Мирза Сайед Мохаммад Табатабай
Мухаммад аль-Табатабаи | |
---|---|
Мирза Мухаммад Табатабай | |
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 28 января 1920 г. | ( 77 лет
Место отдыха | Храм Шаха Абдул-Азима |
Религия | ислам |
Родитель | Садик аль-Табатабаи (отец) |
Юриспруденция | Двенадцатилетний шиитский ислам |
Мирза Сейед Мохаммад Табатабай ( персидский : аятолла Мирза Сейед Мохаммад Табатабай, также известный как Мохаммад Санг-э-ладжи ,; [ Примечание 1 ] 22 декабря 1842 — 28 января 1920) — один из лидеров иранской конституционной революции , сыгравший важную роль в установлении демократии и верховенства закона в Иране. Он был сыном Сайеда Садека Табатабаи, одного из влиятельных ученых во время правления Насер ад-Дина Шаха Каджара . Его дед по отцовской линии, Сайед Мехди Табатабаи, был известным священнослужителем в Хамедане . [ 1 ] Он отец Сайеда Садека Табатабаи Ruznāmeh-ye Majles , редактора газеты Majles .
Он похоронен в семейной гробнице в храме Шах-Абдол-Азим в Рее .
Биография
[ редактировать ]Мирза Сайед Мохаммад Табатабаи родился в Кербеле, Ирак . Семья переехала в Хамадан, когда ему было два года, и в Тегеран, когда ему было восемь. Он получил образование в области естественных наук, (арабской) литературы, исламской юриспруденции и доктрин от своего отца, а также философии от Мирзы Абол-Хасана Джелвеха. Некоторое время он также был учеником Сахейха Хади Наджмабади. [ 1 ] Последний был духовным отцом ряда людей, которые позже сыграли значительную роль в осуществлении конституционной революции Ирана, таких как Али-Акбар Деххода и Мирза Джахангир Хан Сур-е Эсрафил . [ 2 ]
В 1881 году он покинул Иран с целью хаджа , однако в результате позднего прибытия совершил умру- хадж, после чего поселился в Самарре , Ирак, где стал учеником аятоллы Мирзы Мохаммада Хасана Хоссейни Ширази и завершил учится у него. После смерти отца он перевез всю свою семью в Самарру и около десяти лет консультировал аятоллу Ширази по политическим вопросам. По рекомендации аятоллы Ширази он наконец вернулся в Тегеран. Из-за своей независимости в Тегеране он держался подальше от государственных чиновников и лиц, находящихся у власти. В своих публичных выступлениях он подчеркивал достоинства свободы и постоянно пробуждал в своей аудитории чувство любви к свободе. В этом он зашел так далеко, что предложил республиканизм как жизнеспособную альтернативу монархизму . Его последние взгляды поляризовали его аудиторию, отталкивая некоторых, а некоторых привлекая более близко. Однако его аскетический образ жизни очень эффективно защищал его от личных нападок со стороны недоброжелателей. Его акцент постоянно вращался вокруг национального правительства, уважения к верховенству закона, равенства перед законом и неизбирательного применения правосудия в обществе. [ 1 ]
Конституционная революция
[ редактировать ]Искрой, приведшей к Конституционной революции в Иране, некоторые считают, что это избиение ногами некоторых торговцев сахаром в Тегеране в декабре 1905 года тогдашним губернатором Тегерана Ахмадом Ала од-Доулехом за неподчинение постановлению правительства о снижении цен. сахара. [ 3 ] После этого события большое количество людей с Базара вместе с некоторыми священнослужителями нашли убежище (известное как Баст [ 4 ] ) в Шахской мечети ( Масджед-э Шах – Имама Хомейни Мечеть с 1979 года) в Тегеране. Их насильно вывезли отсюда агенты тогдашнего главного министра Мозаффар ад-Дин Шаха Айн ад-Доуле. [ 5 ] После этого по предложению Сайеда Мохаммада Табатабаии большое количество улемов Тегерана удалились в храм Шах-Абдул-Азима и сформулировали ряд требований, которые должны были быть предъявлены Мозаффар ад-Дин Шаху. Единственным наиболее важным требованием, которое было предъявлено Шаху в этот момент, оказалось требование о создании Эдалатхане ( عدالتخانه - Дом Справедливости), подробности которого остались неуточненными. По словам Кедди, [ 3 ] это отсутствие деталей, возможно, было направлено на сохранение единства между более радикальными модернизаторами и традиционными улемами. Мозаффар ад-Дин Шах принял требование о создании Эдалатхане и на всякий случай уволил непопулярного губернатора Тегерана. После этого улемы прекратили протест и вернулись в Тегеран. Эдалатхане должен был стать основой того , Ирана что позже стало Меджлесом .
Однако Мозаффар ад-Дин Шах и его главный министр Айн од-Доуле нарушили свои обещания. Они не только не создали Эдалатхане , но и насилие над людьми продолжалось с прежней силой как в Тегеране, так и в других провинциях Ирана. На этом этапе такие популярные проповедники, как Сайед Джамал ад-Дин Исфахани (отец иранского писателя Мохаммеда-Али Джамалзаде ) и шейх Мохаммад Ваез, начали свои самые громкие нападки на истеблишмент. Это привело к тому, что Сайеду Джамал ад-Дину Исфахани было приказано покинуть Тегеран, что вызвало сильные протесты общественности. В ходе изгнания Сайеда Джамал ад-Дина Исфахани из Тегерана был застрелен офицером, и это событие привело к тому, что большая масса духовенства покинула Тегеран в знак протеста и взяла Баст в Куме в июле 1906 года. За этим шагом последовало около 12 000 человек. и 14 000 торговцев и торговцев взяли Баст в британскую миссию в Тегеране, в результате чего торговля в Тегеране практически остановилась. [ 3 ] Попутно следует отметить, что ортодоксальная историческая точка зрения в современном Иране состоит в том, что роль британцев на этом этапе истории Ирана была ни в коем случае не доброжелательной, а расчетной, причем расчет был направлен на маргинализацию Религиозные элементы революционного движения. Хорошо известно, что именно из-за отсутствия ясности в отношении роли ислама в послереволюционную эпоху такой конституционный революционер первого часа, как шейх Фазлолла Нури, пришел на сторону Мохаммад-Али-шаха и стал антиреволюционный. [ Примечание 2 ] После иранской революции 1979 года статус шейха Фазлоллы Нури как революционера был полностью восстановлен. [ Примечание 3 ]
В это время иранцы начали ужесточать свои требования, требуя не только увольнения главного министра шаха Айн од-Доуле, но и создания национальной консультативной ассамблеи, которая стала известна как Маджлес . [ 6 ] Примерно в это же время появилось название Машруте (مشروطه), обозначающее новую политическую систему. [ Примечание 4 ] В конце июля 1906 года Мозаффар ад-Дин Шах уволил своего непопулярного главного министра Айн од-Доуле, а в начале августа 1906 года принял предложенное учреждение Меджлеса . Первый Меджлес был создан в октябре 1906 года, сразу после избрания депутатов Тегерана. [ 6 ] Комитет экспертов разработал проект Основного закона , который Мозаффар ад-Дин Шах подписал после некоторой задержки в декабре 1906 года. Более длинный Дополнительный основной закон , разработанный в 1907 году, был подписан новым шахом Мохаммад-Али Шахом в октябре 1907 года. (Мозаффар ад-Дин Шах умер 3 января 1907 года). Эти две хартии легли в основу писаной конституции Ирана, которая была заменена новой писаной конституцией после революции 1979 года. [ 6 ]
Правила, регулирующие выборы депутатов меджлиса, были первоначально разработаны Мозаффар ад-Дин Шахом. Его задержка с предоставлением этого документа побудила Мирзу Сайеда Мохаммада Табатабаи лично посетить его во дворце Сахеб'крания для расследования. Он покинул дворец с проектом этого устава в руках. После некоторых изменений в этом проекте он был наконец ратифицирован Мозаффар ад-Дин Шахом. Копии этого письма впоследствии были разосланы во все города Ирана. Это событие было отмечено в понедельник, 10 сентября 1906 года, украшением улиц Тегерана декоративными лампочками. [ 1 ]
Табатабай умер в Тегеране в 1920 году в возрасте 77 лет.
Как заместитель
[ редактировать ]Из групп религиозных меньшинств в Иране только у зороастрийцев был зороастрийский депутат в Первом меджлисе . В течение законодательного периода этого Меджлеса Сайед Мохаммад Табатабаи также замещал иранских христиан в Меджлесе . В этот период иранскую еврейскую общину заместил аятолла Сайед Абдолла Бехбахани. [ 1 ]
Как частное лицо
[ редактировать ]По словам Кедди, Сайед Мохаммад Табатабаи «похоже, имел искренне либеральные наклонности и имел значительные контакты с другими либералами, считая, что конституция будет лучшим способом ограничить власть бесконтрольных автократов, которые продавали Иран западным державам». [ 7 ]
В связи с внезапным ростом цен на сахар в 1905 году (см. выше) Сайед Мохаммад Табатабаи предложил, чтобы вместо подачи чая на религиозных собраниях, таких как у Розе-Хани , бедным раздавались наличные. Выдвигая это предложение, он также стремился улучшить состояние общественного здравоохранения, поскольку считал, что не во всех больших собраниях чай подается в гигиенически чистой посуде, что приводит к распространению среди населения инфекционных заболеваний. [ 1 ]
Школа и современные методы обучения
[ редактировать ]Сайед Мохаммад Табатабаи основал школу Исламие (مدرسه اسلامیه) в Тегеране, где использовались современные методы обучения. Он назначил своего брата Асадуллу Табатабаи главой этой школы. Во время празднования 28 октября 1905 года Сайед Мохаммад Табатабаи произнес перед школой речь, в которой подробно остановился на необходимости обучения и создания современных школ в Иране. [ 1 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахмад Касрави , Тарих-е Машруте-йе Иран (История конституционной революции Ирана), на персидском языке, 951 стр. (Negāh Publications, Тегеран, 2003 г.), ISBN 964-351-138-3 . Эта книга также доступна в двух томах, опубликованных издательством Amir Kabir Publications в 1984 году. Издание Амира Кабира 1961 года состоит из одного тома, 934 страницы.
- Джон Форан, Сильные и слабые стороны популистского альянса Ирана: классовый анализ конституционной революции 1905–1911 годов , Теория и общество, Том. 20 , № 6, стр. 795–823 (декабрь 1991 г.). ДЖСТОР
См. также
[ редактировать ]- Мухаммад Казим Хурасани
- Мирза Али Ака Тебризи
- Табачный протест
- Ирано-британские отношения
- Ирано-российские отношения
Примечания
[ редактировать ]- ^ Санг-е-лай (سَنگِلَج) — один из кварталов Старого Тегерана, недалеко от Большого базара Тегерана . В этом районе расположен театр Санг-э-лай , один из старейших театральных залов Ирана, который используется до сих пор. Для получения дополнительной информации обратитесь к статье Санг-э-лай в Персидской Википедии .
- ^ официальный веб-сайт Иранского института современных исторических исследований ( مؤسسۀ مطالعات تاریخ معاصر ایران Следует посетить ). В частности, заслуживает внимания эта статья доктора Фарзада Джаханбина на персидском языке. Выдвигаемая идея заключается в том, что, хотя захват Баст примерно 12 000–14 000 человек в британской миссии в Тегеране, по-видимому, был спонтанным, подготовка к приему такого большого количества людей (обеспечивая как питание, так и санитарные условия для лиц, принимающих Баст ) готовился на несколько месяцев вперед. Есть отчеты очевидцев, показывающие, как за несколько месяцев до события британские посредники закупали большое количество риса и других продуктов питания на различных продовольственных рынках в Тегеране и его окрестностях и доставляли их по ночам в комплекс, в котором размещалась британская миссия. в Тегеране.
- ^ По словам Кедди (2003) , с. 180: «Третий главный лидер тегеранских улемов, шейх Фазлолла Нури (двое других — Мирза Сайед Мохаммад Табатабаи и аятолла Сайед Абдолла Бехбахани), действительно выступил против движения, как только стало ясно, что конституция не собирается восстанавливать шариат , но ввести множество институтов и законов западного образца».
- ^ Ортодоксальная точка зрения в современном Иране (проконсультируйтесь с Иранским институтом современных исторических исследований ) заключается в том, что слово Машруте (مشروطه), противопоставленное Машруэ (مشروعه) (то есть основанное на религии или религиозных традициях ), было введено и популяризирован англичанами. Согласно словарю Деххода (3-е издание, издательство Тегеранского университета, 2006 г.), Машруте - это форма государственного управления, согласно которой введение и отмена законов являются единственной прерогативой парламента или палат парламента. В связи с этим шейх Фазлолла Нури настаивал на форме правления Машруа , согласно которой единственной ролью Меджлеса будет защита исламских законов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Сайед Абдолла Бехбахани и Сайед Мохаммад Табатабаи» (на персидском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2010 года.
- ^ Пока (1991)
- ^ Перейти обратно: а б с Кедди (2003) , с. 67
- ^ Дж. Калмар, Баст , Энциклопедия Ираника [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кедди (2003) , стр. 66, 67.
- ^ Перейти обратно: а б с Кедди (2003)
- ^ Кедди (2003) , с. 180
Библиография
[ редактировать ]- Кедди, Никки Р. (2003). Современный Иран – корни и результаты революции . с разделом Янна Рихарда (обновленная ред.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09856-1 .
- Баят, Мангол (1991). Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905–1909 годов . Исследования по истории Ближнего Востока. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-506822-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- современных институт исторических исследований Иранский