Пять печатей
В сифианских гностических текстах « Пять печатей» обычно описываются как обряд крещения , включающий серию из пяти полных погружений в святой поток или «живую воду», символизирующую духовное вознесение в божественное царство. Пять Печатей часто упоминаются в различных сифианских гностических текстах из библиотеки Наг-Хаммади . [1]
Хотя некоторые ученые считают Пять печатей литературным символизмом, а не реальным религиозным ритуалом, Биргер А. Пирсон считает, что Пять печатей относятся к реальному ритуалу, в котором посвященного пять раз ритуально погружали в воду. Пирсон также находит множество параллелей между сифианским ритуалом Пяти печатей и мандейским ритуалом крещения масбута . [2]
Трактаты
[ редактировать ]Трактаты из библиотеки Наг-Хаммади , в которых упоминаются Пять печатей, включают: [1]
В Священной книге Великого Невидимого Духа , Триморфной Протеннойи , Зострианосе и Апокалипсисе Адама также упоминаются Михей, Михар и Мнезиний как три небесных духа-хранителя, председательствующие над обрядом крещения, совершаемым в источнике Живой Воды , а Есей Мазарей Еседекеус ( т. е. Иисус из Назарета Праведный [ ho dikaios ]) приравнивается к Живой Воде . [1]
Напротив, Марсанес упоминает «Тринадцать печатей», а не «Пять печатей».
Апокриф Иоанна
[ редактировать ]В конце Апокрифа Иоанна Пять печатей описываются как защищающие от смерти. [1]
Я воскресил и запечатал человека в светящейся воде Пятью Печатями, чтобы с этого момента смерть не могла одолеть человека.
Эта цитата имеет параллель с высказыванием 19 коптского Евангелия от Фомы , приписываемым Иисусу. [1]
Ибо пять деревьев в раю для тебя; они не меняются ни летом, ни зимой, и листья их не опадают. Кто их знает, тот не вкусит смерти.
Триморфная Протеннойя
[ редактировать ]В « Триморфной Протеннойе» Пять Печатей описываются следующим образом: [1]
- Когда ты войдешь в свет, тебя прославят воздающие славу,
- и возсадящие на трон возведут на трон тебя.
- Одежды вы получите от тех, кто дает одежды,
- и крестящие будут крестить тебя,
- и ты прославишься весьма, как и был вначале, когда был светом.
Более подробно далее в том же тексте:
- Я передал его дающим одежды, Яммону, Элассо, Аменаи, и они одели его в одежду из риз света.
- Я отдал его крестителям, и они крестили его, Михея, Михара, Мнесинуса , и погрузили его в источник [воды] жизни.
- Я передал его тем, кто возвел на престол Бариэля, Нуфана и Сабеная, и они возвели его на престол славы.
- Я отдал его прославляющим, Ариому, Елиену, Фариэлу, и они прославили его славой отцовства.
- Те, кто восхищаются, восхитили Камалиэля, ...анена, Самбло, слуг <> великих святых светил, и они взяли его в место света его отцовства.
Зострианос
[ редактировать ]В «Зострианосе» главный герой Зострианос пять раз крестится во имя Аутогена , божественного Самопорожденного. [1]
Параллели
[ редактировать ]Число пять также было важным символическим числом в манихействе , где небесные существа, концепции и т. д. часто группировались в группы по пять.
Бакли (2010) отмечает сходство с мандейским крещением ( масбута ). [3]
См. также
[ редактировать ]- Масбута — главный ритуал крещения в мандеизме.
- Тамаша (омовение) , мандейское омовение, предполагающее тройное погружение в воду.
- Масикта , божественное вознесение в мандеизме
- История крещения
- Крещение погружением
- Ритуальное омовение в иудаизме
- Миква в иудаизме
- Пять деревьев
- Три печати (манихейство)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейер, Марвин (2007). Священные Писания Наг-Хаммади . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-162600-5 . OCLC 124538398 .
- ^ Пирсон, Биргер А. (14 июля 2011 г.). «Крещение в сифианских гностических текстах». Омовение, Посвящение и Крещение . Де Грютер. стр. 119–144. дои : 10.1515/9783110247534.119 . ISBN 978-3-11-024751-0 .
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). «Мандейско-сетианские связи». Периодическое издание АРАМ . 22 : 495–507. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131051 . ISSN 1783-1342 .