Генрик Сенкевич
Генрик Сенкевич | |
---|---|
Рожденный | Хенрик Адам Александр Пий Сенкевич 5 мая 1846 г. Воля Окшейска , Люблинское воеводство , Конгресс Польши |
Умер | 15 ноября 1916 г. Веве , Во, Швейцария | (70 лет)
Занятие |
|
Язык | Польский |
Период | 19–20 века |
Заметные награды | Нобелевская премия по литературе 1905 |
Подпись | |
Генрих Адам Александр Пий Сенкевич (англ. УС : / ʃ ɛ n ˈ k j eɪ v ɪ tʃ , -j ɛ v КЯЙ -/ shen- , -вич, КИЕВ -итч - [1] [2] [3] Польский: [ˈxɛnrɨk ˈadam alɛkˈsandɛr ˈpjus ɕɛnˈkʲɛvit͡ʂ] ; 5 мая 1846 — 15 ноября 1916), также известный под псевдонимом Литвос (англ. Польское произношение: [ˈlitfɔs] ), был эпическим [4] Польский писатель. Его помнят за его исторические романы, такие как серия «Трилогия» , и особенно за всемирно известный бестселлер «Quo Vadis» (1896).
Родившийся в обедневшей польской дворянской семье в управляемой Россией Конгрессовой Польше , он в конце 1860-х годов начал публиковать журналистские и литературные произведения. В конце 1870-х годов он путешествовал по Соединенным Штатам, присылая обратно путевые очерки, которые принесли ему популярность среди польских читателей. В 1880-х годах он начал публиковать романы, что еще больше увеличило его популярность. Вскоре он стал одним из самых популярных польских писателей рубежа XIX и XX веков, а многочисленные переводы принесли ему международную известность, кульминацией которой стало получение Нобелевской премии по литературе 1905 года за «выдающиеся заслуги эпического писателя».
Многие из его романов до сих пор издаются. В Польше он известен своей «Трилогией» исторических романов — «Огнем и мечом» , «Потоп » и «Сэр Майкл », действие которых происходит в Речи Посполитой 17-го века ; на международном уровне он известен благодаря фильму «Quo Vadis» , действие которого происходит в Нерона времен Риме . Трилогия и «Quo Vadis» были экранизированы, последний несколько раз, а голливудская версия 1951 года наибольшее международное признание получила .
Жизнь [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Сенкевич родился 5 мая 1846 года в Воле Окржейской , ныне деревне в центральной части восточно-польского Люблинского воеводства , тогда входившего в состав Российской империи . [5] [6] Его семья состояла из обедневших польских дворян, по отцовской линии происходящих из татар , поселившихся в Великом княжестве Литовском . [5] [7] [8] [9] Его родителями были Юзеф Сенкевич (1813–1896) с герба Ошиков и Стефания Цецишовская (1820–73). Его мать происходила из старой и богатой подляской семьи. [5] У него было пять братьев и сестер: старший брат Казимеж (погибший во время Январского восстания 1863–1864 годов) и четыре сестры: Аниела, Елена, Зофья и Мария. [5] Его семья имела право использовать польский герб Ошика . [10] [11] Воля Окшейска принадлежала бабушке писательницы по материнской линии Фелиции Цецишовской. [5] Его семья несколько раз переезжала, и юный Хенрик провел детство в родовых поместьях в Грабовце-Гурне , Венжичине и Буржеце . [5] В сентябре 1858 года он начал свое образование в Варшаве , где семья окончательно поселилась в 1861 году, купив доходный дом ( каменица восточной Варшавы ) в районе Праги . [5] Он получил относительно плохие школьные оценки, за исключением гуманитарных наук, особенно польского языка и истории. [5]
Из-за тяжелых времен 19-летний Сенкевич устроился на работу наставником в семью Вейхеров в Плоньске . [5] Вероятно, именно в этот период он написал свой первый роман «Офиара» («Жертвоприношение»); Считается, что он уничтожил рукопись никогда не публиковавшегося романа. [5] Он также работал над своим первым опубликованным романом «На марне» («Напрасно»). Он окончил заочные классы средней школы и в 1866 году получил диплом средней школы. [5] Сначала он пытался изучать медицину, затем право в Императорском Варшавском университете , но вскоре перевелся в университетский Институт филологии и истории, где приобрел глубокие знания литературы и старопольского языка . [5] [6] Об этом периоде его жизни мало что известно, кроме того, что он уехал из дома своих родителей, занимался репетиторством неполный рабочий день и жил в бедности. [5] Его положение несколько улучшилось в 1868 году, когда он стал наставником княжеской семьи Воронецких. [5]
В 1867 году он написал рифмованное произведение « Sielanka Młodości » («Идиллия юности»), которое было отвергнуто Tygodnik Illustrowany («Иллюстрированный еженедельник»). [5] В 1869 году он дебютировал как журналист; Пшеглод Тыгодневы (1866–1904) («Еженедельное обозрение») опубликовал свою рецензию на пьесу 18 апреля 1869 года, а вскоре после этого «Иллюстрированный еженедельник» напечатал его эссе о польском поэте позднего Возрождения Миколае Сенпе Саржинском . [5] Он завершил учебу в университете в 1871 году, но не получил диплома, поскольку не сдал экзамен по греческому языку . [5] Сенкевич также писал для Gazeta Polska (Польская газета) и Niwa (журнал) под псевдонимом «Литвос». [12] В 1873 году он начал вести колонку «Bez tytułu » («Без названия») в «Польской газете» ; в 1874 году колонка « Sprawy bieżące » («Текущие дела») для «Нивы» ; а в 1875 году — колонка « Chwila obecna » («Настоящий момент»). [12] Он также участвовал в написании польского перевода Виктора Гюго последнего романа «Девяносто три» , опубликованного в 1874 году . [12] В июне того же года он стал совладельцем «Нивы» (в 1878 году он продал свою долю в журнале). [12] [13]
Между тем, в 1872 году он дебютировал как писатель-фантаст своим коротким романом «На марне» («Напрасно»), опубликованным в журнале «Венец» («Венок»). [5] За ним последовали «Юморески з теки Ворошиллы» («Юмористические зарисовки из досье Ворошиллы», 1872 г.), «Старый слуга» («Старый слуга», 1875 г.), Ханя (Сенкевич) (1876 г.) и Селим Мирза (1877 г.). [12] [14] Последние три известны как «Маленькая трилогия». [14] Эти публикации сделали его заметной фигурой в журналистско-литературном мире Варшавы и гостем популярных званых обедов, устроенных актрисой Хеленой Моджеевской . [12]
Путешествие за границу [ править ]
В 1874 году Генрик Сенкевич был ненадолго помолвлен с Марией Келлер и уехал за границу, в Брюссель и Париж. [12] Вскоре после его возвращения родители его невесты расторгли помолвку. [12] В 1876 году Сенкевич отправился в Соединенные Штаты вместе с Хеленой Моджеевской (вскоре прославившейся в США как актриса Хелена Моджеска ) и ее мужем. [12] Он проехал через Лондон в Нью-Йорк , а затем в Сан-Франциско , оставаясь на некоторое время в Калифорнии . [12] Его путешествия финансировала Gazeta Polska (Польская газета) в обмен на серию путевых очерков: Сенкевич написал Listy z podróży (Письма из путешествия) и Listy Litwosa z Podróży (Письма Литвоса из путешествия), которые были опубликованы в «Польская газета» в 1876–78 годах и переиздана в виде книги в 1880 году. [12] [15] Другие его статьи также появились в Przegląd Tygoczni («Еженедельное обозрение») и Głos Naukowy i Literacki («Ученый и литературный путеводитель»), в которых обсуждалась ситуация в американской Полонии . [13] Некоторое время он жил в городе Анахайм , позже в Анахайм-Лендинг (ныне Сил-Бич, Калифорния ). [12] Он охотился, посещал лагеря коренных американцев , путешествовал по близлежащим горам ( горы Санта-Ана , Сьерра-Мадре , Сан-Хасинто и Сан-Бернардино ), а также посетил пустыню Мохаве , долину Йосемити и серебряные рудники в Вирджиния-Сити, штат Невада . [12] 20 августа 1877 года он стал свидетелем театрального дебюта Моджески в США в Калифорнийском театре Сан-Франциско , о котором он написал рецензию для The Polish Gazette ; а 8 сентября он опубликовал в Daily Evening Post статью «Польша и Россия», переведенную для него Моджеской на английский язык. [12]
В Америке он также продолжал писать художественную литературу, в 1877 году опубликовав Szkice węglem («Зарисовки углем») в «Польской газете» . [13] Он написал пьесу «На przebój» , вскоре переименованную в «На одной карте» , позже поставленную во Львове (1879 г.) и, для лучшего приема, в Варшаве (1881 г.). [13] Он также написал для Моджески пьесу « Z walki tutejszych partii» («Партизанская борьба»), рассчитанную на американскую публику, но она так и не была поставлена и опубликована, а рукопись, судя по всему, утеряна. [13]
24 марта 1878 года Сенкевич уехал из США в Европу. [13] Сначала он пробыл в Лондоне, затем на год в Париже, отложив возвращение в Польшу из-за слухов о возможном призыве в Российскую императорскую армию накануне предсказанной новой войны с Турцией. [13]
Возвращение в Польшу [ править ]
В апреле 1879 года Сенкевич вернулся на польскую землю. [13] Во Львове (Lwów) он прочитал малопосещаемую лекцию: « Z Nowego Jorku do Kalifornii » («От Нью-Йорка до Калифорнии»). [13] [16] Последующие лекции в Щавнице и Крынице в июле – августе того же года, а также в Варшаве и Познани в следующем году были гораздо более успешными. [13] [17] В конце лета 1879 года он отправился в Венецию и Рим, где гастролировал в течение следующих нескольких недель, а 7 ноября 1879 года вернулся в Варшаву. [13] Там он встретил Марию Шеткевич, на которой женился 18 августа 1881 года. [13] Сообщается, что брак оказался счастливым. [17] У пары было двое детей: Хенрик Юзеф (1882–1959) и Ядвига Мария (1883–1969). [13] Однако это был недолгий брак, поскольку 18 августа 1885 года Мария умерла от туберкулеза . [18]
В 1879 г. вышло первое собрание сочинений Сенкевича в четырех томах; серия будет продолжаться до 1917 года и закончится в общей сложности 17 томами. [13] Он также продолжал писать журналистские статьи, в основном в «Польской газете» и «Ниве» . [13] В 1881 году он опубликовал положительную рецензию на первое собрание сочинений Болеслава Пруса . [17]
В 1880 году Сенкевич написал историческую повесть «Татарский плен». [13] В конце 1881 года он стал главным редактором новой варшавской газеты «Слово» («Слово»). [17] Это существенно улучшило его финансовое положение. [17] В 1882 году он активно занимался ведением газеты, в которой опубликовал ряд колонок и рассказов. [17] Однако вскоре он потерял интерес к журналистскому аспекту и решил больше сосредоточиться на своей литературной деятельности. [17] Он уделял все меньше и меньше внимания своему посту главного редактора, покинув его в 1887 году, но оставаясь редактором литературного отдела газеты до 1892 года. [18]
С 1883 года он все больше переключал свое внимание с рассказов на исторические романы. [17] Приступил к работе над историческим романом » « Огнем и мечом . Первоначально названный Wilcze gniazdo (Волчье логово), он появлялся в периодических выпусках журнала The Word с мая 1883 по март 1884 года. [17] [18] Одновременно он публиковался в краковской газете « Час » («Время»). [17]
Вскоре Сенкевич приступил к написанию второго тома своей трилогии « Потоп ». [18] Он публиковался в The Word с декабря 1884 года по сентябрь 1886 года. [18] Начиная с 1884 года Сенкевич сопровождал жену Марию в зарубежные санатории . [18] После ее смерти он продолжал путешествовать по Европе, оставив детей родителям покойной жены, хотя часто возвращался в Польшу, особенно надолго останавливаясь в Варшаве и Кракове, начиная с 1890-х годов. [18] [19] третий том его трилогии После его возвращения в Варшаву в 1887 году появился — «Пан Володыёвский» (сэр Майкл), — выходивший в «Слове» с мая 1887 по май 1888 года. [18] Трилогия сделала Сенкевича самым популярным современным польским писателем. [18]
Сенкевич получил 15 000 рублей в знак признания своих достижений от неизвестного поклонника, подписавшегося « Михал Володыевский » в честь персонажа трилогии. [18] Сенкевич использовал деньги для создания фонда, названного в честь его жены и контролируемого Академией обучения , для помощи художникам, которым угрожает опасность туберкулеза. [18]
В 1886 году он посетил Стамбул ; в 1888 году, Испания. [18] В конце 1890 года он отправился в Африку, в результате чего появились «Листы из Африки» («Письма из Африки», опубликованные в «Слове» в 1891–92 годах, затем собранные в книгу в 1893 году). [18] Рубеж 1880-1890-х годов связан с интенсивной работой над несколькими романами. В 1891 году в виде книги был издан его роман «Без догмы» ( Bez Dogmatu ), ранее публиковавшийся в 1889–90 в «Слове» . [19] В 1892 году Сенкевич подписал договор на написание еще одного романа, «Родина Поланецич» («Дети почвы»), который с 1893 года был опубликован в «Польских ведомостях» и вышел в виде книги в 1894 году. [19]
Спустя годы [ править ]
У Сенкевича было несколько романов, и в 1892 году в его жизнь вошла Мария Романовская-Володкович, падчерица богатого одессита . [19] Он и Романовская обручились там в 1893 году и поженились в Кракове 11 ноября. [19] Однако всего через две недели от него ушла невеста; Сенкевич обвинил в этом «интриги мужа». 13 декабря 1895 года он получил согласие папы на расторжение брака. [19] В 1904 году он женился на своей племяннице Марии Бабской. [19]
Сенкевич использовал свою растущую международную известность, чтобы повлиять на мировое общественное мнение в пользу дела Польши (на протяжении всей его жизни и с конца 18 века Польша оставалась разделенной своими соседями, Россией, Австрией и Пруссией, а затем Германией). [6] [20] Он часто критиковал немецкую политику германизации польского меньшинства в Германии ; [20] [21] [22] в 1901 выразил поддержку вжесньских школьников, протестовавших против запрета польского языка . [20] Более осторожно он призвал российское правительство провести реформы в контролируемом Россией Конгрессе Польши . [23] Во время Революции в Царстве Польском он выступал за расширение польской автономии в составе Российской империи. [6] [22]
Сенкевич поддерживал некоторые связи с польскими политиками правого крыла национал-демократии и критиковал социалистов, но в целом он был умеренным и отказывался становиться политиком и депутатом российской Думы . [22] [23] В сфере культуры он участвовал в создании в Кракове и Варшаве памятников Адаму Мицкевичу . [20] Он поддерживал образовательные начинания и стал соучредителем организации Polska Macierz Szkolna. [23] «Достаточно богатый» к 1908 году благодаря продажам своих книг, он часто использовал свое новое богатство для поддержки писателей, испытывающих трудности. [20] Он помог собрать средства для проектов социального обеспечения, таких как помощь голодающим, а также для строительства туберкулезного санатория в Закопане . [20] В благотворительности он был столь же известен, как и в литературе. [6]
В феврале 1895 года он написал первые главы Quo Vadis . Начиная с марта 1895 года роман публиковался в варшавской «Польской газете» , краковской «Czas» («Время») и познаньской « Dziennik Poznański» («Познаньская ежедневная газета»). [24] Роман был закончен к марту 1896 года. [24] Книжное издание появилось позже в том же году и вскоре приобрело международную известность. [24] В феврале 1897 года он начал публиковать новый роман «Кшижацы» (« Тевтонские рыцари» , или «Рыцари Креста»); сериализация завершилась в 1900 году, и в том же году вышло книжное издание. [24]
В 1900 году, с трехлетним опозданием из-за приближающегося столетия со дня рождения Мицкевича , Сенкевич отпраздновал свое четверть века, начавшееся в 1872 году, как писатель. [20] Специальные мероприятия прошли в ряде польских городов, в том числе в Кракове, Львове и Познани. [20] Юбилейный комитет преподнес ему подарок от польского народа: поместье в Обленгореке , недалеко от Кельце , [20] где он позже открыл школу для детей. [25]
В 1905 году он получил Нобелевскую премию за свои жизненные достижения как эпический писатель. [20] [26] [27] В своей приветственной речи он сказал, что эта честь имела особую ценность для сына Польши: «Она была объявлена мертвой – но вот доказательство того, что она живет… Ее объявили побежденной – и вот доказательство того, что она победительница. ." [28]
Его общественная и политическая деятельность привела к уменьшению литературной деятельности. [21] Он написал новый исторический роман На « поле славы », который должен был стать началом новой трилогии; однако ее критиковали как уменьшенную версию его оригинальной трилогии , и она так и не получила продолжения. [21] Точно так же его современный роман «Водовороты » (1910), в котором была попытка раскритиковать некоторых политических оппонентов Сенкевича, получил в основном полемический и политизированный отклик. [29] Его роман для молодежи 1910 года «W pustyni iw puszczy » («В пустыне и дикой местности») , опубликованный в сериале «Kurier Warszawski» («Варшавский курьер») и закончившийся в 1911 году, был гораздо лучше принят и стал широко популярен среди детей и молодежи. [29]
После начала Первой мировой войны Сенкевича посетил в Обленгореке Польского легиона кавалерийский отряд под командованием Болеслава Венявы-Длугошовского . [29] Вскоре после этого он уехал в Швейцарию. [29] Вместе с Игнацием Падеревским и Эразмом Пильцем он основал организацию помощи польской войне. [29] Он также поддерживал работу Красного Креста . [22] В остальном он сторонился политики, хотя незадолго до своей смерти он одобрил Акт от 5 ноября 1916 года, декларацию императоров Вильгельма II Германии, Франца Иосифа Австрийского и короля Венгрии, обещавшую создание Королевства Польского, задуманного как марионеточное. государство, союзное и контролируемое Центральными державами. [29]
Смерть [ править ]
Сенкевич умер 15 ноября 1916 года в Гранд-отеле дю Лак в Веве , Швейцария, где он был похоронен 22 ноября. [29] Причиной смерти стала ишемическая болезнь сердца . [29] На его похоронах присутствовали представители как Центральных держав , так и Антанты , и было зачитано обращение Папы Бенедикта XV . [29] [30]
В 1924 году, после восстановления независимости Польши, останки Сенкевича были репатриированы в Варшаву , Польша, и помещены в склеп собора Святого Иоанна . [30] Во время перевозки гроба в ряде городов прошли торжественные поминальные церемонии. [30] Тысячи людей сопровождали гроб к месту его захоронения в Варшаве, а президент Польши Станислав Войцеховский произнес панегирик. [30]
Работает [ править ]
Его первая работа под названием «Жертва» была написана в 1865–1866 годах и известна только благодаря письму, в котором он сообщил своему другу, что сжег книгу просто потому, что она ему не понравилась. Ранние работы Сенкевича (например, « Humoreski z teki Woroszyłly» 1872 года ) показывают, что он является решительным сторонником польского позитивизма , поддерживая конструктивных, практических персонажей, таких как инженер. [5] Польский «позитивизм» выступал за экономическую и социальную модернизацию и осуждал вооруженную ирредентистскую борьбу. [22] В отличие от большинства других польских писателей-позитивистов, Сенкевич был консерватором. [22] Его Маленькая трилогия ( «Старая Слуга» , 1875; Ханя , 1876; Селим Мирза , 1877) показывает его интерес к польской истории и его литературную зрелость, включая прекрасное мастерство юмора и драмы. [12] [13] Его ранние произведения посвящены трем темам: угнетению и нищете крестьян («Зарисовки углем», 1877); критика раздела власти (« Z pamiętnika korepetytora », « Janko Musikant», 1879); и его путешествие в США (« За хлебом », «За хлебом», 1880). [13] Его наиболее частым мотивом было тяжелое положение бесправных: обедневших крестьян, школьников, эмигрантов. [13]
Его « Латарник » (« Страж маяка », 1881) был назван одним из лучших польских рассказов. [13] Его рассказы 1882 года « Бартек Звицензца » («Барт Завоеватель») и « Сахем » проводят параллели между трагическими судьбами их героев и судьбой оккупированного польского народа. [17]
Его роман «Огнем и мечом» (1883–84) был с энтузиазмом принят читателями (как и следующие два тома «Трилогии »), став «мгновенной классикой», хотя критики приняли его вяло. [17] [18] [22] [31] Действие трилогии происходит в Польше 17 века. [22] Хотя критики в целом высоко оценили его стиль, они отметили, что некоторые исторические факты искажены или искажены. [17] [18] [31] В трилогии соединились элементы эпоса и исторического романа, проникнутые особенностями стиля Сенкевича. [18] Патриотизм Трилогии обеспокоил цензоров; Русский цензор Варшавы И. Янкул предупредил Сенкевича, что не допустит публикации каких-либо дальнейших его работ по польской истории. [19]
, 1889–90) Сенкевича Без догмата « » был заметным художественным экспериментом, самоаналитическим романом, написанным как вымышленный дневник. [19] Его работы того периода критикуют декадентскую и натуралистическую философию. [24] Он выразил свое мнение о натурализме и писательстве в целом еще в начале « O naturaliźmie w powieści » («Натурализм в романе», 1881). [13] Десяток лет спустя, в 1893 году, он написал, что романы должны укреплять и облагораживать жизнь, а не подрывать и принижать ее. [24] Позже, в начале 1900-х годов, он впал во взаимную неприязнь с движением «Молодая Польша» в польской литературе. [23]
Эти взгляды легли в основу его романа «Quo Vadis» (1896). [24] Эта история раннего христианства в Риме, где главные герои боролись против режима императора Нерона , проводит параллели между репрессированными ранними христианами и современными поляками; и, благодаря своей ориентации на христианство, он стал широко популярен на христианском Западе . [32] Триумф духовного христианства над материалистическим Римом был критикой материализма и упадка, а также аллегорией силы польского духа. [24]
Его Тевтонские рыцари вернулись в историю Польши. [24] описывающая Грюнвальдскую битву (1410 г.), польско-литовскую победу над тевтонскими рыцарями в польско-литовско-тевтонской войне . И в немецкой, и в польской культуре Тевтонские рыцари ошибочно рассматривались как предшественники современных немцев, в то время как польско-литовский союз рассматривался как модель будущего независимого польского государства. Эти предположения хорошо сочетались с современным политическим контекстом продолжающихся по германизации усилий немецкой Польши . [24] [31] Таким образом, книга быстро стала еще одним бестселлером Сенкевича в Польше и была принята критиками лучше, чем его Трилогия; ему также приветствовало польское правое антигерманское политическое движение национальной демократии , и он стал частью польской школьной программы после восстановления независимости Польши в 1918 году. [31] [33]
Часто ошибочно утверждают, что Сенкевич получил Нобелевскую премию за Quo Vadis . [26] [27] Хотя «Quo Vadis» принес ему международную известность, роман [34] Нобелевская премия не называет какой-либо конкретный роман, вместо этого ссылаясь на «его выдающиеся заслуги как эпического писателя». [35]
Сенкевич часто проводил серьезные исторические исследования для своих романов, но он был избирательен в выводах, которые вошли в романы. Так, например, он отдавал приоритет польским военным победам над поражениями. [18]
Сенкевич вел дневник, но он утерян . [29] Его жизнь, написанная на английском языке Моникой М. Гарднер, была опубликована в 1926 году.
Признание [ править ]
На рубеже 20-го века Сенкевич был самым популярным писателем в Польше и одним из самых популярных в Германии, Франции, России и англоязычном мире. [24] Трилогия претерпела множество переводов; «Огнем и мечом» видел как минимум 26 за свою жизнь. [24] Книга «Quo Vadis» стала чрезвычайно популярной: она была переведена как минимум на 40 различных языков, включая англоязычные издания общим тиражом в миллион экземпляров. [24] Американскому переводчику Джереми Кертину приписывают помощь в популяризации его произведений за рубежом. [32] Однако, поскольку Россия (гражданином которой был Сенкевич) не подписала Бернскую конвенцию , он редко получал гонорары за переводы. [20]
Уже при жизни его произведения были адаптированы для театральных, оперных и музыкальных представлений, а также для развивающейся киноиндустрии. [24] [30] Писатели и поэты посвящали ему произведения или использовали его или его произведения как вдохновение. [20] Художники создавали произведения, вдохновленные романами Сенкевича, и их работы были собраны в тематических альбомах и выставках Сенкевича. [24] Имена его персонажей были присвоены самым разным изделиям. [24] Популярность Quo Vadis во Франции, где это была самая продаваемая книга 1900 года, подтверждается тем фактом, что лошади, участвующие в Гран-при Парижа, были названы в честь персонажей книги. [36] В США Quo Vadis было продано 800 000 копий за восемнадцать месяцев. [32] Чтобы избежать назойливых журналистов и болельщиков, Сенкевич иногда путешествовал инкогнито. [24]
Он был принят во многие международные организации и общества, в том числе в Польскую академию обучения , Российскую академию наук , Сербскую академию наук и искусств , Королевское чешское общество наук и Итальянскую академию Аркадии . [24] Он получил французский орден Почетного легиона (1904 г.), [20] почетные доктора Ягеллонского университета (1900 г.) и Львовского университета (1911 г.), а также гражданство Львова почетное (1902 г.). [20] [21] В 1905 году он получил самую престижную награду в мире литературы — Нобелевскую премию, после того как в том же году его кандидатуру выдвинул Ганс Хильдебранд , член Шведской академии . [20] [37] [38]
В честь Сенкевича в Польше названы многочисленные улицы и площади (первая улица, носящая его имя, была во Львове в 1907 году). [21] [30] В его честь названа белостокская Оседла Сенкевича ; городские парки во Вроцлаве , Лодзи и Влоцлавеке ; и более 70 школ в Польше. [30] Его статуи установлены в ряде польских городов, в том числе в варшавском парке Лазенки (первая статуя была установлена в Збараже , ныне на Украине), [30] и в Риме [39] Курган Сенкевича стоит в Окшейе , недалеко от его родины, Воли Окжейской . [30] Он был изображен на ряде почтовых марок. [30]
В Польше ему посвящены три музея. [30] Первый, Музей Генрика Сенкевича в Обленгореке (его резиденция), открылся в 1958 году. [40] Второй, основанный в 1966 году, находится на его родине: в музее Генрика Сенкевича в Воле-Окжейской. [41] Третий открылся в 1978 году в Познани. [30]
В Риме (Италия) в небольшой церкви «Домине Куо Вадис» находится бронзовый бюст Генриха Сенкевича. Говорят, что Сенкевич вдохновился на написание романа «Quo Vadis», сидя в этой церкви.
За пределами Польши популярность Сенкевича снизилась, начиная с межвоенного периода , за исключением «Quo Vadis» , который сохранил относительную известность благодаря нескольким экранизациям, в том числе известной американской экранизации 1951 года . [30] [32] В Польше его произведения до сих пор широко читаются; его считают классическим автором, и его произведения часто требуют чтения в школах. [30] Они также были адаптированы для польских фильмов и телесериалов. [30]
Первые критические анализы его произведений были опубликованы еще при его жизни. [23] [30] Он был предметом ряда биографий. [30] Его произведения при жизни и после него подвергались критике как упрощенные: точку зрения, выраженную, в частности, польским писателем и драматургом 20-го века Витольдом Гомбровичем , который описал Сенкевича как «первосортного второсортного писателя». [30] [33] Василий Розанов охарактеризовал «Quo Vadis» как «не произведение искусства», а «грубую фабричную олеографию », а Антон Чехов назвал сочинение Сенкевича «до тошноты приторным и неуклюжим». [42] Тем не менее, польский историк литературы Генрик Маркевич , написавший статью о Сенкевиче в Polski słownik biograficzny (Польский биографический словарь) (1997), описывает его как мастера польской прозы, как выдающегося польского писателя исторической фантастики и как лучшего польского писателя в мире. -известный писатель. [30]
Избранные работы [ править ]
Романы [ править ]
- Трилогия ( Trylogia ):
- «Огнем и мечом» ( «Огнем и мечем» в XVII веке 1884) изображено Хмельницкое восстание украинских , казаков против Польши ; по роману был снят одноименный художественный фильм , который вдохновил на создание видеоигры Mount & Blade: With Fire & Sword .
- «Потоп» ( Potop , 1886) изображает шведское вторжение в Польшу в 17 веке, «Потоп» ; по роману снят художественный фильм ; одноименный
- Сэр Майкл ( Пан Володыёвский , 1888) изображает борьбу Польши против Османской империи , вторгшейся в Польшу в 1668–1672 годах; по роману был снят художественный фильм «Полковник Володыёвский» .
- Без догмы ( Без догмы , 1891).
- Семья Поланецких , она же Дети Земли ( Połaniecki Family , 1894).
- Quo Vadis (1895): история святого Петра в Риме во время правления императора Нерона .
- «Тевтонские рыцари» (также известные как «Рыцари Креста : Кшижацы» , 1900) относятся к Грюнвальдской битве ; В 1960 году по роману был снят одноименный художественный фильм Александра Форда .
- На поле славы ( Na polu chwały , 1906): рассказ о короле Яне III Собеском и битве при Вене .
- Водоворот (роман) ( Вири , 1910).
- В «Пустыне и дикой местности» ( W pustyni iw puszczy , 1912): приключения польского мальчика Стася и молодой англичанки Нелл в Африке во время махдистской войны 1881–1899 годов.
Другое [ править ]
- Янко Музыкант и другие рассказы (1893)
- Лилиан Моррис и другие рассказы (1894)
- Хания и другие рассказы (1897)
- Давайте последуем за Ним и другие рассказы (1897, неавторизовано)
- Селянка, лесная картина и другие рассказы (1898)
- На светлом берегу (1898)
- Напрасно (1899)
- Жизнь и смерть и другие легенды и рассказы (1904)
- Так правит миром (критика, рассказ и две короткие драмы: «Чья вина?» и «Выиграй или проиграй»)
Фильмография [ править ]
- Quo Vadis (реж. Энрико Гуаццони , 1913)
- Оборона Ченстоховы (реж. Эдвард Пухальский , 1913)
- Quo Vadis (режиссеры Габриэллино Д'Аннунцио и Георг Якоби , 1924)
- Quo Vadis (реж. Мервин Лерой , 1951)
- Эскизы углем (реж. Антони Бодзевич , 1957)
- Рыцари Тевтонского ордена (реж. Александр Форд , 1960)
- «Вторжение 1700» (реж. Фернандо Черкьо , 1962)
- Полковник Володыёвский (реж. Ежи Хоффман , 1969)
- В пустыне и дикой местности (реж. Владислав Слесицкий , 1973)
- «Потоп» (реж. Ежи Хоффман , 1974)
- Quo Vadis (мини-сериал, реж. Франко Росси , 1985)
- Огнем и мечом (реж. Ежи Хоффман , 1999)
- В пустыне и дикой местности (реж. Гэвин Худ , 2001)
- Quo Vadis (реж. Ежи Кавалерович , 2001)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Сенкевич» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Сенкевич» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Сенкевич» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 1905 года» . NobelPrize.org . Проверено 23 декабря 2023 г.
эпический писатель
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ахмет Эрсой; Мацей Горный; Вангелис Кехириотис (2010). Модернизм: репрезентации национальной культуры . Издательство Центральноевропейского университета. п. 163. ИСБН 978-963-7326-64-6 . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Локерт, Лейси (1919). «Генрик Сенкевич». Обзор Севани . 27 (3): 257–283. JSTOR 27533215 .
- ^ Анджей Куликовский. Дворянская геральдика. 1990. С. 89. Цитата: "Род Сенкевичей, он же Сенкевич, происходит из заволжских татар, зачисленных в так называемое Юшинское знамя - это были нижние ступеньки в иерархической лестнице титулованных татарских семей. По данным В документе, выданном в Радоме 6 февраля 1782 года, прародителем этой семьи был Петр «Ошик Сенкевич».
- ^ Ян Цеханович. Рыцарские семьи Великого Княжества Литовского. 2001. С. 72. Цитата: "Сенкевичи Ошикского герба, 1775 г. облагорожены: Сенкевичи Тракайские, Подолье, Царство Польское. Ветвь татарского рода, поселившаяся в Литве, была крещена и облагорожена Ошикским гербом. в лице Михала Сенкевича. Из этой семьи: Генрик 1847–1916, писатель».
- ^ Стефан Майхровски (1966). Господин Сенкевич . Народный издательский кооператив. стр. 456 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Владислав Студенцкий (1967). Литературные зарисовки: большие и маленькие . стр. 66–67 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ева Игнатович (2000). Польская литература второй половины XIX века (1864–1914) . Издатель Трио. стр. 73. ISBN 978-83-85660-87-3 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Иренеуш Рембош; Павел Перщинский; Марыла Джануди (1996). Генрих Сенкевич и его Обленгорек . Издательство Вояджер. п. iv. ISBN 978-83-85496-39-7 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Янина Кульчицка-Салони (1960). Генрих Сенкевич . Национальное школьное издательство. стр. 19 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Генрик Маркевич , «Сенкевич, Генрих Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрих Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрих Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, стр. 210.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ахмет Эрсой; Мацей Горный; Вангелис Кехириотис (2010). Модернизм: репрезентации национальной культуры . Издательство Центральноевропейского университета. п. 164. ИСБН 978-963-7326-64-6 . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, стр. 211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрих Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ образование в Польше в 1918–1939 гг Дошкольное . Национальный институт Семья Оссолинских. 1967. стр. 129 . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Польско-американские исследования . Польско-Американская историческая ассоциация. 2005. с. 76 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильвия Вильчак. «Quo Vadis Noblowska Pomyłka» . Archiwum.wyborcza.pl . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ «Нобелевская премия мира 1983 года. Лех Валенса. Благодарственная речь» . nobelprize.org . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрик Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, стр. 213.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Генрих Маркевич , «Сенкевич, Генрих Адам Александр Пий», Польский биографический словарь , т. XXXVII, 1997, с.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ахмет Эрсой; Мацей Горный; Вангелис Кехириотис (2010). Модернизм: репрезентации национальной культуры . Издательство Центральноевропейского университета. п. 165. ИСБН 978-963-7326-64-6 . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джордж Томас Куриан; Джеймс Д. Смит III (2010). Энциклопедия христианской литературы . Пугало Пресс. п. 564. ИСБН 978-0-8108-7283-7 . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ахмет Эрсой; Мацей Горный; Вангелис Кехириотис (2010). Модернизм: репрезентации национальной культуры . Издательство Центральноевропейского университета. п. 166. ИСБН 978-963-7326-64-6 . Проверено 24 мая 2013 г.
- ^ Генрик Сенкевич (1998). Quo Vadis: Повествование о временах Нерона . Регнерские ворота. п. 10. ISBN 978-0-89526-345-2 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 1905 года» . nobelprize.org . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Янина Кульчицка-Салони (1966). Хенрик Сенкевич: Материалы собрала и представила Янина Кульчицкая-Салони . Национальные школьные издательства. стр. 67 . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ «База данных номинаций» . Нобелевская премия.org . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Компакт-диск Вирсена (1905 г.). «Речь на церемонии награждения» . nobelprize.org . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ См. Wikimedia Commons от 26 марта 2012 г., фото пользователя: Мухаммад: [Файл: Сенкевич в Риме.JPG].
- ^ Производитель – сайты, cms, социальные сети, Producer.pl. «Национальный музей в Кельце» . Sienkiewicz.mnki.pl . Проверено 14 июня 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Музей Генрика Сенкевича на Воле Окржейской» . Музей Сенкевича.пл. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Tabachnikova, Olga (2012). Anton Chekhov Through the Eyes of Russian Thinkers: Vasilii Rozanov, Dmitrii Merezhkovskii and Lev Shestov . Anthem Press. p. 87. ISBN 9780857282279 .
Внешние ссылки [ править ]
- Список работ
- Работы Генрика Сенкевича в форме электронной книги в Standard Ebooks
- Работы Генрика Сенкевича в Project Gutenberg
- Работы Генрика Сенкевича в Faded Page (Канада)
- Работы Генрика Сенкевича или о нем в Internet Archive
- Коллекция книг Генрика Сенкевича
- Работы Генрика Сенкевича в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Генрика Сенкевича в Открытой библиотеке
- Работы Генрика Сенкевича в польском Wikisource (на польском языке)
- Биография в Польско-Американском центре
- Генрик Сенкевич на poezja.org (польский)
- Музей Генрика Сенкевича в Облегореке
- Генрик Сенкевич на Culture.pl
- Генрик Сенкевич на Nobelprize.org
- 4 польских писателя, получивших Нобелевскую премию по литературе
- Вырезки из газет о Генрике Сенкевиче в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- Генрик Сенкевич
- 1846 рождений
- 1916 смертей
- Люди из Лукувского повята
- Люди из Люблинской губернии
- Польское дворянство
- Клан Ошика
- Выходцы из Российской империи липко-татарского происхождения.
- Польские католики
- Польские романисты XIX века.
- Польские романисты ХХ века
- Семья Яух
- Польские писатели-мужчины
- Польские писатели-мужчины
- Польские исторические романисты
- Польские нобелевские лауреаты
- Римско-католические писатели
- Польские консерваторы
- Нобелевские лауреаты по литературе
- Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской Академии наук.
- Почетные члены Санкт-Петербургской Академии наук.
- Члены Сербской академии наук и искусств.
- Рыцари Почетного легиона
- Похороны в архикафедральном соборе Святого Иоанна в Варшаве.
- Христианские романисты
- Польские позитивисты
- Иностранные члены Сербской академии наук и искусств