Jump to content

Липкинские татары

Липкинские татары
Польские татары
Татары Литвы
Литовские татары
Один из вариантов флага липкинских татар, почти напоминающий флаг Золотой Орды , но с меньшим и перевернутым логотипом, расположенным на верхней стороне древка.
Общая численность населения
10,000–15,000
Регионы со значительной численностью населения
 Беларусь 8445 (перепись 2019 г.) [1]
 Литва 2142 (перепись 2021 года) [2] – 3,200 [3]
 Польша 1916 (перепись 2011 г.) [4]
Языки
Татарский , белорусский , литовский , польский , русский
Религия
Суннитский ислам [5] [6] [7]
Родственные этнические группы
Волжские татары , крымские татары , татары в Литве

Липкинские татары (Lipka — относится к Литве , также известны как Lipkas , литовские татары ; позднее также — польские татары , польско-литовские татары , белорусские татары , Lipkowie , Lipcani , Musslimi , Lietuvos totoriai ) — тюркская этническая группа , первоначально поселившаяся в Великое княжество Литовское в начале 14 века.

Первые татарские поселенцы пытались сохранить свою шаманскую религию и искали убежища среди литовцев -нехристиан . [8] К концу XIV века еще одну волну татар – на этот раз мусульман пригласил в Великое княжество Витаутас Великий . Эти татары сначала поселились в самой Литве вокруг Вильнюса , Тракая , Гродно и Каунаса. [8] а затем распространился на другие части Великого княжества, которые позже вошли в состав Речи Посполитой . Эти территории включают части современной Литвы , Белоруссии и Польши . С самого начала своего расселения в Литве они были известны как липкинские татары. Сохраняя свою религию, они соединили свою судьбу с судьбой преимущественно христианского Речи Посполитой. [ нужна ссылка ] Начиная с Грюнвальдской битвы , липкинские татарские легкие кавалерийские полки участвовали во всех значительных военных кампаниях Литвы и Польши.

Происхождение липкинских татар можно проследить до государств-потомков Золотой Орды , Крымского ханства и Казанского ханства . Первоначально они служили благородной военной кастой, но позже стали горожанами, известными своими ремеслами, лошадьми и навыками садоводства. На протяжении веков они сопротивлялись ассимиляции и сохраняли свой традиционный образ жизни. Хотя они оставались очень привязанными к своей религии, со временем они утратили свой исконный татарский язык , из кыпчакской группы тюркских языков и по большей части переняли белорусский , литовский и польский . [9] [10] Небольшие группы татар-липка до сих пор живут в сегодняшней Беларуси, Литве и Польше, а также их общины в США.

Памятная монета лит к 600-летию караимов и татар в Литве (1397–1997).

Название Липка происходит от старого крымскотатарского названия Литвы . Запись имени Липка в восточных источниках позволяет нам сделать вывод о первоначальном Libķa/Lipķa, от которого образовалось польское производное Lipka, с возможным загрязнением от контакта с польским Lipka «маленькая липа»; эту этимологию предложил татарский автор С. Тухан-Барановский. Менее распространенная польская форма, Лубка, подтверждается Лубкой/Лупкой, крымскотатарским названием Липка до конца XIX века. Крымскотатарский термин Lipka Tatarłar, означающий литовских татар , позже начал использоваться польско-литовскими татарами для описания себя.

По религии и культуре липкинские татары отличались от большинства исламских общин в отношении обращения со своими женщинами, которые всегда пользовались большой степенью свободы, даже в те годы, когда липки находились на службе Османской империи . [ нужна ссылка ] Совместное обучение детей мужского и женского пола было нормой, и женщины Липки не носили чадру, за исключением церемонии бракосочетания. Будучи традиционно исламскими, обычаи и религиозные обычаи липкинских татар также включали в себя многие христианские элементы, принятые за 600 лет их проживания в Беларуси, Польше, Украине и Литве, сохраняя при этом традиции и суеверия своего кочевого прошлого.

Со временем татарская знать нижней и средней Липки приняла русинский , а затем и белорусский язык . в качестве родного языка [9] [11] Однако они использовали арабский алфавит для письма на белорусском языке до 1930-х годов. Высшая знать липкинских татар говорила по-польски.

В дипломатической переписке между Крымским ханством и Польшей начала XVI века Польша и Литва называются «землей поляков и липок». [11] К 17 веку термин «липка-татар» стал появляться в официальных документах Речи Посполитой.

Литовские татары в наполеоновской армии с красно-белыми знаменами Речи Посполитой
Страница из Дастан-и Мирача, сборника религиозных произведений, написанных на славянском языке арабской графикой , вероятно, скопированных в конце 18 или начале 19 века нашей эры в западной Беларуси . Хотя липкинские татары являются тюркским народом, они на протяжении веков использовали литовский, польский, белорусский или русский язык в качестве средств повседневного общения, и двуязычный текст дастана дает пример того, насколько важные исламские тексты были переведены на их настоящий язык. Славянский перевод написан модифицированными арабскими буквами со специальными буквами для обозначения звуков, которых нет в арабском или тюркском языках. [12] Британская библиотека

Переселение татар в земли Литвы и Польши из Золотой Орды началось в 14 веке и продолжалось до конца 17 века. последовала волна татарских иммигрантов из России , хотя они состояли в основном из политических и национальных активистов. После Октябрьской революции 1917 года [11]

Липкинские татары, проживающие на территории Речи Посполитой и около 400 обслуживающих их мечетей. Согласно « Рисале-йи Татар-и Лех» (перевод: «Послание о татарах Польши» ), рассказ о татарах-липках, написанный для Сулеймана Великолепного анонимным польским мусульманином во время пребывания в Константинополе в 1557–1558 годах по пути в Мекку. ) в Польше было 100 татарских поселений Липки с мечетями. Наиболее крупные общины существовали в городах Лида , Новогрудок и Ивье . существовало татарское поселение Липка В Вильнюсе , известное как Тоториу Лукишкес , татарский квартал в Тракае и в Минске , сегодняшней столице Беларуси, известный как Татарская Слобода . [ нужна ссылка ]

В 1672 году татарские подданные подняли открытое восстание против Речи Посполитой. Это было широко известное восстание Липки . Благодаря усилиям короля Иоанна III Собеского , пользовавшегося большим уважением у татарских воинов, многие из липков, искавших убежища и службы в турецкой армии, вернулись под его командование и участвовали в борьбе с Османской империей вплоть до заключения договора. Карловица в 1699 году, включая Венскую битву (1683 год), которая должна была переломить ход османской экспансии в Европу. [ нужна ссылка ]

Начиная с конца 18 и на протяжении всего 19 вв., Липки последовательно все более и более полонизируются . Высшие и средние классы, в частности, переняли польский язык и обычаи (хотя они сохранили ислам в качестве своей религии), в то время как низшие классы стали русинизированными. В то же время татары с большим уважением относились к великому князю литовскому Витаутасу (Ваттад по-татарски, или «защитник мусульман в немусульманских землях»), который поощрял и поддерживал их поселение в конце 14 - начале 15 века, в том числе его во многих легендах, молитвах и их фольклоре. [11] На протяжении 20-го и начиная с 21-го веков большинство татар больше не считают религиозную идентичность такой важной, как раньше, а религиозные и языковые подгруппы значительно смешались; например, татарские женщины в Польше не практикуют ношение чадры (ношение платка/хиджаба) и не рассматривают это как обязательную религиозную обязанность, [13] [14] а скорее влияние арабской культуры на исламские обычаи. Многие польские татары, особенно молодежь, также употребляют алкоголь. [ нужна ссылка ]

Хронология

[ редактировать ]
  • 1226: Основано ханство Белая Орда как одно из государств-преемников Монгольской империи Чингисхана. Первый хан Орда был вторым сыном Джучи , старшего сына Чингисхана. Белая Орда занимала южносибирские степи от востока Урала и Каспийского моря до Монголии .
  • 1380: Хан Тохтамыш , потомственный правитель Белой Орды, перешёл на запад через Урал и объединил Белую Орду с Золотой Ордой , первым ханом которой был Бату, старший сын Джучи. В 1382 году Белая и Золотая Орды разграбили и сожгли Москву. Тохтамыш в союзе с великим среднеазиатским татарским завоевателем Тамерланом восстановил власть монголов в России.
  • 1397: После серии катастрофических военных кампаний против своего бывшего покровителя, великого татарского военачальника Тамерлана , Тохтамыш и остатки его клана получили убежище, а также поместья и дворянский статус в Великом княжестве Литовском от Витаутаса Великого . Поселение липкинских татар в Литве в 1397 году зафиксировано в летописях Яна Длугоша .
Татарская мечеть и кладбище в предместье Лукишкес (1830 г.), Вильнюс . В 1867 году его заменил другой, более традиционный.
Татарская семья Липки. Хасан Конопацкий служил офицером Российской Императорской Армии.
Распределение липкинских татар в Польше (1939 г.)
Якуб Шинкевич , первый муфтий межвоенной Польши.
  • 1397: Итальянский город-государство Генуя профинансировал совместную экспедицию войск хана Тохтамыша и великого князя Витаутаса против Тамерлана. Этот поход отличался тем, что липкинские татары и литовские армии были вооружены пистолетами, но крупных побед достигнуто не было.
  • 15 июля 1410 г.: между Грюнвальдская битва произошла Королевством Польским и Великим княжеством Литовским с одной стороны (около 39 000 солдат) и Тевтонскими рыцарями с другой (около 27 000 солдат). Тевтонские рыцари потерпели поражение и так и не восстановили своего прежнего влияния. После битвы по Европе распространились слухи, что немцы потерпели поражение только благодаря помощи десятков тысяч татар-язычников, хотя, вероятно, в битве участвовало не более 1000 татарских конных лучников , ядром которых была свита Джалал ад-Дин , сын хана Тохтамыша . В начале битвы Джалал ад-Дин возглавил татарскую и литовскую легкую кавалерию Липки в самоубийственной атаке на артиллерийские позиции тевтонских рыцарей - первоначальной « Атаке легкой бригады ». Великий магистр Тевтонских рыцарей Ульрих фон Юнгинген в ответ приказал своей тяжелой кавалерии преследовать Липков с поля битвы, растаптывая при этом их собственную пехоту. В результате разрушение боевой линии Тевтонских рыцарей стало основным фактором их последующего поражения. Этот инцидент стал одним из самых ярких событий Фильм Александра Форда 1960 года «Кшижацы» ( «Рыцари Тевтонского ордена ») основан на одноименном историческом романе нобелевского лауреата Генрика Сенкевича .
  • 1528: На липкинских татар распространяется законное право польского ( шляхты ) и литовского дворянства на возмездие за ранение или убийство дворянина или члена его семьи.
  • 1569: основе Люблинской Основание Речи Посполитой на унии . Роты липкинской татарской легкой конницы долгое время составляли одну из основ военной мощи Речи Посполитой. Литовские татары с самого начала своего проживания в Литве назывались липками. Они соединили свою судьбу с судьбой Речи Посполитой. Начиная с Грюнвальдской битвы, они участвовали во всех значительных военных кампаниях.
  • 1591: Правление пылкого католика Сигизмунда III (1587–1632) и движение Контрреформации привнесли ряд ограничений на свободы, предоставленные некатоликам в Польше, в том числе Липкам. Это привело к дипломатическому вмешательству султана Мурада III в разговор с польским королем в 1591 году по вопросу о свободе вероисповедания для липков. Это было предпринято по просьбе польских мусульман, сопровождавших посланника польского короля в Стамбул .
  • 1672: Липки Восстание . В качестве реакции на ограничения их религиозных свобод и эрозию их древних прав и привилегий татарские полки Липки, дислоцированные в Подольском регионе на юго-востоке Польши, покинули Содружество в начале польско-османских войн конца 17 века , которые были продлится до конца 17 века, согласно Карловицкому договору 1699 года. Восстание в Липке легло в основу романа «Пан Володыевский» , последнего тома исторической «Трилогии» Генрика Сенкевича , автора, лауреата Нобелевской премии (1905), который был сам происходил из христианизированных липкинских татар. Фильм 1969 года «Пан Володыевский » режиссера Ежи Хоффмана с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли в роли Ази Тухай-бейович до сих пор остается одним из самых кассовых успехов в истории польского кино.
  • 1674: После знаменитой победы поляков при Хочиме татары-липки, удерживавшие Подолье для Турции из крепости Бар, были осаждены войсками Яна Собеского , и была заключена сделка, согласно которой липки вернутся на польскую сторону при условии их древние права и привилегии восстанавливаются.
  • 1676: , Журавнский мирный договор который временно положил конец польско-османским войнам, предусматривал, что липкинским татарам должен был быть предоставлен свободный индивидуальный выбор, хотят ли они служить Османской империи или Речи Посполитой.
  • 1677 г.: Сейм в марте 1677 г. подтвердил все древние татарские права и привилегии. Липкинским татарам было разрешено перестроить все свои старые мечети, поселить в своих имениях христианскую рабочую силу и скупить дворянские имения, ранее не принадлежавшие татарам. Липкинские татары также были освобождены от всех налогов.
  • 1679: В награду за возвращение в состав Речи Посполитой липкинские татары были поселены королём Яном Собеским в коронных имениях губерниях в Брестской , Кобринской и Гродненской . Татары получили очищенную от прежних оккупантов землю от 0,5 до 7,5 квадратных километров на душу населения в зависимости от звания и выслуги лет.
  • 1683: Многие из повстанцев-липкинских татар, вернувшихся на службу Речи Посполитой в 1674 году, позже приняли участие в Венской кампании 1683 года. В их число входили 60 польских татар из роты легкой кавалерии Самуила Мирзы Кшечовского, который позже был спасти жизнь короля Яна III Собеского во время катастрофического первого дня битвы при Парканах , через несколько недель после великой победы в битве при Вене , которая должна была переломить волну исламской экспансии в Европу и ознаменовать начало конца Османской империи. Татары-липки, сражавшиеся на стороне поляков в битве при Вене 12 сентября 1683 года, носили веточки соломы в своих шлемах, чтобы отличаться от татар, сражавшихся под командованием Кара Мустафы на турецкой стороне. Липки, посещающие Вену, традиционно носят соломенные шляпы в память об участии своих предков в прорыве осады Вены .
  • 1699: Некоторые каменецкие татары-липки, сохранившие верность турецкому султану, были расселены в Бессарабии вдоль границ между Османской империей и Речью Посполитой, а также в окрестностях Хочима и Каменца-Подольского и в город, известный как Липканы . Дальнейшая крупномасштабная эмиграция Липков на земли, контролируемые Османской империей, произошла в начале 18 века, после победы, одержанной королем Августом II над королем польского происхождения Станиславом Лещиньским , которого Липки поддерживали в его войне против саксонского короля.
  • 1775: Польские Липки снова стали пользоваться популярностью во время правления последнего короля Станислава Августа (1765–95). В 1775 году сейм подтвердил дворянский статус польско-литовских татар. После раздела Польши Липки принимали участие в различных национальных восстаниях, а также служили вместе с поляками в наполеоновской армии .
  • 1919: Польские липки присоединились к вновь созданным формированиям Польской армии ; Пулк Язды Татарский , а затем 13-й полк Виленских улан .
  • 1939: С возрождением Польского государства был восстановлен Польскотатарский полк после Первой мировой войны в составе Войска Польского , отличавшийся собственной формой и знаменами. После падения Польши в 1939 году польские татары в Виленском (Вильнюсском) 13-м кавалерийском полку были одними из последних зарегистрированных частей Войска Польского, участвовавших в борьбе с немецкими агрессорами под командованием майора Александра Еляшевича . [15]

Текущий статус

[ редактировать ]
Татары в Беларуси по переписи 2009 года.
Флаг липкинских татар в Беларуси.

Сегодня на бывших территориях Речи Посполитой проживает около 10 000–15 000 татар-липка. Большинство потомков татарских семей в Польше могут проследить свое происхождение от дворян раннего Речи Посполитой. Липкинские татары имели поселения на северо-востоке Польши, Белоруссии, Литве, юго-востоке Латвии и Украине. Сегодня большинство из них проживает в Польше, Литве и Беларуси. [ нужна ссылка ]

Большинство липкинских татар (80%) ассимилировались в ряды дворянства Речи Посполитой, в то время как некоторые низшие дворянские татары ассимилировались с белорусским , польским , украинским и литовским горожанами и крестьянским населением. [ нужна ссылка ]

Часть польских татар эмигрировала в США в начале 20 века и поселилась в основном в северо-восточных штатах, хотя есть также анклав во Флориде. В Нью-Йорке существует небольшая, но активная община татар-липка. « Исламский центр польских татар » был построен в 1928 году в Бруклине , Нью-Йорк, и функционировал до недавнего времени. [9]

После присоединения восточной Польши к Советскому Союзу в 1939 году, а затем после Второй мировой войны, в Польше остались только две татарские деревни: Бохоники и Крушиняны . Значительное количество татар на территориях, аннексированных СССР, репатриировалось в Польшу и скопилось в таких городах, как Гданьск (Мацей Муса Конопацкий - патриарх польского Востока). [16] ), Белосток , Варшава и Гожув-Велькопольский общей численностью около 3000 человек. Один из районов Гожува-Велькопольского , куда переселились переселенные татарские семьи, стал называться «Татарскими холмами» или по-польски «Горки Татарские». [ нужна ссылка ]

В 1925 году Мусульманская религиозная ассоциация ( польский : Muzułmański Związek Religijny в Белостоке, Польша, была основана ). В 1992 году начала действовать Организация татар Польской Республики ( польск . Związek Tarów Rzeczypospolitej Polskiej ) с автономными отделениями в Белостоке и Гданьске. [ нужна ссылка ]

В Польше перепись 2011 года показала 1916 человек, заявивших татарскую национальность. [4]

В ноябре 2010 года памятник польскому татарскому населению был открыт в портовом городе Гданьске на церемонии, на которой присутствовал президент Бронислав Коморовский , а также представители татар со всей Польши и из-за границы. Памятник является символом важной роли татар в истории Польши . «Татары проливали свою кровь во всех восстаниях за национальную независимость. Их кровь просочилась в основы возрожденной Польской Республики», - заявил президент Коморовский на открытии. Памятник является первым памятником такого рода, установленным в Европе. [ нужна ссылка ]

Генетика

[ редактировать ]

Отцовский генофонд липкинских татар включает 15 гаплогрупп . Некоторые из них имеют явное географическое родство, включая Восточную Европу и Волго-Уральский регион (N-Tat, R1a-M458, R1a-M558, R1b-M412 и R1b-M478), Среднюю Азию (R1a-Z2125 и Q-M242), Южную Сибирь (Q-M242 и R1b-M478), Кавказ и Ближний Восток (G2a-U1, J1-P58, J2a-M410 и J2b-M12). [17]

Доминирующими гаплогруппами Y-ДНК у липкинских татар являются R1a (54 %) – как славянские, так и степно-азиатские. [18] – J2 (18,9 %) ближневосточного и южноазиатского происхождения и гаплогруппа Q (10,8 %). Другие гаплогруппы — G (8,1 %), N (5,4 %) и J1 (2,7 %). [19]

По данным полногеномного секвенирования, около двух третей геномов липкинских татар состоят из европейского и ближневосточного/кавказского компонентов, а оставшаяся треть принадлежит к двум подвариантам общевосточно-евразийского компонента: восточноазиатскому и сибирскому. . В совокупности анализы PC и ADMIXTURE позволяют предположить наличие значительного количества восточно-евразийских специфичных аллелей среди аутосомных геномов липкинских татар. [17]

Знаменитые потомки липкинских татар

[ редактировать ]
Чарльз Бронсон , актер

Два дальних родственника семьи . Абакановичей

  • Бруно Абаканович - математик, изобретатель и инженер-электрик (дальнее отцовское татарское происхождение Липки) [20]
  • Магдалена Абаканович - польская художница, семья которой имеет дальнее татарское происхождение (дальнее отцовское татарское происхождение Липки).

Липкинские татарские мечети

[ редактировать ]

Татарские могилы на Повонзком кладбище в Варшаве

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Перепись-2019" . Retrieved 13 January 2024 .
  2. ^ «Перепись населения и жилищного фонда — Официальный статистический портал» . Проверено 13 января 2024 г.
  3. ^ «Восточная Европа и мигранты: Мечети Литвы» . Экономист . 14 сентября 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Население. Демографический и социальный статус и структура - Национальная перепись 2011 г.» (PDF) (на польском языке).
  5. ^ https://cultural.pl/en/article/in-the-footsteps-of-the-tatars
  6. ^ https://www.new-east-archive.org/features/show/9945/polish-muslim-lipka-tatars
  7. ^ https://www.academia.edu/33290978/Belarusian_Tatars_Religious_Linguistic_and_Cultural_Peculiarities_of_the_Community
  8. ^ Jump up to: а б (на литовском языке) Литовские татары и их священная книга - Кораны. Архивировано 29 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  9. ^ Jump up to: а б с Гарвардская энциклопедия американских этнических групп, «Польские или литовские татары», издательство Гарвардского университета, стр. 990
  10. ^ Леонард Дрозджевич, Биографический словарь польских татар ХХ века, «Znad Wilii», № 4 (68) 2016 г., стр. 77–82, http://www.znadwiliiwilno.lt/wp-content/uploads / 2020/04/Знад-Вилий-68.pdf
  11. ^ Jump up to: а б с д Селим Мирза-Юсеньский Хазбиевич, «Татарское дворянство в Речи Посполитой» (Татарское дворянство в Речи Посполитой), Verbum Nobile no 2 (1993), Сопот, Польша, «Татарская шляхта в Речи Посполитой» . Архивировано из оригинала 5 января 2006 года . Проверено 23 февраля 2006 г.
  12. ^ «Дастан-и Мирак» . Британская библиотека .
  13. ^ Тарло, Эмма ; Мавры, Аннелис (2013). Исламская мода и антимода: новые перспективы из Европы и Северной Америки . А&С Черный. п. 98. ИСБН  978-0-85785-336-3 .
  14. ^ Агата С Нальборчик. «Мусульманки в Польше и Литве» (PDF) . islamicreligiouseducation.univie.ac.at .
  15. ^ Ян Тышкевич. Из истории польских татар: 1794–1944, Пултуск 2002, ISBN   83-88067-81-8
  16. ^ Леонард Дрозджевич, Мацей Муса Конопацкий (1926–2020). Патриарх Польского Востока «Знад Вилий», № 4 (84) 2020 г., стр. 10–12, http://www.znadwiliiwilno.lt/wp-content/uploads/2021/01/Znad-Wilii - 4-84м.pdf .)
  17. ^ Jump up to: а б Панкратов, Василий; Литвинов, Сергей; Кассиан, Алексей; Шульгин, Дмитрий; Чеботарев, Лив; Юнусбаев, Баязит; Мёлс, Мярт; Саакян, Ованес; Епископосян, Левон; Роотси, Сиири; Мецпалу, Эне; Голубенко Мария; Екомасова Наталья; Ахатова, Фарида; Хуснутдинова, Эльза; Привет, Эвелин; Эндикотт, Филипп; Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Мецпалу, Мейт; Давыденко Олег; Виллемс, Ричард; Кушнеревич Алена (25 июля 2016 г.). «Восточно-евразийское происхождение в центре Европы: генетические следы степных кочевников в геномах белорусских татар-липка» . Научные отчеты . п. 30197. дои : 10.1038/srep30197 . Проверено 22 марта 2024 г. В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
  18. ^ https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskiy-portret-litovskih-tatar-i-fenomen-mongolskie-zavoevaniya-13-veka Генетический портрет литовских татар и феномен «Монгольские завоевания 13 века»
  19. ^ «Проект ДНК дворянства литовских татар - классическая диаграмма Y-ДНК» . Familytreedna.com . Проверено 22 марта 2024 г.
  20. См. С. Дзядулевич, Армарий татарских семей , Вильнюс, 1929, стр. 365.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e2d2c230718841f3a1b656b422ef366__1722438180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/66/6e2d2c230718841f3a1b656b422ef366.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lipka Tatars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)