Лисий

Лисий ( / ˈ l ɪ s i ə s / ; греч . Λυσίας ; ок. 445 – ок. 380 до н. э.) был логографом (речником) в Древней Греции . Он был одним из десяти аттических ораторов, включенных в «Александрийский канон», составленный Аристофаном Византийским и Аристархом Самофракийским в третьем веке до нашей эры.
Жизнь
[ редактировать ]Согласно Дионису Галикарнасскому и автору жизнеописания, приписываемого Плутарху , Лисий родился в 459 г. до н.э., что соответствует традиции, согласно которой Лисий достиг или умер в возрасте восьмидесяти лет. Эта дата, очевидно, была получена путем отсчета от основания Фурии (444 г. до н. э.), поскольку существовало предание, что Лисий отправился туда в возрасте пятнадцати лет. Современные критики, как правило, относят его рождение к более позднему периоду, ок. 445 г. до н. э., а путешествие в Фурии — около 430 г. до н. э. [1]
Цефал , его отец, был уроженцем Сиракуз и по приглашению Перикла поселился в Афинах. Первая сцена « Платона » Государства происходит в доме старшего сына Цефала, Полемарха , в Пирее . Тон картины позволяет сделать вывод, что сицилийская семья была хорошо известна Платону и что их дома часто были гостеприимны для таких собраний. Далее платоновский «Федр» открывается тем, что Федр приходит от разговора с Лисием в доме Эпикрата Афинского : он встречает Сократа , с которым будет читать и обсуждать услышанную им речь Лисия.
В Туриях, колонии, недавно основанной в Тарентийском заливе , мальчик, возможно, видел Геродота , уже мужчину среднего возраста, и между ними, возможно, зародилась дружба. Там же, как говорят, Лисий начал свое обучение риторике — несомненно, под руководством учителя сицилийской школы, возможно, как гласит традиция, под руководством Тисия , ученика Коракса , с именем которого связана первая попытка сформулировать риторику как искусство. Афинское вторжение на Сицилию в 415–413 годах до н. э. во время Пелопоннесской войны в конечном итоге создало трудности для семьи Лисия, особенно когда кампания закончилась сокрушительным поражением Афин. Продолжающиеся попытки связать Лисия со знаменитыми именами той эпохи иллюстрируются древним приписыванием Лисию риторического упражнения, якобы являющегося речью, в которой пленный афинский полководец Никий обратился с просьбой о пощаде к сицилийцам. Ужасный удар по Афинам усилил энергию антиафинской фракции в Фуриях. Лисий и его старший брат Полемарх, а также еще триста человек были обвинены в аттизме. Они были изгнаны из Фурии и поселились в Афинах (412 г. до н. э.).
Лисий и Полемарх были богатыми людьми, унаследовавшими имущество от своего отца Цефала; и Лисий утверждает, что, хотя они были всего лишь резидентами-иностранцами, они оказывали общественные услуги с щедростью, которая пристыдила многих из тех, кто пользовался этим правом ( «Против Эратосфена» , xii.20). Тот факт, что они владели домашним имуществом, показывает, что они относились к изотелеям ( ἰσοτελεῖς ), т. е. иностранцам, которые платили только тот же налог, что и граждане, освобождаясь от специального налога (μετοίκιον) на постоянно проживающих иностранцев . Полемарх занимал один дом в самих Афинах, Лисий — другой в Пирее, недалеко от которого находилась их фабрика по производству щитов, на которой работало сто двадцать квалифицированных рабов .
В 404 г. до н.э. Тридцать тиранов обосновались в Афинах под защитой спартанского гарнизона. Одной из первых их мер было нападение на местных иностранцев, которые были представлены как недовольные новым правительством. Лисий и Полемарх значились в списке десяти первых жертв. Полемарха арестовали и заставили выпить болиголов . Лисию удалось спастись благодаря крупной взятке. Он выскользнул через черный ход из дома, в котором находился в плену, и на лодке отправился в Мегару . Похоже, что он оказывал ценные услуги изгнанникам во время правления тиранов, и в 403 году Фрасибул предложил признать эти услуги предоставлением гражданства. Буль , однако , еще не была воссоздана, и, следовательно, эта мера не могла быть введена в экклесию необходимой предварительной резолюцией (προβούλευμα). На этом основании ему удалось успешно противостоять.
В последние годы своей жизни Лисий — теперь, вероятно, сравнительно бедный человек из-за жадности тиранов и его собственной щедрости по отношению к афинским изгнанникам — появляется как трудолюбивый представитель новой профессии — логографа , автора речей для быть доставлены в суды . Сохранившиеся тридцать четыре — это лишь малая часть. С 403 по 380 г. до н.э. его промышленность, должно быть, не прекращалась. Сведения о его личной жизни в эти годы скудны. В 403 году он выступил обвинителем Эратосфена , одного из Тридцати тиранов. Это был его единственный прямой контакт с афинской политикой. История о том, что он написал защиту Сократа , которую последний отказался использовать, вероятно, возникла из-за путаницы. Через несколько лет после смерти Сократа софист Поликрат составил против него декламацию, на которую Лисий ответил. [2]
Более достоверная традиция представляет Лисия как говорящего на своем Олимпиаке на олимпийском фестивале 388 г. до н. э. [3] куда Дионисий I Сиракузский отправил великолепное посольство. Шатры, вышитые золотом, были расставлены внутри священной ограды , и богатство Дионисия наглядно было видно по количеству колесниц, в которые он вошел. Лисий возвысил свой голос, чтобы объявить Дионисия злейшим врагом Эллады после Артаксеркса и внушить собравшимся грекам, что одной из их главных обязанностей было избавить Сицилию от ненавистного гнета. Самое позднее произведение Лисия, которое можно датировать (фрагмент речи к Ференику ), относится к 381 или 380 году до н.э. Вероятно, он умер примерно в 380 году до нашей эры или вскоре после этого.
Стиль
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
![]() |
Лисий проявляет литературный такт, юмор и внимание к персонажам в своих дошедших до нас речах и известен тем, что использовал свое умение скрывать свое искусство. Очевидно, было желательно, чтобы речь, написанная клиентом, соответствовала его возрасту, положению и обстоятельствам. Лисий был первым, кто сделал эту переработку по-настоящему художественной. Его язык устроен так, чтобы легко течь, в отличие от стремления его предшественника Антифона к величественному акценту, для его ученика (и близкого последователя во многих отношениях) Исея более заметное проявление артистизма и более строго логичная манера аргументации. [4] а затем и к мощному ораторскому искусству Демосфена .
В переводе на язык античной критики он стал образцом простого стиля ( ἰσχνὸς χαρακτήρ, ἰσχνὴ/λιτὴ/ἀφελὴς λέξις : genus tenue или subtile ). Греческие, а затем и римские критики различали три стиля риторической композиции: большой (или сложный), простой и средний, причем простой наиболее близок к языку повседневной жизни. Греческая риторика началась в большом стиле; тогда Лисий установил изысканный узор равнины; и Демосфена можно считать человеком, приведшим почти идеальный компромисс.
Словарный запас Лисия относительно прост и позже будет рассматриваться как образец чистой дикции для аттикистов . Большинство риторических фигур используются умеренно, за исключением тех, которые заключаются в параллелизме или противопоставлении предложений. Вкус того времени, еще не освободившийся от влияния сицилийской риторики, вероятно, требовал широкого использования антитез . Лисий отличается яркими описаниями; он также умеет легкими прикосновениями обозначить характер говорящего. Структура его предложений сильно варьируется в зависимости от достоинства субъекта. Он в равной степени владеет периодическим стилем (κατεστραμμένη λέξις) и непериодическим или непрерывным стилем (εἰρομένη, διαλελυμένη). Его отношение к предмету всегда просто. Речь обычно имеет четыре части: введение (προοίμιον), изложение фактов (διήγησις), доказательства (πίστεις), которые могут быть как внешними, как от свидетелей, так и внутренними, вытекающими из рассуждений о фактах, и, наконец, заключение ( ἐπίλογος).
Именно во вступлении и в повествовании Лисий проявляется лучше всего. В его величайшей из дошедших до нас речи — « Против Эратосфена» , а также во фрагментарном «Олимпиаке» — есть пафос и огонь; но это не были характерные черты его творчества. По De суждению Цицерона ( Orat. iii. 7, 28) Демосфен особенно отличался силой ( vis ), Эсхин — резонансом ( sonitus ); Гиперид по остроте ( проницательности ); Исократ по сладости ( suavitas ); отличие, которое он приписывает Лисию, — это subtilitas , аттическая утонченность, которая, как он говорит в другом месте ( Brutus , 16, 64), часто сочетается с поразительной энергией ( lacerti ). Лисий служил не только ораторскому искусству; его работы оказали важное влияние на всю последующую греческую прозу, показав, как совершенную элегантность можно соединить с простотой. Здесь, в его художественном использовании знакомой идиомы, его справедливо можно было бы назвать Еврипидом аттической прозы . Его стиль вызвал интерес у современных читателей, поскольку в нем описаны сцены из повседневной жизни Афин.
Работает
[ редактировать ]Таблица сохранившихся выступлений
[ редактировать ]От Лисия мы имеем тридцать четыре речи. Три фрагментарных дошли до нас под именем Лисия; еще сто двадцать семь, ныне утерянных, известны по более мелким фрагментам или названиям. В эпоху Августа его имя носили четыреста двадцать пять произведений, из которых критики признали подлинными более двухсот.
В таблице ниже показано название выступления (в порядке, указанном в переводе Лэмба), предполагаемая дата выступления, основной риторический стиль, основная мысль выступления и комментарии. Судебная экспертиза является синонимом судебной и обозначает речи, произнесенные в судах. Эпидейктика носит церемониальный характер и предполагает восхваление или, реже, критику субъекта. Совещательные – речи, произносимые в законодательных органах. Примечания (например, A1, B3 и т. д.) относятся к списку квалификаций под таблицей.
Речь | Предлагаемая дата | Основной риторический режим | Основная мысль речи | Комментарий |
---|---|---|---|---|
1. Об убийстве Эратосфена | неопределенный | судебно-медицинская экспертиза по публичным делам [А6]; в частных случаях [B4] | Евфилет пытается доказать, что совершенное им убийство не было преднамеренным. | |
2. Надгробная речь | в. 392 г. до н.э.? | эпидейктический | Похвала павшим солдатам, якобы сказанная во время Коринфской войны . | Авторство не установлено (стиль и подход сильно отличаются от других речей Лисия). |
3. Против Саймона | 393 г. до н.э. или позже | судебно-медицинская экспертиза по публичным делам [А6]; в частных случаях [B4] | ||
4. О ране, нанесенной преднамеренно | неопределенный | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A6] | Подсудимый обвиняется в нанесении телесных повреждений своему другу с целью убийства. | |
5. Для Каллия | неопределенный | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A7] | Друг защищает Каллия от обвинений в нечестии. | Сохранилось фрагментарно. |
6. Против Андокида | 400/399 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A7] | конечно, фальшивый, но, возможно, современный; начало потеряно | |
7. Защита по делу оливкового пня | 396 г. до н.э. или позже | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A7] | ||
8. Обвинение в клевете | неопределенный | судебно-медицинская экспертиза по частным делам [B3] | ложный | |
9. Для солдата | в. 395-387 гг. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A3] | ||
10. Против Феомнеста 1 | в. 384–383 до н.э. | Судебная экспертиза по частным делам [B1] | ||
11. Против Феомнеста 2 | в. 384–383 до н.э. | Судебная экспертиза по частным делам [B1] | воплощение (аннотация) Лиса. 10 | |
12. Против Эратосфена | 403 г. до н.э. или вскоре после этого | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A6] | Возможно, брошюра, предназначенная для распространения (чтения). | |
13. Против Агората | в. 399 г. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A6] | ||
14. Против Алкивиада 1 | 395 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A5] | ||
15. Против Алкивиада 2 | 395 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A5] | ||
16. В защиту Мантифея | в. 392–389 гг. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A4] | перед Советом (Буль) | |
17. О собственности Эратона | в. 397 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза по частным делам [B3] | ||
18. О собственности брата Никия: Перорация | в. 396 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A2] | ||
19. О собственности Аристофана. | в. 388-387 гг. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A3] | ||
20. Для Полистрата | в. 410 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A1] | Полистрата преследуют за действия, направленные против демократии. Сын Полистрата защищает его. | |
21. Защита от обвинения в получении взятки | 403/2 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A1] | Подсудимый просит суд не осуждать его за коррупцию. | |
22. Против торговцев кукурузой | 386 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A1] | Член Совета (Boule) преследует ряд розничных торговцев зерном по обвинению в установлении цен. | |
23. Против Панклеона | неопределенный (400/399?) | судебно-медицинская экспертиза по частным делам [B4] | ||
24. Об отказе в пенсии | вскоре после 403 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A4] | Лисий, предположительно инвалид, защищается от обвинений в отсутствии права на пенсию перед Советом (Буле). | |
25. Защита от обвинения в подрыве демократии | в. 401-399 гг. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A4] | Мужчина защищается от обвинения в государственной измене; его обвиняют в том, что он является сторонником Тридцати тиранов . | |
26. О проверке Эвандроса | 382 г. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A4] | ||
27. Против Эпикрата и его товарищей-посланников. | ок. 390 г. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A1] | ||
28. Против Эргокла | 388 г. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A1] | ||
29. Против Филократа | 388 г. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A3] | ||
30. Против Никомаха | 399 г. до н. э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A1] | ||
31. Против Филона | в. 403–398 гг. до н.э. | судебно-медицинская экспертиза, в публичных делах [A4] | Филон был избран в совет по жребию. Спикер возражает против своего избрания. | |
32. Против Диогейтона | 399/8 г. до н. э.? | судебно-медицинская экспертиза по частным делам [B2] | Опекуна обвиняют в присвоении денег, принадлежащих его подопечным. | |
33. Олимпийская речь | 388 г. до н. э. | эпидейктический | ||
34. Против подрыва Конституции предков | 403 г. до н.э. | совещательный | Лисий выступает против предложения о том, чтобы гражданство Афин предоставлялось только землевладельцам. |
ПРИМЕЧАНИЯ «А»: СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, КАСАЮЩАЯСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ
- непосредственно против государства Относящиеся к преступлениям ? такие как измена, злоупотребление служебным положением, растрата государственных денег.
- Дела, связанные с неконституционной процедурой
- Дела, касающиеся *Требования об удержании денег у государства ( ἀπογραφαί ).
- Дела, связанные с проверкой (δοκιμασία); особенно проверка Сенатом назначенных должностных лиц
- связанные с военными преступлениями Дела,
- или намерением совершить убийство связанные с убийством Дела,
- Дела, связанные с нечестием ( γραφαὶ ἀσεβείας )
ПРИМЕЧАНИЯ «Б»: СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ОТНОСЯЩАЯСЯ К ЧАСТНЫМ ДЕЛАМ.
- по обвинению в клевете Действия
- Уорда против Стража Действия
- Судебное разбирательство по иску о собственности
- Ответ на особое заявление ( до истечения срока исковой давности )
Разнообразный
[ редактировать ]Его сподвижникам: жалоба на клевету, viii. (конечно, ложь).
Речь, приписываемая Лисию в платоновском «Федре» 230e–234. Эту речь обычно считали произведением самого Платона; но достоверность этого заключения будет подвергнута сомнению теми, кто заметит:
- тщательно продуманные приготовления, сделанные в диалоге, для декламации эротики , которая должна быть вербально точной,
- близость критики, высказанной по этому поводу. [ нужна ссылка ]
Если бы сатирик просто анализировал свое собственное сочинение, такая критика не имела бы особого смысла. Лисий — самый ранний писатель, который, как известно, сочинял эротические произведения ; именно как представитель риторики и ложного эроса он является объектом нападок в «Федре» . Стилистические различия между этой речью и остальной частью « Федра» также позволяют предположить, что речь была подлинной. [5]
Фрагменты
[ редактировать ]Триста пятьдесят пять из них собраны Германом Сауппе , Oratores Attici , ii. 170–216. Двести пятьдесят две из них представляют собой сто двадцать семь речей известного названия; и из шести фрагменты сравнительно большие. Из них фрагментарная речь «Для Ференика» относится к 381 или 380 г. до н.э. и, таким образом, является последней известной работой Лисия. По литературному и историческому интересу первое место среди дошедших до нас речей Лисия принадлежит речь « Против Эратосфена» (403 г. до н.э.), одного из Тридцати тиранов , которого Лисий обвиняет в убийце своего брата Полемарха. Речь представляет собой красноречивую и яркую картину правления террора, которое Тридцать установили в Афинах; заключительное обращение к обеим партиям среди граждан имеет особую силу.
Следующей по важности является речь против Агората (388 г. до н. э.), одного из наших главных авторитетов по внутренней истории Афин в течение месяцев, последовавших сразу за поражением при Эгоспотами . «Олимпиак» (388 г. до н. э.) — блестящий фрагмент, выражающий дух праздника в Олимпии и призывающий греков объединиться против общих врагов. «Призыв к конституции» (403 г. до н. э.) интересен тем, как в нем утверждается, что благополучие Афин, лишенных теперь империи, связано с поддержанием демократических принципов. Речь «За Мантифея» (392 г. до н.э.) представляет собой изящный и оживленный портрет молодого афинского гиппея , энергично защищающего свою честь от обвинений в нелояльности. «Защита инвалидов » — это юмористический портрет персонажа. Речь «Против Панклеона» иллюстрирует интимные отношения между Афинами и Платеями , а также дает нам некоторые живописные взгляды на афинскую городскую жизнь. Защита лица, обвиняемого в уничтожении мона , или священная олива, переносит нас в сельскую жизнь Аттики. А речь «Против Феомнеста» заслуживает внимания своим любопытным свидетельством того, как изменился обычный словарный запас Афин между 600 и 400 годами до нашей эры.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дебра Нэйлс, Люди Платона (Hackett, 2002), с. 190, и С. К. Тодд, «Лисий», в Оксфордском классическом словаре, 3-е изд. (1996).
- ^ Джон Аддингтон Саймондс, Проблема греческой этики, XII, стр. 64
- ^ «Сэр Ричард К. Джебб, Избранное из аттических ораторов, Лисий, Ὀλυμπιακός» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ См. Дионисий Галикарнасский, Исей 61 и Джебб, Аттические ораторы (1893), том. 2, стр. 290 и далее.
- ^ Брандвуд, Л., Хронология диалогов Платона ( издательство Кембриджского университета , 1990), стр. 240–246.
Ссылки
[ редактировать ]Издания
- Альд ( Editio Princeps , Венеция, 1513 г.)
- с нотами вариорума Дж. Дж. Рейске (1772 г.)
- Иммануил Беккер (1823)
- У.С. Добсон (1828) в колонках на чердаке
- Иоганн Георг Байтер и Герман Сауппе , Аттические ораторы , т. 1, Цюрих, 1839 г., стр. 59 и далее.
- К. Диск (1852)
- Т. Тальгейм (1901, Тойбнера серия , с библиографией) – PDF
- К. Г. Кобет (4-е изд., Дж. Дж. Хартман, 1905 г.)
- Карл Худ , Oxford Classical Texts , 1912 г.
- WRM Lamb, Классическая библиотека Леба , 1930 г.
- Умберто Альбини, греческий текст и итальянский перевод, Флоренция: Sansoni, 1955.
- Луи Жерне и Марсель Бизос , Коллекция Буде , 2 тома, 1959–1962 гг.
- Энрико Медда, греческий текст и итальянский перевод, 2 тома, Милан: BUR, 1992–1995.
- Кристофер Кэри, Oxford Classical Texts, 2007 г.
Издания избранных выступлений
- Дж. Х. Бреми (1845)
- Р. Раухштейн (1848 г., в редакции К. Фура, 1880–1881 гг.)
- Х. Фробергер (1866–1871)
- Х. ван Херверден (1863)
- Андреас Вайднер (1888)
- Эвелин Ширли Шакбург (1882) - PDF
- Ф. Дж. Снелл , Эпитафиос , Clarendon Press, (1887)
- А. Вестерманн и В. Биндер (1887–1890)
- ГП Бристоль (1892)
- М. Х. Морган (1895) – PDF
- WH Подожди (1898) - PDF
- Компакт-диск Адамс (1905) - PDF
- Существует специальный словарь Лисия, написанный Д.Х. Холмсом (Бонн, 1895, онлайн ). См. также » Джебба « Аттические ораторы (1893, т. 1 , т. 2 ) и «Выборы из аттических ораторов» (2-е изд.; 1-е изд. онлайн ).
- Первый том полного комментария к речам — SC Todd, A Commentary on Lysias, Speeches 1–11 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007. стр. ix, 783. ISBN 978-0-19-814909-5 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Лисий ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 182–184. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейтман, Джон Дж. 1958. «Лисий и закон». Труды Американской филологической ассоциации 89: 276–285.
- Довер, Кеннет Дж., изд. 1968. Лисий и Corpus Lysiacum. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. Нажимать.
- Фигейра, Т. 1986. «Ситополаи и Ситофилаки в книге Лисия «Против торговцев зерном»: государственное вмешательство в афинскую экономику». Феникс 40:149–171.
- Гагарин, Михаил. 2001. «Женские голоса в аттическом ораторском искусстве». В книге «Заставь молчание говорить». Женские голоса в греческой литературе и обществе. Под редакцией Л. МакКлюра и А. Лардинуа, 161–176. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать.
- Гриффит-Уильямс, Бренда. 2013. Насилие в суде: закон и риторика в афинских и английских делах о нападениях. Греция и Рим 60.1: 89–100.
- Латейнер, Дональд. 1981. «Анализ речей политической защиты Лисия». Rivista storica dell'Anticità 11:147–160.
- Лёнинг, Томас К. 1981. «Автобиографические речи Лисия и биографическая традиция». Гермес 109:280–294.
- Ридберг-Кокс, Джефф. 2005. «Разговор о насилии: сгруппированные причастия в речах Лисия». Литературная и лингвистическая информатика 20.2: 219–235.
- Шир, Джулия Л. 2013. «Их воспоминания никогда не состарятся: политика памяти в афинских похоронных речах». Classical Quarterly 63.2: 511–536.
- Вулперт, Эндрю. 2002. «18 Лисий и афинская память о гражданской войне». Труды Американской филологической ассоциации 132.1–2: 109–126.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Лисием, на Викискладе?
Работы Лисия или о нем в Wikisource
- Речи Лисия - ссылки на онлайн-переводы
- Жизнь Лисия - приписывают Плутарху
- Работы Лисия в Project Gutenberg
- Работы Лисия или о нем в Internet Archive