Нирджара
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Нирджара — один из семи фундаментальных принципов, или Таттва в джайнской философии , и относится к сбросу или удалению накопленной кармы из атмы (души), необходимой для освобождения от сансары , цикла рождения-смерти и перерождения , путем достижения мокша , освобождение. [1] [2]
Эта концепция, буквально означающая «падение», впервые описана в главе 9 классического джайнского текста «Таттвартха-сутра» («Истинная природа реальности»), написанного Ачарьей Умасвати во 2 веке нашей эры, единственного текста, авторитетного как в шветамбара , так и в дигамбарах сектах . Джайнизм. [3] Позже он также находит упоминание в Дравьясамграхе (Сборнике веществ), джайнском тексте 10-го века Ачарьи Немичандры . [4]
Подготовка
[ редактировать ]Нирджаре предшествует прекращение накопления кармы, или самвара , тем самым прекращается ашрава , или приток кармы, которая ведет к бандхе или рабству из-за кашая или страстей души, а именно, кродхи (гнева), лобхи (жадности), маны (эго) и майя (обман), помимо рааги (привязанности) и двеши (ненависти). Дравьясамграха объясняет, что душа становится тусклой из-за пыли кармической материи, поэтому сама нирджара предлагает способ очистить душу и в конечном итоге привести к мокше , освобождению. [5]
Виды Нирджары
[ редактировать ]Нирджара бывает двух типов: Бхава Нирджара , модификация души, которая ведет к отделению кармической материи от души, и Дравья Нирджара , фактическое отделение кармической материи от души. В свою очередь, бхава нирджара бывает двух типов: савипака и авипака . [6]
Савипака Нирджара
[ редактировать ]Савипака - Пассивный метод - Также известный как Акам или непреднамеренная Нирджара , невозмутимое подчинение осуществлению кармы, предполагает естественное созревание прошлой Кармы с течением времени и невозмутимое переживание результатов, как хороших, так и плохих. Если плоды прошлой кармы не получены без привязанности и беспокойства, тогда душа приобретает новые кармические оковы. Душа также не может знать заранее, когда и какая карма начнет приносить результаты, и поэтому требуется хорошая дисциплина в практике невозмутимости при любых обстоятельствах.
Этот пассивный метод истощения кармической материи вокруг души после наслаждения ее плодами сравнивается с опустошением пруда посредством испарения, в то время как водные каналы еще вливаются. Естественно, это медленный метод, так как к моменту созревания кармы и исчерпаны, восполняются новые кармы, так как кармическая материя постоянно вливается в карма-шариру (кармическое тело), через ашраву , приток кармы. активный метод очищения от кармы — авипака нирджара . Таким образом, для достижения освобождения рекомендуется [1] [7]
Авипака Нирджара
[ редактировать ]Авипака — активный метод — также известный как сакам или намеренная нирджара , он включает в себя индивидуальное выполнение аскетических практик, практикующих внутренние и внешние аскезы, такие как аскеза или тапас , что буквально означает тепло, чтобы ускорить процесс созревания, а также уменьшить последствия. произведено. Это рекомендуемый подход, поскольку он подготавливает и кондиционирует душу и напоминает ей о необходимости быть бдительными. Тапас бывает двух видов: бахья , или внешний, и антаранга , или внутренний. [1] [7]
Бахья тапас
[ редактировать ]Бахья , внешние аскезы, предназначены для или бахиранга тапа того, чтобы дисциплинировать чувственные влечения и подготавливать человека к внутренним аскезам, которые следуют далее.
- Анасана – пост, очищает органы чувств, уменьшает чувство привязанности к телесным удовольствиям.
- Авамодарья или Альпахара – употребление меньшего количества пищи, чем обычно, устраняет лень/вялость и придаёт уму свежую энергию.
- Вритти парисанкхьяна или Врита санкшепа – Ограничение определенных видов или количества пищи.
- Раса паритьяга — ежедневный отказ от одного или нескольких из 6 видов деликатесов расы : гхи (сливочное масло, топленое масло), молока, творога, сахара, соли, масла. Воздержание от вкусной и стимулирующей пищи
- Вивикта шайясана — сон в уединенном месте, практика одиночества и самоанализа.
- Кая-клеша – Телесная выносливость, аскезы для тела, чтобы преодолеть привязанность к телесному комфорту. [1] [8]
В некоторых местах альтернативой этому списку является Ичханиродха , контроль над желанием еды и материальных вещей. [9]
Антаранга тапас
[ редактировать ]Антаранга тапа , внутренние аскезы, которые следуют:
- Прайашита – Искупление /покаяние за греховные поступки.
- Винайя – практикуйте вежливость и смирение.
- Вайявритья — служение другим, особенно монахам, монахиням, старейшинам и слабым душам, без каких-либо ожиданий взамен.
- Свадхьяя — Самообучение, изучение Священных Писаний, вопросы и расширение духовных знаний.
- Вьюцарга - Отказ от страстей - особенно гнева, эго, обмана и жадности, различие между телом и душой.
- Дхьяна – медитация и созерцание
Все первые пять внутренних аскез и все шесть внешних аскез являются подготовительными шагами к практике дхьяны , которая является основной причиной мокши. [5]
Для мирянина путешествие начинается с практики Тройной жемчужины джайнизма , Ратнатрайи , а именно правильного взгляда или восприятия ( самьяк даршана ), правильного знания ( самьяк гьяна ) и правильного поведения ( самьяк чаритра ), которые составляют путь к освобождению. Монахи в джайнизме , посвятившие свою жизнь достижению мокши и обретению Кевала Джнаны , абсолютного знания, тем не менее, продолжают принимать пять Махаврат , буквально Великих обетов самоконтроля:
- Ненасилие ( Ахимса )
- Истина ( Сатья )
- Не воровство ( Уровень )
- Целомудрие ( Брахмачарья )
- Необладание/ Непривязанность ( Апариграха ). [5]
Помимо этого, монахи также практикуют три гупти и пять самити . Три ограничения ( Гупти ), т.е. Контроль над умом (Манагупти), Контроль над речью (Вачанагупти), Контроль над телом (Каягупти); и Пять Осторожностей (Самити), т.е. Осторожность при ходьбе (Ирья Самити), Осторожность при общении (Бхаша Самити), Осторожность при еде (Эшана Самити), Осторожность при обращении с мухами, водяными тыквами и т. д. (Адана Никшепана Самити), Осторожность при удалении телесных отходов (Пратиштхапана Самити)
Согласно Умасвати в Таттвартха-сутре 10.1.2, Кевала Джняна , абсолютное знание или Всезнание , приходит только после того, как Мохания-карма сначала разрушается , за которой следуют Джнанаварания-карма , Даршанаварана-карма и Антарая-карма . Однако после достижения кевала-джняны причины бандхи , рабства заканчиваются, таким образом, прекращается и приток кармы, ашравы , таким образом человек освобождается от агхатий-кармы, а именно: Аю-кармы , Нама-кармы , Готра-кармы и Ведании-кармы. , которые являются причиной мирского существования. Освободившись от кармы, человек достигает освобождения. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сингх, с. 4525
- ^ Дасгупта, 192.
- ^ Джайни, с. 82
- ^ Немичандра, с. 93
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сингх, с. 4526
- ^ Немичандра, с. 94
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джайнизм. п. 50
- ^ Сангви, Джаятилал С. «Трактат о джайнизме» .
- ^ Девять Таттв: 8. Нирджара.
- ^ Немичандра, с. 97
Ссылки
[ редактировать ]- Немичандра, Сиддхантачакраварти (1989). Сарат Чандра Гошал (ред.). Дравья-самграха Немичандры Сиддхантачакраварти: английский перевод с пракритскими гатхами (текст) и санскритскими чхаями (изображениями) и падапатхами . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0634-4 .
- Дасгупта, Сурендранатх (1992). «Джайнская философия» . История индийской философии, Том 1 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0412-0 .
- Сингх, Нарендра (2001). «Нирджара» . Энциклопедия джайнизма, Том 1 . Публикации Анмола. ISBN 81-261-0691-3 .
- Джайни, Падманаб С. (1998). Джайнский путь очищения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1578-5 .
- Джайнизм: Краткие очерки джайнской философии . Забытые книги. 2008. ISBN 978-1-60506-729-2 .