Сексуальные различия в джайнизме
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Джайны в целом делятся на две основные группы. К ним относятся дигамбары , на одежде которых изображены символы сторон света,и шветамбары , носящие белую одежду. Обе группы схожи по своей идеологии, но различаются в некоторых аспектах.
У дигамбаров существует строгая аскетическая дисциплина, которая подчеркивает отказ от денег, личного имущества и других мирских вещей ради достижения внутреннего мира.А Шветамбар – это те, кто носит белую одежду. Эти группы были сформированы очень давно. Группа Шветамбара выделилась из этой общей группы из-за этих условий.Естественно, оба пола отличаются друг от друга в различных аспектах. В джайнской дхараме для разных полов предусмотрены разные роли.Женщины в некоторой степени связаны физиологией и анатомией своего тела.Те, кто хочет контролировать свой разум и желает внутреннего покоя, должны также контролировать свои сексуальные чувства.
Дебаты о женщинах
[ редактировать ]Одним из наиболее фундаментальных различий между шветамбарами и дигамбарскими джайнами являются их взгляды на женщин как нищих или монахинь, которые возникли в результате их дебатов относительно наготы. По общему мнению между двумя сектами, джины , и особенно последний Тиртханкара Махавира , практиковали обнаженный аскетизм . Дигамбара-джайны утверждают, что всем нищенствующим монахам необходимо совершать отречение без одежды. Для них это представляет собой идеализированную практику апариграхи , при которой нищий отказывается от всей собственности и имущества, включая одежду. Шветамбара-джайны, однако, утверждают, что нагота как образцовый вид аскетизма невозможна в этот период космической эпохи и как таковая «считается неуместной». [1] Для шветамбаров белые одежды, обычно связанные с ними, интерпретируются как просто инструменты, улучшающие религиозную жизнь. [2]
Дебаты о наготе перерастут в обеспокоенность по поводу отречения и сотериологического потенциала женщин. По мнению дигамбаров, женщины не могли стать аскетами, поскольку они не могли быть обнаженными, что считалось «важнейшим компонентом пути к освобождению». [3] Поскольку женщины считались по своей сути аморальными - и, следовательно, не подходящими для того, чтобы стать нищенствующими, - потому что их тела «генерируют и уничтожают формы жизни внутри своих половых органов... тем самым неоднократно нарушая принцип ненасилия». [4] Таким образом, женщины были освобождены от духовного освобождения, потому что их тела постоянно нарушали главное правило ахимсы . Шветамбары согласились с тем, что обнаженные монахини неуместны; однако, поскольку они рассматривали одежду как вспомогательное средство для религиозных занятий, вопрос о нищих женщинах решался так, как они будут одеты. Кроме того, шветамбара-джайны утверждали, что женщины не освобождены от духовного освобождения, поскольку в джайнских писаниях нет ничего, что исключало бы такое освобождение. [ нужна ссылка ]
Дебаты преследуют дискуссии о гендере, и особенно о женщинах, в джайнизме, поскольку нищенствующая традиция рассматривается как одна из наиболее важных особенностей джайнской религиозной практики. Тем не менее, важно отметить, что просто потому, что «либеральные» шветамбары не исключают духовного освобождения женщин, женщины по-прежнему рассматриваются по-разному – как положительно, так и отрицательно – как показывает джайнская литературная традиция. [5]
Восприятие женщин в джайнизме
[ редактировать ]Как отмечает Маниша Сетхи, «[T] здесь нет единого архетипа, а есть неоднородность идеалов, которые иногда подкрепляют претензии женщин на независимую духовную жизнь, а иногда подрывают это стремление». [6] Ее точка зрения подчеркивает тот факт, что в более широкой джайнской литературной традиции есть истории, которые одновременно вдохновляют и демонизируют джайнских монахинь и мирянок. Например, есть существа-богини, такие как якши Падмавати , которые могут ходатайствовать от имени «неспасительных нужд своих джайнских преданных, потребностей, которые не могут быть удовлетворены отчужденными, неотзывчивыми и полностью трансцендентными Тиртханкарами». [7] Есть также истории о ранних джайнских женщинах, чье целомудрие и праведность в конечном итоге привели к их освобождению, например, о Раджимати, жене 22-го Тиртханкара Неминатхи . [8]
Однако в то же время женщины – будь то мирянки или монахини – рассматриваются как сексуальные агенты с потенциально гнусными целями. Действительно, хотя джайнские монахи призваны контролировать свои сексуальные желания с помощью аскетических практик, Сутракританга-сутра подробно описывает, как «женщина будет соблазнять [монаха] сесть на удобную кушетку или кровать» соблазнительными средствами. [9] Женщины рассматриваются как кошачьи хищники, мешающие джайнским монахам достичь своих высоких духовных целей. [10] В отличие от своих коллег-мирян, ссылки на джайнских монахинь в текстах о монашеском поведении отсутствуют. Такое отсутствие представительства, утверждает Сетхи, является актом стирания: лишение женщин равных возможностей в отречении и оставляет духовное мировоззрение джайнов исключительно в сфере практикующих мужчин. [11] Однако монахини не освобождаются от ответственности за то, чтобы их называли опасными сексуальными агентами, поскольку джайнская монахиня должна защищать свое целомудрие как от «потенциальных растлителей и насильников, так и от себя самой ». [12]
В то время как представление женщин как богинь или целомудренных освободительниц в литературной традиции предлагает альтернативное и позитивное видение женщин в джайнизме. [13]
Малли/Маллинатха
[ редактировать ]Среди многочисленных фигур в джайнских текстах важное обсуждение следует провести в отношении 19-го Тиртханкара Маллинатхи , который представляет собой уникальный пример дебатов и образов джайнских женщин. [14] Для шветамбара-джайнов Маллинатха представляет способность женщин достичь духовного освобождения, учитывая, что Маллинатха изображается как женщина, известная как Малли Деви. Малли в своей предыдущей жизни была царем, известным как Махабала, который вместе со своими шестью друзьями решил стать нищим, услышав аскетическую проповедь. [14] Все они согласились поститься вместе, но Махабала втайне желал превзойти своих друзей в их постах. После окончания поста, известного как саллехана , друзья Махабалы переродились богами, а затем королями; однако Махабала переродился женщиной из-за своей лживой страсти, которая считается свойственной женщинам. [14] Таким образом, несмотря на то, что Малли достигает уровня Тиртханкары, ее пол по-прежнему является кармическим дефектом или неудачей, в отличие от Тиртханкаров-мужчин. Дигамбара-джайны пересматривают мнение о том, что Маллинатха был женщиной, поскольку это означало бы, что у него должна была появиться грудь и начаться менструация; оба этих знака считаются парадоксальными и слишком мирскими для просветленного Джина, которому предназначено избавиться от всей своей кармы. Точный пол Маллинатхи более сложен, поскольку все изображения Шветамбары, кроме одного - «Медитирующая женщина», которое представляет собой изображение 10-11 веков из Уттар-Прадеша, на самом деле представляют Малли как «бесполое существо с отсутствием диакритические знаки ее пола». [15] Что касается присутствия Маллинатхи в жизни джайнских монахинь и мирянок, Сетхи отмечает, что очень немногие рассматривают Маллинатху как образец для подражания для женщин, а в случае со Шветамбарами «ее присутствие в пантеоне Тиртханкара [было] «исключением и чудо»… вероятно, никогда больше не повторится». [16]
Роли женщин в джайнизме
[ редактировать ]Согласно Кальпа-сутре , после смерти Тиртханкара Махавиры организованная им община «насчитывала корпус женщин-аскетов в два с половиной раза больший, чем число аскетов-мужчин». [17] Кроме того, говорят, что уважаемая Чанданбала, джайнская женщина-отреченная во времена Махавиры, возглавляла сангху из 36 000 женщин-аскетов. [18] Эти аннотации подчеркивают тот факт, что, несмотря на оживленные дискуссии и дебаты по поводу нищенствующих женщин, женщины долгое время были частью джайнской монашеской традиции. Это продолжается даже в наши дни, когда Сетхи отмечает, что число женщин-аскетов в джайнизме намного больше, чем количество аскетов-мужчин. [19] Можно утверждать, что, учитывая, что джайнизм предлагает женщинам возможность освобождения, женщины рассматриваются как «законные стремящиеся и агенты спасения», тогда как в других традициях, таких как индуизм, это не так. [20] Несмотря на склонность женщин-аскетов к джайнизму, это не игнорирует тот факт, что они все еще могут оказаться в иерархической системе, где мужчины-аскеты рассматриваются более позитивно. Иными словами, джайнская монашеская иерархия «структурирована посредством гендерной идеологии домашнего хозяйства с патриархальной властью, закрепленной в фигуре ачарьи / гаччадхипати, возглавляющего» различные нищенствующие ордена. [21] Таким образом, высший ранг женщин-монахов не имеет такого же престижа или признания, как высший ранг мужчин-монахов, ачарья. Женщины-ачарьи теоретически возможны, и известно, что две нищенствующие группы в 1970-х годах были исключительными случаями, когда женщинам был присвоен этот статусный ранг. [21]
Гендер и третий пол
[ редактировать ]Одним из последствий дебатов о том, могут ли женщины быть нищенствующими, стал вопрос джайнов о том, кто является частью их более широкой общины. А именно, джайны приняли паниндийскую идею третьего пола , который существовал на окраинах более крупного индийского общества; однако, учитывая, что джайны исследовали, могут ли женщины стать нищими или достичь духовного освобождения, они одновременно были обеспокоены тем, что значит быть мужчиной, женщиной или ни тем, ни другим/то и другое. [22]
Джайны отвергли брахманский взгляд на пол, на который указывает «наличие или отсутствие определенных первичных и вторичных характеристик». [23] и вместо этого «переосмыслил» термин «веда» , который относился как к биологическому полу, так и к сексуальным чувствам. [24] Что стало важным для джайнов, так это не столько особенности или маркеры пола, сколько само сексуальное поведение с точки зрения его роли в половом акте. [25] Это сексуальное поведение может быть ориентировано на мужчин, женщин или на обоих, и именно это бисексуальное качество третьего пола было принято шветамбарами и дигамбарскими джайнами. Однако бисексуальность третьего пола стала восприниматься не как сама третьеполая идентичность, а, скорее, как сексуальность, которой могут обладать люди мужского, женского или третьего пола. Таким образом, к V веку джайны различали то, что они считали биологическим полом и психологическим полом и сексуальностью, что допускало возможность существования «биологического мужчины ( dravyapuruṣa ) [который] не обязательно должен быть мужчиной психологически ( bhāvapuruṣa ), то есть , наделенный мужской сексуальностью, но на самом деле он может испытывать женскую сексуальность или сексуальность третьего пола, и то же самое будет верно, mutatis mutandis, и для двух других полов». [26]
Представители третьего пола, известные как напумсаки , имели важное значение, поскольку к ним относилась социальная стигма. Как объясняют Цвиллинг и Свит, опасения заключались в том, что более широкие слои населения могли бы неправильно относиться к джайнским нищим, если бы напумсаки были рукоположены в монахи или даже если нищие принимали бы от них милостыню. Таким образом, еще одна причина, по которой было важно определить, кто принадлежит к третьему полу, заключалась в обеспечении соблюдения монашеского поведения и общественного мнения. Однако со временем этот запрет стал менее строгим, особенно если люди третьего пола имели особенно хорошие связи с местным населением или считались способными контролировать свою сексуальность. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели, Индия: Издательство Motilal Banarsidass. п. 165.ISBN 978-8120816916 .
- ^ Дандас 2002 , с. 50
- ^ Дандас 2002 , с. 56.
- ^ Дандас 2002 , с. 57.
- ^ Сети 2012 , с. 8.
- ^ Сети 2012 , с. 51.
- ^ Корт, Джон (декабрь 1987 г.). «Средневековые традиции джайнской богини». Нумен . 34 (2): 250. дои : 10.1163/156852787X00047 . JSTOR 3270086 .
- ^ Келтинг, М. Уитни (6 сентября 2014 г.). «Раджимати» . Джайнпедия: Вселенная джайнов онлайн . Архивировано из оригинала 30 мая 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Якоби, Герман (2008). Джайна-сутры: Часть I и II . Лондон, Великобритания: Забытые книги. п. 436. ИСБН 978-1605067278 .
- ^ Сети 2012 , с. 62.
- ^ Сети 2012 , с. 64.
- ^ Сети 2012 , с. 66.
- ^ Сети 2012 , с. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бальбир, Налини (4 августа 2013 г.). «Малли» . Джайнпедия: Вселенная джайнов онлайн . Архивировано из оригинала 30 мая 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Сети 2012 , с. 82.
- ^ Сети 2012 , с. 57.
- ^ Дандас 2002 , с. 55.
- ^ Сети 2012 , с. 54.
- ^ Сети 2012 , с. 4.
- ^ Сети 2012 , с. 129.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сети 2012 , с. 48.
- ^ Редди, Гаятри (2005). Что касается секса: переговоры об идентичности хиджры в Южной Индии . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 20. ISBN 978-0226707563 .
- ^ Редди 2005 , с. 19.
- ^ Zwilling & Sweet 2000 , с. 113.
- ^ Редди 2005 , с. 20.
- ^ Zwilling & Sweet 1996 , с. 375.
- ^ Zwilling & Sweet 1996 , стр. 378–379.
Ссылки
[ редактировать ]- Бальбир, Налини (2013). « Малли ». Джайнпедия: Вселенная джайнов онлайн .
- Корт, Джон (1987). «Средневековые традиции джайнской богини» . Нумен Том. 34, нет. 2, стр. 235–255.
- Дандас, Пол (2002). Джайны . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0415266062 .
- Герман, Якоби Георг (2008). Джайна-сутры: Часть I и II . Лондон, Великобритания: Забытые книги. ISBN 978-1605067278 .
- Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели, Индия: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-8120816916 .
- Келтинг, М. Уитни (2014). « Раджимати ». Джайнпедия: Вселенная джайнов онлайн .
- Редди, Гаятри (2005). Что касается секса: переговоры об идентичности хиджры в Южной Индии . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226707563 .
- Сетхи, Маниша (2012). Бегство от мира: женщины-отрекающиеся среди джайнов . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1138662391 .
- Умасвати (2010). Таттвартха Сутра: То, что есть . Перевод Натмала Татии. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Цвиллинг, Леонард; Сладкий, Майкл Дж. (2000). «Эволюция конструкций третьего пола в Древней Индии: исследование двусмысленности». В Джулии Лесли; Мэри МакГи (ред.). Изобретенные идентичности: взаимодействие гендера, религии и политики в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 99–132. ISBN 978-0195652932 .
- Цвиллинг, Леонард; Свит, Майкл Дж. (январь 1996 г.). « « Как пылающий город »: Третий пол и создание сексуальности в джайнской религиозной литературе». Журнал истории сексуальности . 6 (3): 359–384. JSTOR 4629615 . ПМИД 11609126 .