Jump to content

Персидская конституционная революция

Персидская конституционная революция
Часть попыток конституционализации в Иране
Королевская прокламация Мозаффар ад-Дина Шаха Каджара , установившая конституционную монархию 5 августа 1906 года.
Дата 1905–1911
Расположение
В результате Революционная победа
Вечеринки

Революция: июнь 1905 г. - август 1906 г.

Полуорганизованные группы:

Гражданская война: август 1906 г. - июль 1909 г.

Парламент

Ведущие цифры

Персидская конституционная : مشروطیت, romanizedMashrūtiyyat, or революция [10] Enghelāb-e Mashrūteh ), также известная как Конституционная революция Ирана , произошла между 1905 и 1911 годами. [11] во времена династии Каджаров . Революция привела к созданию парламента в Персии (Иране) , [11] [12] и был назван «эпохальным эпизодом в современной истории Персии». [12]

Революция была «первой в своем роде в исламском мире, предшествующей революции младотурок 1908 года». [12] Это открыло путь к современной эпохе в Персии и к дебатам в растущей прессе. Многие группы боролись за формирование курса революции. Старый порядок, за сохранение которого Шах Насер ад-Дин Шах Каджар так долго боролся, был наконец заменен новыми институтами.

Шах Мозаффар ад-Дин Шах Каджар подписал конституцию 1906 года незадолго до своей смерти . Его сменил Мохаммад Али Шах , который отменил конституцию и бомбардировал парламент в 1908 году при поддержке России и Великобритании. Это привело ко второй попытке, когда силы конституционалистов двинулись в Тегеран, вынудили Мохаммеда Али Шаха отречься от престола в пользу его маленького сына Ахмад Шаха Каджара и восстановили конституцию в 1909 году.

Революция закончилась в декабре 1911 года, когда шахские министры добились изгнания депутатов Второго меджлиса из парламента «при поддержке 12-тысячного русского войска». [13]

После персидского государственного переворота 1921 года ( персидский : کودتای ۳ اسفند ۱۲۹۹ ) парламент Ирана 12 декабря 1925 года внес поправки в конституцию, заменив династию Каджаров 1797–1925 годов династией Пехлеви в качестве законных правителей Ирана. [14] Конституция 1906–1907 годов, хотя и не соблюдалась, сохранялась до тех пор, пока после Исламской революции 2 и 3 декабря 1979 года была одобрена новая конституция, учреждающая Исламскую Республику. [15]

Конституционная революция началась в 1905 году с протеста против иностранного директора таможни (бельгийца), который «с бюрократической жесткостью» требовал взимания пошлин для оплаты кредита другому иностранному источнику (русским), который финансировал шаха ( Мозаффар ад-Дин Шах Каджар). ) экстравагантный тур по Европе. Революционеры – в основном базарные торговцы, улемы и небольшая группа радикальных реформаторов – утверждали, что иранская нефтяная промышленность продается британцам, в то время как налоговые льготы на импорт, экспорт и производство текстиля разрушают экономику Ирана (которая поддерживалась базарных торговцев), и что шах продавал активы, чтобы выплатить проценты по накопленному им внешнему долгу.

Оно закончилось в декабре 1911 года, когда депутаты Второго меджлиса, страдавшие от «внутренних разногласий, апатии масс, антагонизмов со стороны высшего класса и открытой вражды со стороны Англии и России», были «грубо» изгнаны из меджлиса и им угрожали расправой. если они вернутся «кабинетом шаха при поддержке 12-тысячного российского войска». [13]

Между ними существовали два разных меджля (парламента), свергнутый шах и раздел страны в 1907 году Великобританией и Россией, воспользовавшись слабым правительством Ирана. Новый фундаментальный закон создал парламент, который дал ему окончательное одобрение всех кредитов и бюджета. Маджлес был одобрен ведущими священнослужителями Наджафа Ахундом Хурасани , Мирзой Хусейном Техрани и шейхом Абдуллой Мазандарани .

В конце 19 века, как и большая часть мусульманского мира, Иран страдал от иностранного вторжения и эксплуатации, военной слабости, отсутствия сплоченности и коррупции.

По Гюлистанскому договору 1813 г. [16] и Туркменчайский мирный договор 1828 года . [16] Иран потерял «Грузию, Армению и их каспийский флот» в пользу России, «отказался от претензий на Афганистан и выплатил царю контрибуцию в три миллиона фунтов». [16] По Парижскому договору (1857 г.) оно согласилось уйти из Герата (бывшей части Ирана) и подписало торговый договор с Великобританией. Отсутствие постоянной иранской армии было частью проблемы, потому что силы, которые были собраны для борьбы с русскими (например), представляли собой «племенные контингенты, разделенные фракциями», и им не хватало современной артиллерии. [16]

Чтобы компенсировать отсутствие армии, Каджар-шах использовал «верные племена», подавляя восстание, объявляя мятежный город или регион «открытой добычей» для племени, которое затем, казалось бы, насиловало и грабило – гораздо более разрушительные средства дисциплины, чем арест и наказание повстанцев. [17] Основные дороги между городами, которые могли показаться инвестициями в улучшение транспорта, предоставляли возможности не для увеличения торговли и процветания, а для сборщиков налогов, которые обирали города вдоль дороги, и, таким образом, «побуждали местных крестьян селиться в более отдаленных регионах». Опрос Министерства иностранных дел Великобритании показал:

«Существуют большие участки плодородной земли, которые остаются заброшенными из-за их близости к главным дорогам, поскольку ни одна деревня, имеющая земледельцев на таких местах, не может процветать или пользоваться хотя бы малейшим иммунитетом от назойливых визитов правительственных чиновников, а также краж и грабежей, совершаемых племена». [18]

Возможно, худшим из всех унижений, которые Ирану причинили превосходящие военные силы европейских держав, была «серия коммерческих капитуляций». [16] В то время как продажа шахом титулов, патентов, привилегий, концессий, монополий, земель, ... высоких должностей» оплачивала некоторые улучшения, такие как телеграфная сеть, а в Тегеране регулярные полицейские силы, муниципальная гражданская служба и т. д. , они также тратились на потребление шахского двора. [19]

При династии Каджаров (1789–1925) иностранная (западная) продукция массового производства, «особенно текстиль, подорвала традиционные ремесла и, следовательно, представила для многих базаров общего врага - иностранца». В Исфахане по крайней мере 10% «гильдий в этом городе были ткачами; даже 1/5 из них не выжили» в конкуренции с импортным текстилем. [20] Пострадали вдовы и сироты, пострадали фермеры: к 1894 году цена, которую им платили за урожай пшеницы, упала до 1/6 от цены 1871 года; [20] ирригационные системы пришли в упадок, «превратив поля и деревни в пустыню». [21]

В 1872 году Насир ад-Дин Шах заключил концессию, предоставляющую британскому гражданину контроль над персидскими дорогами, телеграфами, мельницами, фабриками, добычей ресурсов и другими общественными работами в обмен на фиксированную сумму и 60% чистого дохода. Эта уступка была отменена после резкого сопротивления местных жителей. [22] Другие уступки британцам включали предоставление новому Имперскому банку Персии исключительных прав на выпуск банкнот и открытие реки Карун для судоходства. [23]

Никки Р. Кедди отмечает, что

Русско-японская война 1904–05 годов и русская революция 1905 года дали толчок иранскому оппозиционному движению, которое росло с 1901 года. После столетия последовательных поражений азиатская держава победила европейскую державу, и это событие укрепило гордость. по всей Азии. Это чувство было особенно сильным в таких странах, как Иран, которые испытали российское проникновение и угнетение. Многие считали важным то, что единственная азиатская держава, имеющая конституцию, победила единственную западную державу, не имеющую ее, и конституции стали рассматриваться как «секрет силы» западных правительств. [24]

Недовольные группы

[ редактировать ]

Политической базой конституционалистского движения за контроль над властью шаха был союз улемов , либеральных и радикальных интеллектуалов и базара . [12] [24] Но альянс основывался на общих врагах, а не на общих целях. Улемы стремились «расширить свою власть и добиться более строгого соблюдения шиитского ислама»; либералы и радикалы желали «большей политической и социальной демократии и экономического развития»; и базары «для ограничения льготного внешнеэкономического статуса и конкуренции». [24]

Интеллектуалы представляли собой «небольшую, но растущую» группу, многие из которых узнали о западном образе жизни во время путешествий за границу и «в целом были поражены западным экономическим развитием, сравнительной справедливостью и отсутствием произвола». В своих трудах эти интеллектуалы критиковали иранских «автократических правителей, мелких чиновников, продажных священнослужителей и произвол судов, а также низкий статус женщин». [24] «Торговый класс» или базары пришли к убеждению, что «закон и порядок, безопасность собственности и иммунитет от произвола власти — всего этого можно достичь путем импорта парламентской демократии» из Европы. [25] Улемы (то есть исламские ученые) имели меньше выгод и меньше прямых стимулов для поддержки конституции, но были убеждены (по крайней мере, на какое-то время), что их «иерократия по отношению к монархии» не будет ослаблена. [25]

Табачный протест

[ редактировать ]

Табачный протест 1891–1892 годов был «первым массовым общенациональным народным движением в Иране». [23] и описанный как «генеральная репетиция... конституционной революции», [26] сформировалась из антиимпериалистической и антимонархической коалиции «клерикалов, торговых кругов и интеллектуалов-диссидентов». [12]

В марте 1890 года Насер ад-Дин Шах предоставил концессию англичанину барону Паулю Джулиусу Рейтеру на 50-летнюю монополию на распространение и экспорт табака в обмен на 25 000 фунтов стерлингов лично шаху и 15 000 фунтов стерлингов в год состояние. Иранцы выращивали разнообразные сорта табака, «очень ценящиеся на зарубежных рынках», которые больше нигде не выращивались. [27] и эта договоренность поставила под угрозу безопасность работы значительной части иранского населения – сотен тысяч рабочих в сельском хозяйстве и на базарах. [28]

Это привело к беспрецедентному общенациональному протесту, вспыхнувшему сначала среди базариев , а затем и среди улемов . [29] В декабре 1891 года самый важный религиозный авторитет в Иране, Марджа -и Таклид Мирза Хасан Ширази , издал фетву, объявляющую употребление табака равносильной войне против Скрытого Имама , используя самые резкие выражения, чтобы противостоять Режи (табачному монополия). Базары закрылись, и иранцы бросили курить табак. [30] Несмотря на популярность табака, от которого, как говорят, иранцы отказываются реже, чем от хлеба, [31] – Религиозный запрет оказался настолько успешным, что поговаривали, что женщины в шахском гареме бросили курить. [23]

Протест продемонстрировал иранцам «впервые, что можно победить шаха и иностранные интересы… существует прямая линия со стороны коалиции, которая участвовала в табачном движении… кульминацией которого стала конституционная революция» и, возможно, иранская Революция тоже, по словам историка Никки Кедди . [32]

Мозаффар ад-Дин

[ редактировать ]
Группа людей на открытом воздухе
Святилище в посольстве Великобритании , 1906 год.

Четвертый монарх Каджаров, Насер ад-Дин Шах, был убит 1 мая 1896 года Мирзой Резой Кермани , последователем Джамаля ад-Дина аль-Афгани , когда он посещал и молился в храме Шаха Абдул-Азима . При воцарении Мозаффар ад-Дин Шаха Персия столкнулась с финансовым кризисом, когда годовые государственные расходы намного превышали доходы в результате политики его отца. Монарх Мозаффар ад-Дин Шах подписал конституцию 1906 года незадолго до своей смерти . Слабость и расточительность продолжались во время недолгого правления Мозаффар ад-Дина Шаха Каджара (1896–1907), который часто полагался на своего канцлера в управлении своим децентрализованным государством. Его тяжелое финансовое положение заставило его подписать множество уступок иностранным державам по различным видам торговли, от оружия до табака. Аристократия, религиозные авторитеты и образованная элита начали требовать ограничения королевской власти и установления верховенства закона, поскольку их обеспокоенность иностранным (особенно российским) влиянием росла. [33] Каджары взяли крупные кредиты у России и Великобритании, чтобы оплатить экстравагантный образ жизни шаха и расходы на содержание правительства; шах профинансировал королевское турне по Европе в 1900 году, заняв у России 22 миллиона рублей, используя иранские таможенные поступления в качестве залога. [13]

Первые протесты

[ редактировать ]
Большая группа мужчин с винтовками
Революционные борцы в Тебризе ; Саттар Хан и Багер Хан в центре.
Большая группа отдельных фотографий.
Первый Меджлис (7 октября 1906 г. – 23 июня 1908 г.); председатель Мортеза Коли Хан Сани од-Дауле, который был министром финансов в течение семи месяцев, когда он был убит 6 февраля 1911 года двумя грузинами в Тегеране. В центре находится [33]

В 1905 году вспыхнули протесты по поводу введения персидских пошлин для погашения российского кредита на королевское турне Мозаффар ад-Дин Шаха. [13] В декабре того же года два торговца в Тегеране подверглись нападкам за взвинчивание цен. Купцы города восстали и закрыли базар. Духовенство последовало этому примеру в результате союза, сформированного во время Табачного протеста .Две протестующие группы искали убежища в мечети Тегерана, но правительство вошло в мечеть и разогнало их. Разгон спровоцировал более широкое движение, которое искало убежища в храме недалеко от Тегерана. 12 января 1906 года шах уступил демонстрантам, согласившись отправить в отставку своего премьер-министра и передать власть «дому справедливости» (предшественнику иранского парламента). Протестующие басти вернулись из храма с триумфом на королевских каретах и ​​приветствовались ликующей толпой. [13]

В ходе боя в начале 1906 года правительственные войска убили сайида (потомка Мухаммеда ). Вскоре после этого в перестрелке казаки убили 22 протестующих и ранили 100. [4] Базар снова закрылся, и улемы объявили забастовку, многие из которых нашли убежище в священном городе Кум . Многие торговцы обратились в британское посольство в Тегеране , которое согласилось приютить басти на территории посольства. [4]

Создание конституции

[ редактировать ]
Большой зал с двумя балконами, заполненный мужчинами.
Парламент в 1906 году

Летом 1906 года около 12 000 человек разбили лагерь в садах британского посольства в так называемой «огромной школе политологии под открытым небом». [4] Начались требования создания парламента ( меджлиса ) с целью ограничения власти шаха. Мозаффар ад-Дин Шах согласовал создание парламента в августе 1906 года, и осенью того же года состоялись первые выборы. Было избрано сто пятьдесят шесть членов, подавляющее большинство из Тегерана и торгового класса.

Национальное консультативное собрание впервые собралось в октябре 1906 года. Шах был стар и немощен, и присутствие на инаугурации парламента было одним из его последних официальных действий. [13] Сын Мозаффар ад-Дин Шаха, Мохаммад Али Шах Каджар , не симпатизировал конституционализму; шах подписал конституцию (по образцу конституции Бельгии ) к 31 декабря 1906 года, поставив свою власть в зависимость от воли народа, и умер через три дня.

Конституция

[ редактировать ]
Врач лечит раненого, за ним стоит толпа мужчин.
Амир Хан Амир аль-Алам лечит раненого после Триумфа Тегерана

Сама конституция была создана царской прокламацией 5 августа 1906 года Моззафар ад-Дин Шаха «за мир и спокойствие всего народа Персии». Коран был основой этой конституции, а конституция Бельгии послужила частичной моделью этого документа.

Закон о выборах от 9 сентября 1906 г. определил порядок выборов в Меджлис. (Ни женщины, ни иностранцы, ни мужчины до 25 лет, «лица, известные своими вредными взглядами», лица с уголовным прошлым, действующие военнослужащие и т. д. не допускались к голосованию. Члены парламента должны были быть полностью грамотными на персидском, «иранском» языке. граждане иранского происхождения», «известные на местном уровне», «не работающие на государственной службе», в возрасте от 30 до 70 лет и «имеющие некоторое представление о государственных делах».

Основные законы от 30 декабря 1906 г. определили роль Меджлиса как двухпалатного законодательного органа: Национальное консультативное собрание должно было основываться «на справедливости». и должна была быть «еще одна Ассамблея под названием Сенат». Поправка к Конституции 1907 года провозгласила шиизм-двунадесятник государственной религией и призвала к созыву совета из пяти высокопоставленных священнослужителей-двунадесятников-шиитов, чтобы гарантировать, что законы, принятые парламентом, не противоречат законам ислама.

Мохаммад Али Шах

[ редактировать ]

Мохаммед Али Шах Каджар , шестой Каджар-шах, пришел к власти в январе 1907 года. Он выступал против конституции. Британцы переключили свою поддержку на шаха, отказавшись от конституционалистов.В августе того же года, воспользовавшись слабостью Ирана, была подписана англо -российская конвенция , разделившая Иран на российскую зону на севере и британскую зону на юге; центр страны был нейтральным. [13]

Малая тирания и гражданская война 1908–1909 гг.

[ редактировать ]

В 1908 году шах решил «использовать разногласия в рядах реформаторов» и ликвидировать меджлис . [13] организация государственного переворота и создание периода в иранской истории, получившего название « Малая тирания» . Именно в этот момент Фазлолла Нори отошел от конституционалистов, помогая шаху убить нескольких революционеров и разбомбить парламент. [34]

Персия пыталась остаться свободной от российского влияния посредством сопротивления (через меджлис ) политике шаха.Парламент назначил американского юриста Уильяма Моргана Шустера генеральным казначеем Персии. В ответ Россия выдвинула ультиматум о изгнании Шустера и приостановке работы парламента, оккупировав Тебриз .

После обстрела Меджлеса (парламента) Ирана в столице Тегеране 40 000 солдат Мохаммеда Али Шаха получили приказ атаковать Тебриз, где держались конституционные повстанцы. Саттар Хан был назначен главнокомандующим Высшего совета, т.е. командующим конституционалистскими силами. К апрелю 1909 года повстанцы Тебриза потеряли большое количество бойцов, но сумели вытеснить силы роялистов из города, а Саттар-хан и его лейтенант Багер-хан отличились как герои. Вдохновленные этой победой, конституционалисты по всему Ирану создали специальные комитеты в Тегеране, Реште, Казвине, Исфахане и других городах, а могущественные вожди племени Бахтияри оказали поддержку тебризским повстанцам. [35] Силы конституционалистов прошли маршем в Тегеран, вынудили Мохаммада Али Шаха отречься от престола в пользу его маленького сына Ахмад Шаха Каджара и восстановили конституцию в 1909 году.

Дальнейший раскол в революционном движении произошел в 1910 году, когда «группа партизан во главе с Саттар-ханом отказалась подчиниться приказу правительства о разоружении». После «краткой, но жестокой конфронтации», в которой был ранен Саттар Хан, Епрем Хану, недавно назначенному начальнику полиции Тегерана, «удалось их разоружить». [36]

Революция закончилась в декабре 1911 года, когда депутаты Второго меджлиса, страдавшие от «внутренних разногласий, апатии масс, антагонизма со стороны высшего класса и открытой вражды со стороны Англии и России», были «грубо» изгнаны из меджлиса и им угрожали смерть, если они вернутся «кабинетом шаха при поддержке 12 000 русских солдат». [13]

Религиозные дебаты

[ редактировать ]

Фетва года 1891 Мирзы Хасана Ширази , которая фактически запретила употребление табака в Иране и отменила монопольное соглашение на табак, продемонстрировала огромное влияние шиитского духовенства Усули -Двунадесятников среди иранского народа, выходящее за рамки вопросов, непосредственно связанных с религией. (Усули-шииты считают обязательным для мусульманина, не обученного религиозным наукам, подчиняться муджтахиду , то есть мардже , когда он стремится определить исламски правильное поведение.)После этого разгрома новый шах Мохаммед Али Каджар понял, что он не может использовать королевский престиж и традиции для борьбы с конституционным правительством. Вместо этого он нашел бы религиозных союзников. [25]

С обеих сторон спора присутствовало духовенство.На стороне конституционного правительства были трое священнослужителей ( марджа ) того времени – Ахунд Хорасани , Мирза Хусейн Тегерани и шейх Абдулла Мазандарани – которые телеграфировали фетву в пользу конституции из своих школ в Наджафе , Ирак; из троих Мухаммад Казим Хурасани (он же Ахунд Хорасани) был наиболее вовлечен в этот вопрос. Он и его ученик Мухаммад Хосейн Наини утверждали, что, хотя полная справедливость невозможна до возвращения Скрытого Имама, «человеческий опыт и тщательное размышление» показывает, «что демократия уменьшает тиранию государства», что делает ее «меньшим злом» в управлении и тем, что шииты должны поддерживать до возвращения Имама; [37] Также в поддержку конституционализма был Мирза Али Ага Тебризи , который утверждал, что, когда дело касается вопросов веры, следует учитывать только источники подражания (священнослужители высшего уровня). [38]

Лидером противников конституционного правительства был Фазлулла Нури . [39] Среди других противников был мулла Курбан Али Занджани. Нури утверждал, что шариат является полным кодексом жизни, а не только религиозным ритуалом, а любые другие кодексы не нужны и противоречат исламу. [40] Хотя он стоял ниже религиозных лидеров Марджи, он посоветовал мусульманам-шиитам игнорировать Марджу, за которой они следовали, если эта Марджа поддерживает демократию. [41]

Важные события

[ редактировать ]
Трио: (слева направо) Ахунд Хурасани, Мирза Хусейн Техрани и Абдулла Мазандарани.
Ранняя фетва Марджи

После формирования парламента его члены поддерживали связь с Ахундом Хорасани. Всякий раз, когда обсуждались законопроекты, ему телеграфировали подробности для юридического заключения. [42] В письме от 3 июня 1907 года парламент сообщил Ахунду о группе антиконституционалистов, пытавшихся подорвать легитимность демократии во имя религиозного закона. Ахунд Хурасани и два других члена трио ( Мирза Хусейн Тегерани и шейх Абдулла Мазандарани ) ответили:

персидский Английский

Основа этого уважаемого святого собрания основана на упомянутых вопросах. Каждому мусульманину необходимо стараться и усердно укреплять и устанавливать этот прочный фундамент, и действовать в целях его разрушения противоречит хозяину чистого шариата Али ас-Садаа Баха и его семье. да благословит его Бог и дарует ему мир, и предает сильное правительство Шауката.

Аль-Ахкар, сын покойного Хаджа Мирзы Халила Кудса, сэр Мохаммад Хосейн, Харра Аль-Ахкар Аль-Джани Мохаммад Казем Аль-Хорасани, я Аль-Ахкар Абдулла Аль-Мазандарани [43]
«Поскольку мы знаем о предполагаемых причинах создания этого института, поэтому каждый мусульманин обязан поддерживать его основу, а те, кто пытается разрушить его, и их действия против него считаются противоречащими шариату». —Мирза Хусейн Техрани, Мухаммад Казим Хурасани, Абдалла Мазандаран. [44]
Фазлолла Нури и антиконституционалисты

В начале конституционного движения шейх Фазлулла Нури произносил речи и распространял брошюры в поддержку источников подражания (религиозного руководства шиитов марджи) в Наджафе и их позиции по конституционализму. Все они согласились с тем, что народ должен противостоять автократии и несправедливости с помощью конституции, ограничивающей полномочия государства, и законодательного органа, представляющего страну. Однако, когда монарх Мохаммад Али Шах Каджар ясно заявил о своем желании повернуть вспять демократию и восстановить свою власть посредством военной и иностранной поддержки (в 1908 году), шейх Фазлулла изменил свою позицию и встал на сторону шаха и его двора. [45]

Будучи богатым и высокопоставленным чиновником суда Каджара, ответственным за заключение браков и контрактов, выполнение завещаний богатых людей и сбор религиозных средств, [46] Нури имел мощный личный интерес в сохранении статус-кво политической структуры Ирана. Его заявления о противодействии иностранному влиянию также были поставлены под сомнение рядом действий - его тесная связь с русскими, его отказ поддержать первые базарные протесты против европейцев в сборе таможенных пошлин, его одобрение продажи кладбища россиянами за строительство (российского) банка, ведущее к незапланированной эксгумации тел, и финансирование антиконституционалистского митинга за счет средств этого российского банка. [47]

В своей борьбе против института парламента он возглавил большую группу последователей и 21 июня 1907 года начал круглосуточную сидячую забастовку в храме Шаха Абдул-Азима, которая продолжалась до 16 сентября 1907 года.

Антидемократические священнослужители подстрекали к насилию, и один из таких священнослужителей заявил, что приближаться к парламенту — больший грех, чем прелюбодеяние, грабеж и убийство. [48] В Занджане мулла Курбан Али Занджани мобилизовал отряд из шестисот головорезов, которые разграбили магазины продемократических торговцев, удерживали город на несколько дней и убили представителя Саада аль-Салтаниха. [49] Сам Нури вербовал наемников из преступных группировок для преследования сторонников демократии. 22 декабря 1907 года Нури возглавил толпу к площади Тупхани , напал на торговцев и разграбил магазины. [50] Связи Нури со двором шаха и помещиками усилили его фанатизм. Он даже обратился в российское посольство за поддержкой, а его люди произнесли проповеди против демократии в мечетях, что привело к хаосу. [51]

Фетвы по Конституции
Шейх Фазлолла Нури (ум. 1909), священнослужитель, поддержавший государственный переворот Мохаммеда Али Шаха Каджара в 1908 году. Он был повешен конституционными революционерами 31 июля 1909 года (в Тупхане ) как предатель.

Уведомленный о деятельности Нури, Ахунд Хорасани проконсультировался с другими Марджа и в письме от 30 декабря 1907 года сделал заявление:

персидский Английский

Поскольку свет нарушает комфорт и развращает, его запрещено использовать в харамных делах.

Мохаммад Хусейн (Наджал) Мирза Халил, Мохаммад Казем Хорасани, Абдулла Мазандарани [52]
«Поскольку Нури вызывает беспорядки и подстрекает к мятежу, его вмешательство в любые дела запрещено». —Мирза Хусейн Техрани, Мухаммад Казим Хурасани, Абдалла Мазандаран. [53]

Однако Нури продолжил свою деятельность, и несколько недель спустя Ахунд Хурасани и его товарищи по Мардже выступили за его высылку из Тегерана:

персидский Английский

Немедленно объявите о разрешении инцидента и изгнании Нури.

Аль-Дай Мохаммад Хоссейн Наджал, сын покойного Мирзы Халила, Аль-Дай Мохаммад Казем Аль-Хорасани, Абдулла Аль-Мазандарани [54]
«Восстановите мир и изгоните Нури как можно быстрее». – Мирза Хусейн Техрани, Мухаммад Казим Хурасани, Абдалла Мазандаран. [55] [53]

Ведущие церковные деятели

[ редактировать ]
Sheikh Fazlollah Nouri

Он утверждал, что ислам содержит полный кодекс жизни, тогда как демократия допускает «преподавание химии, физики и иностранных языков», что приведет к распространению атеизма . [56] Он пропагандировал против женского образования, утверждая, что школы для девочек — это публичные дома. [57] Нури также выступил против свободы прессы, современных способов управления, выделения средств на современную промышленность и равных прав для всех граждан независимо от их религии. [58] Он купил типографию, запустил собственную газету «Рузнамих-и-Шейх Фазлуллах» и публиковал листовки. [59] Он считал, что правитель не несет ответственности ни перед каким институтом, кроме Бога, и люди не имеют права ограничивать власть или подвергать сомнению поведение шаха; те, кто поддерживал демократическую форму правления, были коррумпированными и отступниками от ислама . [60]

Как и исламисты позже в 20 веке, Нури проповедовал идею шариата как полного кодекса общественной жизни, а не только религиозного ритуала, а любые другие кодексы были ненужными и противоречили исламу.

Шариат охватывает все постановления правительства и определяет все обязательства и обязанности, поэтому потребности народа Ирана в вопросах права ограничиваются делами правительства, которое из-за всеобщих случайностей отделилось от шариата. а. ... Теперь люди отвергли закон Пророка и вместо этого установили свой собственный закон. [40]

И если религиозный лидер Марджи, за которым следовал мусульманин-шиит, поддерживал демократию, этот мусульманин не должен:

Если тысяча юристов напишет, что этот парламент основан на повелении творить добро и запрещать зло... то вы свидетель, что это не так и они заблуждались... (точно так, как если бы они сказали) это животное если это овца, и вы знаете, что это собака, вы должны сказать: «Вы ошибаетесь, это нечисто». [41]

В отличие от исламистов, он считал короля «исполнителем исламского правительства», а ослабление власти короля - «ущемлением религии». [61]

три марджи'

Трое священнослужителей высшего уровня ( марджа ) того времени – Ахунд Хурасани , Мирза Хусейн Техрани и шейх Абдулла Мазандарани – защищали парламент, когда он подвергся нападению со стороны священнослужителя шахского двора Нури. Они выступали в качестве легитимизирующей силы, [62] ссылаясь на кораническое повеление « предписывать добро и запрещать зло » для оправдания демократии в период оккультизма , и связывая оппозицию конституционному движению с «войной против Имама Века », [63] (существенно худшее осуждение, возможное в шиитском исламе). При этом они установили модель религиозной светскости в правительстве в отсутствие имама, которая до сих пор преобладает в (некоторых) шиитских семинариях. [64]

Мирза Али Ака Тебризи

Мирза Али Ака Тебризи , сика туль-ислам из Тебриза, выступил против Нури, заявив, что только мнение источников подражания достойно рассмотрения в вопросах веры. [38] Он написал:

Тот, кто завоевывает свою душу, защищает свою религию, противится следованию своим желаниям и послушен повелению своего Учителя; это человек, которого люди должны брать за образец. [65]

Тика тул-Ислам Тебризи ( персидский : Тика аль-Ислам Мирза Али Ага Тебризи ; 19 января 1861 г. - 31 декабря 1911 г.)

и

что конституция противоречит законам шариата: все противодействия такого рода напрасны, потому что худжадж аль-ислам атабата Давайте рассмотрим идею о том , , который сегодня является образцом ( марджа' ) и убежищем ( малиджа ) всех шиитов, издали четкие фетвы, подтверждающие необходимость Конституции. Помимо слов, они показали это и своими действиями. Они видят в Конституции поддержку великолепия ислама. [65]

Он решительно выступил против идеи создания наблюдательного комитета из священнослужителей Тегерана, который будет подвергать цензуре деятельность парламента, и сказал, что:

этот деликатный вопрос должен быть вынесен на рассмотрение атабата ... мы не имеем права поручать управление группе из четырех-пяти мулл из Тегерана. [65]

Мухаммад Казим Хурасани

Отвечая на аргументы Нури [66] Ахунд Мухаммад Казим Хурасани ответил:

персидский Английский
Законная монархия заключается в том, что лицо, отвечающее за государственные дела Наса и дела мусульманской Катабы и Фейсала Кафы, находится в руках непогрешимого человека, одобренного, назначенного и уполномоченного Богом, подобно пророкам, святым и тому подобным. халифат Амира аль-Моминина и дни Появление и возвращение Хазрата Ходжата, и если абсолютный правитель не является непогрешимым, то эта монархия нелегитимна, как и во времена затмения, и нелегитимная монархия состоит из двух. типы, такие как конституционные, в которых распорядителями общественных дел являются рациональные и религиозные, а также деспотические и деспотичные. Это похоже на абсолютный правитель произвольного человека. Конечно, согласно ясному правилу разума и красноречивым положениям шариата, «справедливая нелегитимность» предшествует «властной нелегитимности». И опытом и правильными исследованиями и наблюдениями Шафиитов доказано, что девять десятых злоупотреблений периода тирании уменьшатся в период конституционализма, и обязательно отвергать коррупцию и уродство с коррупцией и уродством. [67]
«Согласно шиитскому учению, только непогрешимый имам имеет право управлять, управлять делами народа, решать проблемы мусульманского общества и принимать важные решения. Как это было во времена пророков или в время халифата повелителя правоверных, и как это будет во время нового появления и возвращения Махди . Если абсолютная опека не будет непогрешимой, то это будет неисламское правительство. В эпоху оккультизма могут существовать два типа неисламских режимов: первый — это справедливая демократия, при которой дела народа находятся в руках верных и образованных людей, и второй — это правительство тирании, при котором Диктатор обладает абсолютной властью. Таким образом, как в глазах шариата, так и в глазах разума справедливое преобладает над несправедливым. Из человеческого опыта и тщательного размышления стало ясно, что демократия уменьшает тиранию государства и обязательно отдает предпочтение праву. меньшее зло». — Мухаммад Казим Хурасани [37]

По мнению Ахунда, теократическое правительство, «санкционированное священным законом и религией», может быть сформировано только непогрешимым имамом. [68]

Нури интерпретировал шариат как эквивалент писаных конституций современного общества и конкурирующий с ними. [69] в отличие от Ахунда Хурасани, который (помимо того, что был священнослужителем более высокого ранга) рассматривал приверженность религии в обществе как нечто, выходящее за рамки одного человека или одной интерпретации. [70]

Казим Язди: аполитичная Марджа Наджафа во времена демократической революции
Мохаммед Казем Язди

Нури пытался заручиться поддержкой Мохаммеда Казема Язди , еще одной известной Марджи Наджафа. И Мохаммад Казем, и Хорасани возглавляли великую шиитскую школу в Наджафе, хотя в то же время у них были разные взгляды на политику. [71] В то время как Ахунд Хорасани был выдающимся Марджой в Наджафе , многие подражатели (последователи) также молились за Каземом Язди, поскольку его уроки по правовым нормам ( фикх ) были известны. [72] Язди был аполитичен, считая, что усулизм не дает свободы поддерживать конституционную политику. По его мнению, политика была вне его компетенции, и поэтому он избегал участия в ней. [73] Поэтому во время иранской конституционной революции он большую часть времени оставался нейтральным и редко делал какие-либо политические заявления. [74]

Это не означало, что он поддерживал Фазлуллу Нури и Мохаммада Али Шаха. Когда парламент попросил его рассмотреть окончательный проект конституции, он предложил некоторые изменения и подписал документ. [75] Он сказал, что современные отрасли промышленности разрешены, если они явно не запрещены шариатом. [76] Он также согласился с преподаванием современных наук и добавил, что государство не должно вмешиваться в деятельность центров религиозного обучения (Хауза). Он не был против создания организаций и обществ, не создающих хаоса, и в этом отношении не было разницы между религиозными и нерелигиозными организациями. [76] В законотворчестве он, в отличие от Нури, разделял религиозное (шариат) и публичное право (урфия). По его мнению, личные и семейные вопросы должны решаться юристами в религиозных судах, а правительственные дела и государственные вопросы должны решаться современной судебной системой. На основании его мнения парламент добавил в конституцию статьи 71 и 72. [77] Аятулла Язди заявил, что до тех пор, пока современная конституция не заставляет людей делать то, что запрещено шариатом, и воздерживаться от религиозных обязанностей, нет причин противостоять демократическому правлению, и правительство имеет право преследовать правонарушителей. [78]

Сайед Мохаммад Табатабаи

Мирза Сайед Мохаммад Табатабай был «известной фигурой» и одним из «двух наиболее широко признанных духовных лидеров Революции» (вторым был Сайед Абдаллах Бехбахани). Оба были выходцами из «старых и влиятельных клерикальных семей», чья власть над религиозной общиной «начала находиться под угрозой со стороны конкурирующих моджтахедов». Табатабаи «демонстрировал либеральные наклонности со времен позднего периода Насер-ад-Дин-шаха». [12] В «знаменитом письме» тогдашнему премьер-министру Айн-ад-Дауле в 1323/1905 году он подверг критике «противодействие созданию национального собрания (majles-e mellatī)»:

Шиитское государство ограничено Персией, и от этого зависели их [т. е. шиитов] престиж и процветание. Почему вы допустили разорение Персии и полное унижение шиитского государства? ... Вы можете ответить, что муллы не дали [спасти Персию]. Это не заслуживает доверия. ... Я могу предвидеть, что моя страна ( ватан ), мой статус и престиж, мое служение исламу вот-вот попадут в руки врагов, и весь мой статус исчезнет. Поэтому, пока я дышу, я буду стремиться к сохранению этой страны, пусть даже ценой своей жизни». [79]

Казнь и празднование Нури

[ редактировать ]
Шейх Ибрагим Занджани был главой трибунала, приговорившего Фазлуллу Нури к смертной казни. [80]

Нури объединился с новым шахом Мохаммедом Али-шахом , который при помощи русских войск устроил переворот против Меджлиса (парламента) в 1907 году. Однако в 1909 году конституционалисты двинулись на Тегеран, положив конец Малой тирании. Нури был арестован.

Революционный трибунал признал Нури виновным в подстрекательстве толпы против конституционалистов и в издании фетв, объявляющих парламентских лидеров «отступниками», «атеистами», «тайными масонами» и коффар аль-харби (воинственными язычниками), чью кровь должны проливать верующие. [81] [82] Его признали виновным в «сеянии коррупции и мятежа на земле». [82] а в июле 1909 года Нури был повешен как предатель.

Наследие

[ редактировать ]

Наследие революции в Иране неоднозначно.

Аятолла Рухолла Хомейни , лидер Иранской исламской революции 1979 года (который был ребенком во время конституционной революции), выдвинул теорию, что до возвращения Скрытого Имама исламские юристы должны править Ираном, утверждал, что спустя десятилетия после краха революции, что конституция 1906 года была работой (иранских) агентов империалистической Британии, сговорившихся против ислама, которые «получили инструкции от своих хозяев воспользоваться идеей конституционализма, чтобы обмануть людей и скрыть истинную природу их политические преступления».

В начале конституционного движения, когда люди хотели написать законы и разработать конституцию, копия бельгийского правового кодекса была позаимствована у посольства Бельгии, и несколько человек (чьи имена я не хочу здесь упоминать) использовали ее затем составили в качестве основы конституции, дополняя ее недостатки заимствованиями из французского и британского правовых кодексов. Правда, они добавили некоторые постановления ислама, чтобы обмануть народ, но основа законов, которые теперь были навязаны народу, была чужой и заимствованной. [83]

После иранской исламской революции 1979 года Нури, как лидер противников конституционной революции, был настолько известен в Исламской Республике, что в его честь была названа скоростная автомагистраль . [39] И это несмотря на то, что Нури защищал монархию от конституции, а Исламская революция (до того, как Хомейни консолидировал власть) была направлена ​​на свержение шаха.

Реза Аслан

Реза Аслан утверждает, что главный урок революции заключается в том, что то, что разделяет «бесчисленные восстания и народные протесты» на протяжении последних ста с лишним лет иранской истории, помимо тех, которые произошли в 1906, 1953 и 1979 годах, «в конечном итоге привели к радикальным переменам», - это способность собрать коалицию «образованного среднего класса», священнослужители среднего звена и студенты семинарии, которые «сохраняют огромный контроль и власть над благочестивыми массами», и «что наиболее важно, бизнес-класс - торговый класс - торговцы на базарах». [84]

Известные участники

[ редактировать ]

конституционалисты

[ редактировать ]
Смотрите подпись
в июле 1909 года Плакат, посвященный триумфу Тегерана . Всадниками являются Мохаммад Вали Хан Тонекабони и Сардар Асад .
Двое сидящих мужчин
Бакир Хан (слева) и Саттар Хан
Трое стойких мужчин с винтовками
(слева направо) Аршак Гафавян , Епрем Хан и Хетчо
Большое скопление мужчин
Вторая годовщина революции

Монархисты (антиконституционалисты)

[ редактировать ]

Религиозные лидеры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Абрамян 1982 , стр. 76–77.
  2. ^ Jump up to: а б с Абрамян 1982 , стр. 83.
  3. ^ Абрамян 1982 , стр. 81.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Абрамян 1982 , с.
  5. ^ Jump up to: а б Абрамян 1982 , стр. 97.
  6. ^ Jump up to: а б с Абрамян 1982 , стр. 95.
  7. ^ Абрамян 1982 , стр. 91.
  8. ^ Бербериан, Хури (2001). Армяне и иранская конституционная революция 1905–1911 гг . Вествью Пресс. стр. 116–117. ISBN  978-0-8133-3817-0 .
  9. ^ Джек А. Голдстоун. Энциклопедия политических революций Рутледж, 2015 г. ISBN   1-135-93758-3 стр. 245
  10. ^ Тилманн Дж. Рёдер, «Разделение властей: исторические и сравнительные перспективы» в Райнере Гроте и Тилманне Дж. Рёдере, Конституционализм в исламских странах (Oxford University Press, 2012), стр. 321–372. Статья включает английский перевод следующих документов: Основной закон (Канун-э Асаси-е Машрутех) Иранской империи 14-го зу-ль-Каада 1324 г. (30 декабря 1906 г.); Поправка к Основному закону Иранской империи от 29 Шабана 1325 г. (7 октября 1907 г.).
  11. ^ Jump up to: а б Мандат 1992 г. , стр. 163–176.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж «Конституционная революция». Энциклопедия Ираника, Том. VI, Фаск. 2 . 1992. стр. 163–216.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Макки 1996 , стр. 150–155.
  14. ^ «Династия Пехлеви - Словарное определение династии Пехлеви - Энциклопедия.com» .
  15. ^ Махмуд Т. Давари (2004). Политическая мысль аятоллы Муртазы Мутаххари: иранского теоретика Исламского государства . Рутледж. п. 138. ИСБН  978-1-134-29488-6 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и Абрамян 1982 , стр. 51.
  17. ^ Абрамян 1982 , стр. 46–47.
  18. ^ Абрамян 1982 , стр. 14.
  19. ^ Абрамян 1982 , стр. 57.
  20. ^ Jump up to: а б Абрамян 1982 , стр. 59.
  21. ^ Макки 1996 , с. 143.
  22. ^ Ламбтон 1988 , с. 223; Кедди 1966 , с. 5.
  23. ^ Jump up to: а б с «Табачный протест, Иран» . Энциклопедия.com . Проверено 19 апреля 2023 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д Кедди, Никки Р. (июнь 1983 г.). «Иранские революции в сравнительной перспективе» . Американский исторический обзор . 88 (3): 579–598. дои : 10.2307/1864588 . JSTOR   1864588 . Проверено 11 мая 2023 г.
  25. ^ Jump up to: а б с Арджоманд 1989 , стр. 48–49.
  26. ^ Абрамян 1982 , стр. 73.
  27. ^ Моттахеде, Рой П. (2000). Мантия Пророка: религия и политика в Иране . Публикации Oneworld. ISBN 978-1851686162, с. 215
  28. ^ Поулсон, Стивен. Социальные движения в Иране двадцатого века . Лексингтон, 2005, с. 86.
  29. ^ Алгар, Хамид. Религия и государство в Иране 1785–1906 гг . Калифорнийский университет, 1969, с. 208
  30. ^ Ламбтон 1988 , с. 248.
  31. ^ Гилман, Сандер и Чжоу Сюнь. Дым: глобальная история курения . Книги реакции, 2004, с. 60.
  32. ^ Кедди 1966 , с. 131.
  33. ^ Jump up to: а б У. Морган Шустер , Удушение Персии , 3-е издание (Т. Фишер Анвин, Лондон, 1913), стр. 48, 119, 179. По словам Шустера (стр. 48), «Пять дней спустя [отсчет от 1 февраля] Персидский министр финансов Саниуд-Дауле был застрелен на улицах Тегерана двумя грузинами, которым также удалось ранить четырех персидских полицейских, прежде чем они были схвачены. Российские консульские власти сразу же отказали этим людям в разрешении. предстать перед судом персидского правительства и вывезти их из страны под защитой России, утверждая, что они будут соответствующим образом наказаны».
    Мохаммад-Реза Назари. «Отступление парламента от контроля над финансовыми вопросами — это отступление демократии» (на персидском языке). Мардом-Салари, № 1734, 20 бахмана 1386 года хиджры (9 февраля 2008 г.). Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 года.
  34. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : с. 92
  35. ^ Араш Хазени, Племена и империя на окраинах Ирана девятнадцатого века , University of Washington Press, 2009. (стр. 172).
  36. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : с. 93
  37. ^ Jump up to: а б Фарзане 2015 , с. 162.
  38. ^ Jump up to: а б Герман 2013 , с. 438.
  39. ^ Jump up to: а б Герман 2013 , с. 430.
  40. ^ Jump up to: а б Мартин 1986 , с. 183.
  41. ^ Jump up to: а б Мартин 1986 , с. 191.
  42. ^ Фарзане 2015 , стр. 173–174.
  43. ^ Мохсин Кадивар, «Политика Хорасани», стр. 169, второе издание, Тегеран, 2008 г.
  44. ^ Фарзане 2015 , стр. 173–174; Баят 1991 , с. 181.
  45. ^ Арджоманд 1989 , стр. 50–52.
  46. ^ Фарзане 2015 , с. 195.
  47. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : с. 95
  48. ^ Фарзане 2015 , с. 193.
  49. ^ Фарзане 2015 , с. 160.
  50. ^ Фарзане 2015 , с. 205.
  51. ^ Баят 1991 , с. 182.
  52. ^ Мохсин Кадивар, «Сияст Намах Хорасани», стр. 177, второе издание, Тегеран, 2008 г.
  53. ^ Jump up to: а б Фарзане 2015 , с. 212.
  54. ^ Мохсин Кадивар, «Политика Хорасани», стр. 180, второе издание, Тегеран, 2008 г.
  55. ^ Германн 2013 , с. 437.
  56. ^ Фарзане 2015 , с. 196.
  57. ^ Фарзане 2015 , с. 199.
  58. ^ Арджоманд 1989 , с. 51.
  59. ^ Фарзане 2015 , с. 197.
  60. ^ Фарзане 2015 , с. 198.
  61. ^ Надери, Х.; Мохаддеси, Х. (весна 2017 г.). «Предполагаемая основа общественного порядка в понимании шейха Фазлоллы Нури» . Иранский журнал социологии . 18 (1) . Проверено 30 апреля 2023 г.
  62. ^ Баят 1991 , с. 181.
  63. ^ Германн 2013 , с. 435.
  64. ^ Гобадзаде, Насер (17 октября 2013 г.). «Религиозная светскость: видение ревизионистского политического ислама» . Философия и социальная критика» . 39 (10): 1009. дои : 10.1177/0191453713507014 . ISSN   0191-4537 . .
  65. ^ Jump up to: а б с Герман 2013 , с. 439.
  66. ^ Фарзане 2015 , с. 203.
  67. ^ Мохсин Кадивар, « Политика Хорасани », стр. 214-215, второе издание, Тегеран, 2008 г.
  68. ^ Германн 2013 , с. 434.
  69. ^ Фарзане 2015 , с. 201.
  70. ^ Фарзане 2015 , с. 200.
  71. ^ Ханн, Г.; Домбровска, К.; Гривз, Т.Т. (2015). Ирак: Древние памятники и Иракский Курдистан . Брэдт Путеводители. п. 292. ИСБН  978-1-84162-488-4 . Проверено 3 февраля 2017 г.
  72. ^ Моттахеде 2014 , с. 118.
  73. ^ Фарзане 2015 , с. 214.
  74. ^ Арджоманд 1989 , с. 52.
  75. ^ Фарзане 2015 , с. 215.
  76. ^ Jump up to: а б Фарзане 2015 , с. 216.
  77. ^ Фарзане 2015 , с. 217.
  78. ^ Фарзане 2015 , с. 218.
  79. ^ Шариф Кашани, I, стр. 100-100. 61–63; ср. История I, стр. 390–391; цитируется в: «Конституционная революция». Энциклопедия Ираника, Том. VI, Фаск. 2 . 1992. стр. 163–216.
  80. ^ Германн 2013 , с. 440.
  81. ^ Тахери, Амир, Дух Аллаха Амира Адлера и Адлера (1985), стр. 45–46.
  82. ^ Jump up to: а б Абрамян, Ерванд, Исповедь под пытками , University of California Press, 1999, с. 24 [ ISBN отсутствует ]
  83. ^ Хомейни, Сайид Рухулла Мусави. "Введение". Исламское правительство: управление юриста . Аль-Ислам.орг . Проверено 19 апреля 2023 г.
  84. ^ Мохаммед, Лина; Кенин, Жюстин; Келли, Мэри Луиза; Аслан, Реза (14 октября 2022 г.). «Чем протесты в Иране похожи на конституционную революцию 1906 года» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 апреля 2023 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28b10e1d8e1bb92bcfddc7b9f505d13a__1719403500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/3a/28b10e1d8e1bb92bcfddc7b9f505d13a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Persian Constitutional Revolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)