Буддизм и джайнизм
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Май 2024 г. ) |


Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Буддизм и джайнизм — две индийские религии , которые развились в Магадхе ( Бихар ) и продолжают процветать в современную эпоху. Гаутаму Будду и Махавиру обычно считают современниками. [1] [2] Джайнизм и буддизм имеют много общих черт, терминологии и этических принципов, но подчеркивают их по-разному. [2] Обе являются традициями шрамана аскетическими , которые верят, что можно достичь освобождения от цикла перерождений и смертей ( сансары ) посредством духовных и этических дисциплин. [3] Они различаются в некоторых основных доктринах, таких как аскетизм , Срединный путь против Анекантавады и «я» против «не-я» ( джива , атта, анатта ). [2] [4]
История
[ редактировать ]Джайнизм – древняя религия, историография которой сосредоточена на 24 наставниках или Тиртханкарах . Из 24 последних два тиртханкары обычно считаются историческими личностями, причем 23-й Тиртханкара предшествует Будде и Махавире, вероятно, примерно на 250 лет. [5] Буддисты верят, что Гаутама Будда , исторический Будда, заново открыл давно забытую Дхарму примерно в V веке до нашей эры и снова начал преподавать ее. В буддизме были и предыдущие будды , всего 24, как описано в Буддхавамсе , 14-й книге Кхуддака-никаи . [6] [7] [8] [9] Буддисты также верят, что у Гаутамы Будды было много предыдущих перерождений, как описано в « Сказках Джатаки» . [10]
В буддийских писаниях записано, что во время аскетической жизни принца Сиддхартхи (до достижения просветления) он совершал множество постов, аскезы и аскезы, описания которых в других местах можно найти только в джайнской традиции. [ нужна ссылка ] . В Маджхима Никае Будда делится своим опытом: [11]
До сих пор, Сарипутта, зашел ли я в своем покаянии? Я пошел без одежды. Я слизал еду с рук. Я не ел никакой еды, которую приносили или предназначали специально для меня. Я не принял приглашения на обед.
Джайнский текст Кальпасутры подтверждает аскетизм Махавиры, жизнь которого является источником руководства по многим аскетическим практикам джайнизма. [12] Подобный аскетизм был отличительной чертой нищенствующей жизни в джайнизме. [13] Будда попробовал это, но отказался от того, что он называл «крайними аскетическими методами», преподавая вместо этого Срединный путь. [14]
- Сахастракут (1008) Джиналая, Бхадракали в Итури
- Множественные изображения Будды на стене пещер Аджанты.
Джайнизм в буддийских текстах
[ редактировать ]Палийский канон
[ редактировать ]В Палийском каноне не упоминается о том, что Махавира и Гаутама Будда когда-либо встречались, хотя случаи, когда ученики Махавиры задавали вопросы Гаутаме Будде, можно найти в различных сутрах. Например, в Маджхима Никае (MN 56) Упали — один из выдающихся учеников Гаутамы Будды — говорится, что он был учеником Махавиры, который стал учеником Будды после поражения в споре с ним. [15]
Буддисты всегда утверждали, что ко времени жизни Будды и Махавиры джайнизм уже был укоренившейся религией и культурой в регионе. Согласно Палийскому канону, Гаутама знал о существовании Махавиры, а также о общинах джайнских монахов . [ нужна ссылка ]
Буддийские тексты называют Махавиру Нигантха Джнятапуттой . [16] Нигантха означает «без узла, галстука или веревки», а Джнатапутта (сын Натаса ) относится к своему клану происхождения Джнята или Найя ( Пракрит ). [17]
Пять обетов (ненасилие, истина , непривязанность, неворовство, безбрачие / целомудрие ), предложенные 23-м джайном Тиртханкарой , Паршвой (877–777 до н.э.), [16] возможно, был образцом для пяти заповедей буддизма. Кроме того, буддийское писание Ангуттараникаи цитирует независимого философа Пурану Кассапу , основателя ныне вымершего ордена в шестом веке до нашей эры, который включил «Ниргрантхов» в одну из шести основных классификаций человечества. [ нужна ссылка ]
Дивьявадана
[ редактировать ]В древнем тексте Дивьявадана ( Ашокавадана – один из его разделов) упоминается, что однажды небуддист в Пундравардхане нарисовал изображение, изображающее Будду, склоняющегося к ногам Махавиры . По жалобе буддийского преданного Ашока , император Маурьев , издал приказ арестовать его, а затем еще один приказ убить всех адживиков в Пундравардхане. В результате этого приказа было казнено около 18 000 адживиков. [18] Некоторое время спустя другой подвижник в Паталипутре нарисовал аналогичную картину. Ашока заживо сжег его и всю его семью в своем доме. [19] Он также объявил о награде в размере одной динары (серебряной монеты) тому, кто принесет ему голову джайна. По словам Ашокаваданы , в результате этого приказа его собственный брат, Виташока , был принят за еретика и убит пастухом. Их министры посоветовали, что «это пример страданий, причиняемых даже тем, кто свободен от желаний», и что он «должен гарантировать безопасность всех существ». После этого Ашока перестал отдавать приказы о казнях. [18]
По мнению КТС Сарао и Бенимадаба Баруа , истории о преследованиях соперничающих сект со стороны Ашоки кажутся явной выдумкой, возникшей в результате сектантской пропаганды. [19] [20] [21]
Буддийские тексты в джайнских библиотеках
[ редактировать ]По словам Падманабха Джайни, Васудхара Дхарани, буддийский труд был среди джайнов Гуджарата в 1960-х годах, а рукопись была скопирована в 1638 году нашей эры. [22] Дхарани читали священники-брамины, не являющиеся джайнами, в частных джайнских домах.
Общая терминология
[ редактировать ]- Будда с Мукалиндой Нагой, Шри-Ланка
Общие термины включают Сангху , Шраману (монаха), Шраваку (домохозяина в джайнизме, ученика Будды в буддизме), Джину (Тиртханкару в джайнизме, Будду в буддизме), Чайтью , Ступу , Пудгалу (Материю в джайнизме, душу в буддизме) и т. д. Ранний джайнизм использовал ступы, хотя позже от этой практики в основном (но не полностью) отказались. [23]
Сходства
[ редактировать ]- Джайнская ступа, Канкали Тила
- Буддийское поклонение ступе, Санчи
- Махавир - Нагамалай Путукоттай, Тамил Наду, ардха-падмасана
- Будда в Сарнатха музее в падмасане
- Тиртханкара Шраванабелгола, Кайотсаргасана
- Будда - Кушанский период, стоит
В джайнизме путь освобождения — это брод (тиртха), а Тиртханкары «те, кто совершает брод» (от сансары к мокше ) — высшие учителя. [24] Та же концепция встречается в буддизме, где говорится, что посредством просветления (бодхи) человек пересекает реку сансары , чтобы достичь освобождения. Обе религии отрицают существование бога-творца. [25] Буддизм и джайнизм демонстрируют общую веру в существование географических регионов за пределами Бхаратаварши , доступ к которым не может быть получен обычными людьми. [26]
Караканду, Пратьекабудда как в джайнизме, так и в буддизме, является редкой личностью, которая является общей для джайнизма и буддизма. [27] В джайнском тексте «Исибхасиям» среди риши упоминаются Ваджияпутра, Махакашьяпа и Шарипутра. [28]
Джайнская община (или джайнская сангха ) состоит из монахов , муни (мужчин-аскетов) и арьев (женщин-аскетов), а также домохозяев, шраваков (мирян) и шраваки (мирянок). В буддизме похожая организация: община состоит из монахов-отшельников и бхикшуни , а также мирян мужского и женского пола, или шраваков и шравиков , которые принимают ограниченные обеты. [ нужна ссылка ]
Джайнская и буддийская иконография могут быть похожи. В северной Индии сидящие джайнские и буддийские изображения находятся в падмасане , тогда как в Южной Индии и джайнские, и буддийские изображения находятся в ардха-падмасане (также называемой вирасаной в Шри-Ланке). Однако джайнские изображения всегда представляют собой самадхи-мудру, тогда как изображения Будды также могут быть в бхуми-спарше, дхарам-чакра-правартане и других мудрах . Стоящие джайнские изображения всегда находятся в кхадгасане или кайотсарга асане. [ нужна ссылка ]
Различия
[ редактировать ]- Буддийский монах Тхеравады , Таиланд.
- Дигамбарские джайнские монахи, Индия.
Джайнизм довел до чрезвычайной степени усовершенствование доктрины ненасилия (ахимсы), сделав ее неотъемлемой частью джайнской культуры. [29] [30] Джайнское вегетарианство , например, основано на принципе непричинения вреда животным, и как миряне, так и нищие являются преимущественно вегетарианцами. [31] В буддизме монахи Махаяны в Китае, Японии (см. Сёдзин-рёри ), Корее и Вьетнаме — вегетарианцы; однако вегетарианство не требуется для буддистов-мирян. В монашеской традиции Тхеравады монах должен есть все, что находится в его миске, когда он получает еду. [ нужна ссылка ]
Хотя и у буддистов, и у джайнов были ордена монахинь, в буддийских палийских текстах зафиксировано высказывание Будды о том, что женщина обладает способностью достичь нирваны в дхарме и винае . [ нужна ссылка ] По мнению дигамбара- джайнов, женщины способны к духовному прогрессу, но должны переродиться мужчиной, чтобы достичь окончательного духовного освобождения, поскольку джайнские монахини не могут быть обнаженными и поэтому все еще имеют некоторые привязанности. В религиозных текстах Шветамбаров упоминается , что освобождение достижимо как мужчинами, так и женщинами. [32]
Джайны верят в существование вечной Дживы (души) . [33] тогда как буддизм отрицает концепцию «я» ( джива ) или души ( атман ), предлагая вместо этого концепцию «не-я» ( анатта ). [34] [35]
Доктрина Анекантавады — еще одно ключевое различие между джайнизмом и буддизмом. Будда учил Срединному Пути, отвергая крайности ответов «это есть» или «это не так» на метафизические вопросы. Махавира, напротив, принял и «это есть», и «это не так», с оговоркой «возможно» и с примирением. [36]
Джайнизм не рекомендует монахам и монахиням оставаться на одном месте подолгу, за исключением 4 месяцев в сезон дождей ( чатурмас ). Таким образом, большинство джайнских монахов и монахинь продолжают странствовать, оставаясь в каком-либо месте всего несколько дней. Некоторые буддийские монахи Тхеравады также соблюдают правила васса , но часто остаются в одном монастыре. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дандас, Пол (2003). Джайнизм и буддизм, в Басвелле, Роберт Э. изд. Энциклопедия буддизма, Нью-Йорк: Справочная библиотека Macmillan. ISBN 0028657187 ; п. 383
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэмиен Киоун; Чарльз С. Пребиш (2013). Энциклопедия буддизма . Рутледж. стр. 127–130. ISBN 978-1-136-98588-1 .
- ^ Циммер 1953 , с. 266.
- ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN 978-1-136-22877-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 3 мая 2017 г.
[б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. стр. 47, 51. ISBN. 978-0-521-85241-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 3 мая 2017 г. , Цитата: «...анатта — это учение о не-я, крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийской доктрине, отдельная личность состоит из пять скандх или групп — тело, чувства, восприятия, импульсы и сознание. Вера в «я» или душу, стоящую над этими пятью скандами, иллюзорна и является причиной страдания».
[с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 3 мая 2017 г. , Цитата: «...Учение Будды о том, что существа не имеют ни души, ни неизменной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди». - ^ Дандас 2002 , стр. 30–33.
- ^ Хорнер, IB , изд. (1975). Малые антологии Палийского канона. Том III: Буддхавамса (Хроники Будд) и Чарияпитака (Корзина поведения) . Лондон: Общество палийских текстов . ISBN 0-86013-072-Х .
- ^ Вичиттасарабивамса, У (1992). «Глава IX: Хроника двадцати четырех Будд». Ин Ко Лай, Ю; Тин Лвин, Ю (ред.). Великая хроника Будд, Том первый, Часть вторая (PDF) (1-е изд.). Янгон, Мьянма: Издательский центр Ti=Ni. стр. 130–321. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2016 г. Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Закон, Бимала Черн, изд. (1938). «Линия передачи Будд». Малые антологии Палийского канона: Буддхавамса, линия передачи будд, и Чария-Питака, или собрание способов поведения (1-е изд.). Лондон: Милфорд.
- ^ Такин М.В., изд. (1969). «Линия передачи Будд». Генеалогия Будд (1-е изд.). Бомбей: Публикации Бомбейского университета.
- ↑ Джатака . Архивировано 8 мая 2015 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ Прути, РК (2004). Буддизм и индийская цивилизация . Издательство Дискавери. п. 197. ИСБН 978-81-71418664 . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Якоби, Герман (1884). Ф. Макс Мюллер (ред.). Кальпа Сутра (перевод с Пракрита). Священные книги Востока т.22, Часть 1 . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-7007-1538-Х . Примечание. ISBN относится к UK:Routledge (2001), переизданию оригинального текста, опубликованного в 1884 году.
- ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 58.
- ^ Коллинз 2000 , с. 204.
- ^ « Маджхиманикая – Упали Сутта» (МН 56)» . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сангаве 2001 , с. 21.
- ^ Циммер 1953 , с. 223.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон С. Стронг (1989). Легенда о царе Ашоке: исследование и перевод Ашокаваданы . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 232–233. ISBN 978-81-208-0616-0 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 30 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенимадхаб Баруа (5 мая 2010 г.). Адживики . Общие книги. стр. 68–69 . ISBN 978-1-152-74433-2 . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Стивен Л. Дэнвер , изд. (22 декабря 2010 г.). Популярные противоречия в мировой истории: исследование интригующих вопросов истории: исследование интригующих вопросов истории . АВС-КЛИО. п. 99. ИСБН 978-1-59884-078-0 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Ле Фуок (март 2010 г.). Буддийская архитектура . Графикол. п. 32. ISBN 978-0-9844043-0-8 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Васудхара дхарани Буддийский труд, используемый джайнами Гуджарата, Падманабх С. Джайни, Махавир Джайн_Видьялай Суварна_Махотсав Грантх Часть 1, 2002, стр. 30-45.
- ^ Буддизм в тени брахманизма, Йоханнес Бронкхорст, Брилл, 2011, с. 132
- ^ Циммер 1953 , с. 474.
- ^ Сангаве 2001 , с. 139.
- ^ Оливель 2006 , с. 396.
- ^ [Аскетические фигуры до и в раннем буддизме: Появление Гаутамы как Будды, выпуск 30 журнала «Религия и разум», ISSN 0080-0848, Мартин Г. Уилтшир,Уолтер де Грюйтер, 1990p. 112]
- ^ «РИШИ БХАШИТ И ПРИНЦИПЫ ДЖАЙНИЗМА доктора Сагара Мал Джайна» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 8 ноября 2016 г.
- ^ Дандас 2002 , стр. 176–177.
- ^ Винтерниц 1993 , стр. 408–409.
- ^ Сангаве 1980 , с. 260.
- ^ Джайни, Падманаб С. (1991). Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520068209 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Сангаве 2001 , с. 140.
- ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
- ^ [a] Анатта . Архивировано 22 января 2021 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2013), Цитата: «Анатта в буддизме, учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»);»;
[b] Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), State Univ of New York Press, ISBN 978-0-7914-2217-5 , стр. 64; Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень коротко, то это [буддийское] учение, которым обладают люди. нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
[c] Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина «отсутствия самости» со стремлением к нирване? Архивировано 13 сентября 2017 года в Wayback Machine , Philosophy Now;
[d] Дэвид Лой (1982), Просветление в буддизме и адвайта-веданта: одинаковы ли нирвана и мокша?, International Philosophical Quarterly, том 23, выпуск 1, страницы 65–74;
[e] К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN 978-8120806191 , страницы 246–249, начиная с примечания 385;
[f] Бруно Нагель (2000), Рой Перретт (редактор), «Философия религии: индийская философия», Routledge, ISBN 978-0815336112 , стр. 33. - ^ Матилал 1998 , стр. 128–135.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Коллинз, Рэндалл (2000), Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений , издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0674001879
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (2-е изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Джайн, Хиралал; Упадхье, Адинатх Неминатх (2000), Махавира, его времена и его философия жизни , Бхаратия Джнанпитх
- Матилал, Бимал Кришна (1998), Ганери, Джонардон; Тивари, Хираман (ред.), Характер логики в Индии , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3739-1
- Оливель, Патрик , изд. (2006), Между империями: общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-530532-6
- Сангаве, Вилас Адинатх (1980), Сообщество джайнов: Социальный опрос (2-е изд.), Бомбей : Популярный Пракашан , ISBN 978-0-317-12346-3
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Аспекты джайнской религии , Бхаратия Джнанпитх , ISBN 978-81-263-0720-3
- Винтерниц, Мориц (1993), История индийской литературы: буддийская и джайнская литература , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0265-0
- Циммер, Генрих (1953), Джозеф Кэмпбелл (редактор), Философия Индии , Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-81-208-0739-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Матилал, Бимал Кришна (1990), Логика, язык и реальность: индийская философия и современные проблемы , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0717-4
- Сангаве, Вилас Адинатх (2001), Грани джайнологии: избранные исследовательские статьи о джайнском обществе, религии и культуре , Популярный Пракашан, ISBN 978-81-7154-839-2