Фронезис
Фронезис ( древнегреческий : φρόνησῐς , латинизированный : Phrónēsis ) — это тип мудрости или интеллекта , связанный с практическими действиями. Оно подразумевает как здравый смысл, так и превосходный характер и привычки и было распространенной темой дискуссий в древнегреческой философии . Классические работы на эту тему по-прежнему влиятельны. В аристотелевской этике это понятие отличалось от других слов, обозначающих мудрость и интеллектуальные добродетели , таких как эпистема и софия , из-за его практического характера. Традиционный латинский перевод — prudentia , который является источником английского слова « prudence ».
Древнегреческая философия [ править ]
Аристотель и Платон [ править ]
В некоторых Сократ диалогах Платона предполагает , что фронезис является необходимым условием всякой добродетели. [1] Быть хорошим — значит быть умным или разумным человеком с умными и разумными мыслями. Наличие phronēsis позволяет человеку обладать моральной или этической силой. [2]
» Платона В «Меноне Сократ объясняет, что phronesis , качество, синоним морального понимания , является наиболее важным атрибутом, которому нужно научиться, хотя ему нельзя научить, и вместо этого он достигается через развитие понимания самого себя. [3]
Аристотель [ править ]
В шестой книге своей «Никомаховой этики » ученик Платона Аристотель различал две интеллектуальные добродетели : софию (мудрость) и фронезис , и описывал связь между ними и другими интеллектуальными добродетелями. [4] : VI София — это комбинация нуса , способности различать реальность, и эпистемы , которая связана с вещами, которые «не могли быть иначе... например, необходимыми истинами математики». [5] логически построена и обучаема. Этот [ двусмысленный ] включает в себя рассуждения об универсальных истинах. Фронезис включает в себя не только способность решать, как достичь определенной цели, но также способность размышлять и определять хорошие цели, соответствующие цели жить хорошо в целом. [4] : VI 1140а , 1141б , 1142б
Аристотель указывает, что хотя софия выше и серьезнее фронезиса , высшее стремление к мудрости и счастью требует того и другого, потому что фронезис облегчает софию . [4] : VI.8 1142 Он также связывает фронезис с политическими способностями. [4] : VI.5 1140b
Согласно теории риторики Аристотеля , фронезис — один из трёх видов обращения к характеру ( этосу ). Два других — это обращения соответственно к arete ( добродетели ) и eunoia ( доброй воле ). [6]
обретение фронезиса требует опыта: По словам Аристотеля,
...хотя молодые люди могут быть знатоками геометрии , математики и подобных отраслей знаний [ sophoi ], мы не считаем, что молодой человек может обладать благоразумием [ phronimos ]. Причина в том, что благоразумие [ phronesis ] включает в себя знание частных фактов, а оно вытекает из опыта, которым молодой человек не обладает; ибо опыт – это плод лет. [7]
Фронезис занимается частностями, потому что его интересует, как действовать в определенных ситуациях. Можно изучить принципы действия, но применение их в реальном мире, в ситуациях, которые невозможно было предвидеть, требует опыта мира. Например, если человек знает, что он должен быть честным, в определенных ситуациях он может действовать так, что причиняет боль и обиду; Знание того, как применять честность в сочетании с другими соображениями и в конкретных контекстах, требует опыта. [ нужна ссылка ]
Аристотель считает, что наличие фронезиса одновременно необходимо и достаточно для того, чтобы быть добродетельным: поскольку фронезис практичен, невозможно быть одновременно и фронетиком , и акратиком ; т.е. разумные люди не могут действовать вопреки своему «здравому суждению».
Современная философия [ править ]
Хайдеггер [ править ]
В свете своей фундаментальной онтологии Мартин Хайдеггер интерпретирует Аристотеля таким образом, что фронезис (и практическая философия как таковая) является исходной формой знания и, следовательно, предшествует Софии (и теоретической философии). [8]
Хайдеггер интерпретирует Никомахову этику как онтологию человеческого существования. Практическая философия Аристотеля является руководящей нитью в его « Бытии и времени» , согласно которой «фактичность» называет наш уникальный способ бытия-в-мире . Хайдеггер говорит, что в своей «экзистенциальной аналитике» «аристотелевская феноменология » предполагает три фундаментальных движения жизни. [ нужны разъяснения ] — póiesis , práxis и theoría — и что они имеют три соответствующие диспозиции: téchne , phrónesis и sophía . Хайдеггер рассматривает их как модальности бытия, присущие структуре присутствия как бытия-в-мире, которое [ двусмысленный ] находится в контексте заботы и заботы. По мнению Хайдеггера, фронезис в творчестве Аристотеля раскрывает правильный и правильный путь к Dasein . Хайдеггер рассматривает фронезис как способ поведения в мире и по отношению к нему, способ ориентации и, таким образом, заботы-видения-познания и обеспечения определенного способа беспокойства.
В то время как техне — это способ интересоваться вещами и принципами производства, а теория — способ интересоваться вечными принципами, фронезис — это способ интересоваться своей жизнью (как действием), жизнью других и всеми конкретными обстоятельствами. как сфера практики [ нужны разъяснения ] . Фронезис – это склонность или привычка, раскрывающая суть действия. [ нужны разъяснения ] в то время как обсуждение является способом осуществления раскрытого присвоения [ жаргон ] этого действия. Другими словами, обдумывание — это способ, которым хронетическая природа Dasein прозрения [ нужны разъяснения ] проявляется.
Фронезис - это форма осмотрительности, связанная с совестью и решительностью, соответственно решимостью в действии. [ нужны разъяснения ] человеческого существования ( Dasein ) как практики . По существу, он раскрывает конкретные возможности пребывания в ситуации как отправную точку осмысленного действия, решённого и решённого, сталкиваясь с непредвиденными обстоятельствами жизни.
Онтологизацию Хайдеггера критиковали как замыкающую практику в горизонте солипсистского решения. [ нужны разъяснения ] это искажает его политический смысл, то есть его практико-политическая конфигурация. [ нужны разъяснения ] . [9]
в психологии использование Другое
По мнению Кристьянссона, Фоуэрса, Дарнелла и Полларда, «Фронезис» — это принятие решений в отношении моральных событий или обстоятельств. [10] Есть недавний [ анахронизм ] работать над возвращением добродетели практического суждения для преодоления разногласий и конфликтов в форме фронезиса Аристотеля. [ требуется редактирование копии ] [11]
В творчестве Аристотеля фронезис — это интеллектуальная добродетель, которая помогает превратить моральные инстинкты человека в практические действия. [4] прививая практическое ноу-хау претворять добродетель в мысли в конкретные успешные действия, и это приведет к появлению фронимоса , поскольку он сможет взвесить наиболее неотъемлемые части различных добродетелей и конкурирующих целей в моральных ситуациях. [ требуется редактирование копии ] [12] Моральные добродетели помогают любому человеку достичь цели, phronesis — это то, что нужно, чтобы найти правильные средства для достижения этой цели. [ требуется редактирование копии ] [4] Без моральных добродетелей фронезис вырождается в неспособность совершать практические действия в отношении целей, которые являются подлинными благами для человека. [13] и без phronesis мы можем потеряться в вынесении решающего суждения по любому моральному вопросу. Понятие фронезиса включает в себя телос , то есть « благополучие для всех в обществе». [14]
Модель здравого смысла была разработана Гроссманном, Вестстратом, Ардельтом и др. [15] как объяснение основ возникновения морального функционирования и стратегия его приспособления к контексту текущей ситуации, использование исследований крупных ученых, посвященных идее о том, что мудрость лучше всего описывается как морально обоснованное превосходство в социально-когнитивных процессах, с помощью эмпирических учёные мудрости. [ требуется редактирование копии ] Моральное обоснование – это то, что исследователи обнаружили, что моральной основой является следующее: [ требуется редактирование копии ] «баланс личных и других интересов, стремление к истине (в отличие от нечестности) и ориентация на общую человечность». Во-вторых, это [ двусмысленный ] означает превосходство в социальной когнитивной обработке: «адаптируемость к контексту (например, практическое или прагматическое рассуждение, оптимизация поведения для достижения определенных результатов), перспективизм (например, рассмотрение различных точек зрения, предвидение и долгосрочное мышление), диалектическое и рефлексивное мышление (например, балансирование и интеграция). точки зрения, принятие противоположностей) и эпистемическую скромность (например, непредвзятое/точное мышление, взгляд сквозь иллюзии, понимание собственных ограничений)».
В социальных науках [ править ]
В книге «После добродетели» Аласдер Макинтайр призывал к созданию фронетической социальной науки. Он указывает, что для каждого предсказания, сделанного социальной научной теорией, обычно имеются контрпримеры . Следовательно, непредсказуемость людей и человеческой жизни требует сосредоточения внимания на практическом опыте.
В своей книге «Когнитивный капитализм » психолог Хайнер Риндерманн использует термин «фронезис» для описания рационального подхода к мышлению и действию: «осмотрительный и вдумчивый образ жизни в рациональной манере». [16] Интеллект поддерживает такой «бюргерский» образ жизни. [ нужны дальнейшие объяснения ]
См. также [ править ]
- Казуистика - рассуждения путем экстраполяции.
- Здравый смысл – здравое практическое суждение в повседневных вопросах.
- Дианойя
- Доктрина среднего – Центральная доктрина конфуцианства.
- Elan Vital - Гипотетическое объяснение эволюции и развития организмов.
- Суждение – принятие решения; оценка доказательств для принятия решения
- Риторический разум – способность раскрывать суть дела.
Ссылки [ править ]
- ^
- Гатри, WKC (1990). История греческой философии . Том. 6: Аристотель, встреча (переработанная ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 348 . ISBN 0521387604 .
- Энгберг-Педерсен, Троэлс (1983) [1983]. Теория морального прозрения Аристотеля . Издательство Оксфордского университета. п. 236 . ISBN 0198246676 .
- ^ Лонг, Кристофер П. (2004). Этика онтологии: переосмысление аристотелевского наследия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 123) . ISBN 079146119X .
- ^ Галлахер, Шон (1992). «Самопонимание и фронезис». Герменевтика и образование . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 197–199 . ISBN 0791411753 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Аристотель . Никомахова этика .
- ^ Парри, Ричард (2021 г.), «Episteme and Techne» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 28 ноября 2021 г.
- ^ Аристотель . Риторика . 1378а .
- ^ Аристотель . Никомахова этика . Классическая библиотека Леба. Перевод Рэкхэма, H. VI.8¶5 1142 .
- ^ Фигаль, Гюнтер (2003). Мартину Хайдеггеру за введение (на немецком языке). Гамбург. п. 58.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вольпи, Франко (2007). «Во имя чьего имени?: Хайдеггер и «практическая философия» ». Европейский журнал политической теории . 6 (1): 31–51. дои : 10.1177/1474885107070828 . S2CID 144896866 .
- ^ Кристьянсо, Кристьян; Фауэрс, Блейн; Дарнелл, Кэтрин; Поллард, Дэвид (2021). «Фронезис (практическая мудрость) как тип контекстуального интегративного мышления» . Обзор общей психологии . 25 (3): 239–257. дои : 10.1177/10892680211023063 . S2CID 237456851 .
- ^ Бересфорд, Э.Б. (1996). «Может ли фронезис спасти жизнь медицинской этики?» . Теоретическая медицина . 17 (3): 209–24. дои : 10.1007/BF00489446 . ПМИД 8952418 . S2CID 39100551 . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Кристьянссон, Кристьян (2015). «Фронезис как идеал профессиональной медицинской этики: некоторые предварительные положения и проблематика» . Теоретическая медицина и биоэтика . 36 (5): 299–320. дои : 10.1007/s11017-015-9338-4 . ПМИД 26387119 . S2CID 254786871 . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Макинтайр, Аласдер (1981). После добродетели (2-е исправленное изд.). США: Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам. п. 154. ИСБН 978-0268006112 .
- ^ Конрой, Мервин; Малик, Аиша Ю.; Хейл, Кэтрин; Вейр, Кэтрин; Броки, Алан; Тернер, Крис (2021). «Использование практической мудрости для облегчения принятия этических решений: крупное эмпирическое исследование фронезиса в решениях врачей» . Медицинская этика BMC . 22 (16): 16. дои : 10.1186/s12910-021-00581-y . ПМК 7890840 . ПМИД 33602193 .
- ^ Гроссманн, Игорь; Вестстрейт, Ник М.; Ардельт, Моника; Бриенца, Джастин; Донг, Мэнси; Феррари, Мишель; Фурнье, Марк А.; Ху, Чао С.; Нусбаум, Ховард; Верваеке, Джон (2020). «Наука мудрости в поляризованном мире: известное и неизвестное» . Психологический опрос . 31 (2): 64. дои : 10.1080/1047840X.2020.1750917 . S2CID 221055201 . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Риндерманн, Хайнер (2018). Когнитивный капитализм: человеческий капитал и благополучие наций (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 188. дои : 10.1017/9781107279339 . ISBN 978-1107279339 .
Источники и дополнительная литература [ править ]
- Андорно, Роберто (2012). «Должны ли наши моральные суждения руководствоваться принципами?» . Кембриджский ежеквартальный журнал по этике здравоохранения . 21 (4): 457–465. дои : 10.1017/S0963180112000230 . ПМИД 22828040 . S2CID 29078995 .
- Бернаскони, Роберт (1989). «Хайдеггеровское разрушение фронезиса». Южный философский журнал . 28 прил.: 127–147.
- Гирц, Клиффорд (2001). «Уполномочивание Аристотеля» . Наука . 293 (5527): 53. doi : 10.1126/science.1062054 . S2CID 144219739 . Архивировано из оригинала 31 мая 2011 г.
- Хайдеггер, Мартин (1997). Софист Платона . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Хьюз, Джерард Дж. (2001). Путеводитель по философии Рутледжа для Аристотеля по этике . Лондон: Psychology Press. ISBN 0-415-22187-0 .
- Краевски, Брюс (2011). «Темная сторона фронезиса : новый взгляд на политическую некомпетентность философии» . Классика . 24 (1/2): 7–21. дои : 10.14195/2176-6436_24_1 .
- Макинтайр, Аласдер К. (2000). После добродетели: исследование теории морали . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-1663-3 .
- Макнил, Уильям (1999). Взгляд глаза: Хайдеггер, Аристотель и цели теории . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Нонака, Икудзиро; Тояма, Рёко; Хирата, Тору (2008). Управление потоками: процессуальная теория фирмы, основанной на знаниях . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- Рорти, Амели , изд. (1980). Очерки этики Аристотеля . унив. из Калифорнии Пресс. ISBN 0-520-04041-4 .
- Сорабджи, Ричард (1973–1974). «Аристотель о роли интеллекта в добродетели». Труды Аристотелевского общества . 74 : 107–129. дои : 10.1093/аристотелиан/74.1.107 . Перепечатано в Рорти.
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Виггинс, Дэвид (1975–1976). «Обсуждение и практический разум». Труды Аристотелевского общества . 76 : 29–51. дои : 10.1093/аристотелиан/76.1.29 . Перепечатано в Рорти.
{{cite journal}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
Внешние ссылки [ править ]
- Словарное определение фронезиса в Викисловаре