Оливетти Валентайн
Тип | Портативная пишущая машинка |
---|---|
Зарождение | 1969 |
Производитель | Оливетти С.П.А. |
Последний год производства | 1975 [1] |
Технические характеристики [2] [1] | |
Материалы: | АБС-пластик, корпус и корпус. Металл, внутренняя механика Резина, ремни для чехла |
Масса: | 5 кг |
Высота: | 10 см |
Ширина: | 34 см |
Глубина: | 36 см |
Клавиатура: | Универсальный, 4 ряда, 44 клавиши. |
Olivetti Valentine — это портативная пишущая машинка с ручным управлением, производимая и продаваемая итальянской компанией Olivetti , которая объединила в себе внутреннюю механику пишущей машинки Lettera 32 с фирменным красным глянцевым пластиковым корпусом и соответствующим пластиковым корпусом. Разработанная в 1968 году консультантом Olivetti австрийского происхождения Этторе Соттсассом (отцом Memphis Group ) при содействии Перри А. Кинга и Альберта Леклерка, она была представлена в 1969 году и была одной из первых и самых знаковых пишущих машинок с пластиковым корпусом. [3] [4] [5] [6] [7]
Несмотря на то, что это дорогой, функционально ограниченный и несколько посредственный с технической точки зрения продукт, который не нашел успеха на рынке, [5] [8] [9] Valentine «нарушил статус-кво» дизайна пишущих машинок, [10] уловил дух времени контркультуры после 1968 года, [11] и в конечном итоге стал знаменитой международной иконой [9] – во многом из-за его выразительного дизайна.
Валентина представлена в постоянных коллекциях Метрополитен -музея , Музея современного искусства и Купера Хьюитта, Смитсоновского музея дизайна в Нью-Йорке; [12] [13] [14] Лондонский музей дизайна и Музей Виктории и Альберта ; [9] Музей электростанции в Сиднее; [15] а также Миланская Триеннале в Милане. [16]
Поэт Джованни Джудичи , который работал с Оливетти, описал Валентину как « Lettera 32, замаскированную под девушку шестидесятых». [17] Со временем самому Соттсасу, считавшему Валентину Bic Biro/Cristal среди пишущих машинок, своим oggetto rosso « красным предметом » , надоел ее дизайн, назвав его «слишком очевидным, немного похожим на девушку в очень короткой юбке». и слишком много макияжа». [18] [19] [6] [5]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально Оливетти задумал Valentine как ответ на наплыв недорогих ручных пишущих машинок прагматичной конструкции в начале 1960-х годов из Японии. [20] – например, от Brother и Silver Seiko .
Убежденный дизайн должен быть не просто функциональным, но также чувственным и эмоционально привлекательным. [21] Соттсасс прототипировал свои идеи в Moplen (ранний полипропилен , получивший торговую марку ), [10] предлагая очень простой, но смелый и очень доступный дизайн: убрав строчные буквы, обнажив ленточные заглавные буквы и отказавшись от колокольчика на правом поле. Соттсасс уделил большое внимание деталям всего дизайна, вплоть до тщательного устранения в эскизных исследованиях отрицательного пространства вокруг каждого конца каретки. [20]
В то время, когда большинство чехлов для пишущих машинок отличались сложными застежками-молниями и громоздкими конструкциями чемоданов, Соттсасс предложил недорогой литой пластиковый чехол соответствующего цвета со слегка закругленными углами и текстурированной отделкой, который мог бы сочетаться с пластиковым корпусом пишущей машинки. [22] – задняя «пластина» пишущей машинки становится верхней частью корпуса и фиксируется на самой пишущей машинке с помощью двух черных резиновых ремней/язычков на противоположных концах корпуса. [9] таким образом позволяя носить Валентинку как портфель. [3] Чемодан также мог служить мусорным баком или легким табуретом, когда использовалась пишущая машинка. [22] Историк искусства Дебора Голдберг сказала, что дизайнер, уделявший столько внимания корпусу пишущей машинки, сам по себе радикален. [11]
Оливетти сопротивлялся. [12] стремление к большему количеству функций – и стремление к созданию относительно дорогой пишущей машинки. Оливетти настаивал на более дорогом, ударопрочном, отлитом под давлением АБС- пластике с цветной пропиткой, а не на Moplen прототипа. [23] а также возможность использования как верхнего, так и нижнего регистра, а также колокольчик на правом поле. После этих разногласий и после того, как в основном завершился дизайн, а также стартовала рекламная кампания, [3] Соттсасс дистанцировался от проекта. Работу завершили его коллеги — британский дизайнер Перри Кинг и канадец Альберт Леклер. [22]
Сам дизайн был неожиданным и нонконформистским, в значительной степени деконструирующим то, что обычно представляет собой корпус пишущей машинки, открывая элементы, обычно скрытые, с использованием «плавающих клавиш» и пластиковой «рейки» цвета кузова перед клавишей пробела, визуально отделенной от основной части пишущей машинки. тело. Соттсасс назвал оранжевые соски и розовую грудь на Тома Вессельмана, картинах изображающих обнаженную натуру, источником вдохновения для создания оранжевых кепок с лентой ко Дню святого Валентина; он выбрал ярко-красный цвет, чтобы подчеркнуть непринужденную креативность, а не серьезную монотонность офисной работы. [12]
Детали включали черные пластиковые клавиши и белые буквы; оранжевые пластиковые колпачки для катушек с лентой, серебристый металлический возвратный рычаг и направляющая для бумаги; двойные хромированные бумажные опоры в виде кроличьих ушей; черные резиновые ножки; красная пластиковая поворотная ручка сзади пишущей машинки, а также встроенная рельефная надпись «Валентинка» спереди и «оливетти» на задней пластине. Первоначально руководство пользователя было напечатано на наборе небольших «бирок», скрепленных веревочной петлей, с дерзкими формулировками, описывающими основные функции, сопровождаемыми простыми черно-белыми иллюстрациями. [23] В ходе производства в конструкцию вносились изменения, включая увеличение колпачков оранжевой ленты и добавление двух заметных ямочек в верхней части кузова, чтобы предотвратить потертости при снятии пишущей машинки или возврате ее в футляр. [22]
Хотя Валентину часто называли la rossa portatile (красный портативный), впоследствии она также производилась в очень небольших количествах в белом, синем и зеленом цветах соответственно для Италии, Франции и Германии. [17]
Ряд подобных пишущих машинок либо предшествовали дизайну Valentine, либо близко копировали его. Примечательно, что Valentine имела множество общих черт, включая ярко-красный цвет, плавающие черные клавиши и корпус пишущей машинки из АБС-пластика с выраженной задней «пластиной», соединенной с пластиковым корпусом, с пишущей машинкой Monpti , разработанной Стефаном Лендьелем в 1968 году ( в том же году был разработан Валентин) для НП Збройовка Брно в Вышкове , Чехия – производителя пишущих машинок Consul. [24] Кроме того, промышленный дизайнер Карл Вильгельм Сундберг (Нидерланды, 1910–1982), работавший в Sperry Rand Corporation , в 1963 году запатентовал пишущую машинку с пластиковым корпусом, не указав ABS для будущей красной пишущей машинки компании Remington Starfire. [25] 31 марта 1972 года миланская компания Antares SPA зарегистрировала в США товарный знак Antares Lisa - пишущую машинку с аналогичным деконструктивистским дизайном (плавающие клавиши, плавающий пробел и визуально отделенная «рельс» цвета кузова перед пробелом). [26] В конечном итоге он был продан в США как Montgomery Ward Model 22. [26]
Со временем Соттсасс посчитал дизайн приторным и стал открыто возмущаться « Валентайном» , говоря: «Я работал шестьдесят лет своей жизни, и, кажется, единственное, что я сделал, — это эту чертову красную машину. ошибка. Предполагалось, что это будет очень недорогое портативное устройство, которое будет продаваться на рынке как [одноразовая ручка]… но потом люди в Olivetti сказали, что такое нельзя продать». [11]
Реклама и продажи
[ редактировать ]Соттсасс хотел, чтобы у Valentine был свой собственный особый имидж, который «преобладал бы над глобальным имиджем Olivetti». [6] Вместе они взяли на себя обязательство создать рынок для Valentine, отдавая приоритет демографическим группам, которые могли бы оценить дизайн пишущей машинки как предмета досуга. [27] столько же, если не больше, чем его механические характеристики. [17] Он понравится «молодым людям или людям с юношеской чувствительностью, открытым для привлекательности нового и модного». [6] реклама Валентина, изображающая «желание проявлять творческий подход и рисковать». [28]
Оливетти провел обширное исследование рынка. В маркетинговом заявлении Olivetti при представлении Валентина Соттсасс отметил:
- Поскольку они попросили нас подумать и о разработке рекламы для этого продукта, мы попытались сделать что-то, что представляло бы и объясняло эти идеи, и мы решили разместить Валентинку в как можно большем количестве мест, чтобы посмотреть, как она ведет себя и что происходило вокруг, и мы сделали много фотографий. [6]
- Итак, через некоторое время у нас появилась большая документация, своего рода репортаж о путешествии среди людей предмета, а не человека, и все прошло не так уж и плохо, потому что все были вполне рады с этим поиграться. Валентина, и быть вместе с ней, и в остальном она тоже, этот красный предмет, в конечном итоге довольно хорошо слилась с вещами, которые уже существуют в мире, с естественными вещами и с искусственными вещами, которые создают эту великую путаницу, в которой мы живем. . [6]
В рекламе запуска в конечном итоге были задействованы несколько художников-графиков: сам Соттсасс. [17] вместе с Роберто Пьераччини, [29] Уолтер Балмер , Эджидио Бонфанте , [30] Тадааки Канасаши, [28] [31] Тесро Ито, [28] Ёситаро Исака, Джордж Ливитт, [32] Грациелла Марки, [33] Адрианус Ван Дер Эльст [34] – и Милтон Глейзер , [3] обыгрывание картины «Смерть Прокриды » (около 1495 г.) Пьеро ди Козимо , [28] изобразил Валентина в обстановке эпохи Возрождения с собакой, предполагая, что «она тоже была лучшим другом человека». [5] [35]
«Валентайн» позиционировался как продукт массового потребления, который каждый мог использовать где угодно. [17] Большие плакаты были развешаны на улицах города, в метро и на железной дороге; радиоролики объявили о своем появлении вместе с рекламой в популярных журналах. Оливетти также заказал серию коротких авангардных рекламных видеороликов (доступных на Youtube), которые будут показываться перед фильмами во время превью, в том числе: «Женщина с сигарой» ; Пишите от всего сердца ; Женщина в космосе ; Молодой японец ; Мальчик с мотоциклом ; Молодые хиппи ; Пинбол ; и Красный портативный компьютер . [17] [Примечания 1]
На презентации Оливетти в 1969 году Соттсасс заявил: «Сегодня портативное устройство становится предметом, который человек носит с собой, как куртку, обувь или шляпу; я имею в виду те вещи, на которые мы обращаем внимание и на которые не обращаем внимания; вещи, которые приходят и уходят, вещи, которые мы склонны все больше и больше демистифицировать». [17] [36] [Примечания 2]
Валентинка была официально представлена в День святого Валентина в 1969 году. [11] – на в значительной степени невосприимчивый рынок. [9] Производство осуществлялось сначала в Италии, затем в Испании и Мексике. [22] На момент появления в США Valentine продавался по цене 259 долларов. [37] когда Royal Mercury ультрапортативный металлический корпус продавался по цене 49 долларов. В то время как Оливетти прогнозировал продажи в миллионах, продажи Valentine достигли нескольких десятков тысяч; Первоначально он был снят с производства и возвращен в производство только по многочисленным просьбам. [23]
В популярной культуре
[ редактировать ]Бриджит Бардо сфотографировалась с валентинкой; [2] в 1970 году Ричард Бертон и Элизабет Тейлор были сфотографированы в аэропорту Хитроу с валентинкой; [38] а Валентинку использовал главный герой в фильме Стэнли Кубрика « Заводной апельсин» (1971). [3] Браун — дизайнер Дитер Рамс владел «Валентайном». [39] Он появился в фильме 2007 года «Свидетели» . [40]
В 1999 году в своем родном городе Ивреа Исторический архив Оливетти организовал выставку в честь 30-летия Валентина под названием «Россо, Россо Валентин», впоследствии воспроизведенную в Милане, Праге, Будапеште, Генуе и Турине. [7]
В 2016 году пишущая машинка Valentine Дэвида Боуи была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за 45 000 фунтов стерлингов при предпродажной оценке в 300–500 фунтов стерлингов. [41] [42]
В 2017 году Питер Оливетти, правнук Камилло Оливетти , основателя корпорации Olivetti, создал дань уважения Валентину – в виде велосипеда, используя 100-летний юбилейный набор трубок Cento , созданный итальянской компанией Columbus . На нем были детали, напоминающие пишущую машинку: цвет, три маленькие цветные точки, напоминающие о выборе ленты пишущей машинки, и оранжевая точка на насосе, напоминающая колпачки ленты. [43]
См. также
[ редактировать ]- Пишущие машинки Olivetti (все модели)
- Оливетти С.П.А.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Оливетти Валентина» . Автономная провинция Больцано – Альто-Адидже (на итальянском языке) . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Йоаким Флисберг (8 декабря 2023 г.). «Оливетти Валентайн — икона итальянского дизайна» . Franksgarage.se.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Розарио Спаньолелло (28 мая 2020 г.). «Валентайн, культовая итальянская пишущая машинка рубиново-красного цвета» . Эль Декор.
- ^ «Этторе Соттсасс-младший и Перри Кинг» . СФМОМА . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дэвид Хейс. «Оливетти Валентайн: Макинтош 60-х» . ДэвидХейс.ca.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Антонио Моро (27 декабря 2007 г.). «Оливетти Валентайн Этторе Соттсасса (перевод с итальянского)» . Medium.com.
- ^ Перейти обратно: а б «Валентина: дизайн и графика для культового продукта» . Сториаоливет/. 4 марта 2016 г.
- ^ «Как Этторе Соттсасс сделал пишущую машинку сексуальной» . Phaidon.com. Архивировано из оригинала 18 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Пишущая машинка Валентина 1969 года (дизайн)» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Оливетти Валентайн, Этторе Соттсасс, Перри Кинг, Оливетти 1968» . Домус . п. 014/019 (вид галереи).
- ^ Перейти обратно: а б с д Эмбер Снайдер (20 февраля 2020 г.). «Как радикальную, мятежную пишущую машинку Валентина назвали ошибкой» . Культурное путешествие.
- ^ Перейти обратно: а б с «Портативная пишущая машинка Валентина» . Метрополитен-музей .
- ^ «Этторе Соттсасс, Перри Кинг. Портативная пишущая машинка Валентина. 1968» . Музей современного искусства . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Валентайн, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна» . Смитсоновский институт . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ « Портативная пишущая машинка «Валентайн» фирмы Olivetti. ОБЪЕКТ № 2003/13/1 1969 г.» . Музей электростанции . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ «Валентина; Пишущая машинка; Этторе Соттсасс-младший, Перри А. Кинг; Оливетти» . Фонд La Triennale di Milano (на итальянском языке) . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Валентина: дизайн и графика культового продукта» (на итальянском языке). Ассоциация исторических архивов Оливетти.
- ^ «Валентинка Оливетти – Искусство» . Рай Культура (на итальянском языке) . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Джонатан Глэнси (15 апреля 2015 г.). «Иконки дизайна: Почему все любят валентинки (видео, 3:23)» . Би-би-си.
- ^ Перейти обратно: а б Адам Ричардсон (3 февраля 2015 г.). «Пишущая машинка Оливетти Валентайн» . Массовая Душа.
- ^ Грег Фудач. «Концепт Оливетти Валентина» . Antikeychop.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грег Фудач. «Валентайн 1969–1973 Olivetti SpA Ивреа, Италия» . Antikeychop.com.
- ^ Перейти обратно: а б с «Оливетти Валентайн Этторе Соттсасса» . Whatisepic.it. 15 июля 2022 г.
- ^ «Монпти, 1969» . Музей Николиса . 22 июля 2020 г. Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Грег Фудач. «Ремингтон Старфайр (1963–1969)» . Antikeychop.com.
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Мессенджер (25 сентября 2012 г.). «Портативные пишущие машинки Lisa30 и Valentine: недостающее звено Антареса-Оливетти?» . Пишущая машинка Оз.
- ^ Бернис Харрисон (10 февраля 2018 г.). «Момент дизайна: пишущая машинка Валентина, 1969» . Ирландские Таймс.
- ^ Перейти обратно: а б с д Санни Чунг (7 сентября 2023 г.). «Моя дорогая Валентина: как искусная реклама Оливетти наполнила машины желанием» . Музей М+ , Гонконг.
- ^ «Оливетти, 110 лет ожидания | Фотографии» . Corriere della Sera (на итальянском языке). 20 февраля 2018 года . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Рон Ковач (27 мая 2009 г.). «Ручная пишущая машинка Olivetti» . Дизайн аплодисментов.
- ^ «Учёба и любовь; Плакат; ок. 1975 г. (напечатан)» . Музей Виктории и Альберта . 1975 год . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Красный, красный Валентин» . Storiaolivetti.it (Исторический архив Оливетти). 22 мая 1999 г.
- ^ «Валентинка Оливетти: Яблоко своего времени | М+» . www.mplus.org.hk . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Оливетти, модель Валентайн, 1969–1989» . Национальная архивная система – SAN (на итальянском языке) . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «История Валентины Оливетти, огненно-красной портативной пишущей машинки» . Harper's BAZAAR (на итальянском языке). 11 февраля 2021 г. Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «Почему Валентина — лучший объект дизайна» . Журнал студии (на итальянском языке). 12 апреля 2018 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Энн Гилберт (21 октября 2017 г.). «Антикварный детектив» . Ланкастерское фермерство, стр. B26.
- ^ Йоханна Агерман (7 октября 2009 г.). «Пишущая машинка Валентина» Адриано Оливетти . Икона.
- ^ Зубер, Энн (10 октября 2022 г.). «Дитер Рамс, Мужчина убирает» [Дитер Рамс, Мужчина убирает]. Время . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Паула Бенсон (9 февраля 2016 г.). «Глянцевая, сексуальная и желанная – оригинальная пишущая машинка Olivetti 'Valentine' станет прекрасным подарком любимому человеку» . Кино и мебель.
- ^ Глиделл, Колин (15 ноября 2016 г.). «Аукцион Дэвида Боуи: продажа личной коллекции покойного художника делает культовую группу Memphis Group знаменитой» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Муньос-Алонсо, Лорена (3 ноября 2016 г.). «Откройте для себя скрытые жемчужины распродажи «Боуи/Коллекционер»» . Новости Артнета . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ «ЛЮБОВНОЕ ПИСЬМО ИСТОРИИ. Валентина Оливетти, которую вы никогда раньше не видели» . Sram.com.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Следующие ссылки на рекламные ролики ко Дню святого Валентина на YouTube, полученные 17 февраля 2024 г.:
- Женщина с сигарой ( итальянский : Donna con il cigaro )
- Пишите от души
- Женщина в космосе ( итальянский : Donna nell'spazio )
- Молодые японцы ( итальянский : Adolescente japanese )
- Мальчик с мотоциклом ( итал . Ragazzo con la moto )
- Молодые хиппи ( итал . Хиппи Джовани )
- Пинбол ( итал . Flipper )
- Red Portable ( итальянский : La Portable Rossa )
- ^ ( Итальянский : Ноутбук сегодня становится предметом, который человек носит с собой, как носите с собой куртку, обувь, шляпу; я имею в виду те вещи, на которые человек обращает внимание и на которые не обращает внимания, вещи, которые приходят и вперед, вещи, которые мы склонны все больше и больше демистифицировать .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Оливетти
- Коллекции в движении: Пишущая машинка Валентина (Краткий фильм Купера Хьюитта, Смитсоновский музей дизайна )
- Валентинка Оливетти: икона дизайна пишущей машинки ( Rai Cultura с Этторе Соттсасс) телепрограмма
- Пишущие машинки
- Пишущие машинки Оливетти
- Промышленный дизайн
- 1960-е годы в Италии
- Продукты, представленные в 1969 году
- Поп-арт
- Итальянский дизайн
- История дизайна
- Дизайн продукта
- Коллекция Музея современного искусства (Нью-Йорк)
- Коллекция Метрополитен-музея
- Коллекции Музея Виктории и Альберта
- Коллекции Музея электростанции