными культами.
В Деяниях Фомы , переведенных Г. Р. С. Мидом , «движения гнозиса» также называются «царственными движениями». [14]
Ириней употребил словосочетание «знание, ложно так называемое» ( псевдонимос гнозис , из 1 Тимофею 6:20). [15] за название его книги «Об обнаружении и опровержении ложных знаний », которое содержит прилагательное «гностикос» , которое является источником английского термина « гностицизм » 17-го века. [16]
Сравнение с эпигнозом
[ редактировать ]Разница и значение эпигнозиса ( греч . ἐπίγνωσις ) по сравнению с гнозисом оспаривается. Одно из предлагаемых различий проводится между абстрактным и абсолютным знанием ( гнозис ) и практическим или более буквальным знанием ( эпигнозис ). Другие интерпретации предполагают, что 2 Петра относится к «эпигнозу Иисуса Христа», что Дж. Б. Лайтфут описал как «более обширное и более глубокое знание». Обращение в христианство рассматривается как свидетельство более глубокого знания, защищающего от ложных учений . [17]
Гностицизм
[ редактировать ]
Гностицизм зародился в конце I века нашей эры в нераввинских еврейских и раннехристианских сектах. [18] При формировании христианства различные сектантские группы, названные их противниками «гностиками», делали упор на духовное знание ( гнозис ) божественной искры внутри, а не на веру ( pistis ) в учения и традиции различных христианских общин. [3] [6] [7] [19] Гностицизм проводит различие между высшим, непознаваемым Богом и Демиургом , «творцом» материальной вселенной. [3] [6] [7] [20] Гностики считали важнейшей частью процесса спасения это личное знание, в отличие от веры как мировоззрения в их мировоззрении наряду с верой в церковный авторитет . [3] [6] [7] [20]
В гностицизме библейский змей в Эдемском саду восхвалялся и благодарился за то, что он принес знание ( гнозис ) Адаму и Еве и тем самым освободил их от злонамеренного Демиурга . контроля [20] Гностические христианские доктрины опираются на дуалистическую космологию , которая подразумевает вечный конфликт между добром и злом, а также на концепцию змея как освобождающего спасителя и дарителя знаний человечеству, противостоящего Демиургу или богу-творцу , отождествляемому с еврейским Богом Древнего мира. Завещание . [6] [20] Завета злым, ложным богом и создателем материальной вселенной, а Неизвестного Бога Евангелия Христиане-гностики считали еврейского Бога Ветхого , отца Иисуса Христа и создателя духовного мира, — истинным, добрым Богом. [3] [6] [20] [21] В архонтов , сифианов и офитов системах Ялдабаоф (Яхве) рассматривается как злобный Демиург и ложный бог Ветхого Завета, который создал материальную вселенную и удерживает души в ловушке физических тел, в плену в мире, полном боли и страданий. что он создал . [22] [23] [24]
Однако не все гностические движения считали создателя материальной вселенной злом или злонамеренным по своей сути. [21] [25] Например, валентиниане верили, что Демиург — просто невежественный и некомпетентный творец, пытающийся создать мир как можно лучше, но не обладающий надлежащей силой, чтобы поддерживать его доброту. [21] [25] всех гностиков еретиками Протоортодоксальные считали отцы ранней церкви . [3] [6] [7] [20]
мандеизм
[ редактировать ]В мандеизме концепция манда («знание», «мудрость», «интеллект») примерно эквивалентна гностической концепции гнозиса. [26] Мандеизм («обладающий знанием») [27] — единственная сохранившаяся гностическая религия древности. [28] [29] : 15 Мандеи формально называют себя насураями ( насорейцами ), что означает хранителей или обладателей тайных обрядов и знаний. [30] [31] Мандеи подчеркивают спасение души через тайное знание (гносис) о ее божественном происхождении. [27] [32] Мандеизм «даёт знание о том, откуда мы пришли и куда идем». [33] : 531
Христианское использование
[ редактировать ]Несмотря на неприятие гностицизма, [ нужна ссылка ] Христианство иногда использовало этот термин или его производные в хвалебном, а не резком смысле.
Новый Завет
[ редактировать ]В Новом Завете термин γνῶσις (G1108 Стронга, Транслитерация гнозис) используется 28 раз. [34]
Святоотеческая литература
[ редактировать ]использовали Отцы Церкви слово гнозис (знание) для обозначения духовного знания или конкретного знания о божественном. Это положительное использование должно было противопоставить его тому, как это слово использовали гностические сектанты. Кардиогнозис («знание сердца») из восточного христианства, связанного с традицией старцев , и в римско-католическом богословии - это точка зрения, согласно которой только Бог знает состояние своих отношений с Богом. [35] [36] Бостонского колледжа Католический философ Дермот Моран отмечает, что
... даже в раннем христианстве все было сложно, так что писатель-антигностик, такой как Климент Александрийский, мог регулярно ссылаться на понятие гностической теории в положительном смысле. [37]
Восточно-православная мысль
[ редактировать ]Гнозис в православной христианской (в первую очередь восточно-православной ) мысли — это духовное знание святого ( того, кто обрел обожение ). [38] или божественно-просветленное человеческое существо. В культурах происхождения этого термина ( византийской и эллинской ) гнозис был знанием или пониманием бесконечного, божественного и нетварного во всем и прежде всего. [39] а не знание строго конечного, природного или материального мира. [40] Гносис – это трансцендентальное и зрелое понимание . Это указывает на прямое духовное, основанное на опыте знание. [41] и интуитивное знание, скорее мистическое , чем знание, основанное на рациональном или обоснованном мышлении. Сам гнозис достигается через понимание, к которому можно прийти через внутренний опыт или созерцание, такое как внутреннее прозрение интуиции и внешнее прозрение, такое как теофания .
В « Добротолюбии » подчеркивается, что такое знание не является тайным знанием, а скорее созревающей, трансцендентной формой знания, полученной из созерцания ( теории, возникающие в результате практики исихазма ) , поскольку знание не может быть по-настоящему выведено из знания, а, скорее, знание может быть только быть выведено из теории (свидетельствовать, видеть (видение) или переживать). [42] Таким образом, знание играет важную роль в отношении теозиса (обожения/личных отношений с Богом) и теории (откровения божественного, видения Бога). [43] Гнозис как правильное использование духовной или умственной способности играет важную роль в православном богословии . Его значение в домостроительстве спасения периодически обсуждается в « Добротолюбии» , где как прямое, личное познание Бога ( ноэзис ) оно отличается от обычного гносеологического знания (эпистема, т. е. спекулятивная философия).
ислам
[ редактировать ]суфизм
[ редактировать ]Знание (или гнозис ) в суфизме относится к знанию Себя и Бога . Гностика называют аль-ариф била , или «тот, кто знает от Бога». Цель практикующего суфия – устранить внутренние препятствия на пути к познанию Бога. Суфизм, понимаемый как поиск Истины, заключается в поиске отдельного существования Самости, которое будет поглощено Истиной, как заявил суфийский поэт Мансур аль-Халладж , который был казнен за слова «Я есть Истина» (ана' л хакк). [44]
Еврейское употребление
[ редактировать ]Эллинистическая еврейская литература
[ редактировать ]Греческое слово «гносис» (знание) используется в качестве стандартного перевода еврейского слова «знание» ( דעת даат ) в Септуагинте , например:
Господь дает мудрость [ хохма ] ( софия ), от лица Его исходит знание [ даат ] ( гнозис ) и понимание [ тевуна ] ( синезис )»
- Притчи 2.6
Филон также ссылается на «знание» ( gnosis ) и «мудрость» ( sophia ) Бога . [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рамелли, Илария Л.Е. (2018). «Гнозис/Знание». В Хантере, Дэвид Г.; ван Геест, Пол Джей-Джей; Лиетарт Пеерболте, Берт Ян (ред.). Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла . Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/2589-7993_EECO_SIM_00001440 . ISSN 2589-7993 .
- ^ Портер, Стэнли Э. (2016). «Что мы имеем в виду, говоря о Павле и гнозисе/знании? Семантическое и частотное исследование» . В Портере, Стэнли Э.; Юн, Дэвид (ред.). Павел и Гносис . Политические исследования. Том. 9. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 7–22. дои : 10.1163/9789004316690_003 . ISBN 978-90-04-31668-3 . LCCN 2016009435 . S2CID 147727033 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Мэй, Герхард (2008). «Часть V: Формирование христианской теологии – Монотеизм и творение» . В Митчелле, Маргарет М .; Янг, Фрэнсис М. (ред.). Кембриджская история христианства, Том 1: От истоков до Константина . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 434–451, 452–456. дои : 10.1017/CHOL9780521812399.026 . ISBN 9781139054836 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Курт Рудольф (2001). Гнозис: природа и история гностицизма . А&С Черный. п. 2. ISBN 978-0-567-08640-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс, Майкл (20 июля 1998 г.). «Гностицизм» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 4 января 2021 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Эрман, Барт Д. (2005) [2003]. «Христиане «в курсе»: миры раннехристианского гностицизма» . Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 113–134. дои : 10.1017/s0009640700110273 . ISBN 978-0-19-518249-1 . LCCN 2003053097 . S2CID 152458823 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бракке, Дэвид (2010). Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 18–51. ISBN 9780674066038 . JSTOR j.ctvjnrvhh.6 . S2CID 169308502 .
- ^ Лидделла Скотта Запись знания до тех пор, покаA. Стремление узнать, расследование, расследование, особенно. судебный, "судов c." Д.18.224; «против рефери γdeetr». Тод.21.92, ср. 7.9, Ликург.141; «в. о суде» PHib.1.92.13 (iii до н. э.).2. результат расследования, решение, ППетр.3п.118 (iii до н. э.).II. знание, знание, Гераклит.56; опп. невежество, Хп. Vict.1.23 (дубл.); опп. невежество, Pl.R.478c; «ἡ ἀσθησις c. tis» Арист.GA731a33: мн., «Бог знания» LXX 1 Ki.2.3.б. высшее, эзотерическое знание, 1 Еп.Кор.8.7,10, Еф.3.19 и т. д.; «дарующий нам разум, речь, знание» ПМаг.Пар.2.290.2. Знакомство с человеком, «Плюсы» Тест. ап.Аешин.1.50; "Почтенных" IPE1.47.6 (Ольвия).3. признавая, Th.7.44.4. средства познания: «чувства] доминируют над каждым с». Арист. Метаф. 981б11.III. будучи известным, "γνῶσιν ἔχει τι", = "γνοστόν ἐστι", Pl.Tht.206b.2. слава, заслуга, Hdn.7.5.5, Лук.Ирод.3.IV. средства познания: следовательно, письменное заявление, ПЛонд.5.1708 и т. д. (VI г. н.э.).В. = мнение, Хщ. шв
- ^ Пейджелс, Элейн (1995). Происхождение Сатаны . Аллен Лейн, The Penguin Press. п. 167.
- ^ Запись LSJ гностик, или, будучи А. или для познания, познавательный: ἡ -κι (ск. ἐπιστήμη), теоретическая наука (opp. praktis), Pl.Plt.258b.c. и т. д.; в. ib.261б; "существует с." Арист.АП0.100а11 (Сост.); "c. εικόνες" Иерокл.в СА25с.475М.: ок. gen., способный различать, Ocell. 2.7. Адв. "-кто" Прокл.Инст.39, Дам.Пр.79, Флп.ин Ф.241.22.
- ^ В банке данных Персея 10 Платон , Кратил, Теэтет, Софист, Государственный деятель 2 Плутарха , Сборник книг о зачатии души + О зачатии души в Тимее, 2 Псевдо-Плутарха , О музыке
- ^ Купер и Хатчинсон. «Введение в Политикос». Купер, Джон М. и Хатчинсон, DS (ред.) (1997). Платон: Полное собрание сочинений, Hackett Publishing Co., Inc. ISBN 0-87220-349-2 .
- ^ Платон. Платон в двенадцати томах, Vol. 12 в переводе Гарольда Н. Фаулера. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921 г.
- ^ Джордж Роберт Стоу Мид и Стивен Ронан. Полные отголоски гнозиса . Лондон, Chthonios Books, 1987, стр. 113.
- ^ именительный падеж женского рода
- ^ «Гностик | Происхождение и значение имени Гностик в онлайн-словаре этимологии» . www.etymonline.com . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Грин, Майкл (1987). 2 Питер и Иуда . Эрдмана. п. 70. ИСБН 9780802800787 .
- ^ Магрис 2005 , стр. 3515–3516.
- ^ Лейтон, Бентли (1999). «Пролегомены к изучению древнего гностицизма» . В Фергюсоне, Эверетт (ред.). Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Недавние исследования раннего христианства: сборник научных очерков. Нью-Йорк и Лондон : Garland Publishing, Inc., стр. 106–123. ISBN 0-8153-3071-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Квам, Кристен Э.; Ширинг, Линда С.; Зиглер, Валари Х., ред. (1999). «Раннехристианские интерпретации (50–450 гг. Н. Э.)» . Ева и Адам: еврейские, христианские и мусульманские чтения о Бытии и гендере . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . стр. 108–155. дои : 10.2307/j.ctt2050vqm.8 . ISBN 9780253212719 . JSTOR j.ctt2050vqm.8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Буссе, Вильгельм (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). стр. 852–857.
- ^ Литва, М. Давид (2016) [2015]. «Часть I: Самообожествленный мятежник - «Я Бог, и нет другого!»: Хвастовство Ялдабаофа» . Желая божественности: самообожествление в раннем еврейском и христианском мифотворчестве . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 47–65. doi : 10.1093/acprof:oso/9780190467166.003.0004 . ISBN 9780199967728 . LCCN 2015051032 . OCLC 966607824 .
- ^ Фишер-Мюллер, Э. Айдет (январь 1990 г.). «Ялдаваоф: гностический женский принцип в его падении». Новый Завет . 32 (1). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 79–95. дои : 10.1163/156853690X00205 . eISSN 1568-5365 . ISSN 0048-1009 . JSTOR 1560677 .
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Арендзен, Джон Питер (1908). « Демиург ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Логан, Аластер Х.Б. (2002) [2000]. «Часть IX: Внутренние проблемы – гностицизм» . В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир . Routledge Worlds (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 923–925. ISBN 9781032199344 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мандейство | религия» . Британника . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ МакГрат, Джеймс (23 января 2015 г.), «Первые баптисты, последние гностики: мандеи» , YouTube — беседа доктора Джеймса Ф. МакГрата о мандеях во время обеда в Университете Батлера , получено 8 февраля 2022 г.
- ^ Рудольф, Курт (1977). «Мандаеизм» . В Мур, Альберт К. (ред.). Иконография религий: Введение . Том. 21. Крис Робертсон. ISBN 9780800604882 .
- ^ Рудольф, Курт (7 апреля 2008 г.). «МАНДЕИ ii. МАНДЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1953). Харан Гавайта и крещение Хибил-Зивы . Апостольская библиотека Ватиканы.
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1960). Тайный Адам, исследование насорийского гнозиса (PDF) . Лондон, Великобритания: Clarendon Press. xvi. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2014 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Дойч, Натаниэль. (2003) Мандейская литература. В Гностической Библии (стр. 527–561). Новые книги по семенам
- ^ Лексикон: G1108 Стронга - Библия гнозиса с синими буквами
- ^ Дональд К. МакКим , Вестминстерский словарь теологических терминов , 1996, стр. 39
- ^ Джеральд О'Коллинз, Эдвард Г. Фарруджа (2004). краткий богословский словарь с. 130 Издательство: T. & T. Clark Publishers ISBN 978-0-567-08354-8
- ^ «Гностическое возвращение в современность и гностический апокалипсис» . Нотр-Дам.
- ^ "Духовное познание - это состояние духовных теорий , когда человек видит невидимо и слышит неслышно и постигает непостижимо славу Божию. Именно тогда понимание прекращается и, более того, он понимает, что не понимает. В видении нетварного Светлый человек видит также ангелов и святых и вообще переживает общение с ангелами и святыми. Он тогда уверен, что воскресение существует. Это духовное знание, которым обладают все святые пророки, апостолы, мученики, подвижники и все остальные. Святые Церкви имели. Учение Святителей есть плод этого духовного знания. И, естественно, как мы говорили ранее, духовное знание есть плод видения Божия «БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ ДУШИ» митрополита Иерофея. Нафпактос [1]
- ^ Св. Симеон Новый Богослов в практических и богословских беседах, 1.1 Добротолюбие, том четвертый: Когда люди ищут Бога телесными очами, они не находят Его нигде, ибо Он невидим. Но для тех, кто размышляет в Духе, Он присутствует везде. Он во всем, но за пределами всего
- ^ Вера и наука в православной гносеологии и методологии Джорджа Металлиноса «Ученым и профессором познания Нетварного в православной традиции является Герон/ Старец (Старец или Духовный Отец), наставник или «учитель пустыни». Запись обоих видов познания предполагает эмпирическое познание. явления.То же самое справедливо и в области науки, где только специалист понимает исследования других ученых той же области. Принятие выводов или выводов научной отрасли неспециалистами (т.е. теми, кто не может экспериментально проверить исследования специалистов) основано на доверии к авторитету специалистов. В противном случае не было бы научного прогресса.То же самое справедливо и для науки веры. Эмпирические знания Святых, Пророков, Апостолов, Отцов и Матерей всех возрастов приняты и основаны на одном и том же доверии. Святоотеческое предание и церковные соборы действуют на основе этого доказуемого опыта. Не существует Вселенского Собора без присутствия прославляемых/обожествленных (theoumenoi), тех, кто видит божественное (это проблема сегодняшних Соборов!) Православное учение вытекает из этого отношения». Афинский университет - факультет теологии
- ^ Четвертый том «Добротолюбия» Палмер, GEH; Шеррард, Филип ; Уэр, Каллист (Тимофей) . ISBN 0-571-19382-X , глоссарий, стр. 434, Духовное Знание (γνῶσις): знание интеллекта (см.). Как таковое, это знание, вдохновленное Богом, как прозрение ( noesis ; см. также Ноэма ) или откровенное , интуитивное знание (см. гносеология ) и, таким образом, связанное с созерцанием и непосредственным духовным восприятием.
- ^ Словарь терминов из Добротолюбия с. 434 познание интеллекта в отличие от познания разума (см.). Знание, вдохновленное Богом и потому связанное с созерцанием (см.) и непосредственным духовным восприятием.
- ^ Мистическое богословие Восточной церкви, SVS Press, 1997. ( ISBN 0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 2002. ( ISBN 0-227-67919-9 ) с. 218
- ^ Наср, Сейед Хоссейн (2007). Сад истины: видение и обещания суфизма, мистической традиции ислама . Харпер Коллинз. п. 30.
- ^ Исследования Нового Завета: Общество исследований Нового Завета - 1981 «см. также более обширный анализ гнозиса в Филоне Ганса Йонаса, Gnosis und spantiker Geist 11/1»
Источники
[ редактировать ]- Магрис, Альдо (2005). «Гностицизм: Гностицизм от его истоков до средневековья (дальнейшие соображения)». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии Макмиллана (2-е изд.). Нью-Йорк : Macmillan Inc., стр. 3515–3516. ISBN 978-0028657332 . OCLC 56057973 .