Джайнское вегетарианство
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Индийская кухня |
---|
Джайнское вегетарианство практикуют последователи джайнской культуры и философии. Это одна из самых строгих форм духовно мотивированной диеты на Индийском субконтиненте и за его пределами. Джайнская кухня полностью лакто-вегетарианская , а также исключает корневые и подземные овощи, такие как картофель, чеснок, лук и т. д., чтобы предотвратить поражение мелкими насекомыми и микроорганизмами; а также предотвратить выкорчевывание и гибель всего растения. Его практикуют джайнские аскеты и джайны-миряне. [1]
Возражения против употребления мяса, рыбы и яиц основаны на принципе ненасилия ( ахимса , в переносном смысле «непричинение вреда»). Каждое действие, которым человек прямо или косвенно поддерживает убийство или причинение вреда, рассматривается как акт насилия ( химса ), создающий вредную ответную карму . Цель ахимсы – предотвратить накопление такой кармы. [2] [3] Степень реализации этого намерения сильно различается среди индуистов, буддистов и джайнов. Джайны считают, что ненасилие является самым важным религиозным долгом для каждого ( ахинса парамо дхармах , утверждение, которое часто пишут на джайнских храмах). [4] [5] [6] Это непременное условие освобождения от цикла перевоплощений . [7] что является конечной целью всей джайнской деятельности. Джайны разделяют эту цель с индуистами и буддистами, но их подход особенно строгий и всеобъемлющий. Их скрупулезный и тщательный подход к ненасилию в повседневной деятельности, особенно в еде, формирует всю их жизнь и является наиболее важной отличительной чертой джайнской идентичности. [8] [9] [10] [11] Побочным эффектом этой строгой дисциплины является соблюдение аскетизма , который в джайнизме настоятельно поощряется как для мирян, так и для монахов и монахинь. [12] [13] [14] Из пяти видов живых существ домовладельцу запрещено намеренно убивать или уничтожать всех, кроме самого низшего (ощущаемого, например овощей, трав, злаков и т. д., которые наделены только осязанием). ). [15]
Упражняться
[ редактировать ]Для джайнов вегетарианство является обязательным. В 2021 году было обнаружено, что 92% самоидентифицированных джайнов в Индии придерживаются того или иного типа вегетарианской диеты, а еще 5%, похоже, пытаются следовать преимущественно вегетарианской диете, воздерживаясь от употребления определенных видов мяса и / или воздерживаясь от употребления мяса. в определенные дни. [16] В контексте джайнов вегетарианство исторически вытекает из цели минимизировать насилие по отношению ко всем существам. Логической интерпретацией этого является то, что многие джайны принимают веганство из-за огромных страданий молочных животных, их насильственного оплодотворения и, в большинстве случаев, последующего убоя. Пища ограничивается растительной, поскольку растения обладают только одним чувством («экиндрия») и являются наименее развитой формой жизни, а молочные продукты, хотя голоса [ ВОЗ? ] начали указывать на насилие, присущее молочным продуктам. Недопустима пища, содержащая даже мельчайшие частицы тел погибших животных или яиц. [17] [18] Некоторые джайнские ученые и активисты поддерживают веганство , поскольку считают, что современное коммерческое производство молочных продуктов предполагает насилие над сельскохозяйственными животными. [19] [20] [21] Согласно джайнским текстам, шравака (домохозяин) не должен употреблять четыре маха-вигаи (четыре извращения) — вино, мясо, масло и мед; и пять плодов удумбара (пять деревьев удумбара — Гулар, Анжира, Баньян, Пипал и Пакар, все они принадлежат к роду инжира ). Наконец, джайнам не следует употреблять продукты и напитки, содержащие продукты животного происхождения или мясо животных. Распространенным заблуждением является то, что джайны не могут есть пищу и продукты животного происхождения. Пока продукты не содержат продуктов животного происхождения или мяса животных, продукты животного происхождения можно употреблять без страха совершить грех. [22] [23]
Джайны стараются изо всех сил, чтобы не причинить вреда даже мелким насекомым и другим крошечным животным, [24] [25] [26] [27] потому что они считают, что вред, причиненный неосторожностью, так же предосудителен, как и вред, причиненный преднамеренными действиями. [28] [29] [30] [31] [32] Поэтому они прилагают большие усилия, чтобы убедиться, что ни одно незначительное животное не пострадало во время приготовления еды, а также в процессе еды и питья. [33] [34]
Традиционно джайнам запрещалось пить нефильтрованную воду. В прошлом, когда в качестве источника воды использовались ступенчатые колодцы , ткань, используемую для фильтрации, переворачивали, и на нее выливали немного отфильтрованной воды, чтобы вернуть организмы в исходный водоем. Эта практика дживани или бильчавани больше невозможна из-за использования труб для подачи воды. Современные джайны также могут фильтровать водопроводную воду традиционным способом, а некоторые продолжают следовать процессу фильтрации даже с коммерческой минеральной или бутилированной питьевой водой.
Джайны прилагают значительные усилия, чтобы по возможности не травмировать растения в повседневной жизни. Джайны принимают такое насилие лишь постольку, поскольку оно необходимо для выживания человечества, и существуют специальные инструкции по предотвращению ненужного насилия над растениями. [35] [36] [37] Строгие джайны не едят корнеплоды , такие как картофель, лук, коренья и клубни, так как они считаются ананткаем . [23] Анантай означает одно тело, но содержащее бесконечное количество жизней. Говорят, что корнеплоды, такие как картофель, хотя и кажутся единым объектом, содержат в себе бесконечное количество жизней. Кроме того, крошечные формы жизни повреждаются, когда растение выдергивают, а также потому, что луковица рассматривается как живое существо, поскольку она способна прорастать. [38] [39] [40] Кроме того, потребление большинства корнеплодов предполагает выкорчевывание и уничтожение всего растения, тогда как потребление большинства наземных овощей не убивает растение (оно продолжает жить после сбора овощей, или оно все равно должно было сезонно увядать). Среди индийских джайнов 67% сообщают, что воздерживаются от употребления корнеплодов. [16] Зеленые овощи и фрукты содержат бесчисленное количество жизней. Сухие бобы, чечевица, крупы, орехи и семена содержат счетное количество жизней, и их потребление приводит к наименьшему разрушению жизни.
Грибы, грибы и дрожжи запрещены, поскольку они растут в антисанитарных условиях и могут служить средой обитания для других форм жизни. [41]
Мед запрещен, так как его сбор будет равносилен насилию над пчелами. [34] [42] [43]
Джайнские тексты заявляют, что шраваку не следует готовить или есть по ночам. По словам Пурушартхи Сиддхьюпайи Ачарьи Амритчандры :
И как может тот, кто ест пищу без солнечного света, хотя бы и была зажжена лампа, избежать химсы мельчайших существ, попадающих в пищу?
- Пурушартхасиддхьюпайя (133) [44]
Строгие джайны не употребляют пищу, хранившуюся на ночь, поскольку она содержит более высокую концентрацию микроорганизмов (например, бактерий, дрожжей и т. д.) по сравнению с пищей, приготовленной и употребленной в тот же день. Следовательно, они не употребляют йогурт , дхокла и тесто идли , если только они не были свежеприготовлены в тот же день.
В определенные дни месяца и в важные религиозные дни, такие как Парьюшана и Аямбиль, строгие джайны избегают употребления зеленых листовых овощей наряду с обычными ограничениями на корнеплоды.
Джайны не употребляют ферментированные продукты (пиво, вино и другие спирты), чтобы избежать гибели большого количества микроорганизмов, связанных с процессом брожения.
Однако джайны могут употреблять ванильный экстракт, так как очень незначительное количество алкоголя в экстракте полностью выгорает в процессе приготовления. Кроме того, некоторые соки (яблочный сок, апельсиновый сок), хлеб/мука (с помощью амилоглюкозидазы и Saccharomyces cerevisiae) и порции некоторых фруктов по мере их созревания (желтые бананы, вишня и груши) содержат очень незначительное количество алкоголя. через фруктозу, сахарозу и глюкозу, похожие на ванильный экстракт (и могут употребляться строгими джайнами) [ссылка, jaina.org]. [45]
Согласно Пурушартхасиддхьюпае :
Вино обольщает ум, и заблуждающийся человек склонен забывать благочестие; человек, забывающий благочестие, без колебаний совершает химсу .
- Пурушартхасиддхьюпайя (62) [46]
Наряду с практикой полного воздержания от потребления определенных видов пищи и ограничения продуктов, в которых живут многие микроорганизмы, пост также является важным компонентом джайнской диетической практики, джайнской идентичности и джайнской культуры. Однако джайнский пост существует во многих формах , и как способности, так и социальный статус могут в некоторой степени ограничивать практику поста. В Индии 84% джайнов сообщают, что придерживаются той или иной формы поста. [16]
Влияние на вегетарианскую кухню Индии
[ редактировать ]Вегетарианская кухня некоторых регионов Индийского субконтинента испытала сильное влияние джайнизма. К ним относятся
- Гуджаратская джайнская кухня [47]
- Марвари-джайнская кухня Раджастана
- Бунделькханди джайнская кухня центральной Индии
- Агравал-джайнская кухня Дели и Уттар-Прадеша
- Маратхи-джайнская кухня Южной Махараштры
- Кухня Джайн Бунт в Карнатаке
- Каннада-джайнская кухня Карнатаки
- Тамильско-джайнская кухня северных районов Тамил Наду.
В Индии вегетарианская еда считается подходящей для всех и на все случаи жизни. Это делает вегетарианские рестораны довольно популярными. Множество вегетарианских ресторанов и кондитерских Миштанна, например, кондитерская Гантевала в Дели. [48] и Джамна Митхья в Сагаре – управляются джайнами.
В некоторых ресторанах Индии подают джайнские версии вегетарианских блюд, в которых отсутствуют морковь, картофель, лук и чеснок. Несколько авиакомпаний предлагают джайнские вегетарианские блюда. [49] [50] по предварительному запросу.
Согласно ответам на опрос индийских джайнов, назвавших себя вегетарианцами, 92% не хотели бы есть в ресторане, который не является исключительно вегетарианским, а 89% не хотели бы есть в доме друга/знакомого, который не является вегетарианцем. еще и вегетарианец. [16]
Историческая справка
[ редактировать ]Когда Махавира возродил и реорганизовал джайнскую общину в VI веке до нашей эры, ахимса уже была установленным и строго соблюдаемым правилом. [51] [52] Паршванатха , тиртханкара , которого современные западные историки считают исторической личностью, [53] [54] жил примерно в 8 веке до нашей эры [55] [56] и основал общину, к которой принадлежали родители Махавиры. [57] [58] Последователи Паршванатхи поклялись соблюдать ахимсу ; это обязательство было частью их кауджама-дхаммы (четырех ограничений). [59] [60] [61] [54]
Во времена Махавиры и в последующие века джайны критиковали буддистов и последователей ведической религии или индуистов за небрежность и непоследовательность в осуществлении ахимсы . В частности, они решительно возражали против ведической традиции жертвоприношения животных с последующим поеданием мяса, а также против охоты. [4] [62] [63] [64] [65] [66]
Согласно знаменитому тамильскому классику « Тируккурах» , который некоторые ученые также считают джайнским произведением:
Если бы мир не покупал и не потреблял мясо, никто бы его не убивал и не предлагал на продажу. (Курал 256) [67]
Некоторые брамины — кашмирские пандиты и бенгальские брахманы — традиционно ели мясо (в основном морепродукты). Однако в регионах с сильным джайнским влиянием, таких как Раджастхан и Гуджарат , или сильным джайнским влиянием в прошлом, таких как Карнатака и Тамил Наду , брамины являются строгими вегетарианцами. Бал Гангадхар Тилак назвал джайнизм создателем ахимсы. Он написал в письме:
В древние времена в жертвоприношениях забивали бесчисленное количество животных. Свидетельства в пользу этого можно найти в различных поэтических сочинениях, таких как «Мегхадута». Но заслуга в исчезновении этой ужасной резни из брахманической религии принадлежит джайнизму. [68]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Натубхай Шах 2004 , с. 249.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 26-30.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 191-195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , с. 160.
- ^ Уайли 2006 , с. 438.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 153-154.
- ^ Хемачандра , Йогашастра 2.31.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 154-160.
- ^ Джиндал 1988 , с. 74–90.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 110.
- ^ Дандас 2002 , стр. 176–177.
- ^ Дандас 2002 , стр. 187–192.
- ^ Дандас 2002 , стр. 199–200.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 153-159.
- ^ Чампат Рай Джайн 1917 , с. 79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Коричи, Маноло (8 июля 2021 г.). «Восемь из десяти индийцев ограничивают употребление мяса в своем рационе, а четверо из десяти считают себя вегетарианцами» . Исследовательский центр Пью . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 166-169.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 37.
- ^ Справочник Routledge по религии и этике животных . Линзи, Эндрю. Милтон-Парк, Абингдон, Оксон. 2019. ISBN 978-0429489846 . OCLC 1056109566 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Эванс, Бретт (2012). «Пересечение джайнизма с современными этическими движениями: этнографическое исследование джайнской общины диаспоры» . Журнал студенческой этнографии . 2 (2): 21–32. дои : 10.15273/jue.v2i2.8146 . ISSN 2369-8721 .
- ^ «Молочное животноводство и Хинса (Жестокость)» . Atmadrarma.com . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Махавир Джаянти 2017: Путеводитель по джайнской еде для начинающих» , NDTV , 9 апреля 2017 г.
- ^ Джиндал 1988 , с. 89.
- ^ Лейдлоу 1995 , с. 54.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 154-155.
- ^ Лейдлоу 1995 , с. 180.
- ^ Сутракритангасутрам 1.8.3
- ^ Уттарадхьяянасутра 10
- ^ Таттвартхасутра 7.8
- ^ Дандас 2002 , стр. 161–162.
- ^ Гранофф 1992 , стр. 32–35.
- ^ Сангаве 1980 , стр. 260–261.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тяхтинен 1976 , стр. 109.
- ^ Лодха 1990 , стр. 137–141.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 105.
- ^ Дандас 2002 , с. 106.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 156-157.
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 167-170.
- ^ Сангаве 1980 , с. 260.
- ^ Джайн, профессор Пушпендра К. (2000). «Правила диеты среди джайнов» . Международный вегетарианский союз . Проверено 6 октября 2023 г.
Семьи джайнов не используют грибы и грибы, поскольку говорят, что они растут в антисанитарных условиях и являются паразитами.
- ^ Хемачандра : Йогашастра 3.37
- ^ Лейдлоу 1995 , стр. 166-167.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 86.
- ^ «Махавир Джаянти 2015: важность сатвикской еды» , NDTV , 2 апреля 2015 г., заархивировано из оригинала 4 апреля 2016 г.
- ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 45.
- ^ «Обслуживая вкусы джайнов» . Индус . 30 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2004 г. Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Королевское угощение в Чандни Чоук» , Hinduonnet.com , 7 ноября 2002 г., заархивировано из оригинала 1 марта 2003 г.
{{citation}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Вегетарианский стиль авиаперелета» . Happycow.net . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Диетические требования» . Эмирейтс.com . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Гоял 1987 , стр. 83–85.
- ^ Чаттерджи 2000 , с. 14.
- ^ Дандас 2002 , стр. 19, 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тяхтинен 1976 , стр. 132.
- ^ Дандас 2002 , с. 30
- ^ Чаттерджи 2000 , с. 15.
- ^ Селаматанга Шелк 2.15
- ^ Чаттерджи 2000 , стр. 20–21.
- ^ Стхананга Сутра 266
- ^ Гоял 1987 , стр. 83–84.
- ^ Гоял 1987 , с. 103.
- ^ Дандас 2002 , с. 234.
- ^ Дандас 2002 , с. 241.
- ^ Уайли 2006 , с. 448.
- ^ Гранофф 1992 , стр. 1–43.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 8–9.
- ^ Тируванхувар 2000 .
- ↑ Бомбей Самачар, Мумбаи: 10 декабря 1904 г.
Источники
[ редактировать ]- Альсдорф, Людвиг (1962), Вклад в историю вегетарианства и поклонения скоту в Индии , Висбаден
- Чаттерджи, Асим Кумар (2000), Всесторонняя история джайнизма , том. 1 (2-е изд.), Нью-Дели : Munshiram Manoharlal Publishers , ISBN 81-215-0931-9
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк : Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Гранофф, Филлис (1992), «Насилие ненасилия: исследование некоторых реакций джайнов на неджайнские религиозные практики», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 15
- Гоял, Шрирама (1987), История индийского буддизма , Меерут : Кусуманджали Пракашан
- Джайн, Чампат Рай (1917), Практический путь , Издательство Central Jaina В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джайн, Джагдишчандра (1984), Жизнь в Древней Индии, изображенная в джайнском каноне и комментариях (2-е изд.), Нью-Дели
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джайн, Виджай К. (2012), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры: реализация чистого «я», с хинди и английским переводом , Vikalp Printers , ISBN 978-81-903639-4-5 В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Джиндал, КБ (1988), Воплощение джайнизма , Нью-Дели
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лэйдлоу, Джеймс (1995), Богатство и отречение. Религия, экономика и общество среди джайнов , Оксфорд.
- Лодха, Р.М. (1990), Сохранение растительности и джайнская философия, в: Средневековый джайнизм: культура и окружающая среда , Нью-Дели.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сангаве, Вилас Адинатх (1980), Сообщество джайнов (2-е изд.), Бомбей : Популярный Пракашан , ISBN 978-0-317-12346-3
- Шах, Натубхай (2004) [Впервые опубликовано в 1998 году], Джайнизм: Мир завоевателей , том. Я, Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1938-1
- Тяхтинен, Унто (1976), Ахимса. Ненасилие в индийской традиции , Лондон.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Tiruvaḷḷuvar (2000), Tirukkuṟaḷ (Тирукурал: этический шедевр тамильского народа) , пер. Сатгуру Шивая Субрамуниясвами, Нью-Дели : Abhinav Publications , ISBN 81-7017-390-6
- Уайли, Кристи Л. (2006), Флюгель, Питер (редактор), Ахимса и сострадание в джайнизме, в исследованиях по истории и культуре джайнов , Лондон.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с джайнским вегетарианством , на Викискладе?
- Список неджайнских продуктов