Jump to content

Приличия

Чтение стихов Горация, одного из первых сторонников приличия. Картина Федора Бронникова.

Декорум (от латинского «правильный, правильный») — принцип классической риторики , поэзии и театральной теории, касающийся соответствия или несоответствия стиля театральному сюжету. Концепция приличия также применяется к установленным границам соответствующего социального поведения в определенных ситуациях.

В риторике и поэзии

[ редактировать ]

В классической риторике и поэтической теории декорум обозначает соответствие стиля предмету. И Аристотель (например, в его «Поэтике» ), и Гораций (в его «Ars Poetica ») обсуждали важность соответствующего стиля в эпосе , трагедии , комедии и т. д. Гораций говорит, например: «Комический предмет не поддается лечению в трагический стиль, и точно так же банкет Фиеста не может быть надлежащим образом описан в жанрах повседневной жизни или в тонах, приближающихся к тону комедии. Пусть каждый из этих стилей будет придерживаться той роли, которая ему отведена». [1]

Эллинистические и латинские риторы делили стиль на большой стиль , средний стиль и низкий (или простой) стиль. Определенные типы лексики и дикции считались подходящими для каждого стилистического регистра. Обсуждение этого разделения стилей было изложено в псевдоцицероновской « Риторике ад Херенниум» . По образцу « трехчастной литературной карьеры Вергилия ( Буколика» , «Георгика» , «Энеида» ) теоретики античности, средневековья и Возрождения часто связывали каждый стиль с определенным жанром : эпическим (высокий стиль), дидактическим (средний стиль) и пасторальным (простой стиль). стиль). В средние века эту концепцию называли «колесом Вергилия».

Стилистические пуристы считали смешение стилей в произведении неуместным, и для эпоса требовалось последовательное использование высокого стиля. [2] Однако стилистическое разнообразие было отличительной чертой классического эпоса (о чем свидетельствует включение комических и/или эротических сцен в эпос Вергилия или Гомера).Поэзия, возможно, больше, чем любая другая литературная форма, обычно выражала слова или фразы, не используемые в обычном разговоре, характеризуемые как поэтическая дикция .

С приходом христианства концепции приличия стали переплетаться с понятиями священного и светского иначе, чем в предыдущих классических религиях. Хотя в средние века к религиозным сюжетам часто относились с широким юмором в «низкой» манере, особенно в средневековой драме , церкви тщательно следили за этим отношением к более постоянным формам искусства, настаивая на последовательном «высоком стиле». К эпохе Возрождения смесь возрожденной классической мифологии и христианских сюжетов также считалась подпадающей под категорию декораума, как и тенденция смешивания религиозных сюжетов в искусстве с живой жанровой живописью или модными портретами. Католический собор Трента специально запретил , среди прочего, «непристойное» в религиозном искусстве.

Концепции приличия, которые все чаще воспринимались как сдерживающие и отупляющие, подверглись агрессивной атаке и деконструкции со стороны писателей модернистского движения , в результате чего ожидания читателей больше не основывались на приличии, и, как следствие, нарушения приличия, лежащие в основе остроумия насмешки. Героизм , литературный бурлеск и даже чувство банальности притупились у читателя двадцатого века.

В театре

[ редактировать ]

В континентальных европейских дебатах о театре эпохи Возрождения и пост-Ренессанса приличия касаются уместности определенных действий или событий на сцене. В их подражании классическим моделям и теоретическим работам Аристотеля и Горация (включая идею « Трех Единств ») некоторые темы считались лучше оставить для повествования. В «Ars Poetica » Горация поэт (помимо разговоров о подходящем словарном запасе и дикции, как обсуждалось выше) советовал драматургам уважать приличия, избегая изображения на сцене сцен, которые шокировали бы публику своей жестокостью или невероятностью: « Но вы не вынесете на сцену ничего из того, что должно было бы происходить за кулисами, и упустите из виду многие эпизоды, которые будут описаны далее красноречивым языком рассказчика. Медея не должна убивать своих детей. в присутствии зрителей, ни чудовищный Атрей не готовит свое блюдо из человеческого мяса на виду у публики, ни Прокна превратится в птицу, а Кадм — в змею. Я с отвращением отвернусь от всего подобного, что вы мне покажете». [3]

В Италии эпохи Возрождения важные дебаты о приличиях в театре были вызваны Спероне Сперони пьесой « Канаце» (изображающей инцест между братом и сестрой) и Джованни Баттисты Джиральди пьесой «Орбекке » (с участием отцеубийства и жестоких сцен мести). [4] Во Франции семнадцатого века понятие приличия ( les bienséances ) было ключевым компонентом французского классицизма как в театре, так и в романе, а также в изобразительном искусстве.

Социальный приличия

[ редактировать ]

Социальное приличие устанавливает соответствующее социальное поведение и приличия и, таким образом, связано с понятиями вежливости , порядочности , этикета , изящества , манер , уважения и приличия .

Заповеди социального приличия, как мы их понимаем, как сохранение внешней приличия, были сознательно установлены лордом Честерфилдом , который искал перевод les moeurs : «Манер — это слишком мало, нравственности — слишком много». [5] Слово «декорум» сохранилось в сильно сокращенной форме Честерфилда как элемент этикета: предписанные пределы соответствующего социального поведения в определенной ситуации. Использование этого слова в этом смысле относится к шестнадцатому веку. [6] предписывающее границы, установленные в драме и литературе, использованные Роджером Ашамом »: «Мои хозяева , в «Шоулмастере» (1570) и отраженные в Мальволио тираде в «Двенадцатой ночи вы сошли с ума или что вы? У вас нет ни ума, ни манер, ни честное слово, а болтать, как ремесленники, в это время ночи?.. Неужели нет в вас уважения ни к людям, ни к месту, ни к времени?» [7]

Место приличия в зале суда и того типа аргумента, который находится в пределах границ, остается актуальным: [8] Приличия в споре были частой темой во время суда над О. Дж. Симпсоном .

Во время конференций «Модель Организации Объединенных Наций» почетному председателю, возможно, придется объявить: «Декорум, делегаты!» если делегаты не соблюдают парламентскую процедуру, продиктованную правилами. Это часто случается, если делегат говорит вне очереди или если делегация мешает.

  1. ^ Гораций (1965). «Об искусстве поэзии». Аристотель/Гораций/Лонгин: классическая литературная критика . Перевод Дорша, TS Лондон: Penguin Books. п. 82. ИСБН  0-14-044155-7 . (соответствует строкам 81–106 в латинской версии)
  2. ^ Бойл, Энтони Джеймс (1993). Римский эпос . Рутледж. п. 6. ISBN  0-415-14357-8 .
  3. ^ Гораций (1965). «Об искусстве поэзии». Аристотель/Гораций/Лонгин: классическая литературная критика . Перевод Дорша, TS Лондон: Penguin Books. п. 85. ИСБН  0-14-044155-7 . (соответствует строкам 164–193 в латинской версии)
  4. ^ См. Рейсс, Тимоти. «Театр эпохи Возрождения и теория трагедии». Кембриджская история литературной критики . Том. III: Возрождение. стр. 229–247. ISBN  0-521-30008-8 .
  5. ^ Лорд Честерфилд (1777 г.) [12 августа 1756 г.]. «Разные произведения: XLIII. Мир». Разные произведения покойного Филипа Дормера Стэнхоупа, графа Честерфилда . Том. 2 (Второе изд.). п. 299.
  6. ^ приличия Использование Цицероном при обсуждении добродетели в De officiis не отличает ее от честности , согласно мнению Уотсон, Мелвин Р. (март 1947 г.). «Лорд Честерфилд и «Декорум» ». Заметки о современном языке . 62 (3): 197–198. дои : 10.2307/2910039 . JSTOR   2910039 .
  7. ^ Кранидас, Томас (осень 1964 г.). «Мальволио о декоруме». Шекспир Ежеквартально . 15 (4): 450–451. дои : 10.2307/2868124 . JSTOR   2868124 .
    • Макалиндон, Т. (1973). Шекспир и Декорум . Нью-Йорк. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ «Приличия адвоката в споре: уместность апелляций к жалким или сентиментальным». Обзор законодательства штата Мичиган . 2 (1): 49. Июнь 1903 г. doi : 10.2307/1272437 . JSTOR   1272437 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 54aaf4f025d97445d1a05e91aa187c63__1700653800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/63/54aaf4f025d97445d1a05e91aa187c63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Decorum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)