Тройное обучение
Переводы тришикша | |
---|---|
Английский | тройное обучение, три тренировки, три дисциплины |
санскрит | Тришикша (тришикша) |
Есть | Тисикха |
китайский | три исследования ( пиньинь : сан сюэ ) |
японский | три исследования ( Ромаджи : сангаку ) |
корейский | тривиум ( RR : самхак ) |
тибетский | Три урока чтения ( Уайли : lhag-pa'i bslab-pa gsum ) |
Тагальский | тризикга |
тайский | тройное обучение ( RTGS : траисикха ) |
вьетнамский | три исследования |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Будда определил тройную тренировку ( санскрит : тришикша ; пали : тисиккха ; или просто шикша или сиккха ). [1] в качестве обучения:
- высшая добродетель (пали адхисила-сикха , санскр. адхишилашикша )
- высший разум (пали адхичитта-сикха , санскр. самадхишикша )
- высшая мудрость (пали адхипанья-сикха , санскр. праджняшикша )
В Палийском каноне
[ редактировать ]Согласно Тхеравады каноническим текстам , продолжение этого обучения приводит к отказу от похоти, ненависти и заблуждений . [2] Тот, кто полностью достиг совершенства в этой тренировке, достигает Нирваны . [3]
В Ангуттара Никае тренировка «высшей добродетели» включает в себя следование Патимоккхе , тренировка «высшего ума» (иногда называемого просто «концентрацией») включает вхождение в четыре джханы и пребывание в них, а тренировка «высшей мудрости» включает непосредственно восприятие Четырех Благородных Истин или знание разрушения загрязнений. [4]
В некоторых канонических более «постепенное» обучение ( анупуббикатха беседах восприимчивым мирянам предоставляется ) (см. также постепенное обучение ). Это последнее наставление завершается обучением Четырем Благородным Истинам, которое само по себе завершается Благородным Восьмеричным Путем , составляющие которого можно сопоставить с этим тройным обучением (см. ниже).
Сходство с тройным разделением Благородного Восьмеричного Пути.
[ редактировать ]Тройная практика Будды аналогична тройной группе Благородного Восьмеричного Пути, сформулированной Бхиккуни Дхаммадинной в «Чулаведалла Сутте» («Краткий набор вопросов и ответов», MN 44): добродетель ( sīlakkhandha ), концентрация ( samādhikkhandha ), мудрость ( панньякхандха ). [5] Эти трехчастные схемы упрощают и организуют Восьмеричный Путь следующим образом:
Тройной раздел | Восьмеричный путь | Метод практики |
---|---|---|
ДОСТОИНСТВО | Правильная речь | Пять заповедей |
Правильное действие | ||
Правильный образ жизни | ||
РАЗУМ | Правильное усилие | Пребывание в четырех джханах (медитации) |
Правильное внимание | ||
Правильная концентрация | ||
МУДРОСТЬ | Правильный взгляд | Знание четырех благородных истин |
Правильное намерение |
Махаяна
[ редактировать ]Тройная тренировка также является частью пути бодхисаттвы Махаяны. Нагарджуна упоминает об этом в своем «Письме другу» (Сурллекха), стих 53:
«Человек всегда должен тренироваться (шикша) в высшей дисциплине (адхишила), высшей мудрости (адхипраджня) и высшем уме (адхичитта)». [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См . главу о монахах Ангуттара-никаи «Книга троек» ( Тиканипата ) ( Саманавагга ). этой главы Сутты попеременно обозначаются как AN от 3:82 до 3:92. Из этих сутт две наиболее широко переведенные на английский язык — это АН 3:88 и 3:89, называемые Таниссаро Бхиккху «Шиккха (1)» и «Сиккха (2)» и «Дутиясиккхасуттам» и «Татиясиккхасуттам» соответственно. "в сингальском каноне. Английские переводы этих двух последних сутт можно найти в: Nyanaponika & Bodhi (1999), стр. 69-71; Таниссаро (1998а); и Таниссаро (1998b).См. также, например, DN 16.4.3 (PTS D ii.123) (жирный шрифт добавлен для выделения):
« Шила Ам самадхи пання ча , вимутти как ануттара;
Анубудда име дхамма,
Готамена Ясасин.В буддо абхинньяе,
дхаммамаккхаси бхиккунам ;
Дуккхасантакаро саттха,
чакхума париниббуто» нет.В переводе Vajira & Story (1998) (жирный шрифт добавлен для выделения) как:
« Непревзойденная добродетель, сосредоточенность, мудрость и раскрепощенность — Таковы принципы, реализованные прославленным Готамой;
И, зная их, он, Будда, своих монахов обучал Дхамме.
Он, разрушитель страданий, Мастер, Провидец, покоится». - ^ См. AN 3:88 (Таниссаро, 1998a).
- ^ См. AN 3.89 (Таниссаро, 1998b).
- ^ И 3,85, И 3,89 , И 3,90
- ^ Таниссаро (1998c).
- ^ Письмо Нагарджуны другу, Группа переводов Падмакара, 2005, стр. 47
Источники
[ редактировать ]- Ньянапоника Тхера и Бхиккху Бодхи (перевод и ред.) (1999). Числовые беседы Будды: Антология сутт из Ангуттара Никаи . Уолнат-Крик, Калифорния: Altamira Press. ISBN 0-7425-0405-0 .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998a). АН 3.88: Сиккха Сутта - Тренинги (1). Доступно в Интернете по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.088.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998b). АН 3.89: Сиккха Сутта - Тренинги (2). Доступно в Интернете по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.089.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998c). MN 44: Кулаведалла Сутта: Краткий набор вопросов и ответов. Доступно в Интернете по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.044.than.html .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Английский перевод и латинизированная палийская транслитерация главы ) Ангуттара Никаи «Монах» ( самана , включая AN 3:82–3:92 (metta.lk)
- «Тройная тренировка» , беседа Махаси Саядо .