Нобелевская премия по литературе 1964 года.
Нобелевская премия по литературе 1964 года. | |
---|---|
Жан-Поль Сартр | |
Дата |
|
Расположение | Стокгольм , Швеция |
Представлено | Шведская Академия |
Первая награда | 1901 |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Нобелевская 1964 года премия по литературе была присуждена французскому писателю Жан-Полю Сартру (1905–1980) «за его произведения, которые, богатые идеями, наполненные духом свободы и поиска истины, оказали далеко идущее влияние на наш век». [1]
Сартр отказался от премии, заявив, что никогда не принимал никаких официальных наград и не хочет, чтобы писатель стал учреждением. Более того, что касается политических оснований своих действий, Сартр заявил о Нобелевской премии, что она достается только жителям Запада «или мятежникам Востока». «Прискорбно, что единственным советским произведением, удостоенным чести, было то, которое было опубликовано за рубежом и запрещено в своей стране». [2] Шведская академия заявила в своем заявлении:
«Напомним, что лауреат дал понять, что не желает принимать премию. Тот факт, что он отказался от этой награды, ни в коей мере не меняет действительности премии. Однако в сложившихся обстоятельствах Академия Могу только заявить, что вручение премии не состоится». [1]
Это единственный известный случай, когда лауреат добровольно отказался принять Нобелевскую премию по литературе. [3]
Лауреат [ править ]
Сартр был философом – сформулировал и популяризировал философию экзистенциализма, во многом сформировавшую [ сомнительно – обсудить ] в своем «Бытии и ничто» («L'Être et le néant», 1943) – драматург, но также писал романы и рассказы. Через главного героя Антуана Рокантена его первый роман «Тошнота» («Тошнота», 1938) формулирует экзистенциалистские темы отчуждения, преданности и одиночества.
Его пьеса Huis Clos («Выхода нет», 1944) изображает ад как вечное сосуществование с другими людьми, а Les Mouches («Мухи», 1943) представляет собой адаптацию древнего мифа об Электре . Его автобиография Les Mots («Слова», 1964), в которой автор пытается дистанцироваться от своего творчества и реконструировать свое детство, после выхода была встречена с большим успехом. [4]
Обсуждения [ править ]
Номинации [ править ]
Сартр получил 16 номинаций с 1957 года . В 1964 году Шведская академия получила за него две номинации, которых он в итоге и удостоился. Его выдвинул Шведский ПЕН-клуб и профессор немецкого языка Страсбургского университета . Сартр был включен в шорт-лист номинантов вместе с русским писателем Михаилом Шолоховым (награжден в 1965 году ) и британским писателем У. Х. Оденом .
В 1964 году было номинировано 76 авторов. Девятнадцать из них были номинированы впервые, среди них Эжен Ионеско , Поль Целан , Хосе Мария Пеман , Хоссейн Годс-Нахай , Джеймс Т. Фаррелл , Камило Хосе Села (награжден в 1989 году ), Гарри Мартинсон. (награжден в 1974 году ), Хью МакДиармид и Мигель Анхель Астуриас (награжден в 1967 году ). Наибольшее количество номинаций — по 3 номинации — у Вяйно Линны , Фридриха Дюрренматта , Андре Мальро и Михаила Шолохова (награжден в 1965 году ). Четверо номинантов были женщинами: Джудит Райт , Ина Зайдель , Нелли Сакс (награждена в 1966 году ) и Кэтрин Энн Портер .
Авторы Халид Эдиб Адывар , Аббас Махмуд аль-Аккад , Брендан Бехан , Анхель Кручага Санта Мария , Дж. Фрэнк Доби , Венсеслао Фернандес Флорес , Ян Флеминг , Реджинальд Гарригу-Лагранж , Василий Гроссман , Бен Хехт , Такин, Саму Та Шак , Саму Шак Моа Мартинсон , Фланнери О'Коннор , Карл Поланьи , Давид Стефанссон , Пасторел Теодореану , Ион Винеа , Феликс Велч , Т.Х. Уайт , Мария Виссе Ромеро , Хелен Вудхауз и Маделева Вольф — все они умерли в 1964 году, не получив наград за [ нужны разъяснения ] .
Нет. | Номинант | Страна | Жанр (ы) | Номинатор(ы) |
---|---|---|---|---|
1 | Жан Ануй (1910–1987) | Франция | драма, сценарий, перевод | Рагнар Джозефсон (1891–1966) |
2 | Мигель Анхель Астуриас (1899–1974) | Гватемала | роман, рассказ, стихи, эссе, драма | Эрик Линдегрен (1910–1968) |
3 | Уистан Хью Оден (1907–1973) | Великобритания Соединенные Штаты | стихи, эссе, сценарий |
|
4 | Сэмюэл Беккет (1906–1989) | Ирландия | роман, драма, поэзия |
|
5 | Хорхе Луис Борхес (1899–1986) | Аргентина | стихи, эссе, перевод, рассказ | Генри Олссон (1896–1985) |
6 | Андре Бретон (1896–1966) | Франция | история, поэзия, очерки, литературная критика |
|
7 | Мартин Бубер (1878–1965) | Австрия Израиль | философия | Андре Неэр (1914–1988) |
8 | Мишель Бютор (1926–2016) | Франция | поэзия, роман, эссе, перевод | Феликс Каррер (1911–1991) |
9 | Генрих Бёлль (1917–1985) | Германия | роман, рассказ | Густав Корлен (1915–2014) |
10 | Джозеф Карнер (1884–1970) | Испания Каталония | поэзия, драма, перевод |
|
11 | Джером Каркопино (1881–1970) | Франция | история | Пьер Грималь (1912–1996) |
12 | Камило Хосе Села (1916–2002) | Испания | роман, рассказ, эссе, поэзия, драма, мемуары | Дэниел Поян Диас (?) |
13 | Поль Целан (1920–1970) | Румыния Франция | поэзия, перевод |
|
14 | Хеймито фон Додерер (1896–1966) | Австрия | роман, рассказ, стихи, эссе | Эрнст Алкер (1895–1972) |
15 | Лоуренс Даррелл (1912–1990) | Великобритания | роман, рассказ, поэзия, драма, эссе | Георг Лак (1926–2013) |
16 | Фридрих Дюрренматт (1921–1990) | Швейцария | драма, роман, рассказ, эссе |
|
17 | Гуннар Экелёф (1907–1968) | Швеция | стихи, очерки | Гуннар Тидестрем (1906–1985) |
18 | Пьер Эммануэль (1916–1984) | Франция | поэзия | Жак Робиш (1914–1999) |
19 | Джеймс Томас Фаррелл (1904–1979) | Соединенные Штаты | роман, рассказ, поэзия | Эдгар Маркиз Бранч (1913–2006) |
20 | Эдвард Морган Форстер (1879–1970) | Великобритания | роман, рассказ, драма, очерки, биография, литературная критика | Пьер Легуи (1891–1980) |
21 | Макс Фриш (1911–1991) | Швейцария | роман, драма | Хенниг Бринкманн (1901–2000) |
22 | Кристофер Фрай (1907–2005) | Великобритания | стихи, драма, сценарий | Карл Беккер (1925–1973) |
23 | Ромуло Гальегос (1884–1969) | Венесуэла | роман, рассказ | Джон Каллан Джеймс Метфорд (1916–2007) |
24 | Хосейн Годс-Нахай (1911–1977) | Иран | стихи, очерки | Ахмад Матин-Дафтари (1897–1971) |
25 | Этьен Жильсон (1884–1978) | Франция | философия | Пьер Менар (1900–1969) |
26 | Жан Джионо (1895–1970) | Франция | роман, рассказ, эссе, поэзия, драма |
|
27 | Роберт Грейвс (1895–1985) | Великобритания | история, роман, поэзия, литературная критика, очерки | Зигфрид Зивертц (1882–1970) |
28 | Жан Геэнно (1890–1978) | Франция | очерки, литературная критика | Эдмон Ярно (1905–1985) |
29 | Таха Хусейн (1889–1973) | Египет | роман, рассказ, поэзия, перевод |
|
30 | Юджин Ионеско (1909–1994) | Румыния Франция | драма, эссе | Эрик Линдегрен (1910–1968) |
31 | Эйвинд Джонсон (1900–1976) | Швеция | роман, рассказ | Карл-Эрик Торс (1920–1986) |
32 | Марсель Жуандо (1888–1979) | Франция | рассказ, роман | Жан Голмье (1905–1997) |
33 | Пьер Жан Жув (1887–1976) | Франция | поэзия, роман, литературная критика | Клод Пикуа (1925–2005) |
34 | Эрнст Юнгер (1895–1998) | Германия | философия, роман, мемуары | Рудольф Тилль (1911–1979) |
35 | Ясунари Кавабата (1899–1972) | Япония | роман, рассказ | Гарри Мартинсон (1904–1978) |
36 | Мирослав Крлежа (1893–1981) | Югославия Хорватия | поэзия, драма, рассказ, роман, эссе | Ассоциация югославских писателей |
37 | Вяйно Линна (1920–1992) | Финляндия | роман |
|
38 | Роберт Лоуэлл (1917–1977) | Соединенные Штаты | поэзия, перевод | Эрик Линдегрен (1910–1968) |
39 | Карл Лёвит (1897–1973) | Германия | философия | Франц Дирльмайер (1904–1977) |
40 | Хью МакДиармид (1892–1978) | Великобритания Шотландия | стихи, очерки | Дэвид Дайчес (1912–2005) |
41 | Андре Мальро (1901–1976) | Франция | роман, очерки, литературная критика |
|
42 | Габриэль Марсель (1889–1973) | Франция | философия, драма | Ив Ле Хир (1919–2005) |
43 | Гарри Мартинсон (1904–1978) | Швеция | стихи, романы, драмы, эссе | Сигурд Эриксон (1888–1968) |
44 | Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965) | Великобритания | роман, рассказ, драма, эссе | Ричард Брокстон Онианс (1899–1986) |
45 | Рамон Менендес Пидаль (1869–1968) | Испания | филология, история | Гуннар Тиландер (1894–1973) |
46 | Анри Мишо (1899–1984) | Бельгия Франция | стихи, очерки | Бенгт Холмквист (1924–2002) |
47 | Юкио Мисима (1925–1970) | Япония | роман, рассказ, драма, литературная критика | Гарри Мартинсон (1904–1978) |
48 | Вильгельм Моберг (1898–1973) | Швеция | роман, драма, история |
|
49 | Генри де Монтерлан (1895–1972) | Франция | очерки, роман, драма | Эжен Наполеон Тигерштедт (1907–1979) |
50 | Альберто Моравиа (1907–1990) | Италия | роман, литературная критика, очерки, драма | Уберто Лиментани (1913–1989) |
51 | Vladimir Nabokov (1899–1977) | Россия Соединенные Штаты | роман, рассказ, поэзия, драма, перевод, литературная критика, мемуары | Элизабет Хилл (1901–1978) |
52 | Пабло Неруда (1904–1973) | Чили | поэзия |
|
53 | Дзюнзабуро Нишиваки (1894–1982) | Япония | поэзия, литературная критика | Наосиро Цудзи (1899–1979) |
54 | Хосе Мария Пеман (1897–1981) | Испания | стихи, драма, роман, эссе, сценарий |
|
55 | Жак Перре (1901–1992) | Франция | роман, рассказ, мемуары, эссе | Поль Педек (1912–2005) |
56 | Жак Пиренн (1891–1972) | Бельгия | история, право | Пьер Нотомб (1887–1966) |
57 | Кэтрин Энн Портер (1890–1980) | Соединенные Штаты | рассказ, очерки | Джордж Хендрик (р. 1929) |
58 | Джон Бойнтон Пристли (1894–1984) | Великобритания | роман, драма, сценарий, литературная критика, очерки | Хью Сидней Хант (1911–1993) |
59 | Нелли Сакс (1891–1970) | Германия Швеция | поэзия, драма | Уолтер Артур Берендсон (1884–1984) |
60 | Аксель Сандемосе (1899–1965) | Дания Норвегия | роман, очерки |
|
61 | Жан-Поль Сартр (1905–1980) | Франция | философия, роман, драма, эссе, сценарий |
|
62 | Жан Шлюмберже (1877–1968) | Франция | стихи, очерки | Пьер Легуи (1891–1973) |
63 | Ина Зайдель (1885–1974) | Германия | поэзия, роман | Гюнтер Яхманн (1887–1979) |
64 | Рамон Хосе Сендер (1901–1982) | Испания | роман, очерки | Роберт Грейвс (1895–1985) |
65 | Чарльз Перси Сноу (1905–1980) | Великобритания | роман, очерки | Фридрих Шубель (1904–1991) |
66 | Mikhail Sholokhov (1905–1984) | Россия | роман |
|
67 | Дзюнъитиро Танидзаки (1886–1965) | Япония | роман, рассказ | Гарри Мартинсон (1904–1978) |
68 | Гюстав Тибон (1903–2001) | Франция | философия | Эдуард Делебек (1910–1990) |
69 | Пьетро Убальди (1886–1972) | Италия | философия, эссе | Жоао де Фрейтас Гимарайнш (?) |
70 | Джузеппе Унгаретти (1888–1970) | Италия | стихи, очерки, литературная критика | Жорж Пуле (1901–1991) |
71 | Артур Дэвид Уэйли (1889–1966) | Великобритания | перевод, очерки | Дэвид Хоукс (1923–2009) |
72 | Мика Валтари (1908–1979) | Финляндия | рассказ, роман, поэзия, драма, эссе, сценарий | Аапели Саарисало (1896–1986) |
73 | Тарьей Весаас (1897–1970) | Норвегия | поэзия, роман | Эдвард Бейер (1920–2003) |
74 | Саймон Вестдейк (1898–1971) | Нидерланды | роман, стихи, эссе, перевод | Королевская академия искусств и наук Нидерландов |
75 | Торнтон Уайлдер (1897–1975) | Соединенные Штаты | драма, роман, рассказ |
|
76 | Джудит Райт (1915–2000) | Австралия | поэзия, литературная критика, роман, эссе |
|
Решение о премии [ править ]
17 сентября 1964 года Нобелевский комитет предложил присудить премию Жан-Полю Сартру. Вторым именем в списке был Михаил Шолоков (удостоенный премии в 1965 году), а третьим — У. Х. Оден . В Шведской академии существовала некоторая двойственность по поводу награждения Сартра. Впервые он был номинирован в 1957 году, но его кандидатура была отложена на будущее, поскольку Академия не была уверена, будет ли работа Сартра иметь какое-либо историческое значение. Его кандидатура была рассмотрена и снова отложена в 1962 году по тем же причинам. Считается, что публикация «Слов» в 1963 году укрепила кандидатуру Сартра, и в октябре 1964 года Академия решила наградить Сартра, их решение было закреплено окончательным голосованием 22 октября 1964 года. Неделей ранее Сартр, зная, что он был кандидатом на премию получив премию, направил письмо в Шведскую академию, в котором заявил, что не примет награду, но, поскольку Академия уже приняла решение до официального окончательного голосования, они проигнорировали письмо. Постоянный секретарь Академии Карл Рагнар Геров ответил на письмо Сартра, сообщив, что решение уже принято, и призвал Сартра пересмотреть свое решение и принять премию. [3]
Реакция [ править ]
В тексте, опубликованном в газете «Фигаро» 23 октября 1964 года, Сартр писал, что сожалеет о том, что его отказ принять премию вызвал скандал. Он объяснил, что никогда не принимал никаких премий или членства в учреждениях, поскольку считал, что автор, принявший такие вещи, навсегда становится связанным с премией или учреждением, и что автор не должен позволять себе становиться учреждением. [3]
Последствия [ править ]
В своих мемуарах Ларс Гилленстен утверждал, что кто-то, либо сам Сартр, либо кто-то из его родственников, в 1975 году связался со Шведской академией и спросил, есть ли в наличии призовые деньги. [3]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нобелевская премия по литературе 1964 года nobelprize.org
- ^ Сартр объясняет стенд nytimes.com
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Письмо Кая Шуэлера Сартра доставлено с опозданием в Академию Svenska Dagbladet, 2 января 2015 г. (на шведском языке)
- ^ Жан-Поль Сартр nobelprize.org