Самиздат
Самиздат | |
![]() Русский самиздат и фотонегативы неофициальной литературы | |
Русский | самиздат |
---|---|
Романизация | дружелюбно |
Буквальный смысл | самостоятельная публикация |
Самиздат (русский: самиздат , букв. «Самоиздание») представлял собой форму диссидентской деятельности в странах Восточного блока , в ходе которой отдельные лица воспроизводили подвергнутые цензуре и подпольные импровизированные публикации, часто вручную, и передавали документы от читателя к читателю. Практика ручного воспроизведения была широко распространена, поскольку пишущие машинки и печатающие устройства требовали официальной регистрации и разрешения на доступ. Это была массовая практика, используемая для уклонения от официальной советской цензуры .
Происхождение имени и варианты [ править ]
Этимологически слово самиздат происходит от слов сам ( сам «сам, сам») и издат ( издат , аббревиатура от издательства , издательство «издательство») и, таким образом, означает «самоиздаваемый». В украинском языке есть аналогичный термин: самвыдав (самвидав), от сам "сам" и выдавництво "издательство". [1]
Русский поэт Николай Глазков придумал версию этого термина как каламбур в 1940-х годах, когда он напечатал копии своих стихов и поместил на первую страницу пометку «Самсебяиздат» («Самсебяиздат», «Издатели сам по себе»). [2]
Тамиздат относится к литературе, изданной за рубежом (там, там «там»), часто из рукописей, ввезенных контрабандой. [3]
Польский термин для этого явления, придуманный примерно в 1980 году, был «drudi obieg» , или «второй контур» издательского дела. [4]
Техники [ править ]
Серго Анастаси Микоян утверждал, что за десятилетия до начала 1960-х годов офисы и магазины должны были предоставлять документы с примерами шрифта своих пишущих машинок в местные отделения КГБ, чтобы любой печатный текст можно было отследить до источника, чтобы привлечь к ответственности тех, кто использовал пишущая машинка для производства материалов, считающихся незаконными. С появлением фотокопировальных КГБ машин Пятое управление и отдел агитпропа потребовали от людей получить разрешение на использование фотокопировальных машин в типографии, чтобы предотвратить массовое производство несанкционированных материалов, хотя ограничения можно было обойти, подкупая сотрудников. [5]
В то время частные пишущие машинки считались наиболее практичным средством воспроизведения самиздата из-за ограничений на копировальные машины. Обычно несколько копий одного текста делались одновременно на копировальной бумаге или папиросной бумаге , которые были недорогими и их относительно легко было скрыть. Копии затем будут передаваться по доверенным сетям. [6]
Физическая форма [ править ]

Самиздат отличается не только идеями и дебатами, которые он помог распространить среди более широкой аудитории, но и своей физической формой. Напечатанные от руки, часто размытые и мятые страницы с многочисленными опечатками и невзрачными обложками помогли отделить и возвысить русский самиздат от западной литературы. [7] Физическая форма самиздата возникла из-за простой нехватки ресурсов и необходимости быть незаметным.
Со временем диссиденты в СССР начали восхищаться этими качествами сами по себе: оборванный вид самиздата резко контрастировал с гладким, хорошо составленным видом текстов, передаваемых цензурой для публикации государством. Форма самиздата взяла верх над идеями, которые он выражал, и стала мощным символом находчивости и бунтарского духа жителей Советского Союза. [8] По сути, сама физическая форма самиздата возвысила чтение самиздата до ценимого тайного действия. [9]
Читательская аудитория [ править ]

Самиздат возник из диссидентского движения русской интеллигенции , и большая часть самиздата была ориентирована на читательскую аудиторию российской элиты. Хотя тираж самиздата был относительно небольшим, в среднем около 200 000 читателей, многие из этих читателей обладали культурной властью и авторитетом. [10] Более того, при одновременной цензуре информации и необходимости усваивать информацию, чтобы знать, как ее подвергать цензуре, многие правительственные чиновники стали читателями самиздата. [11] Хотя широкая общественность время от времени соприкасалась с самиздатом, большая часть общественности не имела доступа к немногим дорогим самиздатским текстам, находящимся в обращении, и выражала недовольство строго цензурируемыми материалами для чтения, предоставляемыми государством. [12]
Цель и методы самиздата могут противоречить целям концепции авторского права. [13]
История [ править ]
Самоиздаваемая и самостоятельно распространяемая литература имеет в России долгую историю. Самиздат уникален для постсталинского СССР и других стран с похожей системой. Столкнувшись с полномочиями государственной цензуры, общество обратилось к подпольной литературе для самоанализа и самовыражения. [14]
Книги и издания Самиздата [ править ]
Первой полноформатной книгой, распространяемой в самиздате, стал роман Бориса Пастернака 1957 года «Доктор Живаго» . [15] Хотя в 1954 году литературный журнал «Новый мир» опубликовал десять стихотворений из книги, год спустя полный текст был признан непригодным для публикации и поступил в самиздат. [15]
Некоторые произведения, хотя и легально публиковались в контролируемых государством СМИ, практически невозможно было найти в книжных магазинах и библиотеках, и они попали в самиздат: например, Александра Солженицына роман «Один день из жизни Ивана Денисовича» широко распространялся через самиздат. . [15] [16]
С началом хрущевской оттепели в середине 1950-х годов поэзия СССР стала очень популярной. Среди советской интеллигенции распространялись сочинения самых разных поэтов: известных, запрещенных, репрессированных, а также молодых и неизвестных. В ряде самиздатовских изданий публиковались неофициальные стихи, в том числе московский журнал «Синтаксис» (1959–1960) писателя Александра Гинзбурга , Владимира Осипова » «Бумеранг (1960) и «Феникс» (1961), продюсированные Юрием Галансковым и Александром Гинзбургом . Редакторы этих журналов были завсегдатаями импровизированных публичных поэтических чтений в период с 1958 по 1961 год на площади Маяковского в Москве. Собрания продлились недолго, вскоре власти начали их пресекать. Летом 1961 года несколько завсегдатаев собраний были арестованы и обвинены в « антисоветской агитации и пропаганде » (ст. 70 УК ) РСФСР , что положило конец большинству журналов.
Не все, что публиковалось в самиздате, имело политическую окраску. В 1963 году Иосифа Бродского обвинили в « социальном паразитизме » и осудили за то, что он был всего лишь поэтом. Его стихи распространялись в самиздате, и только четыре из них были признаны подходящими для официальных советских антологий. [17] В середине 1960-х годов неофициальная литературная группа, известная как СМОГ (слово, означающее «по-разному: один смог» , «Я сделал это » и т. д.; в качестве аббревиатуры это название также имело ряд интерпретаций) выпустила альманах под названием «Сфинксы» ( Sfinksy ) и сборники прозы и поэзии. Некоторые их произведения были близки русскому авангарду 1910-1920-х годов.
1965 года Показательный суд над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским , обвиненными в антисоветской агитации и пропаганде, и последующее усиление репрессий ознаменовали закат «оттепели» и начало более суровых времен для авторов самиздата. Суд был тщательно задокументирован в самиздатовском сборнике « Белая книга» (1966), составленном Юрием Галансковым и Александром Гинзбургом. Оба писателя были среди тех, кто позже был арестован и приговорен к тюремному заключению в ходе так называемого «Процесса четырех» . В последующие годы некоторое содержание самиздата стало более политизированным и сыграло важную роль в диссидентском движении в Советском Союзе .
Samizdat periodicals [ edit ]

Первые самиздатские периодические издания просуществовали недолго и в основном имели литературную направленность: «Синтаксис» (1959–1960), «Бумеранг» (1960) и «Феникс» (1961). С 1964 по 1970 год коммунистический историк Рой Медведев регулярно издавал «Политический дневник» (Политический дневник), который содержал аналитические материалы, позже появившиеся на Западе.
Самым продолжительным и известным самиздатовским периодическим изданием была « Хроника текущих событий» («Хроника текущих событий»). [18] Он был посвящен защите прав человека путем предоставления точной информации о событиях в СССР. За 15 лет, с апреля 1968 г. по декабрь 1982 г., было опубликовано 65 номеров, все, кроме двух, в английском переводе. [19] Анонимные редакторы призвали читателей использовать те же каналы распространения, чтобы отправлять отзывы и местную информацию для публикации в последующих выпусках.
« Хроника » отличалась сухим, лаконичным стилем и тщательным исправлением даже малейших ошибок. Его постоянными рубриками были «Аресты, обыски, допросы», «Внесудебные преследования», «В тюрьмах и лагерях», «Новости самиздата», «Коротко о новостях», «Преследования религии». Со временем были добавлены разделы «Преследование крымских татар», «Преследование и притеснения в Украине», «Литовские события» и так далее.
Редакция «Хроники» утверждала, что, согласно Конституции СССР 1936 года действовавшей тогда , их публикация не была незаконной. Власти не приняли этот аргумент. Многие люди подверглись преследованиям, арестам, тюремному заключению или были вынуждены покинуть страну за участие в производстве и распространении «Хроники » . Машинистка и первый редактор журнала Наталья Горбаневская была арестована и помещена в психиатрическую больницу за участие в протесте на Красной площади в августе 1968 года против вторжения в Чехословакию. В 1974 году двух близких соратников журнала (Пётра Якира и Виктора Красина ) убедили разоблачить своих коллег-редакторов и « Хронику» на советском телевидении. Это поставило крест на деятельности издания до тех пор, пока Сергей Ковалев , Татьяна Ходорович и Татьяна Великанова открыто не заявили о своей готовности возобновить издание. После ареста и заключения в тюрьму их, в свою очередь, заменили другие.
Еще одним заметным и продолжительным (около 20 номеров в период 1972–1980 гг.) изданием был отказник политико-литературный журнал «Евреи в СССР» , основанный и редактируемый Александром Воронелем и, после заключения Марк Азбель и Александр Лунц.
В конце 1980-х годов, ознаменовавшемся ростом числа неформальных организаций, в Советском Союзе возобновилась волна самиздатовских периодических изданий. Активные в это время издания включали «Гласность» (под редакцией Сергея Григорьянца ), «Экспресс-хроника» ( «Экспресс-хроника», под редакцией Александра Подрабинека ), «Свободное слово » («Свободное слово», созданного в мае 1988 года Демократическим союзом), «Левый поворот». («Левый поворот», под редакцией Бориса Кагарлицкого ), « Открытая зона» Клуба «Перестройка», «Меркурий» («Меркурий», под редакцией Елены Зелинской) и « Хронограф », выпущенные рядом московских активистов. ). [20]
Не все направления самиздата были либеральными или явно противостоящими советскому режиму и литературному истеблишменту. « Русская партия … была очень странным элементом политического ландшафта эпохи Леонида Брежнева — ощущая себя практически диссидентами, члены Русской партии , за редким исключением, занимали вполне престижные официальные позиции в мире писателей или журналистов» написал Олег Кашин в 2009 году. [21]
Жанры [ править ]
Самиздат охватывал широкий круг тем, в основном включая литературу и произведения, посвященные религии, национальности и политике. [22] Государство подвергло цензуре различные материалы, такие как детективные романы, приключенческие рассказы и научная фантастика, а также диссидентские тексты, в результате чего появились подпольные публикации самиздата, охватывающие широкий круг тем. Хотя большинство авторов самиздата ориентировали свои произведения на интеллигенцию, самиздат включал в себя не только научные произведения, но и низкопробные жанры. [23]
Хён Мин Джу провел подробный анализ архива самиздата (Архив Самиздата, Архив Самиздата ) Радио Свобода , спонсируемого Конгрессом США и запущенного в 1960-х годах, и сообщил, что из 6607 его материалов 1% были литературными, 17 % националистических, 20 % религиозных и 62 % политических, отметив, что, как правило, литературные произведения там не собирались, поэтому их 1 % (всего 73 текста) не отражает их реальную долю тиража. [22]
Литературный [ править ]

В первые годы своего существования самиздат определял себя как прежде всего литературное явление, включавшее распространение поэзии, классической неопубликованной русской литературы и знаменитой зарубежной литературы ХХ века. [24] Литература сыграла ключевую роль в существовании феномена самиздата. Например, отказ СССР опубликовать роман-эпопею Бориса Пастернака «Доктор Живаго» привел к последующей подпольной публикации романа. [25] Аналогичным образом, распространение знаменитого труда Александра Солженицына о системе ГУЛАГа «Архипелаг ГУЛАГ » способствовало возрождению самиздата в середине 1970-х годов. [26] Однако, поскольку самиздат по определению противопоставлял себя государству, работы самиздата все больше фокусировались на нарушении государством прав человека, прежде чем сместиться в сторону политики. [27]
Политический [ править ]
Большинство самиздатовских текстов имели политическую направленность. [22] Большая часть политических текстов представляла собой личные заявления, обращения, протесты или информацию об арестах и судебных процессах. [28] Другой политический самиздат включал анализ различных кризисов внутри СССР и предлагал альтернативы поведению правительства в событиях.
В самиздате не существовало единой политической мысли; скорее, авторы обсуждали различные точки зрения. Самиздат, написанный с социалистической, демократической и славянофильской точек зрения. В дебатах доминировал [29] Авторы-социалисты сравнивали нынешнее состояние правительства с марксистскими идеалами социализма и призывали государство выполнить свои обещания. Писатели-социалисты-самиздаты надеялись придать социализму «человеческое лицо», выражая недовольство системой цензуры. [30] Многие социалисты верили в потенциал реформ в Советском Союзе, особенно из-за политической либерализации, которая произошла при Дубчеке в Чехословакии. Однако вторжение Советского Союза в либерализирующуюся Чехословакию в ходе событий « Пражской весны » разрушило надежды на реформы и загнало в тупик силу социалистической точки зрения. [31] Поскольку государство проявило нежелание проводить реформы, самиздат начал уделять внимание альтернативным политическим системам.

В самиздате несколько работ были посвящены возможности демократической политической системы. Демократический самиздат обладал революционным характером из-за его утверждения о том, что фундаментальный сдвиг в политической структуре необходим для реформирования государства, в отличие от социалистов, которые надеялись работать в тех же основных политических рамках для достижения перемен. Несмотря на революционный характер авторов демократического самиздата, большинство демократов выступали за умеренные стратегии перемен. Большинство демократов верили в эволюционный подход к достижению демократии в СССР и сосредоточились на продвижении своего дела открытыми, общественными путями, а не подпольными путями. [32]
В отличие как от демократического, так и от социалистического самиздата, славянофильский самиздат группировал демократию и социализм как западные идеалы, не соответствующие восточноевропейскому менталитету. Славянофильский самиздат привнес в политические дебаты националистическую российскую точку зрения и подчеркнул важность культурного разнообразия и уникальности славянских культур. Самиздат, написанный с точки зрения славянофилов, пытался объединить СССР в рамках общей славной истории российского самодержавия и православия .
Следовательно, тот факт, что в СССР проживало множество национальностей и не было единой русской истории, препятствовал развитию славянофильского движения. Поддерживая зачастую расистские и антисемитские взгляды на превосходство России, будь то чистота крови или сила русского православия, славянофильское движение в самиздате оттолкнуло читателей и создало раскол внутри оппозиции. [33]
Религиозный [ править ]
Религиозные самиздатские тексты писали преимущественно православные, католические, баптистские, пятидесятнические и адвентистские группы. Хотя распространялось множество религиозных самиздатов, в том числе три буддийских текста, известных исламских самиздатских текстов не существует. Отсутствие исламского самиздата кажется несовместимым с большим процентом мусульман, проживавших в СССР. [28]
Национальный [ править ]
Еврейский самиздат выступал за прекращение репрессий против евреев в СССР, а некоторые выражали желание алии , возможности покинуть Россию и отправиться на родину в Израиль. Движение алии также затрагивало более широкие темы прав человека и свобод советских граждан. [34] Однако внутри еврейского самиздата существовал раскол между более воинственными авторами, которые выступали за еврейскую эмиграцию и писали в основном в политически ориентированных периодических изданиях, и теми, кто утверждал, что евреи должны оставаться в СССР, чтобы прививать еврейское сознание и культуру, пишущие в периодических изданиях, посвященных культуре. литературная информация. [35]
Крымские татары , немцы Поволжья и турки-месхетинцы также создали самиздатскую литературу, протестуя против отказа государства разрешить им вернуться на родину после смерти Сталина. В самиздатской литературе крымских татар, немцев Поволжья и турок-месхетинцев, документирующих политическую несправедливость, которую испытывают эти народы, преобладают ссылки на «геноцид» и «концентрационные лагеря». [36] Украинский самиздат выступал против предполагаемого превосходства русской культуры над украинской и осуждал насильственную ассимиляцию украинцев с русским языком. [37]
Контрабандное аудио [ править ]

Ребрышки , «музыка на ребрышках», «костные пластинки», [38] или рентгениздат ( рентген — от русского термина «рентген», по имени Вильгельма Рентгена) . [39] ) представляли собой самодельные граммофонные пластинки , скопированные с запрещенных записей, которые были ввезены контрабандой в страну. Их содержанием был западный рок-н-ролл , джаз , мамбо и другая музыка, а также музыка запрещенных эмигрантов, таких как Петр Лещенко и Александр Вертинский . Их продавали и торговали на черном рынке . [ нужна ссылка ]
Каждый диск представляет собой тонкий гибкий пластиковый лист, записанный со спиральной канавкой на одной стороне, который можно воспроизводить на обычном проигрывателе фонографа со скоростью 78 об / мин. Их изготавливали из недорогого, доступного материала: использовали рентгеновскую пленку (отсюда и название рентгениздат ). Каждый большой прямоугольный лист обрезался в круг и индивидуально записывался с помощью импровизированного записывающего станка . массового производства Диски и их ограниченное качество звука напоминают гибкие диски и, возможно, были вдохновлены ими. [ нужна ссылка ]
Магнитиздат ( магнит — от магнитофона , русское слово, обозначающее магнитофон ) — распространение на аудиокассетах звукозаписей, часто бардов , западных исполнителей и андеграундных музыкальных групп. [40] [41] Магнитиздат заменил рентгениздат , поскольку это был более дешевый и эффективный метод воспроизведения, приводивший к получению более качественных копий. [40]
влияние Дальнейшее
После того, как Bell Labs изменила свою лицензию UNIX в 1979 году, чтобы сделать распространение исходного кода незаконным, книгу Lions 1976 года , содержащую исходный код, пришлось отозвать, но ее нелегальные копии распространялись в течение многих лет. [ нужна ссылка ] Копирование книги Льва часто называли самиздатом.
В хакерском и компьютерном жаргоне термин самиздат использовался для распространения необходимых и труднодоступных документов или информации. [42]
Notable samizdat periodicals [ edit ]
См. также [ править ]
- Архив Анны
- СМИ и пропаганда Восточного блока
- Госиздат
- Права человека в Советском Союзе
- Библиотека Генезис , бесплатные статьи и книги, Россия 21 века
- Политические репрессии в Советском Союзе
- Подпольная пресса
- Антирелигиозная кампания СССР (1970–1987 гг.)
Цитаты [ править ]
- ^ Балан 1993 .
- ^ Komaromi 2004 , p. 598.
- ^ Кинд-Ковач и Лабов 2013 , с. 19 сн. 1.
- ^ «Второй тираж, Энциклопедия PWN: источник достоверных и достоверных знаний» . энциклопедия.pwn.pl .
- ^ Микоян, Серго А. (27 июня 2008 г.). «Разрушение советской «культуры секретности»: западные ветры за стенами Кремля » . Центральное разведывательное управление . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 г. Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Komaromi 2004 , p. 599.
- ^ Komaromi 2004 , pp. 608–609.
- ^ Komaromi 2004 , p. 609.
- ^ Komaromi 2004 , p. 605.
- ^ Stelmakh 2001 , p. 147.
- ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 22.
- ^ Stelmakh 2001 , p. 149.
- ^ Фельдбрюгге 1975 , с. 23: «Еще одним правовым аспектом самиздатской литературы является проблема авторского права. [...] Она превратилась в важную проблему, когда советское правительство, явно пытаясь воспрепятствовать публикации самиздатовских материалов за рубежом, присоединилось к Женевской конвенции в 1973 году. [...] Известные советские авторы, такие как Солженицын, чьи произведения регулярно появляются в самиздате в Советском Союзе, никогда не заявляли, что их авторские права были нарушены самиздатской процедурой».
- ^ Алексеева 1987 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крамп 2013 , с. 105.
- ↑ Ноябрьский номер «Новый мир» 1962 года. литературного журнала
- ^ Крамп 2013 , с. 107.
- ↑ Хроника текущих событий 1968–1982 гг. (на русском языке). Архив на memo.ru.
- ^ Хроника текущих событий 1968–1983 гг. (на английском языке). Все выпуски 1968 и 1969 годов можно найти в Reddaway 1972.
- ^ Урбан, Игрунов и Митрохин 1997 , с. 87.
- ^ Раздел 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джу 2004 , стр. 572.
- ^ Komaromi 2004 , p. 606.
- ^ Stelmakh 2001 , p. 148.
- ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 27.
- ^ Джу 2004 , стр. 575.
- ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джу 2004 , стр. 574.
- ^ Джу 2004 , стр. 576.
- ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 47.
- ^ Джу 2004 , стр. 587.
- ^ Джу 2004 , стр. 587–588.
- ^ Джу 2004 , стр. 588.
- ^ Меерсон-Аксенов, «Еврейский вопрос в СССР - Движение за исход», 385–86.
- ^ Рои, Яаков (14 октября 2010 г.). «ЙИВО | Самиздат» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Институт еврейских исследований YIVO. Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 года . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ Зиссерман-Бродский, Д. (2003). Построение этнополитики в Советском Союзе: самиздат, лишения и рост этнического национализма . Спрингер. стр. 74–75. ISBN 978-1-4039-7362-7 .
- ^ Джу 2004 , стр. 573–574.
- ^ НПР 2016 .
- ^ Юрчак 2006 , с. 182 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юрчак 2006 , с. 185 .
- ^ Юрчак 2006 , с. 192 .
- ^ Раймонд 1996 ; Файл жаргона 2004 : «Обратите внимание, что самиздат правильно используется только в отношении документов, которые содержат необходимую информацию (см. также «Хакерская этика»), но которые по какой-то причине недоступны в противном случае, но не в контексте документов, которые доступны по обычным каналам, поскольку несанкционированное копирование будет неэтичным нарушением авторских прав».
Общие источники [ править ]
- Буковский, Владимир (1979). Построить замок: Моя жизнь как несогласный . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 978-0-670-71640-1 .
- Балан, Борис (1993). «Самвидав» . В Кубийович, Владимир (ред.). Энциклопедия Украины. Ф.-С.н. 4 : Торонто: Univ. из Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-3994-1 .
- Кинд-Ковач, Фридерика; Лабов, Джесси, ред. (2013). Самиздат, Тамиздат и за его пределами: транснациональные СМИ во время и после социализма . Исследования по современной европейской истории. Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-0-85745-585-7 .
- Кинд-Ковач, Фридерика; Лабов, Джесси (2013). «Самиздат и Тамиздат». У Фридерики Кинд-Ковач; Джесси Лабов (ред.). Самиздат, Тамиздат и за его пределами: транснациональные СМИ во время и после социализма . Исследования по современной европейской истории. Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 1–29. ISBN 978-0-85745-585-7 .
- Фельдбрюгге, FJM (1975). Самиздат и политическое инакомыслие в Советском Союзе . Лейден: А.В. Сийтхофф. ISBN 978-90-286-0175-8 .
- Алексеева, Людмила (1987). Советское инакомыслие: современные движения за национальные, религиозные и права человека . Кэрол Пирс, Джон Глэд (пер.). Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6176-3 .
- Крамп, Томас (2013). Брежнев и распад Советского Союза . Рутледжские исследования по истории России и Восточной Европы. Рутледж. ISBN 978-1-134-66922-6 .
- Урбан, Майкл Э.; Игрунов В.; Митрохин, С.С. (1997). Возрождение политики в России . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 87 . ISBN 978-0-521-56248-5 .
- Реддавей, Питер (1972). Россия без цензуры – протест и инакомыслие в Советском Союзе. Неофициальный московский журнал «Хроника текущих событий» . Нью-Йорк: American Heritage Press. ISBN 978-0070513549 .
- Кашин, Олег (June 2009). " "Настоящий диссидент, только русский". Вспоминает ветеран многоподъездной системы" [A true dissident, only a Russian one. A veteran of the multi-podyezd system remembers]. «Русская жизнь» .
- Меерсон-Аксенов Михаил Георгиевич; Шрагин, Борис Иосифович (1977). Политическая, социальная и религиозная мысль русского самиздата: антология . Бельмонт, Массачусетс: Паб Nordland. компании ISBN 978-0-913124-13-0 .
- Комароми, Энн (2004). «Материальное существование советского самиздата». Славянское обозрение . 63 (3): 597–618. дои : 10.2307/1520346 . JSTOR 1520346 . S2CID 155327040 .
- Джу, Хён Мин (июнь 2004 г.). «Голоса свободы: самиздат». Европа-Азиатские исследования . 56 (4): 571–594. дои : 10.1080/0966813042000220476 . JSTOR 4147387 . S2CID 155084186 .
- Стельмах, Валерия Дмитриевна (зима 2001 г.). «Чтение в контексте цензуры в Советском Союзе» . Библиотеки и культурные записи . 36 (1): 143–151. дои : 10.1353/lac.2001.0022 . ISSN 1932-9555 . S2CID 142374023 . Проверено 30 апреля 2016 г.
- Эткинд, Ефим (1992). «Послесловие: Русская литература 1980-х годов» . У Чарльза Мозера (ред.). Кембриджская история русской литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 595–614. ISBN 978-1-139-05544-4 .
- «Кости и канавки: странная тайная история советской рентгеновской музыки» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 9 января 2016 г.
- «Самиздат» . Файл жаргона 4.4.8 . Эрик Рэймонд . 01.10.2004 . Проверено 22 апреля 2016 г.
- Раймонд, Эрик С. (1996). Словарь нового хакера (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 395–396. ISBN 978-0-262-18178-5 .
- Юрчак, Алексей (2006). Все было навсегда, пока его не стало: последнего советского поколения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12117-8 .
Внешние ссылки [ править ]
- Отчет КГБ за декабрь 1970 года о «тревожных политических тенденциях» в Самиздате. Архивировано 1 сентября 2006 г. в Wayback Machine и профилактических мерах. Архивировано 1 сентября 2006 г. в Wayback Machine (из советских архивов. Архивировано 25 апреля 2011 г. в Wayback) . Машина , собранная Владимиром Буковским )
- Александр Болонкин - Мемуары советского политзаключенного с подробным описанием некоторых использованных технологий.
- Igrunov, Vyacheslav, ed. (2005). Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е.: В 3-х томах: т. 1 книга 1: до 1966 [ Anthology of samizdat. Uncensored literature in the USSR. The 1950s–1980s. In 3 volumes. Volume 1, book 1: till 1966 ] (PDF) (in Russian). Moscow: Международный институт гуманитарно-политических исследований. ISBN 978-5-89793-031-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2013 года.
- Igrunov, Vyacheslav, ed. (2005). Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е.: В 3-х томах: т. 1 книга 2: до 1966 [ Anthology of samizdat. Uncensored literature in the USSR. The 1950s–1980s. In 3 volumes. Volume 1, book 2: till 1966 ] (PDF) (in Russian). Moscow: Международный институт гуманитарно-политических исследований. ISBN 978-5-89793-032-6 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2013 года.
- Igrunov, Vyacheslav, ed. (2005). Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е.: В 3-х томах: т. 2: 1966–1973 [ Anthology of samizdat. Uncensored literature in the USSR. The 1950s–1980s. In 3 volumes. Volume 2. 1966–1973 ] (PDF) (in Russian). Moscow: Международный институт гуманитарно-политических исследований. ISBN 978-5-89793-033-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2013 года.
- Igrunov, Vyacheslav, ed. (2005). Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е.: В 3-х томах: т. 3: после 1973 [ Anthology of samizdat. Uncensored literature in the USSR. The 1950s–1980s. In 3 volumes. Volume 3. After 1973 ] (PDF) (in Russian). Moscow: Международный институт гуманитарно-политических исследований. ISBN 978-5-89793-034-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2013 года.
- Нателла Болтянская (16 марта 2016 г.). «Эпизод четвертый – Самиздат и Интернет» . Голос Америки . Параллели, События, Люди .
- Samizdat archive Вѣхи (Vekhi Library, in Russian)
- Антология чешских самиздатовских периодических изданий
- Сборник полных текстов чешских эмигрантских и самиздатовских периодических изданий - scriptum.cz
- Архив Общества Роберта Хавемана, Берлин
- Рабочая группа по правам человека/Рабочая группа по правосудию (ред.): The Mücke. Документация событий в Лейпциге , Самиздат ГДР, Лейпциг, март 1989 года.
- IFM-Archiv Sachsen e.V. : Internet-Collection of DDR-Samizdat
- Самиздат ГДР в Архиве Гражданского движения Лейпцига
- Экологическая библиотека Großhennersdorf eV
- ГДР-Самисдат в IISH Амстердаме
- «Самиздат» , стихотворение Джареда Картера
- «Хроника текущих событий». Архивировано 8 июня 2019 г. в Wayback Machine обществом «Мемориал».
- Цензура в Восточном блоке
- Цензура в Советском Союзе
- СМИ Восточного блока
- Газеты, издаваемые в Словакии
- Польские диссидентские организации
- Польская литература
- Политические репрессии в Советском Союзе
- Вторая экономика Советского Союза
- Культура Советского Союза
- Советская фразеология
- Украинское антисоветское движение сопротивления.
- Подпольная пресса
- Самостоятельная публикация
- Контркультура
- Контркультура 1950-х годов
- Контркультура 1960-х годов
- Контркультура 1970-х годов
- Контркультура 1980-х годов