Jump to content

Несчастные Земли

Несчастные Земли
Обложка первого издания
Автор Франц Фанон
Оригинальное название Несчастные Земли
Переводчик
  • Констанс Фаррингтон (1963)
  • Ричард Филкокс (2004)
Язык Французский
Предметы Расизм , колониализм , насилие , постколониализм , развитие третьего мира, революция
Издатель Франсуа Масперо
Дата публикации
1961
Место публикации Франция
Опубликовано на английском языке
1963
Тип носителя Распечатать
Страницы 251
ISBN 0-8021-5083-7
ОКЛК 11787563

«Несчастные Земли» для человека и нации , а также обсуждает более широкие социальные проблемы (французский: Les Damnés de la Terre) — книга философа Франца Фанона, вышедшая в 1961 году, в которой автор проводит психоанализ дегуманизирующих последствий колонизации , культурные и политические последствия создания общественного движения за деколонизацию человека и народа. Название на французском языке происходит от вступительного текста песни « The Internationale », что также отражено в английском названии.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Посредством критики национализма и империализма Фанон представляет дискуссию о личном и общественном психическом здоровье , обсуждение того, как использование языка (словаря) применяется для установления империалистических идентичностей, таких как колонизатор и колонизированный , для обучения и психологического формирования. туземца и колониста в роли раба и хозяина , а также обсуждение роли интеллектуала в революции . Фанон предлагает, чтобы революционеры обратились за помощью к люмпен-пролетариату , чтобы предоставить силу, необходимую для изгнания колонистов. В традиционной марксистской теории люмпенпролетариаты — это низший, наиболее деградировавший слой пролетариата особенно преступники, бродяги и безработные — люди, которым не хватает классового сознания для участия в социалистической революции .

Фанон применяет термин люмпенпролетариат к колониальным подданным, не участвующим в промышленном производстве, особенно к крестьянству , поскольку, в отличие от городского пролетариата (рабочего класса), люмпенпролетариат обладает достаточной интеллектуальной независимостью от господствующей идеологии колониального правящего класса , готового понять, что они могут восстать против колониального статус-кво и тем самым деколонизировать свою нацию. Одно из эссе, включенных в «Бедные земли» , - «О национальной культуре», в котором Фанон подчеркивает необходимость каждого поколения раскрыть свою миссию и бороться за нее.

«О насилии»

[ редактировать ]

Первый раздел называется «О насилии». Это подробное объяснение насилия по отношению как к колониальному миру, так и к процессу деколонизации. Фанон начинает с предпосылки, что деколонизация по определению является насильственным процессом без каких-либо исключений. Целью этого процесса является возможная замена одной группы людей другой, и этот процесс завершается только тогда, когда переход является полным. Эта концепция деколонизации основана на построении Фаноном колониального мира. Благодаря своим наблюдениям он пришел к выводу, что все колониальные структуры на самом деле представляют собой вложенные общества, которые не дополняют друг друга. Он использует аристотелевскую логику, утверждая, что колония следовала «принципу взаимной исключительности». [1] На основании этого вывода Фанон характеризует оценку коренного населения классом поселенцев как дегуманизационную. Поселенцы буквально не считают туземцев представителями своего вида. Туземцы неспособны к этике и тем самым являются воплощением абсолютного зла (с. 32) в отличие от христианских поселенцев, являющихся силами добра. Это решающий момент для Фанона, поскольку он объясняет два феномена, происходящих в колониальном мире. Первая — это идея о том, что деколонизация — это замена одной популяции другой, а вторая — что, поскольку туземцы знают, что они не животные, у них сразу же возникает чувство бунта против поселенца.

Одним из временных последствий колонизации, о котором говорит Фанон, является разделение туземцев на три группы. Первый — это местный рабочий, которого поселенец ценит за свой труд. Вторую группу он называет «колонизированными интеллектуалами» (стр. 47). По западным стандартам это более образованные представители коренной группы, которых поселенцы во многих отношениях вербуют для того, чтобы они выражали свои взгляды. Поселенцы «внедрили в умы колонизированных интеллектуалов, что основные качества остаются вечными, несмотря на ошибки, которые люди могут совершать: существенные качества Запада, конечно» (стр. 36); эти интеллектуалы были «готовы защищать греко-латинский пьедестал» (стр. 36) от всех врагов, как поселенцев, так и местных жителей. Третья группа, описанная Фаноном, — это люмпенпролетариат . Эта группа описывается в марксизме как беднейший класс; те, кто находится вне системы, потому что у них так мало. Марксисты часто отвергают эту группу как неспособную помочь в организации рабочих, но Фанон видит их по-другому. По его мнению, люмпенпролетариат первым обнаружит насилие в лице поселенца (с. 47).

Как только идея революции принята туземцем, Фанон описывает процесс, посредством которого она обсуждается, корректируется и, наконец, реализуется. По мнению Фанона, революция начинается как идея тотальных систематических изменений и посредством фактического применения к ситуациям реального мира смягчается до тех пор, пока не превращается в небольшую смену власти внутри существующей системы. «[Пацифисты и законники... достаточно прямо выдвинули требование... «Дайте нам больше власти » » (46), но «местный интеллектуал облек свою агрессивность в едва завуалированное желание ассимилироваться с колониальным миром». » (47). Колониалистская буржуазия предлагает ненасилие, а затем компромисс как дальнейшие пути выхода из насилия деколонизации; это тоже механизмы, притупляющие и деградирующие движение. Примером этого является новая независимая Республика Габон , которая получила независимость от Франции в 1960 году, после чего новый президент Леон Мба сказал: «Габон независим, но между Габоном и Францией ничего не изменилось; все идет по-прежнему». (цитата по Несчастные Земли , с. 52). Для Фанона это прекрасный пример движения за деколонизацию, которое было ослаблено неуверенностью его лидеров. Чтобы бороться с этим, «новым независимым странам третьего мира предлагается не подражать декадентским обществам Запада (или Востока), а проложить новый путь в определении человеческих и международных отношений» (Fairchild, 2010, стр. 194).

В этом эссе Фанон описывает многие аспекты насилия и реакции на насилие, необходимые для тотальной деколонизации. Он также предлагает предостеречь о нескольких различных подходах к этому насилию.

«О национальной культуре»

[ редактировать ]

Краткое содержание

[ редактировать ]

В эссе «О национальной культуре», опубликованном в журнале «Бедные земли » , Фанон намеревается определить, как национальная культура может возникнуть среди бывших и, на момент его выхода в 1961 году, все еще колонизированных народов Африки . Фанон утверждает, что вместо того, чтобы полагаться на ориентализированное, фетишизированное понимание доколониальной истории, национальная культура должна строиться на материальном сопротивлении народа колониальному господству. Фанон рассказывает в своем эссе, имея в виду тех, кого он называет «колонизированными интеллектуалами». [2]

Возвращение к доколониальной истории

[ редактировать ]

По мнению Фанона, колонизаторы пытаются описать доколониальную историю колонизированного народа как историю «варварства, деградации и скотства», чтобы оправдать превосходство западной цивилизации. [2] : 149  Чтобы подорвать господство колониального общества, пишет Фанон, колонизированные интеллектуалы чувствуют необходимость вернуться к своей так называемой «варварской» культуре, чтобы доказать свое существование и свою ценность по отношению к Западу. [2] : 155 

Фанон предполагает, что колонизированные интеллектуалы часто попадают в ловушку, пытаясь доказать существование общей африканской или «негритянской» культуры. [2] : 150  По мнению Фанона, это тупик, поскольку изначально именно колонисты считали все народы Африки «негритянскими», не принимая во внимание отдельные национальные культуры и истории. Это указывает на то, что Фанон считает одним из ограничений движения Негритюд . Формулируя континентальную идентичность, основанную на колониальной категории «негров», Фанон утверждает, что «люди, которые намеревались ее воплотить, осознавали, что каждая культура в первую очередь является национальной». [2] : 154 

По мнению Фанона, попытки колонизированных интеллектуалов «вернуться» к доколониальной культуре страны в конечном итоге оказываются бесплодными. Интеллигент делает акцент не на культуре, а на традициях, костюмах и клише, которые романтизируют историю так же, как это сделал бы колонист. [2] : 158  Желание пересмотреть доколониальную историю страны, даже если оно приводит к появлению ориентализированных клише, по-прежнему знаменует собой важный поворот, по мнению Фанона, поскольку, отвергая нормализованный европоцентризм колониальной мысли, эти интеллектуалы обеспечивают «радикальное осуждение» более крупной колониальной мысли. предприятие. [2] : 158  Это радикальное осуждение обретает свой полный смысл, если принять во внимание, что «конечная цель колонизации», по мнению Фанона, «была в том, чтобы убедить коренное население, что это спасет их от тьмы». [2] : 148  По мнению Фанона, упорный отказ коренных народов соблюдать национальные традиции перед лицом колониального правления является демонстрацией государственности, но при этом сохраняется фиксированное представление о нации как о чем-то прошлом, как о трупе. [2] : 172 

Борьба как очаг национальной культуры

[ редактировать ]

В конечном счете, утверждает Фанон, колонизированному интеллектуалу придется осознать, что национальная культура — это не историческая реальность, ожидающая своего открытия в ходе возвращения к доколониальной истории и традициям, а уже существующая в нынешней национальной реальности. [2] : 161  В анализе Фанона национальная борьба и национальная культура становятся неразрывно связанными. Борьба за национальное освобождение означает борьбу за территорию, на которой может расти культура. [2] : 168  поскольку Фанон приходит к выводу, что национальная культура не может существовать в условиях колониального господства. [2] : 171 

Решающий поворот в развитии колонизированных интеллектуалов произойдет, когда они перестанут обращаться к угнетателю в своей работе и начнут обращаться к своему собственному народу. Это часто создает то, что Фанон называет «боевой литературой», сочинения, призывающие людей начать борьбу против колониального угнетателя. [2] : 173  Это изменение отражено во всех способах художественного самовыражения колонизированной нации, от литературы до гончарного дела, керамики и устного рассказывания историй. [2] : 175  Фанон специально использует пример алжирских рассказчиков, меняющих содержание и повествование своих традиционных историй, чтобы отразить нынешний момент борьбы против французского колониального господства. [2] : 174  Похожим поворотом он также считает джазовое движение бибоп в Америке, благодаря которому чернокожие джазовые музыканты начали отделять себя от образа, навязанного им белым южным воображаемым. [2] : 176  В то время как обычным образом афроамериканских джазовых музыкантов, по словам Фанона, был «старый негр с пятью порциями виски за поясом, оплакивающий свое несчастье», бибоп был полон энергии и динамизма, которые сопротивлялись и подрывали распространенный расистский образ. [2] : 176 

Для Фанона национальная культура тесно связана с борьбой за саму нацию, с актом проживания и взаимодействия с настоящей реальностью, что порождает целый ряд культурных произведений. Лучше всего это можно выразить в идее Фанона о замене «концепции» «мускулами». [2] : 157  Фанон предполагает, что реальная практика и осуществление деколонизации, а не деколонизация как академическое занятие, составляет основу национальной культуры.

На пути к международному сознанию

[ редактировать ]

Завершая эссе, Фанон осторожно отмечает, что построение национальной культуры – это не самоцель, а «этап» на пути к большей международной солидарности. [2] : 180  Борьба за национальную культуру приводит к разрыву с низшим статусом, который был навязан нации в процессе колонизации, что, в свою очередь, порождает «национальное сознание». Это национальное сознание, рожденное в борьбе народа, представляет, по мнению Фанона, высшую форму национальной культуры. [2] : 179  Благодаря этому процессу освобожденная нация становится равноправным игроком на международной арене, где международное сознание может обнаружить и продвигать набор универсализирующих ценностей. [2] : 180 

В своем предисловии к изданию « Несчастных на Земле » 1961 года Жан-Поль Сартр поддержал пропаганду Франца Фанона насилия со стороны колонизированных людей против колонизатора, необходимого для их психического здоровья и политического освобождения; Позже Сартр применил это введение в книге «Колониализм и неоколониализм» (1964), политико-философской критике французского алжирского колониализма. [3] Политический акцент происходит в первой главе книги «О насилии», в которой Фанон обвиняет колониализм и его постколониальное наследие, для которого насилие является средством катарсиса и освобождения от колониального подданства.

В предисловии к изданию « Бедных Земли » 2004 года Хоми К. Бхабха раскритиковал введение Сартра, заявив, что оно ограничивает подход читателя к книге, сосредоточив внимание на пропаганде насильственного сопротивления угнетению. [4] После 1967 года, после поддержки Сартра Израиля в Шестидневной войне , вдова Фанона, Джози, удалила введение Сартра из новых изданий. В интервью в 1978 году в Университете Говарда она сказала: «Когда Израиль объявил войну арабским странам, среди западных (французских) интеллектуалов возникло большое просионистское движение в пользу Израиля. Сартр принимал участие в этом движении. Он подписывал петиции в поддержку Израиля. Израиль, я чувствовал, что его просионистские взгляды несовместимы с работой Фанона». [5] Энтони Эллиотт пишет, что «Несчастные Земли» - «плодотворное» произведение. [6]

Работы Фанона о культуре вдохновили большую часть современных постколониальных дискуссий о роли национальной культуры в освободительной борьбе и деколонизации. В частности, Роберт Дж. К. Янг частично благодарит Фанона за то, что он пробудил интерес к тому, как индивидуальный человеческий опыт и культурная идентичность производятся в постколониальной письменной форме. [7] Теоретизирование Фаноном национальной культуры как прежде всего борьбы за свержение колониального правления было радикальным отходом от других взглядов на культуру, которые принимали более исторический и этнографический подход.

Некоторые теоретики, работающие в постколониальных исследованиях, раскритиковали приверженность Фанона нации как отражение эссенциалистской и авторитарной тенденции в его произведениях. [8] : 72  В ответ на статью «О национальной культуре» Кристофер Л. Миллер, профессор афроамериканских исследований и французского языка в Йельском университете, обвиняет Фанона в том, что он рассматривает страну как бесспорное место антиколониального сопротивления, поскольку национальные границы были навязаны африканским народам во время Борьба за Африку . [9] : 48  По мнению Миллера, отсутствие внимания к навязыванию и искусственности национальных границ в Африке упускает из виду культурные и языковые различия каждой страны, что делает проблематичным теоретизирование единой национальной культуры, как это делает Фанон. [9] : 48  Миллер также критикует Фанона за то, что он во многом следует «западной мысли пост-Просвещения», рассматривая отдельные или местные истории как подчиненные универсальной или глобальной борьбе нации. [9] : 50 

Нил Лазарус, профессор Уорикского университета, предположил, что в книге Фанона «О национальной культуре» преувеличивается чувство единого политического сознания крестьянства в их борьбе за свержение колониальной системы власти. [8] : 78  В частности, Лазарус утверждает, что идея «национального сознания» не соответствует истории Алжирской революции, в которой Фанон принимал активное участие, поскольку, когда страна обрела независимость в 1962 году после 8-летней освободительной войны, население был в значительной степени демобилизован. [8] : 78  По мнению Лазаруса, крестьянская воинственность в анализе Фанона становится точным оправданием его теории, но не обязательно существует в материальном смысле. [8] : 80 

В предисловии к изданию « Несчастных Земли » 2004 года Хоми К. Бхабха также указал на некоторые опасности анализа Фанона в «О национальной культуре». Он писал, что приверженность Фанона национальному самосознанию можно рассматривать как «глубоко тревожное» требование культурной однородности и краха различий. [2] : х Бхабха, однако, предполагает, что видение Фанона является стратегическим, и любой акцент на однородности нации не следует интерпретировать как «ограниченный национализм», а как попытку сломать навязанные в эпоху холодной войны бинарные системы капитализма против социализма или Востока. против Запада. [2] : xvi, xvii

Стратегический эссенциализм

[ редактировать ]

Некоторые ученые отмечают сходство между концепцией национальной культуры Фанона и стратегическим эссенциализмом. [10] Стратегический эссенциализм — популярная концепция в постколониальных исследованиях, которая была придумана Гаятри Чакраворти Спивак в 1980-х годах. Концепция признает невозможность определения набора существенных атрибутов группы или идентичности, а также признает важность определенного рода эссенциализма для мобилизации для политических действий. [11] Это перекликается с аргументом Фанона в книге «О национальной культуре», поскольку любой эссенциализм национальной культурной идентичности был, по сути, стратегическим шагом на пути к преодолению ассимиляции колониализма и построению международного сознания, в котором двойные системы колонизаторов и колонизаторов были растворены. [10]

Отношение к движению Негритюд

[ редактировать ]

«О национальной культуре» также является заметным размышлением о сложной истории Фанона с движением Негритюд . Эме Сезер , учитель Фанона и важный источник интеллектуального вдохновения на протяжении всей его карьеры, был соучредителем движения. [12] Хотя мышление Фанона часто пересекалось с фигурами, связанными с Негритюдом, включая стремление избавить гуманизм от его расистских элементов и общую приверженность панафриканизму в различных формах, [12] : 344, 348  «О национальной культуре» довольно критически относился к движению Негритюд, особенно с учетом его исторического контекста. Последний раздел эссе изначально был задуман как речь на Втором конгрессе черных писателей и художников в Риме: «Единство и ответственность африканской негритянской культуры» (1959). [13] Проблемы и решения, представленные конгрессом, вдохновленные движением, часто вращались вокруг предположения о существовании единой африканской негритянской культуры. [13] Алиун Диоп , выступая в качестве одной из ключевых фигур движения на конференции, сказал, что Негритюд намеревался оживить черную культуру с качествами, присущими африканской истории, но не упомянул о материальной борьбе или националистическом измерении. [13] Между тем, на протяжении всего эссе Фанон подчеркивал культурные различия между африканскими странами и особые трудности, с которыми сталкивается чернокожее население, что требовало материального сопротивления на национальном уровне. В части эссе, написанной после выступления на конференции, Фанон особенно критиковал выдающихся негритюдских писателей и политиков Жака Рабемананхара и Леопольда Седара Сенгора . [2] : 169  который призвал к культурному единству чернокожих, но выступил против заявки Алжира на независимость в Организации Объединенных Наций. [14]

английские переводы

[ редактировать ]
  • на английском языке Констанс Фаррингтон (Африканское присутствие, 1963)
  • на английском языке Констанс Фаррингтон (Grove Press, 1965)
  • на английском языке Констанс Фаррингтон (Penguin Books, 2001)
  • на английском языке Ричард Филкокс (Grove Press, 2004)

Также см.

[ редактировать ]
  1. ^ Фанон, Франц (1925–1961). Несчастные земли . Хармондсворт: Пингвин. ISBN  9780140224542 . OCLC   12480619 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Фанон, Франц (2004) [1961]. Несчастные Земли . Перевод Филкокса, Ричарда. С предисловием Бхабхи Хоми К. и предисловием Сартра Жан-Поля. Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN  9780802141323 . OCLC   54500792 .
  3. ^ Жан-Поль Сартр. Предисловие к произведению Франца Фанона «Несчастные земли».
  4. Предисловие Хоми Бхабхи 2004 г., с. XXI; Франц Фанон (2004), Несчастные Земли , Grove Press
  5. ^ Кристиан Филострат. «Говорит вдова Франца Фанона: интервью с вдовой Франца Фанона Джози Фанон» . Негритюд Агонистес . Доступ в мае 2017 г.
  6. ^ Эллиотт, Энтони (2002). Психоаналитическая теория: Введение . Нью-Йорк: Пэлгрейв. п. 56. ИСБН  978-0-333-91912-5 .
  7. ^ Янг, Роберт С. (2001). Постколониализм: историческое введение . Лондон: Блэквелл. п. 275. ИСБН  978-0631200710 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Лазарь, Нил (1993). «Отказ от деколонизации: Фанон, национализм и проблема репрезентации в современных теориях колониального дискурса». Исследования африканской литературы . 24 (4): 69–98. JSTOR   3820255 .
  9. ^ Jump up to: а б с Миллер, Кристофер Л. (1990). Теории африканцев: франкоязычная литература и антропология в Африке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226528014 . OCLC   21563460 .
  10. ^ Jump up to: а б Нкомо, Стелла М. (19 мая 2011 г.). «Постколониальное и антиколониальное прочтение«африканского» лидерства и менеджмента в организационных исследованиях: напряженность, противоречия и возможности». Организация . 18 (3): 365–386. дои : 10.1177/1350508411398731 . hdl : 2263/16735 . S2CID   56422538 .
  11. ^ Бьюкенен, Ян (2010). Словарь критической теории (1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191726590 . OCLC   464580932 .
  12. ^ Jump up to: а б Нильсен, Синтия Р. (30 июля 2013 г.). «Франц Фанон и движение Негритюда: как стратегический эссенциализм ниспровергает манихейские бинарные системы». Каллалу . 36 (2): 342–352. дои : 10.1353/cal.2013.0084 . ISSN   1080-6512 . S2CID   162812806 .
  13. ^ Jump up to: а б с Файф, Александр (18 августа 2017 г.). «Специфика литературы и ее универсализирующая функция в произведении Франца Фанона «О национальной культуре» . Вмешательства . 19 (6): 764–780. дои : 10.1080/1369801x.2017.1348247 . ISSN   1369-801X . S2CID   148769570 .
  14. ^ Саджед, Алина (2013). Постколониальные встречи в международных отношениях: политика трансгрессии в Магрибе . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. п. 153. ИСБН  978-1135047795 . OCLC   880755845 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 877680d52483f2e18c346c1fa20dbb1f__1716354540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/1f/877680d52483f2e18c346c1fa20dbb1f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Wretched of the Earth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)