Джайнская эпистемология
Часть серии о |
Джайнская философия |
---|
Концепции |
|
Люди |
|
Джайнизм внес свой уникальный вклад в это основное направление развития философии, занявшись основными эпистемологическими проблемами. По мнению джайнов, знание — это сущность души. [1] Это знание маскируется кармическими частицами. Поскольку душа получает знания различными способами, она не порождает ничего нового. Он лишь отсекает кармические частицы, скрывающие знание. Согласно джайнизму, сознание является основным атрибутом Дживы (души) , и это сознание проявляется как даршан (восприятие) и гьяна (знание).
Обзор
[ редактировать ]Согласно тексту джайнскому «Таттвартха-сутра» , знание ( джнана ) бывает пяти видов: [2] [3] -
- Чувственное знание (Мати Джнана)
- Библейское знание (Шрута Джнана)
- Ясновидение ( Авадхи Джнана )
- Телепатия (манахпарьяя джняна)
- Всеведение ( Кевала Джнана )
Первые два вида познания достигаются косвенными средствами, а остальные три — прямыми. [4] [2] Косвенные средства включают умозаключение, аналогию, слово или Священное Писание, предположение и вероятность. [2]
Сенсорные знания
[ редактировать ]Знание, полученное посредством эмпирического восприятия и ума, называется Мати Джнана (чувственное знание). [2] Согласно джайнской эпистемологии, чувственное восприятие — это знание, которое джива (душа) приобретает об окружающей среде посредством материальных органов чувств. [5] Сюда входят припоминание, узнавание, индукция, основанная на наблюдении, и дедукция, основанная на рассуждении. [2] Это разделено на пять процессов: [6] [7]
- Вьянджанаваграха (контакт объекта)
- Артхаваграха (представление объекта или первое наблюдение)
- Иха (побуждение схватить объект или любопытство)
- Апайя (подтверждение)
- Дхарана (определенное знание или впечатление)
Библейские знания
[ редактировать ]Знание, приобретенное посредством понимания устных и письменных предложений и т. д., называется шрут джняна . [8]
Священное Писание не является знанием, потому что Священное Писание ничего не понимает. Следовательно, знание — это одно, а Священное Писание — другое; это было провозглашено Всеведущим Господом.
Согласно джайнам, знание Шрут Джнаны может быть ангапаривастам (вещами, которые содержатся в Ангах , конечностях или священных джайнских книгах) или ангабахьям (вещами, находящимися за пределами Анг). [8] [10] Каждый из них подразделяется на 12 видов. [8] Это порождает стремление к спокойствию ума, правильной решимости, склонности к осознанию истины и формированию характера. [8]
Ясновидение
[ редактировать ]Ясновидение упоминается как авадхи-джняна в джайнских писаниях. [11] Согласно джайнскому тексту Сарвартхасиддхи , «этот вид знания называется авадхи , поскольку он устанавливает материю в нисходящем диапазоне или познает объекты в определенных пределах». [12] существа ада и рая ( дэвы Говорят, что ) обладают ясновидением от рождения. В джайнских писаниях упоминаются шесть видов ясновидения. [13]
Телепатия
[ редактировать ]Согласно джайнизму, душа может напрямую знать мысли других. Такое знание подпадает под категорию «Манхапарьяя Джнана».
Всезнание
[ редактировать ]Путем измельчения кармических частиц душа обретает совершенное знание. При таком знании знание и душа становятся одним целым. Такое знание и есть Кевала Джнана.
Природа души
[ редактировать ]Джайны утверждают, что знание — это природа души. По словам Чампат Рай Джайн :
Знание – это природа души. Если бы это не было природой души, то это было бы либо природой не-души, либо вообще ничем. Но в первом случае бессознательное стало бы сознательным, и душа была бы неспособна познать себя или кого-либо еще, ибо тогда она была бы лишена сознания; а в последнем не было бы ни знания, ни сознательных существ, что, к счастью, не так. [14]
Анекантаваада
[ редактировать ]Анекантавада относится к принципам перспективизма и множественности точек зрения, к идее о том, что истина и реальность воспринимаются по-разному с разных точек зрения и что ни одна точка зрения не является полной истиной. [15]
Джайны противопоставляют все попытки провозгласить абсолютную истину адгаджаньяйе , что можно проиллюстрировать притчей о « слепых и слоне ». Более формально этот принцип формулируется наблюдением о том, что объекты бесконечны в своих качествах и способах существования, поэтому они не могут быть полностью постигнуты во всех аспектах и проявлениях ограниченным человеческим восприятием. По мнению джайнов, только кевали — всеведущие существа — могут постигать объекты во всех аспектах и проявлениях; другие способны лишь на частичное знание. Следовательно, ни одна конкретная человеческая точка зрения не может претендовать на то, чтобы представлять абсолютную истину .
Доктрина множественных точек зрения (санскрит: Наявада) утверждает, что количество способов смотреть на вещи (ная) бесконечно. [16] Это проявляется в Священных Писаниях с помощью условных суждений, называемых Сьядвада (сьяд = «возможно, может быть»). Семь используемых условных принципов перечислены ниже.
- сйад-асти: в некотором смысле это так;
- сйад-насти: в некотором смысле это не так;
- сйад-асти-насти: в некотором смысле это так и не так;
- сйад-асти-авактавйах: в некотором смысле это так, и это неописуемо;
- сйад-насти-авактавйах: в некотором смысле это не так, и это неописуемо;
- сйад-асти-насти-авактавйах: в некотором смысле это так, но это не так, и это неописуемо;
- сйад-авактавйах: в некотором смысле это неописуемо. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джайни 1927 , с. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Вяс 1995 , с. 36.
- ^ Джайн 2011 , с. 5.
- ^ Джайн 2011 , с. 6.
- ^ Джайн, Виджай К. (2013). Дравьясамграха Ачарьи Немичандры . Принтеры Викальп. п. 14. ISBN 9788190363952 .
Без авторских прав
- ^ Вьяс 1995 , стр. 36–37.
- ^ Прасад 2006 , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вяс 1995 , с. 37.
- ^ Джайн 2012 , с. х.
- ^ Джайни 1927 , с. 12.
- ^ Вяс 1995 , с. 38.
- ^ SA Jain 1992 , с. 16.
- ^ SA Jain 1992 , с. 33.
- ^ Джайн, Чампат Рай (1924). Ньяя . п. 11. Альтернативный URL
- ^ Сетия 2004 , стр. 123-136.
- ^ «Сьядвада | Джайнизм | Британника» .
- ^ Грэм Прист, «Джайнский журнал: современная перспектива», История и философия логики 29 (3): 263-278 (2008).
Источники
[ редактировать ]- Джайн, Виджай К. (2012), Самаясара Ачарьи Кундкунда , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-3-8
- Джайн, Виджай К. (2011), Таттвартсутра Ачарьи Умасвами , Vikalp Printers, ISBN 9788190363921 ,
Без авторских прав
- С.А. Джайн (1992). Реальность . Джваламалини Траст.
Нет в авторском праве
Альтернативный URL - Джайни, Джагмандар-лал (1927), Гомматсара Джива-канда Альтернативный URL
- Сетия, Тара (2004), Ахимса, Анеканта и джайнизм , Мотилал Банарсидасс
- Прасад, Джьоти (2006), Религия и культура джайнов , Дели: Бхаратия Джнанпитх
- Вьяс, доктор RT, изд. (1995), Исследования в области джайнского искусства, иконографии и смежных предметов , директор Восточного института, от имени регистратора, Университет магистратуры Бароды, Вадодара, ISBN 81-7017-316-7