Либертарианский социализм
Часть серии о |
Либертарианский социализм |
---|
Либертарианский социализм — это антиавторитарное и антикапиталистическое политическое течение, которое делает упор на самоуправление и рабочее самоуправление . Он отличается от других форм социализма отказом от государственной собственности и от других форм либертарианства отказом от частной собственности . В широком смысле оно включает школы как анархизма , так и марксизма , а также другие тенденции, противостоящие государству и капитализму .
Уходящий корнями в эпоху Просвещения , либертарианский социализм был впервые сформулирован как тенденция антиавторитарной фракцией Международной ассоциации рабочих (IWA) во время их конфликта с марксистской фракцией . Либертарианский социализм быстро распространился по Европе и Америке, достигнув своего апогея на ранних этапах русской революции 1917 года и особенно во время испанской революции 1936 года . Его поражение во время этих революций привело к его кратковременному упадку, прежде чем его принципы были возрождены « Новыми левыми» и новыми социальными движениями конца 20 века.
Хотя его ключевые принципы децентрализации , рабочего контроля и взаимопомощи в целом разделяются многими школами либертарианского социализма, возникли разногласия по вопросам революционной спонтанности , реформизма и того, следует ли отдавать приоритет отмене государства или капитализма.
Политические принципы [ править ]
Либертарианский социализм стремится к свободному и равноправному обществу. [1] стремясь изменить работу и повседневную жизнь . [2] В широком смысле либертарианский социализм включает в себя любую политическую идеологию, которая выступает за рабочий контроль над средствами производства и замену капитализма системой кооперативной экономики . [3] [4] или долевая собственность . [5] Либертарианские социалисты склонны рассматривать рабочий класс как агентов социальной революции , отвергать представительную демократию и электорализм и выступать за самоорганизацию и прямое действие как средство участия в классовом конфликте . [6]
Антиавторитаризм [ править ]
Либертарианский социализм имеет низовую и прямую демократическую основу. [7] подход к социализму , отвергая соответственно парламентаризм и бюрократию . [8] Либертарианские социалисты выступают за предоставление людям возможности контролировать свою жизнь и поощряют их добровольно сотрудничать друг с другом, а не позволять государству контролировать себя. Поэтому либертарианские социалисты поддерживают гражданские свободы , такие как свобода выбора , свобода выражения мнений и свобода мысли . [9]
В отличие от авторитарных форм социализма , либертарианский социализм отвергает государственную собственность и централизацию . Вместо этого он поддерживает децентрализованную модель самоуправления , предусматривающую свободную ассоциацию, основанную на кооперативной или совместной экономике . Некоторые либертарианские социалисты рассматривают такие системы как дополнение к этатизму , в то время как другие считают их альтернативой государству . [9]
Либертарианские социалисты склонны отвергать точку зрения, согласно которой политические институты, такие как государство, представляют собой по своей сути хорошую или даже нейтральную власть. [10] Некоторые либертарианские социалисты, такие как Петр Кропоткин , считают государство неотъемлемым инструментом землевладения и капитализма, поэтому противостоят государству с такой же интенсивностью, как и капитализму. [11]
Антикапитализм [ править ]
Либертарианский социализм рассматривает корпоративную власть как институциональную проблему, а не как результат влияния определенных аморальных личностей . [12] Таким образом, оно выступает против капитализма , который рассматривается как экономическая система, поддерживающая жадность , эксплуатацию труда и принуждение , и призывает к его свержению в ходе социальной революции . [13]
Либертарианские социалисты отвергают частную собственность , поскольку считают капиталистические отношения собственности несовместимыми со свободой . [9] Вместо этого либертарианский социализм поддерживает индивидуальную собственность на себя , а также коллективную собственность на средства производства . [14] Вместо капитализма либертарианские социалисты отдают предпочтение экономической системе, основанной на рабочем контроле над производством, выступая за систему кооперативной экономики . [3] [4] или долевая собственность . [5] Они также выступают за самоуправление рабочих , поскольку считают, что работники могут продуктивно сотрудничать без надзора , назначенного работодателем или государством. [13]
Они также склонны считать, что свободная торговля неизбежно приводит к перераспределению доходов и богатства от рабочих к их корпоративным работодателям. [15] Они выступают за ликвидацию социального и экономического неравенства посредством принудительной экспроприации собственности богатых. [16]
История [ править ]
Корни либертарианского социализма уходят в классический радикализм раннего Нового времени . [17] утверждая, что английские левеллеры и французские энциклопедисты являются их интеллектуальными предшественниками, и восхищаясь деятелями эпохи Просвещения, такими как Томас Джефферсон , Томас Пейн и Адам Смит . [18] Согласно Михаилу Бакунину и Фердинанду Домеле Ньювенхейсу , в то время как авторитарный социализм зародился в Германии , либертарианский социализм зародился во Франции . [19] Современные основы либертарианского социализма лежат в утопическом социализме, изложенном Шарлем Фурье , Робертом Оуэном и Анри де Сен-Симоном , которые представляли себе демократический социализм, руководствующийся коммунитаризмом , морализмом и феминизмом . [20]
Появление [ править ]
Либертарианский социализм впервые возник из антиавторитарной фракции Международной ассоциации рабочих (IWA) после того, как она была исключена из организации марксистской фракцией на Гаагском конгрессе 1872 года. [21] Либертарианский социалист Михаил Бакунин отверг Карла Маркса призывы к « диктатуре пролетариата », поскольку он предсказал, что это приведет лишь к созданию нового правящего класса , состоящего из привилегированного меньшинства, которое будет использовать государство для угнетения рабочего класса. Он пришел к выводу, что «никакая диктатура не может иметь никакой другой цели, кроме как увековечить себя, и она может только порождать и прививать рабство людям, которые ее терпят». [22] Марксисты ответили на это, настаивая на возможном « отмирании государства », при котором общество перейдет от диктатуры к анархии , в явной попытке синтезировать авторитарные и либертарианские формы социализма. [23]
Это поставило либертарианских социалистов в прямую конкуренцию с социал-демократами и коммунистами за влияние на левую политику , борьба, которая длилась более пятидесяти лет. [21] Либертарианский социализм оказался привлекательным для британских писателей, таких как Эдвард Карпентер , [24] Оскар Уайльд , [25] и Уильям Моррис , последний из которых разработал своего рода либертарианский социализм, основанный на резкой критике цивилизации , которую он стремился свергнуть и заменить тем, что он называл «красивым обществом». [26] Моррис способствовал развитию импосибилизма , который все больше беспокоился о бюрократизации и сдерживании социалистического движения, что привело к созданию Социалистической партии Великобритании . [27]
К началу 20-го века либертарианские социалисты приобрели ведущее влияние на левых в Нидерландах , Франции и Италии и продолжали играть важную роль в мексиканской и русской революциях . [21]
Русская революция [ править ]
Русские либертарианские социалисты, в том числе анархисты , народники и левые эсеры , возглавляли оппозицию царскому самодержавию на протяжении всего конца XIX века. [28] так и легальных организаций по всей России, с целью свергнуть русское дворянство и привести земли в общую собственность мира Они создали сеть как тайных , . Их агитация за земельную реформу в российской деревне завершилась созданием сельских советов во время революции 1905 года . [29]
Анархисты также организовались среди городского пролетариата , сформировав подпольные фабричные комитеты , которые оказались более привлекательными для революционно настроенных рабочих, чем более реформистские профсоюзы, которым нравились большевики . Во время революции 1917 года , в которой либертарианские социалисты играли ведущую роль, большевики изменили тактику и переняли элементы либертарианской социалистической программы в своих обращениях к рабочим. Но к 1919 году новое большевистское правительство стало рассматривать либертарианских социалистов как угрозу своей власти и предприняло шаги по устранению их влияния. Либертарианские социалистические организации были запрещены, а многие их члены были арестованы, депортированы в Сибирь или казнены ЧК . [30]
Революции 1917–1923 годов закончились поражением либертарианских социалистов: к власти пришли социал-демократы, большевики или националисты . Либертарианские социалисты ответили переоценкой своих позиций, сделав упор на массовую организацию выше интеллектуального авангардизма и революционную спонтанность выше субституционизма . [31] Они также пришли к пониманию «диктатуры пролетариата» как формы классовой власти, а не как диктатуры политической партии. Эта позиция привлекала многих марксистов того периода, в том числе Розу Люксембург в Германии, Антони Паннекук в Нидерландах, Сильвию Панкхерст в Великобритании, Дьёрдя Лукача в Венгрии и Антонио Грамши в Италии. [32]
Испанская революция [ править ]
Либертарианский социализм достиг своей вершины популярности во время Испанской революции 1936 года , во время которой либертарианские социалисты возглавили «самую большую и успешную революцию против капитализма, когда-либо имевшую место в любой промышленной экономике». [21]
В Испании традиционные формы самоуправления и общественной собственности возникли еще в 15 веке. Леванте . , где коллективное самоуправление ирригацией было обычным явлением, стал рассадником анархической коллективизации [33] Основываясь на этом традиционном коллективизме, с 1876 года испанское либертарианское социалистическое движение росло благодаря постоянной агитации и созданию альтернативных институтов, кульминацией которых стала Испанская революция. [34] В этот период серия рабочих конгрессов, впервые созванных Испанской региональной федерацией IWA , обсуждала и уточняла предложения по построению либертарианского социалистического общества. На протяжении нескольких десятилетий решения этих съездов легли в основу конкретной программы по целому ряду вопросов — от устройства коммун и послереволюционной экономики до либертарианских культурных и художественных инициатив. [35] Эти предложения были опубликованы на страницах широко распространенных либертарианских социалистических периодических изданий, таких как Solidaridad Obrera и Tierra y Libertad , каждое из которых было распространено десятками тысяч экземпляров. К началу революции анархо-синдикалистская Национальная конфедерация труда (CNT) пользовалась широкой популярностью, насчитывая в своих рядах 1,5 миллиона членов. [36]
Во время революции средства производства были взяты под контроль рабочих , и рабочие кооперативы сформировали основу новой экономики. [37] По словам Гастона Леваля Испании , НКТ создала аграрную федерацию в Леванте, которая охватывала 78% наиболее пахотных земель . В областной федерации проживало 1 650 000 человек, 40% из которых проживали в 900 аграрных коллективах региона, самоорганизованных крестьянскими союзами. [38]
Хотя промышленное и сельскохозяйственное производство было на самом высоком уровне в контролируемых анархистами районах Испанской Республики, а анархистские ополчения демонстрировали сильнейшую военную дисциплину, либералы и коммунисты в равной степени обвиняли « сектантских » либертарианских социалистов в поражении республики в Испанской республике. Гражданская война . Эти обвинения оспариваются современными либертарианскими социалистами, такими как Робин Ханель и Ноам Хомский , которые обвиняют подобные утверждения в отсутствии существенных доказательств. [39]
Отклонить [ править ]
После поражения республиканцев в гражданской войне в Испании либертарианский социализм пришел в упадок. [40] В левой политике во всем мире стали доминировать либо социал-демократия , либо марксизм-ленинизм , которые пришли к власти в ряде стран и, таким образом, имели средства для поддержки своих идеологических союзников. Напротив, либертарианские социалисты не смогли получить влияние в рабочем движении. В то время, когда реформистские профсоюзы последовательно добивались уступок, антиреформистские идеи либертарианских социалистов не получили большого распространения. Их платформа рабочего самоуправления также не смогла привлечь промышленных рабочих, которые все больше подчинялись научному управлению . [41] До 1960-х годов либертарианские социалисты ограничивались в основном критикой авторитарного социализма и капитализма , хотя эти аргументы в значительной степени затмевались аргументами неоконсерваторов и марксистов соответственно. [42]
Новые левые [ править ]
Либертарианские социалистические темы получили возрождение в 1960-е годы, когда они были воссозданы как часть зарождающихся Новых левых . [43] Это возрождение произошло в основном неосознанно, поскольку новые левые часто не знали о своих предшественниках-либертарианцах-социалистах. концепции низовой демократии , рабочего контроля , солидарности и автономии . Таким образом, новое поколение заново изобрело [44] Они также переняли принципы децентрализации , демократии участия и взаимопомощи . [45] Эти либертарианские социалистические темы стимулировали рост «Новых левых», которые к этому моменту разочаровались в основных социал-демократических и марксистско-ленинских политических группировках из-за капиталистических тенденций первых и жесткого авторитаризма вторых. [43]
Социолог К. Райт Миллс , который продемонстрировал сильные либертарианские социалистические тенденции в своих обращениях к новым левым, переформулировал марксизм для современной эпохи в своей работе «Властвующая элита» . тезисы Вильгельма Райха об Фрейдо-марксистские авторитарной личности были также заново открыты «Новыми левыми», которые развили его программу индивидуального самоуправления в либертарианскую систему образования, используемую Школой Саммерхилла . [46] Опираясь на фрейдо-марксистскую концепцию цивилизации как «организованного господства», Герберт Маркузе разработал критику отчуждения в современных западных обществах, придя к выводу, что творчество и политическое инакомыслие были подорваны социальными репрессиями . Тем временем Льюис Мамфорд опубликовал обвинения в адрес военно-промышленного комплекса , а Пол Гудман выступил за децентрализацию. [45] При этом новое поколение марксистов тяготело к либертарианским тенденциям, иногда очень напоминающим анархизм. Следуя за Маркузе, Дэниел Кон-Бендит , Э.П. Томпсон , Рэймонд Уильямс и Стюарт Холл приняли формы «либертарианского марксизма», противостоящие бюрократии и парламентаризму этатистских тенденций. [47]
Также начала проявляться специфическая и явная либертарианская социалистическая тенденция. Хотя некоторые либертарианские марксисты приняли этот термин, чтобы отличить себя от авторитарных социалистов, [48] анархисты начали называть себя «либертарианскими социалистами», чтобы избежать негативных коннотаций, связанных с анархизмом. [49] Либертарианский социалист Даниэль Герен специально пытался синтезировать анархизм и марксизм в единую тенденцию, которая вдохновила рост французского либертарианского коммунистического движения. [50] Какое-то время даже американский анархо-капитализма теоретик Мюррей Ротбард пытался объединиться с либертарианскими социалистами, но позже отошел от социализма в сторону правого популизма . [51]
На многих либертарианских социалистов этого периода особенно повлиял анализ Корнелиуса Касториадиса и его группы «Социализм или варварство» . [52] В это новое поколение входила неавангардистская марксистская организация «Лицом к реальности» , [53] Британская либертарианская социалистическая группа «Солидарность » , [54] и австралийские члены совета Группы самоуправления. [55] Некоторые из этого нового поколения либертарианских социалистов также присоединились к организации «Промышленные рабочие мира» (IWW), увеличив численность старого профсоюза, организовав сельскохозяйственных рабочих и запустив новый журнал « The Rebel Worker» . [53] Эта либертарианская социалистическая среда, с ее критикой демократического централизма и тред-юнионизма , а также с их защитой рабочего самоуправления и советской демократии , продолжала вдохновлять французских ситуационистов и итальянских автономистов . [56]
Из деятелей «Новых левых» американский лингвист Ноам Хомский . наиболее известным представителем либертарианского социализма стал [17] Вдохновленный гуманизмом Бертрана Рассела , индивидуализмом Вильгельма фон Гумбольдта и синдикализмом Рудольфа Рокера , Хомский отстаивал либертарианский социализм, который поддерживал свободу личности и собственность на себя . [57] Хомский был ярым сторонником антиавторитаризма , выступая против ограничения индивидуальных свобод со стороны государства. [58] Он также сосредоточил большую часть своей либертарианско-социалистической критики на средствах массовой информации в Соединенных Штатах из-за их роли в военно-промышленном комплексе. [59]
В то время как большинство групп «новых левых» выражали форму либертарианского социализма, другие вместо этого были вдохновлены кубинской и китайской коммунистическими революциями и приняли формы авторитарного социализма, такие как маоизм – «третий мир» . [60] Таким образом, «Новым левым» не удалось сформировать последовательную идеологическую программу или обеспечить прочную поддержку для продолжения импульса конца 1960-х годов, что привело к тому, что многие отказались от активизма . вообще [61]
Новые социальные движения [ править ]
Меньшинство Новых левых продолжило свой радикальный активизм в рамках новых социальных движений 1970-х и 1980-х годов, участвуя во второй волне феминизма , движении за освобождение геев , экологическом движении и, в конечном итоге, в антиглобалистском движении . [61] По словам Робина Ханеля, новые социальные движения продолжили тенденцию новых левых неспособность разработать «комплексную либертарианскую социалистическую теорию и практику». Либертарианский социалистический активизм сосредоточился на достижении практических реформ и теоретических разработок, сосредоточенных вокруг общих «основных ценностей», таких как экономическая демократия , экономическая справедливость и устойчивое развитие , без построения последовательной критики капитализма. [62] В этот период модели, альтернативные капитализму, предложенные либертарианскими социалистами, часто были бессвязными, а реформистские кампании затмевали их приверженность антикапитализму. Многие либертарианские социалисты отказались от «большой картины политики» в пользу кампаний по одному вопросу, что привело к разделению этих движений. [63]
Эти движения в некоторой степени преуспели в достижении своих целей: движение за права геев и женщин изменило взгляды общества на гендерное угнетение; антирасистское движение доказало необходимость борьбы с социальными аспектами расовой дискриминации; антиимпериалистическое движение переосмыслило антиимпериализм за пределами экономических терминов; и движение защитников окружающей среды запустило волну экологической защиты и восстановления. Вместе они порвали с классовым редукционизмом, преобладающим в традиционных формах либертарианского социализма, доказав, что межклассовое угнетение, помимо классового, также требует внимания. [64] Благодаря новым социальным движениям либертарианский социализм развил понимание различных аспектов угнетения, выходящих за рамки классового анализа. [65]
Современная эпоха [ править ]
Либертарианский социализм вновь возродил интерес после падения коммунизма и одновременного подъема неолиберализма . [40] Он оказался особенно привлекательным для людей из бывшего Восточного блока , которые видели в нем альтернативу как западному капитализму, так и марксизму-ленинизму. [66] После окончания холодной войны было проведено два крупных эксперимента либертарианского социализма: восстание сапатистов в Мексике и революция Рожавы в Сирии . [67]
В ответ на выполнение Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и приватизацию земель коренных народов мексиканским государством в 1994 году Сапатистская армия национального освобождения (САНО) восстала против правительства. [68] что позволило сформировать самоуправляющуюся автономную территорию в мексиканском штате Чьяпас . [67] [68] [69] Сапатисты категорически отвергли политическое сектантство и идеологическую доктрину , включая государственную социалистическую модель захвата государственной власти, а их пресс-секретарь Субкоманданте Маркос заявил, что «я гадю на все революционные авангарды этой планеты». [67] По существу, их обычно характеризуют как либертарианских социалистов, [67] [69] или вдохновленный либертарианским социализмом. [68] [70] Они, в свою очередь, стали источником вдохновения для либертарианских социалистов, включая марксистов-автономистов Гарри Кливера и Джона Холлоуэя , а также некоторых анархистов. [67]
В 2012 году в результате революции Рожавы была создана Автономная администрация Северной и Восточной Сирии (AANES; или «Рожава») для воплощения «либертарианских социалистических идей… в жизнь». [71] и чьи кантоны представляют себя «либертарианской социалистической альтернативой колониально установленным государственным границам на Ближнем Востоке». [67] Различные источники проводят параллели между революцией в Рожаве и восстанием сапатистов 1994 года. [72] или Испанская революция 1936 года . [73]
Чили Президента Габриэля Борича другие и он сам называют либертарианским социалистом. [74] [75]
тенденции Заметные
Либертарианский социализм охватывает как либертарианское крыло социализма, так и социалистическое крыло либертарианства . [76] включая множество различных школ мысли под своим знаменем. [77] Наиболее часто упоминаемыми тенденциями либертарианского социализма являются анархо-коммунизм , анархо-синдикализм и советский коммунизм . [78] Другие марксистские направления либертарианского социализма включают западный марксизм , бордигизм и импосибилизм . [79] Кроме того, среди других крыльев либертарианского социализма были перечислены утопический социализм , гильдейский социализм , социалистический феминизм и социальная экология , а также различные направления « новых левых» , новые социальные движения и современный анархизм . [3]
Анархист [ править ]
В первую очередь это касается течений классического анархизма , развившихся в XIX веке, в их приверженности автономии и свободе, децентрализации, противодействии иерархии и противодействии авангардизму авторитарного социализма .
Анархо-синдикалист Гастон Леваль объяснил: «Поэтому мы предвидим общество, в котором все действия будут скоординированы, структуру, которая в то же время обладает достаточной гибкостью, чтобы обеспечить максимально возможную автономию для общественной жизни или жизни каждого предприятия. и достаточная сплоченность, чтобы предотвратить любой беспорядок. [...] В хорошо организованном обществе все эти вещи должны систематически достигаться посредством параллельных федераций, вертикально объединенных на самых высоких уровнях, составляющих один огромный организм, в котором все экономические процессы. функции будут выполняться солидарно со всеми другими, и это навсегда сохранит необходимую сплоченность». [80]
марксистский [ править ]
Широкий спектр экономических и политических философий, опирающихся на антиавторитарные аспекты марксизма, был описан как «либертарианский марксизм». [81] тенденция, которая подчеркивает автономию , федерализм и прямую демократию . [81] Уэйн Прайс наиболее близко отождествил его с тенденцией автономистского марксизма и определил либертарианские характеристики внутри советского коммунизма , тенденции Джонсона-Форест , группы «Социализм или варварство» и Ситуационистского Интернационала , противопоставляя их ортодоксальному марксизму , социал-демократии и марксизму-ленинизму . [82] Михаэль Лёви и Оливье Безансно назвали Розу Люксембург , Вальтера Беньямина , Андре Бретона и Даниэля Герена выдающимися деятелями либертарианского марксизма. [81]
Демократический социализм [ править ]
Бывший член кабинета министров Великобритании , политик партии Лейбористской Питер Хейн написал в поддержку либертарианского социализма. [83] Хейн определяет ось, включающую «восходящее видение социализма, с анархистами на революционном конце и демократическими социалистами [такими как он сам] на его реформистском конце», в отличие от оси государственного социализма с марксистами-ленинистами на революционном конце и социал-демократы на реформистском конце. [84] Помимо Хейна, Робин Кук , который был современным ведущим политиком Лейбористской партии в конце 20-го и начале 21-го века, также был описан как либертарианский социалист. [85] Демократические социалисты Америки , крупнейшая социалистическая организация в Соединенных Штатах , имеют Либертарианскую социалистическую фракцию. [86]
Дебаты [ править ]
Причины отклонения [ править ]
Американский экономист Робин Ханель утверждал, что либертарианские социалисты «были худшими отстающими среди антикапиталистов 20-го века». [87] Он противопоставил неудачи либертарианского социализма неудачам социал-демократии , утверждая, что, хотя последняя отказалась от своих принципов экономической демократии и справедливости в пользу реформизма , первая оказалась неспособной поддерживать антикапиталистические восстания и в значительной степени игнорировала важность политических и экономических мер. реформа. [88] Следовательно, Ханель предположил, что в 21 веке либертарианские социалисты должны работать вместе с другими антикапиталистическими социальными движениями, организовываться для реформ, не отказываясь от антикапиталистических принципов, и стремиться построить низовые институты самоуправления , даже если эти проекты «несовершенны». ". [21]
Приоритеты [ править ]
В то время как большинство либертарианских социалистов считают необходимым бороться как с экономической, так и с политической властью в тандеме, считая каждую из них фундаментальной для выживания другой, некоторые считают приоритетной борьбу в первую очередь с одной или другой. [89] Некоторые, такие как Михаил Бакунин и Александр Беркман , считали, что капитализм опирается на поддержку и защиту государства. Таким образом, они пришли к выводу, что если государство будет упразднено, то капитализм естественным образом распадется. [90] Но другие, в том числе Ноам Хомский , полагают, что государство по своей сути является репрессивным только из-за его контроля со стороны плутократического класса и что «обществом управляют те, кто им владеет». Хомский считает, что правительство, хотя и не является милосердным, но, по крайней мере, может быть привлечено к ответственности, в то время как корпоративная власть не является ни мягкой, ни подотчетной. [91] Хотя он считает отмену государства желательной, Хомский считает, что отмена капитализма является более срочной задачей. [92]
См. также [ править ]
- Freiwirtschaft («свободная экономика»), идея, основанная на «естественном экономическом порядке».
- Социократия , система управления, использующая согласие, а не голосование большинства.
- Либертарианство — политическая философия, которая поддерживает свободу как основной принцип.
Ссылки [ править ]
- ^ Корнелл, 2012 , стр. 182–183.
- ^ Кинна и Причард 2012 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ханель 2005 , с. 392н1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брат, Бруно; Райнеке, Джулиана (2011). «Либертарианский социалистический ответ «большому обществу»: экономика солидарности». В Халле, Ричард; Гиббон, Джейн; Бранзей, Оана; Хо, Хелен (ред.). Третий сектор . Великобритания: Emerald Group Publishing Limited. стр. 125–126. дои : 10.1108/S2046-6072(2011)0000001015 . hdl : 2268/172850 . ISBN 978-1-78052-280-7 . ISSN 2046-6072 .
Либертарианское социалистическое кооперативное движение было одной из двух форм социалистического ответа на подъем капитализма и концентрацию частной собственности в середине XIX века». «Левый либертарианский социализм Прудона способствует децентрализации власти и государственному суверенитету... путем создания местных взаимных и кооперативных организаций....
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Интропи, Пьетро (01 июня 2022 г.). «Взаимный либертарианство» . Европейский журнал политической теории . 23 : 23–43. дои : 10.1177/14748851221099659 . hdl : 2262/98664 . ISSN 1474-8851 .
Я показываю, что взаимное либертарианство может быть реализовано в рамках индивидуальной собственности на внешние ресурсы или в социалистической схеме общей собственности (либертарианский социализм).
- ^ Пинта и Берри 2012 , с. 298.
- ^ Асимакопулос, Джон (апрель – июнь 2016 г.). «Радикальное предложение прямой демократии в больших обществах» . Бразильский журнал политической экономии . 36 (2): 430–447. дои : 10.1590/0101-31572016v36n02a10 . ISSN 0101-3157 .
Прямая демократия – это то, что сегодня называют либертарианским социализмом, включая анархизм. Сама идея, на которой основан либертарианский социализм, заключается в том, что каждый человек в сообществе представляет себя и голосует напрямую вместе с сообществом по вопросам, связанным с его управлением.
- ^ Кинна и Причард 2012 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лонг 1998 , стр. 305–306.
- ^ Лонг 1998 , с. 318.
- ^ Лонг 1998 , стр. 306–307.
- ^ Лонг 1998 , стр. 331–332.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ханель 2005 , с. 140.
- ^ Врусалис 2011 , с. 211.
- ^ Лонг 1998 , с. 332.
- ^ Лонг 1998 , с. 340.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лонг 1998 , с. 305.
- ^ Лонг 1998 , с. 310.
- ^ Маршалл 2008 , с. 484.
- ^ Ханель 2005 , стр. 139–140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ханель 2005 , с. 138.
- ^ Лонг 1998 , с. 320.
- ^ Лонг 1998 , стр. 320–321.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 168–169.
- ^ Маршалл 2008 , с. 180.
- ^ Маршалл 2008 , с. 171.
- ^ Оджейли 2001 , с. 403.
- ^ Ханель 2005 , с. 141.
- ^ Ханель 2005 , стр. 141–142.
- ^ Ханель 2005 , с. 142.
- ^ Оджейли 2001 , с. 400.
- ^ Оджейли 2001 , стр. 403–404.
- ^ Ханель 2005 , с. 143.
- ^ Ханель 2005 , стр. 144–145.
- ^ Ханель 2005 , стр. 145–146.
- ^ Ханель 2005 , с. 146.
- ^ Ханель 2005 , с. 145.
- ^ Ханель 2005 , стр. 143–144.
- ^ Ханель 2005 , стр. 146–147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ханель 2005 , стр. 138–139.
- ^ Ханель 2005 , с. 147.
- ^ Ханель 2005 , стр. 147–148.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ханель 2005 , с. 148; Маршалл 2008 , с. 540.
- ^ Ханель 2005 , с. 148.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 2008 , с. 541.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 540–541.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 541–542.
- ^ Маршалл 2008 , с. 641.
- ^ Бораман 2012 , с. 257; Маршалл 2008 , с. 641.
- ^ Берри 2012 , с. 199.
- ^ Лонг 1998 , с. 310н17.
- ^ Бораман 2012 , с. 252; Корнелл 2012 , с. 177.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корнелл 2012 , с. 177.
- ^ Бораман 2012 , стр. 252, 257; Корнелл 2012 , с. 177; Маршалл 2008 , с. 495.
- ^ Бораман 2012 , стр. 251–271.
- ^ Корнелл, 2012 , стр. 177–178.
- ^ Маршалл 2008 , с. 578.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 578–579.
- ^ Маршалл 2008 , с. 579.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 542.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ханель 2005 , стр. 148–149.
- ^ Ханель 2005 , с. 149.
- ^ Ханель 2005 , стр. 149–150.
- ^ Ханель 2005 , стр. 150–151.
- ^ Ханель 2005 , с. 151.
- ^ Маршалл 2008 , с. 660.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Pinta et al. 2017Пинта и др. 2017
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пластыри, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: Сапатистское восстание: 20 лет спустя» . Денверский журнал международного права и политики . Денверского университета Юридический колледж Штурма . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудман, Стивен (декабрь 2018 г.). «От вооруженного восстания к радикальному радио» . Индекс цензуры . 47 (4): 73. дои : 10.1177/0306422018819354 . ISSN 0306-4220 .
- ^ Кардозо, Марио Уртадо (23 сентября 2017 г.). «Кризис правовой формы и антисистемное пробуждение: взгляд с точки зрения правового плюрализма Советов доброго правительства (JBG)» . ЮСТА (на испанском языке). 2 (47): 28. дои : 10.15332/s1900-0448.2017.0047.04 . ISSN 2500-5286 . Архивировано из оригинала 23 июля 2023 г. Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Колелла, Крис (зима 2017 г.). «Революция Рожавы: нефть, вода и освобождение – товары, конфликты и сотрудничество» . Товары, конфликты и сотрудничество . Государственный колледж Эвергрин . Архивировано из оригинала 23 июля 2023 г. Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Савран, Ягмур (2016). «Революция Рожавы и британская солидарность» . Анархистские исследования . 24 (1). Архивировано из оригинала 23 июля 2023 г. Проверено 23 июля 2023 г. - через Lawrence & Wishart .
- ^ Аретайос, Евангелос (15 марта 2015 г.). «Революция Рожавы» . открытая демократия . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 г. Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «Партии, движения и коалиции: Партия социальной конвергенции» . Библиотека Национального конгресса Чили .
- ^ Борич, Габриэль (21 января 2022 г.). «Я не ожидаю, что элиты согласятся со мной, но я ожидаю, что они перестанут нас бояться » . BBC News World (интервью) (на испанском языке). Беседовала Андреа Виал Эррера. Сантьяго де Чили. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Лонг 1998 , с. 306.
- ^ Пинта и Берри 2012 , стр. 295–296; Оджейли 2001 , с. 393.
- ^ Ханель 2005 , с. 392н1; Оджейли 2001 , с. 393.
- ^ Оджейли 2001 , с. 393.
- ^ Леваль, Гастон (1959). «Либертарианский социализм: практический обзор». Архивировано 8 августа 2019 г. в Wayback Machine . Проверено 22 августа 2020 г. - через Анархистскую библиотеку.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лёви, Михаэль ; Безансно, Оливье (2018). «Расширяя горизонт: за либертарианский марксизм» . Глобальный дискурс . 8 (2): 1–2. дои : 10.1080/23269995.2018.1459332 . S2CID 149816533 . Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 г. Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Прайс, Уэйн (2004). «Отношение либертарианского марксизма к анархизму» . Утопический . 4 : 75–76. Архивировано из оригинала 07 марта 2023 г. Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Хейн, Питер (июль 2000 г.). «Вновь открывая наши либертарианские корни» . Чартист . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Хейн, Питер (1995). Да левым: будущее социализма . Лоуренс и Уишарт . ISBN 978-0-85315-832-5 .
- ↑ Крис Смит сказал в 2005 году, что в последние годы Кук излагал видение «либертарианского, демократического социализма, который начинал разрушать иногда бесплодные границы «старых» и «новых» лейбористских ярлыков». «Крис Смит: Палата общин была настоящим домом Робина Кука – Комментаторы, Мнение» . Лондон: Comment.independent.co.uk. 8 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ Уивер, Адам (5 августа 2017 г.). «Поворотный момент для левых? Либертарианская фракция дебютирует на конференции демократических социалистов» . Правда . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Ханель 2005 , с. 137.
- ^ Ханель 2005 , стр. 137–138.
- ^ Лонг 1998 , с. 330.
- ^ Лонг 1998 , стр. 329–330.
- ^ Лонг 1998 , стр. 318–319.
- ^ Лонг 1998 , с. 319.
Библиография [ править ]
- Берри, Дэвид (2012). «В поисках либертарианского коммунизма: Даниэль Герен и «синтез» марксизма и анархизма». В Причарде, Алекс; Кинна, Рут ; Пинта, Саку; Берри, Дэйв (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 187–209. ISBN 978-0-230-28037-3 .
- Бораман, Тоби (2012). «Карнавал и класс: анархизм и советизм в Австралазии в 1970-е годы». В Причарде, Алекс; Кинна, Рут ; Пинта, Саку; Берри, Дэйв (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 251–274. ISBN 978-0-230-28037-3 .
- Хомский, Ноам (1988). Отеро, Карлос П. (ред.). Язык и политика . Монреаль : Книги Черной розы. ISBN 0-921689-35-7 . ОСЛК 22007051 .
- Корнелл, Эндрю (2012). « Белая кожа, черные маски»: марксистские и антирасистские корни современного анархизма США». В Причарде, Алекс; Кинна, Рут ; Пинта, Саку; Берри, Дэйв (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 167–186. ISBN 978-0-230-28037-3 .
- Доусон, Мэтт (2013). Поздняя современность, индивидуализация и социализм: ассоциативная критика неолиберализма . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9781137003423 . ISBN 978-1137003423 .
- Гудвей, Дэвид (2006). Анархистские семена под снегом . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 1-84631-025-3 .
- Герен, Даниэль (1970). Анархизм: от теории к практике . Перевод Клоппер, Мэри. Нью-Йорк : Ежемесячный обзор прессы . ISBN 0-85345-175-3 . LCCN 71-105316 .
- Ханель, Робин (2005). «Либертарианский социализм: что пошло не так?». Экономическая справедливость и демократия: от конкуренции к сотрудничеству . Нью-Йорк : Рутледж . ISBN 0-415-93344-7 – через Google Книги .
- Ханель, Робин (2012). «Экономический кризис и либертарианские социалисты». В Шенноне, Дерик; Носелла, Энтони Дж.; Асимакопулос, Джон (ред.). Накопление свободы: сочинения по анархической экономике . АК Пресс . стр. 159–177. ISBN 978-1-84935-094-5 . LCCN 2011936250 .
- Хирш, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (2010a). «Переосмысление анархизма и синдикализма: колониальный и постколониальный опыт, 1870–1940». В Хирше, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (ред.). Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940 гг . Исследования по глобальной социальной истории. Том. 6. Лейден : Брилл . стр. xxxi – lxxiii. ISBN 978-9004188495 . OCLC 868808983 .
- Хирш, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (2010b). «Последние размышления: превратности анархистских и синдикалистских траекторий с 1940 года по настоящее время». В Хирше, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (ред.). Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940 гг . Исследования по глобальной социальной истории. Том. 6. Лейден : Брилл . стр. 395–412. ISBN 978-9004188495 . OCLC 868808983 .
- Кинна, Рут ; Причард, Алекс (2012). "Введение". В Причарде, Алекс; Кинна, Рут ; Пинта, Саку; Берри, Дэйв (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 1–16. ISBN 978-0-230-28037-3 .
- Леви, Карл (2012). «Антонио Грамши, анархизм, синдикализм и совверсивизм». В Причарде, Алекс; Кинна, Рут ; Пинта, Саку; Берри, Дэйв (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 96–115. ISBN 978-0-230-28037-3 .
- Лонг, Родерик Т. (1998). «На пути к либертарианской теории классов» (PDF) . Социальная философия и политика . 15 (2): 303–349. дои : 10.1017/S0265052500002028 . S2CID 145150666 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
- Маскелье, Шарль (2014). Критическая теория и либертарианский социализм: реализация политического потенциала критической социальной теории . Академик Блумсбери . ISBN 978-1-4411-1928-5 .
- Маклаверти, Питер (2005). «Социализм и либертарианство». Журнал политических идеологий . 10 (2): 185–198. дои : 10.1080/13569310500097349 . S2CID 144693867 .
- Оджейли, Чамси (ноябрь 2001 г.). «Прогресс без власти»: постмодернизм, либертарианский социализм и интеллектуалы» . Демократия и природа . 7 (3). Тейлор и Фрэнсис: 391–413. дои : 10.1080/10855660120092294 . ISSN 1469-3720 . Архивировано из оригинала 30 июня 2021 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- Пинта, Саку; Берри, Дэвид (2012). «На пути к либертарианскому социализму XXI века?». В Причарде, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэйв (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 294–303. ISBN 978-0-230-28037-3 .
- Пинта, Саку; Кинна, Рут; Причард, Алекс; Берри, Дэвид (2017). "Предисловие". В Причарде, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном (2-е изд.). Окленд, Калифорния : PM Press . ISBN 978-1-62963-390-9 . LCCN 2016959590 .
- Прайс, Уэйн (2012). «Анархический метод: экспериментальный подход к посткапиталистической экономике». В Шенноне, Дерик; Носелла, Энтони Дж.; Асимакопулос, Джон (ред.). Накопление свободы: сочинения по анархической экономике . АК Пресс . стр. 313–325. ISBN 978-1-84935-094-5 . LCCN 2011936250 .
- Шеннон, Дерик; Носелла, Энтони Дж.; Асимакопулос, Джон, ред. (2012). «Анархистская экономика: целостный взгляд». Накопление свободы: сочинения по анархической экономике . АК Пресс . стр. 11–39. ISBN 978-1-84935-094-5 . LCCN 2011936250 .
- ван дер Вальт, Люсьен ; Шмидт, Майкл (2009). Черное пламя: революционная классовая политика анархизма и синдикализма . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 978-1-904859-16-1 . LCCN 2006933558 . OCLC 1100238201 .
- Врусалис, Николас (апрель 2011 г.). «Либертарианский социализм: лучшее примирение между равенством и собственностью на себя». Социальная теория и практика . 37 (2). Университет штата Флорида : 211–226. ISSN 2154-123X . JSTOR 23558541 .
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с либертарианским социализмом, на Викискладе?