Китайский манихейство
Моницзяо | |
---|---|
манихейство | |
Язык | китайский |
Источник | в. 10 век |
Ответвление от | манихейство |
Разделения | Майтрейанство , Буддизм Чистой Земли , Даосизм , Белый Лотос [1] |
Китайский манихейство , также известный как Моницзяо ( китайский : манихейство ; пиньинь : Móníjiào ; Уэйд-Джайлс : Мо 2 -в 2 Цзяо 4 ; горит. «религия Мони ») или Минцзяо (китайский: 明教 ; пиньинь: Минцзяо ; Уэйд-Джайлз: Мин 2 - Цзяо 4 ; горит. «религия света» или «светлая религия») — форма манихейства, передавшаяся и практикуемая в настоящее время в Китае . Китайское манихейство приобрело известность во времена династии Тан и, несмотря на частые преследования, продолжалось еще долгое время после того, как другие формы манихейства были искоренены на Западе . [2] Наиболее полный свод сохранившихся манихейских сочинений был написан на китайском языке где-то до IX века и найден в пещерах Могао среди дуньхуанских рукописей . [3]
Китайский манихейство представляет собой набор учений с целью вызвать пробуждение ( 佛 ; фо ), и это дуалистическая религия, которая верит в вечную борьбу между принципами добра/света и зла/тьмы, причем первый представлен Богом . известный как Шанди , Минцзун ( 明尊 ; «Сияющий Господь») или Чжэншен ( 真神 ; «Истинный Бог»). Спасение осуществляется Живым Духом ( 淨活風 ; Jìnghuófēng ) Бога, которого было много проявлений в человеческой форме, включая Мани ( 摩尼 ; Мони ). [2]
История [ править ]
Благодаря тому, насколько адаптируемы учения и верования манихейства, они смогли распространиться на огромном пространстве различных культур , от Римской империи на западе и Китая на востоке. Религия пришла вместе с христианством через различные морские порты юго-восточного Китая и сухопутные торговые пути Шелкового пути из западных пустынных регионов. [4]
Источники утверждают, что манихейство впервые появилось в Китае в 694 году, но, возможно, это произошло гораздо раньше. [5] С момента своего появления стиль манихейства был глубоко китаизирован , адаптируясь к китайскому культурному контексту. [6]
По словам китайских манихеев династии Мин, их религия проникла в страну через Мозака во время правления императора Тан Гаозуна (650–683). Ученик Мозака, епископ Мир-Ормазд, последовал за своим лидером в Китай и получил аудиенцию у У Цзэтяня (который фактически занимал власть в династии Тан между 684 и 690 годами и правил как император династии У Чжоу с 690 по 690 год). 705), где, согласно более поздним буддийским источникам, он представил Шабураган , ставший в итоге самым популярным текстом манихеев страны. [7] В 731 году император Сюаньцзун попросил манихея обобщить свои зарубежные религиозные доктрины, и результатом стал текст, известный как « Сборник учений Мани, Пробуждённого Света» . В тексте пророк Мани интерпретируется как воплощение Лао-цзы (хотя манихеи и конфликтовали с местными китайскими буддистами, но сохраняли хорошие отношения со своими соседями -даосами ); версия даосского « Хуахуцзин» VIII века разделяет ту же точку зрения, что и «Компендиум» , утверждая, что Лао-цзы перевоплотился среди западных варварских народов как пророк Мани. [8]
Династия Тан [ править ]
Манихейство было завезено в Китай во времена династии Тан через Центральной Азии. общины [9] и власти Тан считали его неправильной формой буддизма. Хотя религии западных народов (в том числе Бактрии и Согдианы ) не были объявлены вне закона, им было запрещено распространяться среди коренного китайского населения. Однако манихейство было популярной религией в северном Китае во времена династии Тан. [10]
Северо-западный Уйгурский каганат узнал о манихействе от согдийских иностранцев. После того, как каган Бёгу-каган (759–780) провел трехдневную дискуссию с членами манихейского духовенства, он обратился в эту религию в 763 году. Впоследствии манихейство стало официальной религией каганата, что побудило вавилонский штаб манихейства послать высокие -высокопоставленные священнослужители северо -западной уйгурской территории . [11] [12] Благодаря миру между уйгурами и ханьским населением в это время правительство Тан ослабило ограничения на манихейство, позволив ему процветать за счет монастырей, построенных уйгурами в таких местах, как Шаосин , Янчжоу , Нанкин и Цзинчжоу , причем первым из них был построен в 768 году. [11]
Преследование [ править ]
Годы процветания манихейства подошли к концу после разгрома киргизами Уйгурского каганата в 840 году и растущего недовольства иностранцами некитайского происхождения. Манихейство было официально запрещено и преследовалось посредством подавления некитайских религий, начатого императором Тан Уцзуном в 843 году. В течение этого года правительство династии Тан конфисковало всю собственность, принадлежащую манихейским монастырям, разрушило храмы, сожгло их священные писания. , лаицизировал или убивал духовенство и специально казнил семьдесят монахинь-манихеек в Чанъане . [12]
Вместо традиционной одежды манихейским священникам было приказано носить ханфу , поскольку типичная одежда манихейства считалась некитайской. В некоторых случаях власти Тан приказывали манихейцам одеваться как буддийские монахи , а также, поскольку манихейские священники были известны своими длинными волосами, их заставляли брить головы. По оценкам, более половины манихейского населения было убито в результате Великого антибуддийского преследования императора Уцзуна . [13] Через два года после начала преследований полный запрет на международные отношения заставил манихейство спрятаться в подполье, из которого оно так и не вернуло себе былую известность. [11]
Династии Сун и Юань [ править ]
Хотя они участвовали в восстаниях против правительства во время династии Сун , китайские манихеи постоянно подавлялись сменявшими друг друга китайскими династиями, при этом конфуцианские власти эпохи Сун игнорировали местных манихеев как «вегетарианских демонопоклонников» ( китайский : 吃菜 ).事魔 ). [14] В это время у них была «священная книга», в которой обсуждалась природа света и тьмы, а также прошлого, настоящего и будущего, которые рассматривались как отдельные «миры». [15]
Манихеев этой эпохи хоронили обнаженными, «не прикасались к спиртному… [,] ели мясо, [и не употребляли] молоко и сыр» и не поклонялись Будде . [15]
Их судьба изменилась во время правления монголами , возглавляемой династии Юань , где религия пользовалась стабильным существованием, в то время как Сакья секта тибетского буддизма служила «де-факто» государственной религией Юань. [16] От этой эпохи сохранились две сложные шелковые картины: Манихейская схема Вселенной и Проповедь об учении Мани о спасении . Эти работы дают представление о космологии китайского манихейства эпохи Юань.
Дальнейшая синкретизация [ править ]
Манихейство выжило среди населения и оказало глубокое влияние на традицию китайских спасительных религий , интегрируясь с верованиями Майтрея, такими как секта Белого Лотоса . [17]
Китайский манихейство черпал вдохновение из даосизма , а также форм буддизма, включая китайский буддизм . [10]
Из-за возвышения династии Мин название манихейства Минцзяо считалось оскорбительным для императора, поэтому оно подвергалось особым преследованиям. [16]
В течение и после 14 века некоторые китайские манихеи присоединились к Чистой Земли школе буддизма Махаяны на юге Китая . Эти манихейцы настолько тесно практиковали свои ритуалы вместе с буддистами Махаяны, что с годами эти две секты стали неразличимы. [2] Храм Цаоань в провинции Фуцзянь является примером этого синтеза, поскольку статуя «Будды Света» считается изображением пророка Мани . [18]
Наши дни [ править ]
В современном Китае манихейские группы все еще активны в южных провинциях, особенно в Цюаньчжоу и остальной провинции Фуцзянь. [19] и вокруг Каоана , самого известного манихейского храма, сохранившегося до наших дней. [20] [21] [ нужен лучший источник ]
Сегодня ритуалы, проводимые в честь Линь Дэна 林瞪 (1003–1059), китайского манихейского лидера, жившего во времена династии Сун, все еще проводятся в трех деревнях: Байян 柏洋村 , Шанвань 上万村 и Тахоу 塔后村. в поселке Байян уезда Сяпу провинции Фуцзянь. [22]
Цянку-манихеи [ править ]
Цяньку в уезде Цаннань провинции Чжэцзян был древним центром манихейства , одним из последних сохранившихся храмов, и по сей день продолжают действовать традиции в 1-й и 15-й дни лунного месяца, когда многие местные жители совершают следующее: [21]
- Ешьте в эти дни вегетарианскую пищу. Подаваемые блюда в основном включают соленые огурцы, зеленые овощи, грибы шиитаке, грибы, лилейник и т. д. Любая разнообразная еда, включая животные масла и так далее.
- Курение благовоний и поклонение в эти дни
- В эти дни следует избегать использования фекалий или мочи в качестве удобрения. В 1980-1990-е годы крестьяне ставили ведро с мочой на обочине дороги, чтобы было удобно прохожим. Если он почти полон, от него необходимо избавиться раньше. Особенно накануне первого и пятнадцатого числа нового года проверку необходимо провести. Если он немного переполнен, его необходимо обработать заранее, и дождливые дни не являются исключением.
- В эти дни люди избегают путешествий; однако эта норма исчезает
- Люди часто выбирают эти дни как благоприятные для планирования мероприятий, посещения врача, открытия бизнеса и заключения брака. Этот подход является дорогостоящим и требует много времени. В прошлом у некоторых жителей района Цяньку была крылатая фраза: «Вам не нужно переворачивать книги в первый и пятнадцатый дни занятий в средней школе».
Существует традиция, согласно которой рыбаки съедают три кусочка белого риса в день. Эти три кусочка белого риса представляют собой вегетарианское трехразовое питание. Это похоже на гостеприимную деятельность манихеев, поклоняющихся Линь Пэну в Сяпу , где фермеры использовали три небольшие чашки белого риса для поклонения богам. [21]
Среди жителей района Цяньку также существует обычай носить простую белую одежду в честь умерших. Это пережиток обычая верующих манихеев носить белую одежду и белые венцы. [21]
Существует также сильное почитание Солнца и Луны, которых местные жители часто называют Буддой солнечного света и Буддой лунного света. [21]
Тексты [ править ]
нет недостатка в документации о манихействе Хотя на юге Китая (в основном в виде весьма критических книг о религии), [15] доктринальные и литургические сочинения остаются редкими. Почти все современные знания о верованиях и учениях китайского манихейства (включая его присутствие в регионе Таримской котловины ) основаны на трех текстах, составленных до конца 9-го века: « Трактате» , « Свитке гимнов» и « Компендиуме» . [23]
За исключением нескольких отсутствующих первых строк, « Трактат» ( китайский : 摩尼教殘經 ; пиньинь : Móníjiào cán jīng ; букв. «фрагментарные манихейские писания») находится в отличном состоянии и соответствует манихейским текстам, найденным на других языках. В « Тракте» есть беседы, приписываемые Мани в ответ на вопросы ученика (по имени «А-то» или «Адда» ) о природе манихейской космогонии и этики. Первый дискурс в первую очередь касается сотворения вселенной посредством спасения первобытного человека силами света, последующего нападения князя тьмы и окончательного триумфа света над тьмой. Такие темы, как символ деревьев и перечисление ночей и дней, встречаются и в других западных манихейских текстах, а именно в тех, которые написаны на коптском языке . Более точные параллели можно провести между фрагментами тюрко-манихейских текстов. В 1983 году Вернер Сундерманн подробно рассказал, как двадцать две парфянские рукописи послужили оригинальными композициями текстов, которые впоследствии были переведены на английский язык. Турецкий и согдийский , а затем один из этих среднеазиатских переводов послужил основой для версий на китайском языке. [24]
( Свиток гимнов китайский : 下部 讚 ; пиньинь : Xiàbùzàn ; букв. «нижняя (вторая?) часть манихейских гимнов») состоит из тридцати гимнов, которые, вероятно, были непосредственно переведены с парфянского языка на китайский язык, поскольку некоторые из гимнов фонетические транскрипции оригинальных парфянских гимнов, непонятные обычному китайскому читателю. Свиток заканчивается призывом к благословению. В тексте указано, что он был переведен и составлен в Турфане . Компендиум « ( китайский : 摩尼光佛教法儀略 ; пиньинь : Móní guāng fójiào fώ yí lüè ; букв. Очерк учения и правил Мани», «Будды Света») начинается с отчета о рождении Мани, который непосредственно основан на жизни Будды , а затем дает краткое изложение манихейских доктрин. Текст открывается абзацем, в котором объясняется, как текст был заказан династией Тан 16 июля 731 года, а в более позднем отрывке упоминается, что Мани был реинкарнацией Лао-цзы . [25]
Об открытии манихейских рукописей Сяпу стало известно общественности в октябре 2008 года. Тексты используются для манихейских ритуалов в городке Байян уезда Сяпу . [22]
Работа [ править ]
Живопись — это манихейская традиция, берущая свои корни от самого Мани ( Аржанга ), который возвысил искусство искусства до уважения божественного духа, верил, что медитация на красоте приближает человека к Богу, и в конечном итоге рассматривал практичность картин как транскультурный метод обучения. [26] Как манихейские тексты в первозданном состоянии происходят из китайского манихейства, так и остальные образцы манихейского искусства в виде фрагментов и полных свитков.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Монцзяо-манихейство в Китае» 2012.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Доктор Чар Яр. « Монцзяо (манихейство) в Китае ». academia.edu. Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований , 2012 г.
- ^ Шмидт-Глинцер, Хельвиг, Китайская манихейка , Висбаден, 1987 г.
- ^ Вудхед, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х., ред. (2009). Религии в современном мире: традиции и трансформации (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0415458900 . OCLC 237880815 .
- ^ Чинг (1993) , стр. 172–174.
- ^ В (2011) , с. 56.
- ^ Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). «Манихейство против Китая» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года.
- ^ Чинг, Джулия (1993). Китайские религии . Хаундсмиллс; Лондон: Макмиллан. ISBN 9780333531747 .
- ^ В (2011) , с. 55–56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харл, Кеннет В. (2023). Степные империи: история кочевых племен, сформировавших цивилизацию . США: Hanover Square Press . п. 231. ИСБН 978-1-335-42927-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лю, Синьру (2001), «Шелковый путь: сухопутная торговля и культурные взаимодействия в Евразии», Майкл Адас (редактор), « Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории» , Филадельфия: Американская историческая ассоциация, Temple University Press, стр. . 151–179, ISBN. 978-1-56639-832-9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чинг (1993) , с. 173.
- ^ Сэмюэл Н.К. Лью (1998). Манахейство в Средней Азии и Китае . Издательство «Брилл» . стр. 115, 129, 130. ISBN. 9789004104051 .
- ^ Лью, Сэмюэл Н.К. (1992), Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае , Том 63 научных исследований Нового Завета (2-е изд.), Мор Зибек, ISBN 3161458206
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ли, Дан Дж. (1965). Нестареющие китайцы: история . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 372.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сэмюэл Н.К. Лью (1985). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Издательство Манчестерского университета . п. 261. ИСБН 9780719010880 .
- ^ В (2011) , с. 19-56.
- ^ Сэмюэл Н.К. Лью и Кен Парри, манихейские и (несторианские) христианские останки в Зайтоне (Цюаньчжоу, Южный Китай). ARC DP0557098. Архивировано 8 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Дженнифер Мари Дэн. Манихейство и его распространение в Китае . Университет Теннесси, 2002. стр. 17–18.
- ^ Уирринг (2006) , с. 260.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Линь Шундао; Цай Тин Тао (18 августа 2017 г.). 杨道敏 (ред.). «В храме-сокровищнице Сюаньчжэнь, прямо здесь, находятся руины Минцзяо…» sohu.com . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коса, Габор (2018). Восточное манихейство, отраженное в его книжной и письменной культуре . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-059393-8 .
- ^ Лью, Сэмюэл (1987). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Брилл. стр. 212–13. ISBN 9783161458200 .
- ^ Лью, Сэмюэл (1987). Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор . Брилл. п. 206. ИСБН 9783161458200 .
- ^ Шмидт-Глинцер, Хельвиг (1987). Буддийское облачение манихейства . стр. 76–90.
- ^ Гулачи, Жужанна (29 июня 2011 г.). «Поиск книжки с картинками Мани в текстовых и иллюстрированных источниках» . . Транскультурные исследования . 1 (2011). дои : 10.11588/ts.2011.1.6173 . Проверено 9 декабря 2019 г.
Источники [ править ]
- Уирринг, Эндрю (2006). «Манихейские исследования в XXI веке» . Сквозь темное стекло: Размышления о сакральном . Издательство Сиднейского университета. ISSN 1444-5158 .
- Ма, Сиша; Хуэйин Мэн (2011). Народная религия и шаманизм . Брилл. ISBN 978-9004174559 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )