Женщины в иранской конституционной революции
Иранские женщины активно участвовали в конституционной ( персидский : زنان در جنبش مشروطه ) борьбе. С 1906 года были созданы женские организации , многие женщины участвовали в конституционализме. Но Национальное женское движение было всего лишь движением меньшинства и частью великого национального движения Ирана, целью которого было достижение независимости страны и реализация конституции. Участие женщин в этих политических событиях было спонтанным, с их новыми националистическими настроениями и желанием быть признанными. [ 1 ]
Женские организации во время конституционной революции были разнообразны и многочисленны. В первый период иранской конституционной революции было зафиксировано множество случаев установления права на равенство и ликвидации угнетения женщин. [ 2 ]
Внешняя деятельность [ 3 ] женщин увеличилось в ходе политических преобразований конституционной революции. Частные ассоциации и тайные организации, участие в демонстрациях, а также в защиту конституционализма как вооруженная борьба, так и ненасильственные действия были лишь некоторыми из видов деятельности, которые женщины проводили и вносили свой вклад. [ 4 ] Хотя Конституция Персии 1906 года в конечном итоге игнорировала многие права женщин (законы о браке, разводах, уходе за детьми и т. д.), женщины были лишены права голоса вместе с теми, кого называли преступниками. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]В период Каджара отношение женщин к принятию было судьбой и капитуляцией. Например, девочек учили сидеть тихо и мало передвигаться, не задавать вопросы и подчиняться мужчинам, даже своему младшему брату. Эта модель социализации продолжалась еще много периодов спустя. [ 5 ]
В то время ни одна социальная группа не могла защитить свои права и интересы. Это стало более интенсивным для женщин с точки зрения гендерной сегрегации , существовавшей в то время. Они столкнулись с серьезными ограничениями, такими как лишение отношений и взаимодействия с внешним миром. [ 4 ]
Начало конституции
[ редактировать ]Часть серии о |
Политическая революция |
---|
![]() |
![]() |
На ранних этапах конституционной революции (конец 1891 - начало 1901 г.) женщины находились в основном под влиянием священнослужителей. Но благодаря поддержке конституционализма им удалось выйти из своих домов и принять участие в демонстрациях и других действиях, которые считались нетрадиционными, таких как «хлебные бунты». Постепенно движение женщин стало более ощутимым и независимым. Они создавали ассоциации, проводили частные курсы и проводили мероприятия по повышению осведомленности общества, что позволило им стать более активными и вырасти в мире за пределами своих домов. [ 4 ]
Некоторые женские ассоциации и организации организовали вооруженные бои за конституцию. Например, в ходе вооруженной борьбы между оппозицией и конституционной оппозицией в Азербайджане 20 женщин были найдены мертвыми в мужской одежде. В 1911 году, когда прошел слух, что некоторые парламентарии отдались требованиям русских, около 300 женщин пришли в парламент с пистолетом, чтобы заставить их защищать свободу и территориальную целостность страны. [ 6 ] В Азербайджане мы можем наблюдать восстание Зайнаб-паши в 1931 году. Именно тогда начала разгораться вооруженная борьба, многие женщины тайно занимались переодеванием в мужскую одежду, а некоторые из них были случайно известны. Например, раненый солдат, который должен был лечиться в клинике, отказался от какой-либо терапии. Отказ дошел до того, что Саттар Хан пришел и спросил его: «Сын мой, ты не должен умирать. Нам нужна твоя сила, нам нужна твоя железная воля. Почему бы тебе не позволить им вылечить твою рану? И солдат шепотом ему на ухо, говоря, что я женщина».
Еще один зафиксированный случай свидетельствует о том, что во время одного из боев в Азербайджане была обнаружена группа из 20 мертвых конституционалистов, и выяснилось, что все они были женщинами. [ 7 ]
Женские ассоциации совершили множество ненасильственных действий в защиту конституции, а также вынудили Великобританию и Россию покинуть Иран. Также во время создания центрального банка парламентом они продавали драгоценности и покупали акции у правительства. Современные женщины бойкотировали иностранные товары, например, пытались убедить кафе прекратить импорт сахара.
Эти ассоциации провели массовые встречи, посвященные роли женщин в национальном движении 1911 года за изгнание Великобритании и России из Ирана. На одной из встреч женских ассоциаций с российской делегацией комиссия попыталась убедить женщин в том, что, поскольку иранская конституция не соблюдает права женщин в Иране, им не следует пытаться защитить ее. Но женские группы ответили, что они недовольны своими собственными обстоятельствами, и всему виной политическая сложность присутствия иностранных держав. [ 7 ]
Женские группы даже связались с женщинами-активистками в Англии в 1911 году, прося их использовать политическое влияние британского правительства для поддержки иранцев. Но, к сожалению, они ответили, что у них нет политических привилегий в своем правительстве и полномочий поддерживать иранский народ . [ 7 ]
Женщины и завоевание Тегерана в конституционной революции
[ редактировать ]Командир Биби Марьям Бахтиари, известная как дочь Хоссейна Голи Хана Ильхани , сестра Али-Коли Хана Бахтиари , командующего Асада и жена Заргама Аль-Салтаны Бахтиари, была одной из конституционных революционных женщин. В тот период она была хорошо образованной и просвещенной женщиной. Биби Марьям поднялась на поддержку свободолюбивых и не колеблясь сделала что-либо по этому поводу. Она также была экспертом в стрельбе и технике скачек. Поскольку она была супругой хана, у нее была возможность руководить всадниками, и в тяжелые времена войн ее поддерживали конституционалисты. Командующий Биби Марьям Бахтиари был одним из главных сторонников Али-Коли-хана Бахтиари завоевать Тегеран. Она писала в различных письмах и телеграммах между главами племени и впечатляющими речами вождей племени, направленных на борьбу с второстепенной тиранией ( Мохаммада Али Шаха Каджара тиранией ). Биби Марьям была также известна как одна из антиколониальных и авторитарных фигур эпохи Каджара.
Полководец Биби Марьям Бахтиари перед Триумфом Тегерана тайно проникла в Тегеран с частью всадников и поселилась в доме своего отца Хоссейна Сагхафи. После того, как нападение на Сардара Асада было доведено до Тегерана, она забросала камнями крышу дома, выходящего на площадь Бахарестан , и вместе с некоторыми из всадников Бахтиари участвовала в войне. Она даже сама захватила пистолет и сразилась с Газаганом. Ее роль в завоевании Тегерана увеличила ее популярность в племени и приобрела множество сторонников, которые уважали ее как полководца.
Женские организации
[ редактировать ]Великие писатели-конституционалисты, такие как Ахмад Касрави , Мелькзаде, Адамиат, Незам Мафи, Мохит Мафи, Назем аль-Ислам Кермани, Сафаи, Седике Довлатабади и Резвани, в своих работах отсылают к женским организациям в революции: [ 2 ]
Информации об этих объединениях нет, поскольку многие из них работали тайно. Морган Шустер также пишет в книге «Удушение Персии» о том, как он несколько раз поступал с женскими конституционными ассоциациями. Например, однажды через министра финансов ему и его жене было сказано не идти с монархистами. Когда он спросил, откуда вы знаете о том, что моя супруга приходила и уходила с монархистами, он получил ответ, что сообщение отправила мать вашего супруга, которая является членом тайных женских объединений. [ 8 ]
Женские организации:
- Ассоциация женской свободы в 1907 году [ 2 ]
- Патриотическая ассоциация наркоторговцев в 1910 году [ 8 ]
- Союз женщин за отсутствием в 1907 году [ 2 ]
- Ассоциация иранских женщин в 1910 году [ 2 ]
- Ассоциация коренных женщин в 1910 году [ 2 ]
- Хатун Иран Ко. 1910 год [ 2 ]
- Женский союз в 1911 году [ 2 ]
- Ассоциация великих женских усилий в 1911 году [ 2 ]
- Центральное правление Великого женского совета в 1911 году. [ 2 ]
После конституционной революции
[ редактировать ]Лишь несколько проконституционных женщин были активистками за права женщин . Первыми женщинами, принявшими участие в Движении за права иранских женщин, были сами конституционалистки или активистки национального движения 1901 года, такие как Седике Доулатабади , Бану Амир Сахи Махсултан, или представительницы националистических интеллектуальных семей, такие как Мохтарам Эскандари . После отмены конституции масса необразованных женщин вернулась к своим прежним позициям, и только образованные и просвещенные женщины из Движения за права женщин продолжили свою деятельность за права женщин. [ 1 ]
В то время конституционные интеллектуальные мужчины, такие как Мирзаде Эшги , Малколшаера Бахар и Ирадж Мирза, поддерживали недавно созданное Движение за права женщин, особенно право на образование и отказ от ношения чадры. Например, 12 августа 1911 года Хадж Мохаммад Таги Вакилаларайа, первый депутат парламента Ирана, поднял вопрос о равенстве мужчин и женщин в Совете шуры и призвал предоставить женщинам право голоса. Это шокировало парламент и вызвало сопротивление со стороны одного из священнослужителей в парламенте. [ 1 ]
Хотя эта поддержка была не очень плодотворной, но она была более значимой, чем поддержка требований женщин во время революции 1979 года. [ 9 ]
Седике Доулатабади
[ редактировать ]Седике Доулатабади (1882–1982) была иранским журналистом и активисткой Конституционной революции и женского движения в Иране . [ 10 ] Она была основателем конституционного форума Патриотической ассоциации. [ 11 ]
Позже она стала первой активисткой прав женщин в Иране и опубликовала женский языковой журнал, посвященный правам женщин. Довлатабади родилась в Исфахане в 1882 году. Ее отца звали Хадж Мирза Хади Долатабади, а мать звали Хатеме Бигом. Ее отец был известен как современный священнослужитель того времени. Седиге Довлатабади начала свое образование на персидском и арабском языках в Тегеране. Затем она продолжила среднее образование в Дар Аль Фонун . Ей было пятнадцать лет, когда она вышла замуж за доктора Азада Аль-Хакмы. Но их брак продлился недолго. В 1917 году своими стараниями она открыла одну из первых начальных школ для девочек, получившую название «Шариатская школа». Ее отец, Хадж Сейед Мирза Хади Долатабади, был известным местным священнослужителем, возглавлявшим пожилую ветвь Бабии. [ 12 ] Он был представителем Собе Азала в Иране. События, приведшие к конституционной революции, открыли новую главу в жизни Яхьи Долатабади и его младшего брата Али Мохаммеда. Они были одними из первых членов небольшого, но влиятельного круга пожилых верующих (Азали), в который входили Сайид Джамаль ад-Дин Ваиз и Малик аль-Муткелимин. [ 13 ] Мысли шейха Мохаммада Муншахиди Йезди, который, как говорили, принадлежал к верующим Азали, повлияли на него вместе с Джамалом ад-Дином Ваезом Исфахани и Маликом аль-Муткелимином. [ 13 ]
Седика Довлатабади умерла в Тегеране 6 августа 1961 года в возрасте 80 лет. Она была похоронена рядом со своим братом на кладбище имама Заде Исмаила в Заргерте. Некоторые разрушили ее могилу после революции 1979 года.
См. также
[ редактировать ]- Иранская конституционная революция
- Ассоциация женской свободы
- Женское движение в Иране
- Джамият-э Несван-э Ватанха
- Ассоциация Мохадарат Ватан
- Иранские женщины
- Ассоциации конституционной революции
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «426» Элиз Санасарян , с. 42–44
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж "парса" Парса Бонаб, Юнус
- ^ внешняя деятельность
- ^ Jump up to: а б с Элиз Санасарян , стр. 38
- ^ Jump up to: а б Элиз Санасарян , стр. 30
- ^ Элиз Санасарян , страница. 39-41
- ^ Jump up to: а б с Нахид, страница Абдула Хосейна. 86
- ^ Jump up to: а б «Удушение Персии: история европейской дипломатии и восточных интриг» . Глава VII. Роль персидских женщин.
- ^ Джанет Афари. Женские полуконституции в конституционном движении, ISBN 964-90772-1-9
- ^ Элиз Санасарян , стр. 62–63.
- ^ Элиз Санасарян , страница. 43
- считался . Его отец, Хадж Сайед Мирза Хади Давлатабади, лидером Азали Баби (см. I) в Персии
- ^ Jump up to: а б iranicaonline Встреча с аскетическим проповедником-бабием шейхом Мохаммадом Маншади Язди оказала на него влияние , а также на двух других, более поздних сторонников конституционной революции (см.), Наср-Аллаха Бехешти (позже Малек-аль-Мотакаллемин) и Джамаль-ад-Дина Вахеха. Эсфахани.
Ссылки
[ редактировать ]- Джанет Афари. Женские полуконституции в конституционном движении. Перевод доктора Джавада Юсефяна. Опубликовано газетой Bannu Newspaper в 1996 г., переведено в 1998 г., ISBN 964-90772-1-9
- Парса Банаб Юнус. История иранских политических партий.
- Элиз Санасарян . Движение за права женщин в Иране . Прегер, Нью-Йорк: 1982 г., ISBN 0-03-059632-7 . (Оригинал Мичиганского университета)
- Элиз Санасарян . Движения за права женщин в Иране . (Восстание, упадок и репрессии от революции 1901 по 1979 год). Перевод Нушина Ахмади Хорасани. Первый тираж, Тегеран: Издательство Ахтаран, 2005 г., ISBN 964-7514-78-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Разговор Резы Джамали с доктором Аббасом Аманатом , профессором истории, международных и региональных исследований Йельского университета , на персидском языке, Radio Zamaneh, 7 августа 2008 г. ( Аудиозапись ).
- Шока Сахрай, Фотографии конституционной революции Ирана , на персидском языке, Jadid Online, 2007 .
Слайд-шоу, рассказанный доктором Бакером Акели , Jadid Online, 2007: (4 мин 30 сек). - Конституционная революция Ирана