Когнитивная риторика
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2020 г. ) |
Часть серии о |
Риторика |
---|
![]() |
Когнитивная риторика относится к подходу к риторике , композиции и педагогике , а также к методу изучения языка и литературы , основанному на когнитивной науке или способствующему ей .
История
[ редактировать ]После когнитивной революции когнитивные лингвисты, ученые-компьютерщики и когнитивные психологи заимствовали термины из риторической и литературной критики . В частности, метафора является фундаментальной концепцией во всей когнитивной науке, особенно для когнитивных лингвистических моделей, в которых создание смысла зависит от производства и понимания метафоры.
Ученые-компьютерщики и философы разума используют в литературных исследованиях такие термины, как «сценарии», «истории», « поток сознания », «множественные черновики» и « машина Джойса ». Когнитивные психологи исследовали литературные и риторические темы, такие как « реакция читателя » и « дейксис » в повествовательной художественной литературе, а также передача стихов в устных традициях.
Состав
[ редактировать ]Риторика — это термин, часто используемый в отношении изучения композиции и педагогики, традиции, восходящей к Древней Греции . Появление риторики как обучаемого ремесла ( техне ) связывает риторику и педагогику композиции, особенно в традиции софизма . Аристотель собрал софистские руководства по риторике и подверг их критике в Synagoge Techne (четвертый век до н.э.).
В Древнем Риме греческая риторическая традиция была поглощена и стала жизненно важной для образования, поскольку риторика ценилась в высокополитическом обществе с развитой системой права, где хорошая речь имела решающее значение для завоевания благосклонности, союзов и юридических решений.
Когнитивные риторы, специализирующиеся на композиции (например, Линда Флауэр и Джон Хейс), опираются на парадигму, методы и термины когнитивной науки, чтобы построить педагогику композиции, где письмо является примером повседневных процессов решения проблем. Коллеги из Карнеги-Меллон , Флауэр и Хейс провели исследования по решению проблем в письменной форме, используя протоколы мышления вслух, в которых испытуемые разговаривают по мере решения проблемы, показывая, что происходит у них в голове во время письма. [1]
Джанет Эмиг исследовала элементы процесса письма и взаимосвязь между процессом и продуктом. [2] Основываясь на когнитивных теориях транзакционного и эмпирического обучения Джона Дьюи и Жана Пиаже , вклад Эмиг в когнитивную риторику заключается в ее различении речевых актов и письменных актов. Поскольку говорение и письмо — это разные способы выполнения лингвистических функций, Эмиг утверждает, что процесс говорения и процесс письма приводят к разным средствам выражения. Одна из проблем, на которую указывает Эмиг, заключается в том, что письмо может быть своего рода ловушкой, поскольку писатель становится участником события посредством своего письма. Другая проблема, которую поднимает Эмиг, связана с тем, как структура письма может влиять на то, как событие представляется писателем. Эта структура становится конфликтом, утверждает Эмиг, потому что письмо должно диктоваться опытом писателя, а не формой. [3]
Патрисия Биззелл сопоставляет письмо и мышление, чтобы проиллюстрировать проблемы между формой и условностями. Биззелл выделяет две теоретические позиции: (1) теоретики, ориентированные внутрь, подходят к обучению письму, сосредотачиваясь на стиле и условностях, и (2) теоретики, ориентированные вовне, считают, что эти языковые функции являются врожденными. Теория внутреннего направления предполагает, что учащиеся используют то, что они знают, и применяют это к ситуации письма (процессу мышления). Теория, направленная вовне, утверждает, что формам невозможно научить, потому что то, как писатели выбирают язык, может различаться в зависимости от риторической ситуации письменной задачи или цели (социального процесса). По мнению Биззелла, студенты участвуют в различных дискурсивных сообществах, а писатели ограничены способностью писателя определять правила, существующие в этом конкретном дискурсе. Биззелл призывает к более гибкому процессу, который учитывает, на каком этапе процесса находится автор, и утверждает, что автор должен использовать то, что он знает, для применения к задаче; затем вернитесь и выясните, чего они не знают, — адаптируя свою задачу к ситуации. [4]
Джеймс А. Берлин утверждал, что, сосредотачиваясь на профессиональном составе и коммуникациях и игнорируя идеологию, социально-когнитивная риторика, которая отображает структуры разума на структуры языка и межличностного мира, может использоваться в качестве инструмента для обучения работников корпоративной деятельности. капитализм . Берлин противопоставляет социально-когнитивную риторику , социально-эпистемической риторике что делает идеологию основным вопросом композиционной педагогики.
Язык и литературоведение
[ редактировать ]Когнитивная риторика предлагает новый способ взглянуть на свойства литературы с точки зрения когнитивной науки. Он носит междисциплинарный характер и ориентирован на данные и методы, которые создают фальсифицируемые теории. Риторика также предлагает множество стилистических приемов, которые наблюдаются с точки зрения их воздействия на аудиторию, предоставляя богатый указатель выдающихся примеров, доступных исследователям в области когнитивной нейропсихологии и когнитивной науки.
Для Марка Тёрнера (выдающегося деятеля когнитивной риторики) нарративное воображение является фундаментальным инструментом повседневного мышления. Индивиды организуют свой опыт в постоянный повествовательный поток, начиная с небольших пространственных историй. Смысл по своей сути параболичен (как и притча): две или более формы событий или концептуальные пространства сходятся (смешиваются) в параболическом процессе, генерируя концепции с уникальными свойствами, которых нет ни в одном из входных данных. Этот процесс является повседневным: ожидание того, что объект, к которому вы направляетесь, вступит с вами в контакт, — это притча, посредством которой вы проецируете пространственную точку зрения. Такой поток повествования представляет собой высокоадаптивный процесс, имеющий решающее значение для планирования, оценки, объяснения, а также для вспоминания прошлого и представления будущего. Таким образом, литературные процессы имеют адаптивное значение до появления языковых способностей (модульных или непрерывных).
Связанная работа
[ редактировать ]- Визуализация мозга
- Восприятие
- Риторические фигуры
- Риторическая стилистика
Ключевые термины
[ редактировать ]- Связывание
- Когнитивная нестабильность
- Концептуальное смешение
- Концептуальная метафора
- Проекция
Известные исследователи
[ редактировать ]Когнитивная риторика[ редактировать ] | Социально-когнитивная риторика[ редактировать ] | Социально-эпистемическая риторика[ редактировать ] | Когнитивная поэтика[ редактировать ] |
См. также
[ редактировать ]- Когнитивный историзм
- Когнитивная лингвистика
- Когнитивная нейропсихология
- Когнитивная филология
- Когнитивная поэтика
- Когнитивная наука
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флауэр, Линда; Хейс, Джон Р. (1981). «Теория когнитивного процесса письма» . Состав колледжа и коммуникации . 32 (4): 365–387. дои : 10.2307/356600 . ISSN 0010-096X . JSTOR 356600 .
- ^ Энос, Тереза, изд. (2010). Энциклопедия риторики и композиции . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 108–109. ISBN 978-0-415-87524-0 .
- ^ Эмиг, Джанет (май 1977 г.). «Письмо как способ обучения» . Состав колледжа и коммуникации . 28 (2): 122–128. дои : 10.2307/356095 . ISSN 0010-096X . JSTOR 356095 .
- ^ Биззелл, Патрисия. «Познание, условность и уверенность: что нам нужно знать о письме». Пре/Текст 3 (осень 1982 г.): 213–43.
Библиография
[ редактировать ]Когнитивная риторика
[ редактировать ]- Фанесток, Жанна. «Риторика в эпоху когнитивной науки». Жизнеспособность риторики . Графф, Ричард. ред. Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2005.
- Гиббс, Рэймонд. Поэтика разума: образное мышление, язык и понимание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993.
- Джексон, Тони. «Вопросы и проблемы сочетания когнитивной науки, эволюционной психологии и литературоведения». Поэтика сегодня , 23.1 (2002) 161–179.
- Джексон, Тони. «Под вопросом междисциплинарность: когнитивная наука, эволюционная психология и литературная критика». Поэтика сегодня , 21: 319–47.
- Джонсон, Марк. Тело в разуме: телесная основа смысла, воображения и разума . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1987.
- Лакофф, Джордж и Марк Тернер. Более чем крутой разум: практическое руководство по поэтической метафоре . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1989.
- Лакофф, Джордж. «Современная теория метафоры». В «Метафоре и мысли» , 2-е изд. Эд. Эндрю Ортони. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993.
- Лакофф, Джордж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории говорят о разуме . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1987.
- Окли, Тодд. «От внимания к значению: исследования семиотики, лингвистики и риторики». Серия «Европейская семиотика», том 8. Lang Verlag, 2009.
- Пэрриш, Алекс К. Адаптивная риторика: эволюция, культура и искусство убеждения . Нью-Йорк: Рутледж, 2013.
- Пинкер, Стивен. Слова и правила: ингредиенты языка . Нью-Йорк: Основные книги, 1999.
- Ричардсон, Алан. «Литература и когнитивная революция: Введение». Поэтика сегодня , 23.1 (2002) 1–8.
- Шен, Йешаягу. «Когнитивные аспекты метафоры». Поэтика сегодня , 13.4: 567–74.
- Томасчелло, Майкл. «Язык – это не инстинкт». Когнитивное развитие , 10 (1995): 131–56.
- Тернер, Марк. Смерть — мать красоты: разум, метафора и критика . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1987.
- Тернер, Марк. Чтение мыслей: изучение английского языка в эпоху когнитивной науки . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1991.
Когнитивная риторика, композиция и педагогика
[ редактировать ]- Берлин, Джеймс. «Риторика и идеология на уроке письма». Колледж английского языка , 50,5 сентября 1988 г.: 477–494.
- Брунер, Джером С. Процесс образования . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1960.
- Брунер, Джером С., Р.Р.Оливер и П.М. Гринфилд и др. Исследования когнитивного роста . Нью-Йорк: Джон Уайли, 1967.
- Кристенсен, Фрэнсис. Заметки к новой риторике: шесть эссе для учителей . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1967.
- Флауэр, Линда и Джон Р. Хейс. «Теория когнитивного процесса письма». Состав колледжа и коммуникации , 32 (1981): 365–87.
- Цветок, Линда. Стратегии решения проблем при написании . 2-е изд. Сан-Диего: Харкорт, 1985.
- Цветок, Линда. Создание согласованного значения: социально-когнитивная теория письма . Карбондейл и Эдвардсвилл: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1994.
- Хейс, Джон Р. и Линда Флауэр. «Когнитивные процессы в пересмотре». Розенберг (редактор), «Достижения прикладной психолингвистики» . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1987.
- Шор, Ира. Критическое обучение и повседневная жизнь . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1987.
- Цур, Реувен. «Место неконцептуальной информации в университетском образовании с особым акцентом на преподавание литературы». Прагматика и познание , 17 (2009): 309–330.
- Цур, Реувен. К теории когнитивной поэтики . Амстердам: Северная Голландия. 1992.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Когнитивная риторика
[ редактировать ]- Марка Тернера Домашняя страница
- Реувена Цура Домашняя страница
- Тима Роэра . «Аннотированная библиография по метафоре и когнитивной науке»
Когнитивная риторика, композиция и педагогика
[ редактировать ]- Линды Флауэр Домашняя страница