Президентская система
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
Политический портал |
Президентская система , или единая исполнительная система , представляет собой форму правления , при которой глава правительства , обычно носящий титул президента , возглавляет исполнительную ветвь власти , которая отделена от законодательной ветви власти в системах, использующих разделение властей . Этот глава правительства в большинстве случаев является также главой государства . В президентской системе глава правительства прямо или косвенно избирается группой граждан и не несет ответственности перед законодательным органом, а законодательный орган не может уволить президента, за исключением исключительных случаев. Президентская система контрастирует с парламентской системой , где глава правительства приходит к власти, завоевав доверие избранного законодательного органа .
Не все президентские системы используют титул президента . Аналогично, это название иногда используется и в других системах. Оно зародилось в то время, когда такой человек лично председательствовал в руководящем органе, как это было с президентом Континентального конгресса в ранних Соединенных Штатах , до того, как исполнительная функция была разделена на отдельную ветвь власти. Его также могут использовать президенты полупрезидентских систем . Главы государств парламентских республик , в большинстве случаев преимущественно церемониальные, называются президентами. Диктаторов или лидеров однопартийных государств , независимо от того, избираются они всенародно или нет, также часто называют президентами.
Президентская система является доминирующей формой правления на материковой части Америки , при этом 18 из 22 суверенных государств являются президентскими республиками, за исключением Канады , Белиза , Гайаны и Суринама . Он также распространен в Центральной и южной части Западной Африки и в Центральной Азии . Напротив, в Европе очень мало президентских республик, Беларусь , Кипр и Турция единственными примерами являются .
История [ править ]
Америке Развитие в
Президентская система уходит корнями в управление британскими колониями 17 века на территории нынешних Соединенных Штатов. Паломники . , получившие разрешение управлять собой в Плимутской колонии , установили систему, в которой использовалась независимая исполнительная власть Каждый год губернатора выбирал законодательный орган колонии , а также нескольких его помощников, аналогичных современным кабинетам министров . Затем были назначены дополнительные исполнительные должностные лица, такие как констебли и посыльные. [1] В то же время Британские острова пережили краткий период республиканизма как Протекторат , в течение которого лорд-протектор выполнял функции исполнительного лидера, аналогичного президенту. [2]
США Первая настоящая президентская система была разработана во время Конституционного съезда в 1787 году. [3] Черпая вдохновение из предыдущих колониальных правительств, из английского общего права и из таких философов, как Джон Локк и Монтескье , делегаты разработали то, что сейчас известно как президентская система. В частности, Джеймс Уилсон выступал за единую исполнительную фигуру, которая стала бы ролью президента. [4] Соединенные Штаты стали первой президентской республикой, когда Конституция Соединенных Штатов вступила в силу в 1789 году, а Джордж Вашингтон стал первым президентом с президентской системой.
В течение 1810-х и 1820-х годов испанские колонии в Америке стремились к независимости возникло несколько новых испаноязычных правительств , и в Латинской Америке . Эти страны создали свои конституции по образцу конституций Соединенных Штатов, и президентская система стала доминирующей политической системой в Америке. [3] После нескольких десятилетий монархии Бразилия также приняла президентскую систему в 1889 году, Деодоро да Фонсека первым президентом которой стал . Президентские системы Латинской Америки переживали различные уровни стабильности, многие из которых переживали периоды диктаторского правления. [5] [6] [7]
Как глобальная система [ править ]
Следуя образцу других испанских колоний, Филиппины установили первую президентскую систему в Азии в 1898 году, но попали под контроль Америки из-за испано-американской войны . Президентская система была восстановлена после того, как Соединенные Штаты предоставили Филиппинам независимость в 1946 году. [3]
Окончание Второй мировой войны установило президентские системы в двух странах. После того, как Соединенные Штаты положили конец японской оккупации Кореи , они помогли Южной Корее сформировать президентское правительство. Однако первые годы президентства Южной Кореи были отмечены диктаторским контролем. [ нужна ссылка ] В то же время Индонезия провозгласила независимость от Нидерландов в 1945 году. Хотя номинально она использовала президентскую систему, на самом деле это была диктатура, при которой президент контролировал все ветви власти. Настоящая президентская система была установлена в 1998 году. [ нужна ссылка ]
Деколонизация 1950-х и 1960-х годов повлекла за собой значительное расширение президентской системы. За это время в Африке образовалось несколько новых президентских республик. [3] Кипр, [8] Мальдивы, [9] и Южный Вьетнам [ нужна ссылка ] также принял президентскую систему после деколонизации. Пакистан и Бангладеш тоже сделали то же самое, но вскоре после этого они изменили свои государственные системы. [ нужна ссылка ]
Еще несколько стран приняли президентскую систему в последние десятилетия 20-го века. Модифицированная версия президентской системы была внедрена в Иране после конституционной реформы 1989 года, в которой Верховный лидер является главой государства и обладает абсолютной властью в этой стране. [10] В 1981 году Палау добилась независимости и приняла президентскую систему. [11] Когда Советский Союз распался в 1991 году , президентская система была принята новыми государствами, которые были созданы, хотя большинство из них в последующие десятилетия приняли другие системы правления. [12] В Беларуси номинально сохраняется президентская система, но критики утверждают, что она превратилась в диктатуру. [13] [14] [15] Страны Центральной Азии также описываются как использующие президентскую систему. [ нужна ссылка ]
Президентская система продолжает применяться и в 21 веке. После обретения независимости в 2011 году Южный Судан принял президентскую систему. [16] В 2018 году, после конституционного референдума 2017 года , Турция приняла президентскую систему. [17] [18] [19]
Характеристики [ править ]
Есть несколько характеристик, которые являются уникальными для президентских систем или заметными в странах, использующих президентские системы. Определяющим аспектом президентской системы является разделение властей, которое разделяет исполнительную и законодательную власть. Сторонники президентских систем ссылаются на демократический характер президентских выборов, преимущества разделения властей, эффективность унитарной исполнительной власти и стабильность, обеспечиваемую фиксированными сроками. Противники президентской системы ссылаются на вероятность тупика, сложность смены руководства и опасения, что унитарная исполнительная власть может уступить место диктатуре.
Разделение властей [ править ]
Президентская система определяется отделением исполнительной власти от других аспектов управления. Глава правительства избирается для работы вместе с законодательным органом, но не в его составе. [20] Президенту традиционно делегируются несколько видов полномочий. При президентской системе президент может иметь право оспаривать законодательство посредством вето . [21] право помиловать преступления, власть над внешней политикой, право командовать вооруженными силами в качестве главнокомандующего , а также власть над советниками и сотрудниками исполнительной власти. [ нужна ссылка ]
Сдержки и противовесы [ править ]
Разделение властей иногда рассматривается как преимущество, поскольку каждая ветвь власти может тщательно контролировать действия другой. Это контрастирует с парламентской системой, где партия большинства в законодательном органе, которая одновременно выполняет функции исполнительной власти, вряд ли будет тщательно анализировать свои собственные действия. Рассказывая об Уотергейтском скандале , бывший член парламента Великобритании Вудро Вятт сказал: «Не думайте, что Уотергейтский скандал здесь невозможен, вы просто не услышите об этом». [22] Степень этого эффекта обсуждается. Некоторые комментаторы утверждают, что этот эффект смягчается, когда у власти находится партия президента, в то время как другие отмечают, что в президентских системах партийная дисциплина не соблюдается так строго. [23]
Еще одним заявленным преимуществом разделения властей является способность законодательной власти обеспечивать соблюдение ограничений полномочий исполнительной власти. В парламентской системе, если важный законопроект, предложенный действующим премьер-министром и его кабинетом, «отклоняется» большинством членов парламента, это считается вотумом недоверия . Президентская система не имеет такого механизма, а у законодательной власти мало стимулов умиротворять президента, кроме как сохранить лицо. [ нужна ссылка ]
Эффективность и неэффективность [ править ]
Когда действие находится в пределах полномочий президента, президентская система может быстрее реагировать на возникающие ситуации, чем парламентская. Премьер-министру, предпринимающему какие-либо действия, необходимо сохранить поддержку законодательного органа, но президент зачастую менее ограничен. В книге «Почему Англия спала » будущий президент США Джон Кеннеди утверждал, что британские премьер-министры Стэнли Болдуин и Невилл Чемберлен были ограничены необходимостью сохранить доверие Палаты общин . [24]
Джеймс Уилсон, который выступал за президентскую систему на конституционном съезде , утверждал, что один глава исполнительной власти обеспечит большую подотчетность перед обществом, чем группа, и тем самым защитит от тирании, разъясняя, кто несет ответственность за действия исполнительной власти. Он также заявил, что необходим единый исполнительный директор, чтобы обеспечить оперативность и последовательность, а также предотвратить тупиковые ситуации, которые могут быть необходимы во время чрезвычайного положения в стране. [25]
И наоборот, президентская система может привести к тупику , когда президент и законодательный орган находятся в оппозиции. Такое редко случается в парламентской системе, поскольку премьер-министр всегда является членом партии, находящейся у власти. Этот тупик является обычным явлением, поскольку электорат часто ожидает более быстрых результатов, чем это возможно от новой политики, и переключается на другую партию на следующих выборах. [26] Критики, такие как Хуан Линц , утверждают, что в таких случаях тупиковой ситуации президентские системы не предлагают избирателям тот вид ответственности, который наблюдается в парламентских системах, и что эта присущая им политическая нестабильность может привести к краху демократии, как это видно в таких случаях, как Бразилия и Альенде. Чили . [27]
Президенту или законодательному органу легко избежать вины, переложив ее на другого. Описывая Соединенные Штаты, бывший министр финансов К. Дуглас Диллон сказал, что «президент обвиняет Конгресс, Конгресс обвиняет президента, а общественность остается в замешательстве и испытывает отвращение к правительству в Вашингтоне». [28] За несколько лет до того, как стать президентом, Вудро Вильсон написал знаменитую фразу: «Как школьный учитель, нация могут узнать, какой мальчик нуждается в порке?» [29] Уолтер Бэджхот сказал об американской системе: «Исполнительная власть испорчена, потому что не получает закона, в котором она нуждается, а законодательная власть испорчена тем, что ей приходится действовать без ответственности: исполнительная власть становится несоответствующей своему имени, поскольку она не может выполнять то, о чем решает; законодательный орган деморализован свободой, принимая решения, от последствий которых пострадают другие [а не он сам]». [30]
Однако этот тупик иногда преподносится как преимущество. Разделенное правительство, в котором президентская и законодательная власть контролируются разными партиями, как утверждается, сдерживает эксцессы как коалиции, так и оппозиции, а также поощряет обе партии к сотрудничеству и компромиссу по законодательству. В Соединенных Штатах конгрессмен-республиканец Билл Френцель писал в 1995 году: [ нужна ссылка ]
«Некоторые из нас думают, что тупик — это лучшее, что произошло после водопровода в помещении. Тупик — это естественный дар, который дали нам создатели Конституции, чтобы страна не подвергалась политическим колебаниям, вызванным прихотями общественности. конкуренция – будь то многоотраслевая, многоуровневая или многоквартирная – важна для этих сдержек и противовесов, а также для нашего нынешнего типа центристского правительства. Слава Богу, у нас нет правительства, которое в одном году национализирует, а в следующем году приватизирует. и так до бесконечности ».
Президентские выборы [ править ]
При президентской системе президент избирается независимо от законодательного органа. Это может быть сделано напрямую посредством всенародного голосования или косвенно, например, через коллегию выборщиков, используемую в Соединенных Штатах. Этот аспект президентской системы иногда рекламируется как более демократичный, поскольку он предоставляет президенту более широкие полномочия. После избрания президент обычно остается на своем посту до истечения срока полномочий. [31]
Фиксированные условия [ править ]
Под президентской системой обычно понимают главу правительства, избираемого гражданами на один или несколько фиксированных сроков. Фиксированные условия хвалят за обеспечение уровня стабильности, которого не хватает другим системам. Хотя большинство парламентских правительств долгое время обходятся без вотума недоверия, Италия, Израиль и Четвертая французская республика испытывают трудности с поддержанием стабильности. [ нужна ссылка ] Когда в парламентской системе имеется несколько партий, а правительства вынуждены полагаться на коалиции, как это часто бывает в странах, использующих систему пропорционального представительства , экстремистские партии теоретически могут использовать угрозу выхода из коалиции для продвижения своих интересов. [ нужна ссылка ]
Сторонники президентской системы также утверждают, что стабильность распространяется на кабинеты министров, выбранные в рамках этой системы. В большинстве парламентских систем кабинеты должны формироваться из законодательной власти. При президентской системе члены кабинета министров могут выбираться из гораздо большего числа потенциальных кандидатов. Это дает президентам возможность выбирать членов кабинета министров, основываясь как на их способности и компетентности руководить конкретным департаментом, так и на их лояльности президенту, в отличие от парламентских кабинетов, которые могут быть заполнены законодателями, избранными не по какой-либо другой причине, чем их предполагаемая лояльность премьер-министру. Сторонники президентской системы отмечают, что парламентские системы склонны к разрушительным « перестановкам в кабинете министров », когда законодатели перемещаются между портфелями, тогда как в кабинетах президентской системы (таких как Кабинет министров США ) перестановки в кабинете министров являются необычными. [ нужна ссылка ]
Некоторые политологи оспаривают эту концепцию стабильности, утверждая, что президентским системам трудно поддерживать демократическую практику и что они скатились к авторитаризму во многих странах, в которых они были реализованы. По словам политолога Фреда Риггса , президентские системы впали в авторитаризм почти во всех странах, где они были предприняты. [32] [33] В список 22 старых демократий мира входят только две страны (Коста-Рика и США) с президентской системой. [34] Политолог Йельского университета Хуан Линц утверждает, что: [27]
Опасность, которую представляют президентские выборы с нулевой суммой, усугубляется жесткостью фиксированного срока полномочий президента. Победители и проигравшие четко определены на весь период президентского мандата... проигравшим придется ждать четыре-пять лет без всякого доступа к исполнительной власти и покровительству. Игра с нулевой суммой в президентских режимах повышает ставки на президентских выборах и неизбежно усугубляет сопутствующую им напряженность и поляризацию.
Фиксированные сроки в президентской системе также можно рассматривать как ограничение полномочий исполнительной власти, в отличие от парламентских систем, которые могут позволить премьер-министру назначать выборы, когда он считает нужным, или организовывать собственный вотум недоверия, чтобы инициировать выборы, когда они не могут добиться принятия законодательного пункта. Говорят, что президентская модель препятствует такого рода оппортунизму и вместо этого заставляет исполнительную власть действовать в рамках срока, который она не может изменить в соответствии со своими потребностями. [ нужна ссылка ]
Ограниченные механизмы удаления [ править ]
В отличие от парламентских систем, при президентской системе законодательный орган не имеет права отзывать президента. [31] Однако президентские системы могут иметь методы смещения президентов в чрезвычайных обстоятельствах, например, если президент совершает преступление или становится недееспособным. В некоторых странах срок полномочий президентов ограничен.
Невозможность досрочного смещения президента также является предметом критики. Даже если президент «окажется неэффективным, даже если он станет непопулярным, даже если его политика неприемлема для большинства его соотечественников, его и его методы необходимо терпеть до тех пор, пока не наступит момент новых выборов». [35]
Последовательность президентства может рассматриваться как преимущество во время кризиса. Во время кризиса странам, возможно, будет лучше, если их возглавит президент с фиксированным сроком полномочий, чем сменяющийся премьер-министр. [ нужна ссылка ] Однако некоторые критики утверждают, что президентская система слабее, поскольку не позволяет передавать власть в случае чрезвычайной ситуации. Уолтер Бэджхот утверждает, что идеальный правитель во времена спокойствия отличается от идеального правителя во времена кризиса, критикуя президентскую систему за отсутствие механизма для осуществления таких изменений. [30]
Глава правительства как глава государства [ править ]
Во многих случаях президент избирается одновременно главой правительства и главой государства . В этом отличие от большинства парламентских правительств, где глава государства отделен от главы правительства и играет в основном символическую роль. [ нужна ссылка ]
Статус президента иногда становится предметом критики. Дана Д. Нельсон критикует должность президента Соединенных Штатов как по существу недемократическую и характеризует президентскую власть как поклонение президенту со стороны граждан, что, по ее мнению, подрывает гражданское участие. [36] [37] Британско-ирландский философ и член парламента Эдмунд Берк заявил, что чиновник должен быть избран на основе «его непредвзятого мнения, его зрелого суждения, его просвещенной совести», и, следовательно, он должен размышлять над аргументами за и против определенной политики, а затем делать то, что, по его мнению, является правильным. лучше для его избирателей и страны в целом, даже если это означает краткосрочную негативную реакцию. Таким образом, защитники президентских систем считают, что иногда самое мудрое решение не всегда может быть самым популярным решением , и наоборот. [ нужна ссылка ]
Сравнительная политика [ править ]
Разделение исполнительной и законодательной власти является ключевым отличием президентской системы от парламентской. Президентская система избирает главу правительства независимо от законодательного органа, тогда как в парламентской системе глава правительства, напротив, подчиняется непосредственно законодательному органу. Президентские системы обязательно действуют в соответствии с принципом структурного разделения властей, тогда как парламентские системы этого не делают; [20] однако степень функционального разделения властей в каждой из них различается: дуалистические парламентские системы, такие как Нидерланды, Швеция и Словакия, запрещают членам законодательного органа одновременно работать в исполнительной власти, в то время как парламентские системы Вестминстерского типа, такие как Соединенное Королевство, требуют этого. . Главы правительств при президентской системе не зависят от одобрения законодательного органа, как при парламентской системе (за исключением таких механизмов, как импичмент). [31]
Президентскую систему и парламентскую систему также можно объединить в полупрезидентскую систему . В такой системе исполнительная власть разделена между избранным главой государства (президентом) и главой правительства, назначаемым законодательным органом (премьер-министром или премьер-министром). Объем власти, которой обладает каждая фигура, может различаться, и полупрезидентская система может больше склоняться к одной системе по сравнению с другой. [31] Президент обычно сохраняет власть над внешней политикой в полупрезидентской системе. [ нужна ссылка ] Чистая президентская система может также иметь механизмы, напоминающие механизмы парламентской системы, как часть сдержек и противовесов . Законодательный орган может контролировать некоторые решения президента посредством советов и согласия , а такие механизмы, как импичмент, могут позволить законодательному органу отстранить президента в критических обстоятельствах. [ нужна ссылка ]
Показатели президентизма
Метрики президентизма позволяют количественно сравнить силу характеристик президентской системы в отдельных странах. Метрики президентизма включают индекс президентства в индексы демократии V-Dem. [38] и рейтинги президентской власти. [39] В таблице ниже для отдельных стран показан индекс президентства V-Dem, где более высокие значения указывают на более высокую концентрацию политической власти в руках одного человека.
Страна | Индекс президентизма за 2021 год [38] |
---|
правительства Субнациональные
Субнациональные правительства могут иметь структуру президентской системы. Все правительства штатов в Соединенных Штатах используют президентскую систему, хотя это не требуется по конституции. В этих случаях вместо титула президента используется титул губернатора. На местном уровне может быть организована президентская система, в которой должность президента будет выполнять должность мэра. Некоторые страны, где нет президентской системы на национальном уровне, используют ту или иную форму этой системы на субнациональном или местном уровне. Одним из примеров является Япония , где национальное правительство использует парламентскую систему.
Государства с президентской системой правления [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Президентские республики без премьер-министра [ править ]
- Ангола [а] [40]
- Бенин
- Боливия [а]
- Бразилия
- Чили
- Колумбия
- Коморские острова
- Коста-Рика
- Кипр
- Доминиканская Республика
- Эквадор
- Сальвадор
- Гамбия
- Гана
- Гватемала
- Гондурас
- Индонезия
- Иран [б]
- Либерия
- Малави
- Мальдивы
- Мексика
- Никарагуа
- Нигерия
- дворец
- Панама
- Парагвай
- Филиппины
- Сейшельские острова
- Сомалиленд
- Турция
- Туркменистан
- Соединенные Штаты
- Уругвай [а]
- Венесуэла
- Замбия
- Зимбабве
Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.
Президентские республики с премьер-министром [ править ]
В следующих странах существуют президентские системы, в которых должность премьер-министра (официальное название может варьироваться) существует наряду с должностью президента. Президент по-прежнему является одновременно главой государства и правительства, а роль премьер-министра в основном заключается в оказании помощи президенту.
- Абхазия
- Аргентина (см. Главу Кабинета министров )
- Беларусь
- Бурунди
- Камерун
- Центральноафриканская Республика
- Джибути
- Экваториальная Гвинея
- Кот-д'Ивуар
- Казахстан [41]
- Кения (см. премьер-министра кабинета министров )
- Кыргызстан
- Руанда
- Сенегал
- Сьерра-Леоне (см. главного министра )
- Южная Корея
- Сирия
- Таджикистан
- Танзания
- Togo
- Приднестровье
- Уганда
- Узбекистан
Президентская система единицах в административных
Зависимости Соединенных Штатов
Особые административные районы Китая
Бывшие президентские республики [ править ]
- Исламская Республика Афганистан (2004–2021 гг.)
- Армения (1998–2013 гг.) [с]
- Азербайджанская ССР / Азербайджан (1990–1991, 1992–2016 гг.) [д]
- Бангладеш (1975–1991) [и]
- Китайская Республика ( 1948–1991 ) де-факто [ф]
- Куба (1902–1959)
- Эстония (1938–1940)
- Грузия (1995–2004; 2005–2011) [г]
- Германия (1930–1933) де-факто [час] [ не удалось пройти проверку ]
- Греция (1973–1974)
- Гаити ( 1859–1957 , 1957–1986 )
- Катанга (1960–1963)
- Киргизская ССР / Кыргызстан (1990–1993 годы) [я]
- Мали (1960–1992) [Дж]
- Мавритания (1960–1978) [к]
- Нигер (1960–1974, 1989–1993) [л]
- Пакистан (1958–1973, 1978–1985, 2001–2002 гг.)
- Польша ( 1935–1939 )
- RSFSR / Россия ( 1991–1992 ) де-факто
- Южная Корея (1963–1972) [м]
- Южный Вьетнам (1955–1975) [ нужна ссылка ]
- Таджикская ССР (1990–1991)
- Туркменская ССР (1990–1991)
- Украина (1995–1996) [н]
- Узбекская ССР (1990–1991)
- Югославия (1948–1971)
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Президент и законодательный орган избираются народом непосредственно путем двойного одновременного голосования .
- ↑ Иран, называющий себя Исламской Республикой, сочетает в себе формы президентской республики с президентом, избираемым всеобщим голосованием, и теократии с Верховным лидером , который в конечном итоге несет ответственность за государственную политику, избираемым пожизненно избранной Ассамблеей. Эксперты . Кандидаты в Ассамблею экспертов и на пост президента проверяются назначенным Советом стражей .
- ^ как Армянская ССР парламентская в 1990–1991 годах, в советское время и после обретения независимости, она была полупрезидентской республикой в 1991–1998 годах, президентской республикой в 1998–2013 годах, полупрезидентской республикой в 2013–2018 годах и парламентской республикой. в 2018 году.
- ^ как Азербайджанская ССР , это была президентская республика в 1990–1991 годах, полупрезидентская республика после обретения независимости в 1991–1992 годах, президентская республика в 1992–2016 годах и полупрезидентская республика в 2016 году. Под наследственной диктатурой с 1993 года.
- ^ Парламентский в 1972–1975 годах, президентский в 1975–1991 годах и парламентский с 1991 года.
- ^ Де-факто президентская система в 1948–1991 годах в рамках парламентской республики де-юре в соответствии с Временными положениями против коммунистического восстания .
- ^ как Грузинская ССР и после обретения независимости, парламентская в 1990–1991 годах, полупрезидентская в 1991–1995 годах, президентская в 1995–2004 годах, полупрезидентская в 2004–2005 годах и президентская в 2005–2011 годах. Полупрезидентский в 2011–2019 годах и парламентский с 2019 года.
- ↑ Полупрезидентская республика как Веймарская республика в 1918–1930 годах, президентская республика в 1930–1933 годах, тоталитарная диктатура при парламентской системе в 1933–1945 годах как нацистская Германия , военная оккупация в 1945–1949 годах и парламентская республика. в 1949 году.
- ^ Президентский в 1990–1993 гг., Полупрезидентский в 1993–2010 гг. ( де-юре ); 1993–2021 ( де-факто ), парламентская в 2010–2021 ( де-юре ) и снова президентская в 2021 году.
- ^ Президентская республика (1960–1991, 2023 – настоящее время), военная диктатура (1968–1991, 1991–1992, 2012, 2020 – настоящее время), однопартийное государство (1960–1968, 1974–1991), полупрезидентская республика (1991). –2023).
- ^ Однопартийная президентская республика (1960–1978), военная диктатура (1978–1992, 2005–2007, 2008–2009), полупрезидентская республика с 1992 года.
- ^ Однопартийная (1974–1993, 1996–1999, 1999 , президентская республика (1960–1974, 1989–1993), военная диктатура 2010–2011, 2023 – настоящее время), полупрезидентская республика (1993–1996, 1999–2010, 2011–2023)
- ^ Все конституции Южной Кореи с 1963 года предусматривали сильное исполнительное президентство; кроме того, формально авторитарная Юшинская Конституция Четвертой Республики установила президентские полномочия по роспуску Национального собрания , номинально уравновешиваемые вотумом недоверия. Оба эти положения были сохранены в конституции Пятой республики , но были отменены после перехода к демократии и создания Шестой республики.
- ↑ Временная конституция, принятая в 1995 году, лишила президента права распускать Верховную Раду , а также права Рады распускать правительство путем вотума недоверия. Оба эти положения были восстановлены после принятия постоянной конституции в 1996 году.
Ссылки [ править ]
- ^ Феннелл, Кристофер. «Правовая структура колонии Плимут» . Histarch.uiuc.edu.
- ^ Вайл, MJ (1967). Разделение властей. В: Грин, Дж.П., и Поул, М.Р. (ред.). (2008). Товарищ американской революции , Ч. 87. Джон Уайли и сыновья.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сандквист, Джеймс Л. (1997). «Президентская система США как модель мира». В Бааклини, Абдо И.; Дефосс, Хелен (ред.). Проекты демократической стабильности: исследования жизнеспособного конституционализма . Рутледж . стр. 53–72. ISBN 0765600528 .
- ^ Маккарти, Дэниел Дж. (1987). «Джеймс Уилсон и создание президентства». Ежеквартальный журнал президентских исследований . 17 (4): 689–696.
- ^ Сондрол, Пол (2005). «Президентская традиция в Латинской Америке». Международный журнал государственного управления . 28 (5): 517–530. дои : 10.1081/PAD-200055210 . S2CID 153822718 .
- ^ Мэйнваринг, Скотт (1990). «Президентизм в Латинской Америке» . Обзор латиноамериканских исследований . 25 : 157–179. дои : 10.1017/S0023879100023256 . S2CID 252947271 .
- ^ Валенсуэла, Артуро (2004). «Прервано президентство в Латинской Америке». Журнал демократии . 15 (4): 5–19. дои : 10.1353/jod.2004.0075 . S2CID 51825804 .
- ^ Кер-Линдси, Джеймс (2006). «Президентская власть и власть в Республике Кипр». Средиземноморская политика . 11 : 21–37. дои : 10.1080/13629390500490379 . S2CID 145444372 .
- ^ Хит-Браун, Ник (2015). "Мальдивы". Ежегодник государственного деятеля 2016 .
- ^ Бухта, Вильфрид (2000). Кто правит Ираном? Структура власти в Исламской Республике . Вашингтонский институт ближневосточной политики и Фонд Конрада Аденауэра . п. 22. ISBN 0944029361 .
- ^ Шустер, Дональд Р. (1983). «Выборы в Республике Палау». Политология . 35 : 117–132. дои : 10.1177/003231878303500108 .
- ^ Хейл, Генри Э. (2012). «Два десятилетия динамики постсоветского режима». Демократизация . 20 (2): 71–77.
- ^ Шипунов, Г.В. (2014). «Авторитарный режим в Беларуси: история становления». Грани . 9 : 92–99.
- ^ Санников, Андрей (2005). «Случайная диктатура Александра Лукашенко». Обзор международных отношений SAIS . 25 : 75–88. дои : 10.1353/sais.2005.0017 . S2CID 154701435 .
- ^ «Почему Беларусь называют последней диктатурой Европы» . Экономист . 2021. ISSN 0013-0613 . Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ Диль, Катарина; ван дер Хорст, Джудит (2013). «Новый избирательный закон в Южном Судане». Право и политика в Африке, Азии и Латинской Америке . 46 (2): 215–233.
- ^ Кириши, Кемаль; Тойгюр, Ильке (2019). «Новая президентская система Турции и меняющийся Запад» . Брукингс .
- ^ Адар, Синем; Зойферт, Гюнтер (2021). «Президентская система Турции спустя два с половиной года». Фонд науки и политики .
- ^ «Выборы в Турции: насколько влиятельным будет следующий президент Турции?» . Новости Би-би-си . 25 июня 2018 г. Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б фон Меттенхайм, Курт (1997). Президентские институты и демократическая политика . Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 2–15. ISBN 0801853133 .
- ^ Цебелис, Джордж (1995). «Принятие решений в политических системах: игроки с правом вето в президентстве, парламентаризме, многопалатности и многопартийности» . Британский журнал политической науки . 25 (3): 289–325. дои : 10.1017/S0007123400007225 . S2CID 18060081 .
- ^ Шлезингер, Артур (1974). «Нет способа обуздать исполнительную власть». Новая Республика .
- ^ Депау, Сэм; Мартин, Шейн (2008). «Законодательная партийная дисциплина и сплоченность в сравнительной перспективе». В Джаннетти, Даниэла; Бенуа, Кеннет (ред.). Внутрипартийная политика и коалиционные правительства . Рутледж .
- ^ Кеннеди, Джон Ф. (1940). Почему Англия спала . Уилфред Фанк, Инк .
- ^ Yoo 2019 , стр. 55–57.
- ^ Джордж, Эдвардс; Варренберг, Мартин (2016). Правительство в Америке: люди, политика и политика, издание AP* – Президентские выборы 2016 г., 17-е издание . Пирсон Высшее образование. п. 16. ISBN 9780134586571 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линц, Хуан (1990). «Опасности президентства». Журнал демократии . 1 : 51–69.
- ^ Сандквист, Джеймс (1992). Конституционная реформа и эффективное правительство . Издательство Брукингского института. п. 11 .
- ^ Уилсон, Правительство Конгресса (1885), стр. 186–187.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бальфур. «Кабинет министров». Английская конституция .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саргентич, Томас О. (1993). «Президентская и парламентская модели национального правительства». Обзор международного права Американского университета . 8 (2): 579–592.
- ^ Риггс, Фред В. (1997). «Президентизм против парламентаризма: последствия для представительности и легитимности». Международный обзор политической науки . 18 (3): 258. дои : 10.1177/019251297018003003 . JSTOR 1601343 . S2CID 145450791 .
- ^ «Концептуальная гомогенизация гетерогенного поля: президентизм в сравнительной перспективе». Сравнение наций: концепции, стратегии, содержание : 72–152. 1994.
- ^ Даль, Роберт А. (2001). Насколько демократична американская конституция? . ISBN 0-300-09218-0 .
- ^ Бальфур. "Введение". Английская конституция .
- ^ Нельсон, Дана Д. (2008). Плохо для демократии: как президентство подрывает власть народа . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты . п. 248. ИСБН 978-0-8166-5677-6 .
- ^ Сирота, Дэвид (22 августа 2008 г.). «Почему культ президентства вреден для демократии» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 20 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сигман, Рэйчел; Линдберг, Стаффан И. (2017). «Неопатримониализм и демократия: эмпирическое исследование политических режимов Африки» . Рабочий документ V-Dem 2017:56 . дои : 10.2139/ssrn.3066654 . hdl : 2077/54296 . S2CID 158437511 .
- ^ Дойл, Дэвид; Элджи, Роберт (2016). «Максимализация надежности межнациональных мер президентской власти» . Британский журнал политической науки . 46 (4): 731–741. дои : 10.1017/S0007123414000465 .
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2012 года . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ «Официальный сайт Президента Республики Казахстан» .
- ^ Чен, Альберт Хунг Йи (nd). «Исполнительная власть и законодательная власть в политической структуре САР Гонконг» (PDF) .
Внешние ссылки [ править ]
- Великие дебаты: Парламент против Конгресса
- Кастаньола, Андреа/Перес-Линьян, Анибал: Президентский контроль над высокими судами в Латинской Америке: долгосрочный взгляд (1904-2006) , в Журнале политики в Латинской Америке, Гамбург, 2009.