Метаболический разрыв
Часть серии о |
Экологическая экономика |
---|
![]() |
Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
Метаболический разлом — это теория тенденций экологического кризиса при капиталистическом способе производства , которую социолог Джон Беллами Фостер приписывает Карлу Марксу . Цитируя Маркса, Фостер определяет это как «непоправимый разрыв во взаимозависимом процессе социального метаболизма ». [1] : 949 Фостер утверждает, что Маркс выдвинул теорию разрыва метаболического взаимодействия между человечеством и остальной природой, возникшего в результате капиталистического сельскохозяйственного производства и растущего разделения между городом и деревней.
Фостер, а не Маркс, ввел термин «метаболический разрыв». Фостер утверждает, что эта теория развивается на основе более ранней работы Маркса в « Экономических и философских рукописях» о видовом бытии и отношениях между людьми и природой. Обмен веществ — это «зрелый анализ отчуждения природы» Маркса. [2] : IX и представляет «более основательный и научный способ изображения сложного, динамичного взаимодействия между людьми и природой, возникающего в результате человеческого труда». [3]
В отличие от тех, кто приписывал Марксу пренебрежение к природе и ответственность за экологические проблемы Советского Союза и других якобы коммунистических государств , Фостер видит в теории метаболических разломов свидетельство экологической точки зрения Маркса. Теория метаболического разлома «позволила [редактору] [Марксу] разработать критику деградации окружающей среды , которая предвосхитила большую часть современной экологической мысли», [2] : 142 включая вопросы устойчивости , а также пределы сельскохозяйственного производства с использованием концентрированного кормления животных . [4] Исследователи, опираясь на первоначальную марксистскую концепцию, разработали другие подобные термины, такие как углеродный разлом .
Происхождение
[ редактировать ]Истощение почвы и сельскохозяйственные революции
[ редактировать ]Работы Маркса по обмену веществ получили развитие во время «второй» сельскохозяйственной революции в Англии (1815—1880), периода, характеризующегося развитием химии почвы и ростом применения химических удобрений . [2] : 148 Истощение плодородия почвы , или «истощение почвы», стало ключевой проблемой для капиталистического общества, а спрос на удобрения был таков, что Великобритания и другие державы инициировали четкую политику импорта костей и гуано , включая набеги на поля наполеоновских сражений. [3] : 375 и катакомбы, [2] : 150 Британская монополизация поставок перуанского гуано, [3] : 377 а в Соединенных Штатах - «имперская аннексия любых островов, которые считаются богатыми [гуано]» на основании Закона об островах Гуано (1856 г.). [2] : 151 [3] : 377 [4]
Либих и почвоведение
[ редактировать ]Фостер утверждает, что теория Маркса во многом основывалась на современных достижениях в области сельскохозяйственной химии, неизвестных более ранним экономистам-классикам, таким как Рикардо и Мальтус . По их мнению, различные уровни плодородия почвы (и, следовательно, ренты ) «почти полностью объяснялись естественной или абсолютной продуктивностью почвы». [3] : 374 при этом улучшение (или деградация) играет лишь незначительную роль.
Немецкий агрохимик Юстус фон Либих в своей книге « Органическая химия в ее приложениях к сельскому хозяйству и физиологии» (1840) представил первое убедительное объяснение роли питательных веществ почвы в росте растений. [3] : 376 В 1842 году Либих расширил использование термина «метаболизм » ( Stoffwechsel ) от обозначения обмена веществ в организме до биохимических процессов природных систем. [3] : 374
Фостер утверждает, что с течением времени работы Либиха стали более критически относиться к капиталистическому сельскому хозяйству. С точки зрения круговорота питательных веществ, социально-экономические отношения между сельскими и городскими районами были явно противоречивыми, что препятствовало возможности устойчивого развития:
Если бы было практически возможно собрать с наименьшими потерями все твердые и жидкие экскременты жителей города и вернуть каждому фермеру часть, полученную от продукта, первоначально поставленного им в город, продуктивность земли могла бы возрасти. сохранится почти в неизменном виде на долгие века, а существующих запасов минеральных элементов на каждом плодородном поле будет вполне достаточно для нужд растущего населения. [5] : 261
Человеческий труд и природа
[ редактировать ]Маркс основывал свою теорию социально-экологического метаболизма на анализе Либиха, но связал ее со своим пониманием трудового процесса. [3] : 380 Маркс понимал, что на протяжении всей истории люди присваивали природу для удовлетворения своих потребностей посредством труда. [2] : 141 Таким образом, метаболизм или взаимодействие общества с природой является «универсальным и вечным состоянием». [6] : 145
В «Капитале» Маркс объединил свою материалистическую концепцию природы со своей материалистической концепцией истории . [2] : 141 Плодородие, утверждал Маркс, не было естественным качеством почвы, а скорее было связано с социальными отношениями того времени. Концептуализируя сложные взаимозависимые процессы материального обмена и регулирующие действия, которые связывают человеческое общество с нечеловеческой природой, как «метаболические отношения», Маркс позволил этим процессам быть одновременно «навязанными природой условиями» и подчиняться человеческой деятельности . [3] : 381 По мнению Фостера, эта динамика в значительной степени упускается из-за сведения экологических вопросов к ценностным вопросам . [2] : 11
Писатели со времен Маркса
[ редактировать ]Главный вклад теории метаболического разлома заключается в выявлении социально-экологических противоречий, внутренних для развития капитализма. Более поздние социалисты расширили идеи Маркса, в том числе Николай Бухарин в «Историческом материализме» (1921) и Карл Каутский в «Аграрном вопросе» (1899), в которых разрабатывались вопросы эксплуатации деревни городом и «беговой дорожки удобрений», возникшей в результате метаболического разлома. . [2] : 239
Современные экосоциалистические теоретики, помимо Фостера, также исследовали эти направления, в том числе Джеймс О'Коннор , который считает, что капиталистическая недооценка природы ведет к экономическому кризису, который он называет второе противоречие капитализма . [7]
Ученые из различных дисциплин использовали метаболический подход Маркса и концепцию метаболического разрыва при анализе отношения общества к остальной природе. [8] С увеличением количества углекислого газа, теория углеродного разлома . выбрасываемого в окружающую среду в результате капиталистического производства, также возникла [9]
Метаболический разрыв по-разному характеризуется историческими материалистами. Для Джейсона В. Мура различие между социальными и природными системами эмпирически ложно и теоретически произвольно; Следуя иному прочтению Маркса, Мур рассматривает метаболизм как отношения человеческой и внечеловеческой природы. С этой точки зрения метаболический разрыв капитализма разворачивается через разделение труда между городом и деревней, которое само по себе представляет собой «пучок» отношений между людьми и остальной природой. Мур считает, что это является основой бесконечного накопления капитала. [10] Точка зрения Мура, хотя она также укоренена в историческом материализме, порождает взгляды, сильно отличающиеся от взглядов Фостера и других на то, что является причиной экологического кризиса и как он связан с накоплением капитала.
Через девять месяцев после появления новаторской статьи Фостера Мур утверждал, что истоки метаболического разрыва кроются не в XIX веке, а в подъеме капитализма в течение «долгого» XVI века. [11] Метаболический разрыв был не следствием индустриального сельского хозяйства, а следствием капиталистических отношений, основанных на законе стоимости. Таким образом, Мур сосредотачивает внимание на великих движениях первоначального накопления, колониализме и глобализации отношений между городом и деревней, которые характеризовали капитализм раннего Нового времени. С этой точки зрения, существует не один, а множество метаболических разрывов; Каждая великая фаза капиталистического развития организовывала природу по-новому, каждая из которых имела свой собственный метаболический разрыв. Вместо сельскохозяйственных революций Мур делает упор на повторяющиеся агроэкологические революции, историческая задача которых заключалась в обеспечении дешевого продовольствия и дешевой рабочей силы в истории капитализма, интерпретация, которая расширяет анализ до продовольственных кризисов начала 21 века. [12] [13]
Экологические противоречия при капитализме
[ редактировать ]Город и страна
[ редактировать ]Вплоть до 16 или 17 века метаболическая зависимость городов от окружающей сельской местности (в отношении ресурсов и т. д.) в сочетании с технологическими ограничениями производства и добычи препятствовала обширной урбанизации. Ранние городские центры были определены биорегионально и имели относительно легкие « следы », перерабатывая городские ночные почвы обратно в прилегающие районы. [6] : 410–411
Однако с ростом капитализма города увеличились в размерах и численности населения. Крупная промышленность требовала фабрик, сырья, рабочих и большого количества продуктов питания. Поскольку экономическая безопасность городов зависела от системы метаболической поддержки, [6] : 411 города теперь смотрели дальше в поисках ресурсов и потоков отходов. Когда пространственные барьеры были разрушены, капиталистическое общество «нарушило» то, что ранее было «навязанными природой условиями устойчивости». [2] : 153–156
Благодаря торговле и расширению продукты питания и волокна стали доставляться на большие расстояния. Питательные вещества почвы отправлялись в города в виде сельскохозяйственной продукции, но эти же питательные вещества в виде отходов жизнедеятельности человека и животных не возвращались на землю. Таким образом, произошло одностороннее движение, «ограбление почвы» в целях сохранения социально-экономического воспроизводства общества. [2] : 153–156
Таким образом, Маркс связал кризис загрязнения в городах с кризисом истощения почв. Раскол стал результатом антагонистического разделения города и деревни, а социально-экологические производственные отношения, созданные капитализмом, оказались в конечном итоге неустойчивыми. [11] Из «Капитала» , том 1, о «Крупной промышленности и сельском хозяйстве»:
Капиталистическое производство собирает население в крупные центры и приводит к тому, что городское население достигает все возрастающего перевеса. Это имеет два результата. С одной стороны, оно концентрирует историческую движущую силу общества; с другой стороны, оно нарушает обменное взаимодействие человека с землей, т. е. препятствует возвращению в почву составляющих ее элементов, потребляемых человеком в виде продуктов питания и одежды; следовательно, он препятствует действию вечного естественного условия длительного плодородия почвы ... Но, разрушая обстоятельства, окружающие этот обмен веществ... он вынуждает его систематически восстанавливать как регулирующий закон общественного производства и в форме, адекватной полное развитие рода человеческого... Весь прогресс капиталистического земледелия есть прогресс в искусстве не только грабежа рабочего, но и грабежа почвы; всякий прогресс в повышении плодородия почвы в данное время есть прогресс в направлении разрушения более долговременных источников этого плодородия... Капиталистическое производство, таким образом, лишь развивает технику и степень комбинирования общественного процесса производства, одновременно подрывая первоначальные источники всякого богатства — почву и рабочего (курсив наш). [14] : 637–638
Будущее социалистическое общество
[ редактировать ]Концепция метаболического разрыва отражает «материальное отчуждение людей внутри капиталистического общества от природных условий, которые составляли основу их существования». [2] : 163 Однако Маркс также подчеркивает важность исторических перемен. Рационально управлять обменом веществ человека с природой было и необходимо, и возможно, но это было «совершенно за пределами возможностей буржуазного общества». [2] : 141 Однако в будущем обществе свободно ассоциированных производителей люди смогут управлять своими отношениями с природой посредством коллективного контроля, а не посредством слепой власти рыночных отношений. [2] : 159 В «Капитале» , том 3 , Маркс утверждает:
Свобода в этой сфере... может состоять только в том, что обобществленный человек, ассоциированные производители управляют человеческим обменом веществ с природой рациональным образом, ставя его под свой собственный коллективный контроль, а не подчиняясь ему как слепой силе. ; совершая это с наименьшими затратами энергии и в условиях, наиболее достойных и соответствующих их человеческой природе. [1] : 959
Однако Маркс не утверждал, что устойчивое отношение к Земле было автоматическим результатом перехода к социализму . [3] : 386 Скорее, существовала необходимость в планировании и мерах по устранению разделения труда и населения между городом и деревней, а также по восстановлению и улучшению почвы. [2] : 169 [15] : 40–41
Метаболизм и управление окружающей средой
[ редактировать ]Несмотря на утверждение Маркса о том, что концепция экологической устойчивости имела «очень ограниченное практическое значение для капиталистического общества», поскольку она была неспособна применять рациональные научные методы и социальное планирование из-за давления конкуренции, [2] : 164 Теорию метаболического разлома можно рассматривать как имеющую отношение к многим современным дискуссиям и политическим направлениям экологического управления , а то и прямо упоминаемую в ней .
Объем литературы по социально-экологическому метаболизму быстро растет. Первоначально концепция метаболического разлома ограничивалась вопросами плодородия почвы (по сути, это была критика капиталистического сельского хозяйства), но с тех пор она нашла применение во многих областях, и ее масштабы расширились. Например, Клаузен и Кларк распространили использование метаболического разлома на морскую экологию . [16] в то время как Мур использует эту концепцию для обсуждения более широких проблем глобального экологического кризиса и жизнеспособности самого капитализма. [11] [10] Фишер-Ковальски обсуждает применение «биологической концепции метаболизма к социальным системам», прослеживая ее через несколько способствующих научных традиций, включая биологию , экологию, социальную теорию , культурную антропологию и социальную географию . [17] Подход социального метаболизма стал «одной из наиболее важных парадигм эмпирического анализа взаимодействия общества, природы в различных дисциплинах». [17] особенно в области промышленного метаболизма и анализа материальных потоков .
Городская политическая экология
[ редактировать ]Дэвид Харви отмечает, что большая часть экологического движения придерживалась (а в некоторых областях продолжает сохранять) глубокие антиурбанистические настроения, рассматривая города как «кульминацию грабежа и загрязнения всего хорошего и святого на планете Земля». [6] : 426 Проблема в том, что такая точка зрения фокусируется исключительно на конкретной форме природы, игнорируя жизненный опыт многих людей в отношении окружающей среды и важность городов в экологических процессах и как экологических объектов сами по себе. [6] : 427
Напротив, Эрик Свингедоу и другие теоретики концептуализировали город как экологическое пространство через городскую политическую экологию , которая соединяет материальные потоки внутри городов, а также между городскими и пригородными районами. [ нужна ссылка ] .
Устойчивые города
[ редактировать ]В политических кругах городского планирования в последнее время наблюдается движение в сторону устойчивости городов . Ходсон и Марвин обсуждают «новый эко-урбанизм», который стремится интегрировать окружающую среду и инфраструктуру, «объединяя» архитектуру , экологию и технологии, чтобы «усвоить» энергию, воду, продукты питания, отходы и другие материальные потоки. [18] В отличие от предыдущих попыток интегрировать природу в город, которые, по мнению Харви, носили прежде всего эстетический и буржуазный характер, [6] : 427 эти новые усилия предпринимаются в контексте изменения климата, ограниченности ресурсов и угрозы экологических кризисов. [18]
В отличие от традиционного подхода капиталистической урбанизации, которая искала все более и более отдаленные источники материальных ресурсов и стоков отходов (как это видно из истории воды в Лос-Анджелесе ), эко-города будут повторно усваивать свои собственные ресурсы и повторно циркулировать. отходы. Целью является автаркия и большая экологическая и инфраструктурная самостоятельность посредством « систем замкнутого цикла », которые уменьшают зависимость от внешних сетей. [18] Хотя это и сложно, учитывая зависимость от международных цепочек поставок, городские продовольственные движения работают над сокращением коммодификации продуктов питания, а также индивидуальных и социальных форм отчуждения от продуктов питания в городах. [19] Это происходит в реально существующих условиях неолиберализации, что позволяет предположить, что преодоление метаболических разломов будет процессом, требующим как социальных, так и экологических преобразований.
Однако критики связывают эти усилия с «управленческим энвайронментализмом». [6] : 427 и обеспокоены тем, что экоурбанизм слишком близко подпадает под подход «экологической безопасности городов», [18] повторяя и крепостного урбанизма Майка Дэвиса анализ секьюритизации . Марксистская критика может также поставить под сомнение осуществимость устойчивых городов в контексте глобальной капиталистической системы.
См. также
[ редактировать ]- Биорегионализм
- Углеродный разлом
- Критика политической экономии
- Эко-социализм
- Экологическая социология
- История почвоведения
- Промышленная экология
- Социально-экологическая система
- Промышленный метаболизм
- Пермакультура
- Политическая экология
- Устойчивое развитие
- Городская устойчивость
- Разрыв между природой и культурой
- Дэвид Харви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маркс, Карл (1981). Капитал, Том. III . Нью-Йорк: Винтажные книги.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фостер, Джон Беллами (март 2000 г.). Экология Маркса: материализм и природа . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. ISBN 978-1-58367-012-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фостер, Джон Беллами (сентябрь 1999 г.). «Теория Маркса о метаболическом разрыве: классические основы экологической социологии» . Американский журнал социологии . 105 (2): 366–405. CiteSeerX 10.1.1.534.2551 . дои : 10.1086/210315 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 10.1086/210315 . S2CID 53608115 .
- ^ Jump up to: а б Гандерсон, Райан (декабрь 2011 г.). «Метаболические разломы в животноводческом агробизнесе» . Организация и окружающая среда . 24 (4): 404–422. дои : 10.1177/1086026611424764 . ISSN 1086-0266 . S2CID 155076894 .
- ^ фон Либих, Юстус (1863). Блит, Джон (ред.). Естественные законы животноводства . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харви, Дэвид (1996). Справедливость, природа и география различий . Кембридж, Массачусетс: Издательство Blackwell. ISBN 978-1-55786-681-3 .
- ^ О'Коннор, Джеймс (1997). Естественные причины: Очерки экологического марксизма . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN 9781572302730 .
- ^ «Метаболический разрыв: избранная библиография» . МР Онлайн . Ежемесячный обзор. 16 октября 2013 г.
- ^ Клак, Бретт; Йорк, Ричард (август 2005 г.). «Углеродный обмен: глобальный капитализм, изменение климата и биосферный разлом» . Теория и общество . 34 (4): 391–428. ISSN 0304-2421 . JSTOR 4501730 .
- ^ Jump up to: а б Мур, Джейсон В. (январь 2011 г.). «Преодоление метаболического разлома: теория кризисов капиталистической мир-экологии» . Журнал крестьянских исследований . 38 (1): 1–46. дои : 10.1080/03066150.2010.538579 . ISSN 0306-6150 . S2CID 55640067 .
- ^ Jump up to: а б с Мур, Джейсон В. (июнь 2000 г.). «Экологические кризисы и метаболический разрыв в всемирно-исторической перспективе» . Организация и окружающая среда . 13 (2): 123–157. дои : 10.1177/1086026600132001 . ISSN 1086-0266 . S2CID 145416455 .
- ^ Мур, Джейсон В. (июнь 2010 г.). «Конец пути? Сельскохозяйственные революции в капиталистическом мире – экология, 1450–2010» . Журнал аграрных изменений . 10 (3): 389–413. дои : 10.1111/j.1471-0366.2010.00276.x .
- ^ Мур, Джейсон В. (2010). «Дешевая еда и плохие деньги: еда, границы и финансиализация на подъеме и упадке неолиберализма» . Обзор (Центр Фернана Броделя) . 33 (2/3): 225–261. ISSN 0147-9032 . JSTOR 23346883 .
- ^ Маркс, Карл (1977). Капитал: критика политической экономии . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 9780394726571 .
- ^ Маркс, Карл; Энгельс, Фридрих (1967). Коммунистический манифест . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press.
- ^ Клаузен, Ребекка; Кларк, Бретт (декабрь 2005 г.). «Метаболический разлом и морская экология: анализ океанского кризиса в рамках капиталистического производства» . Организация и окружающая среда . 18 (4): 422–444. дои : 10.1177/1086026605281187 . ISSN 1086-0266 . S2CID 145558692 .
- ^ Jump up to: а б Фишер-Ковальски, Марина (декабрь 1998 г.). «Метаболизм общества: интеллектуальная история анализа материальных потоков, часть I, 1860–1970» . Журнал промышленной экологии . 2 (1): 61–78. дои : 10.1162/jiec.1998.2.1.61 . ISSN 1088-1980 . S2CID 247717291 .
- ^ Jump up to: а б с д Ходсон, Майк; Марвин, Саймон (апрель 2010 г.). «Эко-урбанизм: трансцендентные эко-города или городская экологическая безопасность?» . В Мостафави Мохсен; Доэрти, Гарет (ред.). Экологический урбанизм . Издательство Ларса Мюллера. стр. 214–221. ISBN 978-3-03778-189-0 .
- ^ Сбикка, Джошуа (ноябрь 2014 г.). «Необходимость кормить: городская метаболическая борьба реально существующих радикальных проектов» . Критическая социология . 40 (6): 817–834. дои : 10.1177/0896920513497375 . ISSN 0896-9205 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Кларк, Бретт; Фостер, Джон Беллами (июнь 2009 г.). «Экологический империализм и глобальный метаболический разлом: неравный обмен и торговля гуано/нитратами» . Международный журнал сравнительной социологии . 50 (3–4): 311–334. дои : 10.1177/0020715209105144 . ISSN 0020-7152 . S2CID 154627746 .
- Клаузен, Ребекка; Кларк, Бретт (декабрь 2005 г.). «Метаболический разлом и морская экология: анализ океанского кризиса в рамках капиталистического производства» . Организация и окружающая среда . 18 (4): 422–444. дои : 10.1177/1086026605281187 . ISSN 1086-0266 . S2CID 145558692 .
- Фишер-Ковальски, Марина (декабрь 1998 г.). «Метаболизм общества: интеллектуальная история анализа материальных потоков, часть I, 1860–1970» . Журнал промышленной экологии . 2 (1): 61–78. дои : 10.1162/jiec.1998.2.1.61 . ISSN 1088-1980 . S2CID 247717291 .
- Фостер, Джон Беллами (сентябрь 1999 г.). «Теория Маркса о метаболическом разрыве: классические основы экологической социологии» . Американский журнал социологии . 105 (2): 366–405. CiteSeerX 10.1.1.534.2551 . дои : 10.1086/210315 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 10.1086/210315 . S2CID 53608115 .
- Фостер, Джон Беллами (март 2000 г.). Экология Маркса: материализм и природа . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. ISBN 978-1-58367-012-5 .
- Мур, Джейсон В. (июнь 2000 г.). «Экологические кризисы и метаболический разрыв в всемирно-исторической перспективе» . Организация и окружающая среда . 13 (2): 123–157. дои : 10.1177/1086026600132001 . ISSN 1086-0266 . S2CID 145416455 .
- Мур, Джейсон В. (январь 2011 г.). «Преодоление метаболического разлома: теория кризисов капиталистической мир-экологии» . Журнал крестьянских исследований . 38 (1): 1–46. дои : 10.1080/03066150.2010.538579 . ISSN 0306-6150 . S2CID 55640067 .
- Сбикка, Джошуа (ноябрь 2014 г.). «Необходимость кормить: городская метаболическая борьба реально существующих радикальных проектов» . Критическая социология . 40 (6): 817–834. дои : 10.1177/0896920513497375 . ISSN 0896-9205 .
- Шнайдер, Минди; МакМайкл, Филип (июль 2010 г.). «Углубление и восстановление метаболического разрыва» . Журнал крестьянских исследований . 37 (3): 461–484. дои : 10.1080/03066150.2010.494371 . ISSN 0306-6150 . ПМИД 20645448 . S2CID 16227508 .
- Виттман, Ханна (октябрь 2009 г.). «Переработка метаболического разлома: La Vía Campesina, аграрное гражданство и продовольственный суверенитет» . Журнал крестьянских исследований . 36 (4): 805–826. дои : 10.1080/03066150903353991 . ISSN 0306-6150 . S2CID 154073329 .