Коллективное руководство
В коммунистической и социалистической теории коллективное лидерство представляет собой совместное распределение власти внутри организационной структуры.
Коммунистические / марксистско-ленинские примеры
[ редактировать ]Часть серии о |
Коммунизм |
---|
Коммунизм портал Портал социализма |
Часть серии о |
Социализм |
---|
Китай
[ редактировать ]Обычно считается, что коллективное руководство в Китайской Народной Республике (КНР) и Коммунистической партии Китая (КПК) началось с реформатора Дэн Сяопина в конце 1970-х годов, в тот же период времени, что и китайская экономическая реформа , который пытался поощрять КПК. Постоянный комитет Политбюро должен принимать решения путем консенсуса, чтобы предотвратить возрождение автократии при маоистском правлении . Генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь формально зарекомендовал себя как « первый среди равных ». Некоторые политологи утверждают, что эта эра коллективного руководства, как говорят, закончилась с Си Цзиньпином после отмены ограничений на срок полномочий в 2018 году во время его пребывания в должности. [1]
Си Цзиньпин предпринял целенаправленные шаги для установления своего личного доминирования в китайской политической системе, фактически поднявшись над своими коллегами в Постоянном комитете Политбюро. Он сделал это, создав ключевые органы, такие как Комиссия национальной безопасности, которая контролирует партийные, государственные и военные организации. [ нужна ссылка ] Кроме того, Си возглавляет Малую группу лидеров по всестороннему углублению реформ, ключевую структуру, отвечающую за разработку и реализацию различных инициатив по реформированию. Его лидерство в этой группе подчеркивает его намерение лично контролировать институциональные реформы. [ нужна ссылка ]
Си Цзиньпин также дал понять, что последнее слово в экономических и финансовых вопросах будет за ним, отказавшись от традиции разделения ответственности с премьер-министром. Следовательно, компетенция Си теперь распространяется и охватывает военные вопросы, безопасность, внешнюю политику, экономические реформы, государственное строительство, выработку экономической политики и социальное управление. [2] Такая концентрация власти привела к опасениям, что действия Си могут подрывать основные партийные нормы и подталкивать Китай к более персоналистической диктатуре. речи и статьи, публичные выступления и создание карикатур, изображающих его как сильного лидера. [3]
В настоящее время центральная власть китайского правительства и КПК сосредоточена в Постоянном комитете Политбюро КПК, который состоит из семи членов Коммунистической партии и возглавляется генеральным секретарем КПК. [4] Тем не менее, хотя КПК де-юре сохраняет коллективное руководство правительством, позиция генерального секретаря КПК заметно стала более влиятельной при администрации Си , причем он стал самым влиятельным верховным лидером со времен Мао Цзэдуна . [5]
Вьетнам
[ редактировать ]В Социалистической Республике Вьетнам (СРВ) Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), когда страной правил Ле Дуун , коллективное руководство включало в себя распределение полномочий из должности Генерального секретаря Коммунистической партии и разделение их с Постоянным Политбюро. комитет, сохраняя при этом одного правителя. [ нужна ссылка ]
Сегодня во Вьетнаме нет ни одного верховного лидера; власть разделена между Генеральным секретарем, президентом и премьер-министром, а также коллегиальными органами, такими как Политбюро , Секретариат и Центральный комитет . [ нужна ссылка ]
Советский Союз
[ редактировать ]Коллективное руководство ( русский : коллективное руководство , коллективное руководство ) или коллективность руководства ( русский : коллективность руководства , коллективность руководства ) считалось идеальной формой управления в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) при Коммунистической партии Советского Союза. (КПСС). Его главная задача состояла в том, чтобы распределить полномочия и функции между Политбюро , Центральным Комитетом и Советом Министров, чтобы препятствовать любым попыткам создать единоличное господство советского лидера над советской политической системой, подобное тому, которое наблюдалось при Иосифе Сталине. правило . На национальном уровне сердцем коллективного руководства официально был Центральный комитет Коммунистической партии , но на практике это было Политбюро. Коллективное руководство характеризуется ограничением полномочий Генерального секретаря и Председателя Совета Министров (Премьера) по отношению к другим должностям за счет расширения полномочий коллективных органов, таких как Политбюро. [ нужна ссылка ]
Владимир Ленин был, согласно советской литературе, [ сломанный якорь ] , прекрасный пример лидера, правящего в пользу коллектива. Утверждалось также, что Сталин олицетворяет этот стиль правления: большинство важных политических решений предполагают длительные обсуждения и дебаты в Политбюро и / или Центральном комитете; после его смерти в 1953 году Никита Хрущев обвинил Сталина в единоличном господстве , что привело к разногласиям вокруг периода его правления. На XX съезде партии правление Сталина было раскритиковано Хрущёвым как «культ личности». Как преемник Сталина, Хрущев поддерживал идеал коллективного руководства, но все чаще правил автократически . За его антисталинскими обвинениями последовало почти такое же поведение, которое привело к обвинениям в лицемерии. В 1964 году Хрущев был свергнут и заменен Леонидом Брежневым на посту генерального секретаря и Алексеем Косыгиным на посту премьер-министра. Коллективное руководство укрепилось в годы правления Брежнева и последующего правления Юрия Андропова и Константина Черненко . Михаила Горбачева способствовали Реформы возникновению фракционности внутри советского руководства, и члены фракции Горбачева открыто не соглашались с ним по ключевым вопросам. Фракции обычно расходились во мнениях относительно того, насколько мало или сколько реформ необходимо для омоложения страны. Советская система . [ нужна ссылка ]
Другие примеры от левых до крайне левых партий
[ редактировать ]Помимо марксистско-ленинских государств , от левых до крайне левых зеленых и социалистических партий в либеральных демократиях часто также практикуется коллективное руководство в соответствии с социалистическими идеалами либо через соруководителей-мужчин и женщин, либо через нескольких сопредседателей. Для зеленых партий такая практика часто оправдывается акцентом их движения на консенсусном принятии решений и гендерном равенстве .
- Альянс 90/Зеленые : Федеральная исполнительная власть разделена между двумя равноправными представителями, политическим директором, казначеем и двумя заместителями председателя.
- Солидарный Квебек делит свое руководство между президентом, генеральным секретарем, а также представителями мужского и женского пола.
- Партия зеленых Англии и Уэльса : с 1990 по 1991 год GPE&W практиковала совместное руководство между шестью представителями, а с 1991 по 2008 год GPEW практиковала это через представителей мужского и женского пола. После того, как Кэролайн Лукас была избрана первым единоличным лидером и заместителем лидера партии в 2008 году, коллективное руководство находилось в перерыве до 2016 года, когда партийное руководство было снова разделено между соруководителями-мужчинами и женщинами в соответствии с соглашением о разделении рабочих мест с сохранением заместителя лидера. .
- Левый блок (Португалия) : формально он всегда имел коллективное руководство, как это предусмотрено его уставом, и единоличная должность никогда не признавалась. Однако на практике всегда существовала одна выдающаяся фигура ( координатор , 1999–2012 и 2016 гг.; пресс-секретарь , 2014–2016 гг.), за исключением периода 2012–2014 гг., когда де-факто соруководство осуществлялось между мужчиной и женщина вне юридических структур. С 2014 по 2016 год над существующими органами существовало неформальное коллективное и гендерно сбалансированное руководство из шести человек, один из которых выступал в качестве представителя партии.
- Шотландская Партия зеленых : начала практиковать коллективное руководство в 2004 году, избрав мужчину и женщину сопредседателями.
- Новый народный фронт : широкий левый избирательный альянс политических партий во Франции.
- Партия зеленых США : руководящий комитет Национального комитета зеленых представляет собой коллективное руководство, состоящее из семи сопредседателей, а также секретаря и казначея.
- Левые (Германия) : исполнительный орган партии состоит из избранного комитета из 44 членов, возглавляемого исполнительным советом из 12 членов, в который входят два председателя партии, четыре заместителя председателя, национальный секретарь, казначей и четыре других члена.
- Международная социалистическая альтернатива : Руководящим органом ISA является Всемирный конгресс, который избирает Международный комитет (IC) для управления между конгрессами. Затем ИК назначает Международный исполнительный орган (IE), который отвечает за повседневную работу Интернационала.
- Несколько ирландских левых партий имеют коллективное руководство:
Директорское правительство
[ редактировать ]Директорская система — это система правления, в которой исполнительная власть принадлежит группе людей, действующих в рамках коллегиальной системы . [10] Хотя может существовать номинальный лидер, этот пост считается церемониальным или первым среди равных и обычно меняется между его членами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хольц, Майкл (28 февраля 2018 г.). «Си пожизненно? Китай отворачивается от коллективного руководства» . Христианский научный монитор . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Ван, Цзэн, Чжэнсюй, Цзинхань (28 апреля 2016 г.). «Си Цзиньпин: переломный момент в политике китайской элиты?». Современная политика . 22 (4): 469. дои : 10.1080/13569775.2016.1175098 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Оснос, Эван (30 марта 2015 г.). «Рожденный красный» . Профили . Нью-Йорк Таймс.
- ^ «Новый постоянный комитет Политбюро принял решение: Mingjing News». Архивировано 15 января 2013 г. в Wayback Machine . Хотите China Times . 18 октября 2012 г. Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Экономика, Элизабет К. (04 апреля 2018 г.). Третья революция: Си Цзиньпин и новое китайское государство . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-086608-2 . OCLC 1048621221 .
- ^ «Профили партии: люди важнее прибыли/солидарности» . Ирландия выбирает . Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Ирландия. Руководство по инвестициям и бизнесу в горнодобывающем секторе, том 1. Стратегическая информация и правила . Лулу.com. 7 февраля 2007 г. ISBN. 9781433025129 – через Google Книги.
- ^ Агентство Центральной разведки (8 мая 2018 г.). Всемирный справочник ЦРУ за 2018-2019 гг . Саймон и Шустер. ISBN 9781510740280 – через Google Книги.
- ^ «Ирландия» .
- ^ Попович, Драголюб (30 августа 2019 г.). Директорское правительство . Издательство Эдварда Элгара. ISBN 978-1-78990-075-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейлис, Томас А. (1989). Управление комитетом: коллегиальное лидерство в развитых обществах . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-88706-944-4 .
- Кокс, Пол; Дэниелс, Роберт Винсент ; Уиттьер Хир, Нэнси (1976). Динамика советской политики . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-21881-9 .
- Кристиан, Дэвид (1997). Имперская и Советская Россия: власть, привилегии и вызов современности . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-312-17352-4 .
- Тарас, Рой (1989). Смена руководства в коммунистических государствах . Рутледж . ISBN 978-0-04-445277-5 .
- Закон, Дэвид А. (1975). Русская цивилизация . Яркие Медиа. ISBN 978-0-8422-0529-0 .