Приличия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |
Декорум (от латинского «правильный, правильный») — принцип классической риторики , поэзии и театральной теории, касающийся соответствия или несоответствия стиля театральному сюжету. Концепция приличия также применяется к установленным границам соответствующего социального поведения в определенных ситуациях.
В риторике и поэзии
[ редактировать ]В классической риторике и поэтической теории декорум обозначает соответствие стиля предмету. И Аристотель (например, в его «Поэтике» ), и Гораций (в его «Ars Poetica ») обсуждали важность соответствующего стиля в эпосе , трагедии , комедии и т. д. Гораций говорит, например: «Комический предмет не поддается лечению в трагический стиль, и точно так же банкет Фиеста не может быть надлежащим образом описан в жанрах повседневной жизни или в тонах, приближающихся к тону комедии. Пусть каждый из этих стилей будет придерживаться той роли, которая ему отведена». [1]
Часть серии о |
Риторика |
---|
Эллинистические и латинские риторы делили стиль на большой стиль , средний стиль и низкий (или простой) стиль. Определенные типы лексики и дикции считались подходящими для каждого стилистического регистра. Обсуждение этого разделения стилей было изложено в псевдоцицероновской « Риторике ад Херенниум» . По образцу « трехчастной литературной карьеры Вергилия ( Буколика» , «Георгика» , «Энеида» ) теоретики античности, средневековья и Возрождения часто связывали каждый стиль с определенным жанром : эпическим (высокий стиль), дидактическим (средний стиль) и пасторальным (простой стиль). стиль). В средние века эту концепцию называли «колесом Вергилия».
Стилистические пуристы считали смешение стилей в произведении неуместным, и для эпоса требовалось последовательное использование высокого стиля. [2] Однако стилистическое разнообразие было отличительной чертой классического эпоса (о чем свидетельствует включение комических и/или эротических сцен в эпос Вергилия или Гомера).Поэзия, возможно, больше, чем любая другая литературная форма, обычно выражала слова или фразы, не используемые в обычном разговоре, характеризуемые как поэтическая дикция .
С приходом христианства концепции приличия стали переплетаться с понятиями священного и светского иначе, чем в предыдущих классических религиях. Хотя в средние века к религиозным сюжетам часто относились с широким юмором в «низкой» манере, особенно в средневековой драме , церкви тщательно следили за этим отношением к более постоянным формам искусства, настаивая на последовательном «высоком стиле». К эпохе Возрождения смесь возрожденной классической мифологии и христианских сюжетов также считалась подпадающей под категорию декораума, как и тенденция смешивания религиозных сюжетов в искусстве с живой жанровой живописью или модными портретами. Католический собор Трента специально запретил , среди прочего, «непристойное» в религиозном искусстве.
Концепции приличия, которые все чаще воспринимались как сдерживающие и отупляющие, подверглись агрессивной атаке и деконструкции со стороны писателей модернистского движения , в результате чего ожидания читателей больше не основывались на приличии, и, как следствие, нарушения приличия, лежащие в основе остроумия насмешки. Героизм , литературный бурлеск и даже чувство банальности притупились у читателя двадцатого века.
В театре
[ редактировать ]В континентальных европейских дебатах о театре эпохи Возрождения и пост-Ренессанса приличия касаются уместности определенных действий или событий на сцене. В их подражании классическим моделям и теоретическим работам Аристотеля и Горация (включая идею « Трех Единств ») некоторые темы считались лучше оставить для повествования. В «Ars Poetica » Горация поэт (помимо разговоров о подходящем словарном запасе и дикции, как обсуждалось выше) советовал драматургам уважать приличия, избегая изображения на сцене сцен, которые шокировали бы публику своей жестокостью или невероятностью: « Но вы не вынесете на сцену ничего из того, что должно было бы происходить за кулисами, и упустите из виду многие эпизоды, которые будут описаны далее красноречивым языком рассказчика. Медея не должна убивать своих детей. в присутствии зрителей, ни чудовищный Атрей не готовит свое блюдо из человеческого мяса на виду у публики, ни Прокна превратится в птицу, а Кадм — в змею. Я с отвращением отвернусь от всего подобного, что вы мне покажете». [3]
В Италии эпохи Возрождения важные дебаты о приличиях в театре были вызваны Спероне Сперони пьесой « Канаце» (изображающей инцест между братом и сестрой) и Джованни Баттисты Джиральди пьесой «Орбекке » (с участием отцеубийства и жестоких сцен мести). [4] Во Франции семнадцатого века понятие приличия ( les bienséances ) было ключевым компонентом французского классицизма как в театре, так и в романе, а также в изобразительном искусстве.
Социальный приличия
[ редактировать ]Социальное приличие устанавливает соответствующее социальное поведение и приличия и, таким образом, связано с понятиями вежливости , порядочности , этикета , изящества , манер , уважения и приличия .
Заповеди социального приличия, как мы их понимаем, как сохранение внешней приличия, были сознательно установлены лордом Честерфилдом , который искал перевод les moeurs : «Манер — это слишком мало, нравственности — слишком много». [5] Слово «декорум» сохранилось в сильно сокращенной форме Честерфилда как элемент этикета: предписанные пределы соответствующего социального поведения в определенной ситуации. Использование этого слова в этом смысле относится к шестнадцатому веку. [6] предписывающее границы, установленные в драме и литературе, использованные Роджером Ашамом »: «Мои хозяева , в «Шоулмастере» (1570) и отраженные в Мальволио тираде в «Двенадцатой ночи вы сошли с ума или что вы? У вас нет ни ума, ни манер, ни честное слово, а болтать, как ремесленники, в это время ночи?.. Неужели нет в вас уважения ни к людям, ни к месту, ни к времени?» [7]
Место приличия в зале суда и того типа аргумента, который находится в пределах границ, остается актуальным: [8] Приличия в споре были частой темой во время суда над О. Дж. Симпсоном .
Во время конференций «Модель Организации Объединенных Наций» почетному председателю, возможно, придется объявить: «Декорум, делегаты!» если делегаты не соблюдают парламентскую процедуру, продиктованную правилами. Это часто случается, если делегат говорит вне очереди или если делегация мешает.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гораций (1965). «Об искусстве поэзии». Аристотель/Гораций/Лонгин: классическая литературная критика . Перевод Дорша, TS Лондон: Penguin Books. п. 82. ИСБН 0-14-044155-7 . (соответствует строкам 81–106 в латинской версии)
- ^ Бойл, Энтони Джеймс (1993). Римский эпос . Рутледж. п. 6. ISBN 0-415-14357-8 .
- ^ Гораций (1965). «Об искусстве поэзии». Аристотель/Гораций/Лонгин: классическая литературная критика . Перевод Дорша, TS Лондон: Penguin Books. п. 85. ИСБН 0-14-044155-7 . (соответствует строкам 164–193 в латинской версии)
- ^ См. Рейсс, Тимоти. «Театр эпохи Возрождения и теория трагедии». Кембриджская история литературной критики . Том. III: Возрождение. стр. 229–247. ISBN 0-521-30008-8 .
- ^ Лорд Честерфилд (1777 г.) [12 августа 1756 г.]. «Разные произведения: XLIII. Мир». Разные произведения покойного Филипа Дормера Стэнхоупа, графа Честерфилда . Том. 2 (Второе изд.). п. 299.
- ^ приличия Использование Цицероном при обсуждении добродетели в De officiis не отличает ее от честности , согласно мнению Уотсон, Мелвин Р. (март 1947 г.). «Лорд Честерфилд и «Декорум» ». Заметки о современном языке . 62 (3): 197–198. дои : 10.2307/2910039 . JSTOR 2910039 .
- ^ Кранидас, Томас (осень 1964 г.). «Мальволио о декоруме». Шекспир Ежеквартально . 15 (4): 450–451. дои : 10.2307/2868124 . JSTOR 2868124 .
- ^ «Приличия адвоката в споре: уместность апелляций к жалким или сентиментальным». Обзор законодательства штата Мичиган . 2 (1): 49. Июнь 1903 г. doi : 10.2307/1272437 . JSTOR 1272437 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Язык в литературе» . Основы изучения английского языка . Архивировано из оригинала 24 августа 2006 г.