Ади-Будда

Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
![]() |
В буддизме Ваджраяны Ади -Будда ( тибетский : དང་པོའི་སངས་རྒྱས། , Уайли : dang po'i sangs rgyas , THL : Dangpö Sanggyé ) — « Первый Будда » или « Изначальный Будда ». [1] Другой распространенный термин для этой фигуры — Будда Дхармакая . [2]
Этот термин появляется в тантрической буддийской литературе , особенно в Калачакре . [3] «Ади» означает «первый», так что Адибудда был первым, кто достиг состояния будды . [3] «Ади» также может означать «изначальный», имея в виду не человека, а врожденную мудрость, которая присутствует во всех живых существах. [3]
В индо-тибетском буддизме
[ редактировать ]В индо-тибетском буддизме термин Адибудда часто используется для описания Будды Самантабхадры (в Ньингме , не путать с бодхисаттвой Самантабхадрой ), Ваджрадхары или Калачакры (в школах Сарма). [3] [4]
В Индии также существовала традиция, которая рассматривала Манджушри как Адибудду, примером чего является комментарий Виласаваджры к Манджушринамасамгити . [5] Виласаваджра утверждает в своем комментарии:
Существо-гнозис Манджушри не является бодхисаттвой , который является мастером десяти стадий ( бхуми ). Скорее, он есть недвойственное гнозис ( адваяджняна ), само совершенство мудрости ( праджняпарамита ). [6]
По мнению Энтони Трайба, эта традиция, возможно, повлияла на традицию Джнянапады экзегезы Гухьясамаджи , которая помещает Манджуваджру (тантрическую форму Манджушри) в центр мандалы Гухьясамаджи . [6]
В школе Ньингма (древней)
[ редактировать ]
В школе Ньингма Ади-Будду называют Самантабхадрой (санскр.; тиб. ཀུན་ཏུ་བཟང་པོ་, Кунту Зангпо ; вил. kun tu bzang po ), не путать с бодхисаттвой Самантабхадрой . В искусстве Ньингма эту фигуру часто изображают в виде обнаженного синего Будды. Согласно Дзогчен Понлоп :
Синий цвет символизирует обширное, неизменное качество пространства, которое является основой всех возниканий, основой всех явлений и источником всех явлений. Отсутствие одежд символизирует подлинную реальность за пределами любой дуалистической, концептуальной или философской одежды. Это будда дхармакаи: подлинное тело абсолютной истины. [7]
По словам Джима Валби (переводчика Кунджед Гьялпо Тантры школы Ньингма Дзогчен ), в традиции Самантабхадра («Всеблагой») — это не Бог , а «наше вневременное Чистое Совершенное Присутствие за пределами причины и следствия». [8] В Ньингме Самантабхадра также считается источником всех учений Дзогчен. [7]
Кунджед Гьялпо Тантра называет Самантабхадру «Всесоздающим Царем» (тиб. Kunjed Gyalpo ), потому что все явления считаются проявлениями или проявлениями Самантабхадры. По мнению Намкая Норбу , это не означает, что существует некое существо по имени Самантабхадра, создающее вселенную; вместо этого это означает, что все вещи возникают из «состояния сознания Самантабхадры, состояния Дхармакайи ». [9] В этом смысле Самантабхадра рассматривается как символическое олицетворение основы или основы ( гзи ) в мысли Дзогчен . [10] [11]
Намкай Норбу объясняет, что идею Дзогчена об Ади-Будде Самантабхадре «следует понимать главным образом как метафору, позволяющую нам обнаружить наше истинное состояние». Далее он добавляет, что:
Если мы считаем Самантабхадру индивидуальным существом, мы далеки от истинного значения. В действительности он обозначает нашу потенциальность, которая, хотя в настоящий момент мы и находимся в сансаре, никогда не была обусловлена двойственностью. С самого начала состояние личности было чистым и всегда остается чистым: это то, что представляет Самантабхадра. Но когда мы впадаем в обусловленность, мы как будто больше не являемся Самантабхадрой, потому что не знаем своей истинной природы. Итак, то, что называют изначальным Буддой, или Адибуддой, — это всего лишь метафора нашего истинного состояния. [12]
Карл Бруннхёльцль утверждает:
» Лонгченпы В «Сокровищнице писаний ... объясняется, что Самантабхадра — одно из наиболее распространенных в Дзогчене названий состояния изначального состояния будды — есть не что иное, как изначальное, врожденное осознание, которое естественно свободно, даже до возникновения каких-либо представлений о «буддах» или «буддах». появились разумные существа». [13]
В учении Дзогчен говорится, что Самантабхадра имеет пять аспектов. Лонгченпа объясняет это следующим образом:
- Самантабхадра как учитель: «Означает, что все будды, пребывая в формах самбхогакаи и дхармакаи в Акаништхе , способствуют благополучию всех живых существ, посылая бесчисленные эманации во все различные сферы тех, кого следует направлять». [14]
- Самантабхадра как основа: «Есть дхармата всех явлений — таковость. Это также называется «Самантабхадра как природа». [14]
- Самантабхадра как украшение: «Появление всех явлений, которые самовозникают как игра носителей природы явлений. Это состоит из всего того, что совершенно чисто, в том, что природа его иллюзорна». [14]
- Самантабхадра как осознание: «самовозникающая мудрость, сердце сугата», т.е. природа будды, описанная в Уттаратантре . [14]
- Самантабхадра как реализация: «Фундаментальная основная природа. Благодаря хорошему ее осознанию обретаются глаза свободы. Это также называется «Самантабхадра как путь». [14]
В традиции Сармы (Нового перевода)
[ редактировать ]Весна Уоллес описывает концепцию Адибудды в традиции Калачакры следующим образом:
Когда традиция Калачакры говорит об Адибудде в смысле безначального и бесконечного Будды, имеется в виду врожденный гнозис, который пронизывает умы всех живых существ и является основой как самсары, так и нирваны. Тогда как, когда говорится об Адибудде как о том, кто первым достиг совершенного просветления посредством нерушимого блаженства, и когда утверждается необходимость приобретения заслуг и знаний для достижения совершенного состояния будды, имеется в виду фактическая реализация собственного врожденный гнозис. Таким образом, можно сказать, что в традиции Калачакры Адибудда относится к высшей природе собственного ума и к тому, кто осознал врожденную природу своего ума посредством очистительных практик. [15]
Гухьясамаджа -тантра называет Ваджрадхару (« Держатель Ваджры »),
Учитель, которому поклоняются все Будды, лучший из трех ваджр, лучший из величайших лучших, верховный господин трех ваджр. [4]
Алекс Уэйман отмечает, что Прадиподдйотана , тантрический комментарий, объясняет, что «три ваджры» — это три тайны Тела, Речи и Ума, которые являются проявлениями Адибудды. Уэйман далее пишет:
объясняет Цонкапы « Мхан-'грел» «владыку тела»: одновременно демонстрирует бесчисленные материализации тела; «господин речи»: обучает Дхарме одновременно бесчисленное множество живых существ, каждое на своем языке; «повелитель разума»: понимает все познаваемое, что кажется невозможным. [1]
По мнению Далай-ламы XIV , Адибудда также рассматривается в буддизме Махаяны как представление вселенной, ее законов и ее истинной природы, как источник просветления и кармических проявлений и представление Трикаи . [16]
В восточноазиатском буддизме
[ редактировать ]
В китайском эзотерическом буддизме и японском Сингоне Адибуддой обычно считается Махавайрочана . [3]
В японском буддизме Сингон термины «Изначальное тело» ( хонджи-син ) и «принцип Дхармакаи» ( рихо-дзин ) используются для обозначения Адибудды. Он также связан с буквой А, первой буквой алфавита Сиддхам , и рассматривается как источник Вселенной. [17] В «Дариджинг шу» Субхакарасимхи ( Дж. Дайничикёшо ; Махавайрочана) утверждается, что Махавайрочана (учитель Махавайроканабхисамбодхи-сутры ) является «изначальной дхармакайей » : этой позиции придерживается Кукай, основатель Сингона, который говорит в своем «Дайничикё». kaidai , что «Махавайрочана — это Дхармакайя собственной природы, которая является внутренним телом истины изначального пробуждения ». Дхармакайя собственной природы — это изначальное тело осознания).
Между тем, в японских или «Чистой Земли» сектах амидистов Будда Амитабха («Амида») рассматривается как «Верховный Будда» или Единый Изначальный Будда ( ити-буцу ). [18]
Лотосовая Сутра раскрывает «Вечного Будду» в Основном Учении (главы 15–28). Линия Никко считает самого Ничирена Адибуддой и оспаривает утверждения других сект, которые считают его простым бодхисаттвой . [19]
В вайшнавизме
[ редактировать ]В средневековой орисской школе Джаганнатх вайшнавизма считался первым буддийским , или аватаром Вишну Ади-Буддой; Гаутама Будда и Чайтанья Махапрабху являются дальнейшими воплощениями Будды-Джаганнатхи. [20]
Гуру Гаудия-вайшнавизма утверждают, что такие эпитеты Будды, как Сугата Будда и Ади Будда, относятся к 9-му аватару среди Дашаватар Вишну, который отличался от Гаутамы Будды, основываясь на Амаракоше и других буддийских текстах. [21] [22]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уэйман, Алекс (2013). Буддийские тантры: свет на индо-тибетский эзотеризм . Рутледж. п. 53. ИСБН 978-1-135-02922-7 .
- ^ Грей, Дэвид (2007), Чакрасамвара-тантра (Беседы Шри Херуки): Шрихерукабхидхана: исследование и аннотированный перевод (Сокровищница буддийских наук), стр. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Басвелл, Роберт Э.; Лопес-младший, Дональд С. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400848058 . Запись на тему "Адибудда".
- ^ Перейти обратно: а б Уэйман, Алекс; Буддийские тантры: свет на индо-тибетский эзотеризм, стр. 53.
- ^ Племя, Энтони (2016). Тантрическая буддийская практика в Индии: комментарий Виласаваджры к Манджушри-намасангити, стр. 3. Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б Племя, Энтони (2016). Тантрическая буддийская практика в Индии: комментарий Виласаваджры к Манджушри-намасангити, стр. 8. Рутледж.
- ^ Перейти обратно: а б Дзогчен Понлоп (2003). Дикое пробуждение: Сердце Махамудры и Дзогчена, с. 180. Публикации Шамбалы.
- ^ Валби, Джим (2016). Украшение Состояния Самантабхадры – Комментарий Всесоздающего Царя – Чистое Совершенное Присутствие – Великое Совершенство Всех Явлений . Том первый, 2-е издание, с. 3.
- ^ Норбу и Клементе, 1999, с. 94.
- ^ Суверенный всесоздающий разум , тр. EK Neumaier-Dargyay, Sri Satguru Publications, Дели, 1993, стр. 61, 84, 101, 105.
- ^ Далай-лама (2020). Дзогчен: Сердечная Сущность Великого Совершенства. п. 188. Публикации Шамбалы.
- ^ Норбу и Клементе, 1999, с. 233.
- ^ Бруннхёльцль, 2018, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бруннхёльцль, 2018, с. 18.
- ^ Уоллес, Весна (2001). Внутренняя Калачакратантра: буддийский тантрический взгляд на личность , с. 18. Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Далай-лама отвечает на вопросы на разные темы» . hhdl.dharmakara.net.
- ^ А. Верду (1981) Философия буддизма: «тоталистический» синтез , с. 116. Springer Science & Business Media.
- ^ Гетти, Алиса (1988). Боги северного буддизма: их история и иконография, с. 41. Курьерская корпорация.
- ^ Криссайдс, Джордж Д. (2012). Исторический словарь новых религиозных движений (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. п. 251. ИСБН 9780810861947 .
- ^ Прабхат Мукерджи (1940). История средневекового вайшнавизма в Ориссе . стр. 153–169.
- ^ Бхакти Праджнан Кешава (2003). «Два Будды». За пределами нирваны: философия майавадизма: история жизни . Публикации Гаудия Веданты. стр. 42–49.
- ^ Бхакти Баллабх Тиртха . «Шри Будда-Аватара». Дашаватара: Десять проявлений Бога . стр. 184–197.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Бруннхёльцль, Карл (2018). Колыбельная для пробуждения сердца: Молитва устремления Самантабхадры и комментарии к ней. Саймон и Шустер.
- Грёнбольд, Гюнтер (1995). Дальнейшие тексты Адибудды , Венский журнал знаний о Южной Азии / Венский журнал исследований Южной Азии 39, 45-60
- Норбу, Намкай; Клементе, Адриано (1999). Высший источник: Кунджед Гьялпо, фундаментальная тантра Дзогчен Семде. Публикации Снежного Льва.