Пяр Лагерквист
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2014 г. ) |
Пяр Лагерквист | |
---|---|
Рожденный | Векшё , Швеция | 23 мая 1891 г.
Умер | 11 июля 1974 г. Стокгольм , Швеция | (83 года)
Занятие | поэт, драматург, прозаик, эссеист, автор рассказов |
Заметные награды | Нобелевская премия по литературе 1951 |
Пяр Фабиан Лагерквист (23 мая 1891 — 11 июля 1974) — шведский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1951 года .
Лагерквист писал стихи, пьесы, романы, рассказы и эссе, обладающие значительной выразительной силой и влиянием. [ нужна ссылка ] от 20 до 70 лет. Одной из его центральных тем был фундаментальный вопрос добра и зла, который он исследовал через таких фигур, как Варавва , человек, который был освобожден вместо Иисуса, и Артаксеркс , странствующий иудей . Как моралист, он использовал религиозные мотивы и фигуры христианской традиции , не следуя доктринам церкви .
Биография и творчество
[ редактировать ]Лагерквист родился в Векше ( Смоланд ). Он получил традиционное религиозное образование - позже он скажет, без особого преувеличения, что ему «посчастливилось вырасти в доме, где единственными известными книгами были Библия и Книга гимнов». В подростковом возрасте он порвал с христианскими верованиями, но, в отличие от многих других писателей и мыслителей своего поколения, не стал резко критиковать религиозные убеждения как таковые. Хотя большую часть своей жизни он был политически социалистом, он никогда не допускал мысли, что «религия - это опиум для народа». Большая часть его произведений основана на пожизненном интересе к человеку, его символам и богам, а также к положению человека (как индивидуума, так и человечества) в мире, где Божественное больше не присутствует и не говорит. [ нужна ссылка ]
В ранние годы Лагерквист поддерживал модернистские и эстетически радикальные взгляды, о чем свидетельствуют его манифест Ordkonst och bildkonst ( «Искусство слова и изображения» , 1913) и пьеса Den Svåra Stunden («Трудный час»). [ 1 ]
Одно из самых ранних произведений автора — «Онгест» ( «Тоска» , 1916), жестокий и разочарованный сборник стихов. Его страдания были вызваны страхом смерти, мировой войны и личного кризиса. Он пытался исследовать, как человек может найти осмысленную жизнь в мире, где война может убить миллионы людей по очень незначительной причине. «Тоска, тоска — мое наследие / рана моего горла / крик моего сердца в мире». («Тоска», 1916.) «Любовь — ничто. Тоска — все / Тоска жизни». («Любовь — ничто», 1916.) Этот пессимизм, однако, постепенно угас, о чем свидетельствуют его последующие произведения Det eviga leendet ( «Вечная улыбка» , 1920), автобиографический роман Gäst hos verkligheten ( «Гость реальности» , 1925) и прозаический монолог Det besegrade livet ( «Побеждённая жизнь» , 1927), в котором выражается вера в человека. преобладающий. Начиная с «Вечной улыбки» , его стиль в значительной степени отказался от экспрессионистского пафоса и резких эффектов его ранних работ, и появилось сильное стремление к простоте, классической точности и чистоте повествования, иногда кажущееся близким к наивизму. Однако содержание никогда не было по-настоящему наивным. Шведский критик заметил, что «Лагерквист и Иоанн Богослов — два мастера выражать глубокие вещи весьма ограниченным выбором слов». [ нужна ссылка ]
Через десять лет после Онгеста Лагерквист женился во второй раз, и этот союз стал опорой безопасности в его жизни до смерти его жены сорок лет спустя. В это время появился Hjärtats sånger ( «Песни сердца ») (1926), свидетельствующий о его гордости и любви к своей супруге. Этот сборник гораздо менее отчаянен по своему тону, чем Онгест , и сделал его одним из выдающихся шведских поэтов своего поколения. [ нужна ссылка ]
Его прозаическая повесть Бёдельн («Палач», 1933), позже адаптированная для сцены ( «Палач» , 1933; пьеса, 1934), показывает его растущую озабоченность тоталитаризмом и жестокостью, которые начали охватывать Европу в годы, предшествовавшие Всемирной войне. Вторая война. Нацизм был одной из главных целей работы, и Der Stürmer ответил весьма пренебрежительной рецензией. Критика фашизма присутствует и в пьесе «Маннен утан сял» ( «Человек без души» , 1936).
В сентябре 1940 года Лагерквист был избран членом Шведской академии , сменив Вернера фон Хайденштама на восьмом посту в декабре того же года. [ 2 ]
Роман Лагерквиста 1944 года «Дварген» ( «Гном» ), проницательный и ироничный рассказ о зле, был первым, кто привлек к нему положительное международное внимание за пределами стран Северной Европы. За работой последовала в 1949 году необычная лирическая пьеса Låt människan leva (« Пусть человек живёт »).
«Варавва» (1950), который сразу же был провозглашен литературным шедевром (среди прочих, нобелевский лауреат Андре Жид ), вероятно, самое известное произведение Лагерквиста. Роман основан на библейском сюжете. Иисус из Назарета был приговорен римскими властями к смерти непосредственно перед еврейской Пасхой , когда у римлян было принято освобождать человека, осужденного за преступление, караемое смертной казнью. Когда римский прокуратор Понтий Пилат предлагает освободить либо Иисуса, либо Варавву (осужденного вора и убийцу), иерусалимская толпа требует освобождения Вараввы, который позже наблюдает, как Иисус несет крест на Голгофу, становится свидетелем распятия, а затем проводит остаток своей жизни пытался понять, почему именно он был выбран для жизни, а не Иисус. с фильм В 1961 году по роману был снят Энтони Куинном в главной роли.
В 1951 году Пер Лагерквист был удостоен Нобелевской премии по литературе «за художественную энергию и истинную независимость ума, с которыми он пытается в своей поэзии найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством». [ 3 ] Впервые его выдвинули на премию в 1947 году. [ 4 ] После публикации «Вараввы » Лагерквист стал одним из фаворитов на получение Нобелевской премии по литературе в 1950 году. [ 5 ] В 1951 году Нобелевский комитет по литературе получил девять номинаций Лагерквиста, включая номинации от французских авторов и предыдущих лауреатов Андре Жида и Роже Мартена дю Гара , а Шведская академия решила присудить ему премию. [ 4 ]
Лагерквист умер в Стокгольме в 1974 году в возрасте 83 лет, его жена умерла в 1967 году.
Работает
[ редактировать ]Сборники рассказов
[ редактировать ]- Люди (1912)
- Две повести из жизни (2 Tales of Life) (1913)
- Железо и люди (1915)
- Вечная улыбка (1920) - 3 рассказа
- Онда Сагор (Злые сказки) (1924)
- Боевой дух (1930)
- I den tiden (В условиях) (1935)
Романы
[ редактировать ]- Гость реальности (1925)
- Трудное путешествие (написано около 1926 г., опубликовано в 1985 г.)
- Маскарад душ (1930)
- Палач (1933)
- ( Карлик ) 1944
- Варавва (1950, снят в 1953 , 1961 и 2012 годах )
- Сибиллан ( Сивилла ) (1956)
- Смерть Артаксеркса (1960)
- Паломник по морю (1962)
- Святая земля (1964)
- Мариамна (1967)
Проза и поэзия
- Искусство слова и визуальное искусство (1913)
- Причина (1914)
- Тревога (1916)
- Футболка (1919 г.)
- Путь счастливых (1921)
- Песни сердца (1926)
- Побежденная жизнь (1927)
- У костра (1932)
- Сжатый кулак («Сжатый кулак», 1934)
- Гений (1937)
- Освобожденный человек (1939)
- Песня и битва (1940)
- Дом и звезда (1942)
- Афтонленд («Вечерняя земля», 1953)
- 1977 г. Дневники и заметки,
Театр
- Сестры Мен , спектакль («Последний мужчина», 1917)
- Den svåra stunden , три одноактные пьесы («Трудный час», 1918)
- Театр (1918)
- Тайна неба , спектакль («Тайна неба», 1919)
- День осинлиге , пьеса («Невидимка», 1923)
- Хан сом фик лева ом ситт лив , пьеса («Человек, который прожил свою жизнь», 1928)
- Конунген , пьеса («Король», 1932)
- Бёдельн , пьеса («Палач», 1933)
- Маннен утан сял , спектакль («Человек без души», 1936)
- Seger i mörkret , спектакль («Победа в темноте», 1939)
- Midsommardröm i fattighuset , пьеса («Сон в летнюю ночь в работном доме», 1941)
- De vises sten , спектакль («Философский камень», 1947)
- Пусть человек живёт , спектакль («Да живёт человек», 1950)
английские переводы
[ редактировать ]- «Литературное искусство и изобразительное искусство», Rainbow Press, 1991, ISBN 0-9518535-0-3 .
- «Гном» [Двэрген], Хилл и Ван, 1958 г., ISBN 0-374-52135-2 .
- «Варавва», Винтаж, 1989 г. ISBN 0-679-72544-X .
- «Сивилла» [Сибиллан], винтаж, 1963 г., ISBN 0-394-70240-9 .
- «Смерть Артаксеркса» [Аргасфер умирает], Винтаж, 1982 г., ISBN 0-394-70820-2 .
- «Вечерняя земля» [Афтонленд], перевод У. Х. Одена и Лейфа Сьёберга; Издательство Государственного университета Уэйна, 1975; Сувенирная пресса, Лондон, 1977 г., ISBN 0814315429 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пар Лагерквист | Шведский писатель» . Британская энциклопедия . Проверено 2 августа 2017 г.
Он увлекся социализмом и вскоре начал поддерживать художественный и литературный радикализм, о чем свидетельствует его манифест под названием Ordkonst och bildkonst (1913; «Литературное и изобразительное искусство»). В «Театре» (1918; «Театр») три одноактные пьесы Den Svåre Stunden («Трудный час») иллюстрируют аналогичную модернистскую точку зрения.
- ^ «Лагерквист, Пяр» . Шведская академия.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 1951 года» . nobelprize.org.
- ^ Перейти обратно: а б «Архив номинаций - Пяр Фабиан Лагерквист» . nobelprize.org. Апрель 2020.
- ^ Хокан Мёллер «Пер Лагерквист, Варавва и Нобелевская премия по литературе» Journal of World Literature 1 2016, стр.505
- Фульвио Феррари, введение в итальянское издание « Гость реальности» и «Det eviga leendet» , Oscar Narrativa # 1242, Мондадори, Милан, июнь 1992 г.
- Эверетт М. Эллестад, «Лагерквист и кубизм: исследование теории и практики», Скандинавские исследования 45 (1/1973), S. 38–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Пера Лагерквиста или о нем в Интернет-архиве
- Пяр Лагерквист на Nobelprize.org
- 1891 рождений
- 1974 смертей
- Люди из Векшё
- Члены Шведской академии
- Нобелевские лауреаты по литературе
- Писатели из Смоланда
- шведскоязычные писатели
- шведскоязычные поэты
- Выпускники Уппсальского университета
- Шведские нобелевские лауреаты
- Шведские поэты 20-го века
- Шведские романисты-мужчины
- Христианские романисты