Jump to content

Китайский манихейство

Моницзяо
манихейство
Мани на висячем свитке, ок. 14/15 век.
Язык китайский
Источник в. 10 век
Ответвление от манихейство
Разделения Майтрейанство , Буддизм Чистой Земли , Даосизм , Белый Лотос [1]

Китайский манихейство , также известный как Моницзяо ( китайский : манихейство ; пиньинь : Móníjiào ; Уэйд-Джайлс : Мо 2 2 Цзяо 4 ; горит. «религия Мони ») или Минцзяо (китайский: 明教 ; пиньинь: Минцзяо ; Уэйд-Джайлз: Мин 2 - Цзяо 4 ; горит. «религия света» или «светлая религия») — форма манихейства, передавшаяся и практикуемая в настоящее время в Китае . Китайское манихейство приобрело известность во времена династии Тан и, несмотря на частые преследования, продолжалось еще долгое время после того, как другие формы манихейства были искоренены на Западе . [2] Наиболее полный свод сохранившихся манихейских сочинений был написан на китайском языке где-то до IX века и найден в пещерах Могао среди дуньхуанских рукописей . [3]

Китайский манихейство представляет собой набор учений с целью вызвать пробуждение ( ; фо ), и это дуалистическая религия, которая верит в вечную борьбу между принципами добра/света и зла/тьмы, причем первый представлен Богом . известный как Шанди , Минцзун ( 明尊 ; «Сияющий Господь») или Чжэншен ( 真神 ; «Истинный Бог»). Спасение осуществляется Живым Духом ( 淨活風 ; Jìnghuófēng ) Бога, которого было много проявлений в человеческой форме, включая Мани ( 摩尼 ; Мони ). [2]

История [ править ]

Фрагмент фрески с изображением Будды из на Шелковом пути города Миран , по тому же пути, по которому манихейство распространилось в Китай.

Благодаря тому, насколько адаптируемы учения и верования манихейства, они смогли распространиться на огромном пространстве различных культур , от Римской империи на западе и Китая на востоке. Религия пришла вместе с христианством через различные морские порты юго-восточного Китая и сухопутные торговые пути Шелкового пути из западных пустынных регионов. [4]

Источники утверждают, что манихейство впервые появилось в Китае в 694 году, но, возможно, это произошло гораздо раньше. [5] С момента своего появления стиль манихейства был глубоко китаизирован , адаптируясь к китайскому культурному контексту. [6]

По словам китайских манихеев династии Мин, их религия проникла в страну через Мозака во время правления императора Тан Гаозуна (650–683). Ученик Мозака, епископ Мир-Ормазд, последовал за своим лидером в Китай и получил аудиенцию у У Цзэтяня (который фактически занимал власть в династии Тан между 684 и 690 годами и правил как император династии У Чжоу с 690 по 690 год). 705), где, согласно более поздним буддийским источникам, он представил Шабураган , ставший в итоге самым популярным текстом манихеев страны. [7] В 731 году император Сюаньцзун попросил манихея обобщить свои зарубежные религиозные доктрины, и результатом стал текст, известный как « Сборник учений Мани, Пробуждённого Света» . В тексте пророк Мани интерпретируется как воплощение Лао-цзы (хотя манихеи и конфликтовали с местными китайскими буддистами, но сохраняли хорошие отношения со своими соседями -даосами ); версия даосского « Хуахуцзин» VIII века разделяет ту же точку зрения, что и «Компендиум» , утверждая, что Лао-цзы перевоплотился среди западных варварских народов как пророк Мани. [8]

Династия Тан [ править ]

Манихейство было завезено в Китай во времена династии Тан через Центральной Азии. общины [9] и власти Тан считали его неправильной формой буддизма. Хотя религии западных народов (в том числе Бактрии и Согдианы ) не были объявлены вне закона, им было запрещено распространяться среди коренного китайского населения. Однако манихейство было популярной религией в северном Китае во времена династии Тан. [10]

Фрагмент манихейского текста, изображающий «сцену проповеди» в уйгурско -манихейском стиле.

Северо-западный Уйгурский каганат узнал о манихействе от согдийских иностранцев. После того, как каган Бёгу-каган (759–780) провел трехдневную дискуссию с членами манихейского духовенства, он обратился в эту религию в 763 году. Впоследствии манихейство стало официальной религией каганата, что побудило вавилонский штаб манихейства послать высокие -высокопоставленные священнослужители северо -западной уйгурской территории . [11] [12] Благодаря миру между уйгурами и ханьским населением в это время правительство Тан ослабило ограничения на манихейство, позволив ему процветать за счет монастырей, построенных уйгурами в таких местах, как Шаосин , Янчжоу , Нанкин и Цзинчжоу , причем первым из них был построен в 768 году. [11]

Преследование [ править ]

Годы процветания манихейства подошли к концу после разгрома киргизами Уйгурского каганата в 840 году и растущего недовольства иностранцами некитайского происхождения. Манихейство было официально запрещено и преследовалось посредством подавления некитайских религий, начатого императором Тан Уцзуном в 843 году. В течение этого года правительство династии Тан конфисковало всю собственность, принадлежащую манихейским монастырям, разрушило храмы, сожгло их священные писания. , лаицизировал или убивал духовенство и специально казнил семьдесят монахинь-манихеек в Чанъане . [12]

Вместо традиционной одежды манихейским священникам было приказано носить ханфу , поскольку типичная одежда манихейства считалась некитайской. В некоторых случаях власти Тан приказывали манихейцам одеваться как буддийские монахи , а также, поскольку манихейские священники были известны своими длинными волосами, их заставляли брить головы. По оценкам, более половины манихейского населения было убито в результате Великого антибуддийского преследования императора Уцзуна . [13] Через два года после начала преследований полный запрет на международные отношения заставил манихейство спрятаться в подполье, из которого оно так и не вернуло себе былую известность. [11]

Династии Сун и Юань [ править ]

Деталь Юань . эпохи «Манихейская диаграмма Вселенной» картины по шелку

Хотя они участвовали в восстаниях против правительства во время династии Сун , китайские манихеи постоянно подавлялись сменявшими друг друга китайскими династиями, при этом конфуцианские власти эпохи Сун игнорировали местных манихеев как «вегетарианских демонопоклонников» ( китайский : 吃菜 ).事魔 ). [14] В это время у них была «священная книга», в которой обсуждалась природа света и тьмы, а также прошлого, настоящего и будущего, которые рассматривались как отдельные «миры». [15]

Манихеев этой эпохи хоронили обнаженными, «не прикасались к спиртному… [,] ели мясо, [и не употребляли] молоко и сыр» и не поклонялись Будде . [15]

Их судьба изменилась во время правления монголами , возглавляемой династии Юань , где религия пользовалась стабильным существованием, в то время как Сакья секта тибетского буддизма служила «де-факто» государственной религией Юань. [16] От этой эпохи сохранились две сложные шелковые картины: Манихейская схема Вселенной и Проповедь об учении Мани о спасении . Эти работы дают представление о космологии китайского манихейства эпохи Юань.

Дальнейшая синкретизация [ править ]

Манихейство выжило среди населения и оказало глубокое влияние на традицию китайских спасительных религий , интегрируясь с верованиями Майтрея, такими как секта Белого Лотоса . [17]

Китайский манихейство черпал вдохновение из даосизма , а также форм буддизма, включая китайский буддизм . [10]

Из-за возвышения династии Мин название манихейства Минцзяо считалось оскорбительным для императора, поэтому оно подвергалось особым преследованиям. [16]

В течение и после 14 века некоторые китайские манихеи присоединились к Чистой Земли школе буддизма Махаяны на юге Китая . Эти манихейцы настолько тесно практиковали свои ритуалы вместе с буддистами Махаяны, что с годами эти две секты стали неразличимы. [2] Храм Цаоань в провинции Фуцзянь является примером этого синтеза, поскольку статуя «Будды Света» считается изображением пророка Мани . [18]

Наши дни [ править ]

Цаоань («Соломенная хижина») в Цзиньцзяне , Цюаньчжоу , Фуцзянь .

В современном Китае манихейские группы все еще активны в южных провинциях, особенно в Цюаньчжоу и остальной провинции Фуцзянь. [19] и вокруг Каоана , самого известного манихейского храма, сохранившегося до наших дней. [20] [21] [ нужен лучший источник ]

Сегодня ритуалы, проводимые в честь Линь Дэна 林瞪 (1003–1059), китайского манихейского лидера, жившего во времена династии Сун, все еще проводятся в трех деревнях: Байян 柏洋村 , Шанвань 上万村 и Тахоу 塔后村. в поселке Байян уезда Сяпу провинции Фуцзянь. [22]

Цянку-манихеи [ править ]

Цяньку в уезде Цаннань провинции Чжэцзян был древним центром манихейства , одним из последних сохранившихся храмов, и по сей день продолжают действовать традиции в 1-й и 15-й дни лунного месяца, когда многие местные жители совершают следующее: [21]

  • Ешьте в эти дни вегетарианскую пищу. Подаваемые блюда в основном включают соленые огурцы, зеленые овощи, грибы шиитаке, грибы, лилейник и т. д. Любая разнообразная еда, включая животные масла и так далее.
  • Курение благовоний и поклонение в эти дни
  • В эти дни следует избегать использования фекалий или мочи в качестве удобрения. В 1980-1990-е годы крестьяне ставили ведро с мочой на обочине дороги, чтобы было удобно прохожим. Если он почти полон, от него необходимо избавиться раньше. Особенно накануне первого и пятнадцатого числа нового года проверку необходимо провести. Если он немного переполнен, его необходимо обработать заранее, и дождливые дни не являются исключением.
  • В эти дни люди избегают путешествий; однако эта норма исчезает
  • Люди часто выбирают эти дни как благоприятные для планирования мероприятий, посещения врача, открытия бизнеса и заключения брака. Этот подход является дорогостоящим и требует много времени. В прошлом у некоторых жителей района Цяньку была крылатая фраза: «Вам не нужно переворачивать книги в первый и пятнадцатый дни занятий в средней школе».

Существует традиция, согласно которой рыбаки съедают три кусочка белого риса в день. Эти три кусочка белого риса представляют собой вегетарианское трехразовое питание. Это похоже на гостеприимную деятельность манихеев, поклоняющихся Линь Пэну в Сяпу , где фермеры использовали три небольшие чашки белого риса для поклонения богам. [21]

Среди жителей района Цяньку также существует обычай носить простую белую одежду в честь умерших. Это пережиток обычая верующих манихеев носить белую одежду и белые венцы. [21]

Существует также сильное почитание Солнца и Луны, которых местные жители часто называют Буддой солнечного света и Буддой лунного света. [21]

Тексты [ править ]

Первые строки Компендиума

нет недостатка в документации о манихействе Хотя на юге Китая (в основном в виде весьма критических книг о религии), [15] доктринальные и литургические сочинения остаются редкими. Почти все современные знания о верованиях и учениях китайского манихейства (включая его присутствие в регионе Таримской котловины ) основаны на трех текстах, составленных до конца 9-го века: « Трактате» , « Свитке гимнов» и « Компендиуме» . [23]

За исключением нескольких отсутствующих первых строк, « Трактат» ( китайский : 摩尼教殘經 ; пиньинь : Móníjiào cán jīng ; букв. «фрагментарные манихейские писания») находится в отличном состоянии и соответствует манихейским текстам, найденным на других языках. В « Тракте» есть беседы, приписываемые Мани в ответ на вопросы ученика (по имени «А-то» или «Адда» ) о природе манихейской космогонии и этики. Первый дискурс в первую очередь касается сотворения вселенной посредством спасения первобытного человека силами света, последующего нападения князя тьмы и окончательного триумфа света над тьмой. Такие темы, как символ деревьев и перечисление ночей и дней, встречаются и в других западных манихейских текстах, а именно в тех, которые написаны на коптском языке . Более точные параллели можно провести между фрагментами тюрко-манихейских текстов. В 1983 году Вернер Сундерманн подробно рассказал, как двадцать две парфянские рукописи послужили оригинальными композициями текстов, которые впоследствии были переведены на английский язык. Турецкий и согдийский , а затем один из этих среднеазиатских переводов послужил основой для версий на китайском языке. [24]

( Свиток гимнов китайский : 下部 ; пиньинь : Xiàbùzàn ; букв. «нижняя (вторая?) часть манихейских гимнов») состоит из тридцати гимнов, которые, вероятно, были непосредственно переведены с парфянского языка на китайский язык, поскольку некоторые из гимнов фонетические транскрипции оригинальных парфянских гимнов, непонятные обычному китайскому читателю. Свиток заканчивается призывом к благословению. В тексте указано, что он был переведен и составлен в Турфане . Компендиум « ( китайский : 摩尼光佛教法儀略 ; пиньинь : Móní guāng fójiào fώ yí lüè ; букв. Очерк учения и правил Мани», «Будды Света») начинается с отчета о рождении Мани, который непосредственно основан на жизни Будды , а затем дает краткое изложение манихейских доктрин. Текст открывается абзацем, в котором объясняется, как текст был заказан династией Тан 16 июля 731 года, а в более позднем отрывке упоминается, что Мани был реинкарнацией Лао-цзы . [25]

Об открытии манихейских рукописей Сяпу стало известно общественности в октябре 2008 года. Тексты используются для манихейских ритуалов в городке Байян уезда Сяпу . [22]

Работа [ править ]

Живопись — это манихейская традиция, берущая свои корни от самого Мани ( Аржанга ), который возвысил искусство искусства до уважения божественного духа, верил, что медитация на красоте приближает человека к Богу, и в конечном итоге рассматривал практичность картин как транскультурный метод обучения. [26] Как манихейские тексты в первозданном состоянии происходят из китайского манихейства, так и остальные образцы манихейского искусства в виде фрагментов и полных свитков.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ «Монцзяо-манихейство в Китае» 2012.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Доктор Чар Яр. « Монцзяо (манихейство) в Китае ». academia.edu. Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований , 2012 г.
  3. ^ Шмидт-Глинцер, Хельвиг, Китайская манихейка , Висбаден, 1987 г.
  4. ^ Вудхед, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х., ред. (2009). Религии в современном мире: традиции и трансформации (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN  978-0415458900 . OCLC   237880815 .
  5. ^ Чинг (1993) , стр. 172–174.
  6. ^ В (2011) , с. 56.
  7. ^ Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). «Манихейство против Китая» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года.
  8. ^ Чинг, Джулия (1993). Китайские религии . Хаундсмиллс; Лондон: Макмиллан. ISBN  9780333531747 .
  9. ^ В (2011) , с. 55–56.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харл, Кеннет В. (2023). Степные империи: история кочевых племен, сформировавших цивилизацию . США: Hanover Square Press . п. 231. ИСБН  978-1-335-42927-8 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лю, Синьру (2001), «Шелковый путь: сухопутная торговля и культурные взаимодействия в Евразии», Майкл Адас (редактор), « Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории» , Филадельфия: Американская историческая ассоциация, Temple University Press, стр. . 151–179, ISBN.  978-1-56639-832-9
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чинг (1993) , с. 173.
  13. ^ Сэмюэл Н.К. Лью (1998). Манахейство в Средней Азии и Китае . Издательство «Брилл» . стр. 115, 129, 130. ISBN.  9789004104051 .
  14. ^ Лью, Сэмюэл Н.К. (1992), Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае , Том 63 научных исследований Нового Завета (2-е изд.), Мор Зибек, ISBN  3161458206
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ли, Дан Дж. (1965). Нестареющие китайцы: история . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 372.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сэмюэл Н.К. Лью (1985). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Издательство Манчестерского университета . п. 261. ИСБН  9780719010880 .
  17. ^ В (2011) , с. 19-56.
  18. ^ Сэмюэл Н.К. Лью и Кен Парри, манихейские и (несторианские) христианские останки в Зайтоне (Цюаньчжоу, Южный Китай). ARC DP0557098. Архивировано 8 августа 2014 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Дженнифер Мари Дэн. Манихейство и его распространение в Китае . Университет Теннесси, 2002. стр. 17–18.
  20. ^ Уирринг (2006) , с. 260.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Линь Шундао; Цай Тин Тао (18 августа 2017 г.). 杨道敏 (ред.). «В храме-сокровищнице Сюаньчжэнь, прямо здесь, находятся руины Минцзяо…» sohu.com . Проверено 28 декабря 2018 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коса, Габор (2018). Восточное манихейство, отраженное в его книжной и письменной культуре . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN  978-3-11-059393-8 .
  23. ^ Лью, Сэмюэл (1987). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Брилл. стр. 212–13. ISBN  9783161458200 .
  24. ^ Лью, Сэмюэл (1987). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Брилл. п. 206. ИСБН  9783161458200 .
  25. ^ Шмидт-Глинцер, Хельвиг (1987). Буддийское облачение манихейства . стр. 76–90.
  26. ^ Гулачи, Жужанна (29 июня 2011 г.). «Поиск книжки с картинками Мани в текстовых и иллюстрированных источниках» . . Транскультурные исследования . 1 (2011). дои : 10.11588/ts.2011.1.6173 . Проверено 9 декабря 2019 г.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 214e2415635a59bcbc157e7a7327d28c__1711504980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/8c/214e2415635a59bcbc157e7a7327d28c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese Manichaeism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)