Белый Лотос
Белый Лотос | |
---|---|
Секта Белого Лотоса | |
Классификация | Китайский спаситель |
Ориентация | Учение Майтрейи |
Язык | китайский |
Основатель | Хуэйюань |
Источник | во времена династии Цзинь Гора Лу , Цзюцзян |
Ответвление от | Чистая Земля Буддизм |
поглощенный | Китайский манихейство |
Белый Лотос ( традиционный китайский : 白蓮教 ; упрощенный китайский : 白莲教 ; пиньинь : Báiliánjiào ; Уэйд-Джайлс : Пай-лянь цзяо ; букв. «Религия Белого Лотоса») — синкретическое религиозное и политическое движение, предсказывающее скорое появление «Царь Света» ( 明王 ), т. е. будущий Будда Майтрейя . [1] По мере развития секты Белого Лотоса они обращались ко многим ханьским китайцам , которые находили утешение в поклонении Королеве-матери Запада (или «Нерожденной старой матери» традиционного китайского : 無生老母 ; упрощенного китайского : 无生老母 ).
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]первого Общества Белого Лотоса ( 白蓮社 ) в храме Дунлин на горе Лу Религиозная основа секты Белого Лотоса восходит к основанию Лушанем Хуэйюанем (334–416) . В период Северной Сун были основаны Общества Белого Лотоса (960–1126 гг.) по всему южному Китаю , распространявшие вместе с ними учения Чистой Земли и методы медитации. [1] Между 9 и 14 веками китайские манихеи все чаще увлекались школой Чистой Земли . Благодаря этому тесному взаимодействию манихейство оказало глубокое влияние на китайские буддийские секты Майтрея в рамках традиции Чистой Земли. [2] практиковали так тесно вместе с буддистами, что эти две традиции стали неразличимы. [3]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В XII веке буддийский монах Мао Цзыюань ( 茅子元 ) ( ок. 1096–1166 ; имя в Дхарме : Цичжао ( 慈照 )) разработал Школу Белого Лотоса ( 白蓮宗 ), чтобы объединить разрозненные общества Белого Лотоса. Он построил Храм Лотосного Покаяния ( 蓮懺堂 ), где проповедовал учение Школы Белого Лотоса, которое стало основой религии Белого Лотоса ( 白莲敎 ). [1] Эта религия Белого Лотоса была гибридным движением буддизма и манихейства, которое делало упор на учение Майтрейи и строгое вегетарианство ; разрешение мужчинам и женщинам свободно взаимодействовать друг с другом было сочтено шокирующим для общества. [4]
Развитие в тайное общество
[ редактировать ]В конце тринадцатого века правление монгольской династии Юань в Китае вызвало небольшие, но народные демонстрации против ее правления. По мере того как они переросли в широкомасштабное инакомыслие, приверженцы Белого Лотоса приняли участие в некоторых из этих протестов. [5] привело правительство Юаня к запрету религии Белого Лотоса как неортодоксальной религиозной секты ( 宗教异端 ), вынудив ее членов уйти в подполье. Теперь тайное общество «Белый Лотос» стало инструментом квазинационального сопротивления и религиозной организации. Этот страх перед тайными обществами закреплен в законе; Великий Цинский юридический кодекс , действовавший до 1912 года, содержал следующий раздел:
[Все] общества, наугад называющие себя Белым Лотосом, общины Будды Майтрейи, или религии Минцун (манихеи), или школы Белого Облака и т. д., вместе со всеми, кто осуществляет девиантные и еретические практики или кто иметь в тайных местах отпечатки и изображения, собирать народ путем сжигания благовоний, собираться ночью и расходиться днем, возбуждая таким образом и вводя людей в заблуждение под предлогом воспитания добродетели, подлежит наказанию. [6]
Как и другие тайные общества, они прикрывали свою необычную или незаконную деятельность «церемониями возжигания благовоний» . [4]
Революция Белого Лотоса
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Белый Лотос был благодатной почвой для разжигания восстания.
Доктрины Белого Лотоса и религиозные обряды, особенно их церемонии «сожжения благовоний», которые в массовом сознании стали их типичными, слились с доктринами и ритуалами сектантов Майтреи; это создало единую идеологию среди повстанческих групп, объединив их общей целью и обеспечив дисциплину, с помощью которой можно было построить широкое движение, набрать армии и установить гражданское управление. [7]
Буддийский монах из Цзянси по имени Пэн Инъюй начал изучать Белый Лотос и в конечном итоге организовал восстание в 1330-х годах. Хотя восстание было подавлено, Пэн выжил и спрятался в Аньхое , затем снова появился в Южном Китае, где возглавил еще одно неудачное восстание, в ходе которого он был убит. Это второе восстание изменило свой цвет с белого на красный, а его солдаты были известны как «Красные тюрбаны» за свои красные банданы.
Другая революция, вдохновленная обществом Белого Лотоса, оформилась в 1352 году вокруг Гуанчжоу . буддийский монах и бывший мальчик-нищий, будущий Мин основатель династии Чжу Юаньчжан . К восстанию присоединился [8] Его исключительный интеллект позволил ему возглавить повстанческую армию; он привлек людей на свою сторону, запретив своим солдатам грабить в соответствии с религиозными верованиями Белого Лотоса. К 1355 году восстание распространилось на большую часть Китая.
В 1356 году Чжу Юаньчжан захватил важный город Нанкин (тогда называвшийся Цзицин ) и сделал его своей столицей, переименовав его в Интянь ( 應天 ). Именно здесь он начал отказываться от своих неортодоксальных убеждений и таким образом заручился помощью конфуцианских ученых, которые делали для него заявления и проводили ритуалы в рамках его притязаний на Небесный Мандат , что было первым шагом на пути к установлению нового династического правления.
Тем временем монголы воевали между собой, лишая себя возможности подавить восстание. В 1368 году Чжу Юаньчжан распространил свое правление на Гуанчжоу, в том же году монгольский правитель Тогон Темур бежал в Каракорум . В 1368 году Чжу Юаньчжан и его армия вошли в бывшую столицу Пекин, а в 1371 году его армия двинулась через Сычуань на юго-запад.
К 1387 году, после более чем тридцатилетней войны, Чжу Юаньчжан освободил весь Китай. Он принял титул императора Хунву и основал династию Мин , имя которой перекликается с религиозным чувством Белого Лотоса.
Нерожденная старая мать
[ редактировать ]Несмотря на свое участие в свержении династии Юань и, следовательно, в основании династии Мин , Белый Лотос не прекратил своей политической деятельности против китайских властей; следовательно, во времена династии Мин он оставался запрещенным . Поскольку им было запрещено устанавливать центральную власть, никакая доктринальная ортодоксальность не могла быть навязана, что позволяло их учениям и практикам все больше диверсифицироваться. Хотя Майтрейя оставался центральной фигурой для большинства сект Белого Лотоса, во время правления императора Чжэндэ (1506–1521) среди приверженцев Белого Лотоса начала расти популярность нового божества, а именно Королевы-матери Запада (или «Нерожденной Старой Матери»). « 無生老母 »). Происходя из даосской китайской народной религии , она была идентифицирована как трансцендентный Будда , который никогда не воплощался, но существует, не возникая и не превращаясь в небытие, но, тем не менее, было предсказано, что он спустится на землю, чтобы собрать всех своих детей в тысячелетии в одного. семье и благополучно отвести их обратно в Небеса , «дом пустоты » истинной . [1]
Восстание Ван Луня
[ редактировать ]Белый Лотос вновь появился в конце 18 века в форме вдохновенного китайского движения во многих различных формах и сектах.
В 1774 году травник и мастер боевых искусств Ван Лунь основал секту Белого Лотоса, которая распространяла учения подземной медитации в провинции Шаньдун , недалеко от Пекина, недалеко от города Линьцин. [9] Секта возглавила восстание, которое захватило три небольших города и осадило более крупный город Линьцин , стратегическое место на транспортном маршруте Большого канала с севера на юг. После первоначального успеха он был в меньшинстве и побежден войсками Цин, включая местные армии китайских солдат, известные как Армия Зеленого Стандарта . [9]
Отчет о смерти Ван Луня был передан властям Цин захваченным повстанцем. Ван Лунь остался сидеть в своем штабе, одетый в пурпурную мантию и два серебряных браслета, и сгорел заживо, держа рядом с собой кинжал и двусторонний меч. [9]
Ван Лунь, вероятно, потерпел неудачу, потому что он не предпринял никаких попыток заручиться широкой общественной поддержкой. Он не раздавал захваченное богатство или запасы продовольствия и не обещал уменьшить налоговое бремя. Не имея возможности создать базу поддержки, он был вынужден быстро бежать из всех трех городов, на которые он напал, чтобы уклониться от правительственных войск. Хотя он проходил через территорию, населенную почти миллионом крестьян, его армия никогда не насчитывала более четырех тысяч солдат, многие из которых были вынуждены служить. [ нужна ссылка ]
Восстание Белого Лотоса
[ редактировать ]Начиная с 1794 года, через два десятилетия после неудавшегося восстания Ван Луня, в горном регионе, отделяющем Сычуань от Хубэя и Шэньси в центральном Китае, также возникло движение в виде налоговых протестов. Здесь Белый Лотос привел обедневших поселенцев к восстанию, обещая личное спасение в обмен на их лояльность. Начавшееся с налоговых протестов, последующее восстание получило растущую поддержку и сочувствие со стороны многих простых людей. Восстание росло в численности и силе и в конечном итоге стало серьезной проблемой для правительства. [ нужна ссылка ]
Последовала систематическая программа умиротворения, в ходе которой население было расселено в сотнях деревень, окруженных частоколами, и организовано в ополчения. На последнем этапе политика подавления Цин сочетала преследование и истребление повстанческих партизанских банд с программой амнистии дезертирам. Восстание закончилось в 1804 году. Указом императора Даогуана было признано, что «это было вымогательство со стороны местных чиновников, которое подтолкнуло людей к восстанию». Используя арест сектантов как угрозу, местные чиновники и полиция вымогали у людей деньги. Фактическое участие в деятельности секты не повлияло на арест; Однако вопрос о том, были ли удовлетворены денежные требования, имел значение. [ нужна ссылка ]
Восстание восьми триграмм
[ редактировать ]В первом десятилетии девятнадцатого века в окрестностях столицы Пекина также действовало несколько сект Белого Лотоса. Линь Цин, еще один член секты Восьми Триграмм внутри Белого Лотоса, объединил несколько из этих сект и вместе с ними создал организацию, которую он позже возглавил во время восстания Восьми Триграмм в 1813 году. [10]
Администраторы также конфисковали и уничтожили сектантские писания, используемые религиозными группами. Одним из таких чиновников был Хуан Юпянь ( 黃育楩 ), который опроверг идеи, содержащиеся в Священных Писаниях, с ортодоксальными конфуцианскими и буддийскими взглядами в «Подробном опровержении ереси» ( 破邪詳辯 Pōxié Xiángbiàn ), написанном в 1838 году. С тех пор эта книга стала бесценный источник для понимания убеждений этих групп. [ нужна ссылка ]
Вторая китайско-японская война
[ редактировать ]Приверженцам Белого Лотоса, сотрудничавшим с японцами во время Второй китайско-японской войны (1937–1945), воевал мусульманский генерал Ма Бяо . [11] [ нужен лучший источник ]
Использование термина «Белый лотос» в более поздние периоды.
[ редактировать ]Хотя традиционная историография связывает многие майтрейистские и милленаристские восстания во время династий Мин и Цин как связанные с Белым Лотосом, есть основания сомневаться в существовании таких связей. Б. Дж. Тер Хаар утверждал, что термин «Белый лотос» стал ярлыком, который имперские бюрократы поздних эпох Мин и Цин применяли к множеству различных народных восстаний, милленаристских обществ или «магических» практик, таких как чтение мантр и гадание. [12] Если эта интерпретация верна, то устойчивый рост числа восстаний Белого Лотоса в имперской истории во времена Мин и Цин не обязательно отражает растущую силу единой организации. Вместо этого эта тенденция отражает растущую озабоченность имперских бюрократов любой формой буддизма, исповедуемой за пределами санкционированных рамок монастырей. [12]
Тиандихуэй и триады
[ редактировать ]Секта Белого Лотоса, возможно, была одним из главных предков китайских организаций, известных как Триады . [13] Первоначально Триады были членами и солдатами Тяньдихуэй или «Общества Неба и Земли» в период войны между династиями Мин и Цин. Формирование Триад преследовало не преступные цели, а свержение Цин и восстановление власти Мин. Общество Белого Лотоса, возможно, было одним из пяти отделений Общества Неба-Земли, которые сформировались в монастыре Шаолинь из сторонников Мин. Пять Ветвей, известные некоторым как «Пять Предков», представляли собой Черную, Красную, Белую, Желтую и Зеленую ложи. После того, как необходимость в триадах на поле боя отпала, некоторые высокопоставленные военачальники прибегли к преступной деятельности, чтобы найти средства выживания. [ нужна ссылка ]
Популярная культура
[ редактировать ]- В фильме о боевых искусствах « Однажды в Китае 2» члены Белого Лотоса выступают в роли антагонистов. [14]
- В другом фильме о боевых искусствах, «Культ Белого Лотоса» , члены Белого Лотоса представлены в роли антизлодеев , которые поддерживали вдовствующую императрицу в сопротивлении иностранному вторжению .
- В фильме о боевых искусствах «Клан Белого Лотоса » «Жрец Белый Лотос» показан в роли главного злодея, который жаждет мести после смерти своего брата Пай Мэй .
- Аватар: Последний маг воздуха , мультсериал производства Nickelodeon , рассказывает о тайном обществе под названием Орден Белого Лотоса. [15]
См. также
[ редактировать ]- Китайский буддизм
- Китайский манихейство
- Культ Мин
- Чистая Земля Буддизм
- Тайное общество
- Сяньтяньдао
- Игуандао
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Теобальд (2012) .
- ^ Ма и Мэн (2011) .
- ^ Литтл (2012) .
- ^ Jump up to: а б Тэн (1958) , с. 94.
- ^ Мода (2003) , стр. 529.
- ^ Цветок (1976) , с. 4.
- ^ Мода (2003) , стр. 529–530.
- ^ Перселл (2010) , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Спенс (1991) .
- ^ Накин (1976) .
- ^ «Трагическая война сопротивления Ма Цзяцзюня: сотня кавалеристов коллективно брошена в реку и погибнет за страну (1)» (на китайском языке). Китай.com. 19 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Тер Хаар (1992) , с. 242.
- ^ Общества триады , с. 4
- ^ « Однажды в Китае 2 (1992) » . hkmdb.com . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ «10 вещей, которые большинство фанатов «Аватара» не знают о Белом Лотосе» . ЦБ РФ . 15.11.2020 . Проверено 08 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дай, Инцун (2019). Война Белого Лотоса: восстание и подавление в позднеимперском Китае . Вашингтонский университет Press.
- Флауэр, Тереза Дж. (1976). Милленаристские темы в Обществе Белого Лотоса (Диссертация). Университет Макмастера. hdl : 11375/7251 .
- Сиша, Хуэйин (2011) , Ма . 978-9004174559 .
- Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900–1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01212-7 .
- Накин, Сьюзен (1976). Милленарское восстание в Китае: Восстание восьми триграмм 1813 года . Издательство Йельского университета. hdl : 1811/5983 .
- Перселл, Виктор (3 июня 2010 г.). Боксерское восстание: предыстория . Издательство Кембриджского университета. стр. 149–. ISBN 978-0-521-14812-2 .
- Спенс, Джонатан Д. (1991). В поисках современного Китая . WWНортон . ISBN 978-0-393-30780-1 .
- Тэн, Ссу-юй (1958). «Политическая интерпретация китайских восстаний и революций». Цин Хуа Журнал китайских исследований . 1 (3).
- Тер Хаар, Баренд Дж. (1992). Учение о Белом Лотосе в истории религии Китая . Лейден: Брилл.
- Теобальд, Ульрих (2012). Байляньцзяо Байляньцзяо, секта Белого Лотоса» . www.chinaknowledge.de «
- Яр, Чар (2012). Моницзяо (манихейство) в Китае (Речь). Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований. academia.edu . Пекин.