Этторе Соттсасс
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Июль 2024 г. ) |
Этторе Соттсасс | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 31 декабря 2007 г. Милан , Италия | (90 лет)
Национальность | итальянский |
Занятие | Архитектор |
Награды | Золотой циркуль , Черная медаль сэра Миши |
Упражняться | Соттсасс Ассоциати |
Здания | Галерея Майер-Шварц, Беверли-Хиллз , Калифорния |
Этторе Соттсасс (Инсбрук, Австрия, 14 сентября 1917 г. - Милан, Италия, 31 декабря 2007 г.) был итальянским архитектором 20-го века, известным также проектированием мебели, ювелирных изделий, стекла, освещения, товаров для дома и офиса, а также многочисленных зданий и интерьеров. часто определяется смелыми цветами.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Соттсасс родился в Инсбруке , Австрия, и вырос в Турине , где его отец, которого также звали Этторе Соттсасс, был архитектором. [1] Соттсасс-старший принадлежал к модернистской архитектурной группе Movimento Italiano per l'Architectura Razionale (MIAR), которую возглавлял Джузеппе Пагано .
Младший Соттсасс получил образование в Туринском политехническом университете в Турине, который окончил в 1939 году по специальности архитектура.
После вторжения англо-американцев в Италию Соттсасс записался в дивизию «Монтероза», подразделение Социальной Итальянской Республики , возглавляемое Бенито Муссолини и его Республиканской фашистской партией, чтобы сражаться в горах вместе с армией Гитлера (Соттсасс рассказывает о своих приключениях в качестве Лейтенант дивизии «Монтероза» в своей автобиографии «Scritto di Notte», изданной Адельфи).
После службы в армии Соттсасс открыл собственную архитектурную и дизайнерскую фирму в Милане, Италия. Здесь он начал проектировать мебель и экспериментировал с разными цветами, узорами и формами. Его работы часто ассоциировались с поп-культурой благодаря ярким причудливым объектам. Его изделия часто изготавливались из стекла и керамики.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Вернувшись домой, Этторе Соттсасс вместе со своим отцом работал архитектором, часто над новыми модернистскими версиями зданий, разрушенных во время войны. В 1947 году, живя в Милане , он основал собственную студию архитектурного и промышленного дизайна. [2] где он начал создавать работы в самых разных средах: керамике, живописи, скульптуре, мебели, фотографии, ювелирных изделиях, архитектуре и дизайне интерьера.
В 1949 году Соттсасс женился на Фернанде Пивано , писательнице, журналистке, переводчице и критике. [3] С 1954 по 1957 год он был членом Международного движения имажинистов Баухауза , уйдя в отставку из-за предполагаемой агрессии движения и его непрофессионализма. [4] В 1956 году Соттсасс отправился в Нью-Йорк и начал работать в офисе Джорджа Нельсона . Он и Пивано много путешествовали, работая на Нельсона, и через несколько месяцев вернулись в Италию.
Также в 1956 году американский предприниматель Ирвинг Ричардс заказал Соттсасу выставку своей керамики. [5]
Вернувшись в Италию в 1957 году, Соттсасс присоединился к компании Poltronova , полупромышленному производителю современной мебели, в качестве художественного консультанта. [6] Большая часть мебели, над которой он там работал, повлияла на дизайн, который он позже создаст в Мемфисе, Милане.
В 1956 году Соттсасс был нанят Адриано Оливетти в качестве консультанта по дизайну компании Olivetti для проектирования электронных устройств и разработки первого итальянского мейнфрейма , Elea 9003 за который он был награжден Compasso d'Oro в 1959 году. [7] [8] Его разработка электрической счетной машины MC 19 (совместно с Клиером была удостоена награды Compasso d'Oro в 1970 году. [8] В Olivetti он также проектировал офисное оборудование, пишущие машинки и мебель. Там Соттсасс сделал себе имя как дизайнер, которому с помощью цвета, формы и стиля удалось перенести офисное оборудование в сферу массовой культуры. [9] Его первые пишущие машинки, Tekne 3 и Praxis 48 , отличались сдержанностью и угловатостью. Совместно с Перри А. Кингом Соттсасс создал пишущую машинку Valentine в 1969 году, которая сегодня считается вехой в дизайне 20-го века. [9] и представлен в Музее современного искусства Купера Хьюитта , Смитсоновском музее дизайна , Лондонском музее дизайна , а также в Музее Виктории и Альберта . [10]
Продолжая заниматься дизайном для Olivetti в 1960-х годах, Соттсасс разработал ряд объектов, которые были выражением его личного опыта путешествий по Соединенным Штатам и Индии. [11] Эти объекты включали большие керамические скульптуры, похожие на алтарь, и его «Супербоксы», радикальные скульптурные жесты, представленные в контексте потребительского продукта, в качестве концептуальных утверждений. [12] Покрытые ярким и красочным ламинатом, имитирующим индивидуальный заказ, они были предшественниками Мемфиса, движения, которое появилось более десяти лет спустя. [13] Примерно в это же время Соттсасс сказал: «Я не хотел больше производить потребительскую продукцию, потому что было ясно, что потребительский подход весьма опасен». [14] [15] В результате его работа с конца 1960-х по 1970-е годы определялась экспериментальным сотрудничеством с более молодыми дизайнерами, такими как Superstudio и Archizoom Associati . [16] и связь с радикальным движением , кульминацией которой стало основание Мемфиса на рубеже десятилетий.
В начале 1970-х годов он разработал коллекцию модульного офисного оборудования Synthesis 45 . [17]
Соттсасс и Фернанда Пивано развелись в 1970 году, а в 1976 году Соттсасс женился на Барбаре Радиче , искусствоведе и журналистке.
Когда Роберто Оливетти стал главой компании, он назначил Соттсасса художественным руководителем и назначил ему высокую зарплату, но Соттсасс отказался. Вместо этого он создал студию Olivetti, независимую от Olivetti, и мгновенно стал самым креативным международным центром дизайна, связывающим исследования с творчеством и промышленной стратегией. Его обеспокоенность тем, что его творческие способности были бы задушены корпоративной работой, задокументирована в его эссе 1973 года «Когда я был очень маленьким мальчиком». [18]
В 1968 году Королевский колледж искусств в Лондоне присвоил Соттсасу звание почетного доктора. [19]
Мемфис Групп
[ редактировать ]С появлением новых групп ( Globaltools , Archizoom , Superstudio , UFO, Zzigurat, 9999...) стиль ручной работы внезапно появился как новая игра для экспериментов, многие из этих новых групп играли по этому новому/старому пути обновления. создание. В октябре 1980 года Соттсасс получил два предложения: одно от Ренцо Бруголы, дорогого старого друга и плотника, заявившего ему о своем желании «сделать что-нибудь вместе, как в старые добрые времена», а другое от Марио и Брунеллы Годани. владельцы Галереи дизайна Милана, которые попросили его создать «новую мебель» для их галереи.
Этторе Соттсасс основал Memphis Group в Милане 11 декабря 1980 года. [20] после песни Боба Дилана « Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again », сыгранной во время инаугурационной встречи группы. Группа действовала с 1981 по 1988 год. Группа «Мемфис» была создана в качестве реакции на статус-кво. Соттсасс сосредоточил мышление группы на «радикальном, забавном и возмутительном» - по сути, игнорируя то, что в то время считалось «хорошим вкусом». Арт-деко, цветовая палитра поп-арта и тема китча 1950-х годов вдохновили их работы. Красочный ламинат и терраццо часто встречались в их работах и использовались в полах, столах и лампах.
Соттсасс также разработал свой собственный принт. Это был отпечаток волнистых линий, также известный как отпечаток бактерии. Для печати Соттсасс черпал вдохновение из текстуры поверхности и формы буддийского храма в Мадурае, Индия. Затем он абстрагировал эту деталь в закорючки, которые назвал Бактерио. Этот узор затем использовался в дизайне мебели, в качестве шпона и текстиля.
The Memphis Group — постмодернистская совместная группа по архитектуре и дизайну, основанная Соттсассом в Милане, Италия. Группа сосредоточилась на дизайне мебели с упором на нетрадиционные типы. Дизайнеры прославились своими яркими и смелыми моделями контрастных цветов. В то время мебель должна была быть исключительно функциональной. Однако группа Memphis стремилась доказать обратное своими весьма декоративными произведениями. Они высмеивали повседневные вещи и превращали их в произведения искусства. Многие критиковали и говорили, что это просто тенденция, которая не продлится долго. Их нетрадиционные идеи вызывали споры, но теперь получили широкое признание и высокую оценку. Работы по-прежнему пользуются влиянием во всем мире, и их можно увидеть в Чикагском институте искусств, Музее дизайна в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и многих других.
Соттсасс Ассоциати
[ редактировать ]Когда в 1980-е годы Мемфисское движение привлекло внимание всего мира своей энергией и яркостью, Этторе Соттсасс начал создавать крупную консалтинговую компанию по дизайну, которую он назвал Sottsass Associati. Sottsass Associati была основана в 1980 году и дала возможность строить архитектуру в значительных масштабах, а также проектировать для крупных международных отраслей. Помимо Этторе Соттсасса, другими членами-основателями были Альдо Чибич , Марко Марабелли, Маттео Тун и Марко Занини . [21] Позже Джоанна Гравундер , Марко Сусани, Джеймс Ирвин к фирме также присоединились и Майк Райан. В 1985 году Соттсасс покинул Memphis Group, чтобы сосредоточиться на Associati.
Sottsass Associati, в первую очередь архитектурная фирма, также проектировала изысканные магазины и выставочные залы для Esprit, фирменный стиль для Alessi, выставки, интерьеры, бытовую электронику в Японии и мебель всех видов. Студия была основана на культурном руководстве Этторе Соттсасса и работе, проводимой ее многочисленными молодыми сотрудниками, которые довольно часто уезжали, чтобы открыть свои собственные студии. Sottsass Associati в настоящее время базируется в Лондоне и Милане и продолжает поддерживать работу, философию и культуру студии.
Студия работает с бывшими членами Мемфиса, а также с архитектором Йоханной Граундер . Он работает для таких крупных компаний, как Apple , Philips , Siemens , Zanotta , Fiat , Alessi, а также реализует дизайн интерьера всех розничных магазинов Esprit ( Esprit Holdings ).
Заметные достижения в дизайне
[ редактировать ]- Пишущая машинка Valentine , Olivetti, 1969 год.
- Шкаф Superbox , Полтронова, 1966 г. [22]
- Ультрафрагола , Полтронова, 1970 г. Зеркало
- Лампа Таити , Мемфис, 1981 год.
- Мурманская ваза с фруктами, Мемфис, 1982 год.
- Книжный шкаф Carlton , Мемфис, 1981 год.
- Книжный шкаф Malabar , Мемфис, 1981 год.
- Кабинет Касабланки , Мемфис, 1981 год.
- Огромный телефон, 1986 год.
- Мисс, вам не нравится икорное кресло, 1987
- Галерея Аполлодоро , часы на выставке, седьмое мероприятие «Час архитекторов » с Майклом Грейвсом , Хансом Холлеем , Аратой Исодзаки , Паоло Портогези , картины Паоло Сальвати , Рим, 1987 г.
- Коллекция «Воспоминания о Китае» , Галерея Мурманс, 1996 г.
- Кресло -мандарин , Нолл , 1986 год.
- Стекольные заводы для Venini
- Стекольный завод для CIRVA
- Nuovo Milano — набор столовых приборов, разработанный при содействии Альберто Гоцци в 1987 году для Алесси . Обладатель XVI премии Compasso d'Oro в 1991 году. [23] [24]
- Коллекция Twergi , Алесси, 1989 год, продана за 60 000 000 долларов. [ нужна ссылка ]
Заметные достижения в архитектуре
[ редактировать ]- Фиоруччи , 1980 год. Магазин
- Выставочный зал Esprit , Дюссельдорф, 1985 г.
- Выставочный зал Esprit, Цюрих, 1985 г.
- Выставочный зал Esprit, Гамбург, 1985 г.
- Здание, Марина ди Масса, 1985 г.
- Выставочный зал Alessi, Милан, 1985 г.
- Волчий дом, Риджуэй (Колорадо), 1985 год с Джоанной Граундер.
- Бар Zibibbo, Фукуока, 1989 год.
- Дом Олабуэнага, Мауи, 1989 год, с Джоанной Граундер.
- Дом Cei, Эмполи, 1989 год.
- Дом Бишофбергера, Цюрих, 1989 год с Йоханной Гравундер.
- Музей современного искусства, Равенн, 1992 г.
- Дом Геллы, Рим, 1993 год.
- Зеленый дом, Лондон, 1993 год.
- Моторная яхта Amazon Express, 1994 г.
- Гольф-клуб и курорт, Чжаоцин, 1994 г.
- Аэропорт Мальпенса, Милан, 1994 г.
- Дом Нанон, Ланакен, 1995 г.
- Дом Ван Импе, Синт-Ливенс-Хаутем, 1996 год, с Йоханной Гравундер.
- Зал ожидания Alitalia, 1997 год.
- Птичий домик, Ланакен, 1998 год с Джоанной Граундер.
- Резиденция Келли, Вудсайд, 2000 г. [25] [26]
- Остров Роппонги, Токио, 2004 г.
- Спортивный дом, Нанкин, 2004 г.
- Входные ворота галереи В. Кейта и Джанет Келлогг в кампусе Калифорнийского политехнического университета в Помоне , 1995 год.
Другие работы
[ редактировать ]Как промышленный дизайнер, его клиентами были Fiorucci , Esprit , итальянская мебельная компания Poltronova , Knoll International , Serafino Zani , Alessi , Brondi и Brionvega . [27] В качестве архитектора он спроектировал галерею Майера-Шварца на Родео-Драйв в Беверли-Хиллз, Калифорния , с эффектным дверным проемом, состоящим из неровных складок и неровных углов, а также дом Дэвида М. Келли , дизайнера первой компьютерной мыши Apple, в Вудсайде. , Калифорния . Интерьеры аэропорта Мальпенса в Милане были спроектированы Соттсассом в конце 1990-х годов, но он не был архитектором здания. [28] В середине 1990-х годов он спроектировал сад скульптур и входные ворота галереи У. Кейта и Джанет Келлог в кампусе Калифорнийского политехнического университета в Помоне . Он сотрудничал с известными деятелями в области архитектуры и дизайна, включая Альдо Чибича , Джеймса Ирвина , Маттео Туна .
Соттсасс создал обширный объем работ: мебель, ювелирные изделия, керамика, стекло, изделия из серебра, освещение, дизайн офисной техники и зданий. Он вдохновил поколения архитекторов и дизайнеров. В 2006 году Художественный музей округа Лос-Анджелес провел первую крупную музейную выставку его работ в Соединенных Штатах. Ретроспективная выставка «Этторе Соттсасс: работа в процессе » прошла в Музее дизайна в Лондоне в 2007 году. В 2009 году Центр современной культуры Марреса в Маастрихте представил реконструкцию выставки Соттсасса «Miljö för en ny Planet». (Пейзаж для новой планеты) , который проходил в Национальном музее Стокгольма в 1969 году. [12] В 2017 году по случаю 100-летия Соттсасса музей Мет Брейера в Нью-Йорке представил ретроспективу «Этторе Соттсасс: Радикальный дизайн». [29]
Одна из его работ — Telefono Enorme, созданная совместно с Дэвидом М. Келли для Brondi , — является частью коллекции MOMA , как и множество рисунков. Предметы дизайна и рисунки Соттсасса также находятся в постоянных коллекциях Метрополитен-музея , Музея дизайна в Лондоне, Музея дизайна Vitra , Бруклинского музея , Купера Хьюитта, Смитсоновского музея дизайна , Стеделийк-музея , Лос-Анджелесского музея округа. Искусства , Национального музея современного искусства в Париже, Художественного музея Филадельфии и Музея изящных искусств в Хьюстоне .
В 1999 году он был награжден премией сэра Миши Блэка и зачислен в Коллегию медалистов . [30]
В 2023 году его работы были включены в выставку Mirror Mirror: Reflections on Design at Chatsworth в Chatsworth House . [31] [32] [33]
Публикации
[ редактировать ]- Гия Самбонет, Этторе Соттсасс: Мебель и несколько интерьеров , Арнольдо Мондадори Редактор, 1985
- Ханс Хёгер, Этторе Соттсасс младший: дизайнер, художник, архитектор , Васмут, Тюбинген/Берлин, 1993 г.
- Барбара Радиче, Этторе Соттсасс: критическая биография , Темза и Гудзон, 1 993
- Франсуа Барре, Андреа Бранци и др., Этторе Соттсасс , Центр Ж. Помпиду, Париж, 1994 г.
- Фульвио Феррари, Этторе Соттсасс: вся керамика , Аллеманди, Турин, 1996 г.
- Бруно Бишофбергер, Этторе Соттсасс: Керамика , Chronicle Books, 1 996
- М. Карбони (под редакцией), Этторе Соттсасс и партнеры , Риццоли, Милан, 1999 г.
- М. Карбони (под редакцией), Этторе Соттсасс: Путевые упражнения , Араньо, Турин, 2001 г.
- М. Карбони и Б. Радиче (под редакцией), Этторе Соттсасс: Скритти , Нери Поцца Редактор, Милан, 2002 г.
- М. Карбони и Б. Радиче (под редакцией), Metafore , Skirà Editore, Милан, 2002 г.
- М. Карбони (под редакцией), Соттсасс: фотографии , Electa, Неаполь, 2004 г.
- М. Карбони (под редакцией), Sottsass 700 рисунков , Skirà Editore, Милан, 2005 г.
- М. Карбони (под редакцией), Sottsass '60/'70 , Editions HYX, Орлеан, Франция, 2006 г.
- Рональд Т. Лабако и Деннис П. Дордан, Этторе Соттсасс: архитектор и дизайнер , Музей искусств округа Лос-Анджелес / Меррелл, Лондон / Нью-Йорк, 2006 г.
- Салли Шёне, Этторе Соттсасс: Вавилонская башня тоже была сделана из терракоты (и Вавилонская башня тоже была из терракоты) , Вена, 2011 г.
- Филипп Томе, Этторе Соттсасс , Файдон, Нью-Йорк, 2014 г. ISBN 978-0714865843
- Барбара Радиче, Этторе Соттсасс: Планета существует , каталог для выставки в Музее дизайна Триеннале, Электа, 2016 г.
- Франческа Занелла, Этторе Соттсасс: Резюме каталога архива 1922–1978 гг. CSAC / Пармский университет , Сильвана, Милан, 2017 г.
- Фульвио Феррари, Соттсасс: 1000 керамики , AdArte srl, 2017
- Лука Массимо Барберо, Паскуале Гальярди, Марино Баровье и др., Этторе Соттсасс: Стекло , Скира/Риццоли, Милан, 2017 г.
- Джин Морено, Этторе Соттсасс и социальная фабрика , Институт современного искусства, Майами, 2020 ISBN 9783791358826
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суджич, Деян (2015). Этторе Соттсасс и поэзия вещей . Файдон Пресс. ISBN 978-0714869537 . OCLC 905521915 .
- ^ Погребин, Робин Дж. (1 января 2008 г.). «Этторе Соттсасс, дизайнер, умер в 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ Этторе Соттсасс . Телеграф . 2 января 2008 г.
- ^ Сэдлер, Саймон (1999). Ситуационистский город . МТИ Пресс. п. 5.
- ^ «Берегите: Этторе Соттсасс и Джесси Вайн» . АРТУНЕР . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ «Этторе Соттсасс-младший – Центр изучения Полотроновой» . Учебный центр Полотроновой (на итальянском языке). 1 января 1970 года . Проверено 3 июля 2017 г.
- ^ «Elea 9003 от Этторе Соттсасса все еще в рабочем состоянии» . www.domusweb.it . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «16 золотых компасов Оливетти» . Ассоциация исторических архивов Оливетти . 7 марта 2022 г. Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дизайнер, который помог сделать офисную технику модной и бросил вызов стандартному представлению о изящном интерьере» . Timesonline.co.uk . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ «Валентина» . Музей Виктории и Альберта. 14 марта 1969 года.
- ^ Радиче, Барбара (1993). Этторе Соттсасс: критическая биография . Лондон, Темза и Гудзон.
- ^ Перейти обратно: а б «Мы были полны энтузиазма и все еще имели надежду. Этторе Соттсасс: работы из Стокгольма, 1969 – Маррес Маастрихт – Центр современной культуры» . Marres.org. 10 января 2010 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ «Домашний контент, Студия Интернешнл» . studio-international.co.uk. Архивировано из оригинала 9 августа 2012 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ «Самый полный архив контента по архитектуре и дизайну — Icon Magazine» . iconeye.com. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ «суперразвернутая коробка» . Guykeulemans.com. 14 ноября 2009 года . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ «Этторе Соттсасс @ Искусство + Культура» . Artandcultural.com. 26 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 г. Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ «Как Этторе Соттсасс заново изобрел офисное пространство (работая над весёлым газом и дозаторами ЛСД)» . Файдон Пресс .
- ^ «Когда я был совсем маленьким: Обсерватория» . Наблюдатель за дизайном. 31 декабря 2007 года . Проверено 13 июня 2013 г.
- ^ «Этторе Соттсасс» . сайт design-technology.org .
- ^ «Серьезный случай PoMo… | Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна» . www.cooperhewitt.org . 29 января 2020 г. Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Соттсасс, Этторе, изд. (1988). Соттсасс Ассошиэйтс . Нью-Йорк: Rizzoli International Publications, Inc.
- ^ «Этторе Соттсасс-младший/Супербокс, 1966» . FRAC Центр-Валь-де-Луара . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Новый Милан» . каталог.living.corriere.it (на итальянском языке) . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Алесси, Альберто (1998). Фабрика грез: Алесси с 1921 года . Кенеманн. п. 29. ISBN 3-8290-1377-9 .
- ^ «Резиденция Келли» . Журнал «Двелл» .
- ^ Зап, Клодин (28 апреля 2017 г.). « Скульптура, в которой можно жить»: деревянный дом основателя IDEO за 15 миллионов долларов» . Риэлтор.com .
- ^ «Музейная коллекция» . samha207.unipr.it . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Мушан, Герберт (6 июля 1997 г.). «Больше беспокоюсь о людях, чем о самолетах» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ «Этторе Соттсасс: радикальный дизайн» . Метрополитен-музей, то есть Метрополитен-музей . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ «Медаль сэра Миши Блэка | Награды Миши Блэка» . сайт mishablackawards.org.uk. Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ «Зеркало-зеркало: размышления о дизайне в Чатсуорте» . www.chatsworth.org . Архивировано из оригинала 3 марта 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Бертоли, Роза (17 марта 2023 г.). «Выставка дизайна Chatsworth House исследует темы современного дизайна в эклектичной обстановке» . Обои.com . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Мадленер, Адриан (17 марта 2023 г.). «Как сделать английскую усадьбу, наполненную произведениями старых мастеров, современной? В Chatsworth House ответом является ультрасовременный дизайн» . Новости Артнета . Проверено 19 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соттсасс Ассоциати
- Этторе Соттсасс: Мировой дизайнер, Замок Монсоро, Музей современного искусства Co [1] , 2017 г.
- Коллекция дизайна Sottsass и другой дизайн Мемфиса
- Разговор с дизайнером Этторе Соттсасс , телеинтервью с Чарли Роузом, 29 ноября 2004 г., видео.
- Этторе Соттсасс. Экзистенциальный дизайн , опубликовано Хансом Хёгером в domusWeb, Милан, 2005 г.
- Emeco Nine-0 от Этторе Соттсасса
- Биография дизайна Emeco
- Жизнь и времена Этторе Соттсасса
- Дженнифер Кабат об Этторе Соттсасс
- ИСТОРИИ ДОМА: Дом Эрнеста Мурманса в Бельгии, автор Этторе Соттсасс
- Ханс Хёгер об Этторе Соттсасс: Экзистенциальный дизайн , DomusWeb, апрель 2005 г.
- Официальный сайт Olivetti. Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine.
- Некролог в The Times , 2 января 2008 г.
- Коллекция Музея дизайна
- Коллекция Купера Хьюитта
- Информация и фотографии о дизайнере Этторе Соттсасс-младшем в дизайнерском агентстве TAGWERC (на английском языке)
- 1917 рождений
- смертей в 2007 г.
- Архитекторы из Турина
- Итальянские промышленные дизайнеры
- Итальянские дизайнеры мебели
- Итальянцы австрийского происхождения
- Оливетти люди
- Лауреаты премии Compasso d'Oro
- Королевские дизайнеры для промышленности
- Пишущие машинки Оливетти
- Пишущие машинки
- Дизайнеры продуктов
- Освещение