Нкрумаизм

Часть серии «Политика » |
Панафриканизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
ленинизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Социализм |
---|
![]() |
Нкрумаизм (иногда консциенсизм ) — африканская социалистическая политическая идеология, основанная на мышлении и сочинениях Кваме Нкрумы . Нкрума, панафриканист и социалист , занимал пост премьер-министра Золотого Берега (позже Ганы ) с 1952 по 1960 год, а затем президента Ганы , прежде чем был свергнут Советом национального освобождения в 1966 году. [1]
Определение
[ редактировать ]Нкрумаизм — панафриканская социалистическая теория, цель которой — адаптировать марксистско-ленинскую теорию к социальному контексту африканского континента . Нкрума определил свою систему убеждений как «идеологию Новой Африки, независимой и абсолютно свободной от империализма , организованной в континентальном масштабе, основанной на концепции единой и объединенной Африки , черпающей свою силу из современной науки и техники, а также из традиционных африканских традиций». убеждение, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». [2] Народная партия Конвента (CPP), основанная Нкрумой в 1949 году, пишет: «Нкрумаизм просто означает уверенность в своих силах, африканец способен управлять своими собственными делами. Ценности, которые отстаивает Нкрума, или руководящие принципы нкрумаизма сегодня - это те, которые руководили им на протяжении всего времени. его существование, социальная справедливость, панафриканизм, самоопределение, африканская личность, антиимпериализм». [3]
Нкрумаизм — это синкретическая идеология, которая сочетает в себе различные источники, но не обязательно заимствует их всю структуру. В своей работе Нкрума смешал различные источники из Африки, канон западной философии , [4] и чернокожие интеллектуалы в Северной Америке и Европе, такие как Маркус Гарви и Джордж Падмор . Особенно важными в создании этой идеологии были его исследования и встречи с К.Л.Р. Джеймсом , В.Э.Б. Дюбуа и Отцом Дивайном . [5] [6] [7] Помимо марксистско-ленинской структуры, это смешение идей в основном требовало лишь фрагментов других философских систем, и даже использование традиционных африканских культурных концепций часто было расширено, чтобы вписаться в более широкую теорию. [6] [8] Хотя основным направлением идеологии было прекращение колониальных отношений на африканском континенте, многие идеи были утопическими , отвлекая научную природу марксистского политического анализа, который, по ее утверждениям, он поддерживает. [6]
Убеждения
[ редактировать ]Как и другие африканские политические идеологии того времени, центральное внимание нкрумаизма уделялось деколонизации всей Африки. Центральное утверждение нкрумаизма заключалось в том, что африканские страны, объединившись друг с другом, должны принять социалистические политические структуры, которые соответствовали бы традиционным африканским ценностям эгалитаризма . Нкрума отверг идеализированный взгляд на доколониальные африканские общества, которые были бесклассовыми или неиерархическими, но признал, что в Африке царит дух коммунализма и гуманизма. Хотя колониальные структуры и нанесли ущерб этим общинным, эгалитарным ценностям, они не вытеснили их полностью. Затем нкрумаизм утверждал, что возвращение к этим ценностям через социалистические политические структуры не только устранит разрушения, вызванные колониальными структурами, но и позволит дальнейшее развитие африканских обществ. [5] Панафриканские аспекты идеологии Нкрумы оправдывались утверждением, что все африканские общества имеют общность экономической жизни и что, в отличие от неоколониальных структур, пришедших на смену формальным колониям, только африканское единство создаст реальную автономию. [9] [4]
В аргументации Нкрумы четыре основных столпа сформировали прикладные аспекты этой теории: государственная собственность на средства производства, однопартийная демократия , содействие бесклассовой экономической системе и панафриканское единство. [5] Хотя идеология охватывала большую часть марксистско-ленинской философии и советских политических структур того времени, она отличалась в некоторых ключевых аспектах. Во-первых, в то время как марксизм-ленинизм рассматривал революцию как единственный способ заменить классовые структуры социалистической эгалитарной системой, Нкрума считал реформу более подходящим вариантом для Африки. Он утверждал, что в Гане и большей части остальной Африки никогда не существовало классовых различий, которые Карл Маркс и Владимир Ленин видели в Европе , и, таким образом, реформа может восстановить существовавший ранее эгалитаризм, подходящий для постколониального контекста. [9] Нкрума написал следующее:
От исконных линий коммунализма переход к социализму лежит через реформы, поскольку основополагающие принципы те же. Но когда этот переход ведет через колониализм, реформа является революционной, поскольку переход от колониализма к подлинной независимости является актом революции. Но из-за преемственности коммунализма с социализмом в коммуналистическом обществе социализм является не революционным вероучением, а повторением на современном языке принципов, лежащих в основе коммунализма. [10]
Он изменил эту идею после переворота 1966 года, посчитав революцию все более необходимой. [11] Во-вторых, хотя Нкрума верил в материализм и экономический детерминизм марксизма, он утверждал, что сосредоточение внимания на экономической системе было уместно только после достижения независимости всей Африки и что политическая борьба была первым порядком в колониальном и неоколониальном контексте. [12]
Влияние
[ редактировать ]Идеология нкрумаизма составляла ключевую часть культа личности вокруг Нкрумы и усилий по партийному строительству его политической партии, НПК. Частично это было достигнуто за счет использования Нкрумой демократического централизма в НПК и правительстве. [1] Его аргументы были широко опубликованы и оказали влияние на колонию Голд-Кост, независимую Гану и другие части Африки в 1950-х и 1960-х годах. НКП, основанная Нкрумой в 1949 году, стала активным сторонником преподавания и применения нкрумаизма. Когда он стал президентом в 1960-х годах, его министр по делам президента Тавиа Адамафио учредил группы по изучению нкрумаизма, к которым присоединились многие государственные служащие, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. [13] В то же время CPP создала группы пионеров Ганы для детей школьного возраста, где преподавали нкрумаизм. [14] Хотя эти принципы продвигались посредством различных партийных усилий, применение всех аспектов идеологии оказалось трудным для Нкрумы, когда он был президентом страны. [9] Из-за этого некоторые считают нкрумаизм «прежде всего культурным явлением» в Гане, мало влияющим на реальную политику страны. [15]
Критика
[ редактировать ]Генри Бреттон утверждает, что нкрумаизм был не последовательной идеологией, а расплывчатой структурой, поддерживающей культ личности и централизованное правление Нкрумы. Он пишет:
Нкрумаизм был вербализацией требований личной политической машины. Перед профессиональными писцами и любителями, наряду с ганскими левыми, была поставлена задача обеспечить связность и внутреннюю последовательность, необходимые для того, чтобы придать подобие философии хаотическому скоплению идей и фантазий, заимствованных со всех частей мира и из всех периодов истории. история, часто вырванная из контекста. [16]
Напротив, Юрий Смертин раскритиковал ранние работы Нкрумы с марксистской точки зрения за искажение научного социализма путем объединения религиозных и традиционных элементов. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вильчинский 1981 , стр. 394, Нкрума, Кваме.
- ^ Смит 1991 , с. 31.
- ^ Съезд Народной партии 2016 .
- ^ Jump up to: а б Вильчинский 1981 , с. 240, Империализм.
- ^ Jump up to: а б с Симмс 2003 , с. 470.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1991 , с. 33.
- ^ Рахман 2007 , с. 73.
- ^ Рахман 2007 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1991 , с. 34.
- ^ Байни 2011 , с. 125-126.
- ^ Гьян 1976 , с. 199.
- ^ Гьян 1976 , с. 214.
- ^ Омари 1972 , с. 85.
- ^ Остин 1964 , с. 408.
- ^ Рахман 2007 , с. 14.
- ^ Бреттон 1964 , с. 87.
- ^ Агьеман 1988 , с. 374.
Библиография
[ редактировать ]- Агьеман, Опоку (1988). «О друзьях и врагах нкрумаизма». Журнал современных африканских исследований . 26 (2): 373–376. дои : 10.1017/s0022278x00010648 . S2CID 251058460 .
- Остин, Деннис (1964). Политика в Гане: 1946-1960 гг . Лондон: Издательство Оксфордского университета .
- Байни, Ама (2011). Политическая и социальная мысль Кваме Нкрумы . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан .
- Бреттон, Генри Л. (1964). Взлет и падение Кваме Нкрумы: исследование личного правления в Африке . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер.
- Съезд Народной партии (2016). «Нкрумаизм» . КПП . Проверено 3 сентября 2016 г.
- Гьян, Афари (1976). Политические идеи Кваме Нкрумы . Нью-Йорк: Издательство исследований африканского наследия.
- Омари, Т. Питер (1972). Кваме Нкрума: Анатомия африканской диктатуры . Нью-Йорк: Издательская корпорация Africana.
- Рахман, Ахмад А. (2007). Смена режима Кваме Нкрумы: эпический героизм в Африке и диаспоре . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан .
- Симмс, Руп (2003). « Я внеконфессиональный христианин и марксистский социалист: Грамшианский анализ Народной партии Конвента и использования религии Кваме Нкрумой». Социология религии . 64 (4): 463–477. дои : 10.2307/3712336 . JSTOR 3712336 .
- Смит, Кертис К. (1991). «Нкрумаизм как утопизм». Утопические исследования . 1 (3): 31–36.
- Вильчинский, Юзеф, изд. (1981). Энциклопедический словарь марксизма, социализма и коммунизма . Макмиллан Пресс . дои : 10.1007/978-1-349-05806-8 . ISBN 978-1-349-05806-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Азикиве, Абайоми (16 марта 2007 г.). «Нкрумаизм: поиски панафриканской идеологии» . Панафриканская лента новостей . Панафриканская лента новостей . Проверено 31 августа 2016 г.
- Форсон, Премпе (1 октября 2016 г.). «Что такое нкрумаизм?» . ГанаВеб . ГанаВеб . Проверено 31 августа 2016 г.