Прогимнасматы
Часть серии о |
Риторика |
---|
![]() |
Прогимнасматы ( греч. προγυμνάσματα «предварительные упражнения»; лат. praeexercitamina ) — серия предварительных риторических упражнений, начавшаяся в Древней Греции и продолжавшаяся во времена Римской империи . Эти упражнения выполнялись студентами риторического факультета , которые начали обучение в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет. Целью этих упражнений была подготовка учащихся к написанию декламаций после завершения обучения у грамматиков .Сохранилось только четыре справочника прогимнасм, приписываемых Элию Теону , Гермогену Тарсийскому , Афтонию Антиохийскому и Николаю Софисту . [1]
История
[ редактировать ]Композиция не была основным предметом, преподаваемым в школах до пятого века до нашей эры. Фактически, термин «прогимнасмата» впервые появился в главе 28 « Риторики Александра» , скорее всего, написанной Анаксименом Лампсакским в конце четвертого века. Эта работа сохранилась рядом с работами Аристотеля , однако он никогда не упоминает об использовании предварительных упражнений. Но Аристотель затрагивает риторические формы, которые стали аспектом природы прогимнасм. Использование предварительных риторических упражнений кратко обсуждается в некоторых греческих и римских диалогах, но все руководства того времени сегодня утеряны.Известно только четыре сохранившихся справочника прогимнасм. Самым ранним из них является произведение Теона, написанное где-то в первом веке нашей эры. Во введении Теон обращается скорее к учителям, чем к ученикам, и критикует учеников, которые пропускают эти предварительные упражнения.Второй справочник приписывается одному из самых влиятельных риторов второго века Гемогену из Тарса. Но к его работе нет предисловия, а упражнения кратки; поэтому многие сомневаются в его подлинности. [2] Но третий справочник приписывается Афтонию Антиохийскому, ученику великого софиста Либания во второй половине четвертого века. Это наиболее широко используемое и цитируемое руководство, ставшее стандартом практики прогимнасм. Его трактаты были объединены с риторическими трактатами Гермогена по теории и стилю стазиса, чтобы создать «Гермогенный корпус».Последнее руководство приписывается Николаю Мирликийскому, который преподавал риторику в Константинополе в конце пятого века.
Прогимнасматы Афтония
[ редактировать ]Хотя упражнения, представленные в каждом известном справочнике, очень похожи, между ними есть несколько незначительных различий. Но поскольку работа Афтония является наиболее широко признанной и практикуемой, эти вариации часто не признаются. Всем студентам было предложено записать каждое задание, запомнить его, а затем произнести речь перед классом. Прогимнасмы преподавались по порядку, сложность которых увеличивалась по мере продвижения курса. Курсы были организованы так, чтобы начинаться с рассказывания историй и заканчиваться аргументацией. Особое внимание уделялось литературе как дополнению к курсу, уделяя пристальное внимание моделям риторики и литературы. Прогимнасматы Афтония были впервые переведены на латынь в пятнадцатом веке Рудольфом Агриколой .
Басня (миф)
[ редактировать ]Басни Эзопа были популярны в то время, когда риторика стала обычной темой изучения. Существует три формы басни : рациональная форма (где персонажами являются мужчины и женщины), этическая форма (где главными героями являются животные) и третья форма, в которой участвуют оба. Что общего у всех троих, так это то, что у каждого из них есть мораль , изложенная до начала истории или после ее завершения. В справочнике Афтония первым упражнением было создание басни, соответствующей трем формам.
Повествование (diegeme)
[ редактировать ]Это элементарное задание заключалось в том, чтобы просто написать повествование (не путать с басней). Предполагается, что это обучение является результатом теории категорий Аристотеля и знакомит студентов с четырьмя ценностями повествования: ясностью, остротой, убедительностью и чистотой языка. Содержание повествовательного упражнения в прогимнасмах либо политическое, историческое, либо художественное. Подобно тому, как диегезис указывает повествовательный сюжет фильма, так называемое повествование речи или речи выдвигает содержание вперед.
Анекдот ( хрея )
[ редактировать ]Студентам было предложено вспомнить действие или высказывание известного человека и подробно остановиться на нем. Им предстояло раскрыть значения этих действий или цитат, обрамив их заголовками: похвала, перефраз, причина, пример значения, сравнение и противопоставление, свидетельства и эпилог; анекдот – это то, что часто используется в Библии.
максим (гном)
[ редактировать ]Максимы или пословицы были впервые описаны Аристотелем и в книге Афтония разделены на протрептические, апотрептические, повествовательные, простые и сложные. Студентам было дано моральное обобщение о писателе и предложено сочинить что-то похожее на анекдот о писателе.
Опровержение (анаскеуэ)
[ редактировать ]Это упражнение требовало от ученика логически рассуждать против чего-либо, взятого из мифов, повествований или басен. Аргумент студента заключался в том, что что-то было либо невозможно, нелогично, неподходяще или нецелесообразно.
Подтверждение (kataskeuē)
[ редактировать ]Упражнение на подтверждение является противоположностью опровержения. Студенту предлагалось аргументировать что-то, почерпнутое из легенд и литературы.
Обычное дело (койнос топос)
[ редактировать ]Работа над банальностью включала борьбу с пороками, предвидя критику стереотипов, а не отдельных личностей. Студенты делают это, используя противоречия, сравнения и максимы, атакующие мотивацию описываемой демографической группы.
Энкомиум (энкомион)
[ редактировать ]Студенты использовали панегирик , чтобы восхвалять людей, вещи, времена, места, животных и растения. Каждая похвала могла порождаться рубриками воспитание, поступки, умения, а иногда имела форму сравнения с другим человеком, эпилога или молитвы.
Инвектива (псогос)
[ редактировать ]Инвектива противостоит банальности. Он нападает на конкретного, названного человека, обычно политического или культурного деятеля.
Сравнение (синкризис)
[ редактировать ]Упражнение сравнения действует как двойное восхваление или сочетание восхваления одного человека или предмета и оскорбления в адрес другого.
Персонификация (этопоя)
[ редактировать ]Студенты использовали персонификацию или этопоэю, формируя речь, приписываемую призраку известного человека или воображаемого или мифологического персонажа из прошлого, настоящего или будущего. Целью этого упражнения было попросить учащихся выполнить его ясно, кратко и витиевато.
Описание (экфрасис)
[ редактировать ]Когда студентов просили использовать экфрасис для описания человека, места, вещи или времени, они должны были дать полное описание. Включалась подробная информация о человеке с головы до ног, действии от начала до конца и т. д. Такая форма встречается во многих классических и исторических сочинениях.
Аргумент
[ редактировать ]Поскольку это упражнение представляет собой введение в аргументацию в философских школах, использование тезиса не выполнялось до тех пор, пока не были выполнены все предыдущие упражнения. Студенты должны были придумать аргументацию своего собственного тезиса; на эти вопросы часто было трудно ответить.
Введение в право (nomou eisphora)
[ редактировать ]Афтоний называет это заключительное упражнение скорее гимнастмой, чем прогимнасмой. Это упражнение осуществляется в форме пропаганды предлагаемого закона или противодействия ему. Сначала излагается аргумент, затем следует контраргумент, а затем обсуждаются заголовки.
Прогимнасматы для школ
[ редактировать ]За последние несколько лет были приложены значительные усилия, чтобы выяснить, можно ли адаптировать Progymnasmata для использования в начальной, средней и старшей школе.
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кеннеди, Джордж А. Прогимнасмата: греческие учебники по композиции прозы и риторике . Лейден, Нидерланды: Общество библейской литературы, 2003.
- Селби, Джеймс «Вертикальная интеграция прогимнасмат Афтония» [1]
- Селби, Джеймс «Прогимнасматы Афтония как средство подготовки инновационных коммуникаторов» [2]
- Селби, Джеймс «Этап характеристики прогимнасм Афтония в свете «О стиле» Гермогена: исследование границы между современными и древними классами» [3]
- Селби, Джеймс «Аполлон, Дионисий и Христос, почему теория языка имеет значение» [4]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прогимнасматы на Rhetoric.byu.edu.