Нобелевская премия по литературе 1964 года.
![]() | |
---|---|
Жан-Поль Сартр | |
![]() «ибо его творчество, богатое идеями и наполненное духом свободы и поиска истины, оказало далеко идущее влияние на нашу эпоху». | |
Дата |
|
Расположение | Стокгольм , Швеция |
Представлено | Шведская Академия |
Первая награда | 1901 |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Нобелевская 1964 года премия по литературе была присуждена французскому писателю Жан-Полю Сартру (1905–1980) «за его произведения, которые, богатые идеями, наполненные духом свободы и поиска истины, оказали далеко идущее влияние на наш век». [1]
Сартр отказался от премии, заявив, что никогда не принимал никаких официальных наград и не хочет, чтобы писатель стал учреждением. Более того, что касается политических оснований своих действий, Сартр заявил о Нобелевской премии, что она достается только жителям Запада «или мятежникам Востока». «Прискорбно, что единственным советским произведением, удостоенным чести, было то, которое было опубликовано за рубежом и запрещено в своей стране». [2] Шведская академия заявила в своем заявлении:
«Напомним, что лауреат дал понять, что не желает принимать премию. Тот факт, что он отказался от этой награды, ни в коей мере не меняет действительности премии. Однако в сложившихся обстоятельствах Академия Могу только заявить, что вручение премии не состоится». [1]
Это единственный известный случай, когда лауреат добровольно отказался принять Нобелевскую премию по литературе. [3]
Лауреат [ править ]
Сартр был философом – сформулировал и популяризировал философию экзистенциализма, во многом сформировавшую [ сомнительно – обсудить ] в своем «Бытии и ничто» («L'Être et le néant», 1943) – драматург, но также писал романы и рассказы. Через главного героя Антуана Рокантена его первый роман «Тошнота» («Тошнота», 1938) формулирует экзистенциалистские темы отчуждения, преданности и одиночества.

Его пьеса Huis Clos («Выхода нет», 1944) изображает ад как вечное сосуществование с другими людьми, а Les Mouches («Мухи», 1943) представляет собой адаптацию древнего мифа об Электре . Его автобиография Les Mots («Слова», 1964), в которой автор пытается дистанцироваться от своего творчества и реконструировать свое детство, после выхода была встречена с большим успехом. [4]
Обсуждения [ править ]
Номинации [ править ]
Сартр получил 16 номинаций с 1957 года . В 1964 году Шведская академия получила за него две номинации, которых он в итоге и удостоился. Его выдвинул Шведский ПЕН-клуб и профессор немецкого языка Страсбургского университета . Сартр был включен в шорт-лист номинантов вместе с русским писателем Михаилом Шолоховым (награжден в 1965 году ) и британским писателем У. Х. Оденом .
В 1964 году было номинировано 76 авторов. Девятнадцать из них были номинированы впервые, среди них Эжен Ионеско , Поль Целан , Хосе Мария Пеман , Хоссейн Годс-Нахай , Джеймс Т. Фаррелл , Камило Хосе Села (награжден в 1989 году ), Гарри Мартинсон. (награжден в 1974 году ), Хью МакДиармид и Мигель Анхель Астуриас (награжден в 1967 году ). Наибольшее количество номинаций — по 3 номинации — у Вяйно Линны , Фридриха Дюрренматта , Андре Мальро и Михаила Шолохова (награжден в 1965 году ). Четверо номинантов были женщинами: Джудит Райт , Ина Зайдель , Нелли Сакс (награждена в 1966 году ) и Кэтрин Энн Портер .
Авторы Халид Эдиб Адывар , Аббас Махмуд аль-Аккад , Брендан Бехан , Анхель Кручага Санта Мария , Дж. Фрэнк Доби , Венсеслао Фернандес Флорес , Ян Флеминг , Реджинальд Гарригу-Лагранж , Василий Гроссман , Бен Хехт , Такин, Саму Та Шак , Саму Шак Моа Мартинсон , Фланнери О'Коннор , Карл Поланьи , Давид Стефанссон , Пасторел Теодореану , Ион Винеа , Феликс Велч , Т.Х. Уайт , Мария Виссе Ромеро , Хелен Вудхауз и Маделева Вольф — все они умерли в 1964 году, не получив наград за [ нужны разъяснения ] .
Нет. | Номинант | Страна | Жанр (ы) | Номинатор(ы) |
---|---|---|---|---|
1 | Жан Ануй (1910–1987) | ![]() | драма, сценарий, перевод | Рагнар Джозефсон (1891–1966) |
2 | Мигель Анхель Астуриас (1899–1974) | ![]() | роман, рассказ, стихи, эссе, драма | Эрик Линдегрен (1910–1968) |
3 | Уистан Хью Оден (1907–1973) | ![]() ![]() | стихи, эссе, сценарий |
|
4 | Сэмюэл Беккет (1906–1989) | ![]() | роман, драма, поэзия |
|
5 | Хорхе Луис Борхес (1899–1986) | ![]() | стихи, эссе, перевод, рассказ | Генри Олссон (1896–1985) |
6 | Андре Бретон (1896–1966) | ![]() | история, поэзия, очерки, литературная критика |
|
7 | Мартин Бубер (1878–1965) | ![]() ![]() | философия | Андре Неэр (1914–1988) |
8 | Мишель Бютор (1926–2016) | ![]() | поэзия, роман, эссе, перевод | Феликс Каррер (1911–1991) |
9 | Генрих Бёлль (1917–1985) | ![]() | роман, рассказ | Густав Корлен (1915–2014) |
10 | Джозеф Карнер (1884–1970) | ![]() ![]() | поэзия, драма, перевод |
|
11 | Джером Каркопино (1881–1970) | ![]() | история | Пьер Грималь (1912–1996) |
12 | Камило Хосе Села (1916–2002) | ![]() | роман, рассказ, эссе, поэзия, драма, мемуары | Дэниел Поян Диас (?) |
13 | Поль Целан (1920–1970) | ![]() ![]() | поэзия, перевод |
|
14 | Хеймито фон Додерер (1896–1966) | ![]() | роман, рассказ, стихи, эссе | Эрнст Алкер (1895–1972) |
15 | Лоуренс Даррелл (1912–1990) | ![]() | роман, рассказ, поэзия, драма, эссе | Георг Лак (1926–2013) |
16 | Фридрих Дюрренматт (1921–1990) | ![]() | драма, роман, рассказ, эссе |
|
17 | Гуннар Экелёф (1907–1968) | ![]() | стихи, очерки | Гуннар Тидестрем (1906–1985) |
18 | Пьер Эммануэль (1916–1984) | ![]() | поэзия | Жак Робиш (1914–1999) |
19 | Джеймс Томас Фаррелл (1904–1979) | ![]() | роман, рассказ, поэзия | Эдгар Маркиз Бранч (1913–2006) |
20 | Эдвард Морган Форстер (1879–1970) | ![]() | роман, рассказ, драма, очерки, биография, литературная критика | Пьер Легуи (1891–1980) |
21 | Макс Фриш (1911–1991) | ![]() | роман, драма | Хенниг Бринкманн (1901–2000) |
22 | Кристофер Фрай (1907–2005) | ![]() | стихи, драма, сценарий | Карл Беккер (1925–1973) |
23 | Ромуло Гальегос (1884–1969) | ![]() | роман, рассказ | Джон Каллан Джеймс Метфорд (1916–2007) |
24 | Хосейн Годс-Нахай (1911–1977) | ![]() | стихи, очерки | Ахмад Матин-Дафтари (1897–1971) |
25 | Этьен Жильсон (1884–1978) | ![]() | философия | Пьер Менар (1900–1969) |
26 | Жан Джионо (1895–1970) | ![]() | роман, рассказ, эссе, поэзия, драма |
|
27 | Роберт Грейвс (1895–1985) | ![]() | история, роман, поэзия, литературная критика, очерки | Зигфрид Зивертц (1882–1970) |
28 | Жан Геэнно (1890–1978) | ![]() | очерки, литературная критика | Эдмон Ярно (1905–1985) |
29 | Таха Хусейн (1889–1973) | ![]() | роман, рассказ, поэзия, перевод |
|
30 | Юджин Ионеско (1909–1994) | ![]() ![]() | драма, эссе | Эрик Линдегрен (1910–1968) |
31 | Эйвинд Джонсон (1900–1976) | ![]() | роман, рассказ | Карл-Эрик Торс (1920–1986) |
32 | Марсель Жуандо (1888–1979) | ![]() | рассказ, роман | Жан Голмье (1905–1997) |
33 | Пьер Жан Жув (1887–1976) | ![]() | поэзия, роман, литературная критика | Клод Пикуа (1925–2005) |
34 | Эрнст Юнгер (1895–1998) | ![]() | философия, роман, мемуары | Рудольф Тилль (1911–1979) |
35 | Ясунари Кавабата (1899–1972) | ![]() | роман, рассказ | Гарри Мартинсон (1904–1978) |
36 | Мирослав Крлежа (1893–1981) | ![]() ![]() | поэзия, драма, рассказ, роман, эссе | Ассоциация югославских писателей |
37 | Вяйно Линна (1920–1992) | ![]() | роман |
|
38 | Роберт Лоуэлл (1917–1977) | ![]() | поэзия, перевод | Эрик Линдегрен (1910–1968) |
39 | Карл Лёвит (1897–1973) | ![]() | философия | Франц Дирльмайер (1904–1977) |
40 | Хью МакДиармид (1892–1978) | ![]() ![]() | стихи, очерки | Дэвид Дайчес (1912–2005) |
41 | Андре Мальро (1901–1976) | ![]() | роман, очерки, литературная критика |
|
42 | Габриэль Марсель (1889–1973) | ![]() | философия, драма | Ив Ле Хир (1919–2005) |
43 | Гарри Мартинсон (1904–1978) | ![]() | стихи, романы, драмы, эссе | Сигурд Эриксон (1888–1968) |
44 | Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965) | ![]() | роман, рассказ, драма, эссе | Ричард Брокстон Онианс (1899–1986) |
45 | Рамон Менендес Пидаль (1869–1968) | ![]() | филология, история | Гуннар Тиландер (1894–1973) |
46 | Анри Мишо (1899–1984) | ![]() ![]() | стихи, очерки | Бенгт Холмквист (1924–2002) |
47 | Юкио Мисима (1925–1970) | ![]() | роман, рассказ, драма, литературная критика | Гарри Мартинсон (1904–1978) |
48 | Вильгельм Моберг (1898–1973) | ![]() | роман, драма, история |
|
49 | Генри де Монтерлан (1895–1972) | ![]() | очерки, роман, драма | Эжен Наполеон Тигерштедт (1907–1979) |
50 | Альберто Моравиа (1907–1990) | ![]() | роман, литературная критика, очерки, драма | Уберто Лиментани (1913–1989) |
51 | Vladimir Nabokov (1899–1977) | ![]() ![]() | роман, рассказ, поэзия, драма, перевод, литературная критика, мемуары | Элизабет Хилл (1901–1978) |
52 | Пабло Неруда (1904–1973) | ![]() | поэзия |
|
53 | Дзюнзабуро Нишиваки (1894–1982) | ![]() | поэзия, литературная критика | Наосиро Цудзи (1899–1979) |
54 | Хосе Мария Пеман (1897–1981) | ![]() | стихи, драма, роман, эссе, сценарий |
|
55 | Жак Перре (1901–1992) | ![]() | роман, рассказ, мемуары, эссе | Поль Педек (1912–2005) |
56 | Жак Пиренн (1891–1972) | ![]() | история, право | Пьер Нотомб (1887–1966) |
57 | Кэтрин Энн Портер (1890–1980) | ![]() | рассказ, очерки | Джордж Хендрик (р. 1929) |
58 | Джон Бойнтон Пристли (1894–1984) | ![]() | роман, драма, сценарий, литературная критика, очерки | Хью Сидней Хант (1911–1993) |
59 | Нелли Сакс (1891–1970) | ![]() ![]() | поэзия, драма | Уолтер Артур Берендсон (1884–1984) |
60 | Аксель Сандемосе (1899–1965) | ![]() ![]() | роман, очерки |
|
61 | Жан-Поль Сартр (1905–1980) | ![]() | философия, роман, драма, эссе, сценарий |
|
62 | Жан Шлюмберже (1877–1968) | ![]() | стихи, очерки | Пьер Легуи (1891–1973) |
63 | Ина Зайдель (1885–1974) | ![]() | поэзия, роман | Гюнтер Яхманн (1887–1979) |
64 | Рамон Хосе Сендер (1901–1982) | ![]() | роман, очерки | Роберт Грейвс (1895–1985) |
65 | Чарльз Перси Сноу (1905–1980) | ![]() | роман, очерки | Фридрих Шубель (1904–1991) |
66 | Mikhail Sholokhov (1905–1984) | ![]() | роман |
|
67 | Дзюнъитиро Танидзаки (1886–1965) | ![]() | роман, рассказ | Гарри Мартинсон (1904–1978) |
68 | Гюстав Тибон (1903–2001) | ![]() | философия | Эдуард Делебек (1910–1990) |
69 | Пьетро Убальди (1886–1972) | ![]() | философия, эссе | Жоао де Фрейтас Гимарайнш (?) |
70 | Джузеппе Унгаретти (1888–1970) | ![]() | стихи, очерки, литературная критика | Жорж Пуле (1901–1991) |
71 | Артур Дэвид Уэйли (1889–1966) | ![]() | перевод, очерки | Дэвид Хоукс (1923–2009) |
72 | Мика Валтари (1908–1979) | ![]() | рассказ, роман, поэзия, драма, эссе, сценарий | Аапели Саарисало (1896–1986) |
73 | Тарьей Весаас (1897–1970) | ![]() | поэзия, роман | Эдвард Бейер (1920–2003) |
74 | Саймон Вестдейк (1898–1971) | ![]() | роман, стихи, эссе, перевод | Королевская академия искусств и наук Нидерландов |
75 | Торнтон Уайлдер (1897–1975) | ![]() | драма, роман, рассказ |
|
76 | Джудит Райт (1915–2000) | ![]() | поэзия, литературная критика, роман, эссе |
|
Решение о премии [ править ]
17 сентября 1964 года Нобелевский комитет предложил присудить премию Жан-Полю Сартру. Вторым именем в списке был Михаил Шолоков (удостоенный премии в 1965 году), а третьим — У. Х. Оден . В Шведской академии существовала некоторая двойственность по поводу награждения Сартра. Впервые он был номинирован в 1957 году, но его кандидатура была отложена на будущее, поскольку Академия не была уверена, будет ли работа Сартра иметь какое-либо историческое значение. Его кандидатура была рассмотрена и снова отложена в 1962 году по тем же причинам. Считается, что публикация «Слов» в 1963 году укрепила кандидатуру Сартра, и в октябре 1964 года Академия решила наградить Сартра, их решение было закреплено окончательным голосованием 22 октября 1964 года. Неделей ранее Сартр, зная, что он был кандидатом на премию получив премию, направил письмо в Шведскую академию, в котором заявил, что не примет награду, но, поскольку Академия уже приняла решение до официального окончательного голосования, они проигнорировали письмо. Постоянный секретарь Академии Карл Рагнар Геров ответил на письмо Сартра, сообщив, что решение уже принято, и призвал Сартра пересмотреть свое решение и принять премию. [3]
Реакция [ править ]
В тексте, опубликованном в газете «Фигаро» 23 октября 1964 года, Сартр писал, что сожалеет о том, что его отказ принять премию вызвал скандал. Он объяснил, что никогда не принимал никаких премий или членства в учреждениях, поскольку считал, что автор, принявший такие вещи, навсегда становится связанным с премией или учреждением, и что автор не должен позволять себе становиться учреждением. [3]
Последствия [ править ]
В своих мемуарах Ларс Гилленстен утверждал, что кто-то, либо сам Сартр, либо кто-то из его родственников, в 1975 году связался со Шведской академией и спросил, есть ли в наличии призовые деньги. [3]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нобелевская премия по литературе 1964 года nobelprize.org
- ^ Сартр объясняет стенд nytimes.com
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Письмо Кая Шуэлера Сартра доставлено с опозданием в Академию Svenska Dagbladet, 2 января 2015 г. (на шведском языке)
- ^ Жан-Поль Сартр nobelprize.org