Двухэтапная теория
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Часть серии о |
Марксизм–ленинизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Политическая революция |
---|
![]() |
![]() |
Теория двух стадий , или стагизм , — это марксистско-ленинская политическая теория, которая утверждает, что слаборазвитые страны, такие как царская Россия, должны сначала пройти стадию капитализма через буржуазную революцию, прежде чем перейти на стадию социализма . [1]
Стагизм применялся к странам всего мира, не прошедшим капиталистическую стадию. В Советском Союзе двухэтапной теории противостояла троцкистская теория перманентной революции .
В то время как дискуссия о стагизме сосредоточена на русской революции , маоистские теории, такие как «Новая демократия», склонны применять двухэтапную теорию к борьбе в других местах.
Теория
[ редактировать ]В марксистско-ленинской теории при Иосифе Сталине теория двух стадий получила возрождение. Совсем недавно Коммунистическая партия Южной Африки и Социалистический альянс заново разработали теорию двухэтапности, хотя Социалистический альянс отличает свою позицию от сталинистской . [2]
Критика
[ редактировать ]Теорию двух стадий часто приписывают Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу , но такие критики, как Дэвид Маклеллан, [3] и другие оспаривают, что они предполагали строгое применение этой теории за пределами реально существующего западного развития капитализма. [ нужна ссылка ]
Хотя все согласны с тем, что Маркс и Энгельс утверждают, что западный капитализм обеспечивает технологические достижения, необходимые для социализма, и «могильщики» класса капиталистов в лице рабочего класса , критики двухэтапной теории, включая большинство течений троцкизма , В ответ на это Маркс и Энгельс отрицали, что они разработали формулу, применимую ко всем странам и при любых обстоятельствах. Маклеллан и другие цитируют ответ Маркса Михайловскому :
[Михайловский] чувствует, что он непременно должен превратить мой исторический очерк генезиса капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию общего пути, по которому суждено идти каждому народу, в каких бы исторических обстоятельствах он ни оказался... но я прошу у него прощения. (Он слишком уважает и стыдит меня.)
— Карл Маркс, Ответ Михайловскому. [4]
В предисловии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1882 года Маркс и Энгельс конкретно намечают альтернативный путь к социализму для России. [5]
В России меньшевики считали, что теория двух этапов применима и к царской России . Они подверглись критике со стороны Льва Троцкого в том, что стало теорией перманентной революции в 1905 году. Позже, когда двухэтапная теория вновь появилась в Советском Союзе после смерти Владимира Ленина , теория перманентной революции была поддержана левой оппозицией . Теория перманентной революции утверждает, что задачи, поставленные в двухэтапной теории перед классом капиталистов, могут быть выполнены только рабочим классом при поддержке беднейшего крестьянства и что тогда рабочий класс перейдет к социалистическим задачам и экспроприирует класс капиталистов. Однако революция не может остановиться здесь и должна оставаться постоянной в том смысле, что она должна стремиться к всемирной революции, чтобы избежать изоляции и двигаться к международному социализму. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стагизм» . Энциклопедия марксизма . Проверено 6 ноября 2018 г. - из Интернет-архива марксистов .
- ^ Лоример, Дуг. «В защиту ленинской марксистской политики двухэтапной непрерывной революции» . Ссылки: Международный журнал социалистического обновления . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года.
- ^ Маклеллан, Дэвид (1971). Мысль Карла Маркса .
- ^ Маркс, Карл; Маклеллан, Дэвид, изд. (1977). «Письмо Карла Маркса о России» . Избранные сочинения . Оксфорд. стр. 571.
- ^ Маркс, Карл ; Энгельс, Фридрих (1882). «Peface к русскому изданию». Коммунистический манифест .
Теперь вопрос: может ли русская община , хотя и сильно подорванная, но являющаяся формой первобытной общей собственности на землю, перейти непосредственно к высшей форме коммунистической общей собственности? Или, наоборот, оно должно сначала пройти через тот же процесс растворения, который составляет историческую эволюцию Запада? Единственный возможный ответ на этот вопрос сегодня таков: если русская революция станет сигналом для пролетарской революции на Западе, так что обе дополняют друг друга, нынешняя российская общая собственность на землю может послужить отправной точкой для коммунистического развития.