Три знака существования
Часть серии о |
буддизм |
---|
В буддизме три признака существования — это три характеристики ( палийское : tilakkhaṇa ; санскритское : त्रिलक्षण trilakshaṇa ) всего существования и существ, а именно аничча (непостоянство), дуккха (обычно переводится как «страдание» или «причина страдания», «неудовлетворительный»). ", "беспокойство"), [примечание 1] и анатта (без устойчивой сущности). [5] [6] [7] [8] Представление о том, что люди подвержены заблуждению относительно трех признаков, что это заблуждение приводит к страданию, а устранение этого заблуждения приводит к концу дуккхи, является центральной темой буддийских Четырех Благородных Истин , последняя из которых ведет к Благородному. Восьмеричный путь .
Описание
[ редактировать ]Существуют разные списки «признаков существования», встречающихся в канонах ранних буддийских школ. [9]
Три отметки
[ редактировать ]В палийской традиции школы Тхеравады три оценки: [4] [9] [10] [11]
- саббе санкхара аничча – все санкхары (обусловленные вещи) непостоянны
- саббе санкхара дуккха – все санкхары неудовлетворительны, несовершенны, нестабильны
- саббе дхамма анатта - все дхармы (обусловленные или необусловленные вещи) не имеют неизменного «я» или души.
содержит следующее Между тем, северная буддийская традиция Сарвастивада в своей Самьюкта- агаме : [9] [12]
- Все обусловленное непостоянно ( сарвасамскара анитьях ).
- Все дхармы несамостоятельны ( сарвадхарма анатманах).
- Нирвана спокойна ( Шантам нирванам ).
Четыре отметки
[ редактировать ]Однако в «Экоттарика-агаме» и в махаянских источниках, таких как « Йогачарабхуми-шастра» и «Вопросы царя нагов Сагары » ( Сагаранагараджапарипричча ) , есть четыре характеристики или «четыре печати Дхармы» (санскрит: дхармоддана-чатуштаям или катвари дхармападани , : 四法印) описаны вместо трех: [9] [13] [14]
- Все сложные явления непостоянны ( анитья ).
- Все оскверненные явления не приносят удовлетворения ( духкха ).
- Все явления лишены сущности ( анатман ).
- Нирвана – это мир/мир ( Шанта/Шанти )
Объяснение
[ редактировать ]Аничча
[ редактировать ]Непостоянство (пали: аничча , санскрит : анитья ) означает, что все вещи ( санкхара ) находятся в постоянном движении. Буддизм утверждает, что все физические и психические события возникают и растворяются. [15] Человеческая жизнь воплощает это изменение в процессе старения и цикле повторяющихся рождений и смертей ( Самсара ); ничто не вечно, и все разрушается. Это применимо ко всем существам и их окружению, включая существ, которые перерождаются в дэва ( бога ) и нараки (ада). сферах [16] [17] Это противоположность нирване , реальности, которая является никча , или не знает изменений, распада или смерти. [18]
Дуккха
[ редактировать ]Дуккха (санскрит: духкха ) означает «неудовлетворительный», обычно переводится как «страдание», «боль». [19] [20] [21] Махаси Саядо называет это « неуправляемым, неконтролируемым ».
Как Первая Благородная Истина , дуккха выражается как физическая и умственная неудовлетворенность меняющимися условиями, такими как рождение , старение , болезнь , смерть ; получение того, чего хочется избежать, или неполучение того, чего хочется; и «короче говоря, пять совокупностей цепляния и хватания» ( скандха ). [19] [22] [23] Однако это другой контекст, а не «Три признака существования», и поэтому «страдание», возможно, не лучшее слово для этого.
Взаимосвязь между тремя характеристиками объясняется в Палийском каноне следующим образом: Что такое аничча , то есть дуккха . Что такое дуккха, так это анатта ( Самьютта Никая. Том 4. Страница 1 ).
- «То, что непостоянно, является дуккхой (т.е. оно не может длиться долго). То, что является дуккхой, не является постоянным».
Анатта
[ редактировать ]Анатта (санскрит: анатман ) означает отсутствие постоянной сущности в любой вещи или явлении, включая живые существа. [24] [25]
В то время как аничча и дуккха применимы ко «всем обусловленным явлениям» ( санкхара ), анатта имеет более широкую сферу применения, поскольку она применима ко всем дхаммам без квалификации «обусловленный, безусловный». [26] Таким образом, нирвана также является состоянием отсутствия Я или анатты . [26] Фраза « саббе дхамма анатта » включает в себя каждую скандху (группу совокупностей, груд), из которых состоит любое существо, а вера «Я есть» — это тщеславие, которое необходимо осознать как непостоянное и бессодержательное, чтобы положить конец всем дуккхам. . [27]
Доктрина анатты в буддизме отрицает, что в любом человеке есть что-то постоянное, что можно было бы назвать своим «Я», и что вера в «Я» является источником дуккхи . [28] [29] Однако некоторые буддийские традиции и ученые интерпретируют доктрину анатты как строго относящуюся к пяти совокупностям, а не как универсальную истину, несмотря на то, что Будда подтвердил это в своей первой проповеди. [30] [31] [32] Ученый-религиовед Александр Винн называет анатту «безличным» учением, а не «безличным». [33]
Приложение
[ редактировать ]В буддизме незнание ( авидья , или моха ; т.е. неспособность непосредственного понимания) трех признаков существования рассматривается как первое звено в общем процессе сансары, посредством которого существо подвергается повторяющимся существованиям в бесконечном цикле дуккхи. Как следствие, растворение этого невежества посредством прямого постижения трех знаков, как говорят, приносит конец самсаре и, как следствие, этой дуккхе ( дуккха ниродха или ниродха сакка , как описано в третьей из Четырех Благородных Истин ).
Гаутама Будда учил, что все существа, обусловленные причинами ( санкхара ), непостоянны ( аничча ) и страдают ( дуккха ), и что не-я ( анатта ) характеризует все дхаммы , то есть не существует «я», «меня» или «моего». «либо в обусловленном, либо в необусловленном (т.е. ниббане ). [34] [35] Учение о трёх признаках существования в Палийском каноне приписывается Будде. [26] [36] [37]
См. также
[ редактировать ]- Атман
- Экзистенциализм
- Четыре Печати Дхармы
- Указатель статей по буддизму
- Лакшана
- Светский буддизм
- Сходства между пирронизмом и буддизмом
- Дхармамудра
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье-Вильямс 1899 , с. 483, примечание: .
- ^ Аналайо (2013) .
- ^ Беквит (2015) , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Александр (2019) , с. 36.
- ^ Стивен Коллинз (1998). Нирвана и другие буддийские блага . Издательство Кембриджского университета. п. 140. ИСБН 978-0-521-57054-1 .
- ^ Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 .
Говорят, что все феноменальное существование [в буддизме] обладает тремя взаимосвязанными характеристиками: непостоянством, дуккхой и отсутствием души, то есть чего-то, что не меняется.
- ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 42–43, 47, 581. ISBN. 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Карл Олсон (2005). Различные пути буддизма: повествовательно-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. стр. 63–4. ISBN 978-0-8135-3778-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Це-фу Куан 關則富, «Элементы Махаяны и следы Махасангхики в Экоттарика-агаме» в Дхаммадине (ред.) Исследование Экоттарика-агамы (2013). Издательство Dharma Drum Publishing, Тайбэй.
- ^ Хан, Тик Нхат (1999). Сердце учения Будды . Нью-Йорк: Бродвейские книги. п. 22.
- ^ Уолш 1995 , с. 30.
- ^ Тит Нат Хан, Сердце учения Будды
- ^ Ульрих Тимме Краг (редактор), Фонд для практикующих йогу : Буддийский трактат Йогачарабхуми и его адаптация в Индии, Восточной Азии и Тибете, Том 1 , Гарвардский университет, факультет исследований Южной Азии, 2013, стр. 144.
- ^ «Вопросы царя нагов Сагары (3) | 84000 Читальный зал» .
- ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013).
- ^ Дэмиен Киоун (2013). Буддизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 32–8. ISBN 978-0-19-966383-5 .
- ^ Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33, 38–39, 46–49. ISBN 978-0-521-85942-4 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Пали-EnC . Мотилал Банарсидасс. стр. 355, Статья о Никке . ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Jump up to: а б Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 26–31. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ Кэрол Андерсон (2013). Боль и ее окончание: Четыре благородные истины в буддийском каноне Тхеравады . Рутледж. стр. 1, 22 с примечанием 4. ISBN. 978-1-136-81332-0 .
(...) три характеристики самсары/санкхары (царства перерождения): аничча (непостоянство), дуккха (боль) и анатта (не-я).
- ^ Малькольм Хакстер (2016). Исцеление сердца и разума осознанностью: древний путь, настоящий момент . Рутледж. п. 10. ISBN 978-1-317-50540-2 .
дуккха (неудовлетворённость или страдание) (....) Во введении я написал, что дуккха, вероятно, лучше всего понимать как неудовлетворённость.
- ^ Малькольм Хакстер (2016). Исцеление сердца и разума осознанностью: древний путь, настоящий момент . Рутледж. стр. 1–10, Введение. ISBN 978-1-317-50540-2 .
- ^ Бхиккху Бодхи (2005). Словами Будды: Антология бесед Палийского канона . Саймон и Шустер. стр. 67–8. ISBN 978-0-86171-491-9 .
- ^ Анатта-буддизм , Британская энциклопедия (2013).
- ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–3. ISBN 978-1-136-22877-3 .
[б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-0-521-85241-8 .(...) анатта — это доктрина отсутствия «я», крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийскому учению, отдельная личность состоит из пяти скандх или груд – тела, чувств, восприятий, импульсов и сознания. Вера в «я», или душу, в эти пять скандх, иллюзорна и является причиной страдания.
[с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 .(...) Учение Будды о том, что у существ нет ни души, ни постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди.
- ^ Jump up to: а б с Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209, контекст см. на стр. 195–223. ISBN 978-81-208-3248-0 .
- ^ Хоакин Перес Ремон (1980). «Я» и «Не-я» в раннем буддизме . Вальтер де Грюйтер. стр. 218–222, 234. ISBN. 978-90-279-7987-2 .
- ^ Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 57–62. ISBN 978-0-521-85942-4 .
- ^ Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 34–37. ISBN 978-1-119-14466-3 .
- ^ «Я и не-я: буддийское учение об Анатте», Таниссаро Бхиккху. Access to Insight (Legacy Edition), 30 ноября 2013 г., http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/selvesnotself.html. Архивировано 4 февраля 2013 г. на Wayback Machine .
- ^ Бхиккху, Таниссаро. «Нет себя» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Тхепьянмонгкол, Пхра (2009). Сердце медитации Дхаммакаи . Ват Луанг Фор Сод. п. 12. ISBN 9789748097534 .
- ^ Винн, Александр (2009). «Ранние доказательства доктрины отсутствия себя?» (PDF) . Оксфордский центр буддийских исследований : 63–64. Архивировано (PDF) из оригинала 02 июня 2017 г. Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Нарада, Дхаммапада (1978), стр. 224.
- ^ Бодхи, Бхиккху (2003). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. п. 1457. ИСБН 978-0-86171-331-8 .
- ^ Дхаммапада Стихи 277, 278 и 279.
- ^ Хоакин Перес Ремон (1980). «Я» и «Не-я» в раннем буддизме . Вальтер де Грюйтер. стр. 210–225. ISBN 978-90-279-7987-2 .
Источники
[ редактировать ]- Александр, Джеймс (2019), «Государство — это попытка убрать метафору из политики», в Косе, Эрик С. (редактор), Майкл Окшотт о власти, управлении и государстве , Спрингер
- Аналайо (2013), Сатипаттхана. Прямой путь к реализации , Публикации Windhorse
- Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: Встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии (PDF) . Издательство Принстонского университета . ISBN 9781400866328 .
- Монье-Вильямс, Монье (1899), Санскритско-английский словарь (PDF) , Лондон: Oxford University Press
- Уолш, Морис (1995), Длинные беседы Будды. Перевод Дигха Никаи , Публикации мудрости