Jump to content

Самиздат

Самиздат
Русский самиздат и фотонегативы неофициальной литературы
Русский самиздат
Романизация дружелюбно
Буквальный смысл самостоятельная публикация

Самиздат (русский: самиздат , букв. «Самоиздание») представлял собой форму диссидентской деятельности в странах Восточного блока , в ходе которой отдельные лица воспроизводили подвергнутые цензуре и подпольные импровизированные публикации, часто вручную, и передавали документы от читателя к читателю. Практика ручного воспроизведения была широко распространена, поскольку пишущие машинки и печатающие устройства требовали официальной регистрации и разрешения на доступ. Это была массовая практика, используемая для уклонения от официальной советской цензуры .

Происхождение имени и варианты [ править ]

Этимологически слово самиздат происходит от слов сам ( сам «сам, сам») и издат ( издат , аббревиатура от издательства , издательство «издательство») и, таким образом, означает «самоиздаваемый». В украинском языке есть аналогичный термин: самвыдав (самвидав), от сам "сам" и выдавництво "издательство". [1]

Русский поэт Николай Глазков придумал версию этого термина как каламбур в 1940-х годах, когда он напечатал копии своих стихов и поместил на первую страницу пометку «Самсебяиздат» («Самсебяиздат», «Издатели сам по себе»). [2]

Тамиздат относится к литературе, изданной за рубежом (там, там «там»), часто из рукописей, ввезенных контрабандой. [3]

Польский термин для этого явления, придуманный примерно в 1980 году, был «drudi obieg» , или «второй контур» издательского дела. [4]

Техники [ править ]

Серго Анастаси Микоян утверждал, что за десятилетия до начала 1960-х годов офисы и магазины должны были предоставлять документы с примерами шрифта своих пишущих машинок в местные отделения КГБ, чтобы любой печатный текст можно было отследить до источника, чтобы привлечь к ответственности тех, кто использовал пишущая машинка для производства материалов, считающихся незаконными. С появлением фотокопировальных КГБ машин Пятое управление и отдел агитпропа потребовали от людей получить разрешение на использование фотокопировальных машин в типографии, чтобы предотвратить массовое производство несанкционированных материалов, хотя ограничения можно было обойти, подкупая сотрудников. [5]

В то время частные пишущие машинки считались наиболее практичным средством воспроизведения самиздата из-за ограничений на копировальные машины. Обычно несколько копий одного текста делались одновременно на копировальной бумаге или папиросной бумаге , которые были недорогими и их относительно легко было скрыть. Копии затем будут передаваться по доверенным сетям. [6]

Физическая форма [ править ]

Самиздат, спрятанный в переплете; видели в Музее оккупаций и борьбы за свободу , Вильнюс.

Самиздат отличается не только идеями и дебатами, которые он помог распространить среди более широкой аудитории, но и своей физической формой. Напечатанные от руки, часто размытые и мятые страницы с многочисленными опечатками и невзрачными обложками помогли отделить и возвысить русский самиздат от западной литературы. [7] Физическая форма самиздата возникла из-за простой нехватки ресурсов и необходимости быть незаметным.

Со временем диссиденты в СССР начали восхищаться этими качествами сами по себе: оборванный вид самиздата резко контрастировал с гладким, хорошо составленным видом текстов, передаваемых цензурой для публикации государством. Форма самиздата взяла верх над идеями, которые он выражал, и стала мощным символом находчивости и бунтарского духа жителей Советского Союза. [8] По сути, сама физическая форма самиздата возвысила чтение самиздата до ценимого тайного действия. [9]

Читательская аудитория [ править ]

Крупный план машинописного самиздата, Москва

Самиздат возник из диссидентского движения русской интеллигенции , и большая часть самиздата была ориентирована на читательскую аудиторию российской элиты. Хотя тираж самиздата был относительно небольшим, в среднем около 200 000 читателей, многие из этих читателей обладали культурной властью и авторитетом. [10] Более того, при одновременной цензуре информации и необходимости усваивать информацию, чтобы знать, как ее подвергать цензуре, многие правительственные чиновники стали читателями самиздата. [11] Хотя широкая общественность время от времени соприкасалась с самиздатом, большая часть общественности не имела доступа к немногим дорогим самиздатским текстам, находящимся в обращении, и выражала недовольство строго цензурируемыми материалами для чтения, предоставляемыми государством. [12]

Цель и методы самиздата могут противоречить целям концепции авторского права. [13]

История [ править ]

Самоиздаваемая и самостоятельно распространяемая литература имеет в России долгую историю. Самиздат уникален для постсталинского СССР и других стран с похожей системой. Столкнувшись с полномочиями государственной цензуры, общество обратилось к подпольной литературе для самоанализа и самовыражения. [14]

Книги и издания Самиздата [ править ]

Первой полноформатной книгой, распространяемой в самиздате, стал роман Бориса Пастернака 1957 года «Доктор Живаго» . [15] Хотя в 1954 году литературный журнал «Новый мир» опубликовал десять стихотворений из книги, год спустя полный текст был признан непригодным для публикации и поступил в самиздат. [15]

Некоторые произведения, хотя и легально публиковались в контролируемых государством СМИ, практически невозможно было найти в книжных магазинах и библиотеках, и они попали в самиздат: например, Александра Солженицына роман «Один день из жизни Ивана Денисовича» широко распространялся через самиздат. . [15] [16]

С началом хрущевской оттепели в середине 1950-х годов поэзия СССР стала очень популярной. Среди советской интеллигенции распространялись сочинения самых разных поэтов: известных, запрещенных, репрессированных, а также молодых и неизвестных. В ряде самиздатовских изданий публиковались неофициальные стихи, в том числе московский журнал «Синтаксис» (1959–1960) писателя Александра Гинзбурга , Владимира Осипова » «Бумеранг (1960) и «Феникс» (1961), продюсированные Юрием Галансковым и Александром Гинзбургом . Редакторы этих журналов были завсегдатаями импровизированных публичных поэтических чтений в период с 1958 по 1961 год на площади Маяковского в Москве. Собрания продлились недолго, вскоре власти начали их пресекать. Летом 1961 года несколько завсегдатаев собраний были арестованы и обвинены в « антисоветской агитации и пропаганде » (ст. 70 УК ) РСФСР , что положило конец большинству журналов.

Не все, что публиковалось в самиздате, имело политическую окраску. В 1963 году Иосифа Бродского обвинили в « социальном паразитизме » и осудили за то, что он был всего лишь поэтом. Его стихи распространялись в самиздате, и только четыре из них были признаны подходящими для официальных советских антологий. [17] В середине 1960-х годов неофициальная литературная группа, известная как СМОГ (слово, означающее «по-разному: один смог» , «Я сделал это » и т. д.; в качестве аббревиатуры это название также имело ряд интерпретаций) выпустила альманах под названием «Сфинксы» ( Sfinksy ) и сборники прозы и поэзии. Некоторые их произведения были близки русскому авангарду 1910-1920-х годов.

1965 года Показательный суд над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским , обвиненными в антисоветской агитации и пропаганде, и последующее усиление репрессий ознаменовали закат «оттепели» и начало более суровых времен для авторов самиздата. Суд был тщательно задокументирован в самиздатовском сборнике « Белая книга» (1966), составленном Юрием Галансковым и Александром Гинзбургом. Оба писателя были среди тех, кто позже был арестован и приговорен к тюремному заключению в ходе так называемого «Процесса четырех» . В последующие годы некоторое содержание самиздата стало более политизированным и сыграло важную роль в диссидентском движении в Советском Союзе .

Samizdat periodicals [ edit ]

Машинописный экземпляр российского правозащитного журнала «Хроника текущих событий» , Москва.

Первые самиздатские периодические издания просуществовали недолго и в основном имели литературную направленность: «Синтаксис» (1959–1960), «Бумеранг» (1960) и «Феникс» (1961). С 1964 по 1970 год коммунистический историк Рой Медведев регулярно издавал «Политический дневник» (Политический дневник), который содержал аналитические материалы, позже появившиеся на Западе.

Самым продолжительным и известным самиздатовским периодическим изданием была « Хроника текущих событий» («Хроника текущих событий»). [18] Он был посвящен защите прав человека путем предоставления точной информации о событиях в СССР. За 15 лет, с апреля 1968 г. по декабрь 1982 г., было опубликовано 65 номеров, все, кроме двух, в английском переводе. [19] Анонимные редакторы призвали читателей использовать те же каналы распространения, чтобы отправлять отзывы и местную информацию для публикации в последующих выпусках.

« Хроника » отличалась сухим, лаконичным стилем и тщательным исправлением даже малейших ошибок. Его постоянными рубриками были «Аресты, обыски, допросы», «Внесудебные преследования», «В тюрьмах и лагерях», «Новости самиздата», «Коротко о новостях», «Преследования религии». Со временем были добавлены разделы «Преследование крымских татар», «Преследование и притеснения в Украине», «Литовские события» и так далее.

Редакция «Хроники» утверждала, что, согласно Конституции СССР 1936 года действовавшей тогда , их публикация не была незаконной. Власти не приняли этот аргумент. Многие люди подверглись преследованиям, арестам, тюремному заключению или были вынуждены покинуть страну за участие в производстве и распространении «Хроники » . Машинистка и первый редактор журнала Наталья Горбаневская была арестована и помещена в психиатрическую больницу за участие в протесте на Красной площади в августе 1968 года против вторжения в Чехословакию. В 1974 году двух близких соратников журнала (Пётра Якира и Виктора Красина ) убедили разоблачить своих коллег-редакторов и « Хронику» на советском телевидении. Это поставило крест на деятельности издания до тех пор, пока Сергей Ковалев , Татьяна Ходорович и Татьяна Великанова открыто не заявили о своей готовности возобновить издание. После ареста и заключения в тюрьму их, в свою очередь, заменили другие.

Еще одним заметным и продолжительным (около 20 номеров в период 1972–1980 гг.) изданием был отказник политико-литературный журнал «Евреи в СССР» , основанный и редактируемый Александром Воронелем и, после заключения Марк Азбель и Александр Лунц.

В конце 1980-х годов, ознаменовавшемся ростом числа неформальных организаций, в Советском Союзе возобновилась волна самиздатовских периодических изданий. Активные в это время издания включали «Гласность» (под редакцией Сергея Григорьянца ), «Экспресс-хроника» ( «Экспресс-хроника», под редакцией Александра Подрабинека ), «Свободное слово » («Свободное слово», созданного в мае 1988 года Демократическим союзом), «Левый поворот». («Левый поворот», под редакцией Бориса Кагарлицкого ), « Открытая зона» Клуба «Перестройка», «Меркурий» («Меркурий», под редакцией Елены Зелинской) и « Хронограф », выпущенные рядом московских активистов. ). [20]

Не все направления самиздата были либеральными или явно противостоящими советскому режиму и литературному истеблишменту. « Русская партия … была очень странным элементом политического ландшафта эпохи Леонида Брежнева — ощущая себя практически диссидентами, члены Русской партии , за редким исключением, занимали вполне престижные официальные позиции в мире писателей или журналистов» написал Олег Кашин в 2009 году. [21]

Жанры [ править ]

Самиздат охватывал широкий круг тем, в основном включая литературу и произведения, посвященные религии, национальности и политике. [22] Государство подвергло цензуре различные материалы, такие как детективные романы, приключенческие рассказы и научная фантастика, а также диссидентские тексты, в результате чего появились подпольные публикации самиздата, охватывающие широкий круг тем. Хотя большинство авторов самиздата ориентировали свои произведения на интеллигенцию, самиздат включал в себя не только научные произведения, но и низкопробные жанры. [23]

Хён Мин Джу провел подробный анализ архива самиздата (Архив Самиздата, Архив Самиздата ) Радио Свобода , спонсируемого Конгрессом США и запущенного в 1960-х годах, и сообщил, что из 6607 его материалов 1% были литературными, 17 % националистических, 20 % религиозных и 62 % политических, отметив, что, как правило, литературные произведения там не собирались, поэтому их 1 % (всего 73 текста) не отражает их реальную долю тиража. [22]

Литературный [ править ]

Машинописное издание « Все течет» Василия Гроссмана , Москва.

В первые годы своего существования самиздат определял себя как прежде всего литературное явление, включавшее распространение поэзии, классической неопубликованной русской литературы и знаменитой зарубежной литературы ХХ века. [24] Литература сыграла ключевую роль в существовании феномена самиздата. Например, отказ СССР опубликовать роман-эпопею Бориса Пастернака «Доктор Живаго» привел к последующей подпольной публикации романа. [25] Аналогичным образом, распространение знаменитого труда Александра Солженицына о системе ГУЛАГа «Архипелаг ГУЛАГ » способствовало возрождению самиздата в середине 1970-х годов. [26] Однако, поскольку самиздат по определению противопоставлял себя государству, работы самиздата все больше фокусировались на нарушении государством прав человека, прежде чем сместиться в сторону политики. [27]

Политический [ править ]

Большинство самиздатовских текстов имели политическую направленность. [22] Большая часть политических текстов представляла собой личные заявления, обращения, протесты или информацию об арестах и ​​судебных процессах. [28] Другой политический самиздат включал анализ различных кризисов внутри СССР и предлагал альтернативы поведению правительства в событиях.

В самиздате не существовало единой политической мысли; скорее, авторы обсуждали различные точки зрения. Самиздат, написанный с социалистической, демократической и славянофильской точек зрения. В дебатах доминировал [29] Авторы-социалисты сравнивали нынешнее состояние правительства с марксистскими идеалами социализма и призывали государство выполнить свои обещания. Писатели-социалисты-самиздаты надеялись придать социализму «человеческое лицо», выражая недовольство системой цензуры. [30] Многие социалисты верили в потенциал реформ в Советском Союзе, особенно из-за политической либерализации, которая произошла при Дубчеке в Чехословакии. Однако вторжение Советского Союза в либерализирующуюся Чехословакию в ходе событий « Пражской весны » разрушило надежды на реформы и загнало в тупик силу социалистической точки зрения. [31] Поскольку государство проявило нежелание проводить реформы, самиздат начал уделять внимание альтернативным политическим системам.

Машинописное издание книги границы и международное научное сотрудничество ». Национальные Жореса Медведева «

В самиздате несколько работ были посвящены возможности демократической политической системы. Демократический самиздат обладал революционным характером из-за его утверждения о том, что фундаментальный сдвиг в политической структуре необходим для реформирования государства, в отличие от социалистов, которые надеялись работать в тех же основных политических рамках для достижения перемен. Несмотря на революционный характер авторов демократического самиздата, большинство демократов выступали за умеренные стратегии перемен. Большинство демократов верили в эволюционный подход к достижению демократии в СССР и сосредоточились на продвижении своего дела открытыми, общественными путями, а не подпольными путями. [32]

В отличие как от демократического, так и от социалистического самиздата, славянофильский самиздат группировал демократию и социализм как западные идеалы, не соответствующие восточноевропейскому менталитету. Славянофильский самиздат привнес в политические дебаты националистическую российскую точку зрения и подчеркнул важность культурного разнообразия и уникальности славянских культур. Самиздат, написанный с точки зрения славянофилов, пытался объединить СССР в рамках общей славной истории российского самодержавия и православия .

Следовательно, тот факт, что в СССР проживало множество национальностей и не было единой русской истории, препятствовал развитию славянофильского движения. Поддерживая зачастую расистские и антисемитские взгляды на превосходство России, будь то чистота крови или сила русского православия, славянофильское движение в самиздате оттолкнуло читателей и создало раскол внутри оппозиции. [33]

Религиозный [ править ]

Религиозные самиздатские тексты писали преимущественно православные, католические, баптистские, пятидесятнические и адвентистские группы. Хотя распространялось множество религиозных самиздатов, в том числе три буддийских текста, известных исламских самиздатских текстов не существует. Отсутствие исламского самиздата кажется несовместимым с большим процентом мусульман, проживавших в СССР. [28]

Национальный [ править ]

Еврейский самиздат выступал за прекращение репрессий против евреев в СССР, а некоторые выражали желание алии , возможности покинуть Россию и отправиться на родину в Израиль. Движение алии также затрагивало более широкие темы прав человека и свобод советских граждан. [34] Однако внутри еврейского самиздата существовал раскол между более воинственными авторами, которые выступали за еврейскую эмиграцию и писали в основном в политически ориентированных периодических изданиях, и теми, кто утверждал, что евреи должны оставаться в СССР, чтобы прививать еврейское сознание и культуру, пишущие в периодических изданиях, посвященных культуре. литературная информация. [35]

Крымские татары , немцы Поволжья и турки-месхетинцы также создали самиздатскую литературу, протестуя против отказа государства разрешить им вернуться на родину после смерти Сталина. В самиздатской литературе крымских татар, немцев Поволжья и турок-месхетинцев, документирующих политическую несправедливость, которую испытывают эти народы, преобладают ссылки на «геноцид» и «концентрационные лагеря». [36] Украинский самиздат выступал против предполагаемого превосходства русской культуры над украинской и осуждал насильственную ассимиляцию украинцев с русским языком. [37]

Контрабандное аудио [ править ]

Самодельная «костяная пластинка»

Ребрышки , «музыка на ребрышках», «костные пластинки», [38] или рентгениздат ( рентген — от русского термина «рентген», по имени Вильгельма Рентгена) . [39] ) представляли собой самодельные граммофонные пластинки , скопированные с запрещенных записей, которые были ввезены контрабандой в страну. Их содержанием был западный рок-н-ролл , джаз , мамбо и другая музыка, а также музыка запрещенных эмигрантов, таких как Петр Лещенко и Александр Вертинский . Их продавали и торговали на черном рынке . [ нужна ссылка ]

Каждый диск представляет собой тонкий гибкий пластиковый лист, записанный со спиральной канавкой на одной стороне, который можно воспроизводить на обычном проигрывателе фонографа со скоростью 78 об / мин. Их изготавливали из недорогого, доступного материала: использовали рентгеновскую пленку (отсюда и название рентгениздат ). Каждый большой прямоугольный лист обрезался в круг и индивидуально записывался с помощью импровизированного записывающего станка . массового производства Диски и их ограниченное качество звука напоминают гибкие диски и, возможно, были вдохновлены ими. [ нужна ссылка ]

Магнитиздат ( магнит — от магнитофона , русское слово, обозначающее магнитофон ) — распространение на аудиокассетах звукозаписей, часто бардов , западных исполнителей и андеграундных музыкальных групп. [40] [41] Магнитиздат заменил рентгениздат , поскольку это был более дешевый и эффективный метод воспроизведения, приводивший к получению более качественных копий. [40]

влияние Дальнейшее

После того, как Bell Labs изменила свою лицензию UNIX в 1979 году, чтобы сделать распространение исходного кода незаконным, книгу Lions 1976 года , содержащую исходный код, пришлось отозвать, но ее нелегальные копии распространялись в течение многих лет. [ нужна ссылка ] Копирование книги Льва часто называли самиздатом.

В хакерском и компьютерном жаргоне термин самиздат использовался для распространения необходимых и труднодоступных документов или информации. [42]

Notable samizdat periodicals [ edit ]

См. также [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Балан 1993 .
  2. ^ Komaromi 2004 , p. 598.
  3. ^ Кинд-Ковач и Лабов 2013 , с. 19 сн. 1.
  4. ^ «Второй тираж, Энциклопедия PWN: источник достоверных и достоверных знаний» . энциклопедия.pwn.pl .
  5. ^ Микоян, Серго А. (27 июня 2008 г.). «Разрушение советской «культуры секретности»: западные ветры за стенами Кремля » . Центральное разведывательное управление . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 г. Проверено 30 июня 2023 г.
  6. ^ Komaromi 2004 , p. 599.
  7. ^ Komaromi 2004 , pp. 608–609.
  8. ^ Komaromi 2004 , p. 609.
  9. ^ Komaromi 2004 , p. 605.
  10. ^ Stelmakh 2001 , p. 147.
  11. ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 22.
  12. ^ Stelmakh 2001 , p. 149.
  13. ^ Фельдбрюгге 1975 , с. 23: «Еще одним правовым аспектом самиздатской литературы является проблема авторского права. [...] Она превратилась в важную проблему, когда советское правительство, явно пытаясь воспрепятствовать публикации самиздатовских материалов за рубежом, присоединилось к Женевской конвенции в 1973 году. [...] Известные советские авторы, такие как Солженицын, чьи произведения регулярно появляются в самиздате в Советском Союзе, никогда не заявляли, что их авторские права были нарушены самиздатской процедурой».
  14. ^ Алексеева 1987 , с. 12.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крамп 2013 , с. 105.
  16. Ноябрьский номер «Новый мир» 1962 года. литературного журнала
  17. ^ Крамп 2013 , с. 107.
  18. Хроника текущих событий 1968–1982 гг. (на русском языке). Архив на memo.ru.
  19. ^ Хроника текущих событий 1968–1983 гг. (на английском языке). Все выпуски 1968 и 1969 годов можно найти в Reddaway 1972.
  20. ^ Урбан, Игрунов и Митрохин 1997 , с. 87.
  21. ^ Раздел 2009 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джу 2004 , стр. 572.
  23. ^ Komaromi 2004 , p. 606.
  24. ^ Stelmakh 2001 , p. 148.
  25. ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 27.
  26. ^ Джу 2004 , стр. 575.
  27. ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 30.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джу 2004 , стр. 574.
  29. ^ Джу 2004 , стр. 576.
  30. ^ Меерсон-Аксенов и Шрагин 1977 , с. 47.
  31. ^ Джу 2004 , стр. 587.
  32. ^ Джу 2004 , стр. 587–588.
  33. ^ Джу 2004 , стр. 588.
  34. ^ Меерсон-Аксенов, «Еврейский вопрос в СССР - Движение за исход», 385–86.
  35. ^ Рои, Яаков (14 октября 2010 г.). «ЙИВО | Самиздат» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Институт еврейских исследований YIVO. Архивировано из оригинала 15 апреля 2011 года . Проверено 12 октября 2023 г.
  36. ^ Зиссерман-Бродский, Д. (2003). Построение этнополитики в Советском Союзе: самиздат, лишения и рост этнического национализма . Спрингер. стр. 74–75. ISBN  978-1-4039-7362-7 .
  37. ^ Джу 2004 , стр. 573–574.
  38. ^ НПР 2016 .
  39. ^ Юрчак 2006 , с. 182 .
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юрчак 2006 , с. 185 .
  41. ^ Юрчак 2006 , с. 192 .
  42. ^ Раймонд 1996 ; Файл жаргона 2004 : «Обратите внимание, что самиздат правильно используется только в отношении документов, которые содержат необходимую информацию (см. также «Хакерская этика»), но которые по какой-то причине недоступны в противном случае, но не в контексте документов, которые доступны по обычным каналам, поскольку несанкционированное копирование будет неэтичным нарушением авторских прав».

Общие источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 283744c1e56236d41a7dc03b4b7ff971__1713830580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/71/283744c1e56236d41a7dc03b4b7ff971.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samizdat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)