Луиджи Пиранделло
Луиджи Пиранделло | |
---|---|
Рожденный | Гирдженти (ныне Агридженто ), Сицилия , Королевство Италия. | 28 июня 1867 г.
Умер | 10 декабря 1936 г. Рим , Королевство Италия | (69 лет)
Занятие | Писатель |
Национальность | итальянский |
Альма-матер | Боннский университет |
Жанр | Драма , роман , поэзия |
Предмет | Безумие , юмор |
Литературное движение | Итальянский модернизм |
Годы активности | 1893–1933 |
Известные работы |
|
Заметные награды | Нобелевская премия по литературе 1934 |
Супруг | Мария Антониетта Портулано |
Дети | Стивен (1895–1972) Розалия (1897–1971) Фаусто (1899–1975) |
Подпись | |
Луиджи Пиранделло (англ. Итальянский: [luˈiːdʒi piranˈdɛllo] ; 28 июня 1867 — 10 декабря 1936) — итальянский драматург, прозаик, поэт и автор рассказов, величайшим вкладом которого стали его пьесы. [1] Он был удостоен Нобелевской премии по литературе 1934 года «за смелое и гениальное возрождение драматического и сценического искусства». [2] Произведения Пиранделло включают романы, сотни рассказов и около 40 пьес, некоторые из которых написаны на сицилийском языке . Пиранделло Трагические фарсы часто рассматриваются как предшественники Театра Абсурда .
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Пиранделло родился в семье высшего сословия в районе под названием «Каос» («Хаос» по-итальянски, но на сицилийском диалекте букв. «Брюки», из-за формы близлежащего ущелья), недалеко от Порто-Эмпедокле , бедного пригорода Гирдженти ( Агридженто , город на юге Сицилии ). Его отец, Стефано Пиранделло, принадлежал к богатой семье, занимавшейся серной промышленностью, а его мать, Катерина Риччи Грамитто, также имела зажиточное происхождение и происходила из семьи буржуазного профессионального класса Агридженто. Обе семьи, Пиранделло и Риччи Грамитто, были яростными антибурбонами и активно участвовали в борьбе за объединение и демократию (« Il Risorgimento »). Стефано участвовал в знаменитом «Экспедиции Тысячи» , позже последовал за Гарибальди вплоть до битвы при Аспромонте , а Катерина, едва достигшая тринадцати лет, была вынуждена сопровождать своего отца на Мальту , куда он был отправлен в изгнание. Бурбонов монархией . Но открытое участие в деле Гарибальда и сильное чувство идеализма тех ранних лет быстро трансформировались, прежде всего в Катерине, в гневное и горькое разочарование в новой реальности, созданной объединением. Пиранделло со временем усвоил это чувство предательства и обиды и выразил его в нескольких своих стихотворениях и в романе. Старые и молодые . Вероятно также, что эта атмосфера разочарования привила молодому Луиджи чувство несоразмерности между идеалами и реальностью, которое можно узнать в его эссе о юморизме ( «L'Umorismo» ).
Пиранделло получил начальное образование дома, но его гораздо больше увлекали басни и легенды, нечто среднее между народными и волшебными, которые ему рассказывала его пожилая служанка Мария Стелла, чем что-либо схоластическое или академическое. К двенадцати годам он уже написал свою первую трагедию. По настоянию отца он был записан в техникум, но со временем переключился на изучение гуманитарных наук в гинназио , что всегда его привлекало.
В 1880 году семья Пиранделло переехала в Палермо . Именно здесь, в столице Сицилии, Луиджи завершил свое среднее образование. Он также начал всеядно читать, уделяя особое внимание итальянским поэтам XIX века, таким как Джозуэ Кардуччи и Артуро Граф . Затем он начал писать свои первые стихи и влюбился в свою кузину Лину.
В этот период между Луиджи и его отцом возникли первые признаки серьезных разногласий; Луиджи обнаружил некоторые записи, свидетельствующие о существовании внебрачных связей Стефано. В качестве реакции на постоянно растущее недоверие и дисгармонию, которые Луиджи развивал по отношению к своему отцу, человеку крепкого телосложения и грубых манер, его привязанность к матери продолжала расти до уровня глубокого почитания. Позже, после ее смерти, это выразилось в трогательных страницах повести « Коллокви с персонами» 1915 года.
Его романтические чувства к кузену, на которые поначалу смотрели с неодобрением , внезапно были восприняты очень серьезно семьей Лины. Они потребовали, чтобы Луиджи бросил учебу и посвятил себя серному бизнесу, чтобы немедленно жениться на ней. В 1886 году во время школьных каникул Луиджи отправился посетить серные рудники Порто-Эмпедокле и начал работать со своим отцом. Этот опыт был важен для него и послужил основой для таких рассказов, как Il Fumo , Ciàula scopre la Luna , а также для некоторых описаний и предыстории в романе « Старые и молодые» . Брак, который казался неизбежным, был отложен.
Затем Пиранделло зарегистрировался в Университете Палермо на факультетах права и литературы. Кампус в Палермо, и прежде всего юридический факультет, был в те годы центром обширного движения, которое в конечном итоге превратилось в Fasci Siciliani . Хотя Пиранделло не был активным членом этого движения, он имел тесные связи дружбы с его ведущими идеологами: Розарио Гарибальди Боско , Энрико Ла Лоджиа , Джузеппе Де Феличе Джуффрида и Франческо Де Лука . [3]
Высшее образование [ править ]
В 1887 году, окончательно выбрав факультет литературы, он переехал в Рим , чтобы продолжить обучение. Но встреча с городом, центром борьбы за объединение, в которой с щедрым энтузиазмом участвовали семьи его родителей, оказалась разочаровывающей и совсем не такой, как он ожидал. «Когда я приехал в Рим, шел сильный дождь, была ночь, и я чувствовал, что мое сердце разбилось, но потом я засмеялся, как человек в муках отчаяния». [4]
Пиранделло, который был чрезвычайно чувствительным моралистом, получил наконец возможность воочию убедиться в непреодолимом упадке так называемых героев Рисорджименто в лице своего дяди Рокко, теперь уже седеющего и измученного функционера префектуры, обеспечившего его временное жилье в Риме. «Отчаянный смех», единственное проявление мести за пережитое разочарование, послужил источником горьких стихов его первого сборника стихов « Маль Джокондо» (1889). Но не все было отрицательным; этот первый визит в Рим предоставил ему возможность усердно посещать многочисленные театры столицы: Иль Национале, Иль Валле, Иль Манцони. «О драматический театр! Я его покорю. Я не могу войти в него, не испытав странного ощущения, волнения крови по всем моим венам...»
Из-за конфликта с профессором латыни он был вынужден покинуть Римский университет и поехать в Бонн с презентационным письмом от одного из других своих профессоров. Пребывание в Бонне, продолжавшееся два года, было насыщенным культурной жизнью. Он читал немецких романтиков Жана Поля , Тика , Шамиссо , Генриха Гейне и Гете . Он начал переводить « Римские элегии» Гете, сочинил « Бореалийскую элегию» в подражание стилю римских элегий и начал размышлять на тему юморизма посредством произведений Чекко Анджольери .
В марте 1891 года он получил степень доктора романской филологии. [5] с диссертацией по диалекту Агридженто: Звуки и развитие звуков в речи Крапераллиса .
Брак [ править ]
После недолгого пребывания на Сицилии, во время которого запланированный брак с его двоюродным братом был наконец отменен, он вернулся в Рим, где подружился с группой писателей-журналистов, включая Уго Флереса , Томазо Ньоли , Джустино Ферри и Луиджи Капуана . Капуана призвал Пиранделло посвятить себя написанию повествований . В 1893 году он написал свою первую важную работу « Марта Аджала» , которая была опубликована в 1901 году под названием «L'Esclusa» . В 1894 году он опубликовал свой первый сборник рассказов Amori senza Amore . Он также женился в 1894 году, выбрав (по предложению отца) застенчивую, замкнутую девушку из хорошей семьи агриджентийского происхождения, получившую образование у монахинь Сан-Винченцо: Марию Антониетту Портулано.
Первые годы супружества вызвали в нем новую страсть к учебе и писательству: встречи с друзьями и дискуссии об искусстве продолжались, более живо и увлекательно, чем когда-либо, а семейная жизнь, несмотря на полное непонимание жены с уважение к творческому призванию мужа, [4] протекало относительно спокойно с рождением двух сыновей ( Стефано и Фаусто) и дочери (Розалия «Лиетта»). Тем временем Пиранделло активизировал свое сотрудничество с редакторами газет и другими журналистами в таких журналах, как La Critica и La Tavola Rotonda , в которых он опубликовал в 1895 году первую часть Dialoghi tra Il Gran Me e Il Piccolo Me .
В 1897 году он принял предложение преподавать итальянский язык в Istituto Superiore di Magistero di Roma, а в журнале Il Marzocco опубликовал еще несколько страниц « Диалоги» . В 1898 году вместе с Итало Фальбо и Уго Флересом он основал еженедельник «Ариэль» , в котором опубликовал одноактную пьесу «L'Epilogo» (позже измененную на «La Morsa» ) и несколько новелл («La Scelta», «Se…»). Конец 19-го и начало 20-го века были для Пиранделло периодом чрезвычайной продуктивности. В 1900 году он опубликовал в Il Marzocco некоторые из самых знаменитых своих новелл ( «Lumie di Sicilia» , «La Paura del Sonno …»), а в 1901 году — сборник стихов «Zampogna» . В 1902 году он опубликовал первую серию «Beffe della Morte e della Vita» и свой второй роман «Il Turno» .
Семейная катастрофа [ править ]
1903 год стал переломным в жизни Пиранделло. Затопление серных рудников Арагоны , в которые его отец Стефано вложил не только огромную сумму собственного капитала, но и приданое Антониетты , ускорило финансовый крах семьи. Антониетта, вскрыв и прочитав письмо, извещавшее о катастрофе, вошла в состояние полукататонии и испытала такое психологическое потрясение, что душевное равновесие ее осталось глубоко и непоправимо пошатнувшимся.
Пиранделло, который поначалу лелеял мысли о самоубийстве, попытался исправить ситуацию, насколько мог, увеличив количество своих уроков как по итальянскому, так и по немецкому языку и попросив компенсацию у журналов, которым он свободно отдавал свои сочинения и сочинения. В журнале « Новая антология» , которым руководил Дж. Сина, тем временем в эпизодах стал появляться роман, который Пиранделло писал, находясь в этой ужасной ситуации (наблюдая по ночам за психически больной женой после целого дня, проведенного на работе). Название было Il Fu Mattia Pascal ( «Поздний Маттиа Паскаль» ). Этот роман содержит множество автобиографических элементов, которые были фантастически переработаны. Это был немедленный и оглушительный успех. Переведенный на немецкий язык в 1905 году, этот роман проложил путь к известности и известности, которые позволили Пиранделло публиковаться в более важных фирмах, таких как Тревес, с которыми он опубликовал в 1906 году еще один сборник новелл « Эрма Бифронте» . В 1908 году он опубликовал том эссе под названием Arte e Scienza и важное эссе L'Umorismo , в котором он положил начало легендарному спору с Бенедетто Кроче , который будет продолжаться с возрастающей горечью и ядом с обеих сторон в течение многих лет.
В 1905 году он взял свою жену в Кьянчано-Терме с детьми , где они провели там два месяца в деревне, которую писатель назвал деревней, расположенной на ветреном холме прямо напротив Коллегиаты . [6] два рассказа, вошедшие в книгу «Рассказы за год» В этой стране желанны : «Горькая вода» и «Паллино и Мими» .
первая часть «Веков и Джовани» В 1909 году эпизодами была опубликована . Этот роман прослеживает историю провала и репрессий Fasci Siciliani в период с 1893 по 1894 год. Когда роман вышел в 1913 году, Пиранделло отправил его копию своим родителям на пятидесятую годовщину свадьбы вместе с посвящением, в котором говорилось: «Их имена, Стефано и Катерина, героически живут». Однако если мать преображается в романе в потустороннюю фигуру Катерины Лаурантано, то отец, представленный мужем Катерины, Стефано Аурити, появляется лишь в воспоминаниях и воспоминаниях, поскольку, как остро заметил Леонардо Шаша , «он умер, осужденный во фрейдистском смысле своим сыном, который в глубине души является его врагом». Также в 1909 году Пиранделло начал сотрудничество с престижным журналом Corriere della Sera , в котором опубликовал новеллы Mondo di Carta ( «Мир бумаги »), La Giara , а в 1910 году — Non è una cosa seria и Pensaci, Giacomino! ( Подумайте, Джакомино! ) В этот момент слава Пиранделло как писателя постоянно возрастала. Однако его личная жизнь была отравлена подозрительностью и навязчивой ревностью Антониетты, которая начала проявлять физическое насилие.
В 1911 году, пока продолжалась публикация новелл и рассказов, Пиранделло закончил свой четвертый роман « Суо Марито» , переизданный посмертно (1941) и полностью переработанный в первых четырех главах, под названием «Джустино Рончелла нато Богджоло» . При жизни автор ни разу не переиздавал этот роман по соображениям конфиденциальности; внутри есть неявные ссылки на писательницу Грацию Деледду . Но работа, которая поглотила большую часть его энергии в это время, была сборником рассказов «Вендетта дель тростника» , «Quando s'è capito il giuoco» , «Il treno ha fischiato» , «Filo d'aria» и «Berecche e la guerra» . Все они были опубликованы с 1913 по 1914 год и сейчас считаются классикой итальянской литературы.
Первая мировая война [ править ]
Когда Италия вступила в Первую мировую войну , сын Пиранделло Стефано пошел добровольцем на службу и был взят в плен австро-венграми . В 1916 году актер Анджело Муско успешно прочитал трехактную комедию, которую писатель извлек из новеллы Пенсачи, Джакомино! и пасторальная комедия «Лиола» .
В 1917 году вышел сборник новелл E domani Lunedì (« И завтра, понедельник...» ), но в основном год ознаменовался важными театральными представлениями: Così è (se vi pare) ( Правда, если вы так думаете) ). , A birrita cu' i ciancineddi и Il Piacere dell'onestà ( «Удовольствие честности» ). Год спустя «Ма нон è una cosa seria» ( «Но в этом нет ничего серьезного» ) и «Il Gioco delle Parti» ( «Игра ролей» на сцене были поставлены ). Сын Пиранделло Стефано вернулся домой, когда война закончилась.
В 1919 году Пиранделло поместил свою жену в приют. [7] Разлука с женой, несмотря на ее болезненную ревность и галлюцинации, причинила большие страдания Пиранделло, который даже в 1924 году считал, что все еще может должным образом заботиться о ней дома. Она никогда не покидала приют.
1920 год был годом таких комедий, как Tutto per bene , Come prima meglio di prima и La Signora Morli . В 1921 году компания Дарио Никкодеми поставила в Валле-ди-Рома пьесу « Sei Personaggi in Cerca d'Autore» , «Шесть персонажей в поисках автора» . Это был громкий провал. Общественность разделилась на сторонников и противников, причем последние кричали: «Убежище, убежище!» Автор, присутствовавший на спектакле вместе со своей дочерью Лиеттой, вышел через боковой выход, чтобы избежать толпы врагов. Однако та же драма имела большой успех, когда была представлена в Милане . В 1922 году в Милане «Энрико IV» впервые была исполнена опера , получившая всеобщее признание. Международная репутация Пиранделло также развивалась. Sei personaggi исполнялся в Лондоне и Нью-Йорке.
Италия под фашистами [ править ]
Пиранделло был итальянским националистом и поддерживал итальянский фашизм умеренно . В 1924 году он написал письмо Бенито Муссолини с просьбой принять его в члены Национальной фашистской партии . В 1925 году Пиранделло с помощью Муссолини взял на себя художественное руководство и владение Римским театром искусств , основанным Gruppo degli Undici. Он назвал себя «фашистом, потому что я итальянец». За преданность Муссолини сатирический журнал Il Becco Giallo называл его П. Ранделло ( ранделло по-итальянски означает дубина ). [8]
Он публично выразил аполитичные убеждения, сказав: «Я аполитичен, я всего лишь человек в мире». [9] В эти годы у него были постоянные конфликты с фашистскими лидерами. В 1927 году он разорвал свой фашистский членский билет на глазах у испуганного генерального секретаря фашистской партии. [10] Всю оставшуюся жизнь Пиранделло всегда находился под пристальным наблюдением тайной фашистской полиции ОВРА . [11]
Его пьеса « I Giganti della Montagna» ( «Горные гиганты ») была истолкована как свидетельство его осознания того, что фашисты были враждебны культуре; тем не менее, во время более позднего выступления в Нью-Йорке Пиранделло распространил заявление, в котором объявил о своей поддержке аннексии Абиссинии Италией . Затем он передал свою Нобелевскую премию фашистскому правительству для переплавки в рамках кампании 1935 года «Oro alla Patria» ( «Золото Отечеству ») во время Второй итало-эфиопской войны . [12]
В этот момент концепция театра Пиранделло претерпела существенные изменения. Представление об актере как неизбежном предателе текста, как в « Sei Personaggi» , уступило место отождествлению актера с персонажем, которого он играет. Труппа разъехалась по крупным городам Европы, и репертуар Пиранделля становился все более известным. Между 1925 и 1926 годами последний и, пожалуй, величайший роман Пиранделло, Uno, Nessuno e Centomila ( «Один, никто и сто тысяч »), публиковался серийно в журнале La Fiera Letteraria . Он был одним из авторов националистического женского журнала «Лидель» . [13] и фашистская ежедневная газета Il Tevere . [14]
Наследие [ править ]
14 июля 1930 года версия его короткометражной пьесы «Человек с цветком во рту» , адаптированная и спродюсированная Лэнсом Сивекингом , созданная совместно с Джона Логи Бэрда компанией и с Вэлом Гилгудом и Лайонелом Миллардом в главных ролях , стала первой драматической трансляцией. как в изображении, так и в звуке, когда Британская радиовещательная корпорация показала его лондонской аудитории. [15] [16]
Пиранделло был назначен академиком Италии в 1929 году, а в 1934 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе после того, как его номинировал Гульельмо Маркони , член Королевской академии Италии . [5] [17] Он был последним итальянским драматургом, удостоенным этой награды, пока Дарио Фо не выиграл ее 9 октября 1997 года. [18] [19]
Пиранделло умер один в своем доме на Виа Бозио в Риме 10 декабря 1936 года. [20] Он отказался от государственных похорон, предложенных Муссолини , и только в 1947 году его кремированные останки были похоронены на Сицилии. [21] Виа Луиджи Пиранделло в Аквавива-делле-Фонти названа в его честь.
В контексте драматургии начала и середины 1900-х годов влияние Пиранделло заметно. Пиранделло вдохновил таких драматургов, как Сэмюэл Беккет и Гарольд Пинтер, на написание пьес, отражающих темы экзистенциальных исследований и метафизических вопросов, на которых он сосредоточил внимание в своих произведениях. [22] [23] Однако его влияние выходит за рамки драматургов; Французский философ Жан-Поль Сартр также был вдохновлен идеями Пиранделло, чтобы глубоко погрузиться в один из основных столпов его философии: экзистенциализм . Изображение драматургом раздробленной идентичности и двусмысленности существования в его пьесах послужило источником вдохновения для сартровских концепций свободы, аутентичности и экзистенциальной тревоги. Повествования персонажей и метафизические темы Пиранделло не только соответствовали философским дискурсам Сартра, но и обогащали их, создавая связь между экзистенциальной мыслью как в театре, так и в философии, где каждое средство углублялось и размышляло над сложностями и теориями другого. Таким образом, диалоги между собой и другими, свободой и ответственностью, подлинностью и недобросовестностью нашли почву на пересечении своих соответствующих областей. Его наследие подталкивает к дальнейшему размышлению о сложностях характеров, человеческого сознания и идентичности. [24]
Вклад Пиранделло в театр и философию представляет собой богатое полотно экзистенциальных тем, переплетающихся с подробными повествованиями персонажей. Его тщательное и проницательное исследование тонкостей человеческой психики и личности оставило ощутимый след в современных театральных и академических кругах. Это влияние, хотя и укоренено в конкретном историческом контексте, позволяет преодолеть разрыв между прошлым и настоящим. Тщательное сопоставление простоты и глубины в его работах не только приглашает, но и стимулирует дискурс, находя глубокий отклик у современных художников, драматургов и мыслителей. В результате дискуссии об экзистенциальных концепциях, идентичности и природе реальности продолжают обогащаться основополагающими идеями Пиранделло. [25]
Избранные работы [ править ]
Основные пьесы [ править ]
- 1916: Лиола
- 1917: Così è (se vi pare) ( Так оно и есть (если вы так думаете) )
- : Удовольствие честности от 1917
- : игры Правила 1918
- 1919: Человек, зверь и добродетель ( Man, Beast and Virtue )
- : Шесть персонажей в автора поисках 1921
- 1922: Энрико IV ( Генрих IV )
- 1922: L'imbecille ( Имбециль )
- 1922: Vestire gli ignudi ( Одеть обнаженных )
- 1923: L'uomo dal fiore in bocca ( Человек с цветком во рту )
- 1923: Другой сын
- 1923: La vita che ti Dididi ( Жизнь, которую я тебе дал )
- 1924: Каждый своему - по
- 1924: Сагра дель Синьоре делла Неве ( Обряд повелителя корабля )
- 1926: L'Amica delle Mogli ( Друг жен )
- 1926: Беллавита ( Bellavita )
- 1927: Diana e la Tuda ( Diana and Tuda )
- 1929: либо Либо один , ничего
- 1929: Come Tu Mi Want ( Как ты меня любишь )
- : импровизируем Сегодня вечером мы 1930
Романы [ править ]
- : Поворот 1902
- 1904: Il fu Mattia Pascal ( Поздний Маттиа Паскаль )
- 1908: L'esclusa ( Исключенная женщина )
- 1911: Ее муж ( Ее муж )
- 1913: I vecchi ei giovani ( Старые и молодые )
- 1915: Си Джира, Quaderni di Serafino Gubbio ( Стреляйте!, Записные книжки Серафино Губбио, оператора кинематографа , английский перевод 1926 года, сделанный К. К. Скоттом Монкриффом )
- 1926: Один, никто и сто тысяч ( Один, никто и сто тысяч )
Рассказы [ править ]
- 1922–37: Novelle per un anno ( «Рассказы за год» ), 15 томов. Подборка из тридцати рассказов была переведена Вирджинией Джуисс как «Истории на годы» (Йель, 2021).
Поэзия [ править ]
- 1889: Маль Джокондо ( Игривое зло )
- 1891: Паскуа ди Хеа ( Пасха Хеа )
- 1894: Пьер Гудро, 1809–1892 гг.
- 1895: Элегия Ренане, 1889–90 ( Рейнландские элегии )
- 1901: Зампогна ( Волынка )
- 1909: Скамандро
- : Расстроен 1912
Английские переводы [ править ]
Почти все пьесы Пиранделло были переведены на английский язык актером Робертом Риетти . Поэзия Пиранделло была впервые переведена в 2016 году Джорджем Хохфилдом. [26] Уильям Уивер — известный переводчик Луиджи Пиранделло. Фредерик Мэй перевел ряд пьес и рассказов Пиранделло в изданиях Oxford University Press и Penguin Books .
Фильмография [ править ]
- «Коллапс» , режиссёр Марио Гарджуло (Италия, 1920, по пьесе « Лумие ди Сицилия »)
- Свет другого дома , режиссёр Уго Граччи (Италия, 1920, по рассказу Свет другого дома )
- Lo scaldino , режиссёр Аугусто Дженина (Италия, 1920, по рассказу Lo scaldino )
- Но это не серьезно , режиссёр Аугусто Камерини (Италия, 1921, по пьесе Ma non è una cosa seria )
- La Rosa , режиссёр Арнальдо Фратейли (Италия, 1921, по рассказу La Rosa )
- «Путешествие» , режиссёр Дженнаро Ригелли (Италия, 1921, по рассказу «Путешествие »)
- Феу Матиас Паскаль , режиссёр Марсель Л’Эрбье (Франция, 1925, по роману Иль фу Маттиа Паскаль )
- «Бегство в ночи» , режиссёр Амлето Палерми (Германия, 1926, по пьесе «Энрико IV »)
- «Песнь о любви» , режиссёр Дженнаро Ригелли (Италия, 1930, по рассказу In silenzio )
- La Dernière berceuse , режиссёры Дженнаро Ригелли и Жан Кассань (Франция, 1931, по рассказу In silenzio )
- Liebeslied , режиссёр Константин Дж. Давид (Германия, 1931, по рассказу In silenzio )
- «Как ты меня желаешь» , режиссёр Джордж Фицморис (1932, по пьесе Come tu mi vuoi )
- «Сталь» , режиссёр Вальтер Рутманн (Италия, 1933, по повести « Джуока, Пьетро! »)
- Подумай об этом, Джакомино! , режиссёр Дженнаро Ригелли (Италия, 1936, по пьесе « Пенсачи, Джакомино! »)
- Но в этом нет ничего серьезного , режиссёр Марио Камерини (Италия, 1936, по пьесе «Ма не è una cosa serie »)
- «Человек, который не мог сказать «нет» , режиссёр Марио Камерини (Германия, 1938, по пьесе Ma non è una cosa seria )
- «Человек из ниоткуда» , режиссёр Пьер Шеналь (Франция, 1937, по роману Маттиа Паскаля )
- «Бывший Маттиа Паскаль» , режиссёр Пьер Шеналь (Италия, 1937, по роману «Il fu Mattia Pascal» )
- «Ничья земля» , режиссёр Марио Баффико (Италия, 1939, по мотивам двух рассказов)
- Энрико IV , режиссёр Джорджо Пастина (Италия, 1943, по пьесе Энрико IV )
- «Эта наша любовь» , режиссёр Уильям Дитерле (1945, по пьесе Come prima, meglio di prima )
- Человек, зверь и добродетель , режиссёр Стено (Италия, 1953, по пьесе L'uomo, la bestia e la virtù )
- «О жизни и любви» , режиссёры Альдо Фабрици , Джорджо Пастина , Марио Солдати и Луиджи Зампа (Италия, 1954, по мотивам четырёх рассказов)
- Vestire gli ignudi , режиссёр Марчелло Пальеро (Италия, 1954, по пьесе Vestire gli ignudi )
- «Никогда не говори прощай» , режиссёр Джерри Хоппер (1956, по пьесе Come prima, meglio di prima )
- Все к лучшему , режиссёр Карлос Ринальди (Аргентина, 1957, по пьесе Tutto per bene )
- Лиола , режиссёр Алессандро Блазетти (Италия, 1963, по пьесе Лиола )
- «Путешествие» , режиссёр Витторио Де Сика (Италия, 1974, по рассказу «Путешествие »)
- «Поворот» , режиссёр Тонино Черви (Италия, 1981, по роману «Поворот »)
- «Генрих IV» , режиссёр Марко Беллоккьо (Италия, 1984, по пьесе «Энрико IV» )
- «Каос» , режиссёры Паоло и Витторио Тавиани (Италия, 1984, по четырем рассказам)
- «Вир» , режиссёр Хенрик Яцек Шен (Польша, 1984, по мотивам двух рассказов)
- «Две жизни Маттиа Паскаля» , режиссёр Марио Моничелли (Италия, 1985, по роману « Il fu Mattia Pascal» )
- «Ты смеешься» , режиссёры Паоло и Витторио Тавиани (Италия, 1998, по мотивам двух рассказов)
- «Няня» , режиссёр Марко Беллоккьо (Италия, 1999, по рассказу La balia )
- «Выбор» , реж. Микеле Плачидо (Италия, 2015, по пьесе «Линнесто »)
- «Ожидание» , режиссёр Пьеро Мессина (Италия, 2015, по пьесе La vita che ti diei )
- «Респектабельная женщина» , режиссёр Бернар Эмон (Канада, 2023, по рассказу «Pena di vivere cosi»)
Ссылки [ править ]
- ^ «Луиджи Пиранделло — Биографическое» . www.nobelprize.org . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 1934 года» . www.nobelprize.org . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ (на итальянском языке) Биография Луиджи Пиранделло . Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine , Библиотека итальянской классики Джузеппе Бонги (по состоянию на 2 ноября 2010 г.).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Луиджи Пиранделло» . www.tititudorancea.com . Проверено 4 февраля 2019 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бергин, Томас Дж. (1976). «Пиранделло, Луиджи». В Уильяме Д. Хэлси (ред.). Энциклопедия Кольера . Том. 19. Нью-Йорк: Образовательная корпорация Macmillan. стр. 76–78.
- ^ Луиджи Паньотта (2009). Пиранделло рассказывает Кьянчано . Издания Павлина.
- ^ Николс, Нина да Винчи (1 января 1995 г.). Пиранделло и кино . Университет Небраски Пресс. ISBN 0803233361 .
- ^ Кьеза, Адольфо (1990) Политическая сатира в Италии: с интервью с Туллио Периколи , стр.38
- ^ Судья, с. 422.
- ^ Судья, с. 413.
- ↑ L'Ovra в Cinecittà, авторы Наталия и Эмануэле В. Марино, Боллати Борингьери, 2005 г. Архивировано 10 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ ВИНГАРТЕН, РЕНЕ (1994). «Нобелевская премия по литературе» . Американский учёный . 63 (1): 63–75. ISSN 0003-0937 . JSTOR 41212206 .
- ^ Пауличелли, Евгения (ноябрь 2002 г.). «Мода, политика стиля и национальная идентичность в дофашистской и фашистской Италии». Пол и история . 14 (3): 537–559. дои : 10.1111/1468-0424.00281 . S2CID 144286579 .
- ^ Михаэлис, Меир (сентябрь 1998 г.). «Неофициальный рупор Муссолини: Telesio Interlandi - Il Tevere и эволюция антисемитизма Муссолини». Журнал современных итальянских исследований . 3 (3): 217–240. дои : 10.1080/13545719808454979 .
- ^ Лоусон, Марк (26 сентября 2022 г.). «100 лет BBC – первый финал Кубка Англии в прямом эфире и рассвет настоящего преступления» . Хранитель . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ «Первая телевизионная продукция» . Радио Таймс . № 354, Южный. 11 июля 1930 г.
- ^ «База данных номинаций» . www.nobelprize.org . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Митчелл, Тони (1999), Дарио Фо: Шут Народного суда (обновлено и расширено) , Лондон: Метуэн, стр. 204, ISBN 0-413-73320-3 .
- ^ Гамбель, Эндрю (10 октября 1997 г.). «Нобелевская премия: шоумен Дарио Фо получает Нобелевскую премию по литературе» . Независимый . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Судья, стр. 117, 158
- ^ Роберто Алаймо, «Пепел Пиранделло», изд. Дракон, 2008
- ^ Рокки, Майкл Х. (1980). Блюз 20-го века: исследование сходства между Гарольдом Пинтером и Луиджи Пиранделло (Диссертация). OCLC 220243856 . ПроКвест 303083330 . [ нужна страница ]
- ^ Де Кьяра, Мариафиломена (6 марта 2009 г.). Маршрут маски: театр Луиджи Пиранделло и Сэмюэля Беккета (Диссертация). hdl : 10803/7445 . [ нужна страница ]
- ^ Анджелини, Франка (2011). «Предварительные заметки: от Пиранделло до Сартра» . Ариэль (Новая серия): Биеннале драматургии института исследований Пиранделло и современного театра: 2, 2011 (2): 1–189. дои : 10.1400/201706 .
- ^ Алессио, Антонио; Пьетропаоло, Доменико; Кац, Джулиана Сангинетти (1992). Пиранделло и современный театр (на итальянском языке). Библиотека тетрадей по итальянским исследованиям. ISBN 978-0-9691979-9-7 .
- ^ Луиджи Пиранделло, Избранные стихи Луиджи Пиранделло, перевод Джорджа Хохфилда (Нью-Йорк: Italica Press, 2016).
Дальнейшее чтение [ править ]
- Судья Гаспаре. Луиджи Пиранделло , UTET, 1963 год.
- Бакколо, Л. Пиранделло . Милан: Рот. 1949 г. (второе издание).
- Ди Пьетро, Л. Пиранделло . Милан: Жизнь и мысль. 1950 г. (второе издание).
- Ферранте, Р. Луиджи Пиранделло . Флоренция: Родственники. 1958.
- Гардер, Пиранделло и его двойник . Рим: Пихта. 1977.
- Яннер, А. Луиджи Пиранделло . Флоренция, Новая Италия. 1948 год.
- Монти, М. Пиранделло , Палермо: Палумбо. 1974.
- Моравия. А. «Пиранделло» на Литературной ярмарке . Рим. 12 декабря 1946 года.
- Панкраци, П. «Другой Пиранделло» у итальянских писателей двадцатого века . Бари: Латерца. 1939 год.
- Пасини. Ф. Пиранделло в искусстве и жизни . Падуя. 1937 год.
- Подеста. Г. «Кафка и Пиранделло». Humanitas, XI, 1956, стр. 230–44.
- Сара Заппулла Мускара, Энцо Заппулла, Пиранделло и сицилийский театр , Джузеппе Маймоне Эдиторе, Катания, 1986.
- Мирелла Могери Салерно, Пиранделло и окрестности , Джузеппе Маймоне Редактор, Катания, 1987.
- Сара Заппулла Мускара (редактор), сицилийские рассказчики послевоенного периода , Джузеппе Маймоне Редактор, Катания, 1990.
- Элио Провиденти (редактор), Пиранделлийские археологии , Джузеппе Маймоне Редактор, Катания, 1990.
- Карло Ширру, За межлингвистический анализ периода: Грация Деледда и современники, Итальянский журнал лингвистики и диалектологии, редактор Фабрицио Серра, Пиза-Рим, год XI, 2009, стр. 9–32.
- Вирдия. Ф. Пиранделло . Милан: Мурсия. 1975.
- Фредерик Мэй , Три главных символа в четырех пьесах Пиранделло , Лоуренса, Канзас: Allen Press, 1974.
- Массимо Колелла, Портрет, автопортрет, пророчество: Бонтемпелли, экзегет Пиранделло , в «Исследованиях Пиранделло (Журнал Общества исследований Пиранделло)», 42, 2022, стр. 20–40.
Внешние ссылки [ править ]
- Цитаты, связанные с Луиджи Пиранделло, в Wikiquote
- медиафайлы по теме: Луиджи Пиранделло. Викискладе есть
- Работы Луиджи Пиранделло в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Луиджи Пиранделло в Project Gutenberg
- Список работ
- Работы Луиджи Пиранделло или о нем в Internet Archive
- Работы Луиджи Пиранделло в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Полное собрание сочинений Пиранделло на итальянском и английском языках.
- Луиджи Пиранделло на Nobelprize.org
- его смелое и гениальное возрождение драматического и сценического искусства
- Послушайте некоторые произведения Пиранделло на итальянском языке в аудио MP3 – скачать бесплатно
- «Джиргенти» Пиранделло. Места в Агридженто, связанные с его литературными произведениями
- Панорамный виртуальный тур по площади Луиджи Пиранделло в Агридженто
- Свет из дома напротив (Аудиотека Panton)
- Суо Марито, английский перевод, «Ее муж » Марты Кинг и Мэри Энн Фрезе Уитт.
- Вырезки из газет о Луиджи Пиранделло в ХХ веке. Архив прессы ZBW .
- «Один, никто и сто тысяч » в переводе Уильяма Уивера, опубликовано в 2018 году издательством Spurl Editions.
- Луиджи Пиранделло
- 1867 рождений
- 1936 смертей
- Люди из Агридженто
- Итальянские романисты XX века.
- Писатели-мужчины 20-го века
- Итальянские драматурги и драматурги
- Итальянские фашисты
- Итальянские лауреаты Нобелевской премии
- Итальянские поэты
- Итальянские поэты-мужчины
- Итальянские писатели-мужчины
- Члены Королевской академии Италии
- Модернистский театр
- Писатели-модернисты
- Нобелевские лауреаты по литературе
- Писатели из провинции Агридженто
- Выпускники Боннского университета
- Итальянские романисты-мужчины
- Итальянские драматурги и драматурги-мужчины
- Семья Пиранделло