Общество без гражданства
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Часть серии о |
Либертарианство |
---|
Безгосударственное общество – это общество которое не управляется государством , . [1] невелика обществах концентрация власти . В безгосударственных Большинство существующих властных должностей очень ограничены во власти и, как правило, не являются постоянными, а социальные органы, которые разрешают споры с помощью заранее определенных правил, как правило, невелики. [2] Различные общества без гражданства характеризуются весьма разнообразными экономическими системами и культурными практиками. [3]
В то время как общества без гражданства были нормой в доисторические времена , сегодня существует лишь несколько обществ без гражданства; почти все население мира проживает в пределах юрисдикции суверенного государства , хотя в некоторых регионах номинальные государственные органы власти могут быть очень слабыми и обладать незначительной реальной властью или вообще не обладать ею . На протяжении истории большинство народов, не имеющих гражданства, интегрировались во внешние общества, основанные на государстве . [4] [ нужна цитата для проверки ]
Некоторые политические философии , особенно анархизм , рассматривают государство как нежелательный институт , а безгосударственные общества как идеал, в то время как марксизм считает, что в посткапиталистическом обществе государство станет ненужным и отомрет .
Доисторические народы [ править ]
В археологии , культурной антропологии и истории безгосударственное общество обозначает менее сложное человеческое сообщество без государства, такое как племя , клан , общество группы или вождество . Основным используемым критерием «сложности» является степень, в которой разделение труда произошло такое , что многие люди постоянно специализируются на определенных формах производства или другой деятельности и зависят от других в отношении товаров и услуг через торговлю или сложные взаимные обязательства, регулируемые по обычаям и законам . Дополнительным критерием является численность населения . Чем больше население, тем больше взаимоотношений приходится учитывать. [5] [6]
Свидетельства существования самых ранних известных городов-государств были найдены в древней Месопотамии около 3700 г. до н.э. , что позволяет предположить, что история государства насчитывает менее 6000 лет; таким образом, на протяжении большей части предыстории человечества государства не существовало.
На протяжении 99,8 процентов истории человечества люди жили исключительно автономными группами и деревнями. В начале палеолита [то есть каменного века] число этих автономных политических единиц должно было быть небольшим, но к 1000 г. до н.э. оно увеличилось примерно до 600 000. Затем всерьез началась наддеревенская агрегация, и всего за три тысячелетия количество автономных политических единиц мира сократилось с 600 000 до 157.
- Роберт Л. Карнейро, 1978 г. [7]
Вообще говоря, археологические данные свидетельствуют о том, что государство возникло из безгосударственных общин только тогда, когда достаточно большое население (не менее десятков тысяч человек) более или менее совместно расселялось на определенной территории и занималось земледелием . Действительно, одной из типичных функций государства является защита территории. Тем не менее, есть исключения: Лоуренс Крадер , например, описывает случай татарского государства, политической власти, возникшей среди конфедераций кланов кочевых или полукочевых скотоводов. [8]
Характерно, что государственные чиновники (королевские династии, солдаты, писцы, слуги, администраторы, юристы, сборщики налогов, религиозные деятели и т. д.) в основном не являются самоокупаемыми, а скорее материально поддерживаются и финансируются за счет налогов и дани, вносимых остальными трудящимися. население. Это предполагает достаточный уровень производительности труда на душу населения , который, по крайней мере, делает возможным постоянный прибавочный продукт (главным образом продукты питания), присваиваемый государственной властью для поддержания деятельности государственных чиновников. Такие постоянные излишки обычно не производились в значительных масштабах в небольших племенных или клановых обществах. [9]
Археолог Грегори Поссель утверждал, что нет никаких доказательств того, что относительно развитая, урбанизированная Хараппская цивилизация , процветавшая примерно с 2500 по 1900 год до нашей эры в регионе Инда , имела что-то вроде централизованного государственного аппарата. На местном уровне еще не было раскопано никаких свидетельств дворцов, храмов, правящих государей или королевских могил, централизованной административной бюрократии, ведущей учет, или государственной религии – все это в других местах обычно ассоциируется с существованием государственного аппарата. [10] Однако в последнее время среди ученых нет консенсуса, согласившегося с этой точкой зрения, поскольку в более поздней литературе предполагается, что могли существовать менее заметные формы централизации, поскольку хараппские города были сосредоточены вокруг общественных церемониальных мест и больших пространств, интерпретируемых как ритуальные комплексы. [11] Кроме того, недавние интерпретации индийского письма и хараппских марок указывают на то, что существовала несколько централизованная система ведения экономического учета. [12] Пока судить об этом невозможно, поскольку система письменности Хараппской цивилизации остается нерасшифрованной. Лучше всего об этом говорится в одном исследовании: «Многие сайты былиРаскопанные предметы принадлежат цивилизации долины Инда, но остается нерешенным, было ли это государство, ряд королевств или содружество без государства. Сохранилось так мало письменных документов об этой ранней цивилизации, что кажется маловероятным, что на этот и другие вопросы когда-либо будет дан ответ». [13]
В самых ранних крупных поселениях каменного века , таких как Чатал-Хююк и Иерихон , не было обнаружено никаких свидетельств существования государственной власти. Поселение фермерской общины Чатал-Хююк (7300–6200 гг. До ) н.э. занимало около 13 гектаров (32 акра) и, вероятно, насчитывало от 5 000 до 10 000 жителей. [14]
Современные государственные общества регулярно вытесняют коренное население, не имеющее гражданства, по мере расширения их поселений. [15] или пытались поставить это население под контроль государственной структуры. Это особенно имело место на африканском континенте во время европейской колонизации, где существовала большая путаница в отношении наилучшего способа управления обществами, которые до прихода европейцев не имели гражданства. Племенные общества, на первый взгляд кажущиеся хаотичными, часто имели хорошо организованные социальные структуры, основанные на множестве неопределенных культурных факторов, включая владение скотом и пахотными землями, структуры происхождения по отцовской линии, честь, полученную в результате успеха в конфликте и т. д. [16]
Неконтактирующие народы можно считать остатками доисторических безгосударственных обществ. В той или иной степени они могут не знать и не подвергаться влиянию государств, имеющих номинальную власть над их территорией.
Как политический идеал [ править ]
Некоторые политические философии считают государство нежелательным и поэтому считают формирование общества без государства целью, которую необходимо достичь.
Центральный принцип анархизма — защита общества без государств. [1] [17] Тип общества, к которому стремятся, значительно различается в зависимости от анархистских школ мысли : от крайнего индивидуализма до полного коллективизма . [18] Анархо-капитализм противостоит государству, поддерживая при этом частные институты. [19]
В марксизме считает , теория государства Маркса что в посткапиталистическом обществе государство, нежелательный институт, станет ненужным и отомрет . [20] Родственной концепцией является концепция безгосударственного коммунизма , фраза, которую иногда используют для описания ожидаемого Марксом посткапиталистического общества.
Социально-экономическая организация [ править ]
Антропологи обнаружили, что социальная стратификация не является стандартом для всех обществ. Джон Гауди пишет: «Предположения о человеческом поведении, которые члены рыночных обществ считают универсальными, что люди по своей природе конкурентоспособны и стяжательны и что социальное расслоение естественно, не применимы ко многим народам охотников-собирателей». [21]
Экономика безгосударственных сельскохозяйственных обществ имеет тенденцию концентрировать и организовывать натуральное сельское хозяйство на уровне общины и стремиться диверсифицировать свое производство, а не специализироваться на определенной культуре. [22]
Во многих обществах без гражданства конфликты между семьями или отдельными людьми разрешаются путем обращения к сообществу. Каждая из сторон спора выскажет свою обеспокоенность, а сообщество, часто выражающее свою волю через старейшин деревни, вынесет свое мнение по ситуации. Даже когда нет никаких юридических или принудительных полномочий для обеспечения соблюдения этих решений сообщества, люди склонны их придерживаться из-за желания заслужить уважение со стороны сообщества. [23]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Анархизм". Философская энциклопедия Shorter Routledge . 2005. с. 14.
Анархизм – это точка зрения, согласно которой общество без государства или правительства одновременно возможно и желательно.
- ^ Эллис, Стивен (2001). Маска анархии: разрушение Либерии и религиозное измерение гражданской войны в Африке . Нью-Йорк Пресс. п. 198. ИСБН 978-0-8147-2219-0 – через Google Книги.
- ^ Бетей, Андре (2002). «Неравенство и равенство» . В Ингольде, Тиме (ред.). Сопутствующая энциклопедия антропологии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 1042–1043. ISBN 978-0-415-28604-6 – через Google Книги.
- ^ Фолкс, Кейт (2000). Политическая социология: критическое введение . Нью-Йорк Пресс. п. 23. ISBN 978-0-8147-2709-6 – через Google Книги.
- ^ Францискони, Майкл Джозеф. «Политическая антропология». Энциклопедия антропологии под редакцией Х. Джеймса Биркса, том. 4, Sage Reference, 2006, стр. 1868–1872.
- ^ «сложное общество» . Оксфордский справочник . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Карнейро, Роберт Л. (1978). «Политическая экспансия как выражение принципа конкурентного исключения». В Коэн, Рональд и Сервис, Элман Р. (ред.). Истоки государства: антропология политической эволюции . Филадельфия: Институт изучения человеческих проблем. п. 219.
- ^ Крадер (1968). Образование государства . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холлм. гл. 6.
- ^ Классен, Анри Ж. М. и Скальник, Питер, ред. (1978). Раннее государство . Гаага: Мутон. ISBN 978-9027979049 – через Google Книги.
- ^ Поссель, Грегори Л. (1998). «Социокультурная сложность без государства: Индская цивилизация». В Фейнман, Гэри М. и Маркус, Джойс (ред.). Архаические государства . Санта-Фе: Школа американской исследовательской прессы. стр. 261–291.
- ^ Синополи, Карла (2015). «Древние города Южной Азии в своих регионах». В Йоффи, Норман (ред.). Ранние города в сравнительной перспективе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 319–342.
- ^ Пао, Раджеш П.Н. (2017). «Индский сценарий и экономика. Роль индийских печатей и табличек в нормировании и управлении трудом». Во Френезе, Деннисе и Джеймисоне, Грегге М. (ред.). Прогулка с Единорогом. Социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии . Оксфорд: Archaeopress Publishing Ltd., стр. 518–525.
- ^ Триггер, Брюс Г. (2003). Понимание ранних цивилизаций: сравнительное исследование (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 31–33.
- ^ Скарр, Крис, изд. (2009). Человеческое прошлое (2-е изд.). Темза и Гудзон. п. 222.
- ^ Ричардс, Джон Ф. (2004). Бесконечная граница: экологическая история раннего современного мира . Издательство Калифорнийского университета. стр. 4–5. ISBN 978-0-520-24678-2 – через Google Книги.
- ^ Тош, Джон (1973). «Колониальные вожди в обществе без гражданства: пример из Северной Уганды». Журнал африканской истории . 14 (3). Издательство Кембриджского университета: 473–490. дои : 10.1017/S0021853700012834 . S2CID 163037517 .
- ^ Шихан, Шон (2004). Анархизм . Лондон: Книги реакции. п. 85.
- ^ Слевин, Карл (2003). "Анархизм". В Маклин, Иэн и Макмиллан, Алистер (ред.). Краткий Оксфордский политический словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280276-7 .
- ^ Моррисс, Эндрю П. (15 августа 2008 г.). «Анархо-капитализм» . Либертарианство.org . Проверено 21 августа 2022 г.
Хотя большинство анархистов выступают против всех крупных институтов, государственных или частных, анархо-капиталисты выступают против государства, а не против частных субъектов, обладающих значительной рыночной властью.
- ^ Энгельс, Фридрих (1880). «Часть III: Исторический материализм». Социализм: утопический и научный - через Интернет-архив Маркса/Энгельса (marxists.org).
Вмешательство государства в общественные отношения в одной области за другой становится излишним, а затем угасает само собой; управление людьми заменяется управлением вещами и управлением процессами производства. Государство не «отменено». Оно отмирает... Становится возможным отныне обобществленное производство по заранее заданному плану. Развитие производства делает отныне существование различных классов общества анахронизмом. По мере исчезновения анархии в общественном производстве отмирает и политическая власть государства. Человек, ставший, наконец, хозяином своей собственной формы социальной организации, становится в то же время господином над Природой, своим собственным господином — свободным.
- ^ Гауди, Джон (2006). «Охотники-собиратели и мифология рынка». В Ли, Ричард Б. и Дейли, Ричард Х. (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 391. ИСБН 978-0-521-60919-7 .
- ^ Чейз, Дайан З. и Чейз, Арлен Ф. (2003). Мезоамериканские элиты: археологическая оценка . Университет Оклахомы Пресс. п. 23. ISBN 978-0-8061-3542-7 – через Google Книги.
- ^ Флеминг, Томас (1993). Политика человеческой природы . Издатели транзакций. стр. 165–166. ISBN 978-1-56000-693-0 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фрай, Дуглас П. (2007). За пределами войны: человеческий потенциал для мира . Издательство Оксфордского университета.
- Гребер, Дэвид (2004). Фрагменты анархической антропологии . Колючая Парадигма Пресс.
- Ингольд, Тим (1999). «О социальных отношениях племени охотников-собирателей» . В Ли, Ричард Б. и Дейли, Ричард Хейвуд (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета. стр. 399–408. ISBN 978-0-521-57109-8 – через Google Книги.
- Салинс, Маршалл (1972). Экономика каменного века . Издатели транзакций. ISBN 978-0-202-01099-1 – через Google Книги.
- Скотт, Джеймс С. (2009). Искусство не быть управляемым: анархическая история возвышенной Юго-Восточной Азии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15228-9 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Общество без гражданства» . Обсуждаемая мудрость . 3ИВИС ГмбХ . Проверено 29 октября 2016 г.