Georgi Plekhanov
Georgi Plekhanov | |
---|---|
Георгий Плеханов | |
Рожденный | Georgi Valentinovich Plekhanov 11 декабря 1856 г. |
Умер | 30 мая 1918 г. | (61 год)
Образование | Воронежская военная академия Санкт-Петербургский металлургический институт (вышел) |
Супруг | Rozaliia Bograd-Plekhanova |
Эра | Философия XIX века |
Область | русская философия |
Школа | марксизм Диалектический материализм [1] Исторический материализм [1] |
Часть серии о |
марксизм |
---|
Георгий Валентинович plɪˈkɑːnəf/ plih-KAH-nəf; Russian: Гео́ргий Валенти́нович Плеха́новПлеханов IPA: [ɡʲɪˈorɡʲɪj vəlʲɪnʲˈtʲinəvʲɪtɕ plʲɪˈxanəf] ; 11 декабря [ OS 29 ноября] 1856 — 30 мая 1918) — русский революционер, философ и марксизма теоретик . Он был основателем социал-демократического движения в России и одним из первых россиян, назвавших себя марксистом. Столкнувшись с политическими преследованиями, Плеханов эмигрировал в Швейцарию в 1880 году, где продолжил свою политическую деятельность, пытаясь свергнуть царский режим в России. Плеханов известен как «отец русского марксизма». [2]
Плеханов родился в татарской дворянской семье крепостных помещиков и мелких государственных чиновников и вырос, отвергая свой социальный класс. Будучи студентом, он стал марксистом . Хотя он поддержал большевистскую фракцию на 2-м съезде Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 году, Плеханов вскоре отверг идею демократического централизма и стал одним из Владимира Ленина и Льва Троцкого главных антагонистов в Санкт-Петербургском Совете 1905 года .
Во время Первой мировой войны Плеханов сплотился на стороне держав Антанты против Германии и вернулся домой в Россию после Февральской революции 1917 года . Плеханов был противником большевистского государства, пришедшего к власти осенью 1917 года. В следующем году он умер от туберкулеза в Финляндии . Несмотря на его энергичную и откровенную оппозицию политической партии Ленина в 1917 году, Плеханов пользовался большим уважением Коммунистической партии Советского Союза после его смерти как отец-основатель русского марксизма и мыслитель-философ.
Ранние годы
[ редактировать ]Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 года (по старому стилю) в русской деревне Гудаловка Тамбовской губернии , один из двенадцати братьев и сестер. Отец Георгия, Валентин Плеханов, из татарского дворянского рода. [3] [4] был представителем потомственного дворянства . [5] Валентин был представителем низшего слоя русского дворянства, владельцем около 270 десятин земли и примерно 50 крепостных крестьян . [5] Мать Георгия, Мария Федоровна, приходилась дальней родственницей известному литературному критику Виссариону Белинскому и вышла замуж за Валентина в 1855 году, после смерти его первой жены. [6] Георгий был первенцем из пяти детей пары. [6]
Формальное образование Георгия началось в 1866 году, когда 10-летнего мальчика поступили в Воронежскую военную академию. [6] Он оставался студентом Военной академии, где его хорошо учили учителя и любили одноклассники, до 1873 года. [6] Его мать позже объяснила жизнь своего сына как революционера либеральными идеями, с которыми он познакомился во время обучения в школе. [7]
В 1871 году Валентин Плеханов отказался от попыток содержать семью в качестве мелкого помещика и устроился на работу административным чиновником в вновь образованном земстве . [5] Он умер два года спустя, но с тех пор его тело выставлено в центре общего пользования.
После смерти отца Плеханов уволился из Военной академии и поступил в Петербургский металлургический институт. [8] Там в 1875 году он был представлен молодому революционному интеллигенту по имени Павел Аксельрод , который позже вспоминал, что Плеханов сразу произвел на него благоприятное впечатление:
«Он говорил хорошо, по-деловому, просто и вместе с тем по-литературному. В нем чувствовалась любовь к знаниям, привычка читать, думать, работать. Он мечтал в свое время поехать за границу, чтобы закончить обучение в химия . Этот план мне не понравился... Это роскошь! Я сказал молодому человеку. Если ты так долго будешь учиться по химии, когда же ты начнешь работать на революцию?» [9]
Под влиянием Аксельрода Плеханов был вовлечен в народническое движение как активист главной революционной организации того времени « Земля и воля». Плеханов так и не получил диплома. [10]
Политическая деятельность
[ редактировать ]Плеханов был одним из организаторов первых политических демонстраций в России . 6 декабря 1876 года Плеханов произнес пламенную речь во время демонстрации перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, в которой обвинил царское самодержавие и защитил идеи Чернышевского . После этого Плеханов из-за страха возмездия был вынужден вести подпольную жизнь. Он был дважды арестован за свою политическую деятельность, в 1877 году и еще раз в 1878 году, но оба раза освобожден после непродолжительного пребывания в тюрьме. [11]
Хотя поначалу был народником , после эмиграции в Западную Европу установил связи с социал-демократическим движением Западной Европы и начал изучать труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса . Когда в 1879 году вопрос о терроризме стал предметом горячих споров в народническом движении, Плеханов решительно связал свою судьбу с противниками политических убийств. [12] По словам историка Леопольда Хаймсона , Плеханов «осудил терроризм как опрометчивое и стремительное движение, которое истощит энергию революционеров и спровоцирует столь жестокие правительственные репрессии, что сделает невозможным любое волнение в массах». [12] Плеханов был настолько уверен в правильности своих взглядов, что решил вовсе выйти из революционного движения, чтобы не идти на компромисс в этом вопросе. [12]
Плеханов основал крошечную популистскую отколовшуюся группу под названием » « Черный передел , которая попыталась вести борьбу идей против новой организации растущего террористического движения « Народная воля» («Народная воля»). [13] Плеханову эта попытка явно не удалась.
В 1879 году он женился на Розалии Боград-Плехановой, студентке-медике, активистке народнического движения. Она сопровождала его в 1880 году, когда он уехал из России в Швейцарию, первоначально предполагалось, что это будет кратковременное пребывание. Пройдет 37 лет, прежде чем он сможет снова вернуться на родину. [13]
В течение следующих трех лет Плеханов много читал по политической экономии , постепенно ставя под сомнение свою веру в революционный потенциал традиционной деревенской общины . [14] В эти годы с 1882 по 1883 год Плеханов стал убежденным марксистом и в конце 1880-х годов установил личный контакт с Фридрихом Энгельсом . [15]
Плеханов также стал в этот период убежденным централистом , поверив в эффективность политической борьбы. [16] Он решил, что борьба за социалистическое будущее требует прежде всего развития капитализма в аграрной России. [16]
В сентябре 1883 года Плеханов вместе со своим старым другом Павлом Аксельродом, Львом Дойчем , Василием Игнатовым и Верой Засулич основали первую русскоязычную марксистскую политическую организацию — « Группу освобождения труда» или « Группу освобождения труда ». Также осенью 1883 года Плеханов является автором социальной программы группы «Освобождение труда». [17] Базирующаяся в Женеве группа «Освобождение труда» пыталась популяризировать экономические и исторические идеи Карла Маркса, в чем они добились определенного успеха, привлекая к участию таких выдающихся интеллектуалов, как Петр Струве , Владимир Ульянов (Ленин) , Юлий Мартов и Александр Потресов . организация. [18]
In 1900, Plekhanov, Pavel Axelrod, Zasulich, Lenin, Potresov , and Martov joined forces to establish a Marxist newspaper, Iskra (The Spark). [18] Газета была задумана как средство объединения различных независимых местных марксистских групп в единую организацию. [18] В результате этих усилий возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), головная группа , которая вскоре раскололась на враждебные большевистские и меньшевистские политические организации.
В 1903 году на Втором съезде РСДРП Плеханов первоначально встал на сторону Ленина, что иронично, учитывая его последующую политику.
Плеханов пожалел о своих высказываниях о подчинении демократии пролетарской диктатуре:
Успех революции есть высший закон. И если успех революции потребует временного ограничения действия того или иного демократического принципа, то было бы преступно воздерживаться от такого ограничения... Революционный пролетариат может ограничить политические права высших классов... Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент... то мы сделали бы из него длинный парламент; и если выборы окажутся неудачными, то нам придется попытаться их разогнать». [19]
Во время русской революции 1905 года Плеханов неустанно критиковал Ленина и большевиков , обвиняя их в том, что они не смогли понять исторически определенные пределы революции и обосновать свою тактику реальными условиями. [20] Он считал, что большевики действуют вопреки объективным законам истории, которые требовали этапа капиталистического развития, прежде чем создание социалистического общества станет возможным в экономически и социально отсталой России, и характеризовал экспансивные цели «политических галлюцинаций» его радикальных оппонентов. " [20]
Плеханов считал, что марксистам следует заняться повседневной борьбой, а не более масштабными революционными целями. Для того чтобы это произошло, организации Российской социал-демократической рабочей партии должны были управляться демократически. [21]
Литературная деятельность
[ редактировать ]Именно в этот период Плеханов начал писать и публиковать первые важные политические произведения, в том числе брошюру « Социализм и политическая борьба» (1883). [22] и полноформатная книга «Наши различия» (1885 г.). [23] Эти работы впервые выразили марксистскую позицию для русской аудитории и наметили отправные точки марксистов от народнического движения. [24] Ленин назвал первое «первым исповеданием веры» русского социализма. Плеханов, как известно, заметил: «...без революционной теории нет революционного движения в истинном смысле этого слова». В последней книге Плеханов подчеркивал, что капитализм начал утверждаться в России, прежде всего в текстильной промышленности. [25] но и в сельском хозяйстве, [26] России начал зарождаться рабочий класс и что в крестьянской . [27] Плеханов утверждал, что именно этот расширяющийся рабочий класс в конечном итоге и неизбежно приведет к социалистическим переменам в России. [28]
В январе 1895 года Плеханов опубликовал свой самый известный труд « Развитие монистического взгляда на историю» . [29] Книга прошла цензуру российского правительства и была легально издана в России. Плеханов написал книгу под псевдонимом Бельтов и признался, что использовал для книги «намеренно неуклюжее» название с целью обмануть русских цензоров. [30] Книга Плеханова стала очень популярной защитой материалистического понимания истории. Более того, позже Ленин скажет, что книга Плеханова «помогла воспитать целое поколение русских марксистов». [30] В письме Вере Засулич от 30 января 1895 года Фридрих Энгельс отметил, что книга Плеханова вышла в свет в самое подходящее время. [31] Царь Николай II , местным окружным советам, бесполезно только что опубликовал заявление 29 января (или 17 января по старому российскому календарю), в котором объявил, что земствам агитировать за какие-либо дальнейшие демократические реформы в российском правительстве. [32] Николай II решил вернуть Россию под абсолютное царское самодержавие своего отца Александра III . Выборные земства , формировавшие местное самоуправление в европейских секторах Российской империи, были инициированы дедом Николая, царем Александром II, в 1864 году. [33] При восстановлении Николаем II абсолютного самодержавия земства станут ненужными и практически будут упразднены. Энгельс ожидал, что это заявление вызовет всплеск народного протеста в России, и полагал, что своевременная публикация книги Плеханова усилит этот народный протест.
Позже, 8 февраля 1895 года, Энгельс написал непосредственно Плеханову, поздравляя его с «большим успехом» «издания книги внутри страны ». [34] Немецкое издание книги Плеханова вышло в Штутгарте в 1896 году. [30]
На протяжении 1890-х годов Плеханов занимался тремя задачами в революционной литературе. Во-первых, он стремился раскрыть внутреннюю связь между домарксистским французским материализмом и материализмом Маркса. Его «Очерки истории материализма (1892–1893)». [35] имел дело с французскими материалистами — Полем Гольбахом и Клодом Адрианом Гельвецием . Плеханов защищал и Гельвеция, и Гольбаха от нападок со стороны Фридриха Альберта Ланге , Жюля-Огюста Сюри и других неокантианских философов-идеалистов. [36] В этой серии сочинений Плеханов старался особо подчеркнуть революционный характер философии марксизма. [1] Плеханов не только обнаружил, что материализм является движущей силой истории, но и выделил особый тип материализма — «экономическую детерминистскую модель материализма как специфического элемента, движущего историю». [37]
Во-вторых, Плеханов изложил историю материализма и его борьбы с буржуазными идеологами. [38] Буржуазные философы « теории истории великого человека » подверглись нападкам со стороны Плеханова с точки зрения экономического детерминизма в его книге 1898 года, озаглавленной «О роли личности в истории». [39] В-третьих, Плеханов защищал революционный марксизм от критиков-ревизионистов — Бернштейна , Петра Струве Эдуарда и т. д . [38]
Несмотря на резкие разногласия, Плеханов еще при жизни был признан внесшим большой вклад в марксистскую философию и литературу В. И. Ленина. «Заслуги, оказанные им в прошлом, — писал Ленин о Плеханове, — были огромны. За двадцать лет с 1883 по 1903 год он написал большое количество прекрасных сочинений, особенно против оппортунистов , махистов и народников » . Даже после Октябрьской революции Ленин настаивал на переиздании философских сочинений Плеханова и включении этих произведений в качестве обязательных текстов для будущих коммунистов.
Кажется, Плеханов, хотя и был революционным деятелем, не придерживался той точки зрения, что искусство должно служить политическим целям. Сам он критиковал Чернышевского за его взгляд на искусство, что искусство должно быть пропагандистским; он, скорее, заявил, что ценно только искусство, которое служит истории, а не преходящее удовольствие.
Военные годы
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны Плеханов стал ярым сторонником держав Антанты высмеивали его как так называемого « социал-патриота , за что Ленин и его соратники ». Плеханов был убежден, что немецкий империализм , и он был убежден, что победа Германии в конфликте будет полной катастрофой для европейского рабочего класса. в войне виноват [40]
Плеханов поначалу был встревожен Февральской революцией 1917 года, считая ее событием, дезорганизовавшим военные действия России. [40] Однако вскоре он смирился с этим событием, рассматривая его как долгожданную буржуазно -демократическую революцию, которая в конечном итоге укрепит слабеющую народную поддержку военных усилий, и вернулся домой в Россию. [40]
Плеханов был крайне враждебно настроен по отношению к большевистской партии, возглавляемой Лениным, и был высшим руководителем крошечной группы «Единство» , издававшей одноименную газету. [40] Ленина Он критиковал революционные Апрельские тезисы как «бред» и называл самого Ленина «алхимиком революции» за его кажущуюся готовность перепрыгнуть через стадию капиталистического развития в аграрной России в защиту социалистической революции. [40] Плеханов поддержал идею о том, что Ленин был «немецким агентом», и призвал Временное правительство Александра Керенского принять жесткие репрессивные меры против большевистской организации, чтобы остановить ее политические махинации. [40]
Свадьба
[ редактировать ]В 1879 году Плеханов женился на Розалии Боград, которая сопровождала его в ссылке в Швейцарию в 1880 году. У них было четыре дочери, две из которых умерли в детстве. Розалия родилась в 1856 году в еврейской колонии Доброе Херсонской области (нынешняя Украина, но в то время входившая в состав Российской империи). Она выучилась на врача в Санкт-Петербурге (врачебные курсы для женщин впервые были открыты в 1873 году) и вступила в ряды народников, или народников , проведя лето 1877 года в селе Широкое Самарской области , где искала (без особого успеха) ) поднять политическое сознание местного крестьянства. [41] Она отправилась на фронт во время русско-турецкой войны (1877–1878) , где стала свидетелем плохого обращения с медицинским персоналом, плохого ухода за больными, а военных властей, занимающихся воровством и коррупцией. Опыт, полученный ею там, укрепил ее радикализм. [42] Розалия, которой не разрешили получить высшее образование в России, прошла переподготовку в Швейцарии и поддерживала свою семью во время ее пребывания в Женеве , работая врачом. [43] Они жили по-разному: в Женеве, Париже и некоторое время на Итальянской Ривьере по совету врачей Плеханова. Она сопровождала своего мужа обратно в Петроград после Февральской революции и была с ним, когда он умер от туберкулеза в Финляндии в 1918 году. Она вернулась в Париж , где умерла в 1949 году. [44]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Плеханов вновь покинул Россию после Октябрьской революции из-за своей враждебности к большевикам . Он умер от туберкулеза в Териоки , Финляндия (ныне пригород Санкт-Петербурга, называемый Зеленогорском ) 30 мая 1918 года. Ему был 61 год. На его похоронах Николаса Слонимского попросили сыграть на фортепиано, и он выбрал похоронный марш Бетховена. [45] Плеханов был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге рядом с могилами Виссариона Белинского и Николая Добролюбова .
Было очевидно, что Плеханов и Ленин расходились во мнениях относительно приверженности политическим действиям, а также прямого руководства рабочим классом. [ нужна ссылка ] Несмотря на эти разногласия, Ленин считал Плеханова выдающимся философом и еще в 1921 году писал, что «невозможно стать умным и настоящим коммунистом, не изучив, именно не изучив всего того, что Плеханов написал по философии, ибо то, что он написал, есть лучшее, что он написал». можно найти во всей международной литературе по марксизму». [46] Советские коммунисты также бережно хранили его память и дали его имя Советской экономической академии и Санкт-Петербургскому государственному горному институту имени Г. В. Плеханова .
За свою жизнь Плеханов много писал об историческом материализме , об истории материалистической философии, о роли массы и личности в истории. Плеханов всегда настаивал на том, что марксизм является материалистическим , а не идеалистическим учением и что России придется пройти капиталистическую стадию развития, прежде чем она станет социалистической . Он также писал об отношениях между базисом и надстройкой , о роли идеологий и о роли искусства в человеческом обществе. Его помнят как важного и новаторского марксистского мыслителя в таких вопросах.
Работает
[ редактировать ]- Социализм и политическая борьба (1883) Плеханов: Социализм и политическая борьба (1883)
- Our differences (1885) G.V. Plekhanov: Our Differences (1885)
- Г.И. Успенский (1888)
- Новый чемпион самодержавия (1889 г.)
- С. Каронин (1890)
- Буржуазная революция (1890–1891)
- Материалистическая концепция истории (1891 г.)
- К шестидесятилетию со дня смерти Гегеля (1891 г.)
- Анархизм и социализм (1895)
- Развитие монистического взгляда на историю (1895 г.)
- Очерки истории материализма (1896)
- N. I. Naumov (1897)
- А. Л. Волынский: Русская критика. Литературные очерки (1897)
- Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского (1897)
- Белинский и рациональная реальность (1897)
- К вопросу о роли личности в истории (1898 г.)
- N. A. Nekrasov (1903) In Russian.
- Научный социализм и религия (1904)
- На два фронта: Сборник политических статей (1905) На русском языке.
- Французская драма и французская живопись восемнадцатого века с социологической точки зрения (1905)
- Пролетарское движение и буржуазное искусство (1905)
- Генрик Ибсен (1906)
- Мы и они (1907) На русском языке.
- О психологии рабочего движения (1907 г.)
- Основные проблемы марксизма (1908 г.)
- Идеология нашего современного обывателя (1908)
- Толстой и природа (1908)
- О так называемых религиозных исканиях в России (1909 г.)
- Н. Г. Чернышевский (1909)
- Карл Маркс и Лев Толстой (1911)
- А. И. Герцен и крепостное право (1911)
- Добролюбов и Островский (1911)
- Искусство и общественная жизнь (1912–1913)
- Год Родины: Полное собрание статей и речей за 1917–1918 годы в двух томах. Том 1 ; Том 2 (1921) На русском языке.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Б. А. Чагин, "Защита и обоснование Г. В. Плехановым диалектического и исторического материализма в борьбе с ревизионизмом" в качестве "Введения" содержала " Избранные философские сочинения Георгия Плеханова: Том II" (М.: Издательство "Прогресс", 1976), с. 11.
- ^ Барон, Сэмюэл Х. (1954). «Плеханов и истоки русского марксизма» . Русское обозрение . 13 (1): 38–51. дои : 10.2307/125906 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 125906 .
- ^ Русская философия: дореволюционная философия и теология философов в изгнании марксистов и коммунистов , том III (1965), с. 352
- ^ Фаубион Бауэрс , Скрябин, биография , Courier Corporation (1996), с. 92
- ^ Jump up to: а б с Сэмюэл Х. Барон, Плеханов: отец русского марксизма. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1963; стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Барон, Плеханов: Отец русского марксизма, с. 6.
- ^ Барон, Плеханов: Отец русского марксизма, стр. 6–7.
- ^ Леопольд Х. Хаймсон, Русские марксисты и истоки большевизма. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1955; стр. 31.
- ^ Pavel Aksel'rod, "Perezhitoe i peredumannoe," Letopis' revoliutsii, vol. 1, no. 14, Berlin, 1923. Quoted in Baron, Plekhanov: The Father of Russian Marxism, pg. 31.
- ^ Сэмюэл Х. Барон, Плеханов в русской истории и советской историографии. Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета, 1995; стр. 4.
- ^ Сэмюэл Х. Барон, «Между Марксом и Лениным: Г.В. Плеханов», Советский обзор, том. 32, нет. 2 (апрель – июнь 1960 г.); перепечатано в журнале «Барон Плеханов в русской истории и советской историографии», стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с Хаймсон, Русские марксисты и истоки большевизма, стр. 37.
- ^ Jump up to: а б Барон, «Между Марксом и Лениным: Г.В. Плеханов», с. 5.
- ^ Хаймсон, Русские марксисты и истоки большевизма, стр. 42.
- ^ В. А. Фомина, "Роль Плеханова в защите и обосновании марксистской философии (Вступительный очерк) в Избранных философских сочинениях: Том I (М.: Издательство "Прогресс", 1974), стр. 10.
- ^ Jump up to: а б Хаймсон, Русские марксисты и истоки большевизма, стр. 43.
- ↑ Георгий Плеханов, «Программа группы социал-демократического освобождения труда», содержится в Избранных философских сочинениях: Том 1 (Москва: Издательство «Прогресс», 1974), стр. 353–357.
- ^ Jump up to: а б с Барон, «Между Марксом и Лениным: Г.В. Плеханов», с. 6.
- ^ Тони Клифф, Ленин: построение партии, стр. 104–5.
- ^ Jump up to: а б Сэмюэл Х. Барон, Плеханов в русской истории и советской историографии. Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета, 1995; стр. xiv.
- ^ Пристленд, Дэвид (2007). Сталинизм и мобилизационная политика . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199245130 .
- ^ Георгий Плеханов, «Социализм и политическая борьба», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: Том I (Москва: Издательство «Прогресс», 1974), стр. 49–106.
- ^ Георгий Феханов, «Наши различия», содержащиеся в Избранных философских трудах: Том I, стр. 107–352.
- ^ Барон, Плеханов: Отец русского марксизма, стр. 89.
- ^ Георгий Плеханов, «Наши различия», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: Том 1 , стр. 216–237.
- ^ Георгий Плеханов, «Наши различия», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: Том 1 , стр. 238–274.
- ^ Барон, Плеханов: Отец русского марксизма, стр. 98–99.
- ^ Георгий Плеханов, «Наши различия», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: Том 1, стр. 341–342.
- ^ Георгий Плеханов, «Развитие монистического взгляда на историю», содержится в Избранных философских сочинениях: Том 1 , стр. 480–697.
- ^ Jump up to: а б с В. А. Фомина, «Вводный очерк», содержащийся в Избранных философских сочинениях: Том 1 , с. 16.
- ↑ Письмо Энгельса Вере Засулич от 30 января 1895 г., содержащееся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 50 (Нью-Йорк: International Publishers, 2004), с. 436.
- ↑ См. примечание 505, содержащееся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 50 , с. 601.
- ^ См. примечание 504 в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 50 (Нью-Йорк: International Publishers, 2004), с. 601.
- ↑ Письмо Энгельса Георгию Плеханову от 8 февраля 1895 г., содержащееся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 50 , с. 439.
- ↑ Георгий Плеханов, «Очерки истории материализма», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: Том II (Москва: Издательство «Прогресс», 1976), стр. 31–182.
- ^ Георгий Плеханов, «Очерки истории материализма», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: том II , стр. 40–41 и 79–80.
- ^ См. Георгий Плеханов «Несколько слов в защиту экономического материализма» и «Об экономическом факторе», содержащиеся в Избранных философских сочинениях: Том II , стр. 183–210 и 251–282.
- ^ Jump up to: а б Б. А. Чагин, «Введение», содержащееся в Избранных философских сочинениях Г. Плеханова : Том II , с. 11.
- ^ Георгий Плеханов, Избранные философские сочинения: Том II , стр. 283–315.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сэмюэл Х. Барон, «Георгий Валентинович Плеханов», в книге Джорджа Джексона с Робертом Девлином (ред.), Словарь русской революции. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1989; стр. 447–449.
- ^ Сондерс, Дэвид (1992). Россия в эпоху реакции и реформ . Лонгман. стр. 317–319. ISBN 0582489784 .
- ^ Энгель, Барбара Альперн (1983). Матери и дочери: женщины интеллигенции в России девятнадцатого века . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 222. ИСБН 0810117401 .
- ^ Фаубион, Бауэрс (1996). Скрябин: Биография русского композитора 1871–1915 гг . Нью-Йорк: Дувр. п. 21. ISBN 0486288978 .
- ^ Gil', Liubov' (2016). "Bograd, Rozaliia Markovna Bograd-Plekhanova" . Archived from the original on 5 March 2018 . Retrieved 24 March 2018 .
- ^ Николя Слонимский, Perfect Pitch , с. 47
- ^ "В.И.Ленин Полное Собрание Сочинений том 42 В. И. ЛЕНИН стр. 290" . leninvi.com . Archived from the original on 19 February 2019 . Retrieved 30 August 2023 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сэмюэл Х. Барон, Плеханов: отец русского марксизма. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1963.
- Плеханов в русской истории и советской историографии. Питтсбург: Университет Питтсбурга, 1995.
- Георгий Плеханов: Избранные философские сочинения в пяти томах. Москва: Прогресс, 1974.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В период с 1974 по 1981 год издательство «Прогресс» выпустило пятитомное издание « Избранные философские сочинения Георгия Плеханова» на английском языке:
- Работы Георгия Валентиновича Плеханова в Project Gutenberg
- Работы Георгия Плеханова или о нем в Internet Archive
- Интернет-архив Георгия Плеханова , Интернет-архив марксистов, marxists.org/
- Биография Георгия Плеханова , Спартак Великобритания, spartacus-educational.com/
- Георгий Плексханов Собрание сочинений в 24 томах. Архивировано 1 октября 2011 года в Wayback Machine , Фонд Плеханова, plehanovfound.ru/ На русском языке.
- Могила Плеханова
- Дом Плеханова в Российской национальной библиотеке. Архивировано 1 декабря 2012 года в Wayback Machine.
- Архив документов Георгия Валентиновича Плеханова в Международном институте социальной истории
- Газетные вырезки о Георгии Плеханове в архив ZBW XX веке Пресс -
- 1856 рождений
- 1918 смертей
- Жители Грязинского района.
- Жители Липецкого уезда.
- Выходцы из Российской империи татарского происхождения
- Народники
- Члены Российской социал-демократической рабочей партии
- меньшевики
- Теоретики марксизма
- Философы Российской Империи
- Политические писатели Российской империи.
- Марксисты из Российской Империи
- Революционеры из Российской Империи
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Смертность от туберкулеза в Финляндии