Джио Понти
Джио Понти | |
---|---|
Рожденный | 18 ноября 1891 г. Милан , Италия |
Умер | 16 сентября 1979 г. (87 лет) Милан, Италия |
Альма-матер | Политехнический институт Милана |
Занятие | Архитектор |
Здания | Башня Пирелли , Милан; Собор Гран-Мадре-ди-Дио , Таранто ; Вилла Планшар, Каракас ; [1] Денверский художественный музей (совместно с Джеймсом Садлером); [2] Палаццо Монтекатини, Милан. [3] |
Джованни «Джио» Понти ([d͡ʒo] 18 ноября 1891 - 16 сентября 1979) был итальянским архитектором, промышленным дизайнером, дизайнером мебели, художником, педагогом, писателем и издателем. [4]
За свою карьеру, охватывающую шесть десятилетий, Понти построил более сотни зданий в Италии и в остальном мире. Он спроектировал значительное количество предметов декоративно-прикладного искусства и дизайна, а также мебели. [5] Благодаря журналу Domus , который он основал в 1928 году и которым руководил почти всю свою жизнь, а также активному участию в таких выставках, как Миланское триеннале , он также был горячим сторонником искусства жизни в итальянском стиле и крупным игроком. в обновлении итальянского дизайна после Второй мировой войны. [6] С 1936 по 1961 год он преподавал в Миланской политехнической школе и воспитал несколько поколений дизайнеров. Понти также способствовал созданию в 1954 году одной из самых важных наград в области дизайна: Compasso d'Oro , и сам был удостоен этой премии в 1956 году. [7] [8] Понти умер 16 сентября 1979 года.
Его самые известные работы — Башня Пирелли , построенная с 1956 по 1960 год в Милане в сотрудничестве с инженером Пьером Луиджи Нерви , Вилла Планшар в Каракасе и кресло Суперлеггера, [9] производства Cassina в 1957 году.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Понти родился в Милане в 1891 году. [10] Энрико Понти и Джованне (Ригоне). Его учеба была прервана военной службой во время Первой мировой войны. Он служил капитаном в Понтоньерском корпусе (Инженерный корпус) с 1916 по 1918 год и был награжден как Бронзовой медалью за военную доблесть , так и Итальянским военным крестом . [ нужна ссылка ]
по специальности архитектура Понти окончил Миланский политехнический университет в 1921 году. [11] В том же году он женился на Джулии Вимеркати, от которой у него было четверо детей: Лиза, Джованна, Летиция и Джулио, а также восемь внуков. [ нужна ссылка ]
Архитектура и дизайн интерьера
[ редактировать ]Понти начал свою архитектурную карьеру в партнерстве с Мино Фиокки и Эмилио Ланча с 1923 по 1927 год, а затем до 1933 года только с Lancia, как Studio Ponti e Lancia PL . В эти годы он находился под влиянием миланского неоклассического движения Novecento Italiano и был связан с ним . В 1925 году Понти вместе с производителем фарфора участвовал в Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже. По этому случаю он подружился с Тони Буйе, директором серебряной компании Christofle . Семья Буйе, которая доверила ему его первый архитектурный заказ за границей, строительство Анж Волан (1926–1928, в сотрудничестве с Эмилио Лансия и Томазо Буцци ), загородного дома, расположенного на краю поля для гольфа Сен-Клу, на окраине Парижа. Когда он построил свое первое здание в Милане, на улице Рандаччо (1925–1926), Ange Volant предоставил Понти возможность поэкспериментировать со своей личной концепцией дома в итальянском стиле, принципы которой он собрал в своей книге. La Casa all'Italiana , опубликованная в 1933 году. Среди других работ того времени - Памятник павшим 1928 года , созданный архитекторами Novecento Джованни Муцио , Томазо Буцци , Оттавио Кабиати , Эмилио Ланча и Альберто Альпаго Новелло.
1930-е годы были для Понти годами активной деятельности. Он участвовал во многих проектах, особенно в своем родном городе Милане . Со строительством погребальной часовни Борлетти в 1931 году он начал применять модернистский подход. Удалив все орнаменты, Понти перешел к формальному упрощению, стремясь совместить стиль и структуру. Десять «типиче» (типичных домов), построенных в Милане между 1931 и 1938 годами, также были близки к рационалистическому модернизму, сохраняя при этом черты средиземноморских домов, такие как балконы, террасы, лоджии и беседки. Просторные, оборудованные и построенные из современных материалов, они отвечали требованиям новой миланской буржуазии. Строительство здания Расини (1933–1936) с плоскими крышами ознаменовало конец его сотрудничества с Эмилио Ланча примерно в 1933 году. Затем он объединил усилия с инженерами Антонио Форнароли и Эудженио Сончини, чтобы создать студию Понти-Форнароли-Сончини, которая просуществовала до 1945 года. . [12]
Для Пятой триеннале декоративного искусства в Милане в 1933 году Джованни Муцио спроектировал Палаццо дель Арте в Парко Семпионе, музей и театр для размещения экспозиций. Рядом с дворцом по заказу Джо Понти была построена стальная башня-шпиль.Башня Литтория высотой 108 метров (354 фута) (или Башня Ликтора, но теперь Башня Бранка ) должна была напоминать связки, образующие фасции . Его венчал панорамный ресторан. Предположительно, высота башни была ограничена Муссолини, чтобы не превышать высоту статуи Мадоннины на вершине Дуомо . [13] [14]
Первое офисное здание химической группы Монтекатини (1935–1938), для которого он использовал новейшие технологии и материалы, производимые фирмой, чтобы отразить авангардный дух компании, Понти спроектировал в беспрецедентном масштабе ( офисах размещалось 1500 рабочих мест), здание во всех деталях, от архитектуры до мебели. [15]
Понти также участвует в проекте по расширению нового университетского кампуса в Риме, возглавляемом градостроителем Марчелло Пьячентини путем проектирования школы математики, открытой в 1935 году. [16] Понти выбрал яркие и функциональные пространства с простыми линиями, в том числе веерообразное здание, в котором разместились три амфитеатра. С 1934 по 1942 год он работал в Падуанском университете над строительством и дизайном интерьера нового факультета искусств Иль Ливиано (1934–1940), затем художественным руководством и дизайном интерьера Аула Магна, базилики и церкви. ректорат Палаццо Бо. [17] В конце 1930-х годов Понти углубил свои исследования жилищного строительства в Средиземноморье, сотрудничая с писателем и архитектором Бернардом Рудофски . Вместе они в 1938 году представили себе Albergo nel Bosco на острове Капри , отель, спроектированный как деревня из домов-спален, уникальных и разбросанных по ландшафту.
На рубеже 1940-х годов Понти продолжил архитектурные проекты сначала со строительством клиники Колумба (1939–1949) в Милане и дизайном интерьера Палаццо дель Бо в Падуанском университете , где он выполнил монументальную фреску. на лестнице, ведущей в ректорат. [17] С 1943 года из-за Второй мировой войны его деятельность как архитектора замедлилась. Этот период соответствовал периоду размышлений, когда Понти посвятил себя написанию и дизайну декораций и костюмов для театра и оперы, таких как » Игоря Стравинского для «Пульчинелла театра «Триеннале» в 1940 году или Кристофа Виллибальда Глюка « Орфей и Эвридика» для театра «Триеннале». Милан Скала в 1947 году. Он также планировал экранизацию Луиджи Пиранделло « Энрико IV» для Луи Жуве и Антона Джулио Брагалья .
После Второй мировой войны, с началом итальянского экономического бума, 1950-е годы были напряженным временем для Понти, который путешествовал за границу. Он участвовал в реконструкции и дизайне интерьеров нескольких итальянских лайнеров ( Conte Grande et Conte Biancamano , 1949 г., Andrea Doria и Giulio Cesare, 1950 г., Oceania, 1951 г.), демонстрирует ноу-хау своей страны. [18] Строительство продолжалось в Милане . В 1952 году он создал новое агентство вместе с Антонио Форнароли и его зятем Альберто Росселли . Этот огромный ангар был спроектирован как архитектурная лаборатория, выставочное пространство и пространство для презентации исследований и моделей. После смерти Росселли он продолжил работу со своим давним партнером Форнароли. Через квартал, на улице Виа Децца, Понти построил девятиэтажный жилой дом, в котором разместилась его семья. С 1950 по 1955 год он также руководил проектом городского планирования района социального жилья Харар-Дессье в Милане вместе с архитекторами Луиджи Фигини и Джино Поллини . Для этого комплекса он спроектировал два здания с яркими профилями, одно из которых было спроектировано в сотрудничестве с архитектором Джиджи Го. [4]
С помощью инженера Пьера Луиджи Нерви , специалиста по бетону, который консультировал его по конструкции, он вместе со своей мастерской и Артуро Дануссо построил башню Пирелли (1956–1960). [19] В этом 31-этажном небоскребе высотой 127 метров (417 футов), обращенном к главному вокзалу Милана, располагалась штаб-квартира Pirelli, компании, специализирующейся на шинах и резиновых изделиях. На момент открытия и в течение нескольких месяцев это было самое высокое здание в Европе. Вместе с башней Галфа Мельхиорре Бега (1956–1959) и башней Веласка (1955–1961) группы BBPR этот небоскреб изменил ландшафт Милана. С 1953 по 1957 год он построил отель della Città et de la Ville и Centro Studi Fondazione Livio e Maria Garzanti в Форли (Италия) по заданию Альдо Гарцанти, известного итальянского издателя.
В 1950-х годах, благодаря своей роли в журнале Domus Magazine, Понти был известен во всем мире, и количество заказов увеличивалось: строительство осуществлялось в Венесуэле, Швеции, Ираке и проекты в Бразилии. [12] В Нью-Йорке он основал Alitalia авиакомпанию (1958) на Пятой авеню и ему было поручено построить зрительный зал на 250 мест в здании Time-Life (1959). [4] В Каракасе Понти имел свободу реализовать один из своих шедевров: Виллу Планшар (1953–1957), дом, спроектированный как произведение искусства на высотах столицы, утопающий в тропическом саду. Задуманная как крупномасштабная абстрактная скульптура, ее можно рассматривать изнутри как непрерывную последовательность точек зрения, в которой преобладают свет и цвет. Снаружи стены напоминали подвесные ширмы, определявшие пространство дома. Ночью система освещения подчеркивала его контуры. Все материалы и мебель, выбранные или спроектированные Понти, были доставлены из Италии. [20] Общий эффект был отмечен своей «легкостью»: «Вилла Планшар так легко расположена на склоне холма над Каракасом, что ее называют «домом бабочек». [21] В нескольких милях отсюда Понти спроектировал для Бланки Арреаса Диамантину (1954–1956), названную так из-за ромбовидной плитки, частично покрывающей ее фасад. Эта вилла с тех пор была разрушена.
В области дизайна интерьера Понти умножал изобретения и отдавал предпочтение многофункциональным решениям; В 1951 году он разработал идеальный гостиничный номер для миланской триеннале, в котором представил изголовье кровати в виде «приборной панели», состоящее из полок, некоторые из которых были передвижными, и кнопок управления электричеством или радио. Затем он применил это решение к домашним помещениям и офисам с «организованными стенами». Затем последовали «встроенные окна», в частности для производителя Альтамира, которые он использовал для своей квартиры через Деццу. [4] Благодаря своим вертикальным и горизонтальным рамам, через которые можно расположить полки, книжные шкафы и рамы, «встроенное окно» стало четвертой прозрачной стеной комнаты и обеспечило переход между внутренним и внешним пространством.
В 1960-е и 1970-е годы доминировали международные архитектурные проекты в таких местах, как Тегеран , Исламабад и Гонконг, где Понти разрабатывал новые архитектурные решения: фасады его зданий становились светлее и казались отдельно стоящими, как подвесные ширмы. В церкви Сан-Франческо-аль-Фоппонино в Милане (1961–1964) он создал свой первый фасад с перфорированными шестиугольными отверстиями. Небо и свет стали важными героями его архитектуры. Эта театральность была подкреплена вездесущностью керамики, которую он заново изобрел как в помещении, так и на открытом воздухе. В сотрудничестве с миланской фирмой Ceramica Joo он создал ромбовидную плитку, которой покрыл большую часть своих фасадов (Вилла Арреаза в Каракасе, 1954–1956, Вилла Немази в Тегеране, 1957–1964, универмаг Shui Hing в Гонконге, 1963, церковь больницы Сан-Карло-Борромео, 1964–1967 и здание Монтедории, 1964–1970 в Милане). Создав Ceramica D'Agostino, он разработал плитку с сине-белыми или зелено-белыми мотивами, которые в сочетании друг с другом создают более сотни различных мотивов. Их использовали для внутренней отделки отелей Parco dei Principi в Сорренто (1960) и в Риме (1961–1964). Отель Parco dei Principi в Сорренто был одним из первых дизайнерских отелей в Италии. Понти также предложил читателям Domus подробный план круглого дома под названием Il Scarabeo sotto la Foglia (1964 – Жук под листом). Это небольшое овальное здание было покрыто белой и зеленой керамической черепицей как внутри, так и снаружи, включая крышу. Его оболочка отражала окружающий ландшафт и сливалась с ним, словно панцирь жука. В 1966 году коллекционер Джобатта Менегуццо построил свою версию жука под листом в провинции Виченца, а доверил итальянскому дизайнеру Нанде Виго дизайн интерьера . В Bijenkorf универмаге в Эйндховене , Нидерланды (1966–1969), Понти предложил другое решение, создав черепичный фасад существующего здания. Модульный, он оживился благодаря неравномерному расположению его проемов различной формы. Освещенный сзади фасад превращался ночью в яркий экран. Лицом к зданию Понти спроектировал живую площадь, где жители могли встречаться и отдыхать на построенных для этой цели скульптурах. Понти также углубил свое размышление о небоскребе проектом треугольных и цветных башен (1967–1969).
В последние годы жизни Понти как никогда стремился к прозрачности и легкости. Свои фасады он видел как сложенные и перфорированные листы бумаги с геометрическими фигурами. 1970-е годы начались с открытия в 1970 году собора Таранто, белого прямоугольного здания, увенчанного огромным бетонным фасадом с отверстиями, так что местные жители называют его «парусом». [21] В 1971 году он участвовал в строительстве Денверского художественного музея в Колорадо, заботясь о внешней оболочке здания. Он также представил в 1971 году проект будущего Центра Жоржа-Помпиду в Париже, предложив смоделировать в столице ось, соединяющую павильоны Балтара в павильонах Ле-Аль с будущим музеем современного искусства благодаря художественному «саду».
- Квартал Харар, Милан (1950 г.)
- Здание РАН, Милан (1956–1960)
Декоративное искусство и промышленный дизайн
[ редактировать ]В 1923 году Понти был назначен художественным руководителем компании Richard Ginori, одного из ведущих итальянских производителей фарфора, базирующегося в Милане и Сесто-Фьорентино, изменив всю продукцию компании за счет привлечения некоторых крупнейших итальянских художников того времени, в том числе скульптора Сальваторе Сапонаро. . [22] [23] Он полностью обновил иконографический репертуар, свободно обращаясь к классической традиции. Он также рационализировал систему производства произведений, сохранив при этом высокое качество исполнения. Произведения были представлены на первой биеннале декоративного искусства в Монце в 1923 году. За свои новые работы он получил главный приз в области керамики в 1925 году на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже. [24] После этого крупного успеха Понти сыграл важную роль в модернизации итальянского декоративного искусства, особенно благодаря его участию в биеннале в Монце и триеннале в Милане. В 1920-х годах Понти начал многочисленные сотрудничество, в частности, с компанией по производству столового серебра Christofle, производителями стекла Venini и Fontana Arte. Он также основал группу Labirinto вместе с Томазо Буцци , Пьетро Кьеза и Паоло Венини , среди других. Уникальная мебель Labirinto изготовлена из роскошных материалов; в то же время он вместе с Эмилио Лансией разработал Domus Nova , коллекцию мебели с простыми линиями, которая производилась серийно и продавалась миланским универмагом La Rinascente. [25]
В 1930-е годы Понти продолжал разрабатывать уникальные предметы мебели для конкретных интерьеров и поощрял продвижение качественного серийного производства. В 1930 году он спроектировал мебель и освещение для стеклодува Фонтана и стал в 1933 году вместе с Пьетро Кьеза художественным руководителем филиала Fontana Arte . В частности, он создал цилиндрическую лампу, окруженную хрустальными дисками и зеркалами, а также знаменитую лампу Билиа. [26]
В 1940-х и начале 1950-х годов Понти обратился к уникальным творениям, демонстрирующим мастерство исключительных мастеров. Совместно с художником и эмальером Паоло Де Поли они создали эмалированные панели и яркую мебель. В 1956 году они представили воображаемый и красочный бестиарий, легкие декоративные предметы, такие как вырезанная и сложенная бумага. Было установлено и другое сотрудничество, в частности, с братьями Даль Монте, которые специализировались на производстве предметов из папье-маше, керамистом Пьетро Меландри , производителем фарфора Ричардом Джинори и стекольным заводом Венини в Мурано . С 1946 по 1950 годы он оформил для этого стеклодува множество предметов: бутылки, люстры, в том числе разноцветную люстру. Флаконы напоминают стилизованные женские тела. [27] Также в 1940 году он начал работать с декоратором и дизайнером Пьеро Форназетти . Это плодотворное сотрудничество, в ходе которого они спроектировали мебель и многие интерьеры, где преобладали орнамент и фантазия ( Палаццо дель Бо в Падуе – 1940 г., кондитерская Dulcioria в Милане – 1949 г., казино Сан-Ремо – 1950 г., лайнеры «Конте Гранде» – 1949 г. и Андреа Дориа – 1950 г.). и др.), охватывающих два десятилетия. [28]
На рубеже 1950-х годов Понти создал плодотворное творение, в котором он стремился объединить эстетические и функциональные требования: эспрессо-машина для La Pavoni в 1948 году и швейная машина Visetta для Visa (1949), текстиль для JSA, дверные ручки для Olivari, ряд санузлов для Ideal Standard , столовые приборы для Krupp Italiana и Christofle , освещение для Arredoluce и мебель для шведского универмага Nordiska Kompaniet. [27] Благодаря плодотворному сотрудничеству с Cassina , стулья Leggera и Superleggera (сверхлегкие), а также стулья Distex, Round, Lotus и Mariposa теперь входят в число классических произведений итальянского дизайна. [29] кресло Superleggera, разработанное для Cassina В 1957 году на рынок было выпущено и производимое до сих пор. Начав с традиционной модели стула, родом из деревни Кьявари в Лигурии, Понти устранил весь ненужный вес и материал и максимально ассимилировал форму со структурой, чтобы получить современный силуэт весом всего 1,7 кг. стул, который был очень прочным, но в то же время настолько легким, что ребенок мог поднять его одним пальцем. [29] Часть его мебели сейчас переиздает компания Molteni&C. В США он участвовал в выставке «Италия в работе» в Бруклинском музее в 1950 году, создавал мебель для Singer & Sons , Altamira и столовые приборы для Reed & Barton («столовые приборы Diamond», 1958 год), [27] адаптирован для производства дизайнером Робертом Х. Рэмпом).
Многие модели также появились в 1960-х годах, такие как кресло Continuum из ротанга для Pierantonio Bonacina (1963), деревянные кресла для Knoll International (1964), кресло Dezza для Poltrona Frau (1966), диван-кровать для Arflex , кресло Novedra для C&B (1968) или табурет Triposto для Tecno (1968). Он изобрел осветительные приборы для Fontana Arte, Artemide (1967), Lumi (1960) и Guzzini (1967), а также ткани для JSA и обеденный сервиз для Ceramica Franco Pozzi (1967).
В 1970 году Понти представил свою концепцию адаптированного дома (casa adatta) на Евродомусе 3 в Милане, где дом сосредоточен вокруг просторной комнаты с раздвижными перегородками, вокруг которых тяготеют комнаты и служебные помещения. Требуемая площадь для размещения мебели и услуг была сведена к минимуму. Мебель также стала гибкой и компактной, чтобы оптимизировать пространство. Стул Габриэла (1971 г.) с уменьшенным сиденьем, а также серия мебели Apta (1970 г.) для Вальтера Понти иллюстрировали этот новый образ жизни.
Понти продолжал создавать настенные и напольные покрытия, графическая обработка которых сама по себе становится произведением искусства. Узоры листвы были разработаны на плитке для Ceramica D'Agostino. Вместе с этим производителем он также производил геометрически декорированную и цветную плитку для покрытия полов штаб-квартиры газеты Salzburger Nachrichten в Зальцбурге в 1976 году. Подобный процесс был использован в 1978 году для покрытия фасада универмага Shui Hing в Сингапуре. Наконец, в том же году его окончательные декоративные и поэтические формы, бестиарий из сложенных серебряных листьев, были интерпретированы серебряным мастером Лино Сабаттини . Понти умер 16 сентября 1979 года.
- Десертная ложка и вилка (Сабаттини); фото 1963 года.
- Столовые приборы, 1955–1958 гг., ок.
- Столовые приборы, 1955–1960 гг.
- Керамическая сантехника для Ideal Standard , 1954 г., ок.
Творческая пропаганда и деятельность
[ редактировать ]С самого начала своей карьеры Понти пропагандировал итальянское творчество во всех его аспектах. В публикации 1940 года он писал: «Итальянцы рождены, чтобы строить. Строительство — это характеристика их расы, оно формирует их менталитет, приверженность своей работе и судьбе, это выражение их существования, высшее и бессмертное след своей истории». [30]
Из простого участника он стал членом руководящего комитета биеннале в Монце в 1927 году, где выступал за более тесную связь между ремеслами и промышленностью. Благодаря его участию Биеннале получила огромное развитие: в 1930 году она была переименована в Триеннале искусства и современной архитектуры и переехала в Милан в 1933 году. Она стала привилегированным местом для наблюдения за инновациями на международном уровне.
В рамках нового междисциплинарного обзора искусства, архитектуры и дизайна интерьеров Domus , который он основал в 1928 году вместе с издателем Джанни Маццоки и которым руководил почти всю свою жизнь, Понти получил возможность распространять свои идеи. [31] Целью этого обзора было документировать все формы художественного выражения, чтобы стимулировать творчество через независимую критическую точку зрения. Зеркало тенденций архитектурного и декоративного искусства, оно знакомило итальянских читателей с модернистским движением и такими творцами, как Ле Корбюзье , Людвиг Мис ван дер Роэ , Жан-Мишель Франк и Марсель Брейер . Понти также представил работы Чарльза Имса и декоратора Пьеро Форназетти . С годами журнал стал более международным и сыграл важную роль в развитии итальянского и международного дизайна и архитектуры. Книга Domus, издаваемая и по сей день, является эталоном в области архитектуры и дизайна.
В 1941 году Понти ушел с поста редактора Domus и основал журнал Stile — журнал по архитектуре и дизайну, симпатизирующий фашистскому режиму, — который он редактировал до 1947 года. [32] В журнале, выражавшем явную поддержку фашистской Италии и нацистской Германии, по поводу режима Понти писал: «Наши великие союзники подают нам пример стойкого, очень серьезного, организованного и упорядоченного применения» (Стайл, август 1941 г.). [ нужна ссылка ] Стайл просуществовал всего несколько лет и закрылся после англо-американского освобождения Италии и поражения оси Рим-Берлин .
В 1948 году он вернулся в Домус, где оставался редактором до самой смерти. Вскоре к редакционному коллективу присоединилась его дочь Лиза Лицитра Понти. В 1950-х годах обзор стал более международным, а открытие границ способствовало конфронтации с различными культурными и визуальными мирами. Благодаря участию в многочисленных выставках Понти зарекомендовал себя как крупный игрок в развитии послевоенного дизайна и распространении «Сделано в Италии». [ нужна ссылка ]
В 1957 году Понти опубликовал Amate l'architettura («Похвала архитектуре»), свою основополагающую работу, в которой он определил выражение законченной формы (la forma finita), которая была простой, легкой и не допускала никакой возможности расширения, дополнения и т. д. повторение или суперпозиция. Эта концепция применима как к архитектуре, так и к искусству и дизайну. Его символом была шестиугольная форма алмаза, который Понти использовал во многих своих творениях.
В 1950-е и 1960-е годы Понти умножал события в Италии и за рубежом. В 1964 году он организовал серию выставок в выставочном зале Ideal Standard в Милане под названием «Espressioni», на которых присутствовало поколение таких талантов, как Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони , Энцо Мари , Бруно Мунари , Этторе Соттсасс , Нанда Виго или художники Лучо Фонтана и Микеланджело Пистолетто . Также в середине 1960-х годов он подружился с искусствоведом Пьером Рестани , который стал постоянным автором журнала Domus . Понти также координировал итальянские и европейские издания выставок дизайна Eurodomus, включая выставку «Formes italiennes» в 1967 году в галерее Лафайет в Париже. На выставке Eurodomus 2 в Турине в 1968 году Понти представил модель города Аутилия, для которой он представил систему непрерывного движения транспортных средств. Историк искусства Натан Шапира, его ученик и ученик, организовал в том же году с помощью Понти свою первую ретроспективную выставку, которая в течение двух лет путешествовала по Соединенным Штатам.
С 1936 по 1961 год работал профессором постоянного состава архитектурного факультета Миланского политехнического университета .
Награды
[ редактировать ]В 1934 году ему было присвоено звание «Командора» Королевского ордена Васа в Стокгольме. Он также получил премию Академии искусств Италии за свои художественные заслуги, а также золотую медаль Парижской академии архитектуры . Наконец, он получил степень почетного доктора Лондонского Королевского колледжа искусств . [33]
Избранные работы и проекты
[ редактировать ]Архитектура и дизайн интерьера
[ редактировать ]- 1924–1926: здание Виа Рандаччо, Милан , Италия.
- 1926–1928: загородный дом «Летающий ангел», Парижский регион , Франция.
- 1928: Здание Борлетти, улица Сан-Витторе, Милан , Италия.
- 1928–1930: Здание Виа Доменикино, Милан , Италия (дизайн интерьера и обстановка квартиры Вимеркати в здании)
- 1931: Погребальная часовня Борлетти, Милан , Италия.
- 1931–1932: Оформление интерьера ресторана Феррарио, Миланская фондовая биржа, Палаццо Меццаноте , площадь Пьяцца дельи Аффари, Милан , Италия.
- 1931–1936: Case типиче (типичные дома), Виа де Тони, Милан , Италия (1931–1934, Domus Julia; 1932–1934, Domus Fausta; 1932–1936, Domus Carola)
- 1932–1935: Школа математики, университетский кампус Ла Сапиенца, Рим , Италия.
- 1932–1936: Шоколадная фабрика ItalCima, Виа Креспи, Милан , Италия.
- 1933: Башня Литтория (сегодня башня Бранка ), Милан , Италия.
- 1933–1936: здание Разини, бастионы Порта Венеция, Милан , Италия.
- 1933–1938: Case типиче (типичные дома), Виа Летиция и Виа дель Караваджо, Милан , Италия (1933–1936, Domus Serena; 1933–1937, Domus Livia, Domus Aurelia, Domus Honoria; 1938, Domus Flavia)
- 1934: Виллы Де Бартоломейса, Валь Сериана, Италия.
- 1934: Комната «Più leggio dell'aria» («Легче воздуха») в Esposizione dell'aeronautica italiana, Палаццо дель Арте, Милан , Италия.
- 1934–1935: Домус Адель (здание Маньяги и Бассанини), виале Зугна, Милан , Италия.
- 1934–1940: Факультет искусств Иль Ливиано, Падуанский университет , площадь Капитанато, Падуя , Италия.
- 1935–1936: Дом Лапорта, улица Бенедетто Брин, Милан , Италия.
- 1935–1936: Дизайн интерьера и обстановка Итальянского института культуры, дворец Лютцов-Фюрстенберг, Вена , Австрия.
- 1935–1937: отель Paradiso del Cevedale, Валь Мартелло, Больцано , Италия.
- 1935–1938: Первое здание Монтекатини, Виа Турати, Милан , Италия.
- 1936: Дизайн универсальной выставки католической прессы, Ватикан , Италия.
- 1936–1938: Домус Альба, Виа Гольдони, Милан , Италия.
- 1936–1942: Здание Феррании (сегодня Фиат ), Корсо Маттеотти, Милан , Италия.
- 1936–1942: Художественное руководство и дизайн интерьера Аула Магна, базилики и административного здания Палаццо дель Бо , Падуанский университет , Падуя , Италия.
- 1938: Отель Сан-Микеле, Капри , Италия ( проект )
- 1938: Дизайн Мостра делла Виттория, Фьера ди Падуя, Падуя , Италия.
- 1938–1949: Клиника Колумбуса, Виа Буонарроти, Милан , Италия.
- 1939: Конкурс на строительство Palazzo dell'Acqua e della Luce («Дворец воды и света») для трассы E42, Рим , Италия ( проект )
- 1939–1952: Здание площади Сан-Бабила, Милан , Италия.
- 1939–1952: штаб-квартира RAI (бывшая EIAR), Корсо Семпионе, Милан , Италия.
- 1947–1951: Второе Монтекатини здание , Ларго Донегани, Милан , Италия.
- 1949: Дизайн интерьера океанских лайнеров Conte Biancamano и Conte Grande для Società di Navigazione Italia , Генуя , Италия.
- 1950: Дизайн интерьера океанских лайнеров Андреа Дориа и Джулио Чезаре для Società di Navigazione, Gruppo IRI-Finmare, Генуя , Италия.
- 1950–1955: Городское планирование и здания Ины, район Харрар-Дессье, Милан , Италия.
- 1951: Конкурс на дизайн интерьера океанских лайнеров «Азия» и «Виттория» ( проект ).
- 1951: Дизайн интерьера океанского лайнера Oceania для Lloyd Triestino, Триест , Италия.
- 1952: Архитектурная мастерская Понти-Форнароли-Росселли, Виа Децца, Милан , Италия.
- 1952: Дизайн интерьера океанского лайнера «Африка» для Lloyd Triestino, Триест , Италия.
- 1952: Дизайн интерьера Casa di Fantasia, площадь Пьемонте, Милан , Италия.
- 1952–1958: Итальянский институт культуры, Фонд Карло Маурилло Леричи, Стокгольм , Швеция.
- 1953: Итало-бразильский центр, Predio d'Italia, Сан-Паулу , Бразилия ( проект )
- 1953: Институт ядерной физики, Сан-Паулу , Бразилия ( проект ).
- 1953: Вилла Тальянетти, Сан-Паулу , Бразилия ( проект )
- 1953–1957: Вилла Планшар, Каракас , Венесуэла.
- 1954–1956: Вилла Арреаса, Каракас , Венесуэла.
- 1955–1960: Церковь Сан-Лука Евангелиста, Виа Валлацце, Милан , Италия.
- 1956–1957: Здание на улице Децца, Милан , Италия.
- 1956–1960: Башня Пирелли , площадь Дука д'Аоста, Милан , Италия.
- 1956–1962: Совет развития, Багдад , Ирак.
- 1957–1959: Кармелитский монастырь, Бонмоскетто, Сан-Ремо , Италия.
- 1957–1964: Вилла Немази ( фа ) , Тегеран , Иран.
- 1958: Дизайн интерьера агентства Alitalia , Пятая авеню , Нью-Йорк , США.
- 1958–1962: Офисное здание РАН, улица Санта-София, Милан , Италия.
- 1959: Аудитория здания Time-Life, Шестая авеню, Нью-Йорк , США.
- 1960: Отель Parco dei Principi, Сорренто , Италия.
- 1961: Дизайн Mostra Internazionale del Lavoro, Italia'61, Турин , Италия.
- 1961–1963: Фасад универмага Shui Hing, Натан-роуд, Гонконг.
- 1961–1964: отель Parco dei Principi, Виа Меркаданте, Рим , Италия.
- 1961–1964: церковь Сан-Франческо аль Фоппонино, улица Паоло Джовио, Милан , Италия.
- 1962: Отель «Пакистанский дом», Исламабад , Пакистан.
- 1962–1964: Министерские здания, Исламабад , Пакистан.
- 1963: Вилла Дэниела Ку, Гонконг.
- 1964: Жук под листом, вилла Ангуиссола, Лидо ди Камайоре, Масса Каррара , Италия
- 1964–1967: Больничная церковь Сан-Карло-Борромео, через Сан-Джусто, Милан , Италия.
- 1964–1970: Здание Монтедория, Виа Перголези, Милан , Италия.
- 1964–1970: Кафедральный собор, Таранто , Италия.
- 1966: Навес для главной базилики святилища Оропа, Бьелла , Италия.
- 1966–1969: Фасад De Bijenkorf универмага , Эйндховен , Нидерланды.
- 1967–1969: Красочные треугольные небоскребы ( проект ).
- 1970–1972: Денверский художественный музей , Денвер , Колорадо , США.
- 1971: Конкурс на плато Бобур, Париж , Франция ( проект )
- 1974: Фасад здания Мони Конф, Гонконг.
- 1976: Плиточные полы в штаб-квартире газеты Salzburger Nachtrichten , Зальцбург , Австрия.
- 1977–1978: Фасад универмага Shui Hing, Сингапур.
Декоративное искусство и дизайн
[ редактировать ]- 1923–1938: Керамика и фарфор для Ричарда Джинори , фабрики Doccia в Сесто-Фьорентино и фабрики Сан-Кристофоро в Милане , Италия.
- 1927: предметы из олова и серебра для Christofle , Париж , Франция.
- 1927–1930: создание двух коллекций мебели: Il Labirinto и Domus Nova, Милан , Италия.
- 1930: Мебель и предметы для Fontana Arte, Милан , Италия. Начало сотрудничества с Fontana Arte.
- 1930–1933: Текстиль для Витторио Феррари, Милан , Италия.
- 1930–1936: Столовые приборы для Krupp Italiana, Милан , Италия.
- 1940: Картины и предметы, выполненные эмалью на меди в сотрудничестве с Паоло Де Поли , Падуя , Италия.
- 1940: Декорации и костюмы к «Пульчинелле» Игоря Стравинского , Театр дель Арте, Милан , Италия
- 1940–1959: дизайн мебели и интерьера в сотрудничестве с Пьеро Форназетти.
- 1941–1947: Мебель, украшенная эмалью в сотрудничестве с Паоло Де Поли , Падуя , Италия.
- 1942–1943: Экранизация пьесы Луиджи Пиранделло «Генрих IV» ( проект ).
- 1944: Декорации и костюмы для балета Festa Romantica Джузеппе Пиччоли, Ла Скала , Милан , Италия
- 1945: Мебель для Saffa, «Дом в шкафу», Милан , Италия.
- 1945: Декорации и костюмы для балета «Мондо Тондо» Эннио Поррино , Ла Скала , Милан , Италия
- 1946: Предметы из папье-маше в сотрудничестве с Энрико и Гаэтано Даль Монте, Фаэнца , Италия.
- 1946–1950: Стеклянные предметы для Венини , Мурано , Венеция , Италия.
- 1947: Декорации и костюмы для спектакля «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда Глюка , Ла Скала , Милан , Италия
- 1948: Кофемашина La Cornuta для La Pavoni, Милан , Италия.
- 1949: Швейная машина Visetta для Visa, Вогера , Италия.
- 1950: Мебель для Singer & Sons , Нью-Йорк , США.
- 1950–1960: Текстиль для Jsa, Бусто Арсицио, Варезе , Италия.
- 1951: Показ стандартного гостиничного номера на IX миланской триеннале , Милан , Италия.
- 1951: Leggera Стул 646 для Cassina , Меда, Милан , Италия.
- 1951: столовые приборы Conca и другие серебряные предметы для Krupp Italiana, Милан , Италия.
- 1953: Мебель и организованные стены для Альтамиры, Нью-Йорк , США.
- 1953: Мебель для Nordiska Kompaniet универмага , Стокгольм , Швеция.
- 1953: Кресло 807 Distex для Cassina , Меда, Милан , Италия.
- 1953: Оборудование для ванных комнат Ideal Standard , Милан , Италия.
- 1953: Линия кузова Diamante для Carrozzeria Touring , Милан , Италия ( проект )
- 1953: Декорации и костюмы к «Митридату Евпатору» Алессандро Скарлатти , Милан , Италия.
- 1953–1954: Складной стул для Cassina -Singer, Милан , Италия, позже произведенный Reguitti, Брешия , Италия.
- 1954–1958: столовые приборы Diamante для Reed & Barton , Ньюпорт, Массачусетс , США.
- 1956: Круглое кресло для Cassina , Меда, Милан , Италия.
- 1956: Дверные ручки для Оливари, Боргоманеро , Новара , Италия.
- 1956: Светильники для Arredoluce, Милан , Италия.
- 1956: Эмалированные медные предметы и животные в сотрудничестве с Паоло Де Поли , Падуя , Италия.
- 1956–1957: Ромбовидная плитка и керамическая галька для Ceramica Joo, Limito, Милан , Италия.
- 1957: Стул 699 Superleggera для Cassina , Меда, Милан , Италия.
- 1959: Складной стул для Reguitti, Милан , Италия.
- 1960: Настенный светильник для Lumi, Милан , Италия.
- 1960–1964: Плитка для Ceramica d'Agostino, Салерно , Италия.
- 1963: Кресло Continuum для Пьерантонио Боначина, Лураго д'Эрба, Комо , Италия.
- 1964: Место для Knoll International , Милан , Италия
- 1966: Кресла и диваны Dezza для Poltrona Frau , Толентино , Италия.
- 1966: Оборудование для ванных комнат Ideal Standard , Милан , Италия.
- 1967: Кафедральный собор Лос-Анджелеса, скульптура.
- 1967: Лампа Polsino для Guzzini, Мачерата , Италия.
- 1967: Лампа Fato для Artemide, Милан , Италия.
- 1967: Посуда для Ceramica Franco Pozzi, Галларате , Италия.
- 1968: Кресло Novedra для C&B Italia, Новедрате , Италия.
- 1968: Мебель Triposto для Tecno, Варедо , Италия.
- 1970: Мебель Apta для Вальтера Понти, Сан-Бьяджо, Мантуя , Италия.
- 1970: Текстиль для JSA, Бусто Арсицио , Варезе , Италия.
- 1971: Стул Габриэла для Вальтера Понти, Сан-Бьяджо, Мантуя , Италия , позже произведенный Паллюкко, Преганциол , Тревизо , Италия.
- 1971: Домашнее белье для Zucchi, Милан , Италия.
- 1973: Лампы для Reggiani, Милан , Италия.
- 1973–1975: Облицовка плиткой для Ceramica d'Agostino, Салерно , Италия.
- 1978: Предметы из листового серебра в сотрудничестве с Лино Сабаттини, Бреньяно , Комо , Италия.
Ссылки
[ редактировать ]- Челант, Джермано (2011). Выражения Джо Понти . Милан: Мондадори Электа. ISBN 9788837078775 .
- Криппа, Мария-Антуанетта; Каппони, Карло (2006). Джио Понти и сакральная архитектура . Милан: редакционная статья Сильваны.
- Ламия, Думато (1981). Джио Понти (серия «Архитектура» — библиография) . Монтичелло: Библиографии Вэнса.
- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (1999). Дизайн 20 века . Кёльн: Ташен. ISBN 3-8228-5873-0 .
- Грин, Кейт Эван (2006). Джо Понти и Карло Моллино: послевоенные итальянские архитекторы и актуальность их работ сегодня . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс .
- Ирасе, Фульвио (1988). Итальянский дом . Милан: Мондадори Электа. ISBN 9788843524495 .
- Ла Пьетра, Уго, Джио Понти , Нью-Йорк: Rizzoli International, 1996.
- Понти, Лиза Личитра, Джио Понти, Полное собрание сочинений, 1928–1978 , Кембридж (Массачусетс): MIT Press, 1990.
- Фабрицио Маутоне, Джио Понти. Комиссия Фернандеша , Electa Napoli, 2009 г., ISBN 978-88-510-0603-7
- Джио Понти, «Похвала архитектуре» , Нью-Йорк: FW Dodge Corporation, 1960. Номер Библиотеки Конгресса 59-11727.
- Грациелла Роччелла, Джо Понти: Мастер легкости , Кёльн: Taschen, 2009, ISBN 978-3-8365-0038-8
- Романелли, Марко; Понти, Лиза Личитра, ред. (2003). Джио Понти. В Мире . Милан: Жизнь в Седжесте.
- Дэниел Шерер, «Джио Понти: Архитектоника дизайна», Эссе каталога ретроспективы «Джио Понти: Метафизический мир» , Художественный музей Квинса, куратор Брайан Киш, 15 февраля – 20 мая 2001 г., стр. 1–6.
- Дэниел Шерер, «Джио Понти в Нью-Йорке: дизайн, архитектура и стратегия синтеза», в Espressioni di Gio Ponti , под ред. Г. Целант. Эссе-каталог выставки Понти на Миланской Триеннале, 6 мая – 24 июля 2011 г. (Милан: Electa, 2011), 35–45.
- Марио Универсо, дизайнер Джо Понти: Падуя, 1936–1941 гг ., Рим: Латерца, 1989 г.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Понти, Джио (февраль 1961 г.). «Вилла Планшар, Каракас 1953–57» . domusweb.it . Домус . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «Северный корпус» . DenverArtMuseum.org . Денверский художественный музей . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ «МОНТЕКАТИНИ ДВОРЕЦ» . Оливари.it . ОЛИВАРИ БСПА . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Понти, Лиза Личитра (1990). Джио Понти: работа . Понти, Джио, 1891–1979 (1-е изд.). Милан: Леонардо. ISBN 8835500834 . ОСЛК 23017967 .
- ^ Понти, Лиза Личитра (1990). Джио Понти: работа . Понти, Джио, 1891–1979 (1-е изд.). Милан: Леонардо. ISBN 8835500834 . ОСЛК 23017967 .
- ^ «Треккани» . Treccani.it .
- ^ «Премия ADI Compasso d'Oro» . Музей дизайна ADI . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ «Золотой компас за заслуги перед жизнью (1956)» . Музей дизайна ADI (на итальянском языке) . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «Джио Понти – 699 Суперлеггера» . Итальянская архитектура . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ «Понти, Джованни в Энциклопедии Треккани» . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. п. 562. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .
- ^ Перейти обратно: а б Грациелла, Роччелла (2017). Джио Понти 1891–1979: мастер легкости (английское изд.). Кёльн. ISBN 9783836564397 . OCLC 1025334052 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Муссолини заявил 28 октября 1932 года, что «non si può superare il divino con l'umano» (Мы не можем превзойти божественное вместе с человеком).
- ^ Культурное наследие Ломбардии
- ^ Люсия, Миодини (2001). Джио Понти: тридцатые годы . Милан: Электа. ISBN 8843577042 . OCLC 49874443 .
- ^ «Школа математики» . ДиАП арки . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мираж согласия: документы по архитектуре и убранству Бо и Ливиано: Падуя 1933–1943 . Неццо, Марта (1966–). [Тревизо]: Канова. 2008. ISBN 9788884092052 . ОСЛК 310391604 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ ГМГпрогеттокультура (2016). Искусство на теплоходах: запуск утопии . Кьоджа: издательский книжный магазин Il Leggio.
- ^ Бревини, Франко (1951–) (2005). Небоскреб Пирелли: шедевр Джо Понти для Ломбардии . Милан: Итальянский туристический клуб. ISBN 8836533825 . OCLC 58466940 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Джио Понти: Вилла Планшарт в Каракасе = Джио Понти: Вилла Планшарт в Каракасе . Понти, Джио (1891–1979); Греко, Антонелла; Рубини, Рубино. Рим: Каппа. 2008. ISBN 9788878909007 . OCLC 234368228 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Романелли и Понти 2003 , с. 6.
- ^ «Усталый паломник. Джо Понти Сальваторе Сапонаро | Индекс продаж произведений искусства Blouin» . www.blouinartsalesindex.com . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ «Двадцатый век – Сальваторе Сапонаро» . www.edixxon.com . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ Понти, Джио (1891–1979) (2015). Джио Понти: коллекция музея Рихарда-Джинори мануфактуры Дочча = Джио Понти: коллекция музея Рихарда-Джинори мануфактуры Дочча . Фрескобальди Маленкини, Ливия; Джованнини, Мария Тереза; Ручеллаи, Олива; Музей Джинори в Доччиа. [Они косят]. ISBN 9788898855339 . OCLC 929450430 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ла Пьетра, Уго (2009). Джио Понти, искусство влюбляется в промышленность . Милан: Риццоли.
- ^ Франко, Дебони (2013). Фонтана Арте: Джо Понти, Пьетро Кьеза, Макс Ингранд . Турин. ISBN 9788842222163 . OCLC 881689184 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Фульвио, Ирасе (2011). Джио Понти . Понти, Джио (1891–1979). Милан: 24 часа культуры. ISBN 9788861161382 . OCLC 746301220 .
- ^ Морье, Патрик (1952–) (2015). Пьеро Форназетти: практическое безумие . Париж: Les Arts Decoratifs. ISBN 9782916914558 . OCLC 905906425 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Сделано в Кассине . Босони, Джампьеро. [Париж]: Скира-[Фламмарион]. 2008. ISBN 9782081219205 . OCLC 470583524 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ BBCC. «Архитектор и дизайнер Джованни Понти родился сегодня» . www.beniculturalionline.it . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2017). Домус: 1928–1939 гг . Фиелл, Шарлотта, 1965–, Филл, Питер; Ирасе, Фульвио. Кёльн. ISBN 978-3836526524 . OCLC 929918224 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Музей дизайна: Биография Джо Понти
- ^ «Джио Понти» . designboom.com. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Джио Понти на итальянском общественном телевидении – RAI
- Архив Джио Понти – Официальный сайт
- INA Casa Harrar-Ponti работы Джо Понти в Риме (1951–1955) (с рисунками и фотографиями)
- Изобретения Джо Понти на Architonic. Архивировано 7 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- 1891 рождений
- 1979 смертей
- Итальянские архитекторы 20 века.
- Итальянская фашистская архитектура
- Модернистские дизайнеры
- Итальянские дизайнеры мебели
- Итальянские военнослужащие Первой мировой войны
- Итальянские промышленные дизайнеры
- Архитекторы из Милана
- Выпускники Миланского политехнического университета
- Академический состав Миланского политехнического университета
- Командоры ордена Васа
- Архитекторы-модернисты из Италии.
- Редакторы итальянских журналов
- Основатели итальянского журнала
- Лауреаты премии Compasso d'Oro
- Редакторы Domus (журнала)