Jump to content

Офиты

Офиты Ипполитом , также называемые офианами ( греч. Ὀφιανοί Ophianoi , от ὄφις ophis «змея»), были христианской гностической сектой, изображенной Римским (170–235) в утерянной работе Синтагма («аранжировка»).

Сейчас считается, что более поздние описания этих «офитов» Псевдо-Тертуллиана , Филастрия и Епифания Саламинского основаны на утерянной синтагме Ипполита. Вполне возможно, что вместо настоящего сектантского имени Ипполит изобрел слово «офит» как общий термин для того, что он считал еретическими спекуляциями относительно змея из Бытия или Моисея . [1]

Помимо источников, непосредственно зависящих от Ипполита (Псевдо-Тертуллиан, Филастрий и Епифаний), о группе упоминают также Ориген и Климент Александрийский. Группа упоминается Иринеем в Adversus Haereses ( 1:30 ).

Псевдо-Тертуллиан [ править ]

Медный Змей (иллюстрация с библейской карточки, опубликованной в 1907 году компанией Providence Litograph Company)

Псевдо-Тертуллиан Ипполита (вероятно, латинский перевод утраченной Синтагмы , написанной около 220 г.) является самым ранним источником, в котором упоминаются офиты, и первым источником, в котором обсуждается связь со змеями. Он утверждает ( Хаер . 2.1-4), что офиты учили, что

Христос не существовал во плоти ( Christum autem non in substantia carnis fuisse ; 2.4); что они превозносили змея и предпочитали его Христу ( serpentem Magnificant in tantum, ut ilium etiam ipsi Christo praeferant ; 2.1); и что Христос подражал ( imitor ) священной силе змея Моисея (Числа 21:6-9), говоря: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно быть вознесено и Сыну Человеческому (Иоанна 3:14) ( Хаер . 2:1). Кроме того, говорят, что Ева поверила змею, как если бы это был Бог-Сын ( Eua quasi filio deo crediredat ; 2.4).

Имя «Иисус» в повествовании не упоминается. Рассказ Епифания отличается от рассказа Псевдо-Тертуллиана лишь в нескольких местах. Согласно первому, офиты на самом деле не предпочитали змия Христу, а считали их тождественными ( Пан . 37.1.2; 2.6; 6.5-6; 8.1). [2]

Ипполит [ править ]

Синтагма [ править ]

Этот утерянный ранний трактат Ипполита, по-видимому, содержал раздел об офитах после раздела о николаитах , с которыми они были связаны. Филастер ошибочно (очевидно) перенес этот и два других раздела на другое место, начав свой трактат о ересях с офитов и сделав офитов, каинитов и сифиан дохристианскими сектами. В разделе «Ипполит», по-видимому, содержится краткое изложение мифологической истории, рассказанной Иринеем. Однако, давая имя Офиты, он, по-видимому, придал большее значение, чем Ириней, характеристикам секты, обозначенным этим словом, их почитанию змея, которого они даже предпочитали Христу, их почитанию его, потому что он учил наших прародителей познание добра и зла, использование ими упоминаний о медном змее в Ветхом и Новом Завете и введение змея в свое евхаристическое богослужение.

Философумена [ править ]

Большая разница между ранним и поздним трактатом Ипполита состоит в том, что первый был простой компиляцией, а его изложение мнений о ересях было в основном заимствовано из лекций Иринея; но во время написания последнего он сам прочитал несколько еретических сочинений, отрывки из которых он приводит в своем трактате. В этой книге он презрительно упоминает офитов вместе с каинитами и нохаитами (8:20) как еретиков, чьи учения не заслуживают похвалы в виде серьезного разъяснения или опровержения.

И странно, что он, кажется, не подозревает, что эти еретики имеют какую-либо связь с теми, кто составляет тему его пятой книги. В этой книге он рассказывает о сектах, которые почитали змея, давая первой из этих сект имя Наассены , название, которое, как он знает, происходит от еврейского слова, обозначающего змей («Нахаш»-נחש). Возможно, Ипполит ограничил название офитов сектой, описанной Иринеем, которая имеет очень мало общего с той, которую он называет наасенами. Эта книга содержит разделы о нескольких других системах офитов, в том числе о ператах , сифианах и Юстине.

Ириней [ править ]

Против ересей [ править ]

Аньоло Бронзино , Бронзовый змей , из капеллы Элеоноры Толедской, Флоренция , Палаццо Веккьо

Ириней (умер около 202 г.) приводит, по-видимому, в хронологическом порядке, список ересей, начиная с Симона Волхва и кончая Татианом , и добавляет в своего рода приложении описание множества гностических сект, берущих свое начало: как утверждает Ириней, от ереси Симона Волхва ( Против ересей 1: ) 23-28 . Большинство современных авторов не считают эту хронологию исторически точной. [3]

Он подробно описывает то, что последующие авторы определили как космогонию офитов . [4] Творение началось как серия эманаций :

Истинная и Святая Церковь:

Красотой Святого Духа влюбились и Первый, и Второй Человек, и породили от нее третьего мужа, Нетленный Свет, по имени Христос .

София [ править ]

Но избыток света, которым она была пропитана, был больше, чем она могла вместить, и в то время как Христос, ее праворукое рождение вместе с Его матерью несли вверх, образуя с Первым и Вторым Человеком Истинную и Святую Церковь, каплю света. упала по левую руку вниз в мир материи и называлась Софией (Мудростью) или Пруникос, андрогинным существом.

С этим прибытием неподвижные воды пришли в движение, все сущее устремилось обнять Свет, и Пруник, бессмысленно играя с водами, приняла себе тело, без защиты которого свету грозила опасность быть полностью поглощенным материей. Однако, когда ее угнетала грубость окружающего, она стремилась вырваться из воды и подняться к своей матери, тело тяготило ее, и она не могла сделать ничего, кроме как выгнуться над водами, образуя, таким образом, видимое небо. Однако с течением времени, благодаря интенсивности желания, она смогла освободиться от бремени тела и, оставив его, подняться в область непосредственно выше, называемую на языке другой секты средней областью.

Иалдаваоф [ править ]

Между тем сын Иалдаваоф, рожденный у нее от ее соприкосновения с водами, имеющий в себе некое дыхание нетленного света, оставленного ему от матери, посредством которого он действует, рождает из вод сына без всякой матери. И этот сын подобным же образом другой, пока не стало семь Архонтов всего , управляющих семью небесами ; [5] Хебдомада, которую их мать превращает в Огдоаду .

Но случилось так, что эти сыновья стремились к господству со своим отцом Иалдаваофом, из-за чего он претерпел великие страдания и, бросив свой отчаянный взор на отбросы материи внизу, он через них укрепил свою тоску и получил сына Офиоморфа, змея. -образованный Нус , откуда происходят дух и душа, и все вещи этого нижнего мира; но откуда пришло и забвение, злоба, зависть, зависть и смерть. Иалдабаоф, раскинувшись над высшими небесами, закрыл от всех нижних знание того, что есть что-то выше его, и, возгордившись сыновьями, которых он родил без помощи матери, воскликнул:

Я Отец и Бог, и нет никого выше меня.

На это мать его, услышав его, вскрикнула ( 1:30,6 ):

Не лги, Иалдаваоф, ибо над тобой Отец Всего, Первый Человек и Сын Человеческий.

Когда небесные силы дивились этому голосу, Иалдаваоф, чтобы отвлечь их внимание, воскликнул: «Сотворим человека по образу Нашему». [6] Затем шесть сил сформировали гигантского человека, причем мать София помогла в этом замысле, чтобы таким образом она могла вернуть Световой флюид из Иалдабаофа. Ибо человек, которого сформировали шесть сил, лежал не в силах подняться и извивался, как червь, пока его не принесли отцу, который вдохнул в него дыхание жизни и таким образом лишил себя своей силы. Но человек, имеющий теперь Мысль и Зачатие (Нус и Энтимезис), тотчас же воздал благодарность Первому Человеку, не обращая внимания на тех, кто его создал.

Уильям Блейк , «Искушение и падение Евы» Мильтона , 1808 (иллюстрация к «Потерянному раю» )

При этом Иалдабаоф, завидуя, задумал ограбить мужчину с помощью женщины, и создал Еву , красотой которой очарованные шесть сил произвели от нее сыновей, а именно, ангелов . Тогда София задумала посредством змея соблазнить Еву и Адама преступить завет Иалдабаофа; и Ева, приняв совет того, кто казался Сыном Божьим, убедила Адама также вкусить от запретного дерева. И когда они ели, они познали власть над всем и отпали от тех, кто их сделал. После этого Иалдаваоф изгнал Адама и Еву из рая; но мать тайно вылила из них Свет-жидкость, чтобы они не разделили проклятия и упрека. Итак, они были сброшены в этот мир, как и змей, уличенный в действии против своего отца. Он привел сюда ангелов под свою власть и сам породил шестерых сыновей, аналог Хебдомады, членом которой был его отец. Эти семь демонов всегда противостоят и мешают роду человеческому, из-за которого был свергнут их отец.

Адам и Ева сначала имели светлые и ясные и как бы духовные тела, которые по падении их стали тусклыми и грубыми; и их души также были вялыми, потому что они потеряли все, кроме дыхания этого нижнего мира, которое вдохнул в них их создатель; пока Пруник, сжалившись над ними, не вернул им сладкий запах Световой жидкости, благодаря которому они пробудились к познанию себя и познали, что они наги.

Вышеупомянутое, очевидно, является вариантом повествования о сотворении мира, данного в главе 1 Книги Бытия , но с той основной разницей, что единый всемогущий Бог оригинальной библейской истории здесь изображен как Иалдабаоф – одно из многих Божественных существ. и не самый важный из них, поскольку его претензии на исключительную божественность были названы высокомерной и ложной узурпацией.

Далее история представляет собой версию истории Ветхого Завета , в которой Иалдабаоф представлен как предпринимающий ряд усилий, чтобы добиться исключительного обожания для себя и отомстить за себя тем, кто отказался платить его, в то время как ему противодействует Пруникос, который стремится просветить человечество относительно существования высших сил, более заслуживающих поклонения. В частности, пророки, каждый из которых был органом одной из Хебдомад, прославление которых было их главной темой, тем не менее были вдохновлены Софией на то, чтобы сделать фрагментарные откровения о Первом Человеке и о Христе наверху, чье нисхождение она также предсказала. .

Искупление [ править ]

И здесь мы подходим к версии новозаветной истории в этой системе. Софья, не имея покоя ни на небе, ни на земле, умоляла о помощи свою мать, Первую Женщину. Она, тронутая жалостью к покаянию дочери, умоляла Первого Человека ниспослать ей на помощь Христа. София, извещенная о грядущей помощи, возвестила о его пришествии Иоанна, приготовила крещение покаяния и посредством своего сына Иалдаваофа приготовила женщину для принятия благовещения от Христа, чтобы, когда он придет, произошло чистый и чистый сосуд, чтобы принять его, а именно Иисуса, который, будучи рожден от девы божественной силой, был мудрее, чище и праведнее, чем любой другой человек. Затем Христос спустился через семь небес, приняв облик сыновей каждого из них, когда он сошел, и лишив каждого из их правителей своей власти. Ибо куда бы ни приходил Христос, к нему устремлялся Свет-флюид, и когда он приходил в этот мир, он сначала соединялся со своей сестрой Софией, и они освежали друг друга как жених и невеста, и эти двое, соединившись, нисходили в Иисуса (хотя никогда фактически не пребывали в нем). в своей плоти), который таким образом стал Иисус Христос . Тогда он начал творить чудеса, и возвещать о неизвестном Отце, и явно объявлять себя сыном Первого Человека. Тогда Иалдаваоф и другие князья Хебдомады, разгневавшись, стремились распять Иисуса, но Христос и София не разделили его страсти, удалившись в нетленный Эон . Но Христос не забыл Иисуса, но послал силу, которая возвысила Его тело, даже не его избирательное тело, ибо «плоть и кровь не могут ухватить Царствия Божия», но его животное и духовное тело. Итак, Иисус не творил чудес ни до своего крещения, когда он впервые соединился со Христом, ни после своего воскресения, когда Христос удалился от него. Иисус затем оставался на земле после своего воскресения восемнадцать месяцев, сначала сам не поняв всей истины, но просвещенный впоследствии сделанным ему откровением, которому он научил избранных из своих учеников, а затем был вознесен на небо.

Далее история рассказывает, что Христос, сидя по правую руку отца Иалдаваофа, без его ведома обогащается душами тех, кто его знал, нанося соответствующий урон Иалдаваофу. Поскольку праведные души вместо того, чтобы вернуться к нему, соединяются со Христом, Иалдабаоф все менее и менее способен одаривать какой-либо Световой жидкостью души, впоследствии входящие в этот мир, и может только вдыхать в них свое собственное животное дыхание. Завершение всего сущего произойдет, когда посредством последовательного союза праведных душ со Христом последняя капля Световой жидкости будет извлечена из этого нижнего мира.

Значение [ править ]

Изложенная здесь система, очевидно, предполагает значительное знание Ветхого Завета как со стороны его изобретателя, так и со стороны толкователя. Оно начинается с того, что «дух Божий движется над водами», и подводит итог последующей истории, даже упоминая священных писателей поименно. Однако то, что это не дело рук тех, кто дружелюбен к иудаизму, видно из враждебности, проявленной к Богу евреев, который представлен как смесь высокомерия и невежества, ведущего войну против идолопоклонства из простой любви к самовозвышению, но постоянно пресечено и преодолено умением высшего знания. Женские атрибуты, приписываемые Святому Духу, указывают на то, что греческий язык не был родным языком создателя этой системы, и этот вывод подтверждается отсутствием элементов, заимствованных из греческих философских систем. Если, например, мы сравним эту систему с системой Валентина , мы сразу обнаружим такое согласие в существенных чертах, что это уверит нас в существенном тождестве оснований обеих систем; но система Валентиниана содержит некоторые вещи, заимствованные из греческой философии, тогда как то, что мы описали, можно объяснить из чисто восточных источников. Поэтому мы имеем право рассматривать последнюю как представляющую более оригинальную форму. Репортер этой системы явно знаком с Новый Завет , поскольку он заимствует фразу из Послания к Коринфянам ; он знает, что Иисус обычно говорил о себе как о Сыне Человеческом; и, отрицая, что Иисус совершал чудеса до своего крещения, он принимает историю, изложенную в Евангелиях, в отличие от истории, рассказанной в апокрифических Евангелиях детства. Место, которое занимает в этой системе учение о Троице, весьма существенно.

Хотя вслед за Феодоритом мы дали название Офита системе, описанной Иринеем, можно было видеть, что учение о змее составляет весьма второстепенную часть системы. В отрывке, следующем за проанализированной нами главой, Ириней знакомится с частью школы, которую можно назвать офитами в собственном смысле этого слова, некоторые учат, что сама София была змеем, некоторые прославляют Каина и других врагов Бог Ветхого Завета.

Если бы нам нужно было выделить то, что мы считаем наиболее характерной чертой схемы, то это выдающееся положение, отдаваемое атрибуту света как свойству доброго Принципа. Эта особенность еще более поразительна в производной системе Пистис Софии , где упоминание о свете происходит постоянно, а достоинство каждого существа измеряется яркостью его света.

В разделе Иринея, непосредственно предшествующем тому, о котором мы только что рассказали, содержится краткое изложение системы, получившей название Барбелиот, поскольку в ней используется имя Барбело для обозначения высшего женского принципа. Она содержит некоторые существенные черты только что описанной схемы, развитием которой она, по-видимому, является, главным образом, характеризуется большим богатством номенклатуры и, за исключением названия, которое дало название системе, все происходит из греческого языка .

Климент Александрийский [ править ]

Климент Александрийский (ок. 150–215) случайно упоминает каинитов и офитов ( Строматы 7:17), но не дает объяснения их догматов. Мы также не предполагаем, что есть какая-либо причина связывать с этой сектой его осуждение использования женщинами змеиных украшений ( Наставник 2:13).

Origen[editПроисхождение

Реконструкция схемы офитов из критической истории гностицизма; Жак Маттер, 1826, Том. III, Табличка I, Д.

Ориген (ок. 185–254) начал говорить об офитах ( Contra Celsum 6:28 ) из-за обвинения Цельса в том, что христиане насчитали семь небес и говорили о Творце как о проклятом божестве, поскольку он был достоин проклятие за проклятие змея, который познакомил первых людей с познанием добра и зла. Ориген отвечает, что Цельс перепутал дело и спутал христиан с офитами, которые до сих пор не были христианами, не желали слышать имени Иисуса, не признавали его хотя бы мудрым и добродетельным человеком и не признавали никого в их собрание, пока он не проклял Иисуса. Можно сомневаться в том, что Ориген не был дезинформирован о секте, о которой, как он намекает, знает очень мало. Согласно всем другим источникам, офиты утверждали, что они христиане. В другом месте Ориген классифицирует офитов как еретиков более серьезного сорта наряду с последователями Маркиона , Валентина , Василида и Апеллеса ( Комментарий к Матфея 3:852). Тождественность номенклатуры показывает, что для Оригена эти офиты Оригена являются ветвью безымянной секты, описанной Иринеем.

Хебдомад [ править ]

Имена семи князей Хебдомады, данные Оригеном, полностью согласуются со списком Иринея ( Contra Celsum 6:31 ). Ориген также дает имена семи демонов. Ириней называет только имя их вождя, но этого достаточно, чтобы установить более чем случайное совпадение, поскольку это имя, которое мы не должны были ожидать найти в качестве имени демона, а именно Михаил . Имя Пруникос также встречается в сообщении Оригена. Ориген раскрывает то, что, должно быть, было одним из ценных секретов этой секты, а именно. формула, которая должна быть адресована восходящей душой каждому из принцев хебдомада, чтобы умилостивить его и предоставить проход через его владения. Возможно, секрет охранялся бы более ревностно, если бы не то, что в дополнение к использованию формулы, по-видимому, необходимо было нанести у каждых ворот определенный символ. Они могли принадлежать только посвященным, и мы можем предположить, что они были похоронены вместе с ними. Он приводит формулы в обратном порядке; т.е. сначала формула, которую должна использовать душа, прошедшая через высшие небеса и желающая войти в Огдоаду; затем формула, которую нужно использовать, чтобы получить доступ на высшие небеса, и так далее.

Диаграммы [ править ]

Ориген также дает описание диаграммы офитов , с которой также встречался Цельс, состоящей из внешнего круга, называемого Левиафан , обозначающего душу всех вещей, с десятью внутренними кругами разного цвета. семь демонов. Многие пытались воспроизвести фигуру из описания Оригена, но на самом деле Ориген не дал нам достаточно подробностей, чтобы мы могли с уверенностью провести реставрацию или даже понять, что должно было быть изображено. Ориген называет Евфрата основателем учения секты, которую он описывает, и эта секта, возможно, была той ветвью офитов, которых называют ператами .

Epiphanius[editЕпифаний

У них есть змея, которую они держат в определенном сундуке — cista mystica — и которую в час своих мистерий они извлекают из ее пещеры. Они кладут на стол хлебы и вызывают змею. Поскольку пещера открыта, она выходит наружу. Это хитрый зверь и, зная их глупости, заползает на стол и катается по хлебам; они говорят, что это идеальная жертва. Поэтому, как мне рассказывали, они не только преломляют хлеб, в котором свернулась змея, и подают его присутствующим, но и каждый целует змею в рот, ибо змея приручена заклинанием или зачарована. смягчили их мошенничество каким-то другим дьявольским методом. И они падают пред ним и называют это Евхаристией, совершаемой зверем, катающимся на хлебах. И чрез него, как говорят, они посылают гимн Отцу Вышнему, заключая таким образом свои тайны.

Учение офитов, скорее всего, вымерло во времена Ипполита; во времена Епифания оно не исчезло полностью, но замечания в его трудах заставляют нас думать о нем как о эксцентричном учении какого-то заблудшего еретика здесь и там, не имеющем многих приверженцев. В V веке Феодорит рассказывает ( Ереси 1:24), что обнаружил, что в его епархии поклонялись змеям люди, которых он называет маркионитами , но которые, как мы можем полагать, на самом деле были офитами.

Тексты Наг-Хаммади [ править ]

Из гностических текстов Наг-Хаммади , в которых упоминается змей, три, по-видимому, связаны с рассказами ранней церкви об офитах. Эти тексты — «Ипостась Архонтов» , «О происхождении мира » и « Апокриф Иоанна» . [8]

Современная эмуляция [ править ]

Культ Богоматери Эндорского Ковена , основанный в 1948 году, находился под сильным влиянием учений древних офитов, изложенных в вышеупомянутых источниках.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «На самом деле, поскольку запись о псевдотертуллианских офитах является единственной в каталоге, в которой обсуждаются змеи, Ипполит вполне мог использовать слово «офит» как общий термин для еретических спекуляций о змеях в своей «Синтагме». Расимус 2007, с. 432.
  2. ^ Расимус 2006, с. 804
  3. ^ Кулиано. [ нужна страница ]
  4. ^ Тернер, с. 193.
  5. ^ См. также митраистские изображения семи небес и восьмой области над ними ( Contra Celsum 6:22 ).
  6. Это прямая цитата из Бытия 1, 26.
  7. ^ Кэмпбелл и Абади, с. 296.
  8. ^ «Из текстов Наг-Хаммади, в которых говорится о змее, три явно связаны с отчетами ересиологов офитов. Эти тексты - Hyp. Arch., Orig. World и Ap. John ». Расимус 2007, с. 450.

Библиография [ править ]

  • Легг, Фрэнсис (1964) [1914]. Предшественники и соперники христианства, с 330 г. до н.э. по 330 г. н.э. (два тома в одном издании). Нью-Йорк: Университетские книги. LCCN   64-24125 .
  • Кэмпбелл, Джозеф; Абади, MJ (1981). Мифический образ . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Кулиано, Иоан П. (1991). Древо Гнозиса . Сан-Франциско, Калифорния: Харпер Сан-Франциско.
  • Расимус, Томас (2006). «Анафема Иеусская (1 Кор 12:3)?». В Пеншо, Луи; Пуарье, Поль-Юбер; Фанк, Вольф-Питер (ред.). Коптика-Гностика-Манихаика: меланжи, предложенные Вольфу-Петру Функ . Прессы Университета Лаваля. ISBN  2877239322 .
  • Расимус, Туомас (2007). «Змей в гностических и родственных текстах». В Пеншо, Луи; Пуарье, Поль-Юбер (ред.). Евангелие от Фомы и тексты Наг-Хаммади: Международная конференция . Издательство Университета Лаваля. ISBN  978-9042920552 .
  • Тернер, Джон Д. (2008). «Место Евангелия от Иуды в сифанской традиции» . В Скопелло, Маддалена (ред.). Евангелие от Иуды в контексте: материалы Первой международной конференции по Евангелию от Иуды . Брилл. ISBN  978-9004167216 .

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d4b25cdbac8ca5bf948572fe2e82a54__1718735340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/54/9d4b25cdbac8ca5bf948572fe2e82a54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ophites - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)