Революция
В науке революция . ( лат политической revolutio , «поворот») — это быстрая, фундаментальная трансформация государственной, классовой, этнической или религиозной структуры общества. [1] [2] [3] Революция включает в себя попытку смены политических режимов , значительную массовую мобилизацию и попытки добиться перемен неинституционализированными средствами (такими как массовые демонстрации , протесты, забастовки или насилие). [1]
Революции происходили на протяжении всей истории человечества и сильно различались по методам, успеху или неудаче, продолжительности и мотивирующей идеологии . [1] [4] Революции могут начаться с городских восстаний и краха режима, а могут начаться на периферии с партизанской войны или крестьянских восстаний . [1] Режимы могут быть уязвимы для революций из-за военных поражений, оскорблений национальной гордости и идентичности, репрессий и коррупции. [1] Революции могут спровоцировать контрреволюции , которые стремятся предотвратить революцию или повернуть вспять курс текущей или успешной революции. [5]
Международная система может распространять идеологии и модели управления, такие как национализм, самоопределение, республиканизм, либерализм, демократия, фашизм и социализм, которые вдохновляют революции. [6]
Известные революции последних столетий включают Войну за независимость в США (1775–1783), Французскую революцию (1789–1799), Гаитянскую революцию (1791–1804), Испано-американские войны за независимость (1808–1826), Европейские революции 1848 г. , Мексиканская революция (1910–1920 гг.), Русская революция 1917 г., Китайская коммунистическая революция 1940-х гг., Деколонизация Африки , Кубинская революция 1959 г., Иранская революция 1979 г. и Европейские революции 1989 г.
Этимология
[ редактировать ]Слово «революция» известно во французском языке с 13 века, а слово «революция» в английском языке с конца четырнадцатого века в отношении вращательного движения небесных тел. «Революция» в смысле резкого изменения общественного порядка засвидетельствована по крайней мере 1450 годом. [7] [8] Политическое использование этого термина было прочно установлено к 1688 году при описании замены Якова II на Вильгельма III . Этот инцидент был назван « Славной революцией » . [9]
Определение
[ редактировать ]Пожалуй, чаще всего слово «революция» используется для обозначения изменения социальных и политических институтов. [10] [11] [12] Джефф Гудвин дает два определения революции. Во-первых, широкий, включающий
любые и все случаи, когда государство или политический режим свергаются и тем самым трансформируются народным движением нерегулярным, внеконституционным или насильственным образом.
Во-вторых, узкий, в котором
Революции влекут за собой не только массовую мобилизацию и смену режима , но также более или менее быстрые и фундаментальные социальные, экономические или культурные изменения во время или вскоре после борьбы за государственную власть. [13]
Джек Голдстоун определяет революцию как
попытка трансформировать политические институты и оправдания политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной массовой мобилизацией и неинституционализированными действиями, подрывающими власть. [1]
Ранние ученые обсуждали различия между революциями и гражданскими войнами. [4] [14] Они также обсуждали, были ли революции чисто политическими (касающимися трансформации правительства) или они носили более экспансивный характер и охватывали более широкие социальные изменения. [15]
Типы
[ редактировать ]В социальных науках и литературе существует множество различных типологий революций. [16]
Алексис де Токвиль различал:
- политические революции, внезапные и жестокие революции, направленные не только на создание новой политической системы, но и на преобразование всего общества;
- медленные, но радикальные трансформации всего общества, для осуществления которых требуется несколько поколений (например, изменения в религии). [17]
Одна из нескольких различных марксистских типологий. [18] делит революции на:
- докапиталистический
- ранний буржуа
- буржуазия
- буржуазно-демократический
- ранний пролетарский
- социалистический
Чарльз Тилли , современный исследователь революций, проводил различие между;
- Государственный переворот (захват власти сверху вниз)
- гражданская война
- бунт, и
- «великая революция» (революция, которая трансформирует экономические и социальные структуры, а также политические институты, например, Французская революция 1789 года, Русская революция 1917 года или Исламская революция в Иране ). [19] [20]
Марк Кац [21] определил шесть форм революции;
- сельская революция
- городская революция
- Государственный переворот, например, Египет, 1952 г.
- революция сверху, например, Большой скачок Мао в 1958 году.
- революция извне, например, вторжение союзников в Италию в 1944 году и Германию в 1945 году.
- революция путем осмоса, например, постепенная исламизация ряда стран.
Эти категории не являются взаимоисключающими; Русская революция 1917 года началась с городской революции с целью свержения царя, за которой последовала сельская революция, за которой последовал большевистский переворот в ноябре. Кац также классифицировал революции следующим образом:
- Центральный; страны, обычно великие державы , которые играют ведущую роль в революционной волне ; например СССР , нацистская Германия , Иран с 1979 года. [22]
- Стремящиеся революции, следующие за Центральной революцией
- подчиненные или марионеточные революции
- конкурирующие революции, например, коммунистическая Югославия и Китай после 1969 года.
Еще одно измерение типологии Каца. [23] заключается в том, что революции совершаются либо против (антимонархии, антидиктаторства, антикоммуниста, антидемократии), либо за (профашизма, коммунизма, национализма и т. д.). В последних случаях зачастую необходим переходный период для принятия решения о выбранном направлении.
Другие типы революций, созданные для других типологий, включают социальные революции ; пролетарские или коммунистические революции (вдохновленные идеями марксизма, целью которого является замена коммунизмом ) капитализма ; неудавшиеся или неудавшиеся революции (революции, которым не удалось обеспечить власть после временных побед или крупномасштабной мобилизации); или насильственные и ненасильственные революции .
Термин «революция» также использовался для обозначения больших изменений за пределами политической сферы. Обычно считается, что такие революции изменили общество, культуру, философию и технологию гораздо больше, чем политические системы ; их часто называют социальными революциями . [24] Некоторые из них могут быть глобальными, а другие ограничены отдельными странами. Одним из классических примеров использования слова «революция» в таком контексте является промышленная революция , научная революция или коммерческая революция . Такие революции также соответствуют определению Токвиля «медленная революция». [25] Похожий пример – цифровая революция .
Определение
[ редактировать ]Политические и социально-экономические революции изучались во многих социальных науках , особенно в социологии , политических науках и истории . [26]
Исследователи революций, такие как Джек Голдстоун , выделяют четыре современных «поколения» научных исследований, посвященных революциям. [1] Ученые первого поколения, такие как Гюстав Лебон , Чарльз А. Эллвуд или Питирим Сорокин , носили в основном описательный подход, а их объяснения явлений революций обычно были связаны с социальной психологией Лебона. психологии толпы , например, теория . [10]
Теоретики второго поколения стремились разработать подробные теории того, почему и когда возникают революции, основанные на более сложных социального поведения теориях . Их можно разделить на три основных подхода: психологический, социологический и политический. [10]
Работы Теда Роберта Гурра , Иво К. Фейербранда , Розалинд Л. Фейербранд , Джеймса А. Гешвендера , Дэвида К. Шварца и Дентона Э. Моррисона попадают в первую категорию. Они следовали теориям когнитивной психологии и теории фрустрации-агрессии и видели причину революции в душевном состоянии масс, хотя они различались в своих подходах к тому, что именно вызвало восстание людей (например, модернизация, рецессия или дискриминации), они согласились, что основной причиной революции было широко распространенное недовольство социально-политической ситуацией. [10]
Вторая группа, состоящая из таких ученых, как Чалмерс Джонсон , Нил Смелзер , Боб Джессоп , Марк Харт , Эдвард А. Тирьакян и Марк Хагопян , следовала по стопам Талкотта Парсонса и структурно-функционалистской теории в социологии; они видели общество как систему, находящуюся в равновесии между различными ресурсами, потребностями и подсистемами (политическими, культурными и т. д.). Как и в психологической школе, они разошлись в своих определениях того, что вызывает неравновесие, но согласились, что именно состояние серьезного неравновесия является причиной революций. [10]
Наконец, третья группа, в которую входили такие писатели, как Чарльз Тилли , Сэмюэл П. Хантингтон , Питер Амманн и Артур Л. Стинчкомб, следовала по пути политических наук и рассматривала теорию плюрализма и теорию конфликта групп интересов . Эти теории рассматривают события как результат борьбы за власть между конкурирующими группами интересов . В такой модели революции происходят, когда две или более группы не могут прийти к соглашению в рамках нормального процесса принятия решений , традиционного для данной политической системы , и одновременно иметь достаточно ресурсов для применения силы для достижения своих целей. [10]
Теоретики второго поколения рассматривали развитие революций как двухэтапный процесс; во-первых, некоторые изменения приводят к тому, что нынешняя ситуация отличается от прошлой; во-вторых, новая ситуация создает возможность для революции. В этой ситуации события, которого в прошлом было недостаточно для того, чтобы вызвать революцию (например, война, бунт, неурожай), теперь достаточно; однако, если власти осознают опасность, они все равно могут предотвратить революцию посредством реформ или репрессий. [1]
Многие из таких ранних исследований революций, как правило, концентрировались на четырех классических случаях: знаменитых и бесспорных примерах, которые подходят практически ко всем определениям революций, таких как Славная революция (1688 г.), Французская революция (1789–1799 гг.), Русская революция 1917 г. , и Китайская коммунистическая революция (также известная как Гражданская война в Китае ) (1927–1949). [1] Однако в своей «Анатомии революции» гарвардский историк Крейн Бринтон сосредоточил внимание на Гражданской войне в Англии , Американской революции , Французской революции и Русской революции. [27]
Со временем ученые начали анализировать сотни других событий как революции (см. Список революций и восстаний ), а различия в определениях и подходах породили новые определения и объяснения. Теории второго поколения подвергались критике за их ограниченный географический охват, сложность эмпирической проверки, а также за то, что, хотя они и могут объяснить некоторые конкретные революции, они не объясняют, почему революции не происходили в других обществах в очень похожих ситуациях. [1]
Критика второго поколения привела к появлению третьего поколения теорий, в котором такие писатели, как Теда Скочпол , Баррингтон Мур , Джеффри Пейдж и другие, расширили старый марксистский подход к классовым конфликтам , обратив свое внимание на сельские аграрно-государственные конфликты. , государственные конфликты с автономными элитами, а также влияние межгосударственной экономической и военной конкуренции на внутриполитические изменения. Скочпола В частности, « Государства и социальные революции» стали одним из наиболее широко признанных произведений третьего поколения; Скочпол определил революцию как «быстрые, фундаментальные преобразования государственной и классовой структуры общества [...], сопровождаемые и частично осуществляемые классовыми восстаниями снизу», приписывая революции сочетанию многочисленных конфликтов с участием государства, элит и низших слоев общества. занятия. [1]
С конца 1980-х годов появились новые научные работы, ставящие под сомнение доминирование теорий третьего поколения. Старым теориям также был нанесен существенный удар в результате новых революционных событий, которые они не могли легко объяснить. Иранская массовых и Никарагуанская революции 1979 года, Революция народной власти 1986 года на Филиппинах и « Осень наций» 1989 года в Европе привели к свержению многоклассовых коалиций, казалось бы, могущественных режимов среди народных демонстраций и забастовок в ходе ненасильственных революций .
Для некоторых историков революции как главным образом европейские конфликты между насильственным государством и народом и классовой борьбой уже недостаточны. Таким образом, изучение революций развивалось в трех направлениях: во-первых, некоторые исследователи применяли предыдущие или обновленные структуралистские теории революций к событиям, выходящим за рамки ранее проанализированных, в основном европейских конфликтов. Во-вторых, ученые призвали уделять больше внимания сознательному действию в форме идеологии и культуры при формировании революционной мобилизации и целей. В-третьих, аналитики как революций, так и социальных движений осознали, что эти явления имеют много общего, и была разработана новая литература «четвертого поколения» по спорной политике, которая пытается объединить идеи, полученные в результате изучения социальных движений и революций, в надежде понять оба феномена. . [1]
Кроме того, социологические исследования революции, в первую очередь работы в области политологии, начали выходить за рамки отдельных или сравнительных тематических исследований в сторону эмпирических исследований с большим числом N, оценивающих причины и последствия революции. Первоначальные исследования обычно опираются на данные проекта Polity Project о демократизации . [28] Такие анализы, например, от Enterline, [29] Мао , [30] и Мэнсфилд и Снайдер, [31] идентифицировать революции, основанные на смене режима, на что указывает изменение рейтинга страны по шкале от автократии к демократии. Совсем недавно такие ученые, как Джефф Колган, утверждали, что политика, которая измеряет степень демократической или автократической власти в руководящих институтах государства на основе открытости набора руководящих кадров, ограничений исполнительной власти и политической конкуренции, неадекватна, поскольку она измеряет демократизацию, не революцию, и не учитывает режимы, которые приходят к власти в результате революции, но не способны изменить структуру государства и общества в достаточной степени, чтобы обеспечить заметную разницу в рейтинге государственного устройства. [32] Вместо этого Колган предлагает новый набор данных о революционных лидерах, который определяет правительства, которые «трансформируют существующие социальные, политические и экономические отношения государства, свергая или отвергая основные существующие институты общества». [33] Этот самый последний набор данных был использован для внесения эмпирически обоснованного вклада в литературу о революции путем выявления связей между революцией и вероятностью международных споров.
К революциям также подходили с антропологической точки зрения. Опираясь на работы Виктора Тернера о ритуалах и перформансах, Бьорн Томассен утверждал, что революции можно понимать как «пограничные» моменты: современные политические революции очень напоминают ритуалы и поэтому могут изучаться в рамках процессуального подхода. [34] Это означало бы не только сосредоточение внимания на политическом поведении «снизу», но и признание моментов, когда «верхнее и низкое» релятивизируется, становится нерелевантным или ниспровергается, и когда микро- и макроуровни сливаются воедино в критических соединениях.
Экономист Дуглас Норт утверждал, что революционерам гораздо легче изменить формальные политические институты, такие как законы и конституции, чем изменить неформальные социальные условности. По мнению Норта, несоответствие между быстро меняющимися формальными институтами и медленно меняющимися неформальными институтами может препятствовать эффективным социально-политическим изменениям. По этой причине долгосрочный эффект революционной политической реструктуризации часто оказывается более умеренным, чем мнимый краткосрочный эффект. [35]
Хотя революции охватывают события, варьирующиеся от относительно мирных революций, свергнувших коммунистические режимы, до жестокой исламской революции в Афганистане , они исключают государственные перевороты , гражданские войны, восстания и восстания, которые не предпринимают никаких усилий по преобразованию институтов или оправданию власти (например, как Юзефа Пилсудского в майский переворот 1926 году или Гражданская война в США ), а также мирный переход к демократии посредством институциональных механизмов, таких как плебисциты и свободные выборы , как это произошло в Испании после смерти Франсиско Франко . [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Голдстоун, Джек (2001). «К четвёртому поколению революционной теории» . Ежегодный обзор политической науки . 4 : 139–187. дои : 10.1146/annurev.polisci.4.1.139 .
- ^ Бек, Колин Дж. (2018). «Структура сравнения в изучении революции» . Социологическая теория . 36 (2): 134–161. дои : 10.1177/0735275118777004 . ISSN 0735-2751 . S2CID 53669466 .
- ^ Скочпол, Теда (1979). Государства и социальные революции: сравнительный анализ Франции, России и Китая . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511815805 . ISBN 978-0-521-22439-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоун, Лоуренс (1966). «Теории революции» . Мировая политика . 18 (2): 159–176. дои : 10.2307/2009694 . ISSN 1086-3338 . JSTOR 2009694 . S2CID 154757362 .
- ^ Кларк, Киллиан (2023). «Революционное насилие и контрреволюция» . Американский обзор политической науки . 117 (4): 1344–1360. дои : 10.1017/S0003055422001174 . ISSN 0003-0554 . S2CID 254907991 .
- ^ Гуницкий 2018 ; Гуницкий 2017 ; Гуницкого 2021 ; Реус-Смит 2013 ; Фукуяма, 1992 г .; Гетачев 2019
- ^ OED том QR стр. 617 1979 Sense III утверждает использование «Изменение, изменение, мутация» с 1400 года, но называет его «редким». «ок. 1450 г., Лидг 1196 г. Секреты Элементиса Революции, Чаунга тимов и комплексов». Понятно, что это словоупотребление закрепилось в начале 15 века, но вошло в широкое употребление только в конце 17 века в Англии.
- ^ «Революция» . onlineetymology.com .
- ^ Пайпс, Ричард. «Краткая история русской революции» . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Голдстоун, Джек (1980). «Теории революций: третье поколение». Мировая политика . 32 (3): 425–453. дои : 10.2307/2010111 . JSTOR 2010111 . S2CID 154287826 .
- ^ Форан, Джон (1993). «Возвращение к теориям революции: на пути к четвертому поколению». Социологическая теория . 11 (1): 1–20. дои : 10.2307/201977 . JSTOR 201977 .
- ^ Кребер, Клифтон Б. (1996). «Теория и история революции». Журнал всемирной истории . 7 (1): 21–40. дои : 10.1353/jwh.2005.0056 . S2CID 144148530 .
- ^ Гудвин, стр.9.
- ^ Биллингтон, Джеймс Х. (1966). «Шесть взглядов на русскую революцию» . Мировая политика . 18 (3): 452–473. дои : 10.2307/2009765 . ISSN 1086-3338 . JSTOR 2009765 . S2CID 154688891 .
- ^ Йодер, Дейл (1926). «Современные определения революции» . Американский журнал социологии . 32 (3): 433–441. дои : 10.1086/214128 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 2765544 .
- ^ Гринин Леонид; Гринин Антон; Коротаев, Андрей (2022). «Революции ХХ века: характеристики, типы и волны» . Гуманитарные и социальные науки. Коммуникации . 9 (1): 1–13. дои : 10.1057/s41599-022-01120-9 .
- ^ Боше, Роджер (2006). Дорожная карта Токвиля: методология, либерализм, революция и деспотизм . Лексингтонские книги . стр. https://books.google.com/books?id=fLL6Bil2gtcC&pg=PA86 86]. ISBN 0-7391-1665-7 .
- ^ Топольски, Дж. (1976). «Революции в новой и новейшей истории (17-20 вв.)». Исторический ежеквартально (на польском языке). LXXXIII : 251–267.
- ^ Тилли, Чарльз (1995). Европейские революции, 1492-1992 гг . Издательство Блэквелл . стр. 16 . ISBN 0-631-19903-9 .
- ^ Льюис, Бернард. «Иран в истории» . Центр Моше Даяна, Тель-Авивский университет . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 года.
- ^ Кац 1997 , с. 4.
- ^ Кац 1997 , с. 13.
- ^ Кац 1997 , с. 12.
- ^ Фанг, Ирвинг Э. (1997). История массовой коммуникации: шесть информационных революций . Фокальная пресса . стр. xv. ISBN 0-240-80254-3 .
- ^ Мюррей, Уорвик Э. (2006). География глобализации . Рутледж . стр. 226 . ISBN 0-415-31800-9 .
- ^ Гудвин, Джефф (2001). Другого выхода нет: государства и революционные движения, 1945-1991 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 5.
- ^ Бринтон, Крейн (1965) [1938]. Анатомия революции (переработанная ред.). Нью-Йорк: Винтажные книги.
- ^ «ПолитиПроект» . www.systemicpeace.org . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Энтерлайн, AJ (1 декабря 1998 г.). «Смена режима, районы и межгосударственный конфликт, 1816–1992». Журнал разрешения конфликтов . 42 (6): 804–829. дои : 10.1177/0022002798042006006 . ISSN 0022-0027 . S2CID 154877512 .
- ^ Маоз, Зеев (1996). Внутренние источники глобальных изменений . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета .
- ^ Мэнсфилд, Эдвард Д.; Снайдер, Джек (2007). Выбор воевать: почему развивающиеся демократии вступают в войну . МТИ Пресс .
- ^ Колган, Джефф (1 сентября 2012 г.). «Измерительная революция». Управление конфликтами и наука о мире . 29 (4): 444–467. дои : 10.1177/0738894212449093 . ISSN 0738-8942 . S2CID 220675692 .
- ^ «Данные — Джефф Д. Колган» . сайты.google.com . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Томассен, Бьёрн (2012). «К антропологии политических революций» (PDF) . Сравнительные исследования в обществе и истории . 54 (3): 679–706. дои : 10.1017/s0010417512000278 . S2CID 15806418 .
- ^ Норт, Дуглас К. (1992). Трансакционные издержки, институты и экономические показатели . Сан-Франциско: ICS Press. п. 13.
Библиография
[ редактировать ]- Фукуяма, Фрэнсис (1992). Конец истории и последний человек . Пингвин . ISBN 978-0-14-013455-1 .
- Гетачью, Адом (2019). Создание мира после империи: взлет и падение самоопределения . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-17915-5 .
- Гуницкий, Сева (2017). Афтершоки . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-17233-0 .
- Гуницкий, Сева (2018). «Демократические волны в исторической перспективе». Перспективы политики . 16 (3): 634–651. дои : 10.1017/S1537592718001044 . ISSN 1537-5927 . S2CID 149523316 .
- Гуницкий, Сева (2021), Бартель, Фриц; Монтейро, Нуно П. (ред.), «Великие державы и распространение автократии со времен холодной войны» , « До и после падения: мировая политика и конец холодной войны» , Cambridge University Press , стр. 225–243, дои : 10.1017/9781108910194.014 , ISBN 978-1-108-84334-8 , S2CID 244851964
- Кац, Марк Н. (1997). Революции и революционные волны . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0312173227 .
- Петр Кропткин (1906), Воспоминания революционера . Лондон: Swan Sunshine & Co., Ltd.
- Реус-Смит, Кристиан (2013). Права личности и создание международной системы . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/cbo9781139046527 . ISBN 978-0-521-85777-2 .
- Стрэнг, Дэвид (1991). «Глобальные закономерности деколонизации, 1500-1987 гг.» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 35 (4): 429–454. дои : 10.2307/2600949 . ISSN 0020-8833 . JSTOR 2600949 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байсингер, Марк Р. (2024). « Развивающееся исследование революции ». Мировая политика.
- Бек, Колин Дж. (2018). «Структура сравнения в изучении революции» . Социологическая теория . 36 (2): 134–161. дои : 10.1177/0735275118777004 . S2CID 53669466 .
- Голдстоун, Джек А. (1982). « Сравнительное и историческое исследование революций ». Ежегодный обзор социологии . 8 : 187–207
- Несс, Иммануэль, изд. (2009). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Молден, Массачусетс: Wiley & Sons . ISBN 978-1-4051-8464-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арендт, Ханна (1963). IEP.UTM.edu . О революции . Пингвинская классика. Новое издание Ed: 8 февраля 1991 г. ISBN 0-14-018421-X .