Джайнский храм

Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Джайнский храм Дерасар Басади (гуджарати: દેરાસર) или ( каннада: ಬಸದಿ) — место поклонения джайнов, последователей джайнизма . [1] Джайнская архитектура по существу ограничивается храмами и монастырями , а джайнские здания обычно отражают преобладающий стиль места и времени, когда они были построены.
Архитектура джайнских храмов в целом близка к архитектуре индуистских храмов , а в древние времена и к буддийской архитектуре . Обычно одни и те же строители и резчики работали во всех религиях, а региональные и периодические стили в целом схожи. На протяжении более 1000 лет основная планировка индуистских и большинства джайнских храмов состояла из небольшого гарбхагрихи или святилища для главного мурти или идола, над которым возвышается высокая надстройка, а затем одного или нескольких больших залов мандапы .
Архитектура Мару-Гурджара , или «стиль Соланки», представляет собой особый храмовый стиль из Гуджарата и Раджастана (оба региона с сильным присутствием джайнов), который зародился как в индуистских, так и в джайнских храмах около 1000 года, но стал неизменно популярным среди джайнских покровителей. В несколько измененной форме он используется и по сей день, а в 20 веке он снова стал популярным для некоторых индуистских храмов. Этот стиль можно увидеть в группах паломнических храмов в Дилваре на горе Абу , Таранге , Гинаре , Кундальпуре , Сонагири , Муктагири и Палитане . [2]
Условия
[ редактировать ]Дерасар — это слово, используемое для обозначения джайнского храма в Гуджарате и южном Раджастане. Басади — джайнская святыня или храм в Карнатаке . [3] Это слово обычно используется в Южной Индии . Его историческое использование в Северной Индии сохранилось в названиях Вимала Васахи и Луна Васахи храмов на горе Абу . Санскритское слово васахи — васати , что означает учреждение для проживания ученых, прикрепленное к святыне. [4]
Храмы могут быть разделены на джайнские храмы Шикхар -баддха, храмовые здания, предназначенные для публики, обычно с высокой надстройкой (обычно это североиндийская башня шихара над святыней) и Гриха Чайтьялая (Гар Дерасар), частный джайнский домашний храм. Джайнский храм, известный как центр паломничества, часто называют Тиртхой .
Главный идол джайнского храма известен как мула наяк . [5] Манастамбха (колонна почета) — это колонна , которую часто возводят перед джайнскими храмами. В нем есть четыре «Морти», то есть каменные фигуры главного бога этого храма. По одному в каждом направлении: на север, восток, юг и запад. [6]
Архитектура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |

Джайнские храмы построены по различным архитектурным проектам. [7] Некоторые из самых ранних примеров джайнской архитектуры относятся к индийской традиции скальной архитектуры , согласно которой конструкции создаются путем вырезания материала из твердой породы. [8] Эти традиции первоначально были распространены в буддизме, а к концу классического периода - в индуизме. Джайнские храмы и монастыри, спроектированные и построенные с использованием методов высечки в скалах, часто делят территорию с храмами других религий, например, в Удаягири , Бава Пьяра , Эллоре, Айхоле , Бадами , Калугумалай и храме Патаини . Пещеры Эллоры - это позднее место, в котором находятся храмы всех трех религий, поскольку более ранние буддийские храмы уступают место более поздним индуистским раскопкам. [7]
Несмотря на сходство между различными религиями, джайнизм часто известен тем, что размещает большие фигуры одного или нескольких из 24 тиртханкаров на открытом воздухе, а не внутри святилища. [7] Эти статуи позже начали увеличиваться в размерах, часто в виде стоящих обнаженных фигур в позе медитации кайотсарга (что похоже на стояние по стойке смирно ). Скала Гопачал вырезала джайнские памятники , пещеры Сиддхачал XII века и различные отдельные фигуры, в том числе статую Гомматешвары , современную статую Васупуджьи и статую Ахимсы , самую высокую из них - 108 футов (33 метра) в высоту. это сходство. [8]
В последнее время использование изображений мурти стало спорным в джайнизме, и некоторые более мелкие секты полностью отвергают их, в то время как другие избирательно подходят к тому, какие фигуры они разрешают изображать. В сектах, которые в значительной степени не одобряют изображения, вместо них используются религиозные здания.
Следуя региональным стилям индуистских храмов, джайнские храмы в Северной Индии обычно используют североиндийский стиль нагара , тогда как храмы в Южной Индии используют стиль дравида, хотя североиндийский стиль Мару-Гурджара или стиль Соланки сделал некоторое распространение на юге. 20 век или около того. Например, в Мел Ситхамур Джайн Матх в Тамилнаде есть большая башня гопурам , похожая на башни местных индуистских храмов.

Характеристики оригинального стиля Мару-Гурджара заключаются в том, что «внешние стены храмов были структурированы за счет увеличения количества выступов и углублений, в которых в нишах размещались резные статуи. Обычно они располагаются наложенными друг на друга регистрами над нижними полосами карнизов. на последних изображены непрерывные линии всадников, слонов и киртимукхов . Почти ни один участок поверхности не остался без украшений». На главной башне шихара обычно имеется множество урушринга (дополнительных шпилей), а в более крупных храмах распространены два боковых входа меньшего размера с крыльцами. [9]
Позже, во главе с Дилварой, окружение главного храма завесой из святынь девакулика , каждая с небольшим шпилем, стало отличительной чертой джайнских храмов Западной Индии и до сих пор используется в некоторых современных храмах. Они довольно простые на внешних стенах и часто возвышаются на очень высокой платформе, так что снаружи большие храмы могут напоминать крепость с высокими стенами. [10] Однако вход(ы), часто поднимающиеся по высоким и широким ступеням, не предназначены для реальной защиты, хотя средневековые мусульманские армии и другие армии в прошлом разрушили многие джайнские храмы, часто навсегда.
Внутри храма стиль Мару-Гурджара отличается чрезвычайно богатой резьбой, особенно на колоннах, большими и замысловатыми резными розетками на потолках мандап и характерной формой «летающей арки» между колоннами, которая не имеет структурной роли и является чисто декоративный. Большинство ранних храмов этого стиля выполнены из различных местных оттенков розового, желтовато-желтого или коричневого песчаника, но храмы Дилвара выполнены из очень чистого белого мрамора, который облегчает стиль и стал считаться очень желанным.
В то время как до Британской Индии большие буддийские или индуистские храмы (и даже мусульманские мечети) очень часто строились на средства правителя, с джайнскими храмами такое происходило нечасто. Вместо этого их обычно финансировали богатые джайны или семьи. По этой причине, а также зачастую из-за меньшего количества джайнов в населении, джайнские храмы, как правило, находятся в небольшом или среднем диапазоне размеров, но в местах паломничества они могут группироваться в большие группы - всего в Палитане их несколько сотен. , плотно упакованные в несколько высокостенных комплексов, называемых «туками» или «тонками». [11] Храмовые благотворительные фонды, такие как очень крупный Фонд Ананджи Калянджи , основанный в 17 веке и в настоящее время поддерживающий 1200 храмов, играют очень важную роль в финансировании строительства и содержания храмов.
Этикет
[ редактировать ]Есть несколько правил, которым следует следовать при посещении джайнского храма: [12]
- Перед входом в храм следует совершить омовение и надеть свежевыстиранную одежду или какую-нибудь специальную одежду для пуджи (поклонения) – в ней нельзя ничего есть и не посещать туалет. Однако пить воду разрешается.
- В храм нельзя брать с собой обувь (в том числе и носки). Кожаные предметы, такие как ремень, кошелек и т. д., не допускаются в помещения храма.
- Нельзя жевать какие-либо съедобные продукты (еду, жевательную резинку, мятные конфеты и т. д.), а также не следует застревать во рту.
- Внутри храма следует стараться соблюдать как можно тишину.
- В храме нельзя пользоваться мобильными телефонами. Их следует держать выключенными.
Следует соблюдать преобладающие традиционные обычаи в отношении поклонения в храме и прикосновения к идолу. Они могут различаться в зависимости от региона и конкретной секты.
Список джайнских пудж
[ редактировать ]- Бхагван Адинатх Джин Пуджа
- Бхагван Ришаб Дев Джин Пуджа (Ранила)
- Бхагван Аджитнатх Джин Пуджа
- Бхагван Падам Прабху Джин Пуджа
- Лорд Чандра Прабху Джин Пуджа
- Бхагван Чандра Прабху Джин Пуджа Дехра
- Бхагван Васупуджья Джин Пуджа
Список джайнских аарти
[ редактировать ]- Аарти Панч Пармешти
- Аарти Чаубиси Бхагван
- Аарти Бхагван Чандра Прабху Тиджара
- Аарти Бхагван Параснатх
- Аарти Бхагван Махавир Прабху
Галерея
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]- Эллора Джайн, пещера Базади
- Джайнский храмовый комплекс, Деогарх , Уттар-Прадеш , до 862 года.
- Идол «Баде Баба» в храме Баде Баба, Кундальпур.
- Джал Мандир, Шикхарджи
- Брахма Джиналая , Лаккунди , 11 век.
- Это Басади (1181 г.) с утраченной надстройкой.
- Кайлаш Парват Рахна в Бада Мандире, Хастинапур
- Джайнский храм Хутисинг (1848 г.)
- Калькуттский джайнский храм в Калькутте (1867 г.)
За пределами Индии
[ редактировать ]- Празднование Дас Лакшаны (Парьюшаны) в Джайнском центре Америки , Квинс , Нью-Йорк , старейшем джайнском храме в Западном полушарии. [13]
- Джайнский храм, Поттерс-бар , Хартфордшир
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бэбб, Лоуренс А. (1996). Отсутствующий господин: аскеты и короли в джайнской ритуальной культуре . Опубликовано издательством Калифорнийского университета . п. 66 .
- ^ Хегевальд
- ^ «Басади» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2006 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ «Архитектура Индийского субконтинента - Глоссарий» . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 24 декабря 2011 г.
- ^ Джайнская иконография, Том 1 «Джайна-рупа-мандана», Умакант Премананд Шах, Abhinav Publications, 1987, стр. 149
- ^ «Очерки» . www.pluralism.org . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джайнские храмы в Индии и по всему миру , торговый центр Laxmi Mall Singhvi, Тарун Чопра, Himalayan Books, 2002 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Докрас, Удай (2021). Полный сборник джайнских храмов, часть I. п. 14.
- ^ Хегевальд
- ^ Харл, 228
- ^ "Города-храмы"; см. также Mitchell (1990) по сайтам
- ^ Культурный шок! Индия: Руководство по выживанию в области обычаев и этикета, Гитанджали Коланад,Маршалл Кавендиш Интернэшнл Азия Пте Лтд, 2008 г., стр. 45
- ^ «Самый старый храм в полушарии? Он находится в Квинсе!» . Квинс Газетт. 21 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2022 г. . Проверено 27 августа 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Хегевальд, Юлия AB (2011). «Международный джайнский стиль? Храмы Мару-Гурджара при Соланки, по всей Индии и в диаспоре» . Арс Ориенталис . 45 (20210122). дои : 10.3998/ars.13441566.0045.005 . ISSN 2328-1286 .