Русский махизм
Русский махизм (/ ˈmɑxɪzm, ˈmɑkɪzm /) — термин, применяемый к множеству политических/философских точек зрения, возникших в императорской России в начале двадцатого века, до русской революции . Их разделял интерес к научным и философским открытиям Эрнста Маха . Многие, но не все, русские махисты были марксистами, а некоторые рассматривали махизм как существенную составляющую материалистического мировоззрения. Термин вошел в употребление около 1905 года, прежде всего как полемическое выражение, использованное Лениным и Георгием Плехановым . Обладая общим желанием защитить «ортодоксальную» концепцию марксизма, они оба, со своей разной точки зрения, разделили противников этой предполагаемой ортодоксии на «идеалистов» и «махистов». [1] Этот термин оставался символом марксистско-ленинского позора с 1920-х по 1970-е годы. Это было показано Александром Максимовым использованием этого термина для критики Бориса Гессена в 1928 году. [2] Это также можно увидеть в главе Эвальда Ильенкова «Марксизм против махизма как философии безжизненной реакции» в книге «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма» (1979). [3]
Противостояние идеализму
[ редактировать ]In 1902 Pavel Ivanovich Novgorodtsev edited the book Problems of Idealism ( Problemy Idealizma ) which included contributions from Sergei Bulgakov , Evgenii Nikolaevitch Troubetzkoy , Sergei Nikolaevich Trubetskoy , Peter Berngardovich Struve , Nikolai Berdyaev , Semyon Frank , Sergei Askol'dov , Bogdan Kistyakovski , Alexander Sergeyevich Lappo-Danilevsky , Sergey Oldenburg , and Zhukovsky. [4] Провозглашая появление нового идеалистического движения, он также высмеивал позитивизм как узкий и догматичный. [5]
Противостояние с Лениным
[ редактировать ]Публикация «Очерков по философии марксизма» (русский язык: «Очерки по философии марксизма») в 1908 году стала ключевым моментом в возникновении этой точки зрения. Однако, хотя многие сторонники русского махизма видели в нем важное понимание того, как будет выглядеть материалистический взгляд на мир, Владимир Ленин был последовательным оппонентом; в качестве таковых он цитировал: Базарова, Богданова, Луначарского, Бермана, Гельфонда, Юшкевича, Сергея Суворова и Николая Валентинова .
Выдающиеся российские «махисты»
[ редактировать ]В этот список вошли люди, которых в то или иное время называли русскими махистами:
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стейла, Даниэла. Наука и революция. Рецепции эмпириокритицизма в русской культуре (1877-1910 гг.). Москва: Академический проект, 2013. Первоначально опубликовано на итальянском языке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженсен, К.М. Дж (1978). За пределами Маркса и Маха (PDF) . Дордрех: Издательская компания Д. Рейделя. п. 19. ISBN 978-94-009-9881-0 .
- ^ Грэм, Лорен Р. (1985). «Социально-политические корни Бориса Гессена: советский марксизм и история науки». Социальные исследования науки . 15 (4): 705–722. дои : 10.1177/030631285015004005 . ISSN 0306-3127 . JSTOR 285401 . S2CID 143937146 .
- ^ Ильенков, Эвальд (1982). Ленинская диалектика и метафизика позитивизма . Лондон: Публикации Нью-Парка.
- ^ Дам, Хельмут (2012). Владимир Соловьев и Макс Шелер: Попытка сравнительной интерпретации: вклад в историю феноменологии . Springer Science & Business Media. ISBN 9789401017480 . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Соболева М.Е. «Критический позитивизм» против «нового идеализма» в России начала XX века. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 34, выпуск 1, стр. 46–56. https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2018.105 .