Jump to content

Три знака существования

В буддизме три признака существования — это три характеристики ( палийское : tilakkhaṇa ; санскритское : त्रिलक्षण trilakshaṇa ) всего существования и существ, а именно аничча (непостоянство), дуккха (обычно переводится как «страдание» или «причина страдания», «неудовлетворительный»). ", "беспокойство"), [примечание 1] и анатта (без устойчивой сущности). [5] [6] [7] [8] Представление о том, что люди подвержены заблуждению относительно трех признаков, что это заблуждение приводит к страданию, а устранение этого заблуждения приводит к концу дуккхи, является центральной темой буддийских Четырех Благородных Истин , последняя из которых ведет к Благородному. Восьмеричный путь .

Описание

[ редактировать ]

Существуют разные списки «признаков существования», встречающихся в канонах ранних буддийских школ. [9]

Три отметки

[ редактировать ]

В палийской традиции школы Тхеравады три оценки: [4] [9] [10] [11]

  • саббе санкхара аничча – все санкхары (обусловленные вещи) непостоянны
  • саббе санкхара дуккха – все санкхары неудовлетворительны, несовершенны, нестабильны
  • саббе дхамма анатта - все дхармы (обусловленные или необусловленные вещи) не имеют неизменного «я» или души.

содержит следующее Между тем, северная буддийская традиция Сарвастивада в своей Самьюкта- агаме : [9] [12]

  • Все обусловленное непостоянно ( сарвасамскара анитьях ).
  • Все дхармы несамостоятельны ( сарвадхарма анатманах).
  • Нирвана спокойна ( Шантам нирванам ).

Четыре отметки

[ редактировать ]

Однако в «Экоттарика-агаме» и в махаянских источниках, таких как « Йогачарабхуми-шастра» и «Вопросы царя нагов Сагары » ( Сагаранагараджапарипричча ) , есть четыре характеристики или «четыре печати Дхармы» (санскрит: дхармоддана-чатуштаям или катвари дхармападани , : 四法印) описаны вместо трех: [9] [13] [14]

  • Все сложные явления непостоянны ( анитья ).
  • Все оскверненные явления не приносят удовлетворения ( духкха ).
  • Все явления лишены сущности ( анатман ).
  • Нирвана – это мир/мир ( Шанта/Шанти )

Объяснение

[ редактировать ]

Непостоянство (пали: аничча , санскрит : анитья ) означает, что все вещи ( санкхара ) находятся в постоянном движении. Буддизм утверждает, что все физические и психические события возникают и растворяются. [15] Человеческая жизнь воплощает это изменение в процессе старения и цикле повторяющихся рождений и смертей ( Самсара ); ничто не вечно, и все разрушается. Это применимо ко всем существам и их окружению, включая существ, которые перерождаются в дэва ( бога ) и нараки (ада). сферах [16] [17] Это противоположность нирване , реальности, которая является никча , или не знает изменений, распада или смерти. [18]

Дуккха (санскрит: духкха ) означает «неудовлетворительный», обычно переводится как «страдание», «боль». [19] [20] [21] Махаси Саядо называет это « неуправляемым, неконтролируемым ».

Как Первая Благородная Истина , дуккха выражается как физическая и умственная неудовлетворенность меняющимися условиями, такими как рождение , старение , болезнь , смерть ; получение того, чего хочется избежать, или неполучение того, чего хочется; и «короче говоря, пять совокупностей цепляния и хватания» ( скандха ). [19] [22] [23] Однако это другой контекст, а не «Три признака существования», и поэтому «страдание», возможно, не лучшее слово для этого.

Взаимосвязь между тремя характеристиками объясняется в Палийском каноне следующим образом: Что такое аничча , то есть дуккха . Что такое дуккха, так это анатта ( Самьютта Никая. Том 4. Страница 1 ).

  • «То, что непостоянно, является дуккхой (т.е. оно не может длиться долго). То, что является дуккхой, не является постоянным».

Анатта (санскрит: анатман ) означает отсутствие постоянной сущности в любой вещи или явлении, включая живые существа. [24] [25]

В то время как аничча и дуккха применимы ко «всем обусловленным явлениям» ( санкхара ), анатта имеет более широкую сферу применения, поскольку она применима ко всем дхаммам без квалификации «обусловленный, безусловный». [26] Таким образом, нирвана также является состоянием отсутствия Я или анатты . [26] Фраза « саббе дхамма анатта » включает в себя каждую скандху (группу совокупностей, груд), из которых состоит любое существо, а вера «Я есть» — это тщеславие, которое необходимо осознать как непостоянное и бессодержательное, чтобы положить конец всем дуккхам. . [27]

Доктрина анатты в буддизме отрицает, что в любом человеке есть что-то постоянное, что можно было бы назвать своим «Я», и что вера в «Я» является источником дуккхи . [28] [29] Однако некоторые буддийские традиции и ученые интерпретируют доктрину анатты как строго относящуюся к пяти совокупностям, а не как универсальную истину, несмотря на то, что Будда подтвердил это в своей первой проповеди. [30] [31] [32] Ученый-религиовед Александр Винн называет анатту «безличным» учением, а не «безличным». [33]

Приложение

[ редактировать ]

В буддизме незнание ( авидья , или моха ; т.е. неспособность непосредственного понимания) трех признаков существования рассматривается как первое звено в общем процессе сансары, посредством которого существо подвергается повторяющимся существованиям в бесконечном цикле дуккхи. Как следствие, растворение этого невежества посредством прямого постижения трех знаков, как говорят, приносит конец самсаре и, как следствие, этой дуккхе ( дуккха ниродха или ниродха сакка , как описано в третьей из Четырех Благородных Истин ).

Гаутама Будда учил, что все существа, обусловленные причинами ( санкхара ), непостоянны ( аничча ) и страдают ( дуккха ), и что не-я ( анатта ) характеризует все дхаммы , то есть не существует «я», «меня» или «моего». «либо в обусловленном, либо в необусловленном (т.е. ниббане ). [34] [35] Учение о трёх признаках существования в Палийском каноне приписывается Будде. [26] [36] [37]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Этот термин, вероятно, произошел от слова duh-stha , «стоять нестабильно». [1] [2] [3] [4]
  1. ^ Монье-Вильямс 1899 , с. 483, примечание: .
  2. ^ Аналайо (2013) .
  3. ^ Беквит (2015) , с. 30.
  4. ^ Jump up to: а б Александр (2019) , с. 36.
  5. ^ Стивен Коллинз (1998). Нирвана и другие буддийские блага . Издательство Кембриджского университета. п. 140. ИСБН  978-0-521-57054-1 .
  6. ^ Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН  978-1-134-90352-8 . Говорят, что все феноменальное существование [в буддизме] обладает тремя взаимосвязанными характеристиками: непостоянством, дуккхой и отсутствием души, то есть чего-то, что не меняется.
  7. ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 42–43, 47, 581. ISBN.  978-1-4008-4805-8 .
  8. ^ Карл Олсон (2005). Различные пути буддизма: повествовательно-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. стр. 63–4. ISBN  978-0-8135-3778-8 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Це-фу Куан 關則富, «Элементы Махаяны и следы Махасангхики в Экоттарика-агаме» в Дхаммадине (ред.) Исследование Экоттарика-агамы (2013). Издательство Dharma Drum Publishing, Тайбэй.
  10. ^ Хан, Тик Нхат (1999). Сердце учения Будды . Нью-Йорк: Бродвейские книги. п. 22.
  11. ^ Уолш 1995 , с. 30.
  12. ^ Тит Нат Хан, Сердце учения Будды
  13. ^ Ульрих Тимме Краг (редактор), Фонд для практикующих йогу : Буддийский трактат Йогачарабхуми и его адаптация в Индии, Восточной Азии и Тибете, Том 1 , Гарвардский университет, факультет исследований Южной Азии, 2013, стр. 144.
  14. ^ «Вопросы царя нагов Сагары (3) | 84000 Читальный зал» .
  15. ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013).
  16. ^ Дэмиен Киоун (2013). Буддизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 32–8. ISBN  978-0-19-966383-5 .
  17. ^ Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33, 38–39, 46–49. ISBN  978-0-521-85942-4 .
  18. ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Пали-EnC . Мотилал Банарсидасс. стр. 355, Статья о Никке . ISBN  978-81-208-1144-7 .
  19. ^ Jump up to: а б Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 26–31. ISBN  978-1-119-14466-3 .
  20. ^ Кэрол Андерсон (2013). Боль и ее окончание: Четыре благородные истины в буддийском каноне Тхеравады . Рутледж. стр. 1, 22 с примечанием 4. ISBN.  978-1-136-81332-0 . (...) три характеристики самсары/санкхары (царства перерождения): аничча (непостоянство), дуккха (боль) и анатта (не-я).
  21. ^ Малькольм Хакстер (2016). Исцеление сердца и разума осознанностью: древний путь, настоящий момент . Рутледж. п. 10. ISBN  978-1-317-50540-2 . дуккха (неудовлетворённость или страдание) (....) Во введении я написал, что дуккха, вероятно, лучше всего понимать как неудовлетворённость.
  22. ^ Малькольм Хакстер (2016). Исцеление сердца и разума осознанностью: древний путь, настоящий момент . Рутледж. стр. 1–10, Введение. ISBN  978-1-317-50540-2 .
  23. ^ Бхиккху Бодхи (2005). Словами Будды: Антология бесед Палийского канона . Саймон и Шустер. стр. 67–8. ISBN  978-0-86171-491-9 .
  24. ^ Анатта-буддизм , Британская энциклопедия (2013).
  25. ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–3. ISBN  978-1-136-22877-3 .
    [б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-0-521-85241-8 . (...) анатта — это доктрина отсутствия «я», крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийскому учению, отдельная личность состоит из пяти скандх или груд – тела, чувств, восприятий, импульсов и сознания. Вера в «я», или душу, в эти пять скандх, иллюзорна и является причиной страдания.
    [с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН  978-1-134-90352-8 . (...) Учение Будды о том, что у существ нет ни души, ни постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди.
  26. ^ Jump up to: а б с Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209, контекст см. на стр. 195–223. ISBN  978-81-208-3248-0 .
  27. ^ Хоакин Перес Ремон (1980). «Я» и «Не-я» в раннем буддизме . Вальтер де Грюйтер. стр. 218–222, 234. ISBN.  978-90-279-7987-2 .
  28. ^ Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 57–62. ISBN  978-0-521-85942-4 .
  29. ^ Питер Харви (2015). Стивен М. Эммануэль (ред.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. стр. 34–37. ISBN  978-1-119-14466-3 .
  30. ^ «Я и не-я: буддийское учение об Анатте», Таниссаро Бхиккху. Access to Insight (Legacy Edition), 30 ноября 2013 г., http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/selvesnotself.html. Архивировано 4 февраля 2013 г. на Wayback Machine .
  31. ^ Бхиккху, Таниссаро. «Нет себя» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 19 августа 2018 г.
  32. ^ Тхепьянмонгкол, Пхра (2009). Сердце медитации Дхаммакаи . Ват Луанг Фор Сод. п. 12. ISBN  9789748097534 .
  33. ^ Винн, Александр (2009). «Ранние доказательства доктрины отсутствия себя?» (PDF) . Оксфордский центр буддийских исследований : 63–64. Архивировано (PDF) из оригинала 02 июня 2017 г. Проверено 22 апреля 2017 г.
  34. ^ Нарада, Дхаммапада (1978), стр. 224.
  35. ^ Бодхи, Бхиккху (2003). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Сомервилл, Массачусетс: Публикации мудрости. п. 1457. ИСБН  978-0-86171-331-8 .
  36. ^ Дхаммапада Стихи 277, 278 и 279.
  37. ^ Хоакин Перес Ремон (1980). «Я» и «Не-я» в раннем буддизме . Вальтер де Грюйтер. стр. 210–225. ISBN  978-90-279-7987-2 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b13f30ebe6666c35d9923f35e3ab7e6f__1721994720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/6f/b13f30ebe6666c35d9923f35e3ab7e6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Three marks of existence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)