Jump to content

Буддизм и джайнизм

Господь Будда: основатель буддизма
Господь Будда : основатель буддизма
Махавира: 24-й тиртханкар джайнизма
Махавира : 24-й Тиртханкар джайнизма.

Буддизм и джайнизм — две индийские религии , которые развились в Магадхе ( Бихар ) и продолжают процветать в современную эпоху. Гаутаму Будду и Махавиру обычно считают современниками. [1] [2] Джайнизм и буддизм имеют много общих черт, терминологии и этических принципов, но подчеркивают их по-разному. [2] Обе являются традициями шрамана аскетическими , которые верят, что можно достичь освобождения от цикла перерождений и смертей ( сансары ) посредством духовных и этических дисциплин. [3] Они различаются в некоторых основных доктринах, таких как аскетизм , Срединный путь против Анекантавады и «я» против «не-я» ( джива , атта, анатта ). [2] [4]

Джайнизм – древняя религия, историография которой сосредоточена на 24 наставниках или Тиртханкарах . Из 24 последних два тиртханкары обычно считаются историческими личностями, причем 23-й Тиртханкара предшествует Будде и Махавире, вероятно, примерно на 250 лет. [5] Буддисты верят, что Гаутама Будда , исторический Будда, заново открыл давно забытую Дхарму примерно в V веке до нашей эры и снова начал преподавать ее. В буддизме были и предыдущие будды , всего 24, как описано в Буддхавамсе , 14-й книге Кхуддака-никаи . [6] [7] [8] [9] Буддисты также верят, что у Гаутамы Будды было много предыдущих перерождений, как описано в « Сказках Джатаки» . [10]

В буддийских писаниях записано, что во время аскетической жизни принца Сиддхартхи (до достижения просветления) он совершал множество постов, аскезы и аскезы, описания которых в других местах можно найти только в джайнской традиции. [ нужна ссылка ] . В Маджхима Никае Будда делится своим опытом: [11]

До сих пор, Сарипутта, зашел ли я в своем покаянии? Я пошел без одежды. Я слизал еду с рук. Я не ел никакой еды, которую приносили или предназначали специально для меня. Я не принял приглашения на обед.

Джайнский текст Кальпасутры подтверждает аскетизм Махавиры, жизнь которого является источником руководства по многим аскетическим практикам джайнизма. [12] Подобный аскетизм был отличительной чертой нищенствующей жизни в джайнизме. [13] Будда попробовал это, но отказался от того, что он называл «крайними аскетическими методами», преподавая вместо этого Срединный путь. [14]

Джайнизм в буддийских текстах

[ редактировать ]

Палийский канон

[ редактировать ]

В Палийском каноне не упоминается о том, что Махавира и Гаутама Будда когда-либо встречались, хотя случаи, когда ученики Махавиры задавали вопросы Гаутаме Будде, можно найти в различных сутрах. Например, в Маджхима Никае (MN 56) Упали — один из выдающихся учеников Гаутамы Будды — говорится, что он был учеником Махавиры, который стал учеником Будды после поражения в споре с ним. [15]

Буддисты всегда утверждали, что ко времени жизни Будды и Махавиры джайнизм уже был укоренившейся религией и культурой в регионе. Согласно Палийскому канону, Гаутама знал о существовании Махавиры, а также о общинах джайнских монахов . [ нужна ссылка ]

Буддийские тексты называют Махавиру Нигантха Джнятапуттой . [16] Нигантха означает «без узла, галстука или веревки», а Джнатапутта (сын Натаса ) относится к своему клану происхождения Джнята или Найя ( Пракрит ). [17]

Пять обетов (ненасилие, истина , непривязанность, неворовство, безбрачие / целомудрие ), предложенные 23-м джайном Тиртханкарой , Паршвой (877–777 до н.э.), [16] возможно, был образцом для пяти заповедей буддизма. Кроме того, буддийское писание Ангуттараникаи цитирует независимого философа Пурану Кассапу , основателя ныне вымершего ордена в шестом веке до нашей эры, который включил «Ниргрантхов» в одну из шести основных классификаций человечества. [ нужна ссылка ]

Дивьявадана

[ редактировать ]

В древнем тексте Дивьявадана ( Ашокавадана – один из его разделов) упоминается, что однажды небуддист в Пундравардхане нарисовал изображение, изображающее Будду, склоняющегося к ногам Махавиры . По жалобе буддийского преданного Ашока , император Маурьев , издал приказ арестовать его, а затем еще один приказ убить всех адживиков в Пундравардхане. В результате этого приказа было казнено около 18 000 адживиков. [18] Некоторое время спустя другой подвижник в Паталипутре нарисовал аналогичную картину. Ашока заживо сжег его и всю его семью в своем доме. [19] Он также объявил о награде в размере одной динары (серебряной монеты) тому, кто принесет ему голову джайна. По словам Ашокаваданы , в результате этого приказа его собственный брат, Виташока , был принят за еретика и убит пастухом. Их министры посоветовали, что «это пример страданий, причиняемых даже тем, кто свободен от желаний», и что он «должен гарантировать безопасность всех существ». После этого Ашока перестал отдавать приказы о казнях. [18]

По мнению КТС Сарао и Бенимадаба Баруа , истории о преследованиях соперничающих сект со стороны Ашоки кажутся явной выдумкой, возникшей в результате сектантской пропаганды. [19] [20] [21]

Буддийские тексты в джайнских библиотеках

[ редактировать ]

По словам Падманабха Джайни, Васудхара Дхарани, буддийский труд был среди джайнов Гуджарата в 1960-х годах, а рукопись была скопирована в 1638 году нашей эры. [22] Дхарани читали священники-брамины, не являющиеся джайнами, в частных джайнских домах.

Общая терминология

[ редактировать ]

Общие термины включают Сангху , Шраману (монаха), Шраваку (домохозяина в джайнизме, ученика Будды в буддизме), Джину (Тиртханкару в джайнизме, Будду в буддизме), Чайтью , Ступу , Пудгалу (Материю в джайнизме, душу в буддизме) и т. д. Ранний джайнизм использовал ступы, хотя позже от этой практики в основном (но не полностью) отказались. [23]

Сходства

[ редактировать ]

В джайнизме путь освобождения — это брод (тиртха), а Тиртханкары «те, кто совершает брод» (от сансары к мокше ) — высшие учителя. [24] Та же концепция встречается в буддизме, где говорится, что посредством просветления (бодхи) человек пересекает реку сансары , чтобы достичь освобождения. Обе религии отрицают существование бога-творца. [25] Буддизм и джайнизм демонстрируют общую веру в существование географических регионов за пределами Бхаратаварши , доступ к которым не может быть получен обычными людьми. [26]

Караканду, Пратьекабудда как в джайнизме, так и в буддизме, является редкой личностью, которая является общей для джайнизма и буддизма. [27] В джайнском тексте «Исибхасиям» среди риши упоминаются Ваджияпутра, Махакашьяпа и Шарипутра. [28]

Джайнская община (или джайнская сангха ) состоит из монахов , муни (мужчин-аскетов) и арьев (женщин-аскетов), а также домохозяев, шраваков (мирян) и шраваки (мирянок). В буддизме похожая организация: община состоит из монахов-отшельников и бхикшуни , а также мирян мужского и женского пола, или шраваков и шравиков , которые принимают ограниченные обеты. [ нужна ссылка ]

Джайнская и буддийская иконография могут быть похожи. В северной Индии сидящие джайнские и буддийские изображения находятся в падмасане , тогда как в Южной Индии и джайнские, и буддийские изображения находятся в ардха-падмасане (также называемой вирасаной в Шри-Ланке). Однако джайнские изображения всегда представляют собой самадхи-мудру, тогда как изображения Будды также могут быть в бхуми-спарше, дхарам-чакра-правартане и других мудрах . Стоящие джайнские изображения всегда находятся в кхадгасане или кайотсарга асане. [ нужна ссылка ]

Различия

[ редактировать ]

Джайнизм довел до чрезвычайной степени усовершенствование доктрины ненасилия (ахимсы), сделав ее неотъемлемой частью джайнской культуры. [29] [30] Джайнское вегетарианство , например, основано на принципе непричинения вреда животным, и как миряне, так и нищие являются преимущественно вегетарианцами. [31] В буддизме монахи Махаяны в Китае, Японии (см. Сёдзин-рёри ), Корее и Вьетнаме — вегетарианцы; однако вегетарианство не требуется для буддистов-мирян. В монашеской традиции Тхеравады монах должен есть все, что находится в его миске, когда он получает еду. [ нужна ссылка ]

Хотя и у буддистов, и у джайнов были ордена монахинь, в буддийских палийских текстах зафиксировано высказывание Будды о том, что женщина обладает способностью достичь нирваны в дхарме и винае . [ нужна ссылка ] По мнению дигамбара- джайнов, женщины способны к духовному прогрессу, но должны переродиться мужчиной, чтобы достичь окончательного духовного освобождения, поскольку джайнские монахини не могут быть обнаженными и поэтому все еще имеют некоторые привязанности. В религиозных текстах Шветамбаров упоминается , что освобождение достижимо как мужчинами, так и женщинами. [32]

Джайны верят в существование вечной Дживы (души) . [33] тогда как буддизм отрицает концепцию «я» ( джива ) или души ( атман ), предлагая вместо этого концепцию «не-я» ( анатта ). [34] [35]

Доктрина Анекантавады — еще одно ключевое различие между джайнизмом и буддизмом. Будда учил Срединному Пути, отвергая крайности ответов «это есть» или «это не так» на метафизические вопросы. Махавира, напротив, принял и «это есть», и «это не так», с оговоркой «возможно» и с примирением. [36]

Джайнизм не рекомендует монахам и монахиням оставаться на одном месте подолгу, за исключением 4 месяцев в сезон дождей ( чатурмас ). Таким образом, большинство джайнских монахов и монахинь продолжают странствовать, оставаясь в каком-либо месте всего несколько дней. Некоторые буддийские монахи Тхеравады также соблюдают правила васса , но часто остаются в одном монастыре. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дандас, Пол (2003). Джайнизм и буддизм, в Басвелле, Роберт Э. изд. Энциклопедия буддизма, Нью-Йорк: Справочная библиотека Macmillan. ISBN   0028657187 ; п. 383
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэмиен Киоун; Чарльз С. Пребиш (2013). Энциклопедия буддизма . Рутледж. стр. 127–130. ISBN  978-1-136-98588-1 .
  3. ^ Циммер 1953 , с. 266.
  4. ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN  978-1-136-22877-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 3 мая 2017 г.
    [б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. стр. 47, 51. ISBN.  978-0-521-85241-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 3 мая 2017 г. , Цитата: «...анатта — это учение о не-я, крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийской доктрине, отдельная личность состоит из пять скандх или групп — тело, чувства, восприятия, импульсы и сознание. Вера в «я» или душу, стоящую над этими пятью скандами, иллюзорна и является причиной страдания».
    [с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН  978-1-134-90352-8 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 3 мая 2017 г. , Цитата: «...Учение Будды о том, что существа не имеют ни души, ни неизменной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди».
  5. ^ Дандас 2002 , стр. 30–33.
  6. ^ Хорнер, IB , изд. (1975). Малые антологии Палийского канона. Том III: Буддхавамса (Хроники Будд) и Чарияпитака (Корзина поведения) . Лондон: Общество палийских текстов . ISBN  0-86013-072-Х .
  7. ^ Вичиттасарабивамса, У (1992). «Глава IX: Хроника двадцати четырех Будд». Ин Ко Лай, Ю; Тин Лвин, Ю (ред.). Великая хроника Будд, Том первый, Часть вторая (PDF) (1-е изд.). Янгон, Мьянма: Издательский центр Ti=Ni. стр. 130–321. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2016 г. Проверено 20 октября 2017 г.
  8. ^ Закон, Бимала Черн, изд. (1938). «Линия передачи Будд». Малые антологии Палийского канона: Буддхавамса, линия передачи будд, и Чария-Питака, или собрание способов поведения (1-е изд.). Лондон: Милфорд.
  9. ^ Такин М.В., изд. (1969). «Линия передачи Будд». Генеалогия Будд (1-е изд.). Бомбей: Публикации Бомбейского университета.
  10. Джатака . Архивировано 8 мая 2015 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
  11. ^ Прути, РК (2004). Буддизм и индийская цивилизация . Издательство Дискавери. п. 197. ИСБН  978-81-71418664 . Проверено 1 апреля 2015 г.
  12. ^ Якоби, Герман (1884). Ф. Макс Мюллер (ред.). Кальпа Сутра (перевод с Пракрита). Священные книги Востока т.22, Часть 1 . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  0-7007-1538-Х . Примечание. ISBN относится к UK:Routledge (2001), переизданию оригинального текста, опубликованного в 1884 году.
  13. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 58.
  14. ^ Коллинз 2000 , с. 204.
  15. ^ « Маджхиманикая – Упали Сутта» (МН 56)» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 20 октября 2017 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 21.
  17. ^ Циммер 1953 , с. 223.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон С. Стронг (1989). Легенда о царе Ашоке: исследование и перевод Ашокаваданы . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 232–233. ISBN  978-81-208-0616-0 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 30 октября 2012 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенимадхаб Баруа (5 мая 2010 г.). Адживики . Общие книги. стр. 68–69 . ISBN  978-1-152-74433-2 . Проверено 30 октября 2012 г.
  20. ^ Стивен Л. Дэнвер , изд. (22 декабря 2010 г.). Популярные противоречия в мировой истории: исследование интригующих вопросов истории: исследование интригующих вопросов истории . АВС-КЛИО. п. 99. ИСБН  978-1-59884-078-0 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 23 мая 2013 г.
  21. ^ Ле Фуок (март 2010 г.). Буддийская архитектура . Графикол. п. 32. ISBN  978-0-9844043-0-8 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 23 мая 2013 г.
  22. ^ Васудхара дхарани Буддийский труд, используемый джайнами Гуджарата, Падманабх С. Джайни, Махавир Джайн_Видьялай Суварна_Махотсав Грантх Часть 1, 2002, стр. 30-45.
  23. ^ Буддизм в тени брахманизма, Йоханнес Бронкхорст, Брилл, 2011, с. 132
  24. ^ Циммер 1953 , с. 474.
  25. ^ Сангаве 2001 , с. 139.
  26. ^ Оливель 2006 , с. 396.
  27. ^ [Аскетические фигуры до и в раннем буддизме: Появление Гаутамы как Будды, выпуск 30 журнала «Религия и разум», ISSN 0080-0848, Мартин Г. Уилтшир,Уолтер де Грюйтер, 1990p. 112]
  28. ^ «РИШИ БХАШИТ И ПРИНЦИПЫ ДЖАЙНИЗМА доктора Сагара Мал Джайна» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 8 ноября 2016 г.
  29. ^ Дандас 2002 , стр. 176–177.
  30. ^ Винтерниц 1993 , стр. 408–409.
  31. ^ Сангаве 1980 , с. 260.
  32. ^ Джайни, Падманаб С. (1991). Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520068209 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
  33. ^ Сангаве 2001 , с. 140.
  34. ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
  35. ^ [a] Анатта . Архивировано 22 января 2021 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»);»;
    [b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN   978-0-7914-2217-5 , стр. 64; Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень коротко, то это [буддийское] учение, которым обладают люди. нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
    [c] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Архивировано 13 сентября 2017 года в Wayback Machine , Philosophy Now;
    [d] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и адвайта-веданта: одинаковы ли нирвана и мокша?, International Philosophical Quarterly, том 23, выпуск 1, страницы 65–74;
    [e] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN   978-8120806191 , страницы 246–249, начиная с примечания 385;
    [f] Бруно Нагель (2000), Рой Перретт (редактор), «Философия религии: индийская философия», Routledge, ISBN   978-0815336112 , стр. 33.
  36. ^ Матилал 1998 , стр. 128–135.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a071242e5d212a7b4716730265dfc14__1718643240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/14/1a071242e5d212a7b4716730265dfc14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhism and Jainism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)