Jump to content

Будапештская школа

Будапештская школа ( венгерский : Будапештская школа ; немецкий : Будапештская школа ) была школой мысли , первоначально марксистского гуманизма , но позже постмарксизма. [1] и диссидентский либерализм , возникший в Венгрии в начале 1960-х годов и принадлежавший так называемым венгерским новым левым . Его членами были ученики или коллеги Георга Лукача . Школа изначально была ориентирована на развитие более поздних работ Лукача по социальной онтологии и эстетике , но быстро начала бросать вызов парадигме лукач-марксизма, реконструируя тем самым современную критическую теорию. Большинство членов позже отказались от марксизма . Школа также критиковала «диктатуру потребностей» советских государств. Большинство членов были вынуждены покинуть страну просоветским правительством Венгрии.

В письме к литературному приложению к The Times от 15 февраля 1971 года Георг Лукач обратил внимание на «Будапештскую школу марксизма» и помог привлечь к этой школе внимание западного марксизма .

В число членов школы входят Дьёрдь Лукач , Агнес Хеллер , Ференц Фехер , Дьёрдь Маркус , Иштван Месарош , Михай Вайда и Мария Маркус и другие. Работы Будапештской школы широко читаются и исследуются с 1960-х годов.

История [ править ]

была Венгерская революция 1956 года одним из самых важных политических событий в жизни Агнес Хеллер, поскольку в то время она считала влияние академических свобод марксистской критической теории опасным для всей политической и социальной структуры Венгрии. Восстание подтвердило идеи Хеллера о том, что на самом деле Карл Маркс стремился к тому, чтобы люди имели политическую автономию и коллективное определение социальной жизни.

Лукач, Хеллер и другие марксистские критические теоретики вышли из Революции с убеждением, что марксизм и социализм необходимо применять к различным нациям по-разному, фактически ставя под сомнение роль Советского Союза в будущем Венгрии. Эти идеи поставили Хеллера на путь идеологического столкновения с новым поддерживаемым Москвой правительством Яноша Кадара . Хеллер снова исключили из Коммунистической партии, а в 1958 году ее уволили из университета за отказ предъявить Лукачу обвинение в пособничестве революции.

С 1963 года можно увидеть появление того, что позже будет названо Будапештской школой , философского форума, который был создан Лукачем для содействия обновлению марксистской критики перед лицом реально существующего социализма и его теорий. Среди других участников Будапештской школы были вместе с Хеллер ее второй муж Ференц Фехер, Дьёрдь Маркус, Михай Вайда и некоторые другие ученые, имеющие более слабые связи со школой (такие как Андраш Хегедюс , Иштван Эорши , Янош Киш и Дьёрдь Бенце ). Школа подчеркивала идею возрождения марксизма, описанную радикальным ученым-философом Саймоном Торми как «расцвет критического, оппозиционного потенциала, который, по их мнению, заключался в марксизме и, в частности, в «раннем Марксе»… марксизме личности». «богатые потребностями», солидарностью и самоуправлением... они надеялись ускорить кризис в тех системах, которые имели дерзость называть себя «социалистическими».

Будапештская школа проводила исследования по политической экономии как Советского Союза, так и западного капитализма. Школа приняла многие критические замечания по советскому планированию и неэффективности со стороны неоклассической экономики , а также связь между рынками и свободой. Советскую систему осуждали как диктатуру потребностей. Школа также проанализировала смешанную экономику современного капитализма. Большая часть традиционной марксистской экономики была отброшена. Швеция и Северная модель рассматривались как модель смешанной экономики и управляемого капитализма. Школа выступала за радикальную демократию как решение авторитарных и недемократических особенностей смешанной экономики.

Смерть Лукача в 1971 году лишила членов Будапештской школы той степени защиты, которую он мог предложить от все более враждебного режима, а в 1973 году Коммунистическая партия официально осудила их работу, и члены группы были уволены из академических учреждений. позиции.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Дорахи, Дж. Ф. (21 января 2019 г.), «Будапештская школа: за пределами марксизма» , Будапештская школа , Брилл, ISBN  978-90-04-39598-5 , получено 21 июня 2023 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • А. Хегедус, М. Вайда и др., «Новые левые в Венгрии», Том 2, Международная марксистская дискуссия № 53, Мерве Верлаг, [Западный] Берлин, 1976.
  • А. Хегедус, М. Маркус и др. «Новые левые в Венгрии», Международная марксистская дискуссия № 45, Мерве Верлаг, [Западный] Берлин, 1974.
  • Агнес Хеллер, «Предисловие к исследованию Фу Цилиня мыслей Агнес Хеллер об эстетической современности», Сравнительная литература: восток и запад , 2007, номер. 8
  • Арато, Эндрю. «Будапештская школа и реально существующий социализм», Теория и общество , №16, 1987.593-619.
  • Блехман, Макс. «Революционный романтизм: ответ Агнес Хеллер», в журнале «Радикальная философия» , вып. 99 (2000), 40–43.
  • Браун, Дуг. «Влияние Карла Поланьи на будапештскую школу», Журнал экономических проблем , март 1987 г., том 21, вып. 1.339-347.
  • Бернхейм, Джон, изд. Социальная философия Агнес Хеллер. Амстердам: Родопи, 1994.
  • Чарльз Андрас, «Новые левые в Венгрии привлекают внимание западных марксистов», RAD Background Report/91,(Восток-Запад), 23 апреля 1976 г.
  • Куп, Барри. «Философия истории во фрагментах», Агнес Хеллер, в
  • Депуа, Филипп. «О возможности философии ценностей: диалог внутри Будапештской школы», в книге Джона Бернхейма, изд. Социальная философия Агнес Хеллер. Амстердам: Родопи, 1994.
  • Фальк, Барбара Дж. Дилеммы инакомыслия в Восточно-Центральной Европе: граждане-интеллектуалы и короли-философы. Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета, 2003.
  • Франкель, Серж и Дэниел Мартин. «Будапештская школа», Телос 17 (осень 1973 г.).
  • Фу Цилинь, «Мысли Агнес Хеллер об эстетической современности», Обзор China Books , 2007, номер 3.
  • Редактор Фу Цилиня, Агнес Хеллер, «Размышления о постмодернистском искусстве», Журнал Сычуаньского университета , 2007, номер 5.
  • Фу Цилинь, «Исследование мыслей Агнес Хеллер об эстетической современности: Аннотация», Сравнительная литература: восток и запад , 2007, номер 8.
  • Фу Цилинь, «Анализ эстетической современности в эпоху Возрождения, проведенный Агнес Хеллер», Журнал педагогического колледжа Ланфан , 2010, номер 2.
  • Фу Цилинь, «Путь будапештской школы к постмарксизму», Культурология и теория литературы , 2008, номер 18.
  • Фу Цилинь, «О критике Будапештской школой эстетики Франкфуртской школы», Литературная теория и исследования , 2009, номер 2.
  • Фу Цилинь, «О критике Будапештской школой тотальной эстетики Дьёрдя Лукача», Исследование марксистской эстетики , 2008, номер 11.
  • Фу Цилинь, «О критике институциональной теории искусства Будапештской школой», Журнал Южного университета , 2005, номер 3.
  • Фу Цилинь, «О реконструкции эстетики будапештской школы», Исследования иностранной литературы , 2004, номер 2.
  • Фу Цилинь, «Об исследовании влияния рынка на культурное распределение, проведенном Будапештской школой», Журнал педагогического колледжа Ланфан , 2007, номер 4.
  • Фу Цилинь, «Реконструкция концепции искусства и интерпретация постмодернистского искусства: краткое изложение лекций Агнес Хеллер об академическом путешествии в Китай», Современная философия , 2008, номер 4.
  • Фу Цилинь, Исследование мыслей Агнес Хеллер об эстетической современности. Чэнду, Китай: Издательство Башу, 2006.
  • Фу Цилинь, Критика большого повествования и построение плюралистической эстетики: исследование реконструкции эстетики будапештской школы. Харбин, Китай: Издательство Хэйлунцзянского университета, 2011.
  • Фу Цилинь, «Об эстетике будапештской школы: интервью с Агнес Хеллер», Thesis Eleven, 2008 (август), Num. 94 Том 1
  • Фу Цилинь, «О теории воображаемого института в современности Агнес Хеллер», Журнал Педагогического колледжа Хуайинь , 2008, номер 4.
  • Гейгер, Джейсон. «Подделка: подделка и ее место в искусстве Шандора Радноти». Британский журнал эстетики , июль (2001), Vol. 41 Выпуск 3.
  • Гардинер, Майкл. «Постмодернистская утопия? Критика Хеллера и Ференца мессианского марксизма», в Utopian Studies , vol. 8 №1 (1997), 89-122.
  • Гардинер, Майкл. Критика повседневной жизни. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2000.
  • Грансоу, Волкер. «Хеллер, Агнес», Роберт А. Горман, изд. Биографический словарь неомарксизма . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1985.
  • Грамли, Джон, Пол Криттенден и Полин Джонсон, изд. Культура и просвещение: Очерки Дьёрдя Маркуса. Эшгейт, Олдершот, 2002 г.
  • Грамли, Джон. «Преодоление «двойного связывания»: теория современности Хеллера», в Европейском журнале социальной теории , том 3, № 4 (2000), 429-447.
  • Грамли, Джон. Агнес Хеллер: Моралист в водовороте истории. Лондон: Плутон Пресс, 2005.
  • Холл, Джон А. «За пределами справедливости Агнес Хеллер», в Американском журнале социологии , том. 95, нет. 5 (1990), 1352–1354.
  • Харрисон, Пол Р. «Величие и сумерки радикального универсализма, Агнес Хеллер и Ференц Фехер», в журнале Contemporary Sciology , vol. 21, Вып. 4 (1992), 539–540.
  • Ховард, В. «Хеллер, Агнес, маятник современности, Тезис одиннадцать, 1992, 31, 1-13», в журнале Sociological Abstracts , Vol. 40, нет. 5 (1992). П. 2265.
  • Каммас, Энтони. «Представляем Агнес Хеллер: радикальное воображение несчастного сознания», в журнале «Восточноевропейская политика и общества», том 17, номер 4 (2003), 712–718.
  • Кёвеш, Маргит. «Ференц Фехер (1933–1994), Размышления о члене школы Лукача», Социолог, Том 23, № 4/6 (апрель-июнь 1995 г.), стр. 98–107.
  • Лоуи, Майкл. «Введение: общая негативная оценка», в книге Агнес Хеллер и Ференц Фехер, Марксизм и демократия, пер. Анна Либера. Париж: Масперо, 1981.
  • Лукач, Джордж. «Развитие будапештской школы», Литературное приложение к «Таймс» , № 3615 (11 июня 1971 г.).
  • Мерфи, Питер. «Агнес Хеллер и Ференц Фехер, Величие и закат радикального универсализма», в журнале «Теория и общество», том. 22, нет. 4 (1993), 569–575.
  • Нордквист, Дж. «Агнес Хеллер и Будапештская школа: библиография», Социальная теория , № 59, 2000.
  • Робертс, Дэвид. «Между домом и миром: концепция прекрасного Агнес Хеллер», в Тезисе одиннадцатом, вып. 59(1999), 95-101.
  • Роусек, Джозеф С. «Гуманизация социализма: сочинения Будапештской школы», Social Forces , Vol.56, No.3 (март 1978 г.)
  • Ранделл, Джон. «Постмодернистское этическое состояние: разговор с Агнес Хеллер», в Critical Horizons , том 1, № 1 (2000), 136–145.
  • Шустерман, Речард. «Спасение искусства от эстетики», Poetics Today , Vol. 8, № 3/4 (1987), 651–660.
  • Саймон Торми, «Предисловие к книге об Агнес Хеллер», Сравнительная литература: восток и запад , 2007, номер 8.
  • Сталнакер, Нэн. «Подделка: подделка и ее место в искусстве Шандора Радноти», The Philosophical Quarterly , Vol. 50, № 200 июль (2000), 425–427.
  • Торми, Саймон. Агнес Хеллер: Социализм, автономия и постмодерн. Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 2001.
  • Тернер, Брайан С. «Может ли современность выжить? Агнес Хеллер», в журнале «Современная социология» , Vol. 21, № 1 (январь 1992 г.), 128–130.
  • Вардис, В. Стэнли. «Гуманизация социализма: сочинения будапештской школы». Обзор американской политической науки , том 73, № 2 (июнь 1979 г.).
  • Уоллер, Уильям. «На пути к радикальной демократии: политическая экономия Будапештской школы Дугласа М. Брауна», Social Science Journal , 1991, Vol. 28, выпуск 4.
  • Волин, Ричард. «Радикальная философия Агнес Хеллер», New German Critique , № 38 (весна 1986 г.), 196–202.
  • Волин, Ричард. «Агнес Хеллер о повседневной жизни», в журнале Theory & Society , Vol. 16, Вып. 2 (1987), 295–304.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bc97798cf0fc4b34e0e028f13fa33a3__1713773400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/a3/3bc97798cf0fc4b34e0e028f13fa33a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Budapest School - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)