Jump to content

Мирза Сайед Мохаммад Табатабай

Мухаммад аль-Табатабаи
Мирза Мухаммад Табатабай
Персональный
Рожденный ( 1842-12-22 ) 22 декабря 1842 г.
Умер 28 января 1920 г. ) ( 1920-01-28 ) ( 77 лет
Место отдыха Храм Шаха Абдул-Азима
Религия ислам
Родитель Садик аль-Табатабаи (отец)
Юриспруденция Двенадцатилетний шиитский ислам

Мирза Сейед Мохаммад Табатабай ( персидский : аятолла Мирза Сейед Мохаммад Табатабай, также известный как Мохаммад Санг-э-ладжи ,; [ Примечание 1 ] 22 декабря 1842 — 28 января 1920) — один из лидеров иранской конституционной революции , сыгравший важную роль в установлении демократии и верховенства закона в Иране. Он был сыном Сайеда Садека Табатабаи, одного из влиятельных ученых во время правления Насер ад-Дина Шаха Каджара . Его дед по отцовской линии, Сайед Мехди Табатабаи, был известным священнослужителем в Хамедане . [ 1 ] Он отец Сайеда Садека Табатабаи Ruznāmeh-ye Majles , редактора газеты Majles .

Он похоронен в семейной гробнице в храме Шах-Абдол-Азим в Рее .

Биография

[ редактировать ]

Мирза Сайед Мохаммад Табатабаи родился в Кербеле, Ирак . Семья переехала в Хамадан, когда ему было два года, и в Тегеран, когда ему было восемь. Он получил образование в области естественных наук, (арабской) литературы, исламской юриспруденции и доктрин от своего отца, а также философии от Мирзы Абол-Хасана Джелвеха. Некоторое время он также был учеником Сахейха Хади Наджмабади. [ 1 ] Последний был духовным отцом ряда людей, которые позже сыграли значительную роль в осуществлении конституционной революции Ирана, таких как Али-Акбар Деххода и Мирза Джахангир Хан Сур-е Эсрафил . [ 2 ]

В 1881 году он покинул Иран с целью хаджа , однако в результате позднего прибытия совершил умру- хадж, после чего поселился в Самарре , Ирак, где стал учеником аятоллы Мирзы Мохаммада Хасана Хоссейни Ширази и завершил учится у него. После смерти отца он перевез всю свою семью в Самарру и около десяти лет консультировал аятоллу Ширази по политическим вопросам. По рекомендации аятоллы Ширази он наконец вернулся в Тегеран. Из-за своей независимости в Тегеране он держался подальше от государственных чиновников и лиц, находящихся у власти. В своих публичных выступлениях он подчеркивал достоинства свободы и постоянно пробуждал в своей аудитории чувство любви к свободе. В этом он зашел так далеко, что предложил республиканизм как жизнеспособную альтернативу монархизму . Его последние взгляды поляризовали его аудиторию, отталкивая некоторых, а некоторых привлекая более близко. Однако его аскетический образ жизни очень эффективно защищал его от личных нападок со стороны недоброжелателей. Его акцент постоянно вращался вокруг национального правительства, уважения к верховенству закона, равенства перед законом и неизбирательного применения правосудия в обществе. [ 1 ]

Конституционная революция

[ редактировать ]

Искрой, приведшей к Конституционной революции в Иране, некоторые считают, что это избиение ногами некоторых торговцев сахаром в Тегеране в декабре 1905 года тогдашним губернатором Тегерана Ахмадом Ала од-Доулехом за неподчинение постановлению правительства о снижении цен. сахара. [ 3 ] После этого события большое количество людей с Базара вместе с некоторыми священнослужителями нашли убежище (известное как Баст [ 4 ] ) в Шахской мечети ( Масджед-э Шах Имама Хомейни Мечеть с 1979 года) в Тегеране. Их насильно вывезли отсюда агенты тогдашнего главного министра Мозаффар ад-Дин Шаха Айн ад-Доуле. [ 5 ] После этого по предложению Сайеда Мохаммада Табатабаии большое количество улемов Тегерана удалились в храм Шах-Абдул-Азима и сформулировали ряд требований, которые должны были быть предъявлены Мозаффар ад-Дин Шаху. Единственным наиболее важным требованием, которое было предъявлено Шаху в этот момент, оказалось требование о создании Эдалатхане ( عدالتخانه - Дом Справедливости), подробности которого остались неуточненными. По словам Кедди, [ 3 ] это отсутствие деталей, возможно, было направлено на сохранение единства между более радикальными модернизаторами и традиционными улемами. Мозаффар ад-Дин Шах принял требование о создании Эдалатхане и на всякий случай уволил непопулярного губернатора Тегерана. После этого улемы прекратили протест и вернулись в Тегеран. Эдалатхане должен был стать основой того , Ирана что позже стало Меджлесом .

Однако Мозаффар ад-Дин Шах и его главный министр Айн од-Доуле нарушили свои обещания. Они не только не создали Эдалатхане , но и насилие над людьми продолжалось с прежней силой как в Тегеране, так и в других провинциях Ирана. На этом этапе такие популярные проповедники, как Сайед Джамал ад-Дин Исфахани (отец иранского писателя Мохаммеда-Али Джамалзаде ) и шейх Мохаммад Ваез, начали свои самые громкие нападки на истеблишмент. Это привело к тому, что Сайеду Джамал ад-Дину Исфахани было приказано покинуть Тегеран, что вызвало сильные протесты общественности. В ходе изгнания Сайеда Джамал ад-Дина Исфахани из Тегерана был застрелен офицером, и это событие привело к тому, что большая масса духовенства покинула Тегеран в знак протеста и взяла Баст в Куме в июле 1906 года. За этим шагом последовало около 12 000 человек. и 14 000 торговцев и торговцев взяли Баст в британскую миссию в Тегеране, в результате чего торговля в Тегеране практически остановилась. [ 3 ] Попутно следует отметить, что ортодоксальная историческая точка зрения в современном Иране состоит в том, что роль британцев на этом этапе истории Ирана была ни в коем случае не доброжелательной, а расчетной, причем расчет был направлен на маргинализацию Религиозные элементы революционного движения. Хорошо известно, что именно из-за отсутствия ясности в отношении роли ислама в послереволюционную эпоху такой конституционный революционер первого часа, как шейх Фазлолла Нури, пришел на сторону Мохаммад-Али-шаха и стал антиреволюционный. [ Примечание 2 ] После иранской революции 1979 года статус шейха Фазлоллы Нури как революционера был полностью восстановлен. [ Примечание 3 ]

В это время иранцы начали ужесточать свои требования, требуя не только увольнения главного министра шаха Айн од-Доуле, но и создания национальной консультативной ассамблеи, которая стала известна как Маджлес . [ 6 ] Примерно в это же время появилось название Машруте (مشروطه), обозначающее новую политическую систему. [ Примечание 4 ] В конце июля 1906 года Мозаффар ад-Дин Шах уволил своего непопулярного главного министра Айн од-Доуле, а в начале августа 1906 года принял предложенное учреждение Меджлеса . Первый Меджлес был создан в октябре 1906 года, сразу после избрания депутатов Тегерана. [ 6 ] Комитет экспертов разработал проект Основного закона , который Мозаффар ад-Дин Шах подписал после некоторой задержки в декабре 1906 года. Более длинный Дополнительный основной закон , разработанный в 1907 году, был подписан новым шахом Мохаммад-Али Шахом в октябре 1907 года. (Мозаффар ад-Дин Шах умер 3 января 1907 года). Эти две хартии легли в основу писаной конституции Ирана, которая была заменена новой писаной конституцией после революции 1979 года. [ 6 ]

Правила, регулирующие выборы депутатов меджлиса, были первоначально разработаны Мозаффар ад-Дин Шахом. Его задержка с предоставлением этого документа побудила Мирзу Сайеда Мохаммада Табатабаи лично посетить его во дворце Сахеб'крания для расследования. Он покинул дворец с проектом этого устава в руках. После некоторых изменений в этом проекте он был наконец ратифицирован Мозаффар ад-Дин Шахом. Копии этого письма впоследствии были разосланы во все города Ирана. Это событие было отмечено в понедельник, 10 сентября 1906 года, украшением улиц Тегерана декоративными лампочками. [ 1 ]

Табатабай умер в Тегеране в 1920 году в возрасте 77 лет.

Как заместитель

[ редактировать ]

Из групп религиозных меньшинств в Иране только у зороастрийцев был зороастрийский депутат в Первом меджлисе . В течение законодательного периода этого Меджлеса Сайед Мохаммад Табатабаи также замещал иранских христиан в Меджлесе . В этот период иранскую еврейскую общину заместил аятолла Сайед Абдолла Бехбахани. [ 1 ]

Как частное лицо

[ редактировать ]

По словам Кедди, Сайед Мохаммад Табатабаи «похоже, имел искренне либеральные наклонности и имел значительные контакты с другими либералами, считая, что конституция будет лучшим способом ограничить власть бесконтрольных автократов, которые продавали Иран западным державам». [ 7 ]

В связи с внезапным ростом цен на сахар в 1905 году (см. выше) Сайед Мохаммад Табатабаи предложил, чтобы вместо подачи чая на религиозных собраниях, таких как у Розе-Хани , бедным раздавались наличные. Выдвигая это предложение, он также стремился улучшить состояние общественного здравоохранения, поскольку считал, что не во всех больших собраниях чай подается в гигиенически чистой посуде, что приводит к распространению среди населения инфекционных заболеваний. [ 1 ]

Школа и современные методы обучения

[ редактировать ]

Сайед Мохаммад Табатабаи основал школу Исламие (مدرسه اسلامیه) в Тегеране, где использовались современные методы обучения. Он назначил своего брата Асадуллу Табатабаи главой этой школы. Во время празднования 28 октября 1905 года Сайед Мохаммад Табатабаи произнес перед школой речь, в которой подробно остановился на необходимости обучения и создания современных школ в Иране. [ 1 ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ахмад Касрави , Тарих-е Машруте-йе Иран (История конституционной революции Ирана), на персидском языке, 951 стр. (Negāh Publications, Тегеран, 2003 г.), ISBN   964-351-138-3 . Эта книга также доступна в двух томах, опубликованных издательством Amir Kabir Publications в 1984 году. Издание Амира Кабира 1961 года состоит из одного тома, 934 страницы.
  • Джон Форан, Сильные и слабые стороны популистского альянса Ирана: классовый анализ конституционной революции 1905–1911 годов , Теория и общество, Том. 20 , № 6, стр. 795–823 (декабрь 1991 г.). ДЖСТОР

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Санг-е-лай (سَنگِلَج) — один из кварталов Старого Тегерана, недалеко от Большого базара Тегерана . В этом районе расположен театр Санг-э-лай , один из старейших театральных залов Ирана, который используется до сих пор. Для получения дополнительной информации обратитесь к статье Санг-э-лай в Персидской Википедии .
  2. ^ официальный веб-сайт Иранского института современных исторических исследований ( مؤسسۀ مطالعات تاریخ معاصر ایران Следует посетить ). В частности, заслуживает внимания эта статья доктора Фарзада Джаханбина на персидском языке. Выдвигаемая идея заключается в том, что, хотя захват Баст примерно 12 000–14 000 человек в британской миссии в Тегеране, по-видимому, был спонтанным, подготовка к приему такого большого количества людей (обеспечивая как питание, так и санитарные условия для лиц, принимающих Баст ) готовился на несколько месяцев вперед. Есть отчеты очевидцев, показывающие, как за несколько месяцев до события британские посредники закупали большое количество риса и других продуктов питания на различных продовольственных рынках в Тегеране и его окрестностях и доставляли их по ночам в комплекс, в котором размещалась британская миссия. в Тегеране.
  3. ^ По словам Кедди (2003) , с. 180: «Третий главный лидер тегеранских улемов, шейх Фазлолла Нури (двое других — Мирза Сайед Мохаммад Табатабаи и аятолла Сайед Абдолла Бехбахани), действительно выступил против движения, как только стало ясно, что конституция не собирается восстанавливать шариат , но ввести множество институтов и законов западного образца».
  4. ^ Ортодоксальная точка зрения в современном Иране (проконсультируйтесь с Иранским институтом современных исторических исследований ) заключается в том, что слово Машруте (مشروطه), противопоставленное Машруэ (مشروعه) (то есть основанное на религии или религиозных традициях ), было введено и популяризирован англичанами. Согласно словарю Деххода (3-е издание, издательство Тегеранского университета, 2006 г.), Машруте - это форма государственного управления, согласно которой введение и отмена законов являются единственной прерогативой парламента или палат парламента. В связи с этим шейх Фазлолла Нури настаивал на форме правления Машруа , согласно которой единственной ролью Меджлеса будет защита исламских законов .

Библиография

[ редактировать ]
  • Кедди, Никки Р. (2003). Современный Иран – корни и результаты революции . с разделом Янна Рихарда (обновленная ред.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-09856-1 .
  • Баят, Мангол (1991). Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905–1909 годов . Исследования по истории Ближнего Востока. Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-506822-Х .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f43fccb01b7b66e25680f7195554f5f__1709212320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/5f/9f43fccb01b7b66e25680f7195554f5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mirza Sayyed Mohammad Tabatabai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)