Полупарламентская система
Раздел о полупарламентаризме Штеффена Гангофа было предложено выделить и объединить с уже существующей статьей « Двупалатность» . ( Обсудить ) (июнь 2024 г.) |
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
Политический портал |
Полупарламентская система может относиться к одному из следующих:
- премьер -министрская система , при которой избиратели одновременно голосуют как за членов законодательного органа , так и за премьер-министра. [1]
- система правления , в которой законодательный орган разделен на две части, обе из которых избираются прямым голосованием: одна имеет право отстранять членов исполнительной власти путем вотума недоверия, а другая - нет. [2]
Первое было впервые предложено Морисом Дюверже , который использовал его для обозначения Израиля с 1996 по 2001 год. [1] Второй был идентифицирован немецким академиком Штеффеном Гангофом. [2]
Подобно полупрезидентским системам , полупарламентские системы представляют собой сильно рационализированную форму парламентских систем . После того, как Израиль решил отменить прямые выборы премьер-министров в 2001 году, в мире не существует национальных систем премьер-министров; однако в израильских и итальянских городах для избрания мэров и советов используется система премьер-министров. Два национальных и пять субнациональных примеров другого типа полупарламентаризма существуют и сегодня — национальные примеры Австралии и Японии и субнациональные примеры пяти двухпалатных австралийских штатов. [2]
Премьер-министрские системы
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В системе премьер-министров, как и в стандартных парламентских системах , премьер-министр по-прежнему может быть отправлен в отставку путем вотума недоверия, однако это фактически приводит к досрочным выборам как премьер-министра, так и законодательного органа (правило, обычно выражаемое Брокаром). aut simul stabunt aut simul cadent , что на латыни означает «они либо встанут вместе, либо падут вместе»).
Парламентские системы зародились в конституционных монархиях, в которых правительство было подотчетно дважды парламенту и королю: плюрализм мнений избранных собраний затем уравновешивался указаниями монарха. Со временем власть наследственных монархов стала восприниматься как несостоятельная в условиях демократии, что привело к тому, что многие конституционные монархии превратились в парламентские республики, а в остальных монарх стал все более церемониальной фигурой: независимо от наличия избранного или неизбираемого главой государства, парламент, таким образом, стал доминирующим институтом.
французских В своей самой базовой форме парламентские системы имеют тенденцию быть весьма анархическими, как в хорошо известных случаях третьей и четвертой республик. [ сомнительно – обсудить ] Отношение парламентов к правительствам по сути своей противоположное, поскольку избранные собрания часто неспособны принимать энергичные решения, преимущества которых будут осознаваться только в будущем, но недостатки которых сразу же ощущаются избирателями. Это требует сильной рационализации парламентских систем, таких как та, которая сложилась в Соединенном Королевстве , где наследственный монарх был фактически заменен «избираемым монархом», а именно премьер-министром .
Поскольку Вестминстерская система во многом основана на конвенциях, ее нелегко воспроизвести в других странах. [ нужна ссылка ] В своем предложении 1956 года Морис Дюверже предположил, что Франция может достичь стабильности правительства посредством прямых выборов премьер-министра , которые должны были состояться одновременно с выборами в законодательные органы, посредством отдельного избирательного бюллетеня. Премьер-министр и поддерживающее его парламентское большинство должны быть неразлучны на протяжении всего срока полномочий законодательного органа : в случае вотума недоверия, принудительной отставки или роспуска парламента будут проведены досрочные выборы как Национального собрания, так и парламента. Ассамблея и премьер-министр.
Одних только прямых выборов премьер-министра будет недостаточно для обеспечения стабильности правительства: необходимо провести второй тур выборов, чтобы избирателям было позволено выразить свои идеологические предпочтения в первом туре и обозначить большинство во втором. Тогда закон о выборах предоставит премьер-министру парламентское большинство. [ сомнительно – обсудить ]
При Шарле де Голле Франция приняла другую рационализацию парламентского правления, названную полупрезидентской системой . Таким образом, предложение Дюверже оставалось безымянным до тех пор, пока французский политолог не назвал его «полупарламентским» в 1996 году.
Основные характеристики премьер-министерской системы
[ редактировать ]- Законодательный орган и глава правительства избираются народом одновременно.
- Может существовать отдельный глава государства с церемониальными функциями (как в большинстве парламентских систем).
- Законодательный орган имеет право уволить главу правительства с вотумом недоверия (как в парламентской системе).
- Срок полномочий законодательного органа и срок полномочий главы правительства совпадают: если глава правительства уходит в отставку или увольняется законодательным органом, законодательный орган автоматически распускается.
- Закон о выборах может гарантировать, что партии, поддерживающие непосредственно избираемого главу правительства, получат большинство мест в законодательном органе (см. систему бонусов большинства ).
Примеры
[ редактировать ]Итальянские местные администрации
[ редактировать ]В 1993 году Италия приняла новый закон о выборах, вводящий прямые выборы мэров совместно с муниципальными советами. В одном бюллетене избиратель может отдать два голоса: один за мэра, другой за совет. Мэр избирается по двухтуровой системе: в первом туре избирается кандидат, получивший абсолютное большинство действительных голосов; если ни один кандидат не получает абсолютного большинства, проводится второй тур между двумя кандидатами с самым высоким рейтингом. Советы избираются полупропорциональным представительством: партия или коалиция, связанная с избранным мэром, получает не менее 60% мест, в то время как другие партии распределяются пропорционально. Это обеспечивает существование рабочего большинства для мэра: совет может отстранить мэра абсолютным большинством голосов, но в этом случае это также вызывает его собственный роспуск и досрочные выборы.
В 1999 году конституционная реформа ввела прямые выборы региональных президентов, срок полномочий которых связан со сроком полномочий региональных советов во многом так же, как это касается мэров и муниципальных советов.
Прямые выборы премьер-министра Израиля (1996–2001 гг.)
[ редактировать ]Во время тринадцатого созыва Кнессета (1992–1996 гг.) Израиль решил провести отдельное голосование за премьер-министра по образцу президентских выборов в США . Эта система была введена отчасти потому, что израильская избирательная система делает практически невозможным получение большинства одной партией. Однако партии, поддерживающей премьер-министра, не было предоставлено никакого бонуса большинства : поэтому он был вынужден заручиться поддержкой других партий в Кнессете . Поскольку это фактически добавило жесткости системе, не улучшив ее стабильности, прямые выборы премьер-министра были отменены после выборов 2001 года .
Некоторые описывают эту систему как антимодель премьер-министрских систем. [3] В Израиле основные законы допускали при определенных условиях только внеочередные выборы премьер-министра без роспуска Кнессета: на практике всего за несколько лет было проведено до восьми внеочередных выборов, что представляет собой значительное отклонение от принцип «одновременно одновременно» . По этой причине израильская версия системы премьер-министров никогда не считалась функционально работающей. [4]
Полупарламентаризм Штеффена Гангофа
[ редактировать ]Во второй форме полупарламентской системы, выявленной немецким академиком Штеффеном Гангофом, проблемы отсутствия разделения властей , присутствующего в традиционной парламентской системе, и проблемы персонализации исполнительной власти, наблюдаемой в президентской системе, сталкиваются с разделением полномочий. законодательный орган на 2 выборных собрания. Одну из этих ассамблей можно назвать «палатой доверия», которая имеет право увольнять премьер-министра и их министров, а другую можно назвать «законодательной палатой». Эта палата действует аналогично независимым законодательным ветвям власти, которые действуют в президентских системах, и могут принимать, изменять и отклонять законы, но не могут вотумировать «недоверие» правительству. [2]
В книге «За пределами президентства и парламентаризма. Демократический дизайн и разделение властей» Гангхоф дает такое абстрактное определение полупарламентаризма:
При полупарламентском правительстве ни одна часть исполнительной власти не избирается напрямую. Премьер-министр и кабинет министров избираются ассамблеей, состоящей из двух частей, только одна из которых может распустить кабинет в результате вотума недоверия, хотя другая имеет равную или большую демократическую легитимность и сильное право вето на обычное законодательство.
- Штеффен Гангхоф, (2021) За пределами президентства и парламентаризма. Демократический дизайн и разделение властей , стр. 67, Oxford University Press
Эта форма полупарламентарного правления также была дополнительно исследована Тарунабом Хайтаном, который придумал фразу «умеренный парламентаризм» для описания формы полупарламентаризма с несколькими отличительными чертами: смешанный двухпалатный режим, умеренные (но разные) избирательные системы для каждой палаты. , взвешенная многопартийность, асинхронные графики выборов и разрешение тупиковых ситуаций через комитеты конференции. [5]
Примеры
[ редактировать ]Вашингтонская система Австралии
[ редактировать ]Воды Темзы и Потомака впадают в озеро Берли-Гриффин .
Во многих отношениях Австралия представляет собой уникальный гибрид, на который повлияла Конституция Соединенных Штатов , а также традиции и условности Вестминстерской системы и некоторые местные особенности. Австралия является исключением в этом смысле, поскольку перед правительством стоит полностью избранная верхняя палата, Сенат , который должен быть готов принять все свои законы. Хотя только нижняя палата, Палата представителей, может выразить вотум недоверия правительству, на практике для управления также необходима поддержка Сената. Сенат сохраняет возможность, аналогичную той, которую имела британская Палата лордов до принятия Закона о парламенте 1911 года , блокировать поставки, направленные против нынешнего правительства. Правительство, которое не может обеспечить поставки, может быть отправлено в отставку генерал-губернатором ; однако это обычно считается крайней мерой и является весьма спорным решением, учитывая конфликт между традиционной концепцией доверия, исходящей из нижней палаты. и способность Сената блокировать поставки (см. Конституционный кризис Австралии 1975 года ). Многие политологи считают, что австралийская система правления была сознательно разработана как смесь или гибрид Вестминстерской и американской систем правления , тем более что австралийский Сенат является такой же влиятельной верхней палатой, как и Сенат США; это понятие выражено в прозвище «Вошминстерская мутация». [6] Способность верхних палат блокировать поставки также характерна для парламентов большинства австралийских штатов . Благодаря такому расположению Австралию и большинство ее штатов можно классифицировать как «полупарламентские» согласно критериям Штеффена Гангофа. [2]
См. также
[ редактировать ]- Список стран по системе правления
- Список политических систем во Франции
- Парламентская система
- Президентская система
- Полупрезидентская система
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дюверже, Морис (сентябрь 1996 г.). «Республиканские монархии» ( PDF) . Pouvoirs, французский журнал конституционных и политических исследований (на французском языке). № 78. Париж: Éditions du Seuil. стр. 107–120. ISBN 2-02-030123-7 . ISSN 0152-0768 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2018 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гангхоф, С (май 2018 г.). «Новая модель политической системы: полупарламентское правительство» . Европейский журнал политических исследований . 57 (2): 261–281. дои : 10.1111/1475-6765.12224 .
- ^ Клементи, Франческо (июнь 2005 г.). -министрской формы правления между прямыми и непрямыми выборами [ Реконструктивные профили премьер ( PDF] на итальянском языке). Рим: Аракна Эдитрис. ISBN 88-548-0134-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2017 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ Фросини, Джастин Орландо (2008). Феррари, Джузеппе Франко (ред.). Формы государства и формы правления . Издательство Джуффре. стр. 54–55. ISBN 9788814143885 . Проверено 13 ноября 2016 г. - через Google Книги .
- ^ Хайтан, Тарунабх (2021). «Баланс подотчетности и эффективности: аргументы в пользу умеренного парламентаризма» (PDF) . Канадский журнал сравнительного и современного права . 7 : 81–155 . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Томпсон, Элейн (1980). «Мутация Вашингтона». Политика . 15 (2): 32–40. дои : 10.1080/00323268008401755 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гангоф, Штеффен (2021). За пределами президентства и парламентаризма: демократический дизайн и разделение властей (PDF) . Издательство Оксфордского университета . Проверено 3 марта 2022 г.
- Хайтан, Тарунабх (2021). «Баланс подотчетности и эффективности: аргументы в пользу умеренного парламентаризма» (PDF) . Канадский журнал сравнительного и современного права . 7 : 81–155 . Проверено 3 сентября 2021 г.