Jump to content

Метаболический разрыв

Метаболический разлом — это теория тенденций экологического кризиса при капиталистическом способе производства , которую социолог Джон Беллами Фостер приписывает Карлу Марксу . Цитируя Маркса, Фостер определяет это как «непоправимый разрыв во взаимозависимом процессе социального метаболизма ». [1] : 949  Фостер утверждает, что Маркс выдвинул теорию разрыва метаболического взаимодействия между человечеством и остальной природой, возникшего в результате капиталистического сельскохозяйственного производства и растущего разделения между городом и деревней.

Фостер, а не Маркс, ввел термин «метаболический разрыв». Фостер утверждает, что эта теория развивается на основе более ранней работы Маркса в « Экономических и философских рукописях» о видовом бытии и отношениях между людьми и природой. Обмен веществ — это «зрелый анализ отчуждения природы» Маркса. [2] : IX и представляет «более основательный и научный способ изображения сложного, динамичного взаимодействия между людьми и природой, возникающего в результате человеческого труда». [3]

В отличие от тех, кто приписывал Марксу пренебрежение к природе и ответственность за экологические проблемы Советского Союза и других якобы коммунистических государств , Фостер видит в теории метаболических разломов свидетельство экологической точки зрения Маркса. Теория метаболического разлома «позволила [редактору] [Марксу] разработать критику деградации окружающей среды , которая предвосхитила большую часть современной экологической мысли», [2] : 142  включая вопросы устойчивости , а также пределы сельскохозяйственного производства с использованием концентрированного кормления животных . [4] Исследователи, опираясь на первоначальную марксистскую концепцию, разработали другие подобные термины, такие как углеродный разлом .

Происхождение

[ редактировать ]

Истощение почвы и сельскохозяйственные революции

[ редактировать ]

Работы Маркса по обмену веществ получили развитие во время «второй» сельскохозяйственной революции в Англии (1815—1880), периода, характеризующегося развитием химии почвы и ростом применения химических удобрений . [2] : 148  Истощение плодородия почвы , или «истощение почвы», стало ключевой проблемой для капиталистического общества, а спрос на удобрения был таков, что Великобритания и другие державы инициировали четкую политику импорта костей и гуано , включая набеги на поля наполеоновских сражений. [3] : 375  и катакомбы, [2] : 150  Британская монополизация поставок перуанского гуано, [3] : 377  а в Соединенных Штатах - «имперская аннексия любых островов, которые считаются богатыми [гуано]» на основании Закона об островах Гуано (1856 г.). [2] : 151  [3] : 377  [4]

Либих и почвоведение

[ редактировать ]

Фостер утверждает, что теория Маркса во многом основывалась на современных достижениях в области сельскохозяйственной химии, неизвестных более ранним экономистам-классикам, таким как Рикардо и Мальтус . По их мнению, различные уровни плодородия почвы (и, следовательно, ренты ) «почти полностью объяснялись естественной или абсолютной продуктивностью почвы». [3] : 374  при этом улучшение (или деградация) играет лишь незначительную роль.

Немецкий агрохимик Юстус фон Либих в своей книге « Органическая химия в ее приложениях к сельскому хозяйству и физиологии» (1840) представил первое убедительное объяснение роли питательных веществ почвы в росте растений. [3] : 376  В 1842 году Либих расширил использование термина «метаболизм » ( Stoffwechsel ) от обозначения обмена веществ в организме до биохимических процессов природных систем. [3] : 374 

Фостер утверждает, что с течением времени работы Либиха стали более критически относиться к капиталистическому сельскому хозяйству. С точки зрения круговорота питательных веществ, социально-экономические отношения между сельскими и городскими районами были явно противоречивыми, что препятствовало возможности устойчивого развития:

Если бы было практически возможно собрать с наименьшими потерями все твердые и жидкие экскременты жителей города и вернуть каждому фермеру часть, полученную от продукта, первоначально поставленного им в город, продуктивность земли могла бы возрасти. сохранится почти в неизменном виде на долгие века, а существующих запасов минеральных элементов на каждом плодородном поле будет вполне достаточно для нужд растущего населения. [5] : 261 

Человеческий труд и природа

[ редактировать ]

Маркс основывал свою теорию социально-экологического метаболизма на анализе Либиха, но связал ее со своим пониманием трудового процесса. [3] : 380  Маркс понимал, что на протяжении всей истории люди присваивали природу для удовлетворения своих потребностей посредством труда. [2] : 141  Таким образом, метаболизм или взаимодействие общества с природой является «универсальным и вечным состоянием». [6] : 145 

В «Капитале» Маркс объединил свою материалистическую концепцию природы со своей материалистической концепцией истории . [2] : 141  Плодородие, утверждал Маркс, не было естественным качеством почвы, а скорее было связано с социальными отношениями того времени. Концептуализируя сложные взаимозависимые процессы материального обмена и регулирующие действия, которые связывают человеческое общество с нечеловеческой природой, как «метаболические отношения», Маркс позволил этим процессам быть одновременно «навязанными природой условиями» и подчиняться человеческой деятельности . [3] : 381  По мнению Фостера, эта динамика в значительной степени упускается из-за сведения экологических вопросов к ценностным вопросам . [2] : 11 

Писатели со времен Маркса

[ редактировать ]

Главный вклад теории метаболического разлома заключается в выявлении социально-экологических противоречий, внутренних для развития капитализма. Более поздние социалисты расширили идеи Маркса, в том числе Николай Бухарин в «Историческом материализме» (1921) и Карл Каутский в «Аграрном вопросе» (1899), в которых разрабатывались вопросы эксплуатации деревни городом и «беговой дорожки удобрений», возникшей в результате метаболического разлома. . [2] : 239 

Современные экосоциалистические теоретики, помимо Фостера, также исследовали эти направления, в том числе Джеймс О'Коннор , который считает, что капиталистическая недооценка природы ведет к экономическому кризису, который он называет второе противоречие капитализма . [7]

Ученые из различных дисциплин использовали метаболический подход Маркса и концепцию метаболического разрыва при анализе отношения общества к остальной природе. [8] С увеличением количества углекислого газа, теория углеродного разлома . выбрасываемого в окружающую среду в результате капиталистического производства, также возникла [9]

Метаболический разрыв по-разному характеризуется историческими материалистами. Для Джейсона В. Мура различие между социальными и природными системами эмпирически ложно и теоретически произвольно; Следуя иному прочтению Маркса, Мур рассматривает метаболизм как отношения человеческой и внечеловеческой природы. С этой точки зрения метаболический разрыв капитализма разворачивается через разделение труда между городом и деревней, которое само по себе представляет собой «пучок» отношений между людьми и остальной природой. Мур считает, что это является основой бесконечного накопления капитала. [10] Точка зрения Мура, хотя она также укоренена в историческом материализме, порождает взгляды, сильно отличающиеся от взглядов Фостера и других на то, что является причиной экологического кризиса и как он связан с накоплением капитала.

Через девять месяцев после появления новаторской статьи Фостера Мур утверждал, что истоки метаболического разрыва кроются не в XIX веке, а в подъеме капитализма в течение «долгого» XVI века. [11] Метаболический разрыв был не следствием индустриального сельского хозяйства, а следствием капиталистических отношений, основанных на законе стоимости. Таким образом, Мур сосредотачивает внимание на великих движениях первоначального накопления, колониализме и глобализации отношений между городом и деревней, которые характеризовали капитализм раннего Нового времени. С этой точки зрения, существует не один, а множество метаболических разрывов; Каждая великая фаза капиталистического развития организовывала природу по-новому, каждая из которых имела свой собственный метаболический разрыв. Вместо сельскохозяйственных революций Мур делает упор на повторяющиеся агроэкологические революции, историческая задача которых заключалась в обеспечении дешевого продовольствия и дешевой рабочей силы в истории капитализма, интерпретация, которая расширяет анализ до продовольственных кризисов начала 21 века. [12] [13]

Экологические противоречия при капитализме

[ редактировать ]

Город и страна

[ редактировать ]

Вплоть до 16 или 17 века метаболическая зависимость городов от окружающей сельской местности (в отношении ресурсов и т. д.) в сочетании с технологическими ограничениями производства и добычи препятствовала обширной урбанизации. Ранние городские центры были определены биорегионально и имели относительно легкие « следы », перерабатывая городские ночные почвы обратно в прилегающие районы. [6] : 410–411 

Однако с ростом капитализма города увеличились в размерах и численности населения. Крупная промышленность требовала фабрик, сырья, рабочих и большого количества продуктов питания. Поскольку экономическая безопасность городов зависела от системы метаболической поддержки, [6] : 411  города теперь смотрели дальше в поисках ресурсов и потоков отходов. Когда пространственные барьеры были разрушены, капиталистическое общество «нарушило» то, что ранее было «навязанными природой условиями устойчивости». [2] : 153–156 

Благодаря торговле и расширению продукты питания и волокна стали доставляться на большие расстояния. Питательные вещества почвы отправлялись в города в виде сельскохозяйственной продукции, но эти же питательные вещества в виде отходов жизнедеятельности человека и животных не возвращались на землю. Таким образом, произошло одностороннее движение, «ограбление почвы» в целях сохранения социально-экономического воспроизводства общества. [2] : 153–156 

Таким образом, Маркс связал кризис загрязнения в городах с кризисом истощения почв. Раскол стал результатом антагонистического разделения города и деревни, а социально-экологические производственные отношения, созданные капитализмом, оказались в конечном итоге неустойчивыми. [11] Из «Капитала» , том 1, о «Крупной промышленности и сельском хозяйстве»:

Капиталистическое производство собирает население в крупные центры и приводит к тому, что городское население достигает все возрастающего перевеса. Это имеет два результата. С одной стороны, оно концентрирует историческую движущую силу общества; с другой стороны, оно нарушает обменное взаимодействие человека с землей, т. е. препятствует возвращению в почву составляющих ее элементов, потребляемых человеком в виде продуктов питания и одежды; следовательно, он препятствует действию вечного естественного условия длительного плодородия почвы ... Но, разрушая обстоятельства, окружающие этот обмен веществ... он вынуждает его систематически восстанавливать как регулирующий закон общественного производства и в форме, адекватной полное развитие рода человеческого... Весь прогресс капиталистического земледелия есть прогресс в искусстве не только грабежа рабочего, но и грабежа почвы; всякий прогресс в повышении плодородия почвы в данное время есть прогресс в направлении разрушения более долговременных источников этого плодородия... Капиталистическое производство, таким образом, лишь развивает технику и степень комбинирования общественного процесса производства, одновременно подрывая первоначальные источники всякого богатства — почву и рабочего (курсив наш). [14] : 637–638 

Будущее социалистическое общество

[ редактировать ]

Концепция метаболического разрыва отражает «материальное отчуждение людей внутри капиталистического общества от природных условий, которые составляли основу их существования». [2] : 163  Однако Маркс также подчеркивает важность исторических перемен. Рационально управлять обменом веществ человека с природой было и необходимо, и возможно, но это было «совершенно за пределами возможностей буржуазного общества». [2] : 141  Однако в будущем обществе свободно ассоциированных производителей люди смогут управлять своими отношениями с природой посредством коллективного контроля, а не посредством слепой власти рыночных отношений. [2] : 159  В «Капитале» , том 3 , Маркс утверждает:

Свобода в этой сфере... может состоять только в том, что обобществленный человек, ассоциированные производители управляют человеческим обменом веществ с природой рациональным образом, ставя его под свой собственный коллективный контроль, а не подчиняясь ему как слепой силе. ; совершая это с наименьшими затратами энергии и в условиях, наиболее достойных и соответствующих их человеческой природе. [1] : 959 

Однако Маркс не утверждал, что устойчивое отношение к Земле было автоматическим результатом перехода к социализму . [3] : 386  Скорее, существовала необходимость в планировании и мерах по устранению разделения труда и населения между городом и деревней, а также по восстановлению и улучшению почвы. [2] : 169  [15] : 40–41 

Метаболизм и управление окружающей средой

[ редактировать ]

Несмотря на утверждение Маркса о том, что концепция экологической устойчивости имела «очень ограниченное практическое значение для капиталистического общества», поскольку она была неспособна применять рациональные научные методы и социальное планирование из-за давления конкуренции, [2] : 164  Теорию метаболического разлома можно рассматривать как имеющую отношение к многим современным дискуссиям и политическим направлениям экологического управления , а то и прямо упоминаемую в ней .

Объем литературы по социально-экологическому метаболизму быстро растет. Первоначально концепция метаболического разлома ограничивалась вопросами плодородия почвы (по сути, это была критика капиталистического сельского хозяйства), но с тех пор она нашла применение во многих областях, и ее масштабы расширились. Например, Клаузен и Кларк распространили использование метаболического разлома на морскую экологию . [16] в то время как Мур использует эту концепцию для обсуждения более широких проблем глобального экологического кризиса и жизнеспособности самого капитализма. [11] [10] Фишер-Ковальски обсуждает применение «биологической концепции метаболизма к социальным системам», прослеживая ее через несколько способствующих научных традиций, включая биологию , экологию, социальную теорию , культурную антропологию и социальную географию . [17] Подход социального метаболизма стал «одной из наиболее важных парадигм эмпирического анализа взаимодействия общества, природы в различных дисциплинах». [17] особенно в области промышленного метаболизма и анализа материальных потоков .

Городская политическая экология

[ редактировать ]

Дэвид Харви отмечает, что большая часть экологического движения придерживалась (а в некоторых областях продолжает сохранять) глубокие антиурбанистические настроения, рассматривая города как «кульминацию грабежа и загрязнения всего хорошего и святого на планете Земля». [6] : 426  Проблема в том, что такая точка зрения фокусируется исключительно на конкретной форме природы, игнорируя жизненный опыт многих людей в отношении окружающей среды и важность городов в экологических процессах и как экологических объектов сами по себе. [6] : 427 

Напротив, Эрик Свингедоу и другие теоретики концептуализировали город как экологическое пространство через городскую политическую экологию , которая соединяет материальные потоки внутри городов, а также между городскими и пригородными районами. [ нужна ссылка ] .

Устойчивые города

[ редактировать ]

В политических кругах городского планирования в последнее время наблюдается движение в сторону устойчивости городов . Ходсон и Марвин обсуждают «новый эко-урбанизм», который стремится интегрировать окружающую среду и инфраструктуру, «объединяя» архитектуру , экологию и технологии, чтобы «усвоить» энергию, воду, продукты питания, отходы и другие материальные потоки. [18] В отличие от предыдущих попыток интегрировать природу в город, которые, по мнению Харви, носили прежде всего эстетический и буржуазный характер, [6] : 427  эти новые усилия предпринимаются в контексте изменения климата, ограниченности ресурсов и угрозы экологических кризисов. [18]

В отличие от традиционного подхода капиталистической урбанизации, которая искала все более и более отдаленные источники материальных ресурсов и стоков отходов (как это видно из истории воды в Лос-Анджелесе ), эко-города будут повторно усваивать свои собственные ресурсы и повторно циркулировать. отходы. Целью является автаркия и большая экологическая и инфраструктурная самостоятельность посредством « систем замкнутого цикла », которые уменьшают зависимость от внешних сетей. [18] Хотя это и сложно, учитывая зависимость от международных цепочек поставок, городские продовольственные движения работают над сокращением коммодификации продуктов питания, а также индивидуальных и социальных форм отчуждения от продуктов питания в городах. [19] Это происходит в реально существующих условиях неолиберализации, что позволяет предположить, что преодоление метаболических разломов будет процессом, требующим как социальных, так и экологических преобразований.

Однако критики связывают эти усилия с «управленческим энвайронментализмом». [6] : 427  и обеспокоены тем, что экоурбанизм слишком близко подпадает под подход «экологической безопасности городов», [18] повторяя и крепостного урбанизма Майка Дэвиса анализ секьюритизации . Марксистская критика может также поставить под сомнение осуществимость устойчивых городов в контексте глобальной капиталистической системы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Маркс, Карл (1981). Капитал, Том. III . Нью-Йорк: Винтажные книги.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фостер, Джон Беллами (март 2000 г.). Экология Маркса: материализм и природа . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. ISBN  978-1-58367-012-5 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фостер, Джон Беллами (сентябрь 1999 г.). «Теория Маркса о метаболическом разрыве: классические основы экологической социологии» . Американский журнал социологии . 105 (2): 366–405. CiteSeerX   10.1.1.534.2551 . дои : 10.1086/210315 . ISSN   0002-9602 . JSTOR   10.1086/210315 . S2CID   53608115 .
  4. ^ Jump up to: а б Гандерсон, Райан (декабрь 2011 г.). «Метаболические разломы в животноводческом агробизнесе» . Организация и окружающая среда . 24 (4): 404–422. дои : 10.1177/1086026611424764 . ISSN   1086-0266 . S2CID   155076894 .
  5. ^ фон Либих, Юстус (1863). Блит, Джон (ред.). Естественные законы животноводства . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Харви, Дэвид (1996). Справедливость, природа и география различий . Кембридж, Массачусетс: Издательство Blackwell. ISBN  978-1-55786-681-3 .
  7. ^ О'Коннор, Джеймс (1997). Естественные причины: Очерки экологического марксизма . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN  9781572302730 .
  8. ^ «Метаболический разрыв: избранная библиография» . МР Онлайн . Ежемесячный обзор. 16 октября 2013 г.
  9. ^ Клак, Бретт; Йорк, Ричард (август 2005 г.). «Углеродный обмен: глобальный капитализм, изменение климата и биосферный разлом» . Теория и общество . 34 (4): 391–428. ISSN   0304-2421 . JSTOR   4501730 .
  10. ^ Jump up to: а б Мур, Джейсон В. (январь 2011 г.). «Преодоление метаболического разлома: теория кризисов капиталистической мир-экологии» . Журнал крестьянских исследований . 38 (1): 1–46. дои : 10.1080/03066150.2010.538579 . ISSN   0306-6150 . S2CID   55640067 .
  11. ^ Jump up to: а б с Мур, Джейсон В. (июнь 2000 г.). «Экологические кризисы и метаболический разрыв в всемирно-исторической перспективе» . Организация и окружающая среда . 13 (2): 123–157. дои : 10.1177/1086026600132001 . ISSN   1086-0266 . S2CID   145416455 .
  12. ^ Мур, Джейсон В. (июнь 2010 г.). «Конец пути? Сельскохозяйственные революции в капиталистическом мире – экология, 1450–2010» . Журнал аграрных изменений . 10 (3): 389–413. дои : 10.1111/j.1471-0366.2010.00276.x .
  13. ^ Мур, Джейсон В. (2010). «Дешевая еда и плохие деньги: еда, границы и финансиализация на подъеме и упадке неолиберализма» . Обзор (Центр Фернана Броделя) . 33 (2/3): 225–261. ISSN   0147-9032 . JSTOR   23346883 .
  14. ^ Маркс, Карл (1977). Капитал: критика политической экономии . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN  9780394726571 .
  15. ^ Маркс, Карл; Энгельс, Фридрих (1967). Коммунистический манифест . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press.
  16. ^ Клаузен, Ребекка; Кларк, Бретт (декабрь 2005 г.). «Метаболический разлом и морская экология: анализ океанского кризиса в рамках капиталистического производства» . Организация и окружающая среда . 18 (4): 422–444. дои : 10.1177/1086026605281187 . ISSN   1086-0266 . S2CID   145558692 .
  17. ^ Jump up to: а б Фишер-Ковальски, Марина (декабрь 1998 г.). «Метаболизм общества: интеллектуальная история анализа материальных потоков, часть I, 1860–1970» . Журнал промышленной экологии . 2 (1): 61–78. дои : 10.1162/jiec.1998.2.1.61 . ISSN   1088-1980 . S2CID   247717291 .
  18. ^ Jump up to: а б с д Ходсон, Майк; Марвин, Саймон (апрель 2010 г.). «Эко-урбанизм: трансцендентные эко-города или городская экологическая безопасность?» . В Мостафави Мохсен; Доэрти, Гарет (ред.). Экологический урбанизм . Издательство Ларса Мюллера. стр. 214–221. ISBN  978-3-03778-189-0 .
  19. ^ Сбикка, Джошуа (ноябрь 2014 г.). «Необходимость кормить: городская метаболическая борьба реально существующих радикальных проектов» . Критическая социология . 40 (6): 817–834. дои : 10.1177/0896920513497375 . ISSN   0896-9205 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fd5e4ba354122456eeb26e31a0867bd__1707649680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/bd/0fd5e4ba354122456eeb26e31a0867bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Metabolic rift - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)