Анекантавада
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Анекантавада ( санскрит : अनेकान्तवाद , «многосторонность») — джайнское учение о метафизических истинах, возникшее в древней Индии . [1] В нем говорится, что абсолютная истина и реальность сложны и имеют множество аспектов. [2]
Согласно джайнизму , ни одно конкретное утверждение не может описать природу существования и абсолютную истину . Это знание ( кевала джняна ), добавляет он, постигается только Арихантами . Другие существа и их утверждения об абсолютной истине неполны и в лучшем случае являются частичной истиной. [3] Согласно доктрине анекантавады , все претензии на знание должны быть квалифицированы разными способами, в том числе подтверждены и опровергнуты. [4] Анекантавада — фундаментальное учение джайнизма.
Истоки анекантавады можно проследить до учения Махавиры (599–527 гг. до н. э. ), 24-го джайнского Тиртханкара . [5] Диалектические « частичных концепции сьядвады «обусловленных точек зрения» и наявады точек зрения» возникли из анекантавады в средневековую эпоху, придав джайнизму более подробную логическую структуру и выражение. Детали доктрины возникли в джайнизме в I тысячелетии нашей эры в результате дебатов между учеными джайнской, буддийской и ведической философских школ. [6]
Анекантаваду также интерпретировали как означающую неабсолютизм, «интеллектуальную ахимсу». [7] религиозный плюрализм , [8] а также отказ от фанатизма, ведущего к террористическим атакам и массовому насилию. [9] Некоторые ученые утверждают, что современный ревизионизм попытался по-новому интерпретировать анекантаваду с учетом религиозной терпимости , непредвзятости и плюрализма. [10] [11] Буквально это слово можно перевести как «доктрина неодносторонности» или «доктрина неодносторонности».
Этимология [ править ]
Слово анекантавада представляет собой соединение двух санскритских слов: анеканта и вада . Само слово анеканта состоит из трех корневых слов: «ан» (нет), «эка» (один) и «анта» (конец, сторона), вместе они означают «не односторонний, односторонний», «многосторонность». , или «многообразие». [12] [13] [14] Слово вада означает «доктрина, путь, высказывание, тезис». [15] [16] Термин анекантавада переводится учеными как учение о «многосторонности». [17] [18] «неодносторонность», [19] или «много остроконечности». [13]
Термин анекантавада не встречается в ранних текстах, которые шветамбарская традиция джайнизма считает каноническими. Однако следы этих доктрин можно найти в комментариях Махавиры к этим текстам Шветамбары, где он утверждает, что конечное и бесконечное зависит от точки зрения. Слово анекантавада было придумано Ачарьей Сиддхасеном Дивакаром для обозначения учения Махавиры о том, что истина может быть выражена бесконечным количеством способов. Самые ранние всеобъемлющие учения доктрины анекантавады содержатся в «Таттвартхасутре » Ачарьи Умасвами и считаются авторитетными всеми джайнскими сектами. В текстах дигамбарской традиции «теория двух истин» Кундакунды также составляет основу этой доктрины. [13]
Философский обзор [ править ]
Доктрина анекантавады , также известная как анекантатва , утверждает, что истина и реальность сложны и всегда имеют множество аспектов. Реальность можно пережить, но невозможно полностью выразить ее языком. Человеческие попытки общаться — это найя , или «частичное выражение истины». [12] [13] Язык — это не истина, а средство и попытка ее выразить. Из истины, по мнению Махавиры, возвращается язык, а не наоборот. [12] [20] Например, человек может ощутить истинность вкуса, но не может полностью выразить этот вкус посредством языка. Любые попытки выразить этот опыт являются сьят , или действительными «в некотором отношении», но они все равно остаются «возможно, только одной точкой зрения, неполной». [20] Точно так же духовные истины сложны, имеют множество аспектов, язык не может выразить их множественность, однако посредством усилий и соответствующей кармы их можно пережить. [12]
Помещения анекантавады джайнов древние, о чем свидетельствуют упоминания о них в буддийских текстах, таких как Саманьяпхала Сутта . Джайнские агамы предполагают, что подход Махавиры к ответу на все метафизические философские вопросы заключался в «условном да» ( сьят ). [21] [22] Эти тексты определяют доктрину анекантавады как одно из ключевых различий между учениями Махавиры и учениями Будды. Будда учил Срединному Пути, отвергая крайности потворства чувствам и самоуничижения и не принимая чью-либо сторону в некоторых метафизических вопросах, таких как, существует ли Татхагата после смерти или нет, показывая, что такие вопросы основаны на неправильных взглядах и, следовательно, недействительны. . Махавира, напротив, учил своих последователей принимать как «это есть», так и «это не так», с оговоркой «с точки зрения» и с примирением, чтобы понять абсолютную реальность. [23] Сьядвада ( логика предикаций ) и Наявада (перспективная эпистемология ) джайнизма расширяют концепцию анекантавады . Сьядвада рекомендует использовать анеканта, добавляя эпитет сьяд к каждой фразе или выражению, описывающему природу существования. [24] [25]
Джайнская доктрина анекантавады , согласно Бималу Матилалу, утверждает, что «ни одно философское или метафизическое утверждение не может быть истинным, если оно утверждается без каких-либо условий или ограничений». [26] Согласно джайнизму, чтобы метафизическое утверждение было истинным, оно должно включать одно или несколько условий ( сьядвада ) или ограничений ( наявада , точки зрения). [27]
Сьядвада [ править ]
Сьядвада ( санскрит : स्याद्वाद ) — теория условного предикации , первая часть которой происходит от санскритского слова syāt ( санскрит : स्यात् ), которое является третьим лицом единственного числа желательного времени санскритского глагола as ( санскрит : Да ), «быть», и которое становится syād , когда за ним следует гласная или звонкая согласная, в соответствии с сандхи . Оптативное время в санскрите (ранее известное как «потенциальное») имеет то же значение, что и настоящее время сослагательного наклонения в большинстве индоевропейских языков, включая хинди, латынь, русский, французский и т. д. Оно используется, когда есть неуверенность в высказывании; не «это есть», а «это может быть», «можно было бы» и т. д. Сослагательное наклонение очень часто используется в хинди, например, в «кья кахун?», «что сказать?». Сослагательное наклонение также часто используется в условных конструкциях; например, одно из немногих английских оборотов в сослагательном наклонении, которое остается более или менее актуальным, - это «было бы ०, тогда ०» или, чаще, «если бы это было..», где «было» стоит в прошедшем времени. сослагательного наклонения.
Сьят можно перевести на английский как «возможно, может быть, возможно» (это так). [28] Использование глагола «как» в желательном времени встречается в более древней литературе ведической эпохи в аналогичном смысле. Например, сутра 1.4.96 «Астадхьяи» Панини объясняет это как означающее «возможно, вероятный шанс». [28]
Однако в джайнизме сьядвада и анеканта не являются теорией неопределенности, сомнения или относительных вероятностей. Скорее, это «условное да или условное одобрение» любого предложения, утверждают Матилал и другие ученые. [28] [29] Такое использование имеет исторические прецеденты в классической санскритской литературе и особенно в других древнеиндийских религиях (буддизме и индуизме) с фразой syad etat , означающей «пусть будет так, но» или «ответ «ни да, ни нет». , предварительно принимая точку зрения оппонента за определенную посылку». На архаичном английском языке это можно было бы выразить с помощью сослагательного наклонения: «будь так», прямой перевод слова syad etat . Традиционно эта методология дебатов использовалась индийскими учеными, чтобы признать точку зрения оппонента, но обезоружить и привязать ее применимость к определенному контексту и убедить оппонента в неучтенных аспектах. [28] [30]
Согласно Чаритрапрагье, в джайнском контексте сьядвада не означает доктрину сомнения или скептицизма, а скорее означает «множественность или множественные возможности». [29] Сьят в джайнизме означает нечто иное, чем то, что этот термин означает в буддизме и индуизме. В джайнизме это не означает ответа «ни да, ни нет», но означает «многосторонность» любого предложения с семикратным утверждением. [30]
Сьядвада — это теория квалифицированной предикации, утверждает Коллер. В нем говорится, что все претензии на знание должны быть квалифицированы разными способами, поскольку реальность многогранна. [4] В более поздних джайнских текстах это делается систематически посредством саптибхангиная, или « теории семеричной схемы ». [4] Эти саптибханги, по-видимому, были впервые сформулированы в джайнизме ученым-шветамбарой Маллавадином, жившим в V или VI веке н.э. [31] и они являются: [30] [32] [33]
- Утверждение: сйад-асти — в некотором смысле это так,
- Отрицание: сйан-насти — в некотором смысле это не так,
- Совместное, но последовательное утверждение и отрицание: сйад-асти-насти — в некотором смысле это так, и это не так,
- Совместное и одновременное утверждение и отрицание: сйат-асти-авактавйах — в некотором смысле это так, и это неописуемо,
- Совместное и одновременное утверждение и отрицание: сйан-насти-авактавйах — в некотором смысле это не так, и это неописуемо,
- Совместное и одновременное утверждение и отрицание: сйад-асти-насти-авактавйах — в некотором смысле это так, это не так, и это неописуемо,
- Совместное и одновременное утверждение и отрицание: сйад-авактавйах — в некотором смысле неописуемо.
Каждый из этих семи предикатов выражает джайнскую точку зрения на многогранную реальность с точки зрения времени, пространства, субстанции и модуса. [30] [32] Фраза сьят декларирует точку зрения выражения – утверждение относительно собственной субстанции ( дравья ), места ( кшетра ), времени ( кала ) и бытия ( бхава ), и отрицание относительно другой субстанции ( дравья ), места ( кшетра ). , время ( кала ) и бытие ( бхава ). Таким образом, для «кувшина», что касается вещества ( дравья ) – глиняного, он просто есть; деревянный, это просто не так. Что касается места ( кшетра ) – комнаты, оно просто есть; терраса, это просто не так. [34] Что касается времени ( кала ) – лето, оно просто есть; зимой ее просто нет. Что касается бытия ( бхавы ) – коричневого, оно просто есть; белый, его просто нет. А слово «просто» вставлено с целью исключить смысл, не одобряемый «нюансом»; для избежания непредназначенного значения. [34]
Согласно « тексту Самантабхадры Аптамимамса» (стих 105), « Сьядвада , доктрина условных предикативов, и кеваладжняна (всеведение) являются просветителями субстанций реальности. Разница между ними в том, что в то время как кеваладжняна освещает непосредственно, сьядвада освещает косвенно". [35] По мнению Самантабхадры, Сьядвада незаменим и помогает установить истину. [36]
Наявада [ править ]
Наявада ( санскрит : नयवाद ) — это теория точек зрения или точек зрения. Наявада представляет собой соединение двух санскритских слов — ная («точка зрения, точка зрения, интерпретация») и вада («доктрина, тезис»). [37] Найи – это философский взгляд на конкретную тему и способы сделать правильные выводы по этой теме. [38]
Согласно джайнизму, существует семь ная или точек зрения, с помощью которых можно составить полное суждение об абсолютной реальности, используя сьядваду . [39] Эти семь ная , по мнению Умасвати , таковы: [38] [40]
- Найгама-ная: здравый смысл или универсальный взгляд
- Самграха-ная: общий или классовый взгляд, который ее классифицирует.
- Вьявахаранайя: прагматичный или особый взгляд оценивает ее полезность.
- Риджусутра-ная: линейный взгляд рассматривает ее в настоящее время.
- Шабда-ная: словесное представление, которое называет это
- Самабхирудха-ная: этимологическая точка зрения использует имя и устанавливает его природу.
- Эвамбхута-ная: взгляд на реальность учитывает ее конкретные детали
Теория найи возникла примерно в V веке нашей эры и получила широкое развитие в джайнизме. есть много вариантов концепции наявады . В более поздних джайнских текстах [38] [39]
Особая точка зрения называется ная или частичная точка зрения. По словам Виджая Джайна, Наявада не отрицает атрибуты, качества, модусы и другие аспекты; но квалифицирует их как точку зрения. Найя . раскрывает лишь часть целого, и ее не следует путать с целым Говорят, что синтез различных точек зрения достигается с помощью доктрины условных предикаций ( сьядвада ). [41]
Джива, изменяющаяся душа [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Mahavra_1900_art.jpg/220px-Mahavra_1900_art.jpg)
Древняя Индия, особенно века, в которых жили Махавира и Будда, была ареной интенсивных интеллектуальных дебатов, особенно о природе реальности и «я» или души. Джайнский взгляд на душу отличается от представлений в древних буддийских и индуистских текстах, а джайнский взгляд на дживу и адживу (самость, материю) использует анекантаваду . [42] [43] [44]
Мысль Упанишад (индуизм) постулировала непостоянство материи и тела, но существование неизменной, вечной метафизической реальности Брахмана и Атмана (души, самости). Буддийская мысль также постулировала непостоянство, но отрицала существование какой-либо неизменной вечной души или «я» и вместо этого постулировала концепцию анатмана (не-я). [45] [46] [47] Согласно концептуальной схеме ведантизма (упанишад), буддисты ошибались, отрицая постоянство и абсолютизм, а в рамках буддийской концептуальной схемы ведантисты ошибались, отрицая реальность непостоянства. Эти две позиции были противоречивыми и взаимоисключающими с точки зрения друг друга. [48] Джайнам удалось синтезировать две бескомпромиссные позиции с помощью анекантавады . [49] [50] С точки зрения более высокого, инклюзивного уровня, ставшего возможным благодаря и сьядвады , джайны онтологии и эпистемологии анекантавады не рассматривают такие утверждения как противоречивые или взаимоисключающие; вместо этого они рассматриваются как экантика или лишь частично верные. [51] Широта джайнского мировоззрения охватывает перспективы как Веданты, которая, согласно джайнизму, «признает субстанцию, но не процесс», так и буддизма, который «признает процесс, но не сущность». Джайнизм, с другой стороны, уделяет равное внимание как субстанции ( дравья ), так и процессу ( парьяя ). [52]
Эта философская синкретизация парадокса перемен посредством анеканты была признана современными учёными, такими как Арвинд Шарма , которые писали: [50]
Наше восприятие мира представляет собой глубокий парадокс, который мы можем игнорировать экзистенциально, но не философски. Этот парадокс — парадокс перемен. Что-то – А меняется и поэтому не может быть постоянным. С другой стороны, если А не является постоянным, что тогда изменится? В этом споре между «постоянством» и «изменениями» индуизм, кажется, более склонен ухватить первый рог дилеммы, а буддизм — второй. Именно джайнизм обладает философским мужеством бесстрашно и одновременно схватить оба рога, а также философским умением не дать себя забодать ни тем, ни другим.
Инклюзивист или эксклюзивист [ править ]
Некоторые индийские писатели заявляют, что Анекантавада - это инклюзивистская доктрина, утверждающая, что джайнизм принимает «неджайнские учения как частичные версии истины», форму сектантской терпимости. Другие ученые заявляют, что это неверно и представляет собой реконструкцию истории джайнов, поскольку джайнизм постоянно рассматривал себя в «эксклюзивистских терминах как единственный истинный путь». [53] Ученые-классики-джайны считали свои предпосылки и модели реальности превосходящими конкурирующие духовные традиции буддизма и индуизма, которые джайнизм считал неадекватными. Например, джайнский текст Уттарадхьяяна-сутра в разделе 23.63 называет конкурирующие индийские мысли «неортодоксальными и еретиками» и что они «выбрали неправильный путь, правильный путь - это тот, которому учат джины ». [53] Точно так же ранний джайнский ученый Харибхадра, который, вероятно, жил между VI и VIII веками, утверждает, что те, кто не следует учениям джайнизма, не могут быть «одобрены или приняты». [54]
Джон Коллер утверждает, что анекантавада - это «эпистемологическое уважение к взглядам других» на природу существования, независимо от того, является ли оно «по своей сути устойчивым или постоянно меняющимся», но «не релятивизм; это не означает признание того, что все аргументы и все взгляды равны». [55]
В наше время, по словам Пола Дандаса, доктрина Анекантавады интерпретируется некоторыми джайнами как намерение «продвигать всеобщую религиозную терпимость», а также учение о «плюрализме» и «доброжелательном отношении к другим [этическим, религиозным] позициям». Это проблематично и неправильное прочтение джайнских исторических текстов и учений Махавиры, утверждает Дандас. [56] Учение Махавиры о «многоточечности, множественности точек зрения» - это доктрина о природе Абсолютной Реальности и человеческого существования, которую иногда называют доктриной «неабсолютизма». [57] Однако это не доктрина о терпимости или одобрении таких действий, как принесение в жертву или убийство животных ради еды, насилие против неверующих или любых других живых существ как «возможно, правильных». [56] Например, пять обетов для джайнских монахов и монахинь представляют собой строгие требования, и здесь не существует «возможно, только одной точки зрения». [58] Точно так же, по словам Дандаса, с древних времен джайнизм сосуществовал с буддизмом и индуизмом, но джайнизм резко критиковал системы знаний и идеологии своих соперников, и наоборот. [59]
и развитие История
Принцип анекантавады является одной из основополагающих философских концепций джайнов . Развитие анекантавады также способствовало развитию диалектики сьядвады (обусловленных точек зрения) и наявады (частичных точек зрения).
По словам Карла Поттера, джайнская доктрина анекантавады возникла в среде, включавшей буддистов и индуистов в древней и средневековой Индии. [60] Разнообразные индуистские школы, такие как Ньяя-Вайшешика, Самкхья-Йога и Мимамса-Веданта, все принимали предпосылку Атмана о том, что «неизменная постоянная душа, самость существует и самоочевидна», в то время как различные школы раннего буддизма отрицали ее и заменяли ее. с Анаттой (без-я, без-души). Но ведущая школа буддизма Шуньявада распадается, которая утверждает, что не существует постоянной души или все есть Шунья (Пустота), с аргументом, что свидетель всего - это Шунья (Пустота). Кроме того, что касается теорий причинно-следственной связи, школы Веданты и буддисты-мадхьямики имели схожие идеи, в то время как буддисты ньяя-вайшешики и не-мадхьямики в целом соглашались с другой точкой зрения. Джайнизм, используя свою доктрину анекантавады , занимал центр этого богословского разделения на теорию души-самости ( дживы ) и причинно-следственной связи между различными школами буддийской и индуистской мысли. [44] [60]
Происхождение [ править ]
Истоки анекантавады прослеживаются в учении Махавиры, который эффективно использовал ее, чтобы показать относительность истины и реальности. Говорят, что придерживаясь релятивистской точки зрения, Махавира объяснил природу души как постоянную с точки зрения основной субстанции и временную с точки зрения ее модусов и модификаций. [61]
Ранняя история [ править ]
Ранние джайнские тексты были написаны не на ведическом или классическом санскрите, а на языке Ардхамагадхи Пракрит. [62] По словам Матилала, самая ранняя джайнская литература, представляющая развивающуюся форму существенной доктрины анекантавады, находится в санскритских текстах, после того как джайнские ученые переняли санскрит для обсуждения своих идей с буддистами и индуистами своей эпохи. [63] Эти тексты демонстрируют синтетическое развитие, существование и заимствование терминологии, идей и концепций из конкурирующих школ индийской мысли, но с новаторством и оригинальной мыслью, несогласной с их коллегами. [63]
Ранние каноны и учения Шветамбары не используют термины анекантавада и сьядвада , но содержат учения в элементарной форме, не придавая им должной структуры и не устанавливая их как отдельную доктрину. Шветамбары Текст , Сутракританга, содержит ссылки на Вибхагьяваду , которая, по мнению Германа Якоби , то же самое, что сьядвада и саптибханги . [64] Например, Якоби в своем переводе 1895 года интерпретировал вибхагьяваду как сьядваду , первая из которых упоминается в каноническом тексте шветамбара-джайнов Сутракританга . [65] Однако дигамбарские джайны оспаривают каноничность и даже аутентичность этого текста. [66]
Монах должен быть скромным, хотя и бесстрашным умом; он должен излагать сьядваду , он должен использовать два разрешенных вида речи, живя среди добродетельных людей, беспристрастных и мудрых.
- Сутракританга , 14:22, Текст Шветамбары, оспариваемый дигамбарами. [65]
Согласно Упадхьяе, «Бхагватисутра» (также называемая «Вьякхьяпраджняпти») упоминает три основных показания саптибхангинайи . [67] Это тоже текст шветамбара, который дигамбарские джайны считают недостоверным. [66]
Самые ранние всеобъемлющие учения доктрины анекантавады можно найти в Таттвартхасутре Умасвати, которую считают авторитетной все джайнские секты, включая Шветамбару и Дигамбару. [13] Век, в котором жил Умасвати, неизвестен, но современные ученые по-разному относят его к где-то между 2 и 5 веками. [68] [69] [70]
Ученый-дигамбара Кундакунда в своих мистических джайнских текстах изложил учение о сьядваде и саптибханги в Правачанасаре и Панкастикаясаре . [67] [13] Кундакунда также использовал наю для обсуждения сущности личности в Самайасаре . Согласно дигамбарской традиции, Кундакунда жил примерно в I веке нашей эры, но ученые раннего Нового времени отнесли его ко II или III веку нашей эры. [71] Напротив, самая ранняя доступная вторичная литература о Кундакунде появляется примерно в 10 веке, что позволило недавним исследованиям предположить, что он, возможно, жил в 8 веке или позже. Эта радикальная переоценка хронологии Кундакунды, если она точна, отнесла бы его всеобъемлющие теории к анекантаваде к концу 1-го тысячелетия нашей эры. [72]
Притча о слепых и слоне [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Medieval_Jain_temple_Anekantavada_doctrine_artwork.jpg/220px-Medieval_Jain_temple_Anekantavada_doctrine_artwork.jpg)
Джайнские тексты объясняют концепцию анекантвады, используя притчу о слепых и слоне , аналогично тому, как в буддийских и индуистских текстах говорится об ограничениях восприятия и важности полного контекста. У этой притчи есть несколько индийских вариаций, но в целом она выглядит следующим образом: [73] [74]
Группа слепых услышала, что в город привезли странное животное, называемое слоном, но никто из них не знал о его форме и форме. Из любопытства они сказали: «Мы должны осмотреть и узнать на ощупь то, на что мы способны». Итак, они искали его, и когда нашли, они начали его искать. В случае с первым человеком, чья рука коснулась ствола, он сказал: «Это существо похоже на толстую змею». Другому, чья рука дотянулась до уха, это показалось своего рода веером. Что касается другого человека, чья рука лежала на его ноге, то он сказал: «Слон — это столб, подобный стволу дерева». Слепой, положивший руку на бок, сказал: «Слон — это стена». Другой, пощупавший его хвост, описал его как веревку. Последний ощупал свой бивень и заявил, что слон твердый, гладкий и похож на копье.
эта притча называется максимой Андха-гаджа-ньяя . В джайнских текстах [75]
Две джайнские ссылки на эту притчу можно найти в «Таттвартхаслокаватике» Видьянанди (9 век) и дважды она появляется в «Сьядвадаманджари » Ачарьи Маллисены (13 век). [75] По мнению Маллисены, всякий раз, когда кто-либо придерживается частичного, безоговорочного взгляда на высшую реальность и отрицает возможность другого аспекта этой реальности, это является примером приведенной выше притчи и ошибочным взглядом. [75] Маллисена идет дальше во второй ссылке на приведенную выше притчу и утверждает, что вся реальность имеет бесконечные аспекты и атрибуты, все утверждения могут быть только относительно истинными. По мнению Маллисены и других джайнских ученых, это не означает, что скептицизм или сомнение — правильный путь к знанию, но что любое философское утверждение верно лишь условно, частично. Любые и все точки зрения, утверждает Маллисена, не допускающие исключений, являются ложными взглядами. [75]
В то время как одна и та же притча встречается в буддийских и индуистских текстах, чтобы подчеркнуть необходимость внимательно следить за частичными точками зрения на сложную реальность, джайнский текст применяет ее к изолированной теме и ко всем предметам. [76] [77] [78] Например, согласно Матилалу, принцип сьядвады гласит, что все следующие семь предикатов должны быть приняты как истинные для кастрюли: [79]
- с определенной точки зрения или в определенном смысле горшок существует
- с определенной точки зрения, горшка не существует
- с определенной точки зрения горшок существует и не существует
- с определенной точки зрения горшок невыразим
- с определенной точки зрения горшок одновременно существует и невыразим
- с определенной точки зрения горшок не существует и невыразим
- с определенной точки зрения горшок существует, не существует и тоже невыразим
Средневековые события
Ачарья Харибхадра (8 век н.э.) был одним из ведущих сторонников анекантавады . Он написал доксографию , сборник различных интеллектуальных взглядов. Это была попытка контекстуализировать джайнские мысли в широких рамках, а не поддерживать узкие партийные взгляды. Он взаимодействовал со многими возможными интеллектуальными ориентациями, доступными индийским мыслителям VIII века. [80]
Ачарья Амритачандра начинает свою знаменитую работу «Пурушатхасиддхиупайя», написанную в 10 веке н. э. , с сильной похвалы анекантаваде : «Я преклоняюсь перед принципом анеканта , источником и основой высших писаний, рассеивателем неправильных односторонних представлений, тем, что принимает во внимание все аспекты истины, примиряющие разнообразные и даже противоречивые черты всех объектов или сущностей». [81]
Ачарья Видьянанди (11 век н.э.) приводит аналогию с океаном, чтобы объяснить природу истины в «Таттвартхаслокавартикка» , 116: [82]
Яшовиджая Гани , джайнский монах 17-го века, вышел за рамки анекантавады , пропагандируя мадхайастху , что означает «стоять посередине» или «равноудаленность». Эта позиция позволяла ему хвалить качества других, даже несмотря на то, что люди не были джайнами и принадлежали к другим конфессиям. [83] После Ясовиджаяджи наступил период застоя, поскольку не было никакого нового вклада в развитие джайнской философии. [84]
Влияние [ править ]
Джайнская философская концепция Анекантавады внесла важный вклад в древнеиндийскую философию в области скептицизма и теории относительности. [85] Эпистемология анекантавады и сьядвады также оказала глубокое влияние на развитие древнеиндийской логики и философии.
Используя анекантаваду , джайнский ученый 17-го века Ясовиджая заявил, что это не анабхиграхика (безразборчивая привязанность ко всем взглядам как истинным), которая фактически является разновидностью ошибочно понятого релятивизма. [86] По верованиям джайнов, анекантавада выходит за рамки различных традиций буддизма и индуизма. [87]
Роль джайнов истории в
Анекантавада сыграла роль в истории джайнизма в Индии во время интеллектуальных дебатов шиваитов , вайшнавов , буддистов , мусульман и христиан в разное время. По мнению Джона Коллера, профессора азиатских исследований , анекантавада позволяла джайнским мыслителям сохранять обоснованность своего учения, в то же время уважительно критикуя взгляды своих оппонентов. [88] В других случаях это был инструмент, используемый джайнскими учеными для противостояния и споров с буддийскими учеными в древней Индии, или, в случае Харибхадры, для оправдания возмездия за убийство двух его племянников буддийскими монахами, предусматривающее смертную казнь для всех буддийских монахов в Индии. предполагаемый монастырь, согласно буддийской версии биографии Харибхадры. [89]
Есть исторические свидетельства того, что наряду с нетерпимостью к неджайнам, джайны в своей истории также были толерантными и щедрыми, как буддисты и индуисты. [90] Их тексты никогда не содержали теории священной войны. [90] Джайны и их храмы исторически добывали и сохраняли классические рукописи буддизма и индуизма, что является ярким показателем принятия и плюрализма. [90] Сочетание исторических фактов, утверждает Корт, предполагает, что джайнская история представляет собой сочетание терпимости и нетерпимости к неджайнским взглядам и что неуместно переписывать прошлое джайнизма как историю «доброжелательности и терпимости» по отношению к другим. [91]
Мохандас Карамчанд Ганди [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/Gandhi_Juhu_May1944.jpg/180px-Gandhi_Juhu_May1944.jpg)
Махатма Ганди упомянул Анекантаваду и Сьядваду в журнале «Молодая Индия» — 21 января 1926 года . По словам Джеффри Д. Лонга, исследователя индуизма и джайнизма, доктрина джайнской сьядвады помогла Ганди объяснить, как он примирил свою приверженность «реальности как личного, так и безличного аспектов Брахмана » и свой взгляд на «индуистский религиозный плюрализм». ": [93] [94]
Я адвайтист , но могу поддержать двайтизм (дуализм). Мир меняется каждое мгновение и поэтому нереален, у него нет постоянного существования. Но хотя оно постоянно меняется, в нем есть что-то, что сохраняется, и, следовательно, в этой степени оно реально. Поэтому я не возражаю против того, чтобы называть его реальным и нереальным и, таким образом, называться Анекантавади или Сьядвади . Но моя Сьядвада — это не Сьядвада учёных, она исключительно моя собственная. Я не могу вступать с ними в дискуссию. Мой опыт показывает, что я всегда правдив со своей точки зрения и часто ошибаюсь с точки зрения моих честных критиков. Я знаю, что мы оба правы с каждой точки зрения. И это знание избавляет меня от приписывания мотивов моим оппонентам или критикам. (...) Моя Анекантавада является результатом двойной доктрины сатьяграхи и ахимсы .
Против религиозной нетерпимости и современного терроризма [ править ]
Ссылаясь на теракты 11 сентября , Джон Коллер заявляет, что угроза жизни со стороны религиозного насилия в современном обществе в основном существует из-за ошибочной эпистемологии и метафизики, а также ошибочной этики. Неспособность уважать жизнь других людей и других форм жизни, утверждает Коллер, «коренится в догматических, но ошибочных утверждениях о знаниях, которые не признают другие законные точки зрения». Коллер утверждает, что анекантавада - это джайнская доктрина, согласно которой каждая сторона обязуется принимать истины множества точек зрения, диалога и переговоров. [95] [96] [97]
По мнению Сабины Шольц, применение Анекантавады в качестве религиозной основы «интеллектуальной ахимсы» представляет собой реинтерпретацию современной эпохи, приписываемую трудам А.Б. Дхрувы в 1933 году. Эта точка зрения утверждает, что Анекантавада является выражением «религиозной терпимости к другим людям». мнения и гармония». В 21 веке некоторые писатели представили его как интеллектуальное оружие против «нетерпимости, фундаментализма и терроризма». [10] Другие ученые, такие как Джон Э. Корт и Пол Дандас, заявляют, что, хотя джайнизм действительно учит ненасилию как высшей этической ценности, новая интерпретация Анекантавады как «религиозной терпимости к другим мнениям» является «неправильным прочтением исходной доктрины». В истории джайнов это была метафизическая доктрина и философский метод, призванный сформулировать особую аскетическую практику освобождения. История джайнов, напротив, показывает, что они постоянно резко критиковали и нетерпимо относились к буддийским и индуистским духовным теориям, верованиям и идеологиям. [98] [10] Джон Корт утверждает, что доктрина Анекантавады в джайнской литературе до 20 века не имела никакого отношения к религиозной терпимости или «интеллектуальной ахимсе». Интеллектуальная и социальная история джайнов по отношению к неджайнам, по мнению Корта, противоречила современным ревизионистским попыткам, особенно джайнов диаспоры, представить «джайнов, проявивших дух понимания и терпимости по отношению к неджайнам», или что джайны были редкий или уникальный пример религиозной терпимости в интеллектуальной истории Индии. [99] Согласно Падманабхе Джайни, утверждает Корт, неразборчивая непредвзятость и подход «принятия всех религиозных путей как одинаково правильных, хотя на самом деле это не так» являются ошибочной точкой зрения в джайнизме и не поддерживаются доктриной Анекантавады . [100]
По словам Пола Дандаса, в XII веке и после него преследования и насилие в отношении джайнов со стороны мусульманского государства заставили джайнских ученых пересмотреть свою теорию ахимсы (ненасилия). Например, Джинадатта Сури в XII веке писал во время повсеместного разрушения джайнских храмов и блокирования паломничества джайнов мусульманскими армиями, что «любой, занимающийся религиозной деятельностью, которого заставляли сражаться и убивать кого-то» в целях самообороны, будет не потерять ни одной заслуги. [101] Н. Л. Джайн, цитируя Ачарью Махапраджну, утверждает, что доктрина Анекантавады не является принципом, который можно применять ко всем ситуациям или областям. По его мнению, доктрина имеет свои пределы, и доктрина Анекантавады не означает интеллектуальную терпимость или принятие религиозного насилия, терроризма, захвата заложников, прокси-войн, таких как в Кашмире, и что «начинать конфликт так же греховно, как терпеть или не противиться этому». [102]
Переосмысление Анекантавады как доктрины религиозной толерантности является новым, популярным, но не необычным для современных джайнов. «Это модель переосмысления и переосмысления с целью ребрендинга и репозиционирования, которая встречается во многих религиях», — утверждает Шольц. [10]
неджайнскими доктринами Сравнение с
По словам Бхагчандры Джайна, одно из различий между буддийскими и джайнскими взглядами заключается в том, что «джайнизм признает, что все утверждения обладают некоторой относительной ( анекантика ) истиной», в то время как для буддизма это не так. [103]
В джайнизме, утверждает Джаятиллеке, «теоретически нельзя утверждать, что ни одно утверждение является категорически истинным или ложным, независимо от точки зрения, с которой оно было сделано, в буддизме такие категорические утверждения считались возможными в случае некоторых предложений». [104] В отличие от джайнизма, есть положения, которые категорически верны в буддизме, а есть другие, которые являются анекамсикой (неопределенными, неопределенными). Примерами категорически истинных и определенных учений являются Четыре Благородные Истины , а примерами последних в буддизме являются авьяката-тезисы . [104] Кроме того, в отличие от джайнизма, в буддизме нет доктрины наявады. [105]
По мнению Карла Поттера и других учёных, в индуизме были разработаны различные теории отношений, такие как саткарьявада , асаткарьявада , авиродхавада и другие. [60] [106] пересекается анекантавада По словам Джеймса Лохтефельда, — с двумя основными теориями, встречающимися в индуистской и буддийской мысли. Доктрина Анекантавады это саткарьявада в объяснении причин и асаткарьявада в объяснении качеств или свойств следствий. [60] [107] Различные школы индуистской философии далее разработали и усовершенствовали теорию праман и теорию отношений, чтобы установить правильные средства структурирования предложений, с их точки зрения. [108]
Критика [ править ]
Индологи , такие как профессор Джон Э. Корт, утверждают, что анекантавада - это доктрина, которая исторически использовалась джайнскими учеными не для принятия других точек зрения, а для настаивания на джайнской точке зрения. Джайнские монахи использовали анекантаваду и сьядваду как оружие в дебатах, чтобы заставить замолчать своих критиков и защитить джайнскую доктрину. [98] По словам Пола Дандаса , в руках джайнов этот метод анализа стал «угрожающим оружием философской полемики , с помощью которого доктрины индуизма и буддизма можно было свести к их идеологическим основам простого постоянства и непостоянства соответственно, и, таким образом, можно было показать быть однонаправленными и неадекватными в качестве общей интерпретации реальности, которой они якобы являются». [109] Однако джайнские ученые считали свою собственную теорию Анекантавады самоочевидной, неуязвимой для критики, не нуждающейся ни в ограничениях, ни в условиях. [109]
Доктрины анекантавады и сьядавады часто критикуются за отрицание какой-либо определенности или принятие бессвязных противоречивых доктрин. Другой аргумент против этого, выдвинутый буддистами и индуистами средневековья, применял этот принцип к самому себе: если нет ничего определенно истинного или ложного, является ли анекантавада истинным или ложным? [110] [111]
По мнению Карла Поттера, доктрина Анекантавады принимает норму индийской философии, согласно которой все знания контекстуальны, что объект и субъект взаимозависимы. Однако как теория отношений она не устраняет недостатков других прогрессивных философий, а просто «усугубляет преступление, просто дублируя и без того вызывающее беспокойство понятие отношения зависимости». [112]
Индуистская философия
Ньяя [ править ]
Школа ньяя критиковала джайнскую доктрину анекантавады , утверждает Карл Поттер, как «желающую говорить одно в одно время, другое в другое», игнорируя тем самым принцип непротиворечия. [112] Наияики утверждают, что нет смысла одновременно говорить: «джива и аджива не связаны» и «джива и аджива связаны». Джайны утверждают, что джива прикрепляется к кармическим частицам (аджива), что означает, что между адживой и дживой существует связь. Джайнская теория аскетического спасения учит очищению от кармических частиц и разрушению привязанности адживы к дживе, однако, по мнению ученых ньяя, джайнские ученые также отрицают, что аджива и джива связаны или, по крайней мере, взаимозависимы. джайнская теория анекантавады делает свою теорию кармы, аскетизма и спасения бессвязной. Согласно текстам ньяя, [112]
Вайшешика [ править ]
Ученый школы вайшешики потому и шиваизма Вьомашива раскритиковал доктрину Анекантавады, что, по его мнению, она делает бессмысленной всю нравственную жизнь и духовные поиски мокши . Любой духовно освобожденный человек должен рассматриваться в соответствии с доктриной Анекантавады как [а] одновременно освобожденный и не освобожденный с одной точки зрения, и [б] просто не освобожденный с другой точки зрения, поскольку все утверждения должны быть квалифицированы и условны в соответствии с доктриной Анекантавады. . Другими словами, утверждает Вьомашива, эта доктрина ведет к парадоксу и замкнутости. [113]
Веданта [ править ]
Анекантавада была проанализирована и раскритикована Ади Шанкарачарьей (~ 800 г. н.э.) в его бхасье на Брахмасутру (2:2:33–36): [114] Он заявил, что доктрина анекантавады в применении к философии страдает от двух проблем: виродха (противоречия) и самсая (сомнения), ни одну из которых она не может примирить с объективностью. [113]
Невозможно, чтобы противоречивые атрибуты, такие как бытие и небытие, одновременно принадлежали одной и той же вещи; точно так же, как наблюдение учит нас, что вещь не может быть одновременно горячей и холодной. Третья альтернатива, выраженная в словах — они либо таковы, либо не таковы, — приводит к познанию неопределенной природы, которая является источником истинного знания не более, чем сомнение. Таким образом, средства познания, объект познания, познающий субъект и акт познания становятся одинаково неопределенными. Как могут его последователи действовать в соответствии с доктриной, суть которой совершенно не определена? Результатом ваших усилий является совершенное знание, а не совершенное знание. Наблюдения показывают, что только тогда, когда известно, что какой-то курс действий имеет определенный результат, люди приступают к нему без колебаний. Следовательно, человек, провозглашающий доктрину совершенно неопределенного содержания, не заслуживает того, чтобы его слушали, так же, как пьяный или сумасшедший.
- Ади Шанкара, Брахмасутра , 2.2:33–36.
Критика Шанкарой анекантавады выходила за рамки аргументов о том, что это бессвязная эпистемология в онтологических вопросах. По мнению Шанкары, цель философии — выявить сомнения и устранить их посредством разума и понимания, а не запутаться еще больше. [112] Проблема с доктриной анекантавады в том, что она усугубляет и прославляет путаницу. Кроме того, утверждает Шанкара, джайны используют эту доктрину, чтобы «быть уверенными в том, что все неопределенно». [112]
Современные ученые, утверждает Петр Бальцерович, согласны с тем, что джайнская доктрина Анекантавады действительно отвергает некоторые версии «закона непротиворечия», но неверно утверждать, что она отвергает этот закон во всех случаях. [115]
Буддийская философия [ править ]
Буддийский ученый Шантаракшита и его ученик Камаласила раскритиковали анекантаваду , представив его аргументы о том, что это приводит к буддийской предпосылке «дживы (души) не существуют». То есть две важнейших доктрины джайнизма представляют собой взаимно противоречивые предпосылки. [112] [116] По словам Сантаракшиты, джайны заявляют, что «джива рассматривается коллективно, а многие рассматриваются распределительно», но если так рассуждает Сантаракшита, «джива не может измениться». Затем он продолжает показывать, что изменение дживы обязательно означает, что джива появляется и исчезает каждое мгновение, что эквивалентно «дживе не существует». [112] По мнению Карла Поттера, аргумент, выдвинутый Шантаракшитой, ошибочен, поскольку он допускает то, что в западной логике называется «ошибкой разделения». [112]
Буддийский логик Дхармакирти критиковал анекантаваду следующим образом: [117]
Когда дифференциация устранена, все вещи имеют двойственную природу. Тогда, если кого-то умоляют есть творог, то почему он не ест верблюда?" Намек очевиден: если творог существует по природе творога и не существует по природе верблюда, то есть оправдано употребление верблюда. , поскольку, поедая верблюда, он просто ест отрицание творога.
- Дхармакирти, Праманаварттиккарика
Самокритика учениях в джайнских
Джайнские логики средневековья Акаланка и Видьянанда , которые, вероятно, были современниками Ади Шанкары, признали многие проблемы с анекантавадой в своих текстах. Например, Акаланка в своей «Праманасамграхе» признает семь проблем, когда анекантавада применяется для разработки всеобъемлющей и последовательной философии: сомнение, противоречие, несоответствие основ ( вайядхи каранья ), совместная ошибка, бесконечный регресс, смешение и отсутствие. [113] Видьянанда признал шесть из них в списке Акаланки, добавив проблему вьятикары (скрещивания идей) и апратипатти (непонятности). Прабхачандра , который, вероятно, жил в 11 веке, и несколько других более поздних джайнских ученых приняли многие из этих выявленных проблем в применении анекантавады . [113]
См. также [ править ]
- Проблема универсалий
- Контекстуализм
- Степени истины
- Ложная дилемма
- Индийская логика
- Джайнская эпистемология
- Семизначная логика джайнов
- Логическая дизъюнкция
- Логическое равенство
- Логическое значение
- Множественность
- Многозначная логика
- Перспективизм Ницше .
- Плюрализм
- Принцип бивалентности
- Логика высказываний
- Релятивизм
- Корневище (философия)
- Ценностный плюрализм
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Палатка 2000 , стр. 325-326, 342.
- ^ Чаритрапрагья 2004 , стр. 80–84.
- ^ Джайни 1998 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Коллер, Джон (2004). «Почему Анекантавада важна?». В Таре Сетии (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 90–92. ISBN 81-208-2036-3 .
- ^ Матилал 1981 , стр. 2–3.
- ^ Матилал 1981 , стр. 1–2.
- ^ Палатка 2000 , стр. 324.
- ^ Уайли 2009 , с. 36.
- ^ Коллер, Джон (2004). «Почему Анекантавада важна?». В Таре Сетии (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 85–88. ISBN 81-208-2036-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сабина Шольц (2012). Джулия AB Хегевальд и Субрата К. Митра (ред.). Повторное использование - Искусство и политика интеграции и тревоги . Публикации SAGE. стр. 282–284. ISBN 978-81-321-0981-5 .
- ^ Корт 2000 , стр. 329–334.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чаритрапрагья 2004 , стр. 75–79.
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Дандас 2002 , стр. 229–231.
- ^ Граймс, Джон (1996) с. 34
- ^ Монье Монье-Вильямс (1899), "वाद", Санскритский словарь английского языка с этимологией, Oxford University Press, страницы 939-940
- ^ Филип К. Алмонд (1982). Мистический опыт и религиозная доктрина: исследование изучения мистицизма в мировых религиях . Вальтер де Грютер. п. 75. ИСБН 978-90-279-3160-3 .
- ^ Николас Ф. Гир (2000). Духовный титанизм: индийские, китайские и западные перспективы . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 80, 90–92. ISBN 978-0-7914-4528-0 .
- ^ Эндрю Р. Мерфи (2011). Блэквеллский спутник религии и насилия . Джон Уайли и сыновья. стр. 267–269. ISBN 978-1-4051-9131-9 .
- ^ Матилал 1981 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Уэбб, Марк Оуэн. «Джайнская философия» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Матилал 1990 , стр. 301–305.
- ^ Бальцерович 2015 , стр. 205–218.
- ^ Матилал 1998 , стр. 128–135.
- ^ Коллер 2000 , стр. 400–407.
- ^ Сангаве 2006 , с. 48-51.
- ^ Матилал 1981 , с. 2.
- ^ Матилал 1981 , стр. 2–3, 30–32, 52–54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Матилал 1981 , стр. 52–53.
- ^ Перейти обратно: а б Чаритрапрагья 2004 , стр. 81–83.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллер, Джон (2004). «Почему Анекантавада важна?». В Таре Сетии (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 93–95. ISBN 81-208-2036-3 .
- ^ Дандас 2002 , с. 230.
- ^ Перейти обратно: а б Граймс, Джон (1996) с. 312
- ^ Виджей К. Джайн, 2016 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Виджай К. Джайн, 2016 , с. 30.
- ^ Виджей К. Джайн, 2016 , с. 163.
- ^ Виджей К. Джайн, 2016 , с. 174.
- ^ Граймс, Джон (1996) с. 198, 202–03, 274, 301
- ^ Перейти обратно: а б с Длинный 2009 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 230–231.
- ^ Граймс, Джон (1996) с. 119, 198–03, 274, 301
- ^ Виджей К. Джайн, 2016 , с. 28.
- ^ Уолтер Бенеш (1997). Введение в сравнительную философию . Спрингер. стр. 133–134. ISBN 978-0-230-59738-9 .
- ^ Карл Х. Поттер (1991). Предпосылки индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 145–149 . ISBN 978-81-208-0779-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, WJ (1995). Безобидные души: кармическое рабство и религиозные изменения в раннем джайнизме с особым упором на Умасвати и Кундакунду . Серия исследований Лалы Сандер Лал Джайн. Том. 9. Мотилал Банарсидасс. стр. 232–253. ISBN 978-81-208-1309-0 .
- ^ Дандас 2002 , стр. 87–88.
- ^ Wiley 2004 , стр. 2–5.
- ^ Лонг 2013 , стр. 122–125.
- ^ Коллер, Джон (2004) с. 97
- ^ Хантингтон, Рональд. «Джайнизм и этика» . Архивировано из оригинала 19 августа 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г. ; Цитата: «Чтобы противостоять сторонникам этих диаметрально противоположных позиций [буддистов и индуистов], джайны разработали позицию, известную как сьядвада [seeud-VAH-duh], путь или путь «может быть, может быть или как-то». Сьядвада просто заявляет, что суждения, основанные на разных точках зрения, могут различаться, но ни одно из них не является полностью ошибочным [...] Ограниченное и неполное суждение называется найя [нух-йух], и все человеческое знание представляет собой компиляцию най, суждений, возникающих на основе. Таким образом, джайны смогли в равной степени принять индуистские взгляды на «бытие» и буддийские взгляды на «становление», но не приняли ни того, ни другого в том смысле, в котором их сторонники-партизаны желали или находили утешающим [...] джайнскую доктрину. Сьядвада не является абсолютистом и твердо выступает против всех догматизмов, включая любое утверждение, что джайнизм является правильным религиозным путем».
- ^ Перейти обратно: а б Шарма, Арвинд (2001) Предисловие xii
- ^ Сетия, Тара (2004) с. 97
- ^ Берч, Джордж (1964), стр. 68–93.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Дандас (2004). Тара Сетия (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 123–125. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Пол Дандас (2004). Тара Сетия (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 125–127. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Джон Коллер (2004). Тара Сетия (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 88–89. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 232–234.
- ^ Сетия 2004 , стр. 86-91.
- ^ Лонг 2009 , стр. 98–106.
- ^ Дандас 2002 , с. 233.
- ^ Jump up to: a b c d Karl H. Potter (1991). Presuppositions of India's Philosophies. Motilal Banarsidass. pp. 114–115. ISBN 978-81-208-0779-2.
- ^ Чаритрапрагья 2004 , с. 75
- ^ Дандас 2002 , стр. 60–62.
- ^ Перейти обратно: а б Матилал 1981 , стр. 1–3.
- ^ Якоби, Герман (1895) 14:21–22
- ^ Перейти обратно: а б Х. Якоби (1895). Гаина Сутры . Кларендон Пресс. стр. 327 со сносками.
- ^ Перейти обратно: а б «Джайнский канон | религиозные тексты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Упадхьяе, AN (2001), стр. 6136–37.
- ^ Уолтер Слейдж (2008). Шастрарамбха: Исследование преамбулы на санскрите Издательство Отто Харрасовица. п. 35 со сноской 23. ISBN 978-3-447-05645-8 .
- ^ Джайни 1998 , с. 81.
- ^ Дандас 2006 , стр. 395–396.
- ^ Петр Бальцерович (2003). Очерки джайнской философии и религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 280–282. ISBN 978-81-208-1977-1 .
- ^ Дандас 2002 , стр. 107–109.
- ^ Э. Брюс Гольдштейн (2010). Энциклопедия восприятия . Публикации SAGE. п. 492. ИСБН 978-1-4129-4081-8 .
- ^ Ч.Р. Снайдер; Кэрол Э. Форд (2013). Как справиться с негативными жизненными событиями: клинические и социальные психологические перспективы . Спрингер Наука. п. 12. ISBN 978-1-4757-9865-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Петр Бальцерович (2003). Очерки джайнской философии и религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 40–43 со сносками. ISBN 978-81-208-1977-1 .
- ^ Джон Д. Ирландия (2007). Удана и Итивуттака: две классики из Палийского канона . Буддийское издательское общество. стр. 9, 81–84. ISBN 978-955-24-0164-0 .
- ^ Пол Дж. Гриффитс (2007). Апология апологетики: исследование логики межрелигиозного диалога . Випф и Сток. стр. 46–47. ISBN 978-1-55635-731-2 .
- ^ Э. Брюс Гольдштейн (2010). Энциклопедия восприятия . Публикации SAGE. п. 492. ИСБН 978-1-4129-4081-8 .
- ^ Матилал 1981 , стр. 54–56.
- ^ Дандас, Пол (2002) с. 228
- ^ Джайн, JP (2006) Стих №. 2
- ^ TW Рис Дэвидс (1980), стр. 576
- ^ Дандас, Пол (2004) с. 134
- ^ Джайн, JC (2001) с. 1487
- ^ МакЭвилли, Томас (2002) с. 335
- ^ Дандас, Пол (2004), стр. 131–132.
- ^ Райт, Дж. К. (2000). «Рецензируемые работы: Джайнская теория множественных аспектов реальности и истины (Анекантавада) Нагина Дж. Шаха». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 63 (3). Лондон: Издательство Кембриджского университета: 435–37. дои : 10.1017/s0041977x00008594 . JSTOR 1559507 . S2CID 161116916 .
- ^ Джон Коллер (2004). Тара Сетия (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Мотилал Банарсидасс. п. 8. ISBN 978-81-208-2036-4 .
- ^ Корт 2000 , стр. 335–336, 338–339.
- ^ Перейти обратно: а б с Корт 2000 , стр. 336–337.
- ^ Корт 2000 , стр. 340–341.
- ^ Джей Ди Лонг (2008). Рита Шерма и Арвинд Шарма (ред.). Герменевтика и индуистская мысль: к слиянию горизонтов . Спрингер Наука. стр. 193–194. ISBN 978-1-4020-8192-7 .
- ^ Длинный 2013 , с. 169.
- ^ Хэй, Стивен Н. (1970). «Джайнское влияние на раннюю мысль Ганди». В Сибнараян Рэй (ред.). Ганди Индия и мир . Бомбей: Издательство Начикета. стр. 14–23.
- ^ Коллер, Джон (2004), стр. 85–98.
- ^ Страуд, Скотт Р. (3 июля 2014 г.). «Анекантавада и вовлеченный риторический плюрализм: объяснение взглядов джайнов на перспективизм, насилие и риторику». Достижения в истории риторики . 17 (2): 131–156. дои : 10.1080/15362426.2014.933721 . ISSN 1536-2426 . S2CID 145165187 .
- ^ Джеймс Уильям Джонс 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Корт 2000 , стр. 324–347.
- ^ Корт 2000 , стр. 329–331.
- ^ Корт 2000 , стр. 333–334.
- ^ Дандас 2002 , стр. 162–163.
- ^ Н. Л. Джайн (2008). Колетт Кайлат и Налини Бальбир (ред.). Джайноведение . Мотилал Банарсидасс. стр. 82–84. ISBN 978-81-208-3247-3 .
- ^ Бхагчандра Джайн; Рудименты анекантавады в ранней палийской литературе
- ^ Перейти обратно: а б Джаятиллеке; Ранняя буддийская теория познания. Издатель: Джордж Аллен и Анвин, 1963, стр. 279–280.
- ^ Джаятиллеке; Ранняя буддийская теория познания. Издатель: Джордж Аллен и Анвин, 1963, с. 280
- ^ Ричард Кинг (3 августа 1995 г.). Ранняя Адвайта Веданта и буддизм: махаянский контекст Гаудападия-Карики . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 194–203. ISBN 978-1-4384-0904-7 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 133, см. Причинные модели. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Юлиус Липнер (1986). Лицо истины: исследование смысла и метафизики в ведантической теологии Рамануджи . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 82–89, 133–136. ISBN 978-0-88706-038-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Дандас, Пол (2002) с. 231
- ^ Уэбб, Марк Оуэн. «Джайнская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Pandya, V. (2001) p. 5210
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Карл Х. Поттер (1991). Предпосылки индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 145–149 . ISBN 978-81-208-0779-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Матилал 1981 , стр. 57–58.
- ^ Накамура, Хадзиме (1992), стр. 169–70.
- ^ Петр Бальцерович (2003). Очерки джайнской философии и религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 42–43 со сносками 15 и 16. ISBN. 978-81-208-1977-1 . , Цитата: "В этом смысле правильно говорить, что джайны отвергают "закон непротиворечия".
- ^ Матилал 1981 , с. 57.
- ^ Пандия 2001 .
Библиография [ править ]
- Бальцерович, Петр (2015), Ранний аскетизм в Индии: адживикизм и джайнизм , Routledge, ISBN 978-1-317-53853-0
- Ачарья Сиддхасена Дивакара (2004). Бхадранкар Виджая Гани (ред.). Вардхамана Дватримсика . Джайпур: Академия Пракрита Бхарти.
- Дхрува, AB, изд. (1933). Сьядвадаманджари Маллисены с Анья-йога-вьяваччеда-дватримисикой Хемачандры . Бомбей: Серия санскрита и пракрита, №1. 83.
- Берч, Джордж Босворт (1964). «Семизначная логика в джайнской философии» . Международный философский ежеквартальный журнал . IV (1). Бронкс, Нью-Йорк: 68–93. дои : 10.5840/ipq19644140 . ISSN 0019-0365 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2011 года.
- Чаттерджи, Тара (2001). Знание и свобода в индийской философии . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 0-7391-0692-9 .
- Корт, Джон (2000). «Возвращение к интеллектуальной ахимсе: джайнская терпимость и нетерпимость к другим». Философия Востока и Запада . 50 (3). Издательство Гавайского университета: 324–47. JSTOR 1400177 .
- Дасгупта, С.Н. (1932). История индийской философии . Том. II. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дули Чандра Джайн, изд. (1997). Исследования джайнизма: Читатель 2 . Jain Study Circle Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-9626105-2-6 .
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк : Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Дандас, Пол (2006), Оливель, Патрик (редактор), Между империями: общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-977507-1
- Нагендра Кр. Сингх, изд. (2001). Энциклопедия джайнизма (под редакцией Нагендры Кр. Сингха) . Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN 81-261-0691-3 .
- Джайн, Джей Си (2001). «Развитие учения Анекантавады». В Нагендре Кр. Сингх (ред.). Энциклопедия джайнизма . Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN 81-261-0691-3 .
- Пандья, В. (2001), «Опровержение Джайна Даршана Шанкарачарьей», в Nagendra Kr. Сингх (редактор), Энциклопедия джайнизма , Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN 81-261-0691-3
- Упадхьяй, АН (2001). « Сьядвада в каноне Ардхамагадхи » В Нагендре Кр. Сингх (ред.). Энциклопедия джайнизма Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN 81-261-0691-3 .
- Ганди, Мохандас (1955). Джитендра Тхакорбхай Десаи, (комп.) Р.К. Прабху (ред.). Истина есть Бог: крупицы из сочинений Махатмы Ганди о Боге, Богореализации и Божественном пути . Ахмедабад: Издательство Навадживан.
- Граймс, Джон (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 0-7914-3068-5 .
- Хамфрис, Рождество (1969). Буддийский образ жизни . Лондон: Книги Анвина.
- Хирияна, М. (1993), Очерки индийской философии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1086-0
- Джайни, Падманаб С. (1998) [1979], Путь очищения джайнов , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1578-5
- Джонс, Джеймс Уильям (2008), Кровь, которая кричит из земли: Психология религиозного терроризма: Психология религиозного терроризма , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-804431-4
- Якоби, Герман (1884). Ф. Макс Мюллер (ред.). Ачаранга Сутра . Священные книги Востока т.22, Часть 1 . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-7007-1538-Х . Примечание. ISBN относится к переизданию UK:Routledge (2001). URL — это сканированная версия оригинального переиздания 1884 года.
- Якоби, Герман (1895). Ф. Макс Мюллер (ред.). Сутракританга . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-7007-1538-Х . Примечание. ISBN относится к переизданию UK:Routledge (2001). URL — это сканированная версия оригинального переиздания 1895 года.
- Джайн, Виджай К. (1 января 2016 г.), Аптамимамса Ачарьи Самантабхадры (Девагамастотра) , Vikalpa Printers, ISBN 9788190363983
- Джайн, JP (2006). Искусство и наука самореализации: Пурушатхасиддхиупайя Ачарьи Амритачандры (на санскрите и английском языке). Дели: Издательство Radiant.
- Коллер, Джон М. (2000). «Сьядвада как эпистемологический ключ к джайнской метафизике Срединного пути Анекантавады». Философия Востока и Запада . 50 (3). Гонолулу: 628–630. дои : 10.1353/pew.2000.0009 . ISSN 0031-8221 . JSTOR 1400182 . S2CID 170240551 .
- Лонг, Джеффри Д. (2009), Джайнизм: Введение , IB Tauris, ISBN 978-0-8577-3656-7
- Лонг, Джеффри Д. (2013), Джайнизм: Введение , IB Tauris, ISBN 978-0-8577-1392-6
- Матилал, Бимал Кришна (1990), Логика, язык и реальность: индийская философия и современные проблемы , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0717-4
- Матилал, Бимал Кришна (1998), Ганери, Джонардон; Тивари, Хираман (ред.), Характер логики в Индии , State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-3739-1
- Маджмудар, Ума (2005). Паломничество веры Ганди: от тьмы к свету . Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN 0-7914-6405-9 .
- Матилал, Б.К. (1981), Центральная философия джайнизма (Анекантавада) , LD Series 79, Ахмадабад
- МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования греческой и индийской философии . Allworth Communications, Inc. Нью-Йорк: ISBN 1-58115-203-5 .
- Накамура, Хаджим (1992). Сравнительная история идей . Дели: паб Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-1004-Х .
- Сетия, Тара (2004), Ахимса, Анеканта и джайнизм , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-2036-4
- Чаритрапрагья, Самани (2004). «Махавира, Анекантавада и современный мир». В Таре Сетии (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 75–89. ISBN 81-208-2036-3 .
- Джайн, Камла (2004). «Анекантавада в современной общественной жизни». В Таре Сетии (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Дели: Motilal Banarsidass Publ. стр. 113–122. ISBN 81-208-2036-3 .
- Валлели, Энн (2004). «Анеканта, Ахимса и вопрос плюрализма». В Таре Сетии (ред.). Ахимса, Анеканта и джайнизм . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 99–112. ISBN 81-208-2036-3 .
- Сангаве, Вилас Адинатх (2006) [1990], Аспекты джайнской религии (5-е изд.), Бхаратия Джнанпитх , ISBN 81-263-1273-4
- Шварц, Вм. Эндрю (2018), Метафизика парадокса: джайнизм, абсолютная относительность и религиозный плюрализм , Lexington Books, ISBN 9781498563925
- Шах, Натубхай (1998). Джайнизм: Мир завоевателей . Том I и II. Сассекс: Издательство Sussex Academy Press. ISBN 1-898723-30-3 .
- Шарма, Арвинд (2001). Джайнский взгляд на философию религии . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1760-5 .
- Зоннляйтнер, Майкл В. (1985). Гандианское ненасилие: уровни сатьяграхи . Индия: Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-205-5 .
- Т.В. Рис Дэвидс (1980). Священные книги Востока . Дели: Мотилал Банарасидасс. ISBN 81-208-0101-6 .
- Уэбб, Марк Оуэн. «Джайнская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Проверено 18 марта 2008 г.
- Уайли, Кристи Л. (2009), От А до Я джайнизма , том. 38, Пугало, ISBN 978-0-8108-6337-8
- Уайли, Кристи Л. (2004). Исторический словарь джайнизма . Пугало. ISBN 978-0-8108-6558-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Доктрина относительного плюрализма (анекантавада) , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Правин К. Шах об Анекантваде
- Индийско-джайнская диалектика Сьядвады в отношении вероятности, П. К. Махаланобис , Dialectica 8, 1954, 95–111.
- Система предикации Сьядвада Дж . Б. С. Холдейна , Sankhya 18, 195–200, 1957.
- Анекантвада. Архивировано 17 мая 2013 года в Wayback Machine .
- Проект плюрализма Гарвардского университета .