полемика
Часть серии о |
Риторика |
---|
Полемика ( / p ə ˈ l ɛ m ɪ k / ) — это спорная риторика, призванная поддержать конкретную позицию прямыми заявлениями и подорвать позицию противника. Практика такой аргументации называется полемикой , которая проявляется в рассуждениях на спорные темы. Человека, который пишет полемику или полемизирует, называют полемистом . [1] Слово происходит от древнегреческого πολεμικός ( полемикос ) «воинственный, враждебный», [1] [2] от полемос ( полемос ) 'война'. [3]
Полемика часто касается вопросов религии или политики. Полемический стиль письма был распространен в Древней Греции , как, например, в трудах историка Полибия . Полемика снова стала обычным явлением в средневековье и начале Нового времени. С тех пор среди известных полемистов были сатирик Джонатан Свифт , итальянский физик и математик Галилей , французский теолог Жан Кальвин , французский писатель, историк и философ эпохи Просвещения Вольтер , христианский анархист Лев Толстой , философы-социалисты Карл Маркс и Фридрих Энгельс , писатель Джордж Оруэлл , драматург. Джордж Бернард Шоу , революционер-коммунист Владимир Ленин , лингвист Ноам Хомский , социальные критики Кристофер Хитченс и Питер Хитченс , а также экзистенциальные философы Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше .
Полемическая журналистика была распространена в континентальной Европе, когда законы о клевете не были такими строгими, как сейчас. [4] Чтобы поддержать изучение противоречий 17-19 веков, британский исследовательский проект разместил в Интернете тысячи полемических брошюр того периода. [5] Дискуссии об атеизме , гуманизме и христианстве остаются открытыми для полемики и в 21 веке.
История
[ редактировать ]В Древней Греции письмо характеризовалось тем, что Джеффри Ллойд и Натан Сивин называли «резкой враждебностью» и «рационалистической агрессивностью», которые МакКлинтон охарактеризовал как полемику. [6] [7] Например, древний историк Полибий практиковал «весьма ожесточенную самодовольную полемику» против примерно двадцати философов, ораторов и историков. [8]
Полемические сочинения были распространены в средневековье и раннем Новом времени. [9] В средние века полемика имела религиозное измерение, как в еврейских текстах, написанных с целью защитить и отговорить еврейские общины от обращения в другие религии . [10] Средневековые христианские сочинения также часто были полемическими; например, в их разногласиях по поводу ислама [11] или в обширном корпусе, направленном на обращение евреев. [12] Мартина Лютера , 95 тезисов прибитые к двери церкви в Виттенберге , представляли собой полемику, развязанную против католической церкви. [6] [примечание 1] Робертом Карлиеллом Защита новой англиканской церкви в 1619 году и обличительная речь против Римско-католической церкви - слава Британии, или аллегорическая мечта с ее изложением: содержащая неверность язычников в религии ... - приняла форму 250-строчного стихотворение. [13]
Крупнейшие политические полемисты 18-го века включают Джонатана Свифта с такими брошюрами, как «Скромное предложение» , Александра Гамильтона с такими произведениями, как «Полное обоснование мер Конгресса» и «Опровергнутый фермер» , а также Эдмунда Бёрка с его нападками на герцога. из Бедфорда . [14]
В XIX веке Карла Маркса и Фридриха Энгельса 1848 года Манифест Коммунистической партии был чрезвычайно полемичным. [6] И Маркс, и Энгельс опубликовали дальнейшие полемические работы: работа Энгельса «Анти-Дюринг» служила полемикой против Евгения Дюринга Маркса , а «Критика Готской программы» — против Фердинанда Ласалля .
Владимир Ленин также публиковал полемику против политических оппонентов. «Пролетарская революция и ренегат Каутский» была особенно направлена против Карла Каутского , а другие работы, такие как «Государство и революция», атаковали таких фигур, как Эдуард Бернштейн .
В 20 веке « Джорджа Оруэлла представлял Скотный двор» собой полемику против тоталитаризма , в частности сталинизма в Советском Союзе . По мнению МакКлинтона, среди других выдающихся полемистов того же столетия можно назвать таких разнообразных фигур, как Герберт Маркузе , Ноам Хомский , Джон Пилджер и Майкл Мур . [6]
В 2007 году Брайан МакКлинтон заявил в журнале Humani , что антирелигиозные книги, такие как Ричарда Докинза, » «Бог как иллюзия являются частью полемической традиции. [6] В 2008 году философ-гуманист А.С. Грейлинг опубликовал книгу « Против всех богов: шесть полемик о религии и эссе о доброте» . [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ История о том, как Лютер прибил свои тезисы к двери церкви, подвергалась сомнению. См. ссылки в книге Мартина Лютера № «Начало Реформации »: «История о вывеске на двери… не имеет под собой никаких оснований».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "полемика" (св) . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс : Мерриам-Вебстер. 2005.
- ^ Словарь американского колледжа . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- ^ Генри Джордж Лидделл ; Роберт Скотт . «πόλεμος» . Греко-английский лексикон . на Персее.
- ^ полемика, или полемическая литература, или полемика (риторика) . britannica.com. Архивировано из оригинала 11 апреля 2008 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ «Коллекции редких книг: Коллекция Хэя Флеминга» . Библиотека Университета Сент-Эндрюс . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и МакКлинтон, Брайан (июль 2007 г.). «Защита полемики» (PDF) . Гумани (105): 12–13. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2016 года.
- ^ Ллойд, Джеффри; Сивин, Натан (2002). Путь и слово: наука и медицина в раннем Китае и Греции . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10160-7 .
- ^ Уолбанк, ФРВ (1962). «Полемика у Полибия». Журнал римских исследований . 52 (Части 1 и 2): 1–12. дои : 10.2307/297872 . JSTOR 297872 . S2CID 153936734 .
- ^ Суербаум, Альмут; Сауткомб, Джордж (2016). Полемика: язык как насилие в средневековом и раннем современном дискурсе . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-07929-3 .
- ^ Чазан, Роберт (2004). Формирование еврейской идентичности в средневековом западно-христианском мире . Издательство Кембриджского университета. п. 7.
- ^ Толан, Джон Виктор (2000). Средневековые христианские представления об исламе . Рутледж. п. 420.
- ^ Филипп Бобишон, «Литература полемики между иудаизмом и христианством: описание корпуса и методологические размышления (2-16 века») (греческие, латинские и еврейские тексты) , Revue d'Histoire ecclesiastique 107/1, 2012, стр. 5 – 48; Филипп Бобишон, «Является ли насилие неотъемлемой частью религиозной конфронтации? Случай иудео-христианского противоречия со второго по семнадцатый века» в С. Чандра (ред.), Насилие и ненасилие во времена. История, религия и культура , Routledge, 2018, стр. 33–52.
- ^ Сидни Ли, «Карлей, Роберт (эт. 1619)», ред. Ривли Гейр (Оксфорд, Великобритания: OUP, 2004). Проверено 27 мая 2017 года. Платно.
- ^ Полин, Том (26 марта 1995 г.). «Искусство критики: 12 полемик» . Независимый . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ Грейлинг, AC (2008). Против всех богов: шесть полемик о религии и эссе о доброте . Книги Оберона. ISBN 978-1-840-02728-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Галоп, Джейн (2004). Полемика: критическая или некритическая (1-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-97228-0 .
- Боярышник, Джереми (1987). Пропаганда, убеждение и полемика . Ходдер Арнольд. ISBN 0-7131-6497-2 .
- Ландер, Джесси М. (2006). Изобретая полемику: религия, печать и литературная культура в Англии раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83854-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с полемикой, в Wikiquote