Протогностицизм
Протогностицизм или прегностицизм относится к движениям, подобным гностицизму, в первые несколько столетий христианства. Протогностики не имели такого же полноценного богословия, как более поздние гностики, но являлись прообразом некоторых их взглядов. [1] [2] Однако существуют некоторые споры относительно существования протогностицизма в первом веке. [3]
Новый Завет
[ редактировать ]Некоторые полагают, что оппоненты, упомянутые в 1 Иоанна , Иуды и 1-2 Коринфянам, являются протогностиками или частично протогностиками. [4] [5] [6] По мнению некоторых, коринфская церковь, критиковавшаяся апостолом Павлом и существовавшая во времена Павла, включала протогностические верования. [6]
Возможные идентификации с протогностицизмом
[ редактировать ]- Магарии были небольшой еврейской сектой, появившейся в первом веке до нашей эры. Их особой практикой было хранение всей своей литературы в пещерах на окружающих холмах Израиля. Они сделали свои собственные комментарии к Библии и закону. Магарии верили, что Бог слишком возвышен, чтобы смешиваться с материей, поэтому они не верили, что Бог непосредственно создал мир, а верили, что ангел, который представляет Бога, создал землю, похожую на мандейского демиурга Птахила . Некоторые ученые отождествляли магариев с ессеями или терапевтами . [7] [8] [9]
- Филон Александрийский : Некоторые утверждают, что Филон Александрийский придерживался некоторых протогностических взглядов, потому что он, кажется, рассматривает знание как нечто противоположное плоти, однако современные ученые раскритиковали это утверждение. [10] [11] [12]
- Оды Соломона : хотя большинство ученых считают, что книга написана христианином, находящимся под влиянием кумранской общины , меньшинство утверждает, что книга имеет гностические взгляды, такие как Джеймс Уайт . [13] [ самостоятельно опубликованный источник? ] [14] [15]
- Некоторые ученые отметили некоторое сходство с Вознесением Исайи и гностическими верованиями. [16]
- Томасины : Некоторые утверждают, что Томасины были протогностиками, но это оспаривается учеными. [17] [18]
- Славянский Енох : книга 2 Еноха, возможно, имеет протогностические элементы. [19]
- Евангелие от Марии : Евангелие от Марии, возможно, можно отождествить с протогностицизмом. [20] [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стритт, Дэниел Р. (2011). Они вышли от нас: Личность противников в Первом послании Иоанна . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-024770-1 .
- ^ Сигал, Алан (2010). Жизнь после смерти: история загробной жизни в западной религии . Издательская группа Корона. ISBN 978-0-307-87473-3 .
- ^ Честер, Стивен Дж. (2005). Обращение в Коринфе: перспективы обращения в богословии Павла и Коринфской церкви . А&С Черный. ISBN 978-0-567-04053-4 .
- ^ Дженсен, Мэтью Д. (2012). Утверждая воскресение воплотившегося Христа: чтение 1 Иоанна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-56119-8 .
- ^ Филлибер, Майкл (2011). Гностические тенденции в поместной церкви: Бык в посудной лавке Христа . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-61097-414-1 .
- ^ Jump up to: а б Оой, Сэмюэл Хио-Ки (2015). Герменевтика двойного видения: интерпретация интерсубъективного опыта китайского пастора, связанного с взаимодействием «Ши» с «Ичжуань» и текстами Павла . ООО "ИСД". ISBN 978-0-227-90292-9 .
- ^ «Маленькие секты» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (2019). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка, том второй . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-66095-4 .
- ^ Гастингс, Джеймс (1957). Энциклопедия религии и этики . Скрибнер.
- ^ Руния, Доуве (Дэвид) (1993). Еврейские традиции в раннехристианской литературе, том 3 Филон в раннехристианской литературе: обзор . Брилл. ISBN 978-90-04-27516-4 .
- ^ Герлах, Карл (1998). Антеникенская Пасха: риторическая история . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-0570-2 .
- ^ Мартин, Дж. Луи (2005). Богословские проблемы в посланиях Павла . А&С Черный. ISBN 978-0-567-03031-3 .
- ^ Дензер, Пэм. «Оды Соломона: Ранние гимны еврейско-христианской мистической традиции» .
- ^ Уайт, Джеймс Р. (1998). Мэри — еще один Искупитель? . Книги Бейкера. ISBN 978-1-4412-1399-0 .
- ^ Чарльзворт, Джеймс Х. (1998). Критические размышления об одах Соломона . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-1-85075-660-6 .
- ^ Хелмбольд, Эндрю К. (1972). «Гностические элементы в «Вознесении Исайи» » . Исследования Нового Завета . 18 (2): 222–227. дои : 10.1017/S0028688500012820 . ISSN 1469-8145 . S2CID 171025228 .
- ^ Хогетерп, Альберт (2010). Ожидания конца: сравнительное традиционно-историческое исследование эсхатологических, апокалиптических и мессианских идей в свитках Мертвого моря и Новом Завете . Брилл. ISBN 978-90-474-2509-0 .
- ^ Смит, Эндрю Филлип (2014). Словарь гностицизма . Книги квестов. ISBN 978-0-8356-3097-9 .
- ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (2010). Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Издательство Хендриксон. ISBN 978-1-59856-491-4 .
- ^ Комошевски, Дж. Эд; Сойер, М. Джеймс; Уоллес, Дэниел Б. (2006). Новое изобретение Иисуса: как современные скептики упускают настоящего Иисуса и вводят в заблуждение популярную культуру . Публикации Крегеля. ISBN 978-0-8254-9756-8 .
- ^ Маклин, Б.Х. (2014). Эллинистический и библейский греческий язык: дипломированный читатель . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02558-5 .