Jump to content

Фронезис

Фронезис ( древнегреческий : φρόνησῐς , латинизированный : Phrónēsis ) — это тип мудрости или интеллекта , связанный с практическими действиями. Оно подразумевает как здравый смысл, так и превосходный характер и привычки и было распространенной темой дискуссий в древнегреческой философии . Классические работы на эту тему по-прежнему влиятельны. В аристотелевской этике это понятие отличалось от других слов, обозначающих мудрость и интеллектуальные добродетели , таких как эпистема и софия , из-за его практического характера. Традиционный латинский перевод — prudentia , который является источником английского слова « prudence ».

Древнегреческая философия [ править ]

Аристотель и Платон [ править ]

В некоторых Сократ диалогах Платона предполагает , что фронезис является необходимым условием всякой добродетели. [1] Быть хорошим — значит быть умным или разумным человеком с умными и разумными мыслями. Наличие phronēsis позволяет человеку обладать моральной или этической силой. [2]

» Платона В «Меноне Сократ объясняет, что phronesis , качество, синоним морального понимания , является наиболее важным атрибутом, которому нужно научиться, хотя ему нельзя научить, и вместо этого он достигается через развитие понимания самого себя. [3]

Аристотель [ править ]

В шестой книге своей «Никомаховой этики » ученик Платона Аристотель различал две интеллектуальные добродетели : софию (мудрость) и фронезис , и описывал связь между ними и другими интеллектуальными добродетелями. [4] : VI София — это комбинация нуса , способности различать реальность, и эпистемы , которая связана с вещами, которые «не могли быть иначе... например, необходимыми истинами математики». [5] логически построена и обучаема. Этот [ двусмысленный ] включает в себя рассуждения об универсальных истинах. Фронезис включает в себя не только способность решать, как достичь определенной цели, но также способность размышлять и определять хорошие цели, соответствующие цели жить хорошо в целом. [4] : VI 1140а , 1141б , 1142б

Аристотель указывает, что хотя софия выше и серьезнее фронезиса , высшее стремление к мудрости и счастью требует того и другого, потому что фронезис облегчает софию . [4] : VI.8 1142 Он также связывает фронезис с политическими способностями. [4] : VI.5 1140b

Согласно теории риторики Аристотеля , фронезис — один из трёх видов обращения к характеру ( этосу ). Два других — это обращения соответственно к arete ( добродетели ) и eunoia ( доброй воле ). [6]

обретение фронезиса требует опыта: По словам Аристотеля,

...хотя молодые люди могут быть знатоками геометрии , математики и подобных отраслей знаний [ sophoi ], мы не считаем, что молодой человек может обладать благоразумием [ phronimos ]. Причина в том, что благоразумие [ phronesis ] включает в себя знание частных фактов, а оно вытекает из опыта, которым молодой человек не обладает; ибо опыт – это плод лет. [7]

Фронезис занимается частностями, потому что его интересует, как действовать в определенных ситуациях. Можно изучить принципы действия, но применение их в реальном мире, в ситуациях, которые невозможно было предвидеть, требует опыта мира. Например, если человек знает, что он должен быть честным, в определенных ситуациях он может действовать так, что причиняет боль и обиду; Знание того, как применять честность в сочетании с другими соображениями и в конкретных контекстах, требует опыта. [ нужна ссылка ]

Аристотель считает, что наличие фронезиса одновременно необходимо и достаточно для того, чтобы быть добродетельным: поскольку фронезис практичен, невозможно быть одновременно и фронетиком , и акратиком ; т.е. разумные люди не могут действовать вопреки своему «здравому суждению».

Современная философия [ править ]

Хайдеггер [ править ]

В свете своей фундаментальной онтологии Мартин Хайдеггер интерпретирует Аристотеля таким образом, что фронезис практическая философия как таковая) является исходной формой знания и, следовательно, предшествует Софии (и теоретической философии). [8]

Хайдеггер интерпретирует Никомахову этику как онтологию человеческого существования. Практическая философия Аристотеля является руководящей нитью в его « Бытии и времени» , согласно которой «фактичность» называет наш уникальный способ бытия-в-мире . Хайдеггер говорит, что в своей «экзистенциальной аналитике» «аристотелевская феноменология » предполагает три фундаментальных движения жизни. [ нужны разъяснения ] póiesis , práxis и theoría — и что они имеют три соответствующие диспозиции: téchne , phrónesis и sophía . Хайдеггер рассматривает их как модальности бытия, присущие структуре присутствия как бытия-в-мире, которое [ двусмысленный ] находится в контексте заботы и заботы. По мнению Хайдеггера, фронезис в творчестве Аристотеля раскрывает правильный и правильный путь к Dasein . Хайдеггер рассматривает фронезис как способ поведения в мире и по отношению к нему, способ ориентации и, таким образом, заботы-видения-познания и обеспечения определенного способа беспокойства.

В то время как техне — это способ интересоваться вещами и принципами производства, а теория — способ интересоваться вечными принципами, фронезис — это способ интересоваться своей жизнью (как действием), жизнью других и всеми конкретными обстоятельствами. как сфера практики [ нужны разъяснения ] . Фронезис – это склонность или привычка, раскрывающая суть действия. [ нужны разъяснения ] в то время как обсуждение является способом осуществления раскрытого присвоения [ жаргон ] этого действия. Другими словами, обдумывание — это способ, которым хронетическая природа Dasein прозрения [ нужны разъяснения ] проявляется.

Фронезис - это форма осмотрительности, связанная с совестью и решительностью, соответственно решимостью в действии. [ нужны разъяснения ] человеческого существования ( Dasein ) как практики . По существу, он раскрывает конкретные возможности пребывания в ситуации как отправную точку осмысленного действия, решённого и решённого, сталкиваясь с непредвиденными обстоятельствами жизни.

Онтологизацию Хайдеггера критиковали как замыкающую практику в горизонте солипсистского решения. [ нужны разъяснения ] это искажает его политический смысл, то есть его практико-политическая конфигурация. [ нужны разъяснения ] . [9]

в психологии использование Другое

По мнению Кристьянссона, Фоуэрса, Дарнелла и Полларда, «Фронезис» — это принятие решений в отношении моральных событий или обстоятельств. [10] Есть недавний [ анахронизм ] работать над возвращением добродетели практического суждения для преодоления разногласий и конфликтов в форме фронезиса Аристотеля. [ требуется редактирование копии ] [11]

В творчестве Аристотеля фронезис — это интеллектуальная добродетель, которая помогает превратить моральные инстинкты человека в практические действия. [4] прививая практическое ноу-хау претворять добродетель в мысли в конкретные успешные действия, и это приведет к появлению фронимоса , поскольку он сможет взвесить наиболее неотъемлемые части различных добродетелей и конкурирующих целей в моральных ситуациях. [ требуется редактирование копии ] [12] Моральные добродетели помогают любому человеку достичь цели, phronesis — это то, что нужно, чтобы найти правильные средства для достижения этой цели. [ требуется редактирование копии ] [4] Без моральных добродетелей фронезис вырождается в неспособность совершать практические действия в отношении целей, которые являются подлинными благами для человека. [13] и без phronesis мы можем потеряться в вынесении решающего суждения по любому моральному вопросу. Понятие фронезиса включает в себя телос , то есть « благополучие для всех в обществе». [14]

Модель здравого смысла была разработана Гроссманном, Вестстратом, Ардельтом и др. [15] как объяснение основ возникновения морального функционирования и стратегия его приспособления к контексту текущей ситуации, использование исследований крупных ученых, посвященных идее о том, что мудрость лучше всего описывается как морально обоснованное превосходство в социально-когнитивных процессах, с помощью эмпирических учёные мудрости. [ требуется редактирование копии ] Моральное обоснование – это то, что исследователи обнаружили, что моральной основой является следующее: [ требуется редактирование копии ] «баланс личных и других интересов, стремление к истине (в отличие от нечестности) и ориентация на общую человечность». Во-вторых, это [ двусмысленный ] означает превосходство в социальной когнитивной обработке: «адаптируемость к контексту (например, практическое или прагматическое рассуждение, оптимизация поведения для достижения определенных результатов), перспективизм (например, рассмотрение различных точек зрения, предвидение и долгосрочное мышление), диалектическое и рефлексивное мышление (например, балансирование и интеграция). точки зрения, принятие противоположностей) и эпистемическую скромность (например, непредвзятое/точное мышление, взгляд сквозь иллюзии, понимание собственных ограничений)».

В социальных науках [ править ]

В книге «После добродетели» Аласдер Макинтайр призывал к созданию фронетической социальной науки. Он указывает, что для каждого предсказания, сделанного социальной научной теорией, обычно имеются контрпримеры . Следовательно, непредсказуемость людей и человеческой жизни требует сосредоточения внимания на практическом опыте.

В своей книге «Когнитивный капитализм » психолог Хайнер Риндерманн использует термин «фронезис» для описания рационального подхода к мышлению и действию: «осмотрительный и вдумчивый образ жизни в рациональной манере». [16] Интеллект поддерживает такой «бюргерский» образ жизни. [ нужны дальнейшие объяснения ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^
    • Гатри, WKC (1990). История греческой философии . Том. 6: Аристотель, встреча (переработанная ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 348 . ISBN  0521387604 .
    • Энгберг-Педерсен, Троэлс (1983) [1983]. Теория морального прозрения Аристотеля . Издательство Оксфордского университета. п. 236 . ISBN  0198246676 .
  2. ^ Лонг, Кристофер П. (2004). Этика онтологии: переосмысление аристотелевского наследия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 123) . ISBN  079146119X .
  3. ^ Галлахер, Шон (1992). «Самопонимание и фронезис». Герменевтика и образование . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 197–199 . ISBN  0791411753 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Аристотель . Никомахова этика .
  5. ^ Парри, Ричард (2021 г.), «Episteme and Techne» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 28 ноября 2021 г.
  6. ^ Аристотель . Риторика . 1378а .
  7. ^ Аристотель . Никомахова этика . Классическая библиотека Леба. Перевод Рэкхэма, H. VI.8¶5 1142 .
  8. ^ Фигаль, Гюнтер (2003). Мартину Хайдеггеру за введение (на немецком языке). Гамбург. п. 58. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Вольпи, Франко (2007). «Во имя чьего имени?: Хайдеггер и «практическая философия» ». Европейский журнал политической теории . 6 (1): 31–51. дои : 10.1177/1474885107070828 . S2CID   144896866 .
  10. ^ Кристьянсо, Кристьян; Фауэрс, Блейн; Дарнелл, Кэтрин; Поллард, Дэвид (2021). «Фронезис (практическая мудрость) как тип контекстуального интегративного мышления» . Обзор общей психологии . 25 (3): 239–257. дои : 10.1177/10892680211023063 . S2CID   237456851 .
  11. ^ Бересфорд, Э.Б. (1996). «Может ли фронезис спасти жизнь медицинской этики?» . Теоретическая медицина . 17 (3): 209–24. дои : 10.1007/BF00489446 . ПМИД   8952418 . S2CID   39100551 . Проверено 5 октября 2022 г.
  12. ^ Кристьянссон, Кристьян (2015). «Фронезис как идеал профессиональной медицинской этики: некоторые предварительные положения и проблематика» . Теоретическая медицина и биоэтика . 36 (5): 299–320. дои : 10.1007/s11017-015-9338-4 . ПМИД   26387119 . S2CID   254786871 . Проверено 5 октября 2022 г.
  13. ^ Макинтайр, Аласдер (1981). После добродетели (2-е исправленное изд.). США: Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. п. 154. ИСБН  978-0268006112 .
  14. ^ Конрой, Мервин; Малик, Аиша Ю.; Хейл, Кэтрин; Вейр, Кэтрин; Броки, Алан; Тернер, Крис (2021). «Использование практической мудрости для облегчения принятия этических решений: крупное эмпирическое исследование фронезиса в решениях врачей» . Медицинская этика BMC . 22 (16): 16. дои : 10.1186/s12910-021-00581-y . ПМК   7890840 . ПМИД   33602193 .
  15. ^ Гроссманн, Игорь; Вестстрейт, Ник М.; Ардельт, Моника; Бриенца, Джастин; Донг, Мэнси; Феррари, Мишель; Фурнье, Марк А.; Ху, Чао С.; Нусбаум, Ховард; Верваеке, Джон (2020). «Наука мудрости в поляризованном мире: известное и неизвестное» . Психологический опрос . 31 (2): 64. дои : 10.1080/1047840X.2020.1750917 . S2CID   221055201 . Проверено 28 октября 2022 г.
  16. ^ Риндерманн, Хайнер (2018). Когнитивный капитализм: человеческий капитал и благополучие наций (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 188. дои : 10.1017/9781107279339 . ISBN  978-1107279339 .

Источники и дополнительная литература [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6071c26870a7e068c13aaab7b183ceac__1716896100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/ac/6071c26870a7e068c13aaab7b183ceac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phronesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)