Социальная пенсия
По данным Международной организации труда , социальное обеспечение — это право человека , направленное на сокращение и предотвращение бедности и уязвимости на протяжении всей жизни человека. Социальное обеспечение включает в себя различные виды пособий (по беременности и родам, по безработице, по инвалидности, по болезни, по старости и т. д.). [1] Социальная пенсия – это поток выплат со стороны государства физическому лицу, который начинается с момента выхода на пенсию и продолжает выплачиваться до самой смерти. [2] Этот тип пенсии представляет собой ненакопительную часть пенсионной системы , а другая часть представляет собой накопительную пенсию, что соответствует наиболее распространенной форме состава этих систем в большинстве развитых стран.
История
[ редактировать ]Потребность в социальной пенсии возникла во времена промышленной революции , когда новая экономическая система повысила мобильность работников, но ослабила связи между членами семьи, чья солидарность защищала людей от личных экономических лишений. Это, наряду с непрактичной добровольной бережливостью и страхованием, привело к тому, что многие рабочие вышли на пенсию без какого-либо источника дохода. [3]
Первая попытка денежных переводов пожилому населению была предпринята в конце XIX века. Одной из первых стран, введших социальную пенсию, была Германия в 1889 году, когда канцлер Отто фон Бисмарк принял политику объединения [ нужны разъяснения ] рядовых рабочих во вновь созданном немецком государстве и предоставил каждому рабочему, достигшему 65-летнего возраста, небольшую фиксированную пенсию. [3] Сначала оно финансировалось за счет налогов на табачную монополию.
В 1890-х годах Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели социальные пенсии, а в начале 20 века за ними последовали Австралия (1908 г.) и Швеция (1913 г.), а также многие другие страны. На протяжении всего 20-го века большинство стран выбирали между двумя путями, основанными на стратегии системы: минимальная пенсия для пожилых людей или обеспечение поддержания дохода либо за счет облагаемой налогом субсидируемой добровольной пенсии, либо за счет обязательной пенсии, связанной с доходом. [4] Это привело к переходу к двойной системе, в которую были включены обе эти стратегии.
Сегодня более 100 стран [5] предоставляют своим гражданам социальные пенсии в различных формах, и в среднем страны ОЭСР тратят 7–8 процентов своего ВВП на пенсии по уходу за пожилыми людьми. [6]
Причины
[ редактировать ]Причины введения социальной пенсии и участия государства включают проблемы, которые возникают, когда люди добровольно откладывают недостаточно средств для выхода на пенсию или когда сбои рынка создают социальное неравенство. [7] Общие социальные пенсии во всем мире включают пенсии для сирот, которые защищают несовершеннолетних, потерявших родителей и слишком молодых для работы, и пенсии вдовам , которые поддерживают неработающих супругов, не имеющих навыков или квалификации для основного рынка труда. Другим фактором может быть недальновидность людей, приводящая к неадекватным сбережениям или дополнительным доходам для выхода на пенсию. Это также может быть связано с информационным дефицитом, когда люди не могут точно оценить финансовую устойчивость сберегательных и страховых компаний или эффективность инвестиционных программ. Кроме того, сбои страхового рынка, такие как моральный риск или неблагоприятный отбор , могут помешать доступности страхования от таких рисков, как долголетие или инвалидность.
Пять столпов
[ редактировать ]Концепция пяти столпов пенсионной системы, как она определена Всемирным банком , относится к системе, в которой очерчены различные элементы конструкции для определения модальностей пенсионной системы и вариантов ее реформирования. Эта основа подчеркивает важность включения нескольких компонентов в структуру пенсионной системы для повышения эффективности, результативности и устойчивости обеспечения пенсионного дохода.
Концепция пяти столпов возникла на основе опыта Всемирного банка по поддержке пенсионных реформ и решению меняющихся потребностей и условий в странах-клиентах. Этими столпами являются следующие:
- Нулевой уровень : Нулевой уровень, не предусматривающий уплаты взносов, обычно представляет собой форму социальной помощи, например, демократическую или социальную пенсию, финансируемую правительством. Он явно направлен на снижение уровня бедности среди пожилых людей путем предоставления минимального уровня защиты всем людям в пожилом возрасте. Этот компонент предназначен для обеспечения базовой защиты людей с низкими доходами в течение жизни, в том числе лиц, которые имеют ограниченное участие в формальной экономике.
- Первый уровень : Обязательный первый уровень включает в себя взносы, привязанные к заработку, с целью замены части предпенсионного дохода человека. Он учитывает такие риски, как индивидуальная близорукость, низкие доходы и неопределенность в финансовом планировании из-за таких факторов, как ожидаемая продолжительность жизни и рыночные риски. Обычно финансируется по принципу «оплата по мере использования» с учетом демографических и политических рисков.
- Второй уровень : Обязательный второй уровень состоит из индивидуальных сберегательных счетов, известных как планы с установленными взносами, с различными вариантами оформления. Устанавливает четкую связь между взносами, инвестиционной эффективностью и льготами, поддерживая юридически защищенные права собственности и развитие финансового рынка. Участники могут столкнуться с финансовыми и агентскими рисками из-за управления частными активами, транзакционных издержек и рисков долголетия.
- Третий уровень: Добровольный третий уровень включает в себя различные формы индивидуальных или спонсируемых работодателем пенсионных сбережений, предлагая гибкость и свободу действий. Предоставляет дополнительные возможности для пенсионных накоплений помимо обязательных пенсионных накоплений, удовлетворяя потребности групп с различными доходами.
- Четвертый уровень: Четвертый уровень включает нефинансовые элементы, такие как неформальная поддержка (например, помощь семье), другие социальные программы (например, здравоохранение, жилье) и индивидуальные активы (например, домовладение, обратная ипотека). Предлагает дополнительную поддержку и диверсификация пенсионных доходов с учетом потребностей различных слоев населения.
По данным Всемирного банка, включив эти компоненты в структуру пенсионной системы, страны могут создать более комплексную и устойчивую основу для удовлетворения разнообразных потребностей своего населения. [8]
Финансирование
[ редактировать ]Финансирование социальных пенсий является частью национальной, налоговой и государственной финансовой политики и, следовательно, связано с общим государственным бюджетом. Как правило, программы социального пенсионного обеспечения в рамках первого уровня пенсионных систем используют распределительную схему (PAYG), которая собирает взносы в виде налогов на социальное обеспечение. [9] каждый год в сумме, которая должна быть равна ожидаемым расходам в том же году. Это означает, что система не накапливает никаких резервов, а если и накапливает, то только во избежание проблем с ликвидностью. [10] Система PAYG иногда подвержена демографическим и политическим проблемам (например, старению населения). [11]
Влияние сокращения пенсионных выплат на бедность
[ редактировать ]Государственные трансферты в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые включают пенсии, зависящие от заработка, и пособия по нуждаемости, обычно составляют около 60 процентов от общего дохода пожилого населения. Например, охват добровольными накопительными пенсионными планами среди работников в беднейшем дециле составляет в среднем от 10 до 20 процентов, что значительно ниже, чем в децилях с более высокими доходами. Прогнозы указывают на дальнейшее снижение коэффициентов замещения в период с 2010 по 2060 год. В среднем это снижение оценивается примерно в 20 процентов. При эластичности -0,8 между коэффициентом замещения государственных пенсий и бедностью пожилых людей прогнозируется, что бедность пожилых людей увеличится примерно на 0,5 процентных пункта (3 процента) в период с 2010 по 2030 год. Один из прямых подходов к смягчению воздействия пенсионных реформ на пожилых людей -возрастная бедность заключается в сокращении пенсионных выплат только для лиц с более высокими доходами, тем самым увеличивая прогрессивность государственных пенсионных выплат. Усилия по более точному ориентированию этих пособий на бедных могли бы оказать существенное влияние на бедность пожилых людей, а также помочь сдержать бюджетные расходы. Однако увеличение добровольных пенсий и других частных сбережений в течение трудовой жизни может представлять собой проблему, особенно для малоквалифицированных и менее образованных людей из-за их более низких заработков и участия в добровольных пенсионных планах. [12]
Категории
[ редактировать ]- Универсальная пенсия (также называемая «демигрантской», «категориальной пенсией» или «пенсией граждан») — это пенсия, единственными критериями для ее получения которой являются возраст и гражданство, соответственно. резиденция. Некоторые страны уточняют эти критерии дальше, например Нидерланды , где для получения полной пенсии требуется 50 лет проживания в возрасте от 15 до 65 лет и дисконтируется за каждый недостающий год на 2 процента. Этот вид пенсии может облагаться налогом. [13]
- Универсальная минимальная пенсия дублирует универсальную пенсию. Основное отличие состоит в том, что цель этой системы состоит в том, чтобы предоставить дополнительные финансовые ресурсы тем, кто не получил или не смог обеспечить себе достаточно высокий доход от накопительного второго уровня пенсионной схемы, и, следовательно, предоставляет им минимальный базовый доход при выходе на пенсию. Добровольный третий уровень в данном случае не учитывается. Эта система была впервые разработана в Швеции в 1913 году. Кроме того, некоторые страны, такие как Норвегия или Финляндия , ввели «постепенное сокращение», которое предоставляет пенсионерам некоторый дополнительный доход, не связанный с отчислениями, даже если они уже заработали минимальную пенсию. Например, в Финляндии при снижении ставки на 50% вы можете получать пенсию в два раза больше минимальной пенсии, прежде чем потеряете право на пособие, не предполагающее страховых взносов.
- Возмещаемая социальная пенсия является универсальной пенсией с точки зрения права на получение пособия. Разница в том, что эта пенсия добавляется к прочему налогооблагаемому доходу и подлежит возмещению за счет надбавки.
- Пенсия по социальной помощи покрывает все другие виды социальных пенсий. Далее его можно разделить по критерию нуждаемости в зависимости от того, применяется ли он только к отдельному лицу или ко всему его домохозяйству. Поскольку самый важный тест учитывает общий доход и активы, которыми владеет человек или домохозяйство, между этими двумя типами может быть огромная разница. В рамках индивидуального теста нуждаемости имеет значение только богатство человека, и поэтому он может лучше решать индивидуальные проблемы бедности. Проверка благосостояния домохозяйства учитывает способность других членов семьи заботиться о своих вышедших на пенсию членах семьи.
Покрытие по всему миру
[ редактировать ]С 2000 года охват законной и эффективной социальной пенсией постоянно увеличивается, особенно в последние годы. [14] В период с 2015 по 2017 год более 90% пожилого населения получали пособия в 34 странах. Число стран, где эффективное социальное пенсионное обеспечение было менее 20%, сократилось до 36. В этот же период универсальные социальные пенсии были установлены во многих развивающихся странах Африки ( Ботсвана , Лесото , Намибия и Занзибар ), Азии ( Восточный Тимор ). и Латинская Америка ( Боливия ). Напротив, в Азербайджане , Албании и Греции произошло сокращение социального пенсионного обеспечения на 12–16%.
Чешская Республика
[ редактировать ]Пенсионная система Чешской Республики разделена на два отдельных сегмента.
Первичный сегмент включает обязательное базовое пенсионное обеспечение, которое действует по структуре с установленными выплатами (DB) и финансируется через распределительную систему (PAYGO). Этот сегмент является всеобъемлющим и обслуживает каждого экономически активного гражданина без каких-либо отраслевых различий, за исключением незначительных различий в административных процессах в определенных секторах государственной службы, таких как армия и правоохранительные органы. На льготы по этому базовому пенсионному обеспечению претендуют более 99% лиц, достигших установленного пенсионного возраста.
Кроме того, чешская пенсионная модель включает факультативное дополнительное пенсионное страхование, подкрепленное государственными взносами. Это схема с установленными взносами (DC), финансируемая за счет капитала. В рамках Европейского Союза это дополнительное страхование признано третьим элементом пенсионной системы. Сюда также входят продукты страхования жизни, предлагаемые частными страховщиками. Несмотря на свое существование, пенсии третьего уровня в настоящее время составляют незначительную часть доходов пенсионеров. Примечательно, что этот компонент находится в ведении Министерства финансов, поэтому его нет на веб-сайте Министерства труда и социальных дел. В отличие от норм других стран ЕС, пенсионная система Чехии не имеет второго уровня, который обычно ассоциируется с пенсионными планами работодателей.
Основным правовым актом, который разграничивает права на пенсию из базового пенсионного страхования, методологию расчета пенсионных пособий и условия их выплаты, является Закон № 155/1995 Сб. о пенсионном страховании. Этот закон с учетом поправок был принят 1 января 1996 года. [11]
Дания
[ редактировать ]Датская социальная пенсия – это регулярный доход, выплачиваемый датским правительством людям, достигшим пенсионного возраста. [15] Жители Дании имеют право на социальную пенсию. [16] Минимальный возраст для получения пенсии определяется по дате рождения человека: [17]
Дата рождения | Пенсионный возраст |
---|---|
31 декабря 1953 г. или ранее | 65 |
1 января 1954 г. - 30 июня 1954 г. | 65.5 |
1 июля 1954 г. - 31 декабря 1954 г. | 66 |
1 января 1955 г. - 30 июня 1955 г. | 66.5 |
1 июля 1955 г. - 31 декабря 1962 г. | 67 |
1 января 1963 г. - 31 декабря 1966 г. | 68 |
1 января 1967 г. или позже | 69 |
Для получения полной государственной пенсии требуется 40 лет проживания в Дании. [18] По состоянию на 2024 год базовый размер социальной пенсии составляет 6928 датских крон в месяц. [17] однако эта базовая сумма может быть уменьшена, если будет установлено, что физическое лицо зарабатывает более 348 700 датских крон в год. [19] Существует также надбавка к пенсии в размере 8 016 датских крон в месяц для одиноких лиц и 4 102 датских крон в месяц для супружеских пар. [17]
Мексика
Пенсионная система Мексики представляет собой сложную институциональную структуру, включающую семь учреждений федерального уровня, предлагающих льготы по накопительным и ненакопительным схемам. Федеральная пенсионная система Мексики состоит из семи учреждений федерального уровня, которые предоставляют льготы как по накопительным, так и по ненакопительным схемам. К этим учреждениям относятся IMSS , ISSSTE , PEMEX , CFE , ISSSFAM, SHCP и BIENESTAR .
Кроме того, существуют подсистемы в штатах, муниципалитетах и университетах. Эта фрагментация приводит к несопоставимым правилам и требованиям в различных системах, а также к неравным выгодам для населения. [20]
Новая Зеландия
[ редактировать ]Социальная пенсия в Новой Зеландии называется New Zealand Superannuation. [21] Требования для получения пенсии заключаются в том, что вам должно быть не менее 65 лет, вы должны быть гражданином Новой Зеландии, постоянным жителем Новой Зеландии или иметь визу типа проживания. [21] Кроме того, лицо должно прожить в Новой Зеландии в течение определенного периода времени после 20 лет. [21] и, в частности, прожить в Новой Зеландии не менее 5 лет с 50-летнего возраста, чтобы иметь право на пенсию по выслуге лет. [21] Точное количество лет, необходимое для проживания в Новой Зеландии, варьируется в зависимости от даты рождения человека: [21]
Дата рождения | Необходимое количество лет проживания в Новой Зеландии для получения права |
---|---|
Не позднее 30 июня 1959 г. | 10 лет |
1 июля 1959 г. - 30 июня 1961 г. | 11 лет |
1 июля 1961 г. - 30 июня 1963 г. | 12 лет |
1 июля 1963 г. - 30 июня 1965 г. | 13 лет |
1 июля 1965 г. - 30 июня 1967 г. | 14 лет |
1 июля 1967 г. - 30 июня 1969 г. | 15 лет |
1 июля 1969 г. - 30 июня 1971 г. | 16 лет |
1 июля 1971 г. - 30 июня 1973 г. | 17 лет |
1 июля 1973 г. - 30 июня 1975 г. | 18 лет |
1 июля 1975 г. - 30 июня 1977 г. | 19 лет |
1 июля 1977 г. или после этой даты | 20 лет |
По данным ОЭСР, по состоянию на 2022 год базовая пенсия для одинокого (не состоящего в браке) человека составляла 27 988,48 новозеландских долларов в год. [22] Ставка пенсии корректируется каждый год в зависимости от изменения индекса потребительских цен (ИПЦ), а также средней еженедельной заработной платы за вычетом налогов. [22]
Филиппины
[ редактировать ]Программа социальных пенсий для неимущих пожилых граждан (SPISC) — это программа финансирования неимущих пожилых людей на Филиппинах. Правительство выплачивает им ежемесячную выплату в размере пятисот песо, которые предназначены для приобретения медицинского оборудования и услуг. [23] Программа действует с 2011 года и с тех пор несколько раз менялась; в настоящее время он предлагает помощь пожилым людям в возрасте 60 лет и старше.
Швеция
[ редактировать ]Шведская социальная пенсия находится в ведении Шведского пенсионного агентства и обеспечивает минимальный уровень пенсии для всех жителей. [24] Оно распространяется на всех, кто работал или жил в Швеции. [25] Социальная пенсия состоит из нескольких различных частей, таких как доходная пенсия, дополнительная доходная пенсия, премиальная пенсия и гарантированная пенсия. [26] Он служит защитой, гарантируя финансовую поддержку пенсионерам, у которых может не быть значительных личных сбережений или профессиональных пенсионных пособий. Размер социальной пенсии варьируется в зависимости от индивидуальных обстоятельств. [27] и выплачивается до тех пор, пока человек жив. Чем дольше человек работает, тем выше будет его пенсионная выплата, поскольку человек продолжает зарабатывать на пенсию на протяжении всей своей жизни. [28]
Нидерланды
[ редактировать ]Голландская социальная пенсия известна как пенсия AOW и доступна резидентам Нидерландов. [29] Каждый год человек, проживающий в Нидерландах, добавляет к своей пенсии AOW дополнительно 2%. [29] Полную пенсию AOW можно получить, живя и работая в Нидерландах и внося свой вклад в пенсию в течение 50 лет до достижения пенсионного возраста. [29] Размер пенсии AOW варьируется в зависимости от того, сколько человек вложил в свою пенсию и от своего семейного положения. [29] Размер пенсии корректируется каждые 6 месяцев. [29] По данным ОЭСР, по состоянию на 2022 год размер пенсии AOW для одиноких лиц составлял 1344,94 евро в месяц, а для пар общая сумма составляла 1828,30 евро на пару. [30] Пенсионный возраст AOW зависит от даты рождения человека: лица, родившиеся до 1 января 1961 года, имеют пенсионный возраст 67 лет. [31] а лица, родившиеся в период с 1 января 1961 года по 30 сентября 1962 года, имеют пенсионный возраст 67 лет и 3 месяца, [31] и лица, родившиеся после 1 октября 1962 года, пенсионный возраст которых в настоящее время неизвестен. [31]
См. также
[ редактировать ]- Гарантированный минимальный доход
- Безопасность по старости
- Социальное страхование
- Уровень социальной защиты
- Социальная защита
- Сеть социальной защиты
- Благосостояние
- Культура благосостояния
- Государство всеобщего благосостояния
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доклад о социальной защите в мире, 2017–2019 годы: Всеобщая социальная защита для достижения Целей устойчивого развития . Международное бюро труда. 2017. стр. XXIX. ISBN 978-92-2-130016-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Блейк, Дэвид (2006). Пенсионная экономика . Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли. ISBN 0-470-05844-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «История социального обеспечения» . www.ssa.gov . Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ Виленский, Гарольд Л. (2002). Богатые демократии: политическая экономия, государственная политика и эффективность . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520928336 . OCLC 52843450 .
- ^ «Социальная защита в пожилом возрасте | Пенсионный надзор» . www.pension-watch.net . Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ Розер, Макс; Ортис-Оспина, Эстебан (18 октября 2016 г.). «Государственные расходы» . Наш мир в данных .
- ^ Банк, Мир (30 сентября 1994 г.). «Предотвращение кризиса старости: политика защиты пожилых людей и содействия экономическому росту» . стр. 1–436.
- ^ Всемирный банк. (2008). Концептуальная основа пенсионного обеспечения Всемирного банка. Получено с: https://documents1.worldbank.org/curated/en/389011468314712045/pdf/457280BRI0Box31Concept1Sept20081pdf.pdf .
- ^ «Что такое социальное обеспечение? | Национальная академия социального страхования» . www.nasi.org . Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ CICHON, Майкл и др. Финансирование социальной защиты . Международная организация труда, 2004.
- ^ Перейти обратно: а б Министерство труда и социальных дел (16 марта 2024 г.). «Пенсионное страхование» . стр. 1–8.
- ^ Шан, Баопин (8 марта 2014 г.), «Глава 4. Пенсионная реформа и справедливость: влияние сокращения пенсионных пособий на бедность» , «Справедливые и устойчивые пенсии » , Международный валютный фонд, ISBN 978-1-61635-950-8 , получено 25 апреля 2024 г.
- ^ Уиллмор, Ларри (2012). «Виды социальных пенсий» (PDF) .
- ^ «Социальная защита пожилых людей: тенденции политики и статистика, 2017–2019 годы» (PDF) . Международное бюро труда. 2019.
- ^ «Государственная пенсия» . жизнь в Дании.dk . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ «Краткий обзор пенсий 2023» (PDF) . ОЭСР . 2022. с. 2 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Государственная пенсия» . жизнь в Дании.dk . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ «Краткий обзор пенсий 2023» (PDF) . ОЭСР . 2022. с. 2 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ «Краткий обзор пенсий 2023» (PDF) . ОЭСР . 2022. с. 3 . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Х. Вильярреал и А. Масиас, «Пенсионная система в Мексике: институциональность, государственные расходы и финансовая устойчивость», серия «Макроэкономика развития», № 210 (LC/TS.2020/70), Сантьяго, Экономическая комиссия для Америки, Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и MSD, Кто может получить NZ Super - Work and Income , MSD , получено 24 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Краткий обзор пенсий на 2023 год — Новая Зеландия» (PDF) . ОЭСР . п. 2 . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «П23 Б выделено в 2019 году на социальную пенсию малоимущим пенсионерам» . 23 августа 2018 г.
- ^ «Шведская пенсионная система | Pensionsmyndigheten» . www.pensionsmyndigheten.se . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Шведская пенсионная система и пенсионные прогнозы до 2070 года» (PDF) . Европейская комиссия . 10 декабря 2020 г. с. 1 . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Шведская пенсионная система | Pensionsmyndigheten» . www.pensionsmyndigheten.se . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Шведская пенсионная система | Pensionsmyndigheten» . www.pensionsmyndigheten.se . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ «Шведская пенсионная система | Pensionsmyndigheten» . www.pensionsmyndigheten.se . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Что такое пенсия AOW? | Нидерланды во всем мире» . Нидерланды по всему миру . 22 октября 2021 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Краткий обзор пенсий на 2023 год — Нидерланды» (PDF) . ОЭСР . п. 1 . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Какой у меня возраст государственной пенсии по AOW? | Нидерланды по всему миру» . НидерландыПо всему миру . 22 октября 2021 г. Проверено 23 апреля 2024 г.