Марко Занусо
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Июль 2024 г. ) |
Марко Занусо | |
---|---|
![]() Занусо в 1960 году ( Паоло Монти ) фотография | |
Рожденный | 14 мая 1916 г. Милан |
Умер | 11 июля 2001 г. (85 лет) Милан |
Занятие | Архитектор , дизайнер |
Награды |
|
Марко Занусо (14 мая 1916 — 11 июля 2001) — итальянский архитектор и дизайнер-модернист. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Марко Занусо родился в Милане ( Италия ) 14 мая 1916 года. Он был одним из группы итальянских дизайнеров из Милана, формировавших международную идею «хорошего дизайна» в послевоенные годы. Он начал изучать архитектуру в Миланском политехническом университете в 1934 году и окончил его в 1939 году. Во время Второй мировой войны он служил в составе стран Оси в итальянском военно-морском флоте, после чего в 1945 году открыл собственное конструкторское бюро. карьере, в Domus , где он работал редактором в 1947–49, и в Casabella , где он был редактором в 1952–56, где в тесном сотрудничестве с Эрнесто Натаном Роджерсом и другими он помог утвердить теории и идеалы энергичного Движение современного дизайна . Будучи профессором архитектуры, дизайна и градостроительства в Миланском политехническом университете с конца 1940-х по 1980-е годы, а также одним из основателей ADI в 1950-х годах, он также оказал явное влияние на появление следующего поколения дизайнеров. Италии .
Карьера
[ редактировать ]



Плодотворная карьера Марко Занусо длилась более шести десятилетий, и за это время его интерес к рациональному дизайну для решения проблем позволил ему раздвинуть границы в городском планировании, архитектуре и дизайне изделий. Его подход к европейскому «хорошему дизайну» имеет некоторые особенности, и он сказал, что его «любознательность» стимулировала его «постоянный поиск новых открытий». [2] В каждом масштабе его подход к «нахождению порядка в сложности» привел к его открытости технологическим инновациям, материалам и эстетической функциональности, которые улучшили человеческий опыт.
При жизни он сотрудничал со многими своими коллегами, в том числе с историками Арганом, Доменико, Пикой и Веронези, критиками Цви и Дорфлесом , а также архитекторами Роджерсом и Понти . [2] В архитектурном плане его сотрудничество с Эрнесто Н. Роджерсом привело к тому, что он стал редактором журналов Domus и Casabella и начал писать ранние эссе по архитектуре, в которых проявляется его особый подход к модернизму. В 1957 году Занусо стал партнером немецкого дизайнера Рихарда Саппера . Одним из их первых проектов был небольшой штабелируемый детский стульчик разработанный для Kartell из неармированного пластика, . Этот предмет был легким, функциональным и игривым, выполненным в нескольких ярких цветах и входящим в число дизайнов мебели, призванных убедить людей в том, что пластик является жизнеспособным и подходящим материалом для современного дома.
Занусо и Сапер были наняты в 1959 году в качестве консультантов Brionvega , итальянской компании, пытавшейся производить стильную электронику, которая, по крайней мере внешне, превосходила бы продукцию, производимую в Японии и Германии . Они разработали серию радиоприемников и телевизоров, которые стали бессмертными символами эстетики, известной как « техно-функционализм ». Их округлый, компактный и портативный «Дони 14» ( Compasso d'Oro, 1962). [3] был первым полностью транзисторным телевизором. Работая языком скульптурного минимализма, они разработали успешный складной телефон Grillo для Siemens (1966). Это был один из первых телефонов, в котором циферблат и динамик были совмещены на одном устройстве.
Занусо был приглашен в качестве приглашенного докладчика на серию лекций Dunhill по промышленному дизайну в Австралии в 1971 году. В 1972 году Занусо и Саппер спроектировали серию жилищ для выставки «Италия: новый внутренний ландшафт» в МоМА . Каждый штабелируемый блок, похожий на ультрасовременные вигвамы, превращался в жилую зону со всеми удобствами и множеством аксессуаров небольшой квартиры. Занусо писал, что они «разработаны для всех ситуаций, требующих немедленно доступных и легко транспортируемых жилых помещений». [ нужна ссылка ] Как и в остальных работах, отличительными чертами этих проектов были элегантность и воображение.
В 1984 году он был награжден премией Premio Presidente della Repubblica и премией Compasso d'Oro Lifetime Achievement Award в 1994 году. В 1999 году он получил почетную степень в области промышленного дизайна в Миланском политехническом университете , где он также читал лекции с 1960-х по 1980-е годы. . [4]
Архитектура
[ редактировать ]В то время как Занусо и Сапер раздвигали границы своим инновационным промышленным дизайном, Занусо из своей миланской студии исследовал границы архитектуры посредством различных новых проектов в Италии и по всему миру, включая Аргентину, Бразилию и Южную Африку. [4] С одинаковой легкостью проектируя сложные коммерческие склады и офисы, общественные здания и жилые помещения, он стремился ответственно улучшить современное общество. [2]
Например, его фабрика Olivetti (1961 г.) в Сан-Паулу и новый театр Пикколо (1996 г.) в Милане являются уважаемыми образцами его коммерческой архитектуры. [5] Его домашняя архитектура считается вкладом в архитектурные инновации в эпоху, которая пересмотрела роль и процессы современного движения. [4] Среди этих проектов - его Casa a Leto di Priolo, Аренцано (1960–1962), в Генуе , Италия, Дома отдыха, Арзакена , (1962–1964) на Сардинии, Casa Press, ферма Коромандел (1969–1975) в Лиденбурге , Юг. Африка, Дом на острове Кавалло (1981–1988) на Корсике . Его исследование архитектуры в ответ на природу было постоянной темой, как видно в Cimiterio a la Muda, Longarone (1967–1973), который был совместным проектом с Джанни Эйвоном, Франческо Тентори и известным итальянским ландшафтным архитектором Пьетро Порчинаи .
Промышленный дизайн
[ редактировать ]

Основные работы в его карьере охватывают широкий спектр: от ранних экспериментов с гнутым металлом до роскошной мягкой мебели и изящных промышленных образцов из пластика. Основной мотив на каждом этапе его работы заключается в том, что он был пионером в использовании и доступности на рынке каждого материала, с которым он работал. Некоторые из его первых работ, которые вообще были показаны и, конечно же, за пределами Италии, были на конкурсе недорогой мебели, спонсируемом МоМА, в 1948 году. Его проект представлял собой стул с металлическим каркасом, в котором использовался революционный метод соединения с тканевое сиденье на каркасе. В 1948 году Pirelli открыла новое подразделение Arflex , занимающееся разработкой сидений с обивкой из пенорезины. Они поручили Zanuso произвести свои первые модели. Его стул «Антропус» появился в 1949 году, за ним последовал стул «Леди», получивший первый приз на Миланской триеннале 1951 года . Занусо похвалил новый материал: «Можно произвести революцию не только в системе обивки, но также в структурном производстве и формальном потенциале... наши прототипы приобрели визуально захватывающие и новые контуры... в соответствии с промышленными стандартами, которые ранее были невообразимы».
Различные предметы его работ находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке , Триеннале Милана , Триеннале Токио, Музея Витра , Музея Арфлекс и Музея Картелл.
Важные продукты
[ редактировать ]- 1951 г. Кресло «Леди» для arflex. [6] ( Трехлетняя золотая медаль )
- 1952 г. Кресло «Мартингала» для arflex.
- 1952 Диван "Трипольтрона" для arflex ( Золотая медаль Триеннале ).
- 1954 Диван Sleep-o-matic для arflex ( Золотая медаль Триеннале )
- 1955 г. Здания Olivetti в Буэнос-Айресе и Сан-Паоло.
- 1956 г., швейная машина модели 1102 для Fratelli Borletti. [7]
- 1960 Стул «Лямбда» для Гавины (с Ричардом Саппером )
- 1962 Телевидение "Дони" для Брионвеги (с Ричардом Саппером)
- 1963 года Концепт Alfa Romeo 2600 (с Ричардом Саппером) [8] [9] [ нужен лучший источник ]
- 1964 Телевидение "Алгол" для Брионвеги (с Ричардом Саппером)
- 1964 Кресла Woodline и Fourline для arflex.
- 1964 Детский стул «K 4999» для Kartell (совместно с Ричардом Саппером)
- 1964 Радио "TS 502" для Брионвеги (с Ричардом Саппером) [6]
- 1966 Grillo Телефон для Siemens (с Ричардом Саппером)
- Телевидение 1969 года "Black 201" для Брионвеги (с Ричардом Саппером) [6]
- Стол "Маркузо" 1970 года для Занотты.
- 1970 г. Ручка "Hastil" для Авроры. [10] (с Ричардом Саппером)
- 1974 г., здание IBM в Милане.
- 1995 г. Набор столовых приборов «Дуна» для Алесси.
- 1998 Новый театр Piccolo Teatro в Милане.
- Фото Паоло Монти
- Магазин Cedit, Милан, 1957 год.
- Магазинная рассрочка, 1957 год.
- Керамическая промышленность CEDIS, Палермо
- Выставка о пионерах авиации, Королевский дворец в Милане , 1960 г.
Публикации
[ редактировать ]- Франсуа Буркхардт, Марко Занузо. Дизайн , Федерико Мотта Эдиторе, 1994 г. ISBN 88-7179-082-0
- Альдо Колоннетти Графика и дизайн в Милане, 1933–2000 гг ., Издатель серии AIM – каталоги Abitare Segesta, Милан, 2001 г.
- Креспи Л. и др., Марко Занусо: архитектура и дизайн, Рим: Officina Libraria, 2020.
- Де Джорджи, М., «Casa Press/Press House Marco Zanuso», Inventario, vol. 1, 2011, с. 156–159.
- Де Джорджи, М., архитектор Марко Занусо, Милан: Skira, 1999.
- Перес Э. и Замбони А. Марко Занусо в Южной Африке. Лондон: Artifice Press, 2022.
- Гриньоло Р., Марко Занусо: Сочинения о методах производства и дизайна, Милан: Mendrisio Academy Press и Silvana Editoriale (сборник, режиссер Летиция Тедески), 2013.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джули В. Айовин (19 июля 2001 г.). «Марко Занусо, 85 лет, дизайнер-инноватор» . Нью-Йорк Таймс . п. Б 9 . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Буркхардт, Ф (1994). Дизайн: Марко Занусо . Милан: Редакционная продукция. п. 6. ISBN 9788871790824 .
- ^ "ДОНИ" . Музей дизайна ADI . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Перес и Замбони (2022). Создание Короманделя: Марко Занусо в Южной Африке . Лондон: Artifice Press. ISBN 9781911339472 .
- ^ Креспи (2020). Марко Дзанузо: архитектура и дизайн (на итальянском языке). Рим: Officina Libraria. ISBN 9788833670515 .
- ^ Перейти обратно: а б с Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. п. 746-8. ISBN 9783822840788 . OCLC 809539744 .
- ^ «ШВЕЙНАЯ МАШИНА МОД.1102» . Музей дизайна ADI . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Коллекция изображений библиотеки дизайна: Марко Занусо, исследование дизайна Alfa Romeo 2600, Италия (1963–1965)» . Коллекции библиотек СКГУ . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Дизайн хорош. История моя» . Тамблер . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Перьевая ручка Аврора Хастил» . Unsharpen.com . Проверено 28 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- 2001 смертей
- Выпускники Миланского политехнического университета
- Итальянские архитекторы 20 века.
- Итальянские промышленные дизайнеры
- Академический состав Миланского политехнического университета
- Оливетти люди
- Архитекторы из Милана
- Итальянские дизайнеры мебели
- Лауреаты премии Compasso d'Oro
- Дизайнеры продуктов